РП ОП.10 Основы экономики, менеджмента

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Бажено
ва
Валент
ина
Владим
ировна

Подписан: Баженова
Валентина
Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""",
CN=Баженова Валентина
Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:06:13
Foxit Reader Версия:
9.5.0

Утверждаю:
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «пгк»
^
Димова О. А.
2022 г.

Программа учебной дисциплины
ОП.10. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Приаргунск 2022г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»
Разработчик:
Лапердина Елена Анатольевна, преподаватель ГПОУ «ПГК»
Рассмотрено на заседании ПЦК информационно-экономического и кулинарного профилей
протокол №
от « (Р »
_____2022 г.
Председатель ПЦК /Р }^! Л.М. Скорнякова

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

8

ОСВОЕНИЯ

8

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16
«Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1. рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
2. применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого
общения;
3. анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. основные положения экономической теории;
2. принципы рыночной экономики;
3. современное состояние и перспективы развития отрасли;
4. роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
5. механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
6. формы оплаты труда;
7. стили управления, виды коммуникации;
8. принципы делового общения в коллективе;
9. управленческий цикл;
10. особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
11. сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
12. формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Шифр
комп.

Наименование
компетенций

Дескрипторы
(показатели
сформированности)

Умения

Знания

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

Распознавание сложных
проблемные ситуации в
различных контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Определение
потребности в
информации
Осуществление
эффективного поиска.
Выделение всех
возможных источников
нужных ресурсов, в том
числе неочевидных.
Разработка детального
плана действий
Оценка рисков на

Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
Анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части;
Правильно выявлять
и эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы;
Составить план
действия,
Определить
необходимые
ресурсы;
Владеть

Актуальный
профессиональный и
социальный контекст,
в котором приходится
работать и жить;
Основные источники
информации и
ресурсы для решения
задач и проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной и
смежных областях;
Методы работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Структура плана для
решения задач
Порядок оценки

4

каждом шагу
Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата, своего плана
и его реализации,
предлагает критерии
оценки и рекомендации
по улучшению плана.

ОК 2

Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

ОК 3

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

ОК 4

Работать в коллективе
и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного

ОК 5

Планирование
информационного
поиска из широкого
набора источников,
необходимого для
выполнения
профессиональных
задач
Проведение анализа
полученной
информации, выделяет в
ней главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами поиска;
Интерпретация
полученной
информации в контексте
профессиональной
деятельности
Использование
актуальной нормативноправовой документацию
по профессии
(специальности)
Применение
современной научной
профессиональной
терминологии
Определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования
Участие в деловом
общении для
эффективного решения
деловых задач
Планирование
профессиональной
деятельность
Владение грамотным
устным и письменным
изложением своих
мыслей по
профессиональной
тематике на
государственном
языке;

актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
Реализовать
составленный план;
Оценивать результат
и последствия своих
действий
(самостоятельно или
с помощью
наставника).
Определять задачи
поиска информации
Определять
необходимые
источники
информации
Планировать
процесс поиска
Структурировать
получаемую
информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать
практическую
значимость
результатов поиска
Оформлять
результаты поиска

результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

Определять
актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональной
деятельности
Выстраивать
траектории
профессионального
и личностного
развития

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации
Современная научная
и профессиональная
терминология
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования

Организовывать
работу коллектива и
команды
Взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.
Излагать свои
мысли на
государственном
языке;
Эффективно
использовать
правила делового
общения.

Психология
коллектива
Психология личности
Основы проектной
деятельности

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности
Приемы
структурирования
информации
Формат оформления
результатов поиска
информации

Особенности
социального и
культурного
контекста;
Правила оформления
документов;
Этика и правила
делового общения.

5

контекста.
ОК 6

ОК 7

ОК 6 Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 9

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

ОК 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке

ОК 11

ОК.11 Использовать
знания по финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере

Проявление
толерантности в
рабочем коллективе.
Понимать значимость
своей профессии
(специальности)
Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

Соблюдение правил
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
Обеспечивать
ресурсосбережение на
рабочем месте.

