Аннотация ОУД. 02

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентина
Владимир
овна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-06-06 09:58:55
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
____________Димова О. А.
« ___» _________ 2021г.

Аннотация к программе учебной дисциплины
ОУД. 02 Литература

п. Приаргунск, 2021г

АННОТАЦИЯ
к программе учебной дисциплины ОУД. 02 Литература
для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
1.
Область применения
ОУД.02 «Литература» изучается в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
ОУД. 02 «Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы входит в общеобразовательный цикл.
3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
 развитие культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию; анализа и интерпретации литературного произведения как художественного
целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных
сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.
 литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
 определять род и жанр произведения;
 сопоставлять литературные произведения;
 выявлять авторскую позицию;

 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
Достижение поставленных целей предусматривает в т.ч. решение следующих
основных задач:
1. Обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО;
2. Обеспечение преемственности основных образовательных программ основного
общего, среднего общего, профессионального образования.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
1.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
2.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3.
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5.
Эстетическое отношение к миру;
6.
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к
русской литературе, к культурам других народов;
7.
• Использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметных:
1.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
2.
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
3.
Умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
4.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
предметных:
1.
Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания

других культур, уважительного отношения к ним;
2.
Сформированность навыков различных видов анализа литературных
произведений.
3.
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
4.
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
5.
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
6.
Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры;
7.
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8.
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
9.
Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания;
10.
Сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
4.Требования к результатам освоения дисциплины (курса, модуля).
В результате освоения учебной дисциплины ОУД. 02 «Литература» у выпускника
должны быть сформированы следующие компетенции:
Дискрипторы
Шиф Наименование
(показатели
Умения
Знания
р
компетенций
сформированнос
ти)
ОК 1 Выбирать способы Распознавание
Распознавать
Актуальный
решения задач
сложных
задачу и/или
профессиональный
профессиональной проблемных
проблему в
и социальный
деятельности,
ситуации в
профессиональн контекст, в котором
применительно к
различных
о м и/или
приходится
различным
контекстах.
социальном
работать и жить.
контекстам.
Проведение
контексте;
Основные
анализа сложных анализировать
источникиинформа
ситуаций при
задачу и/или
ции и
решении задач
проблему и
ресурсы для
профессиональн выделять её
решения задач и
ой деятельности. составные части; проблем в
Определение
правильно
профессиональном
этапов решения
выявлять и
и/или социальном
задачи.
эффективно
контексте.
Определение
искать
Алгоритмы
потребности в
информацию,
выполнения работ в
информации.
необходимую
профессиональной
Осуществление
для решения
и смежных
эффективного
задачии/или
областях. Порядок

ОК
2.

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

ОК

Планировать и

поиска.
Выделение всех
возможных
источников
нужных
ресурсов, в том
числе
неочевидных.
Разработка
детального
плана действий.
Оценка рисков
на каждом шагу.
Оценивает
плюсы и минусы
полученного
результата,
своего плана и
его реализации,
предлагает
критерии оценки
и рекомендации
по улучшению
плана.
Планирование
информационног
о поиска из
широкого набора
источников,
необходимого
для выполнения
профессиональн
ых задач.
Проведение
анализа
полученной
информации,
выделяет в ней
главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами
поиска.
Интерпретация
полученной
информации в
контексте
профессиональн
ой деятельности.
Использование

проблемы;
составить план
действия,
определить
необходимые
ресурсы.
Реализовать
составленный
план. Оценивать
результат и
последствия
своих действий
(самостоятельно
или с помощью
наставника).

оценки результатов
решения задач
профессиональной
деятельности.

Определять
задачи поиска
информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать
процесс поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять
наиболее
значимое в
перечне
информации.
Оценивать
практическую
значимость
результатов
Поиска.
Оформлять
результаты
Поиска.

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности.
Приемы
структурирования
информации.
Формат
оформления
результатов поиска
информации.

Определять

Содержание

3.

реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие.

ОК
4.

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

ОК 5

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.

