Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»
Согласовано:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Утверждаю:
Директор ГПОУ «ПГК»
_________________ Баженова В.В.
«_____» _____________ 2024 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
по профессии среднего профессионального образования
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Квалификация: «Машинист дорожных и
строительных машин»
Направленность: Машинист бульдозера,
автогрейдера, экскаватора
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 1 год и 10
мес. на базе основного общего образования
Профиль: технологический
Подписан: Баженова Валентина
Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место вашего
подписания
Дата: 2025-06-11 11:16:26
Foxit Reader Версия: 9.5.0
Приаргунск, 2024 год
Содержание
Приаргунск, 2024 год.......................................................................................................................................... 1
Раздел 1. Общие положения .............................................................................................................................. 3
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы................................................................... 4
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника .................................................. 4
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.............................................. 5
4.1. Общие компетенции ........................................................................................................................................ 5
4.2. Профессиональные компетенции................................................................................................................... 7
Раздел 5. Сструктура образовательной программы ..................................................................................... 12
5.1. Учебный план 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин .................................................. 12
5.2. Календарный учебный график ...................................................................................................................... 14
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы ..................................................................... 15
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы ......................... 15
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ............................ 18
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся ......................................................................... 20
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ........................................................................... 21
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы ..................................... 21
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ................................ 22
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации .. 22
Раздел 8. Разработчики образовательной программы ................................................................................. 22
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примерные программы профессиональных модулей
Приложение 2. Примерные программы учебных дисциплин
Приложение 3. Примерная рабочая программа воспитания
Приложение 4. Примерные оценочные средства для государственной итоговой аттестации
по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
2
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая ОП СПО по профессии 23.01.06 Машинист дорожных
и строительных машин разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.06
Машинист дорожных и строительных машин, утвержденного Приказом Минпросвещения
России от 13.05.2022 № 328 (далее – ФГОС СПО).
ОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального
образования
по
профессии
23.01.06
Машинист
дорожных
и строительных машин, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности.
ОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего
образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с
учетом получаемой профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин и
настоящей ОП СПО.
1.2. Нормативные основания для разработки ОП:
−
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
−
Приказ Минпросвещения России от 13.05.2022 № 328 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин»;
−
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по образовательным программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минобрнауки России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;
−
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
20.09.2020 № 637н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист бульдозера»;
−
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
21.11.2014 № 932н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист автогрейдера»;
−
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
17.11.2020 № 807н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист экскаватора»;
−
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
30.08.2021 № 581н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист катка»;
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ПООП:
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ПООП – примерная основная образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
3
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: «машинист
дорожных и строительных машин».
Направленность ОП (по выбору):
– машинист бульдозера, автогрейдера, экскаватора;
Выпускник образовательной программы по квалификации «Машинист дорожных и
строительных машин» осваивает общий вид деятельности: Осуществление технического
обслуживания дорожных, строительных и лесных машин.
Направленность
образовательной
программы
конкретизирует
образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности
Наименование направленности
Машинист бульдозера, автогрейдера, экскаватора
содержание
Вид деятельности (по выбору)
в соответствии с направленностью
Обеспечение производства
подготовительных и землеройнотранспортных работ с применением машин
соответствующего назначения
Получение образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных
машин допускается только в профессиональной образовательной организации или
образовательной организации высшего образования.
Формы обучения: очная.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего
образования: 2952 академических часа, со сроком обучения 1 год 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников 16 Строительство
и жилищно-коммунальное хозяйство, 17 Транспорт, 40 Сквозные виды деятельности
в промышленности.
3.2.
Соответствие
видов
деятельности
профессиональным
модулям
и присваиваемой квалификации «машинист дорожных и строительных машин»:
Наименование видов деятельности
Наименование профессиональных модулей
1
2
Вид деятельности общий
4
Осуществление технического обслужива- ПМ 01 Осуществление технического
ния дорожных, строительных и лесных ма- обслуживания дорожных, строительных и лесных
шин
машин
Вид деятельности по выбору, в соответствии с направленностью «машинист
бульдозера, автогрейдера, экскаватора»
Обеспечение производства подготовительных и землеройно-транспортных работ с
применением машин соответствующего
назначения
ПМ.02 Обеспечение производства
подготовительных и землеройно-транспортных
работ с применением машин соответствующего
назначения
Выполнение работ по профессии Тракто- ПМ.03 Выполнение работ по профессии
рист категорий C,Е,D
Тракторист категорий C,Е,D
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код
компетенции
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02
Использовать современные
средства поиска, анализа
и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
Знания, умения
Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные
части; определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст,
в котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной
и
смежных
областях;
методы
работы
в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять
наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска, применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение; использовать различные
цифровые средства для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и программное
5
ОК 03
Планировать
и реализовывать собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях.