Применение средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности

Применение в
профессиональной
деятельности
нормативных и учетноотчетных документов
на государственном
иностранном языке.
Определение
инвестиционной
привлекательности
коммерческих идей в
рамках
профессиональной
деятельности;
Составление бизнесплана;
Умение презентовать
бизнес-идею;
Определение

Описывать
значимость своей
профессии
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Сущность
гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения в
ходе выполнения
профессиональной
деятельности

Соблюдать нормы
экологической
безопасности;
Определять
направления
ресурсосбережения
в рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности);
Эффективно
применять правила
поведения в
чрезвычайных
ситуациях.
Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач
Использовать
современное
программное
обеспечение
Грамотно
использовать
нормативную и
оформлять учетноотчетную
документацию для
решения
профессиональных
задач.
Выявлять
достоинства и
недостатки
коммерческой идеи;
Презентовать идеи
открытия
собственного дела в
профессиональной
деятельности;
Оформлять бизнесплан;
Рассчитывать

Правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности;
Пути обеспечения
ресурсосбережения;
Знать правила
поведения в
чрезвычайных
ситуациях.
Современные
средства и устройства
информатизации
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности
Виды учетноотчетной
документации,
используемой в
профессиональной
деятельности.

Основы
предпринимательской
деятельности;
Основы финансовой
грамотности;
Правила разработки
бизнес-планов;
Порядок
выстраивания
презентации;
Виды кредитных
банковских услуг.

6

источников
финансирования;
Грамотный выбор
кредитных продуктов
для открытия дела

размеры выплат по
кредитам.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
самостоятельная работа
в том числе:
Составление конспекта
Итоговая аттестация в форме диф. зачета

Объем часов
40
4
2
12
12

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа студентов

1

2

Тема 1.1
Введение в экономику
Тема 1.2
Характеристика
отрасли
Тема 1.3.
Организация
(предприятие) как
хозяйствующий
субъект рыночной
экономики
Тема 1.4
Экономический анализ
и бизнеспланирование.
Производственная
программа.
Тема 1.5
Издержки
производства и
обращения.
Ценообразование,
себестоимость, валовой

Раздел 1. Основы экономики
Содержание
1. Основные положения экономической теории.
Содержание
1. Отрасль в системе рыночной экономики.
2. Ограниченность экономических ресурсов
Содержание
1. Организация (предприятие): понятие, основные признаки
в т.ч самостоятельная работа заполнить таблицу Организационно-правовые
формы предприятий 2 часа
Содержание
1. Планирование. Основные этапы и методы планирования
2. Бизнес-план: понятие, сущность, назначение, структура.

Содержание
1. Издержки производства и обращения: понятие, экономическая сущность,
классификация
2. Цена. Классификация цен на товары и услуги. Себестоимость продукции
3. Валовой доход: понятие, сущность, источники образования
Практическое занятие №1

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4

2

1

2

2

4

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

4

6

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК1-ОК7
ОК9-ОК11
ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

8

1. Расчет розничной и продажной цены.
Содержание
1. Персонал предприятия: структура и состав, назначение. Планирование
численности и состава персонала
2. Формы оплаты труда. Механизмы формирования заработной платы
Практическое занятие №2
1. Расчет показателей по труду, изучение их взаимосвязи
Тема 1.7
Содержание
Налоговая система.
1. Налог: понятие, сущность, назначение.
в т.ч самостоятельная работа составить схему Классификация налогов 1 час
Тема 1.8
Содержание
Финансы предприятия. 1. Финансы предприятия: понятие, сущность, функции
Инновационная и
инвестиционная
политика
Тема 1.9
Содержание
Внешнеэкономическая 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: понятие, сущность
деятельность
Раздел 2 Основы
Содержание
менеджмента
1. Менеджмент. Цели, задачи, сущность управленческой деятельности
2. Коммуникации: понятие, виды
в т.ч самостоятельная работа ответить на вопросы по теме 1 час
Раздел 3. Основы
Содержание
маркетинга.
1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с
менеджментом
Контрольная работа
Всего:
доход.
Тема 1.6
Трудовые ресурсы.
Эффективность и
оплата труда