ОК 6

Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты

актуальной
нормативноправовой
документацию
по профессии
(специальности).
Применение
современной
научной
профессиональн
ой
терминологии.
Определение
траектории
профессиональн
ого развития и
самообразования
.
Участие в
деловом
общении для
эффективного
решения
деловых задач.
Планирование
профессиональн
ой деятельности.
Грамотно устно
и письменно
излагать свои
мысли по
профессиональн
ой тематике на
государственном
языке.
Проявление
толерантность в
рабочем
коллективе.
Понимать
значимость
своей профессии
(специальности).
Демонстрация
поведения на
основе
общечеловеческ
их ценностей.

актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональн
ой деятельности.
Выстраивать
траектории
профессиональн
ого и
личностного
развития.

актуальной
нормативноправовой
документации.
Современная
научная и
профессиональная
терминология.
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования.

Организовывать
работу
коллектива и
команды.
Взаимодействов
ать с коллегами,
руководством,
клиентами.

Психология
коллектива.
Психология
личности.
Основы проектной
деятельности.

Излагать свои
мысли на
государственном
языке.
Оформлять
документы.

Особенности
социального и
культурного
контекста.
Правила
оформления
документов.

Описывать
значимость
своей
профессии.
Презентовать
структуру
профессиональн
ой деятельности
по профессии
(специальности).

Сущность
гражданскопатриотической
позиции.
Общечеловеческие
ценности. Правила
поведения в ходе
выполнения
профессиональной
деятельности.

антикоррупционно
го поведения.

ОК7

Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

Демонстрация
поведения на
основе
общечеловеческ
их ценностей.

ОК 8

Использовать
средства
физической
культуры для
сохранения и
укрепления
здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержание
необходимого
уровня физической
подготовленности.

Сохранение и
укрепление
здоровья
посредством
использования
средств
физической
культуры
Поддержание
уровня
физической
подготовленност
и для успешной
реализации
профессиональн
ой деятельности

ОК 9

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной

Применение
средств
информатизации
и

соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережен
ия в рамках
профессиональн
ой деятельности
по профессии
(специальности)
Использовать
физкультурнооздоровительну
ю деятельность
для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных и
профессиональн
ых целей;
Применять
рациональные
приемы
двигательных
функций в
профессиональн
ой деятельности
Пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными
для данной
профессии
(специальности)
Применять
средства
информационны
х технологий для

правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной
деятельности; пути
обеспечения
ресурсосбережения
Роль физической
культуры в
общекультурном,
профессиональном
и социальном
развитии человека;
Основы здорового
образа жизни;
Условия
профессиональной
деятельности и
зоны риска
физического
здоровья для
профессии
(специальности)
Средства
профилактики
перенапряжения

Современные
средства и
устройства
информатизации.

деятельности.

ОК
10.

ОК
11

информационны
х технологий для
реализации
профессиональн
ой деятельности.

решения
профессиональн
ых задач.
Использовать
современное
программное
обеспечение.
Использовать
Применение
Применять
информационные
средств
средства
технологии в
информатизации информационны
профессиональной и
х технологий для
деятельности.
информационны решения
х технологий для профессиональн
реализации
ых задач.
профессиональн Использовать
ой деятельности. современное
программное
обеспечение.
Использовать
Определение
Выявлять
знания по
инвестиционную достоинства и
финансовой
привлекательнос недостатки
грамотности,
ть коммерческих коммерческой
планировать
идей в рамках
идеи
предпринимательск профессиональн Презентовать
ую деятельность в
ой деятельности идеи открытия
профессиональной Составлять
собственного
сфере
бизнес план
дела в
Презентовать
профессиональн
бизнес-идею
ой деятельности
Определение
Оформлять
источников
бизнес-план
финансирования Рассчитывать
Применение
размеры выплат
грамотных
по процентным
кредитных
ставкам
продуктов для
кредитования
открытия дела

Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.
Современные
средства и
устройства
информатизации.
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.
Основы
предпринимательск
ой деятельности
Основы
финансовой
грамотности
Правила разработки
бизнес-планов
Порядок
выстраивания
презентации
Кредитные
банковские
продукты

5. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

Объем
часов
212

212
Объем образовательной программы
в том числе:
практические работы
12
контрольная работа
3
самостоятельная работа
42
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

