Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 15:51:53 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» ______ Димова О. А. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» Приаргунск, 2022 г. Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Организация - разработчик: ГПОУ «ПГК» Забайкальского края Разработчики: Мкртчян Анаит Акоповна, преподаватель ГПОУ «ПГК». Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол№ / от «_£■» 2022 г. Председатель ПЦК ______Протасова Ф. Р. СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 1.1. Область применения примерной рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения ОК 01 – Ориентироваться в наиболее ОК 07, ОК 09, общих философских проблемах ОК 10, ОК 11. бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста, социокультурный контекст; выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей. Знания - Основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) Количество часов 46 в том числе: лабораторные занятия - практические занятия 9 самостоятельная работа обучающегося (всего) 13 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, разделов самостоятельная работа обучающихся и тем 1 2 Раздел 1. История философии Тема 1.1. Содержание учебного материала Предмет философии. 1 Философия (основные понятия и определение). Становление и Введение предмет, этапы и закономерности развития, методы и внутреннее строение. философии. Тема 1.2. 1 Предпосылки философии в Древней Индии (реинкарнация и закон Предпосылки кармы, добро и зло, роль этики в индийской культуре; специфика возникновения отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти) и в философии Древнем Китае (натурфилософские представления и значение Тема 1.3. Содержание учебного материала ритуала; взгляды Лао-цзы, Конфуция, Мао-цзы). Вехи мировой 1 Античная философия (становление и упадок философии Древней философской мысли Греции, философия Древнего Рима, принципиальные отличия греческой и римской философии). Особенности и значение средневековой философии. Тема 1.4. Содержание учебного материала Философия нового 1 Философия эпохи Возрождения. Специфика времени новоевропейской философии. Тема 1.5. Содержание учебного материала Западная философия 1 Экзистенциализм: проблема свободы и становления личности. ХХ в. Основное философское значение психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Неопозитивизм и аналитическая философия. Основные исходные предпосылки и выводы прагматизма. Скептицизм в Тема 1.6. Содержание учебного материала философии. Русская философия 1 Особенности и значение русской философии. Эволюция русской идеи Основные направления развития советской и постсоветской философии. В том числе самостоятельная работа. Подготовка индивидуального проекта по теме «Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей». Объем часов Уровень Коды компетенций, освоения формированию которых способствует элемент программы 3 12 4 5 2 2 2 2 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 7, ОК3, 9,ОК 10, 4., ОК ОК 6, 1, ОК ОК 2,ОК 11 5 ОК. ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 2 1 2 2 2 1 2 1 3 ОК 1,ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5. ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК.5, 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11. ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК ОК 11 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 5 Раздел 2. Происхождение и устройство мира Тема 2.1. Основы философского учения о бытии Тема 2.2. Движение, пространство и время Раздел 3. Философия человека Тема 3.1. Природа и сущность человека 3 Содержание учебного материала 1 Онтология. Философский смысл понятия «бытия». Материальное единство мира и его многообразие: понятие материи; материя, как субстанция. Содержание учебного материала 1 Движение – атрибут материи; пространство и время – формы бытия материи. Движение и развитие Практическое занятие №1 Категория бытия, ее философский смысл и специфика В том числе самостоятельная работа. Подготовка презентационных материалов по теме «Многообразие материального мира как проблема» Содержание учебного материала 1 Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека. Проблема антропосоциогенеза, взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начала в человеке. Предметно-материальная Практическое занятие №2 деятельность человека. Сущность сознания. Человек, индивид, личность. 