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде
ОК 05
Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06
Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
ОК 07
обеспечение
в
профессиональной
деятельности
в
том
числе
с использованием цифровых средств
Умения: определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную научную профессиональную терминологию;
определять
и выстраивать траектории профессионального развития и
самообразования; выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного
дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования; определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять
источники
финансирования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и профессиональная терминология; возможные траектории
профессионального
развития
и самообразования; основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные
банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность
в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила
оформления
документов
и построения устных сообщений
Умения: описывать значимость своей профессии; применять
стандарты антикоррупционного поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной
деятельности по профессии (специальности); стандарты
антикоррупционного поведения и последствия его нарушения
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по профессии осуществлять
работу
с соблюдением принципов бережливого производства;
организовывать
профессиональную
деятельность
с учетом знаний об изменении климатических условий региона.
6
действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
Знания: правила экологической безопасности при ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные в профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого
производства; основные направления изменения климатических
условий региона
Умения:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных
и профессиональных целей; применять рациональные приемы
двигательных
функций
в профессиональной деятельности; пользоваться средствами
профилактики перенапряжения, характерными для данной
профессии.
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека; основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья для
профессии; средства профилактики перенапряжения
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать и
объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать
простые связные сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений
на профессиональные темы; основные общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся
к
описанию
предметов,
средств
и процессов профессиональной деятельности; особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Виды деятельности
Осуществление технического обслуживания
дорожных, строительных и лесных машин
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Проверять техническое
состояние дорожных, строительных и лесных машин
Показатели освоения
компетенции
Практический опыт: проверки
технического состояния, проведения комплекса плановопредупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности дорожных,
строительных и лесных машин
Умения: определять техническое
состояние систем и механизмов дорожных, строительных и лесных
машин
Знания: устройство, принцип действия, производственные и регулировочные характеристики дорожных, строительных и лесных машин
7
ПК 1.2. Осуществлять монтаж и
демонтаж рабочего оборудования
Обеспечение производства подготовительных и землеройнотранспортных работ с
применением машин
соответствующего
назначения
Практический опыт: замены рабочего оборудования в зависимости
от выполнения производственных
задач
Умения: использовать инструмент,
приспособления и оборудование
при проведении монтажа и демонтажа рабочего оборудования дорожных, строительных машин и
лесных машин
Знания: применение различных
видов рабочего оборудования и порядок их монтажа и демонтажа
ПК 1.3. Проводить ежесменное и Практический опыт: осуществлепериодическое техническое обния ежесменного и периодического
служивание
технического обслуживания ДВС
и дорожных, строительных и лесных машин
Умения: применять инструмент,
приспособления при проведении
мероприятий по ежесменному и
периодическому обслуживанию
Знания: сроки и мероприятия при
проведении различных видов периодического технического обслуживания и объемы, и характеристики
расходных материалов
ПК 1.4. Выполнять работы по
Практический опыт: выполнения
подготовке к постановке и сняработ по постановке и снятию
тию с различных видов хранения с различных видов хранения
Умения: применять необходимое
оборудование, инструмент, приспособления при проведении работ по
постановке и снятию с различных
видов хранения
Знания: виды хранения техники,
перечень работ, сроки проведения,
необходимое оборудование, заполнение отчетной документации
ПК 1.5. Оформлять техническую Практический опыт: оформления
и отчетную документацию по технической и отчетной документехническому обслуживанию
тации по техническому обслуживанию
Умения: заполнять отчетную документацию
Знания: основные положения по
эксплуатации, техническому обслуживанию дорожных, строительных и лесных машин, формы необходимой документации, правила и
