Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владимир овна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 16:08:10 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» Римова О. А. <£/2022 года Программа учебной дисциплины ОП.13 Безопасность жизнедеятельности п. Приаргунск 2022 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Автор: Петрова Мария Александровна, преподаватель-организатор ОБЖ Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № / от «JZL >> 2022 года Председатель ПЦК Протасова Ф. Р. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» 1.1. Область программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с общепрофессиональными дисциплинами ОП02 Техническая механика, ОП.03 Электротехника и электроника, ОП. 08 Охрана труда, ОП 06 Информационные технологии в профессиональной деятельности 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У 1 Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; У2 Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; У3 Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; У4 Применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и самостоятельно определять среди них; родственные полученной специальности; У5 Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; У6 Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; У7 Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; У8 Оказывать первую помощь пострадавшим. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З1 Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; З2 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; З3 основы военной службы и обороны государства; З4 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; З5 Способы защиты населения от оружия массового поражения; З6 Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; З7 Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; З8 Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении, (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО; З9Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы З10 Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Перечень общих компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины (выбрать в соответствии с программой) Перечень общих компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины (выбрать в соответствии с программой) Шифр Наименование Дескрипторы комп. компетенций (показатели Умения Знания ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. сформированности) Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на каждом шагу Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 9 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционног о поведения. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционног о поведения. Использовать информационные технологии в профессиональной полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Формат оформления результатов поиска информации Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействоватьс коллегами, руководством, клиентами. Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) Сущность гражданскопатриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережени я. Применение средств информатизации и информационных технологий для Применять средства информационных технологий для решения Современные средства и устройства информатизации ОК 10 деятельности. реализации профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке. Ведение общения на профессиональные темы профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональ-ной деятельности правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребитель ные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 68 Объем образовательной программы 68 в том числе: теоретическое обучение 42 практические занятия 12 самостоятельная работа 14 Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 1 Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера 2 Содержание учебного материала 3 Тема 1.2 Основы защиты населения от ЧС военного и мирного характера Уровень освоения 2 1. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера 2. ЧС мирного времени. Классификация ЧС 3. Оружие массового поражения 4.Практическая работа № 1. Мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС 5. Природные, социальные и техногенные опасности (самостоятельная работа - составление системы заданий - 2ч.) Самостоятельная работа обучающихся: - составление системы заданий в виде кроссворда и тестовых вопросов Содержание учебного материала Уровень освоения 2 2. МЧС России. Мероприятия по защите населения от негативных воздействий ЧС 3. Практическая работа № 2. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения, ОЗК и ГП-5 4. ГО. Задачи и основные мероприятия (самостоятельная работа с ФЗ-28 «О гражданской обороне» - 2 часа) 5. Опасности в быту. Принципы снижения вероятности негативных последствий. Бытовые пожары (самостоятельная работа по решению ситуационных задач- 2 часа) Самостоятельная работа обучающихся -работа с нормативными актами - решение ситуационных задач 12 2 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10, З1, З2 2 4 12 2 2 4 4 ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10, З2, З5, З6 У3 Тема 1.3. Основы обороны государства Тема 1.4 Обеспечение устойчивости функционирования объектов Тема 1.5 Здоровье и ЗОЖ Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Виды военно- учетных специальностей и их различия 1. ВС РФ. Виды и рода войск 2. Воинская обязанность (самостоятельная работа с ФЗ-76 "О статусе военнослужащих"- 2 часа) 4. Виды вооружения. Военная техника и специальное снаряжение ВС РФ 5.Практическая работа № 3. Виды военно- учетных специальностей и их различия 6. Военно-учетные специальности 7. АК. Состав, назначение и принцип работы (самостоятельная работа по сборке и разборке массогабаритной модели АК-74 – 2 часа) Самостоятельная работа обучающихся: - Работа с натуральным макетом -Работа с нормативными актами Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики 2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования 3.Практическая работа № 4. Первичные средства пожаротушения 4. Национальная безопасность и национальные интересы России (самостоятельная работа по созданию проекта – 2 часа) 5. Противодействие терроризму Самостоятельная работа обучающихся: - проект «Я гражданин России» Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1. Факторы формирующие здоровье 2. Виды ран и переломов 3. Практическая работа № 5 Оказания первой помощи при ранах 4. Вредные привычки и их влияние на организм (самостоятельная работа по созданию проекта «Скажи «нет» вредным привычкам»- 2 часа) 5. Социальные опасности 18 2 2 ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10, З3, З4, З7, З8, У5 4 2 2 2 4 12 2 2 2 ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10, З9, У4 4 2 14 2 2 2 4 1 ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07, ОК09, ОК10, З10 У1, У2, У6, У7, У8 6.Практическая работа № 6. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях Самостоятельная работа обучающихся: - проект «Скажи «нет» вредным привычкам» Контрольная работа 2 1 Всего: 68 По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности». Оборудование учебного кабинета: - натуральные предметы и макеты - комплект учебно-наглядных пособий - комплект нормативной документации. - учебная доска Технические средства обучения: - компьютеры; - мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, дополнительной литературы Основные источники (печатные издания): 1. Сапронов Ю.Г. и др. «Безопасность жизнедеятельности» 2-е издание, М: «Академия», 2018 г. 2. Арустамов Э.А. и др. «Безопасность жизнедеятельности» 17-е издание, М: «Академия», 2018 г. Дополнительные источники (печатные издания) 1. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2016 г. 2. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2017 г. 3. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2018 г. 3.3. Организация образовательного процесса Связь с дисциплинами: ОГСЭ 02. История ОГСЭ.05 Психология общения ЕН.03.Экология Связь с профессиональными модулями: ПМ .01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств Организация проведения учебных занятий предусмотрена в соответствии с Положением об организации образовательной деятельности (учебного процесса) на очном отделении в ГПОУ «Читинский политехнический колледж», утвержденным Методическим Советом колледжа 27 декабря 2016 года. Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с утвержденными учебными планами, рабочими программами, реализуемыми в соответствии с ФГОС СПО. Расписание предусматривает непрерывность учебного процесса в течение учебного дня, равномерность распределения учебной работы студентов в течение недели. Продолжительность учебного занятия составляет два академических часа. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров. Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: З1 – Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России; З2 - Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; З3 - Основы военной службы и обороны государства; З4 - Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; З5 - Способы защиты населения от оружия массового поражения; З6 - Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при «Отлично» - 90% - 100% Тестирование «Хорошо» - 75% - 89% «Удовлетворительно» - 60% 74% «Неудовлетворительно» – 59% и ниже Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование Тестирование пожарах; З7 - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; Тестирование З8- Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучётные специальности, Тестирование родственные профессиям СПО; З9 - Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; З10 - Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим Умения: У1 - Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; У2 - Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профес иональной деятельности ив быту; У3 - Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; У4 - Применять первичные средства пожаротушения; У5 - Ориентироваться в Тестирование Тестирование «5» - свободное применение полученных знаний при выполнении практических заданий, выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимо последовательности действий. «4» - допущены 2-3 недочета при выполнении практических заданий и студент может исправить самостоятельно при небольшой помощи преподавателя. «3» - практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы Практическая работа №6 Практическая работа № 6 Практическая работа № 2 Практическая работа № 4 Практическая работа № 3 перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; У6 Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной професией; У7 - Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях Практическая работа №6 Практическая работа № 5 Практическая работа №6 военной жизни; У8 - Оказывать первую помощь пострадавшим Практическая работа № 5 5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП Программа дисциплины ОП.13 «Безопасность жизнедеятельности» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования