Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»
Согласовано:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Утверждаю:
Директор ГПОУ «ПГК»
_________________ Баженова В.В.
«_____» _____________ 2023 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
по специальности среднего профессионального образования
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Форма обучения – очная
Квалификации выпускника:
техник
Нормативный срок обучения:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев
Профиль: технологический
Подписан: Баженова Валентина
Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место вашего
подписания
Дата: 2025-06-11 11:19:49
Foxit Reader Версия: 9.5.0
п. Приаргунск, 2023 г.
1
Содержание
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
4.3 Личностные результаты
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график
5.3. Рабочая программа воспитания
5.4. Календарный план воспитательной работы
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы.
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной
итоговой аттестации
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Программы профессиональных модулей
Приложение 2. Программы учебных дисциплин
Приложение 3. Рабочая программа воспитания
Приложение 4. Оценочные средства для государственной итоговой аттестации по
специальности
23.02.04
Техническая
эксплуатация
подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Настоящая образовательная программа среднего профессионального
образования (далее – ОП СПО) по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация
подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 Техническая
эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
(по отраслям), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации №45 от 23 января 2018 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 06 февраля
2018 года, регистрационный № 49942.
ОП
определяет
рекомендованный
объем
и
содержание
среднего
профессионального образования по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация
подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям),
планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной
деятельности.
ОП разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО
с учетом получаемой специальности и настоящей ОП СПО.
1.2. Нормативные документы для разработки ОП
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №45 от 23
января 2018 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 06 февраля 2018 года, регистрационный № 49942 (далее ФГОС СПО).
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее - Порядок организации образовательной деятельности);
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
Приказ Министерства просвещения РФ от 05 августа 2020 г. N 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
- 17.008 Профессиональный стандарт "Наладчик железнодорожно-строительных
машин и механизмов", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 323н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2014 г., регистрационный № 32588), с изменениями,
внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 12 декабря 2016 г. № 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный № 45230)
- 16.120 Профессиональный стандарт "Специалист по наладке подъемных сооружений", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 219н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 15 марта 2017 г., регистрационный № 45971)
3
- 16.122 Профессиональный стандарт "Специалист по монтажу и обслуживанию
крановых путей подъемных сооружений", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 марта 2017 № 211н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2017 г., регистрационный №
46468)
- 13702 Профессиональный стандарт «Машинист дорожно-транспортных машин»;
- 18522 Профессиональный стандарт «Слесарь по ремонту дорожно-строительных
машин и тракторов»
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОП
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ООП –основная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты
ГИА – государственная итоговая аттестация;
Раздел 2 Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: техник
Формы получения образования: допускается только в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования: 5940 часа.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
основного общего образования в очной форме – 3 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий,
увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
- не более чем на 1,5 года на базе основного общего образования;
- не более чем на 1 год на базе среднего общего образования.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования: 5940 часа.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 16 Строительство и
жилищно-коммунальное хозяйстве, 17 Транспорт
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Наименования основных Наименования професСочетания квалификаций
видов деятельности
сиональных модулей
Техник
Эксплуатация подъемнотранспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования при
строительстве, содержа-
Эксплуатация подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования при строитель-
осваивается
4
нии и ремонте дорог (в стве, содержании и ретом числе железнодо- монте дорог (в том
рожного пути)
числе железнодорожного пути)
Техническое обслужива- Техническое обслужиние и ремонт подъемно- вание и ремонт подътранспортных,
строи- емно-транспортных,
тельных, дорожных ма- строительных, дорожшин и оборудования в ных машин и оборудостационарных
мастер- вания в стационарных
ских и на месте выпол- мастерских и на месте
нения работ
выполнения работ
Организация работы
Организация работы
первичных трудовых
первичных трудовых
коллективов
коллективов
Выполнение работ по
профессиям
Выполнение работ по
профессиям Освоение
профессии рабочих
Тракторист категории
ВСЕ
Освоение профессии рабочих Тракторист категории В С Е
осваивается
осваивается
Освоение рабочей
профессии Машинист
экскаватора
Освоение рабочей профессии Машинист экскаватора
Освоение профессии рабочих 18522 Слесарь по
ремонту дорожностроительных машин и
тракторов
осваивается
Освоение профессии
рабочих Слесарь по
ремонту дорожнотранспортных машин и
тракторов
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1 Общие компетенции
Код
компетенции
ОК 01
Формулировка
компетенции
Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам
Знания, умения
Общие компетенции
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу
и/или проблему и выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной
и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
5
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03
Планировать
и
реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04
Работать в коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального
и
культурного
контекста.