1 Проблема становления человека. Биологическое и социальное в человеке. Тема 3.2. Содержание учебного материала Человек и бог 1 Христианство: о взаимоотношениях человека и бога. Христианская концепция человека. А. Августин, Ф. Аквинский о человеке. Буддизм о человеке и его судьбе. Тема 3.3. Содержание учебного материала 1 Современный экзистенциализм, утилитаризм, гедонизм, Проблема смысла эвдемонизм, христианство, материализм, современная биосферная жизни. Свобода и концепция культуры о смысле жизни человека, свобода и ответственность необходимость в бытии человека. Фатализм, волюнтаризм, Б. личности. Человек и Спиноза, современная философия о свободе и ответственности космос человека. Человек и космос: концепции Циолковского, Вернадского, Чижевского. 1 2 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 1 2 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, 7, ОК3,9,ОК 10, 4., ОК 1, ОК 2,ОК 11 5 ОК. ОК ОК 2,ОК ОК 1, 6, ОК 7, ОК3,9,ОК 10, 4., ОК ОК. 5 11 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 1 3 9 2 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 1 2 2 2 2 2 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК ОК 11 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 2 1 6 Практическое занятие №3 Категория бытия, ее философский смысл и специфика 1 Философская проблема смысла жизни, смерти и бессмертия. 1 1 2 Практическое занятие №4 1 Философская проблема свободы и ответственности личности 1 1 2 В том числе самостоятельная работа. Подготовка устного ответа по теме« Человек в античной философии», «Философский анализ проблемы человека в новое время» (на выбор). Раздел 4. Философия Тема 4.1. познания Сознание, его структура и функции Тема 4.2. Познание, его формы и уровни Тема 4.3. Научная, философская, религиозная 3 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 6, ОК 2,ОК 7, ОК3,9,ОК 10, 4., ОК ОК 1, 11 ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 13 Содержание учебного материала 1 Гносеология. Проблема сознания в истории западной философии. Сознание, память, самосознание. 2 Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание и бессознательное. Содержание учебного материала Теория познания в концепции античных философов: Сократа, Аристотеля. 2 Философия Нового времени о познании. Агностицизм Я. Юма, И. Канта, концепция конвенциального знания, диалектический материализм о познании. 3 Современная гносеология, герменевтика. Формы познания: наука, аксиология, искусство, практическая жизнь. Этапы приобщения человека к культуре. Проблема истины. Практическое занятие № 5 Категория бытия, ее философский смысл и специфика 1 Философская теория познания. 1 Содержание учебного материала 1 Объективистские картины мира. Ньютоновско-картизианская парадигма мышления, теория относительности, современная наука о картине мира. И. Пригожин о строении и развитии Вселенной. Христианство и буддизм о возникновении мира, структура пространства и времени. 2 1 2 1 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 2 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 1, 6, ОК 7, ОК3,9,ОК 10, 4., ОК ОК ОК 2,ОК 11 ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 6, ОК 2,ОК 7, ОК3,9,ОК 10, 4., ОК ОК 1, 11 ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., 11 ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 7 картины мира Тема 4.4. Наука, ее роль в жизни человека и общества Практическое занятие №6 Категория бытия, ее философский смысл и специфика 1 Философская, естественнонаучная и религиозная картина мира Содержание учебного материала 1 Структура научного сознания, его методы и формы. Методы научного исследования. 2 Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии. Практическое занятие № 7 Категория бытия, ее философский смыслиитехники. специфика 1 Философские проблемы науки 1 1 1 2 1 1 1 В том числе самостоятельная работа. Подготовка сообщения по теме «Взаимодействие философии и науки» Раздел 5. Социальная Тема 5.1. философия Общество и его развитие 2 2 2 3 9 Содержание учебного материала 1 Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система. 2 Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. Практическое занятие № 8 Категория бытия, ее философский смысл и специфика 1 Философский анализ общества. Тема 5.2 Содержание учебного материала 1 Содержание понятия «культура». Законы и особенности Философия культуры функционирования культуры. Массовая и элитарная культура. Х. Маршалл о массовой коммуникации как новом типе культуры и новом этапе социального развития общества. Оптимистическая концепция массовой культуры Маклюэна, философия Франкфуртской школы. Г. Маркузе, Т. Оддорна) о молодежной контркультуре. 