порядок ее заполнения
ПК 2.1. Осуществлять управление Практический опыт: управления
машиной, в том числе и при возмашинами в различных ситуациях,
никновении нештатных ситуаций при производстве работ, в том числе и при возникновении нештатных
ситуаций
Умения: управлять техникой в зависимости от поставленных производственных задач
8
ПК 2.2. Осуществлять технологическую настройку систем и регулировку рабочих органов
ПК 2.3. Проводить подготовку к
транспортировке различными видами транспорта
ПК 2.4. Выполнять подготовительные и землеройнотранспортные работы, соблюдая
технические требования и безопасность производства
ПК 2.5. Оформлять техническую
и отчетную документацию
Выполнение работ по ПК 3.1 Управлять трактором
профессии Тракторист работающим на жидком топкатегорий C,Е,D
ливе, при транспортировке
различных грузов, машин, механизмов, металлоконструкций и сооружений разной массы и габаритов с применением
прицепных приспособлений
Знания: органы управления, положение их в зависимости от направления движения рабочих органов,
контрольных показаний приборов,
действий при возникновении нештатных ситуаций
Практический опыт: технологической настройки систем и регулировки работы рабочих органов
Умения: настраивать работу систем, регулировку движения рабочих органов
Знания: параметры, нагрузки, геометрические значения движения
рабочих органов
Практический опыт: погрузкивыгрузки, увязки, транспортировки
различными видами транспорта
Умения: выполнять работы по погрузке-разгрузке, увязке, оформлению документации
Знания: порядок транспортирования, схемы увязки, габариты погрузки, материальное обеспечение,
правила оформления документов
Практический опыт: выполнения
подготовительных и землеройнотранспортных работ в строгом соответствии с технологией производства, с соблюдением правил
безопасности производства
Умения: осуществлять подготовительные и землеройнотранспортные работы
Знания: виды, технические требования, технология производства,
условия выполнения подготовительных и землеройнотранспортных работ, требования
безопасного производства
Практический опыт: оформления
технической и отчетной документации
Умения: заполнять, оформлять,
согласовывать, утверждать техническую и отчетную документацию
Знания: формы документов в зависимости от видов работ, порядок
заполнения, согласования и утверждения
Знание принципа работы и
устройство обслуживаемого
трактора;
соблюдение правил уличного
движения;
соблюдение правил производства работ с прицепными приспособлениями и устройствами;
9
или устройств
ПК3.2 Наблюдать за погрузкой, креплением и разгрузкой
транспортируемых грузов.
ПК 3.3 Заправлять трактор
топливом и смазывание трактора и всех прицепных
устройств
ПК 3.4 Выявить и устранить
неисправности в работе трактора.
ПК 3.5 Производить текущий
ремонт и участвовать во всех
других видах ремонта обслуживаемого трактора и прицепных устройств
оформление приемо-сдаточных
документов на перевозимые грузы или выполненные работы;
определять мощность
обслуживаемого двигателя и
предельную нагрузку
прицепных приспособлений
Знание правил погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов
Заправка горючими и смазочными материалами тракторов;
соблюдение техники безопасности, пожарной безопасности и
электробезопасности.
Выявление и устранение недостатков в работе трактора
Разборка и сборка агрегатов и
узлов трактора
4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
10
видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и
ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
ЛР 8
ЛР9
ЛР10
ЛР11
ЛР12
Л13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответ- ЛР13
ственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Л14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее ЛР14
достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Л15. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого ЛР15
труда.
Л16. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения ЛР16
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Л17. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или ЛР17
стремительно меняющихся ситуациях
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные для Забайкальского края
Л18. Принимающий, сохраняющий и приумножающий культурное наследие, духовное богатство и ценности народов Забайкальского края.
Л19. Желающий жить и работать во благо развития Забайкальского края, принимающий активное участие в решении проблем региона.
Л20. Проявляющий ответственное отношение к природе Забайкальского края, демонстрирующий высокий уровень экологической воспитанности, осознающий личную ответственность в деле сохранения природы.
ЛР18
ЛР19
ЛР20
11
1
2
Самостоятельная работа
Индекс
Наименование циклов, разделов, дисциплин,
профессиональных модулей, МДК, практик
Формы промежуточной аттестации
Раздел 5. Сструктура образовательной программы
5.1. Учебный план 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
3
4
Учебная нагрузка
Распределение обязательной нагрузки
по курсам
обучающихся
Обязательная аудиторная во взаимодействии с преподавателем
всего
занятий
В т.ч. лабораторный и
практических
5
6
1476
188
Индивидуальный
проект
1 курс
2 курс
1
2
3
4
сем.