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного
поведения.
ОК 05
ОК 06
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структура плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
Умения: определять задачи поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов
поиска информации
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать
траектории профессионального и личностного развития
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Знания: психология коллектива; психология личности; основы проектной деятельности
Умения: излагать свои мысли на государственном языке;
оформлять документы
Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов.
Умения: описывать значимость своей профессии
Презентовать структуру профессиональной деятельности по
профессии (специальности)
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции
Общечеловеческие ценности
Правила поведения в ходе выполнения профессиональной
деятельности, стандарты антикоррупционного поведения.
6
ОК 07
ОК 08
ОК 09
Содействовать
сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях.
Использовать
средства физической культуры для
сохранения
и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержание необходимого уровня
физической
подготовленности.
Использовать информационные
технологии в профессиональной
деятельности
ОК 10
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном
и
иностранном
языках.
ОК 11
Использовать знания по финансовой грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере.
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности).
Знания: правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения.
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных
и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности)
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы
здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения.
Умения: применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); понимать тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию предметов,
средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования
Знания: основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты
4.2. Профессиональные компетенции
7
Основные виды
деятельности
Эксплуатация подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и
ремонте дорог (в том
числе железнодорожного пути)
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1 Обеспечивать безопасность движения
транспортных средств при
производстве работ
ПК 1.2 Обеспечивать
безопасное и качественное
выполнение работ при
использовании подъемнотранспортных,
строительных, дорожных
машин и механизмов
ПК
1.3
Выполнять
требования нормативнотехнической
документации
по
Показатели освоения компетенции
Практический опыт: выполнения
работ по строительству, текущему
содержанию и ремонту дорог и
дорожных сооружений с
использованием механизированного
инструмента и машин
Умения:
-обеспечивать безопасность движения
транспорта при производстве работ
-организовывать выполнение работ по
текущему содержанию и ремонту
дорог и искусственных сооружений с
использованием машин и механизмов в
соответствии с требованиями
технологических процессов
Знания: устройств дорог и дорожных
сооружений и требований по обеспечению их исправного состояния для организации движения транспорта с
установленными скоростями
Практический опыт: -технического
обслуживания подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин в процессе их
работы;
- пользования мерительным
инструментом, техническими
средствами диагностического контроля
состояния машин и определения их
основных параметров.
Умения: - организовывать работу
персонала по эксплуатации подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования;
- обеспечивать безопасность работ при
эксплуатации и ремонте подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования;
- определять техническое состояние
систем и механизмов подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования
Знания: основ эксплуатации, методов
технической диагностики и обеспечения надежности работы машин при ремонте дорог и искусственных сооружений;
Практический опыт: регулировки
двигателей внутреннего сгорания;
Умения: - выполнять основные виды
работ по техническому обслуживанию
8
организации эксплуатации
машин при строительстве,
содержании и ремонте
дорог
Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных
мастерских и на месте
выполнения работ
ПК
2.1
Выполнять
регламентные работы по
техническому
обслуживанию и ремонту
подъемно-транспортных,
строительных, дорожных
машин и оборудования в
соответствии
с
требованиями
технологических
процессов
и ремонту подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования в соответствии с
требованиями технологических
процессов;
- осуществлять контроль за
соблюдением технологической
Дисциплины
Знания: организации и технологии работ по строительству, содержанию и
ремонту дорог и искусственных сооружений
Практический опыт: - технического
обслуживания ДВС и подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования;
- дуговой сварки и резки металлов,
механической обработки металлов,
электромонтажных работ
Умения: - пользоваться
измерительным инструментом;
- пользоваться слесарным
инструментом;
- проводить испытания узлов,
механизмов и оборудования
электрических, пневматических и
гидравлических систем
железнодорожно-строительных машин
после наладки на специализированных
стендах;
- проводить испытания узлов,
механизмов и систем автоматики,
электроники железнодорожностроительных машин, оборудованных
лазерными установками,
промышленной электроникой и
электронной контрольноизмерительной аппаратурой после
наладки на специализированных
стендах;
- проводить испытания электрического,
пневматического, механического и
гидравлического оборудования, узлов,
механизмов, систем автоматики,
электроники железнодорожностроительных машин, оборудованных
лазерными установками,
промышленной электроникой и
электронной контрольноизмерительной аппаратурой
управления после ремонта на
специализированных стендах;
- производить разборку, сборку,
наладку, регулировку узлов,
механизмов и оборудования
9
электрических, пневматических и
гидравлических систем железнодорожно-строительных машин;
- производить разборку, сборку,
регулировку, наладку, узлов,
механизмов и систем автоматики,
электроники железнодорожностроительных машин, оборудованных
лазерными установками,
промышленной электроникой и
электронной контрольноизмерительной аппаратурой;
- производить разборку, сборку,
наладку, регулировку электрического,
пневматического, механического и
гидравлического оборудования, узлов,
механизмов, систем автоматики,
электроники железнодорожностроительных машин, оборудованных
лазерными установками,
промышленной электроникой и
электронной контрольноизмерительной аппаратурой
управления
- выполнять основные виды работ по
техническому обслуживанию и
ремонту подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования в соответствии с
требованиями технологических
процессов;
- организовывать работу персонала по
эксплуатации подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин,
технологического оборудования.