1 2 1 2 1 1 2 1 1 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 1, 6, ОК 7, ОК3,9,ОК 10, 4., ОК ОК ОК 2,ОК 11 ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 1, 6, ОК 2,ОК 7, ОК3, 9,ОК 10, 4., ОК ОК. 11 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 1, 6, ОК 2,ОК 7, ОК3,9,ОК 10, 4., ОК ОК. 11 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 8 Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация». Концепция культуры Шпенглера О., А. Тойнби, Л.Н. Гумилева, мистика, географический детерминизм о культуре. Концепция человека и культуры в 21 веке. Биосферная концепция культуры в трудах В.И. Вернадского. Запад и Восток. Россия в диалоге культур. Содержание учебного материала 1 Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, общечеловеческий смысл. Проблема ресурсов в жизни современного человечества. Демографическая и продовольственная проблема. Проблемы Забайкалья. Угрозы уничтожения жизни в глобальном масштабе (прогнозы будущего «Римского клуба»). Необходимость гармонизации отношений человека и среды его обитания. Глобальная мирная стратегия сохранения человека и человечества. Практическое занятие № 9 1 Глобальные проблемы современности, их классификация, пути решения. 2 Тема 5.3. Глобальные проблемы современности 1 1 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 1 2 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 1 1 2 Самостоятельная работа № 5: Подготовка презентационного материала по теме «Будущее и глобальные проблемы человечества». Итоговая контрольная работа 3 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 ОК 1, ОК 2,ОК 3, ОК 4., ОК. 5 ОК 6, ОК 7, ОК 9, 10, ОК 11 2 ИТОГО 46 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - учебно-наглядные пособия по «Основам философии» Технические средства обучения: - интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Горелов А.А., Основы философии, уч. пособие – М., Академия, 2019, 315 с. 2. Горелов А.А., Основы философии, уч. пособие – М., Академия, 2019. 3. Вагин И.В. Давыдович В.Е., Жарков Л.В.., Золотухина Е.В., КохановскийВ.П., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. Философия, учебное пособие – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005, 574 с. 4. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / Губин В.Д., - 4-е изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 5. Кохановский В. П., Основы философии, уч. пособие – Изд. – Кнорус, 201.5 6. Югашев Е.А. Основы философии. Учебник для СПО, М.: Изд. Юрайт, 2017. Дополнительные источники: 1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009, 463 с. 2. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010, 483 с. 3. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2008, 335 с. 4. Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М., ЮнитиДана, 2009, 287 с. 5. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд» 6. Философия, под редакцией Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.; Учебник, М., Юнити-Дана, 2014, 635 с. 7. http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12 Научнотеоретический журнал «Вопросы философии» - 2018, - № 12. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: Основные категории и понятия философии. Роль философии в жизни человека и общества. Основы философского учения о бытии. Сущность процесса познания. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности. Умения: Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста, социокультурный контекст. Выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей. Критерии оценки Методы оценки - определяет основные категории Устный опрос и понятия философии; Письменный опрос -обозначает роль философии в Выполнение жизни человека и общества; сообщений, рефератов, -понимает основы философского Составление учения о бытии; конспектов -определяет сущность процесса Заполнение таблиц познания; Собеседование - излагает основы научной, Творческие задания философской и религиозной Подготовка картин мира; презентационных излагает об условиях материалов формирования личности, Дифференцированные свободе и ответственности за задания по карточкам сохранение жизни, культуры, Зачет окружающей среды; -перечисляет условиядля решения социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; - ориентируется в наиболее Ситуационные задачи общих философских проблемах Практические задания бытия, познания, ценностей, Индивидуальные свободы и смысла жизни как проекты, основах формирования культуры Тестирование. гражданина и будущего специалиста, социокультурный контекст; - выстраивает общение на основе общечеловеческих ценностей. 11