сем.
сем.
сем.
17 нед.
24 нед.
17 нед.
24 нед.
7
8
9
10
540
810
450
108
36
36
ООП.00
Общеобразовательный цикл
ОПБ.01
Русский язык
Э
72
ОПБ.02
Литература
ДЗ
108
ОПБ.03
Иностранный язык
ДЗ
64
36
28
ОПП.04
Математика*
Э
340
98
108
ОПП.05
Информатика *
ДЗ
144
72
72
ОПБ.06
История
ДЗ
136
80
56
ОПБ.07
Обществознание
ДЗ
72
ОПБ.08
География
ДЗ
72
ОПП.09
Физика*
Э
176
ОПБ.10
Химия
ДЗ
ОПБ.11
Биология
ОПБ.12
ОПБ.13
32
50
58
134
72
36
36
56
54
66
30
36
ДЗ
68
32
36
Физическая культура
ДЗ
72
30
42
Основы безопасности и защиты Родины
ДЗ
68
34
34
32
66/32
12
ПА
Промежуточная аттестация по ООП 18 ч
СГ.00
Социально-гуманитарный цикл
СГ.01
История России
18
0
216
94
0
0
6
12
72
90
54
ДЗ
36
ДЗ
36
36
18
18
ДЗ
36
12
18
18
34
18
18
0
0
36
СГ.03
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Безопасность жизнедеятельности
СГ.04
Физическая культура
ДЗ
36
СГ.05
Основы бережливого производства
ДЗ
36
СГ.06
Основы финансовой грамотности
ДЗ
36
12
144
85
72
36
36
36
27
22
Профессиональный цикл
1044
124
0
0
54
252
738
Профессиональные модули
1044
124
0
0
54
252
738
Э по
М
324
80
0
0
54
126
144
Э
108
80
54/32
54/48
ДЗ
ДЗ
108
108
Э по
м
324
44
44
СГ.02
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
П.00
ПМ.00
ПМ.01
МДК.01.01
УП.01
ПП.01
ПМ.02
Общепрофессиональный цикл
Слесарное дело в.ч 36
Электротехника
Основы технической механики и гидравлики
Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин
Устройство, техническое обслуживание дорожных,
строительных и лесных машин
Учебная практика
Производственная практика
Обеспечение производства подготовительных и
землеройно-транспортных работ с применением
машин соответствующего назначения
ДЗ
ДЗ
ДЗ
Э
72
УП.02
Управление и технология выполнения подготовительных и землеройно-транспортных работ с применением машин соответствующего назначения
Учебная практика
ДЗ
108
ПП.02
Производственная практика
ДЗ
144
МДК 02.01
36
36
0
72
72
36
36
36
36
0
0
0
72
36
108
72
252
36
36
36
72
144
13
Выполнение работ по профессии Тракторист категорий C,Е,D
ПМ.03
МДК 03.01
УП.03
ПП.03
ПА
ГИА.00
Технология выполнения работ тракторами категорий
C,Е,D
Учебная практика
Производственная практика
Вождение вне сетки часов
Промежуточная аттестация по ПЦ
Государственная итоговая аттестация
КЭ
396
Э
252
ДЗ
ДЗ
108
36
45
36
36
ДЭ
Итого
2952
0
0
0
0
54
342
54
198
108
36
45
36
36
491
32
612
864
612
864
теория
612
858
492
288
УП
0
0
108
216
Государственная (итоговая) аттестация в форме
ПП
0
0
0
288
демонстрационного экзамена (ДЭ)
ПА
0
6
12
36
ГИА
0
0
0
1
3
36
2+3
ПМ
9
2
Экзаменов
Диф.
1
зачетов
8
5.2. Календарный учебный график
Курсы
1
I курс
II курс
Всего
Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам
Учебная
практика
Производственная
практика
Промежуточная
аттестация
2
41
22
63
3
0
9
9
4
0
8
8
5
0
1
1
Государственная
итоговая аттестация
6
1
1
Каникулы
Всего
7
11
2
13
8
52
43
95
14
5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным
ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих
компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на
практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.1.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы,
мастерские
и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения
и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Кабинеты:
русского языка и литературы;
иностранного языка (лингафонный);
истории и обществознания;
основ безопасности жизнедеятельности и безопасности жизнедеятельности;
химии и биологии;
географии;
математики и математических дисциплин;
физики;
информатики;
электротехники;
технической механики и гидравлики;
конструкции дорожных и строительных машин;
социально-гуманитарных дисциплин.
