РП ОГСЭ.01 Основы философии

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 15:51:53
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
______ Димова О. А.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Приаргунск, 2022 г.

Программа разработана на основе Федерального Государственного
образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО)
по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования».
Организация - разработчик: ГПОУ «ПГК» Забайкальского края
Разработчики:
Мкртчян Анаит Акоповна, преподаватель ГПОУ «ПГК».

Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол№ / от «_£■»
2022 г.
Председатель ПЦК
______Протасова Ф. Р.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК

Умения

ОК 01 –
Ориентироваться в наиболее
ОК 07, ОК 09, общих философских проблемах
ОК 10, ОК 11. бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста,
социокультурный
контекст;
выстраивать общение на основе
общечеловеческих ценностей.

Знания
- Основные категории и понятия
философии;
- роль философии в жизни человека
и общества;
- основы философского учения о
бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и
религиозной картин мира;
об
условиях
формирования
личности, свободе и ответственности
за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
- о социальных и этических
проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки,
техники и технологий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Количество
часов
46

в том числе:
лабораторные занятия

-

практические занятия

9

самостоятельная работа обучающегося (всего)

13

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов
самостоятельная работа обучающихся
и тем

1
2
Раздел 1.
История философии
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Предмет философии.
1
Философия (основные понятия и определение). Становление и
Введение
предмет, этапы и закономерности развития, методы и внутреннее
строение.
философии.
Тема 1.2.
1
Предпосылки
философии в Древней Индии (реинкарнация и закон
Предпосылки
кармы, добро и зло, роль этики в индийской культуре; специфика
возникновения
отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти) и в
философии
Древнем Китае (натурфилософские представления и значение
Тема 1.3.
Содержание
учебного
материала
ритуала;
взгляды
Лао-цзы, Конфуция, Мао-цзы).
Вехи мировой
1
Античная философия (становление и упадок философии Древней
философской мысли
Греции, философия Древнего Рима, принципиальные отличия
греческой и римской философии).
Особенности и значение
средневековой
философии.
Тема 1.4.
Содержание
учебного материала
Философия нового
1
Философия
эпохи
Возрождения.
Специфика
времени
новоевропейской философии.
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Западная философия
1
Экзистенциализм: проблема свободы и становления личности.
ХХ в.
Основное философское значение психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э.
Фромм). Неопозитивизм и аналитическая философия. Основные
исходные предпосылки и выводы прагматизма. Скептицизм в
Тема 1.6.
Содержание
учебного материала
философии.
Русская философия
1
Особенности и значение русской философии.
Эволюция русской идеи Основные направления
развития советской и постсоветской философии.
В том числе самостоятельная работа. Подготовка индивидуального проекта
по теме «Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе
высших нравственных ценностей».

Объем
часов

Уровень
Коды компетенций,
освоения формированию которых
способствует элемент
программы

3
12

4

5

2

2

2

2

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК
7, ОК3,
9,ОК
10, 4.,
ОК
ОК 6,
1, ОК
ОК 2,ОК
11 5
ОК.
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

2

1

2

2

2

1

2

1
3

ОК 1,ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 5.
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4,
ОК.5, 6, ОК 7, ОК 9, 10,
ОК 11.
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
ОК
11 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
5

Раздел 2.
Происхождение и
устройство мира
Тема 2.1.
Основы
философского
учения о бытии
Тема 2.2.
Движение,
пространство и
время

Раздел 3.
Философия
человека
Тема
3.1.
Природа и
сущность
человека

3
Содержание учебного материала
1
Онтология. Философский смысл понятия «бытия». Материальное
единство мира и его многообразие: понятие материи; материя, как
субстанция.
Содержание учебного материала
1
Движение – атрибут материи; пространство и время – формы бытия
материи. Движение и развитие
Практическое занятие №1
Категория бытия, ее философский смысл и специфика
В том числе самостоятельная работа. Подготовка презентационных
материалов по теме «Многообразие материального мира как проблема»

Содержание учебного материала
1
Религиозные, философские
и естественнонаучные
теории
происхождения
человека.
Проблема
антропосоциогенеза,
взаимоотношения духовного и телесного, биологического и
социального
начала
в
человеке.
Предметно-материальная
Практическое
занятие
№2
деятельность человека. Сущность сознания. Человек, индивид,
личность.
1
Проблема становления человека. Биологическое и социальное в
человеке.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Человек и бог
1
Христианство:
о
взаимоотношениях
человека
и
бога.
Христианская концепция человека. А. Августин, Ф. Аквинский о
человеке. Буддизм о человеке и его судьбе.
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
1
Современный
экзистенциализм,
утилитаризм,
гедонизм,
Проблема смысла
эвдемонизм, христианство, материализм, современная биосферная
жизни. Свобода и
концепция культуры о смысле жизни человека, свобода
и
ответственность
необходимость
в
бытии
человека.
Фатализм,
волюнтаризм,
Б.
личности. Человек и
Спиноза, современная философия о свободе и ответственности
космос
человека. Человек и космос: концепции
Циолковского,
Вернадского, Чижевского.