Знания: - устройств и принципов
действия подъемнотранспортных,
строительных, дорожных машин,
автомобилей, тракторов и их основных
частей;
- принципов, лежащих в основе
функционирования электрических
машин и электронной техники;
- конструкции и технических
характеристик электрических машин
постоянного и переменного тока;
- назначения, конструкции, принципа
действия подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования, правильность их
использования при ремонте дорог;
- основных характеристик
электрического, гидравлического и
пневматического приводов
подъемнотранспортных, строительных,
10
ПК 2.2 Контролировать
качество
выполнения
работ по техническому
обслуживанию и ремонту
подъемно-транспортных,
строительных, дорожных
машин и оборудования
дорожных машин и оборудования;
- основных положений по
эксплуатации, обслуживанию и
ремонту подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования;
- организации технического
обслуживания, диагностики и ремонта
деталей и сборочных единиц машин,
двигателей внутреннего сгорания,
гидравлического и пневматического
оборудования, автоматических систем
управления подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования;
- устройств железнодорожностроительных машин и механизмов;
- устройств дефектоскопных
установок;
- устройств ультразвуковых и
магнитных съемных дефектоскопов,
дефектоскопов с микропроцессорными
устройствами;
- электрических и кинематических
схем железнодорожно-строительных
машин и механизмов, дефектоскопных
установок и ультразвуковых и
магнитных съемных дефектоскопов,
дефектоскопов с микропроцессорными
устройствами;
- основ пневматики;
- основ механики;
- основ гидравлики;
- основ электроники;
- основ радиотехники;
- основ электротехники
- способов и методов восстановления
деталей машин, технологических процессов их восстановления;
Практический опыт: - учета срока
службы, наработки объектов
эксплуатации, причин и
продолжительности простоев техники;
- регулировки двигателей внутреннего
сгорания (ДВС);
Умения: - осуществлять контроль за
соблюдением технологической
дисциплины;
- обеспечивать безопасность работ при
эксплуатации и ремонте подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования;
Знания: технологии и правил наладки,
регулировки, технического обслужива11
ПК 2.3
Определять техническое
состояние систем и механизмов подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и
оборудования
ния и ремонта железнодорожностроительных машин и механизмов
Практический опыт: - проведения
комплекса плановопредупредительных работ по
обеспечению исправности,
работоспособности и готовности
подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования к использованию по
назначению
- пользования мерительным
инструментом, техническими
средствами контроля и определения
параметров
Умения: - определять техническое
состояние систем и механизмов
подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования;
- проводить частичную разборку,
сборку сборочных единиц подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования;
- читать, собирать и определять
параметры электрических цепей
электрических машин постоянного и
переменного тока;
- читать кинематические и
принципиальные электрические,
гидравлические и пневматические
схемы подъемнотранспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования;
Знания: - способов предупреждения и
устранения неисправности
железнодорожно-строительных машин
и механизмов;
- способов предупреждения и
устранения неисправности
дефектоскопных установок;
- способов предупреждения и
устранения
неисправности ультразвуковых и
магнитных съемных
дефектос опов, дефектоскопов с
микропроцессорными устройствами;
- принципа действия контрольноизмерительного инструмента и
приборов;
- правил проверки и настройки параметров и характеристик дефектоскопных установок, ультразвуковых и магнитных съемных дефектоскопов, дефектоскопов с микропроцессорными
12
ПК 2.4. Вести учетноотчетную документацию
по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
устройствами
Практический опыт:
технической эксплуатации подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Умения:
Умения:
- применять методики при проведении
технического
обслуживания и ремонта
железнодорожно-строительных
машин, оборудованных лазерными
установками,
промышленной электроникой и
контрольно-измерительной
аппаратурой;
- применять методики при проведении
наладки,
регулировки, технического
обслуживания и ремонта
электрических, пневматических и
гидравлических систем
железнодорожно-строительных машин;
- применять методики при проведении
наладки и
регулировки железнодорожностроительных машин,
оборудованных лазерными
установками, промышленной
электроникой и контрольноизмерительной аппаратурой;
- применять методики при проведении
проверки и
настройки параметров и характеристик
дефектоскопных
установок, ультразвуковых и
магнитных съемных
дефектоскопов, дефектоскопов с
микропроцессорными
устройствами;
Знания: - правил и инструкций по
охране труда в пределах
выполняемых работ;
- правил пользования средствами индивидуальной
защиты;
- правил пожарной безопасности в пределах
выполняемых работ;
- нормативных актов, относящихся к
кругу
выполняемых работ;
- методики выбора технологического
оборудования для
13
технического обслуживания, диагностики и ремонта
подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и
оборудования;
- основ технического нормирования
при техническом
обслуживании и ремонте машин;
Организация работы
первичных трудовых
коллективов
ПК 3.1. Организовывать
работу персонала по эксплуатации подъёмнотранспортных, строительных, дорожных машин и
оборудования
ПК 3.2.
