Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентина Владимир овна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-06-06 09:58:55 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» ____________Димова О. А. « ___» _________ 2021г. Аннотация к программе учебной дисциплины ОУД. 02 Литература п. Приаргунск, 2021г АННОТАЦИЯ к программе учебной дисциплины ОУД. 02 Литература для профессии 43.01.09 Повар, кондитер 1. Область применения ОУД.02 «Литература» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины ОУД. 02 «Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы входит в общеобразовательный цикл. 3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности. литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. Достижение поставленных целей предусматривает в т.ч. решение следующих основных задач: 1. Обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО; 2. Обеспечение преемственности основных образовательных программ основного общего, среднего общего, профессионального образования. В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 2. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 3. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 5. Эстетическое отношение к миру; 6. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 7. • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.; метапредметных: 1. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 2. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; 3. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности 4. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; предметных: 1. Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; 2. Сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений. 3. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 4. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 5. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 6. Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; 7. Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9. Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. 4.Требования к результатам освоения дисциплины (курса, модуля). В результате освоения учебной дисциплины ОУД. 02 «Литература» у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции: Дискрипторы Шиф Наименование (показатели Умения Знания р компетенций сформированнос ти) ОК 1 Выбирать способы Распознавание Распознавать Актуальный решения задач сложных задачу и/или профессиональный профессиональной проблемных проблему в и социальный деятельности, ситуации в профессиональн контекст, в котором применительно к различных о м и/или приходится различным контекстах. социальном работать и жить. контекстам. Проведение контексте; Основные анализа сложных анализировать источникиинформа ситуаций при задачу и/или ции и решении задач проблему и ресурсы для профессиональн выделять её решения задач и ой деятельности. составные части; проблем в Определение правильно профессиональном этапов решения выявлять и и/или социальном задачи. эффективно контексте. Определение искать Алгоритмы потребности в информацию, выполнения работ в информации. необходимую профессиональной Осуществление для решения и смежных эффективного задачии/или областях. Порядок ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК Планировать и поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий. Оценка рисков на каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. Планирование информационног о поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональн ых задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональн ой деятельности. Использование проблемы; составить план действия, определить необходимые ресурсы. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов Поиска. Оформлять результаты Поиска. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. Определять Содержание 3. реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты актуальной нормативноправовой документацию по профессии (специальности). Применение современной научной профессиональн ой терминологии. Определение траектории профессиональн ого развития и самообразования . Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональн ой деятельности. Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональн ой тематике на государственном языке. Проявление толерантность в рабочем коллективе. Понимать значимость своей профессии (специальности). Демонстрация поведения на основе общечеловеческ их ценностей. актуальность нормативноправовой документации в профессиональн ой деятельности. Выстраивать траектории профессиональн ого и личностного развития. актуальной нормативноправовой документации. Современная научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. Организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействов ать с коллегами, руководством, клиентами. Психология коллектива. Психология личности. Основы проектной деятельности. Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов. Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессиональн ой деятельности по профессии (специальности). Сущность гражданскопатриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. антикоррупционно го поведения. ОК7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережени ю, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация поведения на основе общечеловеческ их ценностей. ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры Поддержание уровня физической подготовленност и для успешной реализации профессиональн ой деятельности ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной Применение средств информатизации и соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережен ия в рамках профессиональн ой деятельности по профессии (специальности) Использовать физкультурнооздоровительну ю деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональн ых целей; Применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональн ой деятельности Пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) Применять средства информационны х технологий для правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; Основы здорового образа жизни; Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности) Средства профилактики перенапряжения Современные средства и устройства информатизации. деятельности. ОК 10. ОК 11 информационны х технологий для реализации профессиональн ой деятельности. решения профессиональн ых задач. Использовать современное программное обеспечение. Использовать Применение Применять информационные средств средства технологии в информатизации информационны профессиональной и х технологий для деятельности. информационны решения х технологий для профессиональн реализации ых задач. профессиональн Использовать ой деятельности. современное программное обеспечение. Использовать Определение Выявлять знания по инвестиционную достоинства и финансовой привлекательнос недостатки грамотности, ть коммерческих коммерческой планировать идей в рамках идеи предпринимательск профессиональн Презентовать ую деятельность в ой деятельности идеи открытия профессиональной Составлять собственного сфере бизнес план дела в Презентовать профессиональн бизнес-идею ой деятельности Определение Оформлять источников бизнес-план финансирования Рассчитывать Применение размеры выплат грамотных по процентным кредитных ставкам продуктов для кредитования открытия дела Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Основы предпринимательск ой деятельности Основы финансовой грамотности Правила разработки бизнес-планов Порядок выстраивания презентации Кредитные банковские продукты 5. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем часов 212 212 Объем образовательной программы в том числе: практические работы 12 контрольная работа 3 самостоятельная работа 42 Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета 6. Формы контроля. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет 7. Содержание дисциплины: Раздел 1.Русская литература первой половины XIX века Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Элегии и баллады в творчестве В.А. Жуковского. Жизнь и творчество А.С. Пушкина Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Поэт». Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Лирика М.Ю. Лермонтова. Поэма «Демон». Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» Жертвы «темного царства» в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Трагедия Катерины Кабановой. Катерна – луч света в «темном царстве». Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» Сила и слабость Евгения Базарова Конфликт «отцов» и «детей» в романе. Жизнь и творчество И. А. Гончарова. Роман «Обломов». Творческая история романа Штольц и Обломов Любовь как лад человеческих отношений. Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского Роман «Что делать?». Нравственные и идеологические проблемы в романе. Роль снов Веры Павловны в романе. Смысл финала романа Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» Образы крестьян-правдоискателей в поэме Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Дворянство в романе. «Дорога чести» Андрея Болконского. Наташа Ростова на пути к счастью. Путь исканий Пьера Безухова Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир». Изображение войны 1812 года. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Теория Раскольникова и ее крах. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и ее главного героя Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказы А.П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» Жизнь и творчество Н. С. Лескова Повесть «Очарованный странник». Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. Лирика поэта Жизнь и творчество А.А. Фета. Поэзия как выражение идеала и красоты Раздел 3. Зарубежная литература Оноре де Бальзак (обзор). «Гобсек» И. В. Гёте (обзор). «Фауст». Фауст и Маргарита. Раздел 4. Русская литература на рубеже веков Русская литература на рубеже ХΙХ –ХХ веков. Жизнь и творчество Л.Н. Андреева. Драма «Жизнь человека» Жизнь и творчество А.И. Куприна. Рассказы и повести. «Гранатовый браслет», «Олеся» Жизнь и творчество И. А. Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» Раздел 5. Поэзия начала XX века Поэзия «Серебряного века» Жизнь и творчество М.И. Цветаевой Жизнь и творчество А.А. Блока Поэма «Двенадцать». Жизнь и творчество С. А. Есенина Поэма Есенина «Анна Снегина» Жизнь и творчество В. Маяковского. Сатира В. Маяковского. Раздел 6. Литература 20-х годов Характеристика литературного процесса 20-х годов Романтические произведения М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль». «На дне» - социально-философская драма М. Горького, суровая, беспощадная правда о жизни «низов». Роман А. Фадеева «Разгром» Раздел 7. Литература 30-х начала 40-х годов Общая характеристика 30-х начала 40-х годов. Рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия». Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жизнь и творчество А.Н. Толстого. Роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Образ Петра. Проблема выдающейся личности и ее роль в судьбе страны. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы» М.А. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Раздел 8. Литература русского Зарубежья Литература русского зарубежья. Тема «отодвинутой» России в сказках «Подснежник», «Косцы», «Далекое». А.И. Куприн. Раздел 9. Литература периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Роман «Доктор Живаго». Обзор ( с чтением фрагментов) Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. Лирика А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти». Раздел 10. Литература 50-х – 80-х годов Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева и др. «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни в произведениях С. Белова, Б. Можаева. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» В. Шаламов. «Колымские рассказы». В. Распутин. «Прощание с Матерой» В.П. Астафьева. Роман «Царь-рыба» Раздел 11. Зарубежная литература И. В. Гете «Фауст» Э. Хемингуэй. «Старик и море» Раздел 12. Произведения для бесед по современной литературе Нравственные проблемы в произведениях А. Арбузова «Годы странствий», В. Розова «В поисках радости», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», В. Шукшина «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеева «Москва – Петушки» Итоговое тестирование за курс обучения