Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владимир овна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-13 15:47:05 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» ____________Димова О. А. « ___» _________ 2021г. Аннотация к программе учебной дисциплины ОУД.04. История п. Приаргунск, 2021г АННОТАЦИЯ к программе учебной дисциплины ОУД.04. История для профессии 43.01.09. «Повар, кондитер» 1. Область применения ОУД.04. «История» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа учебной дисциплины История является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с примерной программой и Письма Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины История по профессии 43.01.09. «Повар, кондитер» 2. Место дисциплины в структуре программы подготовки. Программа учебной дисциплины ОУД.04. История является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования и включена в общеобразовательный цикл учебного плана: 43.01.09. «Повар, кондитер» 3. Цели и задачи дисциплины (курса, модуля). обеспечения сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах; обеспечения сформированности логического, аналитического мышления; обеспечения сформированности умений применять полученные знания при различных ситуациях; обеспечения сформированности представлений о истории как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Дисциплина «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностные: Л 1. сформированности российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); Л 2. становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Л 3. готовность к служению Отечеству, его защите; сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Л 4. сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Л 5. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • метапредметных: М 1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; М 2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М 3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М 4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; М 5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; М 6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; • предметных: П 1. сформированности представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; П 2. владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; П 3. сформированности умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; П 4. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; П 5. сформированности умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. 4. Требования к результатам освоения дисциплины (курса, модуля). В результате освоения учебной дисциплины ОУД.04. История у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции: Общие: ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 6 Проявлять гражданско -патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. 5. Объем учебных часов и виды учебной работы. Вид учебной работы Количество часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем образовательной программы в том числе: лабораторные работы контрольные работы самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 171 171 4 2 34 6. Формы контроля. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет. 7. Содержание дисциплины: Введение Тема 1. Древнейшая стадия истории человечества Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. В том числе самостоятельная работа – конспект «Памятники палеолита на территории Забайкальского края» - 1 час. Неолитическая революция и ее последствия. Тема 2. Цивилизации древнего мира Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Древняя Греция. Древний Рим. В том числе самостоятельная работа – Заполнить таблицу на сравнение «Древневосточный и Античный типы развития общества». - 1 час. Культура и религия Древнего мира. Практические занятия№1 «Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры». Тема 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Возникновение ислама. Арабские завоевания. В том числе самостоятельная работа – Выполнение сравнительной таблицы «Исламская и Христианская цивилизация» - 1 час. Византийская империя. Территория Византии. Восток в Средние века. Средневековая Индия. Особенности развития Китая. Становление и эволюция государственности в Японии. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековый западноевропейский город. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. В том числе самостоятельная работа – Выполнение работы по алгоритму «Крестовые походы» - 1 час. Зарождение централизованных государств в Европе. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Практические занятия№2 «Цивилизации Запада и Востока в Средние века» Тема 4. От Древней Руси к Российскому государству Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Крещение Руси и его значение. Общество Древней Руси. Раздробленность на Руси. Древнерусская культура. Монгольское завоевание и его последствия. Образование единого Русского государства. В том числе самостоятельная работа – Написать эссе, раскрывающее роль Ивана III в истории России - 1 час. Тема 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству Россия в правление Ивана Грозного. Смутное время начала XVII века. В том числе самостоятельная работа – Составление конспекта на тему: «Опричнина, споры о ее смысле. Окончание смуты и возрождение российской государственности»- 1 час. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке. Тема 6. Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веке Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и контрреформация. В том числе самостоятельная работа – Заполнить таблицы на тему: «Деятели просвещения» - 1 час. Становление абсолютизма в европейских странах. Англия в XVII— ХVIII веках. Страны Востока в XVI—XVIII веках. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. В том числе самостоятельная работа – Заполнить таблицу на тему: «Становление колониальной системы в XVI-XVIIIвв»- 1 час. Международные отношения в XVII— XVIII в. Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII в. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из полководцев Западной Европы XVII-XVIII вв. - 1 час. Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII века. Тема 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи Россия в эпоху петровских преобразований. В том числе самостоятельная работа - Заполнение таблицы «Реформы Петра I и их последствия» - 1 час. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. В том числе самостоятельная работа Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе об одном из сражений периода русско-турецких войн XVIII в. – 1 час. Контрольная работа студентов № 1“Россия в XVIII веке» Тема 8. Становление индустриальной цивилизации Промышленный переворот и его последствия. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. В том числе самостоятельная работа –составить кроссворд на тему «Примышленный переворот» – 1 час. Политическое развитие стран Европы и Америки. Развитие западноевропейской культуры. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном, по выбору, политическом деятеле XIX в. – 1 час. Тема 9 Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай и Япония. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, заполните таблицу – Метрополии, колонии, дата окончательного захвата – 1 час. Тема 10. Российская империя в ХIХ веке Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Движение декабристов. В том числе самостоятельная работа – Проведите сравнительный анализ «Русской правды» П. И. Пестеля и Конституции Н. М. Муравьева. Что было в этих программах общего и чем они различались? – 1 час. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I–1 час. Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века. Контрреформы. В том числе самостоятельная работа - Составление конспекта по вопросу «Реформы 60-70-х гг. в России»– 1 час. Общественное движение во второй половине XIX века. Экономическое развитие во второй половине XIX века. Внешняя политика России во второй половине XIX века. В том числе самостоятельная работа – используя дополнительную литературу, сравните уровень экономического развития России и стран Западной Европы, России и стран Азии во второй половине XIX в. – 1 час. Тема11. От Новой истории к Новейшей Мир в начале ХХ века. Пробуждение Азии в начале ХХ века. В том числе самостоятельная работа – Составить тест на тему «Мир в начале XX века» – 1 час. Россия на рубеже XIX— XX веков. Революция 1905—1907 годов в России. Россия в период столыпинских реформ. Серебряный век русской культуры. В том числе самостоятельная работа - Составление тезисного плана по теме «Столыпинская аграрная реформа» 1 час. Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов. Первая мировая война и общество. В том числе самостоятельная работа – составить конспект по теме: «Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне» - 1 час. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Октябрьская революция в России ее последствия. Гражданская война в России. В том числе самостоятельная работа - Заполнить таблицу на сравнение по теме «Три цвета Гражданской войны» - 1 час. Тема 12 Между мировыми войнами Европа и США. Недемократические режимы. Турция, Китай, Индия, Япония. Международные отношения. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация в СССР. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, составьте сообщение об одной из строек первых пятилеток – 1 час. Советское государство и общество в 1920—1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из репрессированных в 30-е г. XXв. – 1 час. Тема 13 Вторая мировая война. Великая Отечественная война Накануне мировой войны. В том числе самостоятельная работа –Анализ Пакта о ненападении Молотова-Риббентропа и договора о дружбе и границах – 1 час. Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане. В том числе самостоятельная работа – Составить таблицу на тему: «Основные периоды, события и итоги Второй мировой войны» – 1 час. Второй период Второй мировой войны В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, напишите биографию одного из полководцев Второй мировой войны – 1 час. Контрольная работая студентов. «Вторая мировая война». Тема 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Ведущие капиталистические страны. В том числе самостоятельная работа -Заполнить таблицу по теме: «Проявления «холодной» войны в различных сферах общества» 1 час. Страны Восточной Европы. Крушение колониальной системы. Индия, Пакистан, Китай. Страны Латинской Америки. В том числе самостоятельная работа –Заполнить таблицу на тему «Крушение колониальной системы» – 1 час. Международные отношения. Развитие культуры. В том числе самостоятельная работа – Составить таблицу, отражающую хронологии конфликтов второй половины XX и начала XXI вв – 1 час. Тема 15. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы СССР в послевоенные годы. В том числе самостоятельная работа - Приведение фактов, доказывающих, что послевоенный период является «апогеем сталинизма» - 1 час. СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. В том числе самостоятельная работ - Составление тезисного плана по вопросу: в чем проявилась противоречивость «культурной оттепели?» - 1 час. СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. В том числе самостоятельная работа – Заполнить таблицу по теме: «Положительные и негативные явления социально-экономической и духовной жизни СССР в 70-80-х гг.»- 1 час. СССР в годы перестройки. Развитие советской культуры (1945—1991 годы). Тема 16. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков Формирование российской государственности. В том числе самостоятельная работа - составление тезисного плана по вопросу: «Как изменился образ жизни населения в 90-х гг., какие новые явления вошли в повседневный быт людей» - 1 час. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства в экономике. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века.