Осуществлять контроль
за соблюдением
технологической
дисциплины при
выполнении работ
ПК 3.3 Составлять и
оформлять техническую
и отчетную
документацию о работе
ремонтно-механического
отделения структурного
подразделения
Практический опыт:
организации работы коллектива
исполнителей в процессе
технической эксплуатации подъемнотранспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования;
Умения:
Организовывать работу персонала по
эксплуатации
подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования
Знания:
Основ организации, планирования
деятельности
организации и управления ею
Практический опыт:
планирования и организации
производственных работ в
штатных и нештатных ситуациях
Умения:
Осуществлять контроль за
соблюдением технологической
дисциплины при выполнении работ
Знания:
Основ организации, планирования
деятельности
организации и управления ею
Практический опыт:
оформления технической и отчетной
документации о
работе производственного участка.
Умения:
составлять и оформлять техническую и
отчетную
документацию о работе
производственного участка
Знания:
основных показателей
производственно-хозяйственной
деятельности организации
14
ПК 3.4. Участвовать в
подготовке
документации для
лицензирования
производственной
деятельности
структурного
подразделения
ПК 3.5 Определять потребность структурного
подразделения в эксплуатационных и ремонтных
материалах для обеспечения эксплуатации машин
и механизмов
ПК 3.6 Обеспечивать приемку эксплуатационных
материалов, контроль качества, учет, условия безопасности при хранении и
выдаче топливносмазочных материалов
Практический опыт:
оформления технической и отчетной
документации о работе
производственного участка.
Умения:
участвовать в подготовке
документации для лицензирования
производственной деятельности
структурного
подразделения
Знания:
видов и форм технической и отчетной
документации.
Практический опыт
оценки экономической эффективности
производственной
деятельности при выполнении
технического обслуживания
и ремонта подъемно-транспортных,
строительных,
дорожных машин и оборудования,
контроля качества
выполняемых работ.
Умения
свободно общаться с представителями
отечественных и
иностранных фирм-производителей
подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и
оборудования
Знания
основных показателей
производственно-хозяйственной
деятельности организации;
Практический опыт
оценки экономической эффективности
производственной
деятельности при выполнении
технического обслуживания
и ремонта подъемно-транспортных,
строительных,
дорожных машин и оборудования,
контроля качества
выполняемых работ.
Умения
разрабатывать и внедрять в
производство ресурсо- и
энергосберегающие технологии,
обеспечивающие
необходимую продолжительность и
безопасность работы
Знания
основных показателей
производственно-хозяйственной
15
ПМ.04.01 Освоение
профессии рабочих
Тракторист категории
ВСЕ
деятельности организации;
Практический опыт
оценки экономической эффективности
производственной
деятельности при выполнении
технического обслуживания
и ремонта подъемно-транспортных,
ПК 3.7 Соблюдать устастроительных, дорожных машин и
новленные требования,
действующие нормы, пра- оборудования, контроля качества
выполняемых работ.
