Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-18 18:31:35 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Комплект оценочных средств по дисциплине ОУД.11 Экология п. Приаргунск , 2021. Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» _________ О.А.Димова «___»______________2021г Разработчик: Воронова Надежда Викторовна, преподаватель ГПОУ «ПГК». Вторушина Эрикназ Аваговна, зам. директора по НМР ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол №__ от «__»________2021 г. Председатель ПЦК _____________________ Протасова Ф. Б. Содержание 1. Паспорт комплекта оценочных средств .................................................................................. 4 1.1. Область применения .......................................................................................................... 4 1.2. Система контроля и оценки освоения программы дисциплины .................................... 6 1.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОПОП при освоении программы дисциплины ............................................................................................................................ 6 1.2.2. Организация контроля и оценки освоения программы дисциплины ..................... 6 Текущий и рубежный контроль проводится в виде контрольных работ, практических работ и самостоятельных работ, итоговый в форме зачета. .............................................. 6 2. Комплект материалов для оценки уровня освоения образовательных результатов ........... 7 2.1 Задания для оценки уровня освоения образовательных результатов ................................ 7 2.2. Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности с использованием портфолионе предусмотрено ......................................................................................................................... 12 2.3. Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности в форме защиты курсового проекта (работы)не предусмотрено ....................................................................................... 12 1. Паспорт комплекта оценочных средств 1.1. Область применения Комплект оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения дисциплины «Биология»основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) для специальности технического профиля 43.01.09. Повар, кондитер. Комплект оценочных средств позволяет оценивать: следующих результатов: • предметных: П1.сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»; П2.сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; П5. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; П6.сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций. Шифр Наименование Дескрипторы комп. компетенций (показатели Умения Знания сформированности) ОК 01 Выбирать способы решения задач профессионально й деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Распознавать задачу и/или проблему в профессионально м и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые Актуальный профессиональн ый и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональн ом и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональн ой и смежных областях. ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессионально й деятельности. ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессионально е и личностное развитие. ОК 4 ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействоват ь с коллегами, руководством, клиентами. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ресурсы. Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Номенклатура информационны х источников применяемых в профессиональн ой деятельности Приемы структурирован ия информации Формат оформления результатов поиска информации Современная Выстраивать научная и траектории профессиональн профессиональног ая терминология о и личностного Возможные развития траектории профессиональн ого развития и самообразовани я Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействоват ьс коллегами, руководством, клиентами. Психология коллектива Психология личности Описывать значимость своей профессии Сущность гражданскопатриотической позиции Общечеловеческ ие ценности Правила ОК 7 основе традиционных общечеловечески х ценностей, применять стандарты антикоррупционн огоповедения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережен ию, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ценностей. Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте поведения в ходе выполнения профессиональн ой деятельности Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережени я в рамках профессионально й деятельности по профессии (специальности) Правила экологической безопасности при ведении профессиональн ой деятельности Основные ресурсы задействованны ев профессиональн ой деятельности Пути обеспечения ресурсосбереже ния. 1.2. Система контроля и оценки освоения программы дисциплины Учебная дисциплина Экология изучается на первом - втором курсе. На освоение программы выделено - 72 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, самостоятельной работы обучающегося6 часов При проведении контрольных работ и дифференцированного зачета уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»). 1.