РП ОП.13 БЖ

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владимир
овна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:08:10
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
Римова О. А.
<£/2022 года

Программа учебной дисциплины
ОП.13 Безопасность жизнедеятельности

п. Приаргунск 2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.16 Эксплуатация и
ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»
Автор: Петрова Мария Александровна, преподаватель-организатор ОБЖ
Рассмотрено
на заседании
ПЦК общеобразовательного цикла
Протокол № / от «JZL >>
2022 года
Председатель ПЦК
Протасова Ф. Р.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
1.1.
Область программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы: общепрофессиональный цикл
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с
общепрофессиональными
дисциплинами
ОП02
Техническая
механика,
ОП.03
Электротехника и электроника, ОП. 08 Охрана труда, ОП 06 Информационные технологии в
профессиональной деятельности
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У 1 Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
У2 Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У3 Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
У4 Применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и самостоятельно определять среди них; родственные полученной
специальности;
У5 Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
У6 Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
У7 Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
У8 Оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
З2 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З3 основы военной службы и обороны государства;
З4 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З5 Способы защиты населения от оружия массового поражения;
З6 Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З7 Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
З8 Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении, (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО;
З9Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы
З10 Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень общих компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины
(выбрать в соответствии с программой)
Перечень общих компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины
(выбрать в соответствии с программой)
Шифр Наименование
Дескрипторы
комп. компетенций
(показатели
Умения
Знания
ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

ОК 2

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

сформированности)
Распознавание
сложных
проблемные
ситуации в
различных
контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций
при решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Определение
потребности в
информации
Осуществление
эффективного
поиска.
Выделение всех
возможных
источников нужных
ресурсов, в том
числе неочевидных.
Разработка
детального плана
действий
Оценка рисков на
каждом шагу
Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата, своего
плана и его
реализации,
предлагает критерии
оценки и
рекомендации по
улучшению плана.
Планирование
информационного
поиска из широкого
набора источников,
необходимого
для
выполнения
профессиональных
задач
Проведение анализа

Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
Анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части;
Правильно
выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы;
Составить план
действия,
Определить
необходимые
ресурсы;
Владеть
актуальными
методами работы в
профессиональной
и смежных сферах;
Реализовать
составленный план;
Оценивать
результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно
или с помощью
наставника).

Актуальный
профессиональный
и социальный
контекст, в
котором
приходится
работать и жить;
Основные
источники
информации и
ресурсы для
решения задач и
проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения работ
в
профессиональной
и смежных
областях;
Методы работы в
профессиональной
и смежных сферах.
Структура плана
для решения задач
Порядок оценки
результатов
решения задач
профессиональной
деятельности

Определять задачи
поиска информации
Определять
необходимые
источники
информации
Планировать
процесс поиска
Структурировать

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности
Приемы
структурирования
информации

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ОК 9

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционног
о поведения.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционног
о поведения.
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной

полученной
информации,
выделяет
в
ней
главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами поиска;
Интерпретация
полученной
информации
в
контексте
профессиональной
деятельности
Участие в деловом
общении для
эффективного
решения деловых
задач
Планирование
профессиональной
деятельность
Понимать
значимость своей
профессии
(специальности)
Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

получаемую
информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать
практическую
значимость
результатов поиска
Оформлять
результаты поиска

Формат
оформления
результатов поиска
информации

Организовывать
работу коллектива и
команды
Взаимодействоватьс
коллегами,
руководством,
клиентами.

Психология
коллектива
Психология
личности
Основы проектной
деятельности

Описывать
значимость своей
профессии
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Сущность
гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения
в ходе выполнения
профессиональной
деятельности

Соблюдение правил
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
Обеспечивать
ресурсосбережение
на рабочем месте

Соблюдать нормы
экологической
безопасности
Определять
направления
ресурсосбережения
в рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбережени
я.

Применение средств
информатизации и
информационных
технологий для

Применять средства
информационных
технологий для
решения

Современные
средства и
устройства
информатизации

ОК 10

деятельности.