вила и стандарты, касающиеся экологической без- Умения
опасности производствен- разрабатывать и внедрять в
ной деятельности струкпроизводство ресурсо- и
турного подразделения
энергосберегающие технологии,
обеспечивающие
необходимую продолжительность и
безопасность работы
Знания
правил и норм охраны труда
Практический опыт
оценки экономической эффективности
производственной
деятельности при выполнении
технического обслуживания
и ремонта подъемно-транспортных,
строительных,
дорожных машин и оборудования,
ПК 3.8 Рассчитывать законтроля качества
траты на техническое обслуживание и ремонт, се- выполняемых работ.
бестоимость машиносмен Умения
подъемнотранспортных,
разрабатывать и внедрять в
строительных и дорожных производство ресурсо- и
машин
энергосберегающие технологии,
обеспечивающие
необходимую продолжительность и
безопасность работы
Знания
основных показателей
производственно-хозяйственной
деятельности организации;
ПК.04.01.01 Управлять
Знание принципа работы и устройство
трактором работающим на обслуживаемого трактора;
жидком топливе, при
соблюдение правил уличного движетранспортировке различния;
ных грузов, машин, меха- соблюдение правил производства работ
низмов, металлоконструк- с прицепными приспособлениями и
ций и сооружений разной устройствами;
массы и габаритов с приоформление приемо-сдаточных докуменением прицепных при- ментов на перевозимые грузы или выспособлений или
полненные работы;
устройств
определять мощность обслуживаемого
двигателя и предельную нагрузку
прицепных приспособлений
16
ПК.04.01.02 Наблюдать за
погрузкой, креплением и
разгрузкой транспортируемых грузов.
ПК.04.01.03 Заправлять
трактор топливом и смазывание трактора и всех
прицепных устройств
ПК.04.01.04 Выявить и
устранить неисправности
в работе трактора.
ПК.04.01.05 Производить
текущий ремонт и участвовать во всех других видах ремонта обслуживаемого трактора и прицепных устройств
ПМ.04.02 Освоение
ПК.04.02.01 Проверять
рабочей профессии
техническое состояние
Машинист экскаватора одноковшового экскаватора.
Знание правил погрузки, укладки,
строповки и разгрузки различных грузов
Заправка горючими и смазочными материалами тракторов;
соблюдение техники безопасности,
пожарной безопасности и электробезопасности.
Выявление и устранение недостатков в
работе трактора
Разборка и сборка агрегатов и узлов
трактора
Знать:
устройство, принцип работы и технические характеристики экскаваторов с
ковшом вместимостью до 0,15 м3
, принцип работы механического, гидПК.04.02.02 Осуществлять равлического
монтаж и демонтаж рабо- и электрического оборудования; прачего оборудования.
вила монтажа и демонтажа навесного
оборудования экскаваторов; причины
ПК.04.02.03 Осуществлять возникновения неисправностей и споуправление одноковшособы их
вым экскаватором
устранения; правила разработки грунтов различных категорий при различПК.04.02.04 Выполнять
ной
земляные и дорожные ра- глубине забоя; правила разработки
боты, соблюдая техничегрунтов с соблюдением заданных проские требования и безфилей и
опасность производства.
отметок, правила охраны труда,
электро- и пожарную безопасность,
пользования
средствами пожаротушения.
Уметь:
управлять одноковшовым экскаватором с ковшом емкостью до 0,15 м3
,
разрабатывать грунты при устройстве
выемок и насыпей и других сооружений.
Производить погрузку экскаватора на
транспортные средства с обеспечением
требований безопасности перевозки.
Определять по внешним признакам категории
качества, свойства и состояние грунта
и производить их разработку по заданным
отметкам.
17
ПК.04.03.01 Диагностировать подъемнотранспортные, строительные, дорожные машины,
их агрегаты и системы.
ПК.04.03.02 Выполнять
ПМ.04.03 Освоение
работы по различным випрофессии рабочих
дам технического обслу18522 Слесарь по реживания.
монту дорожноПК.04.03.03 Разбирать,
строительных машин и
собирать узлы и агрегаты
тракторов
дорожных машин и устранять неисправности.
ПК.04.03.04Оформлять
отчетную документацию
по техническому обслуживанию.
Практический опыт в:
проведения технических измерений
соответствующим инструментом и
приборами;
выполнения ремонта деталей дорожных машин и оборудования;
снятия и установки агрегатов и узлов
дорожных машин и оборудования;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по
техническому обслуживанию подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;
Уметь:
выполнять метрологическую поверку
средств измерений;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных
работ;
снимать и устанавливать агрегаты и
узлы дорожных машин;
определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и
оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
оформлять учетную документацию;
Знать:
средства метрологии, стандартизации и
сертификации;
основные методы обработки деталей
дорожных машин;
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых обслуживанию
подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых обслуживанию подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин;
технические условия на регулировку и
испытание отдельных механизмов
виды и методы ремонта;
способы восстановления деталей;
4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Код личностных
результатов
реализации
18
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и
ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР9
ЛР10
ЛР11
ЛР12
Л13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
ЛР13
Л14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее
достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
ЛР14
Л15. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого ЛР15
19
труда.