2
4

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

2

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

2

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

2

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

4

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

2

2

ОК1-ОК7
ОК9-ОК11

2

2
40

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
экономики организации;
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: схемы, раздаточный материал;
компьютерные презентации по темам:
1.
Организационно-правовые формы организаций;
2.
Внешняя среда организации, и ее состав;
3.
Производственная структура организации;
4.
Основные средства и их роль в процессе производства;
5.
Оборотные средства;
6.
Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных
ресурсов;
7.
Трудовые ресурсы организации;
8.
Ценовая политика организации;
9.
Основы организации оплаты труда;
10.
Основные технико-экономические показатели.
Технические средства обучения:
1.
Компьютер,
2.
Мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основная литература:
1. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации- 10-е изд., пераб.М.: «КноРус», 2018.-407с.
2. Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации –Ростов-на-Дону: изд
«Феникс», 2019г. -385с.
3. Соколова В.В. Основы экономики - 8-е изд., пераб.- М.: «Академия», 2017.-125с.
4. Кожевникова Н.Н., Основы экономики - 9-е изд., пераб.- М.: «Академия», 2017.-290с.
Дополнительная литература:
1. Электронный журнал «Наша бухгалтерия» №1- №12 за 2016 г.
2. Электронный журнал «Наша бухгалтерия» №1- №12 за 2017 г.
3. Электронный журнал «Наша бухгалтерия» №1- №12 за 2018 г.
Интернет – ресурсы:
www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли России
www.cbr.ru Центральный банк России
www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики России
http://www1.minfin.ru Министерство финансов России
www.nalog.ru Федеральная налоговая служба России
3.3. Организация образовательного процесса
Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с
утвержденными учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
профессионального образования (ФГОС СПО). Основу организации учебного процесса
10

составляет график учебного процесса. Расписание учебных занятий, наряду с учебным
планом и программами – основной документ регулирующий организацию учебного
процесса в колледже.
Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность
одного вида занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два
академических часа.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров.
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным
требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования».
Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы оценки
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен знать:
основные
положения
экономической теории;
- принципы рыночной экономики;
современное
состояние
и
перспективы развития отрасли;
роль
и
организацию
хозяйствующих
субъектов
в
рыночной экономике;
- механизмы ценообразования на
продукцию (услуги);
- формы оплаты труда;
стили
управления,
виды
коммуникации;
- принципы делового общения в
коллективе;
- управленческий цикл;
- особенности менеджмента в
области механизации сельского
хозяйства;
сущность,
цели,
основные
принципы и функции маркетинга,
его связь с менеджментом;
- формы адаптации производства и
сбыта к рыночной ситуации

Устный или письменный
ответ:
«5» - ответ полный и
правильный на основании
изученных теорий;
материал изложен в
определенной логической
последовательности,
грамотным языком; ответ
самостоятельный.
«4» - ответ полный и
правильный на основании
изученных теорий;
материал изложен в
определенной логической
последовательности, при
этом допущены две-три
несущественные ошибки,
исправленные по
требованию преподавателя.
«3» - ответ полный, но при
этом допущена
существенная ошибка; или
неполный, несвязный.
«2» - при ответе
обнаружено непонимание
обучающимся основного
содержания учебного
материала или допущены
существенные ошибки,
которые обучающийся не

1. Текущий контроль в
форме:
- письменного ответа;
- устного ответа
2. Промежуточная
аттестация в форме
дифференцированного
зачета.

11

смог исправить при
наводящих вопросах
преподавателя.
В результате освоения
Практическое задание:
1. Текущий контроль в
дисциплины обучающийся
«5» - 1) работа выполнена
форме:
должен уметь:
полностью и правильно,
 защиты практических
- рассчитывать основные технико- сделаны правильные
заданий.
экономические
показатели выводы; 2) работа
2. Промежуточная
деятельности организации;
выполнена по плану с
аттестация в форме
- применять в профессиональной учетом техники
дифференцированного
деятельности приемы делового и безопасности.
зачета
управленческого общения;
«4» - работа выполнена
- анализировать ситуацию на рынке
правильно с учетом 2-3
товаров и услуг;
несущественных ошибок,
исправленных
самостоятельно по
требованию преподавателя.
«3» - работа выполнена
правильно не менее, чем
наполовину или допущена
существенная ошибка.
«2» - допущены две (или
более) существенные
ошибки в ходе работы,
которые обучающийся не
может исправить даже с
консультацией
преподавателя.
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП
Программа дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по
специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования».

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».