реализации
профессиональной
деятельности

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

Применение в
профессиональной
деятельности
инструкций на
государственном и
иностранном языке.
Ведение общения на
профессиональные
темы

профессиональных
задач
Использовать
современное
программное
обеспечение
Понимать
общий
смысл
четко
произнесенных
высказываний
на
известные
темы
(профессиональные
и бытовые),
понимать тексты на
базовые
профессиональные
темы
участвовать
в
диалогах
на
знакомые общие и
профессиональные
темы
строить
простые
высказывания
о
себе и о своей
профессиональной
деятельности
кратко
обосновывать
и
объяснить
свои
действия (текущие
и планируемые)
писать
простые
связные сообщения
на знакомые или
интересующие
профессиональные
темы

Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональ-ной
деятельности
правила
построения
простых
и
сложных
предложений
на
профессиональные
темы
основные
общеупотребитель
ные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная
лексика)
лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств
и
процессов
профессиональной
деятельности
особенности
произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

68

Объем образовательной программы

68

в том числе:
теоретическое обучение

42

практические занятия

12

самостоятельная работа

14

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем
часов

1
Тема 1.1.
Чрезвычайные
ситуации
техногенного и
природного характера

2
Содержание учебного материала

3

Тема 1.2
Основы защиты
населения от ЧС
военного и мирного
характера

Уровень
освоения
2

1. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера
2. ЧС мирного времени. Классификация ЧС
3. Оружие массового поражения
4.Практическая работа № 1. Мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий ЧС
5. Природные, социальные и техногенные опасности
(самостоятельная работа - составление системы заданий - 2ч.)
Самостоятельная работа обучающихся:
- составление системы заданий в виде кроссворда и тестовых вопросов
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
2. МЧС России. Мероприятия по защите населения от негативных воздействий ЧС
3. Практическая работа № 2. Средства индивидуальной и коллективной защиты
населения, ОЗК и ГП-5
4. ГО. Задачи и основные мероприятия (самостоятельная
работа с ФЗ-28 «О гражданской обороне» - 2 часа)
5. Опасности в быту. Принципы снижения вероятности негативных последствий.
Бытовые пожары (самостоятельная работа по решению ситуационных задач- 2
часа)
Самостоятельная работа обучающихся
-работа с нормативными актами
- решение ситуационных задач

12
2
2
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК01, ОК02,
ОК04, ОК06,
ОК07, ОК09,
ОК10, З1, З2

2
4

12
2
2
4
4

ОК01, ОК02,
ОК04, ОК06,
ОК07, ОК09,
ОК10, З2, З5, З6
У3

Тема 1.3.
Основы обороны
государства

Тема 1.4
Обеспечение
устойчивости
функционирования
объектов

Тема 1.5
Здоровье и ЗОЖ

Содержание учебного материала

Уровень
освоения
2

1.Виды военно- учетных специальностей и их различия
1. ВС РФ. Виды и рода войск
2. Воинская обязанность (самостоятельная работа с ФЗ-76 "О статусе
военнослужащих"- 2 часа)
4. Виды вооружения. Военная техника и специальное снаряжение ВС РФ
5.Практическая работа № 3. Виды военно- учетных специальностей и их
различия
6. Военно-учетные специальности
7. АК. Состав, назначение и принцип работы (самостоятельная работа по сборке и
разборке массогабаритной модели АК-74 – 2 часа)
Самостоятельная работа обучающихся:
- Работа с натуральным макетом
-Работа с нормативными актами
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования
3.Практическая работа № 4. Первичные средства пожаротушения
4. Национальная безопасность и национальные интересы России (самостоятельная
работа по созданию проекта – 2 часа)
5. Противодействие терроризму
Самостоятельная работа обучающихся:
- проект «Я гражданин России»
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1. Факторы формирующие здоровье
2. Виды ран и переломов
3. Практическая работа № 5 Оказания первой помощи при ранах
4. Вредные привычки и их влияние на организм (самостоятельная работа по
созданию проекта «Скажи «нет» вредным привычкам»- 2 часа)
5. Социальные опасности

18
2
2

ОК01, ОК02,
ОК04, ОК06,
ОК07, ОК09,
ОК10, З3, З4, З7,
З8, У5

4
2
2
2
4

12
2
2
2

ОК01, ОК02,
ОК04, ОК06,
ОК07, ОК09,
ОК10, З9, У4

4
2

14
2
2
2
4
1

ОК01, ОК02,
ОК04, ОК06,
ОК07, ОК09,
ОК10, З10
У1, У2, У6,
У7, У8

6.Практическая работа № 6. Способы бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях
Самостоятельная работа обучающихся:
- проект «Скажи «нет» вредным привычкам»
Контрольная работа