Л16. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.
ЛР16
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Л17. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
ЛР17
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные для Забайкальского края
Л18. Принимающий, сохраняющий и приумножающий культурное наследие, духовное богатство и ценности народов Забайкальского края.
Л19. Желающий жить и работать во благо развития Забайкальского края, принимающий активное участие в решении проблем региона.
Л20. Проявляющий ответственное отношение к природе Забайкальского края, демонстрирующий высокий уровень экологической воспитанности, осознающий личную ответственность в деле сохранения природы.
ЛР18
ЛР19
ЛР20
20
зачеты
дифференцированные зачеты
Экзамены
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1 Учебный план 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по
отраслям)
Распределение обязательной (аудиторной)
Формы променагрузки по курсам и семестрам (час.в сежуточной аттеместр)
стации
Работа обучающихся во взаимодей1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
ствии с преподавателем
Занятия по дисциплинам и МДК
1
2
3
4
5
6
7
8
сем сем сем сем сем сем сем сем
Всего по В том В том
в том
УД/МДК числе числе
числе
само- лабо- курсовое
стоярапроектительторрование
ная
ные и (работа)
рабо- практа
тические
заняИндекс
Наименование
тия
1
2
4
5
6
7
8
9
10 11 12 13 14
О.00
Общеобразовательный цикл
1476
0
0
32
532 750 90 104 0
0
0
0
34 38
ОПБ.01
Русский язык
2
72
48 60
ОПБ.02
Литература
2
108
26 46
ОПБ.03
Иностранный язык
2
72
64 72
ОПБ.04
История
2
136
72
ОПБ.05
Обществознание
2
72
34 38
ОПБ.06
География
2
72
72
ОПБ.07
Химия
1
72
72
ОПБ.08
Биология
2
72
36 36
ОПБ.09
Физическая культура
2
72
Основы безопасности жизне68
ОПБ.10
2
68
деятельности
70 76 90 104
ОПП.11
Математика
4
2
340
74
21
ОПП.12
ОПП.13
ОГСЭ.00
ОГСЭ.01
ОГСЭ.02
ОГСЭ.03
ОГСЭ.04
ОГСЭ.05
ОГСЭ.06
ЕН.00
ЕН.01
ЕН.02
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10
Информатика
Физика
Общий гуманитарный и социально-экономический
цикл
Основы философии
Россия - моя история
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Физическая культура
Психология общения
Основы финансовой грамотности
Математический и общий
естественнонаучный цикл
Математика
Информатика
Общепрофессиональный
цикл
Инженерная графика
Техническая механика
Электротехника и электроника
Материаловедение
Метрология, стандартизация и
сертификация
Структура транспортной системы
Информационные технологии
в профессиональной деятельности
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Охрана труда
Безопасность жизнедеятель-
2
2
2
144
176
436
0
272
7
3
48
54
16
16
8
96
54
8
7
168
36
164
12
6
34
10
144
5
5
0
54
90
70
4
4
5
46
12
4
46
4
7
42
26
7
32
12
5
7
46
68
10
32
4
72
100
0
0
0
110
0
224
62
26
20
20
56
48
134
60
28
24
36
28
0
0
0
56
172
0
48
54
28
28
20
20
28
28
28
32
34
0
0
0
0
44
100
44
54
46
128 178
92
16
54
698
72
150
58
52
2
32
72
76
114
0
36
36
36
36
72
34
22
78
24
30
46
46
42
32
46
68
22
ности
Правила безопасности дорожОП.11
ного движения
П.00
Профессиональный цикл
Эксплуатация подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и
ПМ. 01
оборудования при строи6
тельстве, содержании и ремонте дорог (в том числе
железнодорожного пути)
Техническая эксплуатация до4
МДК.01.01 рог и дорожных сооружений
Организация планово6
предупредительных работ по
текущему содержанию и реМДК.01.02
монту дорог и дорожных сооружений с использованием
машинных комплексов
УП. 01.
Учебная практика
ПП. 01.