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОПОП при освоении программы дисциплины Наименование дисциплины Формы промежуточного контроля и итоговой аттестации 1 Экология 2 Дифференцированный зачет 1.2.2. Организация контроля и оценки освоения программы дисциплины Текущий и рубежный контроль проводится в виде контрольных практических работ и самостоятельных работ, итоговый в форме зачета. После описательной части составляется таблица: Освоенные результаты № заданий для проверки 1 3 П1 Зд1, Зд2, Зд3, зд4 П2 Зд1, Зд2, Зд3, зд4 П3 Зд1, Зд2, Зд3, зд4 П4, Зд1, Зд2, Зд3, зд4 работ, П5 П6 Зд1, Зд2, Зд3, зд4 Зд1, Зд2, Зд3, зд4 2. Комплект материалов для оценки уровня освоения образовательных результатов 2.1 Задания для оценки уровня освоения образовательных результатов Задание 1 Проверяемые результаты: П1, П2, П3, П4, П5, П6 Контрольная работа № 1 1. К физическим воздействиям в условиях городской среды не относятся: а) акустическое воздействие; б) вибрации; в) ионизирующие излучения; г) температура. 2.К насаждениям общего пользования в условиях города относят: а) санитарно-защитные зоны: б) скверы; в) озеленение приусадебных участков; г) зеленные массивы детских и лечебных учреждений. 3. Рудеральная растительность это: а) совокупность популяций видов сегетальных сорняков; б) сообщества регулярно или периодически нарушаемых местообитаний городские пустыри, заброшенные строительные площадки и т.д.); в) растительность пастбищ и интенсивно вытаптываемых участков; г) растительность цветочных клумб. (свалки, 4. Выберите ответ, наиболее полно характеризующий функции зеленых растений в создании оптимальной городской среды: а) улучшение микроклимата урбоэкосистемы; б) улучшение микроклимата и защита от шума; в) рекреационная, структурно-планировочная, декоративно-художественная и санитарно -гигиеническая функции; г) ионизация воздуха и фитонцидные функции. 5. Наиболее выраженным барьерным эффектом по отношению к распространению животных обладают: а) автомагистрали; б) застроенные территории; в) пустыри, свалки. 6. Синантропы это: а) животные, обитающие только в жилых зданиях; б) животных, которые могут обитать на территориях, мало затронутых человеком; в) виды, которые регулярно обитают на территории населенных пунктов или в сооружениях человека; г) животные, обитающие в заброшенных постройках. 7. Биоплато используется для: а) сжигания мусора на городских территориях; б) очистки почв от химического загрязнения; в) выращивания активного ила; г) очистки сточных вод в небольших населенных пунктах. 8.Основные лимитирующие факторы, при «заселении» животными постройки человека (выбрать не правильный ответ): а) относительная влажность воздуха; б) атмосферное давление; в) температура воздуха; г) наличие пищи. 9. Для какой группы городов характерно накопление функционального «балласта», с которым, как правило, связано экологическое неблагополучие города: «расползание» вширь и «захват» новых территорий: а) города промышленные центры; б) курортные города; в) города научные центры; г) города административные центры. 10. Метеопотенциал загрязнения воздуха города это: а) факторы, обуславливающие формирование «острова тепла» на городской территории; б) метеофакторы, обуславливающие возникновение конвекционных условий в атмосфере; в) метеофакторы, обуславливающие формирование инверсий в атмосфере города; г) суммарная оценка воздействия метеорологических факторов, определяющих условия рассеивания и накопления вредных примесей в атмосфере города. 11. Зоны наибольшей хозяйственной активности включают: а) крупные промышленные города, центры интенсивного сельского хозяйства; б) охраняемые природные территории; в) пригородные лесные массивы; г) все ответы правильные. 12. Функции санитарно-защитной зоны: а) обеспечение требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ; б)уменьшение отрицательного влияния промышленных предприятий на население; в)архитектурно-эстетический барьер между промышленными и жилыми районами; г) все ответы правильные. 13. Блок биологической очистки общегородских очистных сооружений включает: а) метантенки; б) аэротенки; в) станцию хлорирования воды; г) песколовки. Эталоны ответов 1 г 2 б 3 б 4 в 5 а 6 в 7 г 8 б Задание 2 Проверяемые результаты: П1, П2, П3, П4, П5, П6 9 г 10 г 11 а 12 г 13 б Контрольная работа № 2 1. Платежи, относящиеся к экологическим – это платежи за … Варианты ответа: (+) выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (+) сбросы сточных вод в водные объекты - использование природных ресурсов - проведение экспертизы 2. Под загрязнением окружающей среды понимают … Варианты ответа: (+) изменение ее свойств в результате поступления экологически вредных веществ - сокращение видового биоразнообразия - деградацию экосистем 3. Метод, который не применяется для оценки качества экологического состояния территорий – метод … Варианты ответа: - биоиндикации - химического анализа (+) экспертных оценок 4. Основные механизмы (методы) государственного управления природоохранной деятельностью Варианты ответа: (+) правовые методы (+) административные и экономические методы - методы экстраполяции - экологические 5. Биосфера – это … Варианты ответа: - совокупность всех существующих на Земле экосистем (+) часть верхней оболочки Земли, в которой существует или может существовать живое существо - воздушное пространство Земли 6. Не существующий вид экологического контроля Варианты ответа: - государственный (+) территориальный - производственный 7. Основной признак, характерный для территорий (зон) экологического бедствия Варианты ответа: (+) глубокие необратимые изменения природной среды - истощение минеральных и других полезных ископаемых - временное приостановление деятельности отдельных предприятий 8. Под