Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Бажено ва Валент ина Владим ировна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 16:06:13 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю: Заместитель директора по УПР ГПОУ «пгк» ^ Димова О. А. 2022 г. Программа учебной дисциплины ОП.10. Основы экономики, менеджмента и маркетинга Приаргунск 2022г. Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Разработчик: Лапердина Елена Анатольевна, преподаватель ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК информационно-экономического и кулинарного профилей протокол № от « (Р » _____2022 г. Председатель ПЦК /Р }^! Л.М. Скорнякова СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 8 ОСВОЕНИЯ 8 ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» 1.1.Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 1. рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; 2. применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; 3. анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 1. основные положения экономической теории; 2. принципы рыночной экономики; 3. современное состояние и перспективы развития отрасли; 4. роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; 5. механизмы ценообразования на продукцию (услуги); 6. формы оплаты труда; 7. стили управления, виды коммуникации; 8. принципы делового общения в коллективе; 9. управленческий цикл; 10. особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства; 11. сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; 12. формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации Шифр комп. Наименование компетенций Дескрипторы (показатели сформированности) Умения Знания ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач Порядок оценки 4 каждом шагу Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного ОК 5 Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности Использование актуальной нормативноправовой документацию по профессии (специальности) Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность Владение грамотным устным и письменным изложением своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке; актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска результатов решения задач профессиональной деятельности Определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Содержание актуальной нормативно-правовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Излагать свои мысли на государственном языке; Эффективно использовать правила делового общения. Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации Особенности социального и культурного контекста; Правила оформления документов; Этика и правила делового общения. 5 контекста. ОК 6 ОК 7 ОК 6 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке ОК 11 ОК.11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Проявление толерантности в рабочем коллективе. Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности Применение в профессиональной деятельности нормативных и учетноотчетных документов на государственном иностранном языке. Определение инвестиционной привлекательности коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; Составление бизнесплана; Умение презентовать бизнес-идею; Определение Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) Сущность гражданскопатриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Соблюдать нормы экологической безопасности; Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности); Эффективно применять правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение Грамотно использовать нормативную и оформлять учетноотчетную документацию для решения профессиональных задач. Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; Презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; Оформлять бизнесплан; Рассчитывать Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности; Пути обеспечения ресурсосбережения; Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Виды учетноотчетной документации, используемой в профессиональной деятельности. Основы предпринимательской деятельности; Основы финансовой грамотности; Правила разработки бизнес-планов; Порядок выстраивания презентации; Виды кредитных банковских услуг. 6 источников финансирования; Грамотный выбор кредитных продуктов для открытия дела размеры выплат по кредитам. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем в том числе: практические занятия контрольные работы самостоятельная работа в том числе: Составление конспекта Итоговая аттестация в форме диф. зачета Объем часов 40 4 2 12 12 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов 1 2 Тема 1.1 Введение в экономику Тема 1.2 Характеристика отрасли Тема 1.3. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики Тема 1.4 Экономический анализ и бизнеспланирование. Производственная программа. Тема 1.5 Издержки производства и обращения. Ценообразование, себестоимость, валовой Раздел 1. Основы экономики Содержание 1. Основные положения экономической теории. Содержание 1. Отрасль в системе рыночной экономики. 2. Ограниченность экономических ресурсов Содержание 1. Организация (предприятие): понятие, основные признаки в т.ч самостоятельная работа заполнить таблицу Организационно-правовые формы предприятий 2 часа Содержание 1. Планирование. Основные этапы и методы планирования 2. Бизнес-план: понятие, сущность, назначение, структура. Содержание 1. Издержки производства и обращения: понятие, экономическая сущность, классификация 2. Цена. Классификация цен на товары и услуги. Себестоимость продукции 3. Валовой доход: понятие, сущность, источники образования Практическое занятие №1 Объем часов Уровень освоения 3 4 2 1 2 2 4 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 4 6 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 8 1. Расчет розничной и продажной цены. Содержание 1. Персонал предприятия: структура и состав, назначение. Планирование численности и состава персонала 2. Формы оплаты труда. Механизмы формирования заработной платы Практическое занятие №2 1. Расчет показателей по труду, изучение их взаимосвязи Тема 1.7 Содержание Налоговая система. 