Лаборатории:
технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин.
Мастерские:
15
слесарная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (включая электронный).
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и
баз практики по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Образовательная организация, реализующая программу по профессии 23.01.06
Машинист дорожных и строительных машин, должна располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся,
предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и
противопожарным
правилам
и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации
ООП перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет «Электротехника»:
- посадочные места по количество обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия и стенды для выполнения лабораторных работ: щит
электропитания ЩЭ (220 В, 2 кВт) в комплекте с УЗО, «Электрические цепи переменного
тока», «Основные законы электротехники», двухлучевой осциллограф, генераторы,
вольтметры;
- комплект учебно-методической документации.
Кабинет «Техническая механика и гидравлика»:
- посадочные места по количество обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект плакатов по разделам «Теоретическая механика», «Сопротивление
материалов», «Детали машин»,
- макеты по разделу «Теоретическая механика»,
- макеты механических передач,
- разрезы редукторов,
- стенд «Разъёмные соединения»,
- разрезы гидравлических элементов,
- стенд по классификации гидравлических клапанов и с их элементами,
- стенд с гидроаппаратурой защиты.
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности»:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-методической документации,
- общевойсковой защитный комплекс (ОЗК),
- общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7,
- гопкалитовый патрон,
16
- респиратор Р-2,
- индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9,10,11),
- ватно-марлевая повязка,
- медицинская сумка в комплекте, носилки санитарные,
- аптечка индивидуальная (АИ-2),
- бинты марлевые, бинты эластичные,
- жгуты кровоостанавливающие резиновые,
- индивидуальные перевязочные пакеты,
- ножницы для перевязочного материала прямые,
- шинный материал (металлические Дитерихса),
- огнетушители порошковые (учебные),
- огнетушители пенные (учебные), огнетушители углекислотные (учебные),
- робот-тренажер (Гоша 2 или Максим 2),
- учебные автоматы АК-74,
- винтовки пневматические, комплект плакатов по Гражданской обороне,
- комплект плакатов по «Основам военной службы».
Кабинет «Конструкция дорожных и строительных машин»:
- посадочные места по количество обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- двигатель внутреннего сгорания,
- комплект натурных образцов агрегатов, механизмов, дорожных и строительных
машин.
Кабинет «Социально-гуманитарные дисциплины»:
- посадочные места по количество обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- персональный компьютер,
- карты по истории,
- информационные стенды,
- комплекты учебно-наглядных пособий.
Кабинет «Иностранный язык»:
- посадочные места по количество обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- доска учебная,
- информационные стенды,
- комплекты учебно-наглядных пособий.
6.1.2.2.
Оснащение
помещений,
задействованных
при
организации
самостоятельной
и воспитательной работы.
Кабинет «Самостоятельная и воспитательная работа»:
- посадочные места по количество обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- компьютеры по количеству обучающихся с возможностью подключения к сети
Интернет.
17
6.1.2.3. Оснащение лабораторий
Лаборатория «Техническое обслуживание и ремонт дорожных и строительных машин»:
− комплект контрольно-измерительных приборов,
− приборы для контроля работы ДВС,
− инструкции и плакаты по охране труда,
− натуральные образцы, макеты, модели, схемы (двигателей внутреннего сгорания,
электродвигателей и др.),
− применяемый инструмент и приспособления,
− инструкционно-технологические карты,
− технологическая документация.
6.1.2.4. Оснащение мастерских
Мастерская «Слесарная»:
- рабочие места – слесарные верстаки с тисками по количеству обучающихся,
- настольный сверлильный станок,
- заточной станок,
- наборы слесарных инструментов,
- приспособления,
- заготовки и метизы, необходимые для ведения работ,
- технологическая документация.
6.1.2.5. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых
при проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах
конкурсной документации WorldSkills по компетенциям «R-72 Управление бульдозером»,
«R-73 Управление автогрейдером», «R-74 Управление экскаватором» (или их аналогов).
Производственная практика реализуется в организациях соответствующего профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 17 Транспорт, 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности
и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем
видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных
технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1 Реализация ППКРС по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС.
