Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-16 11:48:05 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» ____________Димова О. А. « ___» _________ 2021г. Программа учебной дисциплины ОУД.08 Обществознание (включая экономику и право) п. Приаргунск, 2021 г Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» по естественно-научному профилю. Программа разработана для профессии: 43.01.09 «Повар-кондитер». Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж». Разработчик: Клягина Л.А., преподаватель обществознания ГПОУ «Приаргунский государственный колледж». Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол №____от «___»___________2021 г. Председатель ПЦК_________________Протасова Ф. Р. 2 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП 1. 2. 3. 4. 3 стр. 4 6 10 11 17 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 Обществознание 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии естественно-научного профиля. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в состав общеобразовательных дисциплин, имеет межпредметные связи с гуманитарным и техническим профилями. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: Л.1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Л.2. Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Л.3. Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Л.4. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; Л.5. Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л.6. Осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Л.7. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; метапредметных: МП.1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МП.2. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МП.3. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально - правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 4 МП.4. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МП.5. Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; МП.6. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; МП.7. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; предметных: П.1. Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; П.2. Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; П.3. Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; П.4. Сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; П.5. Сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; П.6. Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; П.7. Сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. В результате освоения учебной дисциплины ОУД.08 «Обществознание (включая экономику и право)» у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции: Дискрипторы Ши Наименование (показатели Умения Знания фр компетенций сформированности) ОК Выбирать способы Распознавание Распознавать задачу Актуальный 1 решения задач сложных проблемных и/или проблему в профессиональный и профессиональной ситуации в различных профессионально м социальный деятельности, контекстах. и/или социальном контекст, в котором применительно к Проведение анализа контексте; приходится работать различным сложных ситуаций анализировать и жить. Основные контекстам. при решении задач задачу и/или источникиинформац профессиональной проблему и ии и деятельности. выделять её ресурсы для решения Определение этапов составные части; задач и проблем в решения задачи. правильно выявлять профессиональном Определение и эффективно и/или социальном потребности в искать контексте. информации. информацию, Алгоритмы Осуществление необходимую для выполнения работ в эффективного поиска. решения профессиональной и Выделение всех задачии/или смежных областях. возможных проблемы; Порядок оценки источников нужных составить план результатов решения ресурсов, в том числе действия, задач неочевидных. определить профессиональной 5 ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и Разработка детального плана действий. Оценка рисков на каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности. Использование актуальной нормативно- правовой документацию по профессии (специальности). Применение современной научной профессиональной терминологии. Определение траектории профессионального развития и самообразования. Участие в деловом общении для 6 необходимые ресурсы. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). деятельности. Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов Поиска. Оформлять результаты Поиска. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. Определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности. Выстраивать траектории профессионального и личностного развития. Содержание актуальной нормативноправовой документации. Современная научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. Организовывать Психология работу коллектива и коллектива. команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК Осуществлять 5 устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК Проявлять 6 гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционног о поведения. ОК7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению , эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельности. команды. Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Психология личности. Основы проектной деятельности. Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке. Проявление толерантность в рабочем коллективе. Понимать значимость своей профессии (специальности). Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов. Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности). Сущность гражданскопатриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) ОК 9 Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. Использовать современное программное обеспечение. правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебных часов и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 171 Объем образовательной программы 171 в том числе: практические занятия 23 контрольная работа 15 самостоятельная работа Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет. 8 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Введение Раздел 1. Человек и общество Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические Уровень Объем занятия, самостоятельная работа обучающихся освоения часов Содержание учебного материала 1. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий и специальностей СПО. В том числе самостоятельная работа: заполнение таблицы «Общественные науки» - 1 ч. 1 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК-1-9; Л-1; МП-1-3,7; П-2 22 Содержание учебного материала 1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Практическая работа № 1 Составление таблицы «Отличия человека от животного» 2. Деятельность человека и ее многообразие. Профессиональное самоопределение. Практическая работа №2 Составление схемы-конспекта «Виды деятельности». 3. Темперамент и характер человека. Учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности, интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Практическая работа №3 Составление краткого конспекта: «Классификация потребностей». Практическая работа №4 Прохождение психологических тестов на определение темперамента. 9 2 12 1,5 0,5 2 1,5 0,5 2 1 0,5 0.5 ОК-1-6;ОК-9; ОК 1 МП-1-7; – ОК 9 Л-1,3-6; П-6,7 П1 - П Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Мировоззрение. Основные особенности научного мышления. В том числе самостоятельная работа: заполнение таблицы «Типы мировоззрения» - 1 ч. 5. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. 6. Человек в группе. Многообразие Гражданские качества личности. мира общения. Проблемы межличностного общения в молодежной среде и межличностные конфликты Практическая работа № 5 Составление схемы-конспекта «Формы общения». Содержание учебного материала 1. Общество: понятие, подсистемы и элементы. Общественные отношения. Институты общества, их функции. В том числе самостоятельная работа: заполнение таблицы «Сферы общества» - 1 ч. 2. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. 3. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Типология обществ. Практическая работа №6 Заполнение таблицы «Типы обществ». 4. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Контрольная работа по 1 разделу 4. Тема 1.2 Общество как сложная система Раздел 2 Духовная культура человека и общества Тема 2.1 Содержание учебного материала Духовная культура личности 1. Понятие культуры, ее основные элементы, функции и виды. и общества Субкультура и контркультура. Культурное воспроизводство и диффузия культур. Практическая работа №7 Заполнение таблицы: «Формы культуры». Практическая работа №8 Тест по теме 2.1. 10 2 2 2 2 2 1 1 2 8 2 2 2 2 1 2 1 2 ОК-1,2,4-7,9; Л-1,4- 6; МП-1-7; П-1-7 2 18 1 2 1 0,5 0,5 ОК-1-6;ОК-9; Л-1-6; МП-1-7; П-2,3,5-7 Тема 2.2 Наука и образование в современном мире Содержание учебного материала 1. Наука: понятие, виды и функции. Значимость труда и ответственность ученого перед обществом. Нормы научной этики. 2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Система образования в РФ, государственные гарантии. Практическая работа №9 Составление схемы-конспекта «Образовательные уровни в РФ». Тема 2.3 Содержание учебного материала Мораль, искусство и религии 1. Мораль как регулятор поведения людей. Основные принципы и нормы как элементы духовной морали. Социальные нормы и культура поведения. культуры Практическая работа №10 Заполнение таблицы: «Характеристика социальных норм». 2. Религия как феномен культуры. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. В том числе самостоятельная работа: заполнение таблицы «Мировые религии» - 2 ч. 3. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства. 4. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Особенности молодёжной субкультуры. Контрольная работа по разделу 2 Раздел 3 Экономика Тема 3.1 Содержание учебного материала Экономика и экономическая наука. Эконом-кие системы. 1. Экономика как наука и хозяйство. Основные вопросы экономики. Практическая работа №11 Составление схемы-конспекта «Факторы 2. Разделение труда, специализация и обмен 3. Типы экономических систем. В том числе самостоятельная работа: заполнение таблицы «Типы экономических систем» - 1ч. 11 2 4 2 2 1,5 ОК-1-6;ОК-9; Л-2-6; МП-1-7; П-1-3,5-7 0,5 1 10 1 1 2 4 2 2 2 2 ОК-1-6;ОК-9; Л-1-6; МП-1-7; П-1-7 2 34 8 2 2 2 1,5 0,5 2 2 ОК-1-6;ОК-9;ОК11 Л-1,3-6; МП-1-7; П-1-7 Собственность: понятие, содержание и форма. Трансформирование форм собственности. Практическая работа №12 Составление схемы-конспекта «Способы приобретения и прекращения права собственности». Содержание учебного материала 4. Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Рынок: понятие, функции и виды. Важнейшие элементы рыночного механизма и их факторы 2. Конкуренция: понятия и виды 3. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Роль труда. 4. Производительность Организационные формы бизнеса в России, основные источники финансирования. 