РП ОУД.11 Экология

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-05-18 18:32:32
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
_________ О.А.Димова
«___»______________2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ

Приаргунск 2021г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций ФГАУ «ФИРО» «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования» № 06259 от 17.03.2015 г., с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. Программа разработана для профессии
Естественнонаучного профиля базовой подготовки:
43.01.09. Повар, кондитер.
Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК»
Разработчик:
Воронова Надежда Викторовна, преподаватель ГПОУ «ПГК».
Вторушина Эрикназ Аваговна, зам. директора по НМР ГПОУ «ПГК»
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол№__ от «__»________2021 г.
Председатель ПЦК
_____________________ Протасова Ф. Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

ОСВОЕНИЯ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ
1.1.
Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО естественно-научного
профиля: профессии 43.01.09. Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экология» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
• личностных:
Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
Л2. готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
Л3. объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
Л4. умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
Л5. готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого доступные источники информации;
Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития;
Л7. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач в области экологии;
• метапредметных:
М1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
М2. применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
М3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
М4. умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
П1. сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических
связях в системе «человек—общество — природа»;
П2. сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях,
связанных с выполнением типичных социальных ролей;
П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни;
П5. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей
среде;

4

П6.сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций.
Шифр
комп.

Наименование
компетенций

Дескрипторы (показатели сформированности)

ОК 01

Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности,
применительно к
различным контекстам.

Распознавание сложных проблемные ситуации в различных
контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций
при решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных источников
нужных ресурсов, в
том числе неочевидных. Разработка детального плана действий

ОК 2

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации, необходимой для
выполнения задач
профессиональной деятельности.

Планирование
информационного поиска из широкого
набора источников,
необходимого
для
выполнения профессиональных задач
Проведение анализа
полученной информации, выделяет в
ней главные аспекты.
Структурировать
отобранную информацию в соответствии с параметрами
поиска;
Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной дея5

Умения

Знания

Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или
социальном контексте;
Анализировать
задачу и/или проблему и выделять
её составные части;
Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
Составить план
действия,
Определить необходимые ресурсы.
Определять задачи поиска информации
Определять необходимые источники информации
Планировать процесс поиска
Структурировать
получаемую информацию
Выделять наиболее значимое в
перечне информации
Оценивать практическую значимость результатов
поиска
Оформлять ре-

Актуальный
профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и
жить;
Основные источники информации и ресурсы для решения
задач и проблем
в профессиональном и/или
социальном
контексте.
Алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и
смежных областях.
Номенклатура
информационных источников
применяемых в
профессиональной деятельности
Приемы структурирования
информации
Формат оформления результатов поиска информации

тельности
ОК 3

ОК 4

ОК 6

ОК 7

Планировать и
реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие.

Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами.
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционногоповедения.
Содействовать
сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

зультаты поиска

Применение современной научной
профессиональной
терминологии
Определение траектории профессионального развития и
самообразования
Участие в деловом
общении для эффективного решения деловых задач
Планирование профессиональной деятельность
Понимать значимость своей профессии (специальности)
Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей.

Соблюдение правил
экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте

6

Современная
Выстраивать тра- научная и проектории професфессиональная
сионального и
терминология
личностного разВозможные травития
ектории профессионального
развития и самообразования
Организовывать
Психология
работу коллектива коллектива
и команды
Психология
Взаимодействоличности
ватьс коллегами,
руководством,
клиентами.
Описывать знаСущность гражчимость своей
данскопрофессии
патриотической
позиции
Общечеловеческие ценности
Правила поведения в ходе
выполнения
профессиональной деятельности
Соблюдать нормы
экологической
безопасности
Определять
направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности по
профессии (специальности)

Правила экологической безопасности при
ведении профессиональной
деятельности
Основные ресурсы задействованные в
профессиональной деятельности
Пути обеспечения ресурсосбережения.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Объем образовательной программы
В том числе самостоятельная работа обучающегося
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

7

Объем часов
36
36
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экология

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект)

1
2
Раздел 1. Экология как научная дисциплина
Содержание учебного материала
Введение Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. 1 Общая эколоТема 1.1 Общая гия. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды
экология
на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
в т.ч. самостоятельная работа студента подготовить конспект по теме: « Круговорот
веществ в природе» 1 час
Содержание учебного материала
1 Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.
Тема1.2.
2 Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.
Социальная эко3 Демография и проблемы экологии.
логия
4 Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».
Содержание учебного материала
1 Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные.
Тема1.3. При2 Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы
кладная эколо- решения глобальных экологических проблем.
гия
в т.ч. самостоятельная работа студента
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности,
окружающей среды обучающегося. 1 час
Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. ЕстеСреда обитания 1 ственная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
человека
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.
2
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Содержание учебного материала
Тема 2.2