18
Во время самостоятельной подготовки каждый обучающийся обеспечен доступом в
сеть Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным
и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу.
Библиотечный фонд Колледжа обеспечен печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за
последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые
100 обучающихся.
В читальном зале библиотеки колледжа для обучающихся доступны научные сборники, реферативные и периодические журналы, собрания законодательных актов, кодексы
РФ, компьютерные базы данных, учебники, учебно-методические пособия, словари, периодические издания по электронике и социальной тематике.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих обеспечивается
учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам
и профессиональным модулям ППКРС.
Все студенты и преподаватели имеют доступ в INTERNET-сеть через компьютерные кабинеты колледжа, библиотеки.
Для обеспечения обучения по данной ППКРС с использованием элементов дистанционного обучения используются дистанционные образовательные ресурсы:
- Дистанционная платформа http://zabedu.ru/
Обеспечен доступ к информационным ресурсам через каналы:
– к электронному федеральному порталу «Российское образование»
http://www.edu.ru,
– к электронным информ. ресурсам РГБ http://www.rsl.ru,
– к электронным информ. ресурсам Российской Национальной библиотеки
http://www.nlr.ru, http://www.inion.ru/,
– к информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru/
– к глобальным поисковым системам http://www.google.com/, http://www.yahoo.com/,
http://search.msn.com/, http://www.gnpbu.ru
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.2.3. Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.
№п
/п
1
2
3
Наименование лицензионного и свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 10
(или их аналоги)
Microsoft Office Professional Plus 2016
(или их аналоги)
Kaspersky Endpoint Security 10
(или их аналоги)
Код и наименование
учебной дисциплины
(модуля)
Количество
ПМ.01 Осуществление
технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин
ПМ.02 Обеспечение
производства подготовительных и землеройнотранспортных работ
с применением машин
соответствующего
назначения
ПМ.03 Выполнение ра19
4
5
Справочно-правовая система «Консультант
плюс» бесплатная сетевая версия
для обеспечения учебного процесса
(или их аналоги)
Учебный комплект Компас-3D V16
(или их аналоги)
6
ABBYY Fine Reader 10
(или их аналоги)
7
Adobe Reader
(или их аналоги)
бот по профессии Тракторист категорий C,Е,D
ОП 03 Основы
технической механики
и гидравлики
ОП 03 Основы
технической механики
и гидравлики
ОП 03 Основы
технической механики
и гидравлики
ОП 03 Основы
технической механики
и гидравлики
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся
6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ
среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели
практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена путем расширения
компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование
условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а
также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и
компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к
квалификациям специалистов, рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию
образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные
курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой
профессии/специальности.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
−
реализуется при проведении практических и лабораторных занятий,
выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной
деятельности;
−
предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических
задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;
−
может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы,
которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой
для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может
быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные
модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной
программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных
полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной
организации,
а
также
в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций
на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между
20
образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей
деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей)
могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации,
организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Условия организации воспитания определяются образовательной
организацией.
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе
эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной
работы
с обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания,
собрания
и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады,
чемпионаты и др.);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты,
экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе
из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищнокоммунальное хозяйство, 17 Транспорт, 40 Сквозные виды деятельности в
промышленности, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не
менее трех лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности
16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 17 Транспорт, 40 Сквозные виды
деятельности в промышленности, не реже одного раза в три года с учетом расширения
спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищно21
коммунальное хозяйство, 17 Транспорт, 40 Сквозные виды деятельности в промышленности, в общем числе педагогических работников, реализующих программы профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы.
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям)
и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденной Минобрнауки
России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования
по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда
преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня
средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной
итоговой аттестации
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для
образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения
по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, выполняют выпускную квалификационную работу в виде демонстрационного
экзамена.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего, служащего: машинист дорожных и строительных машин.
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и фонды оценочных
средств.
7.4. Оценочные средства для проведения ГИА включают типовые задания для демонстрационного экзамена, описание процедур и условий проведения государственной
итоговой аттестации, критерии оценки.
Оценочные средства для проведения ГИА приведены в приложении 4.
Раздел 8. Разработчики образовательной программы
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
Группа разработчиков
Димова Олеся Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе.
Дружинина Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Вторушина Эрикназ Аваговна, заместитель директора по научно-методической работе
22