Производственная практика
Техническое обслуживание и
ремонт подъемнотранспортных, строительПМ. 02
ных, дорожных машин и
оборудования в стационарных мастерских и на месте
выполнения работ
6
Устройство автомобилей,
МДК. 02.01 тракторов их составных частей
2
Устройство подъемнотранспортных, строительных,
МДК. 02.02
дорожных машин и оборудования
4
7
6
6
56
86
30
2610
0
638
60
44
78
284 446 372 602 380 404
348
0
54
0
0
0
46
48
46
48
94
44
74
10
108
72
972
0
224
122
62
130
58
30
44
78
44
78
56
74
56
74
80
174
44
30
36
72
72
292 428
0
0
0
0
23
МДК. 02.03
МДК. 02.04
МДК. 02.05
МДК. 02.06
УП. 02.
ПП. 02.
ПМ.03
МДК.03.01
ПП.03
ПМ. 04
ПМ.04.01
Особенности устройства импортных строительных, дорожных машин
Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию и
ремонту подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования
Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и
оборудования в различных
условиях эксплуатации
Ремонт подъемнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования
Учебная практика
Производственная практика
Организация работы первичных трудовых коллективов
Организация работы и управление подразделением организации
Производственная практика
Освоение одной или нескольких профессий рабочих
или должностей служащих
Освоение профессии рабочих Тракторист категории В
СЕ
72
12
36
36
102
44
50
52
108
12
30 (1
часть)
54
54
150
50
40 сам/р
(2 часть)
80
70
72
108
108
0
0
6
6
6
6
6
6
7
180
108
192
0
120
30
30
30
0
0
0
0
60
132
30
60
60
7
7
72
1098
0
180
0
0
0
334
0
30
0
0
0
182 324
0
0
0
0
72
320 272
0
0
192 142
8
24
МДК.04.01.
01
УП. 04.
ПП. 04.
ПМ.04.02
Управление и технологии выполнения работ тракторами
Учебная практика
Производственная практика
Освоение рабочей профессии
Машинист экскаватора
МДК.04.02. Управление и технология вы01
полнения работ экскаватором
УП.04.02 Учебная практика
ПП. 04.02 Производственная практика
Освоение профессии рабоПМ.04.03 чих 18522 Слесарь по ремонту дорожно-строительных
машин и тракторов
МДК.04.03. Техническое обслуживание и
ремонт дорожных и строи01
тельных машин и тракторов
УП.04.03 Учебная практика
ПП.04.03 Производственная практика
ПДП.00
Преддипломная практика
ПА
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая
ГИА.00
аттестация
190
30
120
70
8
7
8
72
72
258
8
72
72
0
0
0
0
0
0
0
0
0
128 130
150
92
58
72
36
36
0
36
0
8
8
8
36
506
0
150
0
0
0
182 324
0
0
4
254
150
110 144
4
Итого:
Государственная итоговая аттестация
Защита выпускной квалификационной работы в
виде дипломной работы (дипломного проекта) и
демонстрационного экзамена
4
4
8
144
108
72
144
216
216
5940
36
72
108
36
144
72
72
216
итого
612 900 612 864 612 864 612 864
теория
Учебная
практика
Производственная практика
612 864 540 648 504 432 504 216
0
0
72
72
0
0
0
108
108 180 108
0
180
0
36
180
25
ППП
ГИА
0
0
0
0
э
дз
0
3
1
9
0
0
0
0
5+
1
5
1
0
0
0
0
5+
2
7
0
4
0
0
0
6
144
216
3+
3
4
5.2. Календарный учебный график
5.2.1. По программе подготовки специалистов среднего звена
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Т
1 курс
Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т К К Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Э К К К К К К К К
41
2 курс
Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т У У К К Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т У У П П П Э К К К К К К К К К
33
4
3 курс
Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т
26
20
1
4 курс
Т
У
Т
У
П
У У
К К Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т
У У У У
П П П П
Э К К К К К К К К К
У
Э
У
П
Э
Т У
П
Т
У
П
П
Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т Т
П
К К Т Т Т Т Т Т
У У
П П
П П П
Э
ГИА
У П
Э
У
П
П
Э
У
П
Э
К
Г
ВСЕГО
1
10
0
52
3
1
11
0
52
8
5
2
11
0
52
4
9
2
2
6
43
120 16 17
6
34
6
199
26
5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям,
приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций
квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для
развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации общих
ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития
государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Образовательная организация, реализующая программу по специальности 23.02.04
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации
ООП перечень материально- технического обеспечения, включает в себя:
Кабинеты:
1
Кабинет структуры транспортной системы
2
Кабинет социально-экономических дисциплин
3
Кабинет иностранного языка
4
Кабинет математики
5
Кабинет информатики, информационных технологий
6
Кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда
7
Кабинет инженерной графики
8
Кабинет технической механики
9
Кабинет метрологии и стандартизации
10
Кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности, управления качеством и персоналом
11
Кабинет технического обслуживания и ремонта дорог
12
Кабинет конструкции путевых и строительных машин
13
Кабинет технической эксплуатации дорог и дорожных сооружений
Лаборатории:
14
Кабинет менеджмента
15
Лаборатории электротехники и электроники
16
Лаборатория материаловедения
17
Лаборатория электрооборудования путевых и строительных машин
26
18
Лаборатория гидравлического и пневматического оборудования путевых и строительных машин
19
Лаборатория технической эксплуатации путевых и строительных машин, путевого
механизированного инструмента
Мастерские:
20
Слесарно-монтажные мастерские
21
Механообрабатывающие мастерские
22
Электромонтажные мастерские
23
Электросварочная мастерская
24
Учебный полигон
25
Спортивный зал
26
Стадион
27
Электронный тир
28
Библиотека
29
Читальный зал с выходом в сеть Интернет
30
Актовый зал
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий и баз практики по
специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Образовательная организация, реализующая программу по специальности 23.02.04
Техническая
эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и
оборудования (по отраслям), должна располагать материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
6.1.2.2. Оснащение баз практик
Практика является обязательным разделом ППССЗ.
Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных
видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик:
учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией
при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено,
чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
Реализация ППССЗ по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин
(модулей) ППССЗ.
Во время самостоятельной подготовки каждый обучающийся обеспечен доступом в сеть
Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу.
27
Библиотечный фонд Колледжа обеспечен печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5
лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
В читальном зале библиотеки колледжа для обучающихся доступны научные сборники,
реферативные и периодические журналы, собрания законодательных актов, кодексы РФ, компьютерные базы данных, учебники, учебно-методические пособия, словари, периодические издания
по электронике и социальной тематике.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Все студенты и преподаватели имеют доступ в INTERNET-сеть через компьютерные кабинеты колледжа, библиотеки.
Для обеспечения обучения по данной ППССЗ с использованием элементов дистанционного
обучения используются дистанционные образовательные ресурсы:
- Дистанционная платформа http://zabedu.ru/
Обеспечен доступ к информационным ресурсам через каналы:
– к электронному федеральному порталу «Российское образование» http://www.edu.ru,
– к электронным информ. ресурсам РГБ http://www.rsl.ru,
– к электронным информ. ресурсам Российской Национальной библиотеки
http://www.nlr.ru, http://www.inion.ru/,
– к информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru/
– к глобальным поисковым системам http://www.google.com/, http://www.yahoo.com/,
http://search.msn.com/, http://www.gnpbu.ru
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.3.1. Условия организации воспитания (определяются образовательной организацией)
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе эффективности
и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с
обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания
и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты и
др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты,
экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа
руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности: 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство,
17 Транспорт и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
28
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог
профессионального
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности: 16 Строительство и жилищнокоммунальное хозяйство, 17 Транспорт, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство,
17 Транспорт, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную
программу, должна быть не менее 25 процентов.
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы.
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего
профессионального образования по профессиям и укрупненным группам профессий, утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и
мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы
педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую
работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
Организация и порядок проведения государственной итоговой аттестации определяется
Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования в ГПОУ «Приаргунский государственный
колледж» по актуализированным ФГОС и ТОП-50 и программой государственной итоговой аттестации по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
Государственная (итоговая) аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения программы в полном объеме и завершается выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
Целью Государственной (итоговой) аттестации (ГИА) является установление соответствия
имеющихся (продемонстрированных) в процедуре оценки профессиональных и общих компетенций требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
29
В целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных
программ СПО соответствующим требованиям ФГОС СПО ГИА проводится ГЭК, которые
создаются Колледжем по каждой реализуемой образовательной программе СПО.
В состав государственной экзаменационной комиссии входят от 5 до 7 человек. ГЭК
формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из
сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей
или их объединений, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
При проведении демонстрационного экзамена (далее - ДЭ) в состав ГЭК входят также
эксперты организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)"
(далее - Агентство).
ДЭ предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения
выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Задания ДЭ разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с
учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных Агентством.
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
Группа разработчиков
Димова Олеся Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе.
Дружинина Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Вторушина Эрикназ Аваговна, заместитель директора по научно-методической работе.
30