Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-18 18:32:32 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» _________ О.А.Димова «___»______________2021г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ Приаргунск 2021г. Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций ФГАУ «ФИРО» «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования» № 06259 от 17.03.2015 г., с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. Программа разработана для профессии Естественнонаучного профиля базовой подготовки: 43.01.09. Повар, кондитер. Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК» Разработчик: Воронова Надежда Викторовна, преподаватель ГПОУ «ПГК». Вторушина Эрикназ Аваговна, зам. директора по НМР ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол№__ от «__»________2021 г. Председатель ПЦК _____________________ Протасова Ф. Р. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 ОСВОЕНИЯ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ 1.1. Область применения примерной программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО естественно-научного профиля: профессии 43.01.09. Повар, кондитер. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Экология» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: • личностных: Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; Л2. готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания; Л3. объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; Л4. умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; Л5. готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; Л7. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; • метапредметных: М1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; М2. применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; М3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; М4. умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; • предметных: П1. сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»; П2. сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; П5. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; 4 П6.сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций. Шифр комп. Наименование компетенций Дескрипторы (показатели сформированности) ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной дея5 Умения Знания Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы. Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять ре- Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации тельности ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционногоповедения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. зультаты поиска Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте 6 Современная Выстраивать тра- научная и проектории професфессиональная сионального и терминология личностного разВозможные травития ектории профессионального развития и самообразования Организовывать Психология работу коллектива коллектива и команды Психология Взаимодействоличности ватьс коллегами, руководством, клиентами. Описывать знаСущность гражчимость своей данскопрофессии патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем образовательной программы В том числе самостоятельная работа обучающегося Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 7 Объем часов 36 36 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экология Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект) 1 2 Раздел 1. Экология как научная дисциплина Содержание учебного материала Введение Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. 1 Общая эколоТема 1.1 Общая гия. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды экология на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. в т.ч. самостоятельная работа студента подготовить конспект по теме: « Круговорот веществ в природе» 1 час Содержание учебного материала 1 Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Тема1.2. 2 Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Социальная эко3 Демография и проблемы экологии. логия 4 Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». Содержание учебного материала 1 Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Тема1.3. При2 Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы кладная эколо- решения глобальных экологических проблем. гия в т.ч. самостоятельная работа студента Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося. 1 час Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность Содержание учебного материала Тема 2.1 Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. ЕстеСреда обитания 1 ственная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. человека Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. 2 Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Содержание учебного материала Тема 2.2 Объем часов Уровень освоения 3 9 4 2 3 2 4 Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы ОК 07 П1 П2П3П4П5 2 ОК 02,03,07 П1 П2П3П4П5 2 ОК 02,03,0 П1 П2П3П4П57 ОК 02,03,0 П1 П2П3П4П57 16 2 2 5 2 ОК 02,03,07 П1 П2П3П4П5 ОК 02,03,0 П1 8 Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. 2 Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека 3 с т.ч. самостоятельная работа студента Составить конспекты концепт идеальной городской квартиры , о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями 1 час Содержание учебного материала Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к оргаТема 2.3. 1 низации строительства в городе. Экологические вопросы строи- 2 Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их тельства в горо- экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. де в т.ч. самостоятельная работа студента Описание своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в отделке 1 час Содержание учебного материала Тема 2.4. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожноДороги и дорож- 1 му строительству в городе. ное строительМатериалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая ство в городе 2 безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Содержание учебного материала Тема 2.5. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые Экологические 1 бытовые отходы и способы их утилизации. проблемы промышленных и 2 Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. бытовых отходов В том числе самостоятельная работа студента в городе. Предложить пути решения проблемы утилизации ТБО 1 час Содержание учебного материала Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местно1 Тема 2.6. сти. Сельская среда Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических 2 проблем сельского хозяйства. Раздел 3. Концепция устойчивого развития Содержание учебного материала Тема 3.1. Возникновение 1 Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. концепции устойчивого раз- 2 Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Городская среда 1 П2П3П4П57 2 3 2 ОК 0102 03 07 П1 П2П3П4П5 3 2 2 ОК 01,02,03,07 П1 П2П3П4П5 2 2 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 2 2 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 2 ОК 03,04, П1 П2П3П4П507 4 2 9 вития Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках 2 концепции «Устойчивость и развитие». Содержание учебного материала Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, 1 их взаимодействие и взаимовлияние. 1 Тема 3.2 Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойЭкологические след и индекс человеческого развития. 2 чивости, их взаРешение экологических задач на устойчивость и развитие. имодействие и взаимовлияние. Раздел 4. Охрана природы Содержание учебного материала Тема 4.1. Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы органиПриродоохран- 1 заций, способствующих охране природы. ная деятельЗаповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняеность. 2 мые природные территории и их законодательный статус. Содержание учебного материала Тема 4.2. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы РосЭкологические 1 сии. Природные ресурсы и их охрана. кризисы и экологические ситуПриродно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально2 ации. экономические аспекты экологических проблем. Содержание учебного материала Тема 4.3. Природные ресурсы и способы их охраны. 1 2 6 2 2 2 2 2 2 Всего ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 2 Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). Охрана биологических ресурсов в России В т.ч. самостоятельная работа студента Составить конспект «Особо охраняемые природные территории России», «Особо охраняемые природные территории Забайкальского края 1 час Дифференцированный зачет 2 ОК 03,04,06,07 П1 П2П3П4П5 П1 П2П3П4П5 ОК 03,04,06 07П1 П2П3П4П5 П6 1 36 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Экологические основы природопользования» требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - нормативно-правовые документы. Технические средства обучения: мультимедиа-проектор, компьютер, колонки, набор ЦОР по дисциплине (презентации к лекциям, видеоопыты, анимационные схемы и модели работы машин и установок, модели физико-химических процессов). 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Е.В.Титова Экология. учебник профессиональное образование., 5- издание, стереотипное.. М. издательский центр «Академия» 2017г. Дополнительные источники 1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.: Учебник. – М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003. 256с. 2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.пособие для учреждений сред.проф.образования/В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. -240с. 3.Тутикин Е.И.Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб.пособие для нач.проф.образования. – 2-е изд., стереотип. – М.:ИРПО; Изд.центр «Академия»,2000.- 384с. 4. Энциклопедия для детей. Экология/ред.коллегия:.М.Аксёнова, В.Володин, Г.Вильчек, Е.ЯАнаньева и др.- М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 448с.: ил. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Критерии Формы и методы контроля и Результаты обучения оценивания оценки результатов обучения П1. сформированность представлений Критерии 1 - устный опрос; об экологической культуре как услоКритерии 2 - письменный опрос, в том вии достижения устойчивого (сбаланКритерии 3 числе блиц-опрос сированного) развития общества и -решение ситуационных задач природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»; П2. сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; П5. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; П6.сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. 1. Критерии оценивания устного опроса Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике 3) излагает материал последовательно и правильно. Оценка 12 «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности 2) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки. Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа, беспорядочно и неуверенно излагает материал. 2. Критерии оценивания письменного опроса «5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на изученный материал; «4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения; «3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал формулировками при неполном использовании понятийного аппарата дисциплины; «2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал. 3. Критерии оценивания ситуационных задач «5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой формулу, правило, закономерность, явление; «4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление; «3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление; «2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой формулу, правило, закономерность, явление. 5. Возможности использования программы в других ПООП Программа дисциплины ОУД.11 «Экология» может быть использована в программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13