1

2

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

1

2

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6,
7, ОК3,9,ОК
10, 4.,
ОК
1, ОК 2,ОК
11 5
ОК.
ОК
ОК 2,ОК
ОК 1,
6, ОК
7, ОК3,9,ОК
10, 4.,
ОК
ОК.
5
11
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

1
3
9

2

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

1

2

2

2

2

2

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
ОК
11 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

2

1

6

Практическое занятие №3
Категория бытия, ее философский смысл и специфика
1
Философская проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.

1
1

2

Практическое занятие №4
1
Философская проблема свободы и ответственности личности

1
1

2

В том числе самостоятельная работа. Подготовка устного ответа по теме«
Человек в античной философии», «Философский анализ проблемы человека в
новое время» (на выбор).
Раздел 4.
Философия
Тема
4.1.
познания
Сознание, его
структура
и функции
Тема 4.2.
Познание, его
формы и уровни

Тема 4.3.
Научная,
философская,
религиозная

3

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
6, ОК 2,ОК
7, ОК3,9,ОК
10, 4.,
ОК
ОК 1,
11
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

13
Содержание учебного материала
1
Гносеология. Проблема сознания в истории западной философии.
Сознание, память, самосознание.
2
Диалектико-материалистическая
концепция
сознания.
Сознание и бессознательное.
Содержание учебного материала
Теория познания в концепции античных философов: Сократа,
Аристотеля.
2
Философия Нового времени о познании. Агностицизм Я. Юма, И.
Канта, концепция
конвенциального
знания,
диалектический
материализм о познании.
3
Современная гносеология, герменевтика. Формы познания:
наука, аксиология, искусство, практическая жизнь. Этапы
приобщения человека к культуре. Проблема истины.
Практическое занятие № 5
Категория
бытия, ее философский
смысл и специфика
1
Философская
теория познания.
1

Содержание учебного материала
1
Объективистские
картины мира. Ньютоновско-картизианская
парадигма мышления, теория относительности, современная наука о
картине мира. И. Пригожин о строении и развитии Вселенной.
Христианство и буддизм о возникновении мира, структура
пространства и времени.

2

1

2

1

1

2

1

2

1

2

1
1

2

1

2

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 1,
6, ОК
7, ОК3,9,ОК
10, 4.,
ОК
ОК
ОК 2,ОК
11
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
6, ОК 2,ОК
7, ОК3,9,ОК
10, 4.,
ОК
ОК 1,
11
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
11
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
7

картины мира

Тема 4.4.
Наука, ее роль в
жизни человека и
общества

Практическое занятие №6
Категория бытия, ее философский смысл и специфика
1
Философская, естественнонаучная и религиозная картина мира
Содержание учебного материала
1
Структура научного сознания, его методы и формы. Методы
научного исследования.
2
Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологии.
Практическое занятие № 7
Категория
бытия, ее философский
смыслиитехники.
специфика
1
Философские
проблемы науки

1
1

1

2

1
1
1

В том числе самостоятельная работа. Подготовка сообщения по теме
«Взаимодействие философии и науки»
Раздел 5.
Социальная
Тема 5.1.
философия
Общество и его
развитие

2

2
2

3
9

Содержание учебного материала
1
Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся
система.
2
Гражданское общество и государство. Формационная и
цивилизационная концепция общественного развития.
Практическое занятие № 8
Категория
бытия, ее философский
смысл и специфика
1
Философский
анализ общества.

Тема 5.2
Содержание учебного материала
1
Содержание понятия «культура». Законы и особенности
Философия культуры
функционирования культуры. Массовая и элитарная культура. Х.
Маршалл о массовой коммуникации как новом типе культуры и
новом этапе социального развития общества.
Оптимистическая
концепция
массовой
культуры
Маклюэна, философия
Франкфуртской школы. Г. Маркузе, Т. Оддорна) о молодежной
контркультуре.