2

1
Всего:
68
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных
работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения
проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по
дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- натуральные предметы и макеты
- комплект учебно-наглядных пособий
- комплект нормативной документации.
- учебная доска
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
1. Сапронов Ю.Г. и др. «Безопасность жизнедеятельности» 2-е издание, М:
«Академия», 2018 г.
2. Арустамов Э.А. и др. «Безопасность жизнедеятельности» 17-е издание, М:
«Академия», 2018 г.
Дополнительные источники (печатные издания)
1. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2016 г.
2. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2017 г.
3. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2018 г.
3.3. Организация образовательного процесса
Связь с дисциплинами:
ОГСЭ 02. История
ОГСЭ.05 Психология общения
ЕН.03.Экология
Связь с профессиональными модулями:
ПМ .01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Организация проведения учебных занятий предусмотрена в соответствии с
Положением об организации образовательной деятельности (учебного процесса) на
очном отделении в ГПОУ «Читинский политехнический колледж», утвержденным
Методическим Советом колледжа 27 декабря 2016 года.
Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с
утвержденными учебными планами, рабочими программами, реализуемыми
в
соответствии с ФГОС СПО.
Расписание предусматривает непрерывность учебного процесса в течение
учебного дня, равномерность распределения учебной работы студентов в течение недели.
Продолжительность учебного занятия составляет два академических часа.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров.
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным
требованиям, указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования".
Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:
З1 – Принципы обеспечения
устойчивости
объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий
при
техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в
условиях противодействия
терроризму как серьёзной
угрозе
национальной
безопасности России;
З2 - Основные
виды потенциальных
опасностей и их
последствия в
профессиональной
деятельности и в быту,
принципы
снижения
вероятности их реализации;
З3 - Основы военной
службы и обороны
государства;
З4 - Задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны;
З5 - Способы защиты
населения от
оружия
массового
поражения;
З6 - Меры
пожарной
безопасности и
правила
безопасного поведения при

«Отлично» - 90% - 100%
Тестирование
«Хорошо» - 75% - 89%
«Удовлетворительно» - 60% 74%
«Неудовлетворительно» –
59% и ниже

Тестирование

Тестирование
Тестирование
Тестирование

Тестирование

пожарах;

З7 - организацию и порядок
призыва граждан на
военную службу и
поступления на нее в
добровольном порядке;

Тестирование

З8- Основные
виды
вооружения,
военной
техники
и
специального
снаряжения, состоящих на
вооружении
(оснащении)
воинских подразделений, в
которых имеются военноучётные специальности,

Тестирование

родственные профессиям
СПО;
З9 - Область
применения
получаемых
профессиональных
знаний
при
исполнении
обязанностей
военной
службы;
З10 - Порядок и
правила
оказания
первой
помощи
пострадавшим

Умения:
У1 - Организовывать и
проводить мероприятия по
защите работающих и
населения от негативных
воздействий чрезвычайных
ситуаций;
У2 - Предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий
в
профес иональной деятельности
ив быту;
У3 - Использовать
средства
индивидуальной
и
коллективной защиты от
оружия
массового
поражения;
У4 - Применять первичные
средства пожаротушения;
У5 - Ориентироваться в

Тестирование

Тестирование

«5» - свободное применение
полученных знаний при
выполнении практических
заданий, выполнение работы
в полном объеме с
соблюдением необходимо
последовательности
действий.
«4» - допущены 2-3 недочета
при выполнении
практических заданий и
студент может исправить
самостоятельно при
небольшой помощи
преподавателя.
«3» - практическая работа
выполнена не полностью, но
объем выполненной части
позволяет получить
правильные результаты и
выводы

Практическая работа №6

Практическая работа № 6

Практическая работа № 2

Практическая работа № 4
Практическая работа № 3

перечне военно-учетных
специальностей и
самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;

У6 Применять
профессиональные знания в
ходе
исполнения
обязанностей
военной
службы на воинских
должностях в соответствии с
полученной професией;
У7 - Владеть
способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции
в
повседневной деятельности
и экстремальных условиях

Практическая работа №6
Практическая работа № 5

Практическая работа №6

военной жизни;
У8 - Оказывать первую
помощь
пострадавшим

Практическая работа № 5

5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП
Программа дисциплины ОП.13 «Безопасность жизнедеятельности» может быть
использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».