5. Фондовый рынок. Акции и облигации 6. Деньги: виды, признаки и функции. Банковская система. Роль Центрального банка. Процент Инфляция: виды, причины, последствия. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики. Практическая работа №13 Составление схем: «Признаки и функции денег», «Виды инфляции». 7. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. 8. Государственный бюджет. Налоговая политика государства, виды налогов. Государственные расходы и государственный долг. Практическая работа №14 Составление схемы-конспекта: «Виды налогов». Тема 3.3 Содержание учебного материала Рынок труда и безработица. 1. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Роль профсоюзов и Экономика семьи. государства на рынках труда. Человеческий капитал. 2. Безработица: понятие, причины и экономические последствия. Практическая работа №15 Заполнение таблицы:«Виды безработицы». 3. Рациональный потребитель. Защита прав потребителей. Практическая работа № 16 Работа с ФЗ «О защите прав 4. потребителей». Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Тема 3.4 Содержание учебного материала Основные проблемы 1. Экономика современной России. Становление, особенности ми экономики России. Элементы проблемы. 1. 12 2 1 1 12 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 ОК-1-6;ОК-9;ОК11; Л-1,3-6; МП-1-7; П-1-7 1 2 2 2 1,5 0,5 2 2 8 2 2 1,5 0,5 1,5 0,5 2 2 4 2 2 ОК-1-6;ОК-9;ОК11; Л-1,3-6; МП-1-7; П-1-3; П-5-7 ОК-1-6;ОК-9;ОК11; Л-1-6; МП-1-7; международной экономики Мировая экономика. Организация международной торговли. Глобальные экономические проблемы Контрольная работа по разделу 3 2. 2 Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты Тема 4.3 Важнейшие социальные общности групп Содержание учебного материала 1. Социальные отношения. Социальные общности и группы. Практическая работа № 17 Составление схемы-конспекта «Виды социальных групп». 2. Социальная стратификация и социальная мобильность. В том числе самостоятельная работа: составление конспекта «Исторические типы стратификации» - 1ч. 3. Социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. 4. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Содержание учебного материала 1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Практическая работа № 18 Составление схемы-конспекта «Виды и типы социального контроля». 2. Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость ЗОЖ. 3. Социальный конфликт: причины, истоки возникновения, стадии и способы разрешения. Практическая работа № 19 Составление конспекта «Стадии протекания и способы разрешения социального конфликта». Содержание учебного материала 1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и другие группы. 2. Молодежь как социальная группа населения. 13 П-1-7 2 22 Раздел 4 Социальные отношения Тема 4.1 Социальная роль и стратификация 2 2 6 1,5 0,5 2 2 2 2 1 1 2 6 1 1 2 2 2 1 ОК-1-6;ОК-9; Л-2-6; МП-1-7; П-6; П-7 ОК-1-6;ОК-9; Л-2-6; МП-1-7; П-6; П-7 1 2 8 2 2 2 ОК-1-6;ОК-9; Л-1,3.5-7; МП-1-7; П-6-7 Этнические общности. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. Практическая работа № 20 Работа со словарем по теме «Этнические общности». 4. Семья как малая социальная группа. В том числе самостоятельная работа -1ч. Контрольная работа по разделу 4 3. Раздел 5. В том числе самостоятельная работа -1ч. Политика как общественное явление Тема 5.1 Содержание учебного материала Политика и власть. 1. Власть: понятие, элементы, источники, средства, ресурсы. Государство в политической Легитимность и ее типы системе Практическая работа № 21 Составление схемы «Типы легитимности». 2. Политика как общественное явление. Политическая система и ее внутренняя структура. Политические институты 3. Государство как политический институт. Признаки и функции государства, государственный суверенитет. Практическая работа № 22 Выполнение письменного задания (вопрос №7 стр.242-243). 4. Форма государства. Форма правления 5. Национально-государственное устройство. Политический режим Практическая работа № 23 Работа со схемой «Форма государства» (составление схемы, словаря, таблицы) 6. Правовое государство: понятие и признаки, становление. В том числе самостоятельная работа -1ч. Тема 5.2 Содержание учебного материала Участники политического 1. Личность и государство. Политический статус личности. процесса Политическое участие и его типы. Политическое лидерство. Политическая элита и особенности ее формирования в современной России.Политическое лидерство. Политическая элита и особенности её формирования в современной России. 14 2 1 1 2 2 2 24 1 12 0,5 0,5 1 1 1 1 ОК-1-6;ОК-9; Л-3-6; МП-1-7; П-6; П-7 1 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 ОК-1-6;ОК-9; Л-2-6; МП-1-7; П-1-3; П-5-7 Гражданское общество и государство. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в РФ 3. Выборы в демократическом обществе. Избирательное право. Избирательная кампания в РФ Практическая работа № 24 Составление схемы-конспекта «Этапы избирательного процесса в России». 4. Политические партии и движения. Их классификации. Современные идейно-политические системы. Законодательное регулирование деятельности партии в РФ. 5. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Контрольная работа по разделу 5 2. Раздел 6. Право Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений Тема 6.2 Основы конституционного права РФ Содержание учебного материала 1. Юриспруденция как общественная наука. 2. Право в системе социальных норм. 3. Система права: основные институты и отрасли. 