6. Формы контроля.
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет
7. Содержание дисциплины:
Раздел 1.Русская литература первой половины XIX века
Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
Элегии и баллады в творчестве В.А. Жуковского.
Жизнь и творчество А.С. Пушкина
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Вольность»,
«Деревня», «Пророк», «Поэт».
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
Лирика М.Ю. Лермонтова. Поэма «Демон».
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века
Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века.
Пьеса А.Н. Островского «Гроза»
Жертвы «темного царства» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Трагедия Катерины Кабановой. Катерна – луч света в «темном царстве».
Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Сила и слабость Евгения Базарова
Конфликт «отцов» и «детей» в романе.
Жизнь и творчество И. А. Гончарова.
Роман «Обломов». Творческая история романа
Штольц и Обломов
Любовь как лад человеческих отношений.
Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
Роман «Что делать?». Нравственные и идеологические проблемы в романе.
Роль снов Веры Павловны в романе. Смысл финала романа
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо?»
Образы крестьян-правдоискателей в поэме
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.
Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Дворянство в романе.
«Дорога чести» Андрея Болконского.
Наташа Ростова на пути к счастью.
Путь исканий Пьера Безухова
Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».
Изображение войны 1812 года.
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
Роман «Преступление и наказание».
Теория Раскольникова и ее крах.
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
Символическое значение образа «вечной Сонечки».
Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и ее главного героя
Жизнь и творчество А.П. Чехова.

Рассказы А.П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
Жизнь и творчество Н. С. Лескова
Повесть «Очарованный странник».
Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. Лирика поэта
Жизнь и творчество А.А. Фета. Поэзия как выражение идеала и красоты
Раздел 3. Зарубежная литература
Оноре де Бальзак (обзор). «Гобсек»
И. В. Гёте (обзор). «Фауст». Фауст и Маргарита.
Раздел 4. Русская литература на рубеже веков
Русская литература на рубеже ХΙХ –ХХ веков.
Жизнь и творчество Л.Н. Андреева. Драма «Жизнь человека»
Жизнь и творчество А.И. Куприна.
Рассказы и повести. «Гранатовый браслет», «Олеся»
Жизнь и творчество И. А. Бунина.
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско»
Раздел 5. Поэзия начала XX века
Поэзия «Серебряного века»
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
Жизнь и творчество А.А. Блока
Поэма «Двенадцать».
Жизнь и творчество С. А. Есенина
Поэма Есенина «Анна Снегина»
Жизнь и творчество В. Маяковского.
Сатира В. Маяковского.
Раздел 6. Литература 20-х годов
Характеристика литературного процесса 20-х годов
Романтические произведения М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».
«На дне» - социально-философская драма М. Горького, суровая, беспощадная правда о
жизни «низов».
Роман А. Фадеева «Разгром»
Раздел 7. Литература 30-х начала 40-х годов
Общая характеристика 30-х начала 40-х годов.
Рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Жизнь и творчество М.А. Булгакова.
Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Жизнь и творчество А.Н. Толстого.
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый».
Образ Петра. Проблема выдающейся личности и ее роль в судьбе страны.
Жизнь и творчество М.А. Шолохова.
«Донские рассказы» М.А. Шолохова.
Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской
войны
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории.
Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Раздел 8. Литература русского Зарубежья
Литература русского зарубежья.
Тема «отодвинутой» России в сказках «Подснежник», «Косцы», «Далекое». А.И. Куприн.
Раздел
9. Литература периода Великой отечественной войны и первых
послевоенных лет
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Роман «Доктор Живаго». Обзор ( с чтением фрагментов)
Жизнь и творчество А.А. Ахматовой.
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием».
Жизнь и творчество А.Т. Твардовского.
Лирика А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти».
Раздел 10. Литература 50-х – 80-х годов
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Некрасова, К. Воробьева,
В. Кондратьева и др.
«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни в произведениях С. Белова,
Б. Можаева.
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
В. Шаламов. «Колымские рассказы».
В. Распутин. «Прощание с Матерой»
В.П. Астафьева. Роман «Царь-рыба»
Раздел 11. Зарубежная литература
И. В. Гете «Фауст» Э. Хемингуэй. «Старик и море»
Раздел 12. Произведения для бесед по современной литературе
Нравственные проблемы в произведениях А. Арбузова «Годы странствий», В. Розова «В
поисках радости», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»,
В. Шукшина «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеева «Москва – Петушки»
Итоговое тестирование за курс обучения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».