1

2

1

2

1
1

2

1

1

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 1,
6, ОК
7, ОК3,9,ОК
10, 4.,
ОК
ОК
ОК 2,ОК
11
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 1,
6, ОК 2,ОК
7, ОК3,
9,ОК
10, 4.,
ОК
ОК.
11 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 1,
6, ОК 2,ОК
7, ОК3,9,ОК
10, 4.,
ОК
ОК.
11 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

8

Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация». Концепция
культуры Шпенглера О., А. Тойнби, Л.Н. Гумилева, мистика,
географический детерминизм
о культуре. Концепция человека и
культуры в 21 веке. Биосферная концепция культуры в трудах В.И.
Вернадского. Запад и Восток. Россия в диалоге культур.
Содержание учебного материала
1
Глобальные
проблемы
современности:
сущность,
содержание, общечеловеческий смысл. Проблема ресурсов в
жизни
современного человечества. Демографическая и
продовольственная проблема. Проблемы Забайкалья. Угрозы
уничтожения жизни в глобальном масштабе (прогнозы будущего
«Римского клуба»). Необходимость гармонизации отношений
человека и среды его обитания. Глобальная мирная стратегия
сохранения человека и человечества.
Практическое занятие № 9
1
Глобальные проблемы современности, их классификация, пути
решения.
2

Тема 5.3.
Глобальные
проблемы
современности

1

1

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

1

2

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

1
1

2

Самостоятельная работа № 5: Подготовка презентационного материала по
теме «Будущее и глобальные проблемы человечества».
Итоговая контрольная работа

3

ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11
ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4.,
ОК. 5
ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК
11

2

ИТОГО
46
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по «Основам философии»
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А., Основы философии, уч. пособие – М., Академия, 2019, 315 с.
2. Горелов А.А., Основы философии, уч. пособие – М., Академия, 2019.
3. Вагин И.В. Давыдович В.Е., Жарков Л.В.., Золотухина Е.В., КохановскийВ.П., Матяш
Т.П., Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. Философия, учебное пособие – Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2005, 574 с.
4. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / Губин В.Д., - 4-е изд. - М.: Форум,
НИЦ ИНФРА-М, 2016.
5. Кохановский В. П., Основы философии, уч. пособие – Изд. – Кнорус, 201.5
6. Югашев Е.А. Основы философии. Учебник для СПО, М.: Изд. Юрайт, 2017.
Дополнительные источники:
1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.
Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009, 463 с.
2. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское просвещение
ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010, 483 с.
3. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М., Юнити-Дана,
2008, 335 с.
4. Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М., ЮнитиДана, 2009, 287 с.
5. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд»
6. Философия, под редакцией Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.; Учебник, М.,
Юнити-Дана, 2014, 635 с.
7. http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12
Научнотеоретический журнал «Вопросы философии» - 2018, - № 12.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Основные категории и понятия
философии.
Роль философии в жизни
человека и общества.
Основы философского учения
о бытии.
Сущность процесса познания.
Основы научной, философской
и религиозной картин мира.
Об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды.
О социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий по выбранному
профилю
профессиональной
деятельности.
Умения:
Ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста,
социокультурный контекст.
Выстраивать
общение
на
основе
общечеловеческих
ценностей.

Критерии оценки

Методы оценки

- определяет основные категории
Устный опрос
и понятия философии;
Письменный опрос
-обозначает роль философии в
Выполнение
жизни человека и общества;
сообщений, рефератов,
-понимает основы философского
Составление
учения о бытии;
конспектов
-определяет сущность процесса
Заполнение таблиц
познания;
Собеседование
- излагает основы научной,
Творческие задания
философской и религиозной
Подготовка
картин мира;
презентационных
излагает
об
условиях
материалов
формирования
личности, Дифференцированные
свободе и ответственности за задания по карточкам
сохранение жизни, культуры,
Зачет
окружающей среды;
-перечисляет
условиядля
решения
социальных
и
этических проблемах, связанных
с развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий;
- ориентируется
в наиболее Ситуационные задачи
общих философских проблемах Практические задания
бытия, познания, ценностей,
Индивидуальные
свободы и смысла жизни как
проекты,
основах формирования культуры
Тестирование.
гражданина
и
будущего
специалиста, социокультурный
контекст;
- выстраивает общение на основе
общечеловеческих ценностей.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».