4. Основные формы (источники) права. 5. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. 6. Правосознание: элементы, содержание, виды, дефекты и деформации. 7. Правоотношение: понятие и структура. 8. Правонарушение и юридическая ответственность. Практическая работа № 25 Составление схемы «Виды юридической ответственности». Содержание учебного материала 1. Конституционное право как отрасль Российского права. Основы конституционного строя РФ. В том числе самостоятельная работа -1ч. 3. Основные конституционные права и обязанности граждан России. Практическая работа № 26 Работа с конституцией РФ (глава 2). 4. Система государственных органов РФ. 5. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат. 6. Судебная система РФ. 7. Местное самоуправление. 15 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 46 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 1 1 2 1 1 ОК-1-6;ОК-9;ОКОК-1-6; ОК-9; 11; Л-3-6; МП-1-7; Л-2-6; МП-1-7; П-6;П-6; П-7 П-7 2 2 1 1 14 2 1 1 2 2 1 1 ОК-1-6;ОК-9;ОКОК-1-6;ОК-9; 11; Л-3-6; МП-1-7; Л-2-6; МП-1-7; П-6;П-6; П-7 П-7 Гражданство: понятие, принципы, порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. В том числе самостоятельная работа -1ч. 9. Международное право. Защита прав человека в условиях мирного и Тема 6.3 Содержание учебного материала времени Отрасли российского права 1. военного Гражданское право: понятие, субъекты и объекты. 2. Подотрасли гражданского права Практическая работа №27 Решение тестов по теме «Гр-кое право». 3. Трудовое право: понятие, принципы, субъекты и объекты. Трудовой договор время и время отдыха. Оплата труда. Гарантии и компенсации 4. Рабочее 5. Дисциплина и охрана труда. Трудовые споры Практическая работа №28Решение тестов по теме «Трудовое право». 6. Административное право. Административные проступки и ответственность Практическая работа №29Решение тестов по теме «Адм-ное право». 7. Уголовное право: общая характеристика, задачи и принципы. Преступление: понятие и виды. 8. Уголовное наказание Практическая работа №30Решение тестов по теме«Уголовное право» Контрольная работа по разделу 6 Итоговая контрольная работа по курсу ИТОГО 8. 16 2 2 1 2 2 18 2 1,5 0.5 2 2 1,5 0,5 1,5 2 0,5 4 2 2 2 2 2 2 1.5 0,5 2 3 171 ОК-1-6; ОК-9; Л-3-6; МП-1-7; П-1-3,6,7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета обществознания. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Обществознания»: 1. Ученические столы, стулья 2. Рабочее место преподавателя в комплекте: ПК; мультимедиапроектор; экран для проецирования 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Печатные издания Для студентов 1. Важенин А.Г. Обществознание. Учебник. – М.: 2017 2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. – М.: 2018 3. Важенин А.Г. Контрольные материалы по обществознанию.– М.:2017 4.Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. – М.: 2018 5.Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. – М.: 2018 6.Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Соболева О.Б., Кошкина С.Г., Бордовский Г.А. – М.: 2019 7. Обществознание, 10 класс, Кравченко А.И. – М.: 2019 8. Обществознание, 11 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: 2019 9.Обществознание в схемах и таблицах. Северинов К.М. – М.: 2019 10.Обществознание в таблицах, 10-11 класс, Баранов П.А. – М.: 2019 11. ЕГЭ 2019. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЛазебниковаА.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. – М.: 2021 12. ЕГЭ 2020. Обществознание. Тренировочные задания. Баранов П.А., Шевченко С.В. – М.: 2020 13. ЕГЭ 2019. Обществознание. Репетиционные варианты О.А. Котова, Т.Е. Лискова.– М.: 2020 Для преподавателей 1. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 1202. ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480 4. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» 5. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) 6. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М.: 2019/2020 7. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.– М.: 2019/2020 8. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М.: 2019/2020 Нормативно-правовые акты 17 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). 2. Водный кодекс РФ от 3.06.2006 №74-ФЗ // СЗ РФ. – 2006, №23. – Ст. 2381. 3. Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. 4. №32. –Ст. 3301; ч. II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. – 1996, № 5. – Ст. 410; ч. III от26.11.2001 №146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001, №49. – Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006, № 52 (ч. I). – Ст. 5496 5. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ // СЗ РФ. – 2001 , № 44. – Ст. 4147 6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 7. № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002, №1 (ч. I). – Ст. 1 8. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002, № 1 (ч. I). – Ст. 3 9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996, № 25. – Ст. 2954 10. Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. – 1992, № 15. – Ст. 766. 11. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. – 1991, № 18. – Ст. 566 12. Закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. 13. Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1995, № 10. – Ст. 823 14. Закон РФ от 11.02.1993 г. № 4462-1 «О Нотариате» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1993 15. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ. // СЗ РФ. – 2002 16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 17. 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. – 2012 18. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. – 1999, № 14. – Ст. 19. 1650. 20. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. – 2002, № 2. – Ст. 133. 21. Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. – 1995. – 4 мая. 22. Федеральный закон от 4.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. – 1999, № 18. – Ст. 2222. 23. Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. – 1996, 18 мая. 24. Указ Президента РФ от 7.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. – 2012, 9 мая. Интернет- ресурсы http:// history, standart. edu. ru – История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы http:// www. openclass. ru/communities/ – Открытый класс: сетевые образовательные сообщества www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http:// festival. 1 september.ru/ subjects – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.base.garant.ru– «ГАРАНТ» (информационно-правовой портал) http://www.istrodina.com–Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» 18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (предметные) Критерии оценки Предметные П.1.сформированность знаний об обществе как Критерии: целостной развивающейся системе в единстве и 1, 2, 3, 4, 5 взаимодействии его основных сфер и институтов; П.2.владение базовым социальных наук; понятийным аппаратом Критерии: 1, 2, 4, 5 П.3.владение умениями выявлять причинно- Критерии: следственные, функциональные, иерархические и 1, 2, 3, 5 другие связи социальных объектов и процессов; П.4.сформированнность представлений об основных Критерии: тенденциях и возможных перспективах развития 1, 2, 3, 5 мирового сообщества в глобальном мире; П.5.сформированность представлений о познания социальных явлений и процессов; методах Критерии: 1, 2, 3, 4, 5 П.6.владение умениями применять полученные знания Критерии: в повседневной жизни, прогнозировать последствия 1, 2, 5 принимаемых решений; П.7.сформированнность навыков оценивания Критерии: социальной информации, умений поиска информации в 1, 2, 3, 4, 5 источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. 19 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оценка по результатам практических занятий. Составление конспекта. Тестирование. Устный опрос по теме. Оценка выполнения контрольной работы Оценка по результатам практических занятий. Составление конспекта. Устный опрос по теме. Оценка выполнения контрольной работы Оценка по результатам практических занятий. Составление конспекта. Тестирование. Оценка выполнения контрольной работы Оценка по результатам практических занятий. Составление конспекта. Тестирование. Оценка выполнения контрольной работы Оценка по результатам практических занятий. Составление конспекта. Тестирование. Устный опрос по теме. Оценка выполнения контрольной работы Оценка по результатам практических занятий. Составление конспекта. Оценка выполнения контрольной работы Оценка по результатам практических занятий. Составление конспекта. Тестирование. Устный опрос по теме. Оценка выполнения контрольной работы 1. Оценка по результатам выполнения практических занятий: Отметка Критерии оценки 1.Задание выполнено правильно. 5 3. Алгоритм выполнения задания не нарушен. 4. Правильно оформлен ответ. 1. Задание выполнено правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения 4 заданий. 2. В выполнении имеются незначительные ошибки. 3. Неправильно записан ответ. 1. Решение отдельных заданий выполнено неверно. 3 2. Неправильно записан ответ. 3. Выполнение задания не соответствует алгоритму. 2 1. Обучающийся работу не выполнил. 2. Выполнение не соответствует данной теме. Оценка/баллы 5 4 3 2 2. Оценка по результатам составления конспекта: Критерии оценки конспекта Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента. Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов. Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты. 1. Работа обучающимся не сдана. 2. Отсутствует конспект по заданной теме. 3. Материал конспекта не соответствует заданной теме. 3. Оценка результатов выполнения тестовых заданий: Оценка/баллы 1б 2б 3б Критерии оценивания тестовых заданий Задания с выбором 1 ответа из 3,4 Задания с выбором 2 и более ответов из 4 Задания на определение понятия Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка: 90 ÷ 100 Отлично 80 ÷ 89 Хорошо 70 ÷ 79 Удовлетворительно менее 70 не удовлетворительно Оценка/баллы 5 4 3 2 4. Оценка результатов устного опроса: Критерии оценивания устного опроса Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в формулировании вывода Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные ошибки в формулировании вывода Отсутствует ответ на вопрос 5. Оценка по результатам выполнения контрольной работы: 20 Отметка 5 4 3 2 Критерии оценки 1.Задания выполнены правильно. 2. Алгоритм выполнения заданий не нарушен. 4. Правильно оформлен ответ. 1. Задание выполнено правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий. 2. В выполнении имеются незначительные ошибки. 3. Неправильно записан ответ. 1. Решение отдельных заданий выполнено неверно. 2. Неправильно записан ответ. 3. Выполнение задания не соответствует алгоритму. 2. Обучающийся работу не выполнил. 2. Выполнение заданий не соответствует данной теме. 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования. 21