качеством природной среды понимают … Варианты ответа: - сохранение растительного и животного мира (+) ее способность воспроизводить жизнь на Земле с сохранением природных экосистем и биоразнообразия - способность к самоочищению и саморегуляции 9. Экономический механизм управления природоохранной деятельностью включает … Варианты ответа: (+) экономическую оценку природных объектов и ресурсов - страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта (+) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ - установление гражданской ответственности 10. Биологическое разнообразие – это разнообразие … Варианты ответа: - организмов (+) видов - экосистем 11. Предмет изучения экологии, как отрасли биологической науки Варианты ответа: - природные объекты и природные ресурсы (+) экологические системы - растительный мир 12. Документ, в котором определены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду Варианты ответа: - Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 - ФЗ «Об охране окружающей среды» (+) Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 13. Глобальные эколого-экономические проблемы – это следствие взаимодействия … Варианты ответа: - отдельных видов хозяйственной деятельности с окружающей средой (+) общества и природы - промышленных предприятий с окружающей средой 14. Момент, который можно отнести к недостаткам в управлении природоохранной деятельностью Варианты ответа: (+) постоянное реформирование природоохранных органов - использование зарубежного опыта - создание на федеральном и региональном уровнях специальных правовых органов для контроля за исполнением природоохранного законодательства 15. Принципы, характеризующие экологическую действующем законодательстве Варианты ответа: (+) обязательности (+) научной обоснованности - приоритета охраны окружающей среды - управления качеством природной среды экспертизу и закрепленные в Задание 3 Проверяемые результаты: П1, П2, П3, П4, П5, П6 Контрольная работа № 3 I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных. 1.Современные эколого-демографические проблемы возникли по причине: А - увеличения оседлости населения в мире Б – миграции населения в города и развитые страны В – миграции населения в сельские местности Г – увеличения числа мелких населённых пунктов 2. По темпам роста численности населения в настоящее время лидируют: А – деревни и села Б – поселки городского типа В – небольшие города Г – мегаполисы 3. Демографическая революция означает: А – снижение рождаемости и смертности Б – снижение смертности В – сохранение баланса между смертностью и рождаемостью Г – увеличение смертности 4. Основными экологическими факторами, способными влиять на демографическую ситуацию в мире, продолжают оставаться: А – пищевые ресурсы и болезни Б – особенности климата и рельефа местности В – особенности географического положения страны Г – климатические условия и наличия хищных животных 5. Основными экологическими причинами эпидемий, влияющих на современную демографическую ситуацию в мире, являются: А – нехватка чистой питьевой воды, антисанитария, недоедание Б – большое количество хищников и паразитов В – природно – климатические особенности Г – разрушение озонового экрана 6. Основными болезнями, определявшими демографическую ситуацию в период Средневековья, были: А – грипп и пищевые отравления Б – чума, холера, оспа В – легочные заболевания Г – заболевания кожи и суставов 7. Социально – экологическая емкость среды зависит от некоторых условий, в частности: А – от успешности решения продовольственной проблемы, состояния медицины и экономики Б – от равномерности размещения населения по территории страны В – от степени осознания существующих проблем жителями страны Г – от успешности выполнения задач системой здравоохранения 8. Темпы роста населения в южных регионах земли, в отличие от северных, как показывают исследования: А- остаются на прежнем уровне Б – увеличиваются В – уменьшаются Г – колеблются то в одну, то в другую сторону Задание 4 Проверяемые результаты: П1, П2, П3, П4, П5, П6 Итоговая контрольная работа Вариант 1. 1.Что такое экологический след человеческого развития(3 примера)? 2.Какие территории относятся к заповедникам и заказникам? 3.Экологический кризис это-…………………………………………. 4.Назовите 3 экологические проблемы России. 5.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? 6.Составте 5 пищевых цепей различных экосистем. 7.Назовите 6 особо охраняемых территорий Забайкальского края? 8.Назовите способы охраны почвенных ресурсов в России? Вариант 2. 1.Что такое экологический индекс человеческого развития(3 примера)? 2.Какие территории относятся к национальным паркам и природным памятникам? 3.Экологическая катастрофа это………………………………………………….. 4.Назовите 3 глобальные экологические проблемы мира. 5.Какие природные ресурсы относятся к возобновляемым? 6.Напишите схему круговорота P в экосистеме. 7.Напишите не менее 8 охраняемых животных и растений Забайкальского края. 8.Назовите способы охраны лесных ресурсов в России. 2.2. Комплект материалов для оценки сформированности образовательных результатов с использованием портфолио не предусмотрено 2.3. Комплект материалов для оценки сформированности образовательных результатов в форме защиты курсового проекта (работы) не предусмотрено Сводная таблица умений и навыков. Результаты обучения по дисциплине П1 П2 П3 П4 П5 П6 Текущий и рубежный контроль Итоговая аттестация по дисциплине Контрольные работы Дифференцированный зачёт + + + + + + + + + + + +