Объем
часов

Уровень
освоения

3
9

4

2
3

2

4

Коды компетенции, формированию
которых способствует
элемент программы

ОК 07 П1
П2П3П4П5

2

ОК 02,03,07
П1
П2П3П4П5

2

ОК 02,03,0 П1
П2П3П4П57
ОК 02,03,0 П1
П2П3П4П57

16

2

2

5

2

ОК 02,03,07
П1
П2П3П4П5

ОК 02,03,0 П1
8

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
2 Шум и вибрация в городских условиях.
Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека
3 с т.ч. самостоятельная работа студента
Составить конспекты концепт идеальной городской квартиры , о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями 1 час
Содержание учебного материала
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к оргаТема 2.3.
1
низации строительства в городе.
Экологические
вопросы строи- 2 Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их
тельства в горо- экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
де
в т.ч. самостоятельная работа студента
Описание своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в отделке 1 час
Содержание учебного материала
Тема 2.4.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожноДороги и дорож- 1
му строительству в городе.
ное строительМатериалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая
ство в городе
2
безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.
Содержание учебного материала
Тема 2.5.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые
Экологические
1
бытовые отходы и способы их утилизации.
проблемы промышленных и
2 Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
бытовых отходов В том числе самостоятельная работа студента
в городе.
Предложить пути решения проблемы утилизации ТБО 1 час
Содержание учебного материала
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местно1
Тема 2.6.
сти.
Сельская среда
Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических
2
проблем сельского хозяйства.
Раздел 3. Концепция устойчивого развития
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Возникновение 1 Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.
концепции
устойчивого раз- 2 Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».
Городская среда

1

П2П3П4П57

2
3

2

ОК 0102 03 07
П1
П2П3П4П5

3

2

2

ОК
01,02,03,07
П1
П2П3П4П5

2

2

ОК 03,04,07
П1
П2П3П4П5

2

2

ОК 03,04,07
П1
П2П3П4П5

2

ОК 03,04, П1
П2П3П4П507

4
2

9

вития

Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и
развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках
2
концепции «Устойчивость и развитие».
Содержание учебного материала
Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости,
1
их взаимодействие и взаимовлияние.
1

Тема 3.2
Экономический,
социальный,
культурный и
экологический
способы устойЭкологические след и индекс человеческого развития.
2
чивости, их взаРешение экологических задач на устойчивость и развитие.
имодействие и
взаимовлияние.
Раздел 4. Охрана природы
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы органиПриродоохран- 1
заций, способствующих охране природы.
ная деятельЗаповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняеность.
2
мые природные территории и их законодательный статус.
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы РосЭкологические
1
сии. Природные ресурсы и их охрана.
кризисы и экологические ситуПриродно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально2
ации.
экономические аспекты экологических проблем.
Содержание учебного материала
Тема 4.3.
Природные ресурсы и способы
их охраны.

1

2

6
2

2

2

2

2
2

Всего

ОК 03,04,07
П1
П2П3П4П5

2

Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).

Охрана биологических ресурсов в России
В т.ч. самостоятельная работа студента
Составить конспект «Особо охраняемые природные территории России»,
«Особо охраняемые природные территории Забайкальского края 1 час
Дифференцированный зачет

2

ОК
03,04,06,07
П1
П2П3П4П5
П1
П2П3П4П5

ОК 03,04,06
07П1
П2П3П4П5
П6

1
36

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Экологические основы природопользования»
требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения: мультимедиа-проектор, компьютер, колонки,
набор ЦОР по дисциплине (презентации к лекциям, видеоопыты, анимационные схемы и
модели работы машин и установок, модели физико-химических процессов).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Е.В.Титова Экология. учебник профессиональное образование., 5- издание, стереотипное.. М. издательский центр «Академия» 2017г.
Дополнительные источники
1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.: Учебник. –
М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003. 256с.
2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.пособие для
учреждений сред.проф.образования/В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. – 11-е изд., стер. –
М.: Издательский центр «Академия», 2011. -240с.
3.Тутикин Е.И.Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб.пособие для нач.проф.образования. – 2-е изд., стереотип. – М.:ИРПО;
Изд.центр «Академия»,2000.- 384с.
4. Энциклопедия для детей. Экология/ред.коллегия:.М.Аксёнова, В.Володин,
Г.Вильчек, Е.ЯАнаньева и др.- М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 448с.: ил.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Критерии
Формы и методы контроля и
Результаты обучения
оценивания
оценки результатов обучения
П1. сформированность представлений
Критерии 1
- устный опрос;
об экологической культуре как услоКритерии 2
- письменный опрос, в том
вии достижения устойчивого (сбаланКритерии 3
числе блиц-опрос
сированного) развития общества и
-решение ситуационных задач
природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
П2. сформированность экологического
мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия
в разных сферах деятельности;
П3. владение умениями применять
экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением
типичных социальных ролей;
П4. владение знаниями экологических
императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
П5. сформированность личностного
отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за
экологические последствия своих действий в окружающей среде;
П6.сформированность способности к
выполнению проектов экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.
Критерии оценивания устного опроса
Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике 3) излагает материал последовательно и правильно. Оценка
12

«4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает
знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности 2) излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки. Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа, беспорядочно
и неуверенно излагает материал.
2.
Критерии оценивания письменного опроса
«5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на
изученный материал;
«4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются
сомнения;
«3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал формулировками при
неполном использовании понятийного аппарата дисциплины;
«2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал.
3.
Критерии оценивания ситуационных задач
«5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой
формулу, правило, закономерность, явление;
«4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются
сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление;
«3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на
формулу, правило, закономерность, явление;
«2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой формулу,
правило, закономерность, явление.
5. Возможности использования программы в других ПООП
Программа дисциплины ОУД.11 «Экология» может быть использована в программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».