1. Налог: понятие, сущность, назначение. в т.ч самостоятельная работа составить схему Классификация налогов 1 час Тема 1.8 Содержание Финансы предприятия. 1. Финансы предприятия: понятие, сущность, функции Инновационная и инвестиционная политика Тема 1.9 Содержание Внешнеэкономическая 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: понятие, сущность деятельность Раздел 2 Основы Содержание менеджмента 1. Менеджмент. Цели, задачи, сущность управленческой деятельности 2. Коммуникации: понятие, виды в т.ч самостоятельная работа ответить на вопросы по теме 1 час Раздел 3. Основы Содержание маркетинга. 1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом Контрольная работа Всего: доход. Тема 1.6 Трудовые ресурсы. Эффективность и оплата труда 2 4 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 2 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 2 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 2 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 4 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 2 2 ОК1-ОК7 ОК9-ОК11 2 2 40 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики организации; Оборудование учебного кабинета: рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-методической документации; наглядные пособия: схемы, раздаточный материал; компьютерные презентации по темам: 1. Организационно-правовые формы организаций; 2. Внешняя среда организации, и ее состав; 3. Производственная структура организации; 4. Основные средства и их роль в процессе производства; 5. Оборотные средства; 6. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов; 7. Трудовые ресурсы организации; 8. Ценовая политика организации; 9. Основы организации оплаты труда; 10. Основные технико-экономические показатели. Технические средства обучения: 1. Компьютер, 2. Мультимедийный проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации- 10-е изд., пераб.М.: «КноРус», 2018.-407с. 2. Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В. Экономика организации –Ростов-на-Дону: изд «Феникс», 2019г. -385с. 3. Соколова В.В. Основы экономики - 8-е изд., пераб.- М.: «Академия», 2017.-125с. 4. Кожевникова Н.Н., Основы экономики - 9-е изд., пераб.- М.: «Академия», 2017.-290с. Дополнительная литература: 1. Электронный журнал «Наша бухгалтерия» №1- №12 за 2016 г. 2. Электронный журнал «Наша бухгалтерия» №1- №12 за 2017 г. 3. Электронный журнал «Наша бухгалтерия» №1- №12 за 2018 г. Интернет – ресурсы: www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли России www.cbr.ru Центральный банк России www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики России http://www1.minfin.ru Министерство финансов России www.nalog.ru Федеральная налоговая служба России 3.3. Организация образовательного процесса Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с утвержденными учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основу организации учебного процесса 10 составляет график учебного процесса. Расписание учебных занятий, наряду с учебным планом и программами – основной документ регулирующий организацию учебного процесса в колледже. Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность одного вида занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два академических часа. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров. Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные положения экономической теории; - принципы рыночной экономики; современное состояние и перспективы развития отрасли; роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; - механизмы ценообразования на продукцию (услуги); - формы оплаты труда; стили управления, виды коммуникации; - принципы делового общения в коллективе; - управленческий цикл; - особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства; сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; - формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации Устный или письменный ответ: «5» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, грамотным языком; ответ самостоятельный. «4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. «3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка; или неполный, несвязный. «2» - при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не 1. Текущий контроль в форме: - письменного ответа; - устного ответа 2. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. 11 смог исправить при наводящих вопросах преподавателя. В результате освоения Практическое задание: 1. Текущий контроль в дисциплины обучающийся «5» - 1) работа выполнена форме: должен уметь: полностью и правильно, защиты практических - рассчитывать основные технико- сделаны правильные заданий. экономические показатели выводы; 2) работа 2. Промежуточная деятельности организации; выполнена по плану с аттестация в форме - применять в профессиональной учетом техники дифференцированного деятельности приемы делового и безопасности. зачета управленческого общения; «4» - работа выполнена - анализировать ситуацию на рынке правильно с учетом 2-3 товаров и услуг; несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя. «3» - работа выполнена правильно не менее, чем наполовину или допущена существенная ошибка. «2» - допущены две (или более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже с консультацией преподавателя. 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП Программа дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». 12