Баженова Валентина Владимировна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ ""Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2024-10-14 15:50:30 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Содержание Раздел 1. Общие положения Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции 4.2. Профессиональные компетенции Раздел 5. Примерная структура образовательной программы 5.1. Учебный план 5.2. Календарный учебный график 5.3. Рабочая программа воспитания 5.4. Календарный план воспитательной работы Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы. 6.3. Требования к организации воспитания обучающихся 6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации Раздел 8. Разработчики примерной основной образовательной программы ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Примерные программы профессиональных модулей Приложение 2. Примерные программы учебных дисциплин Приложение 3. Примерная рабочая программа воспитания Приложение 4. Примерные оценочные средства для государственной итоговой аттестации по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального образования (далее – ПООП СПО) по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1564 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 22 декабря 2016 года, регистрационный № 44896. ПООП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. ПООП разработана для реализации образовательной программы на базе основного общего образования. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности и настоящей ПООП СПО. 1.2. Нормативные документы для разработки ООП - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1564 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 22 декабря 2016 года, регистрационный № 44896 (далее ФГОС СПО). - Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее - Порядок организации образовательной деятельности); - Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306); - Приказ Министерства просвещения РФ от 05 августа 2020 г. N 885/390 «О практической подготовке обучающихся»; - 13.001. Профессиональный стандарт "Специалист в области механизации сельского хозяйства", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 340н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2014 г., регистрационный N 32609) 1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ООП ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; 3 ООП –основная образовательная программа; МДК – междисциплинарный курс; ПМ – профессиональный модуль; ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; ЛР – личностные результаты ГИА – государственная итоговая аттестация; Раздел 2 Общая характеристика образовательной программы Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: техникмеханик. Формы получения образования: допускается только в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования Формы обучения: очная. Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования: 5940 часа. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе основного общего образования в очной форме – 3 года 10 месяцев. Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения: - не более чем на 1,5 года на базе основного общего образования; - не более чем на 1 год на базе среднего общего образования. Объем и сроки получения среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования: 5940 часа. Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства). 3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям Наименования основНаименования Сочетания квалификаций ныхвидов деятельнопрофессиональТехник-механик сти ныхмодулей Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц Эксплуатация сельскохо- Эксплуатация сельзяйственной техники скохозяйственной техники Осваивается Осваивается 4 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники Осваивается Освоение профессии рабочих 19205 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства Освоение профессии рабочих 19205 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства Освоение рабочей профессии Водитель автомобиля Осваивается Освоение рабочей профессии Водитель автомобиля Осваивается Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1 Общие компетенции Код компетенции Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Знания, умения Общие компетенции Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структура плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. Умения: определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов 5 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 08 поиска информации Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать траектории профессионального и личностного развития Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования Работать в кол- Умения: организовывать работу коллектива и команды; взалективе и коман- имодействовать с коллегами, руководством, клиентами де, эффективно Знания: психология коллектива; психология личности; освзаимодействоновы проектной деятельности вать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять Умения: излагать свои мысли на государственном языке; устную и пись- оформлять документы менную коммуни- Знания: особенности социального и культурного контекста; кацию на государ- правила оформления документов. ственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять граж- Умения: описывать значимость своей профессии данскоПрезентовать структуру профессиональной деятельности по патриотическую профессии (специальности) позицию, демон- Знания: сущность гражданско-патриотической позиции стрировать осо- Общечеловеческие ценности знанное поведение Правила поведения в ходе выполнения профессиональной на основе тради- деятельности, стандарты антикоррупционного поведения. ционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Содействовать Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; сохранению определять направления ресурсосбережения в рамках проокружающей сре- фессиональной деятельности по профессии (специальности). ды, ресурсосбере- Знания: правила экологической безопасности при ведении жению, эффек- профессиональной деятельности; основные ресурсы, задейтивно действовать ствованные в профессиональной деятельности; пути обеспев чрезвычайных чения ресурсосбережения. ситуациях. Использовать Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деясредства физиче- тельность для укрепления здоровья, достижения жизненных ской культуры для и профессиональных целей; применять рациональные приесохранения и мы двигательных функций в профессиональной деятельноукрепления здо- сти; пользоваться средствами профилактики перенапряжеровья в процессе ния характерными для данной профессии (специальности) профессиональной Знания: роль физической культуры в общекультурном, проПланировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. 6 ОК 09 деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. фессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения. Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования Знания: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты 4.2. Профессиональные компетенции Основные виды деятельности Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц Код и наименование компетенции Показатели освоения компетенции ПК 1.1. Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой Практический опыт: Проверка наличия комплекта технической документации Распаковка сельскохозяйственной техники и ее составных частей Проверка комплектности сельскохозяйственной техники Монтаж и сборка сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатацион7 техники ПК 1.2. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации ными документами Пуск, регулирование, комплексное апробирование и обкатка сельскохозяйственной техники Оформление документов о приемке сельскохозяйственной техники Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ Осуществлять проверку работоспособности и настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники Документально оформлять результаты проделанной работы Знания: Основные типы сельскохозяйственной техники и области ее применения Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации сельскохозяйственной техники Состав технической документации, поставляемой с сельскохозяйственной техникой Нормативная и техническая документация по эксплуатации сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Порядок оформления документов по приемке сельскохозяйственной техники Практический опыт: Осмотр, очистка, смазка, крепление, проверка и регулировка деталей и узлов сельскохозяйственной техники и оборудования, замена и заправка технических жидкостей в соответствии с эксплуатационными документами Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение технического обслуживания сельскохозяйственной техники 8 ПК 1.3. Осуществлять подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин и оборудования Оформление документов о проведении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники и оборудования Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ Визуально определять техническое состояние сельскохозяйственной техники и оборудования, устанавливать наличие внешних повреждений, диагностировать неисправности и износ деталей и узлов Осуществлять проверку работоспособности и настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники Определять потребность в материальнотехническом обеспечении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оформлять соответствующие заявки Документально оформлять результаты проделанной работы Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники и оборудования Нормативная и техническая документация по эксплуатации и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования Единая система конструкторской документации Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Порядок оформления документов по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования Практический опыт: Анализ технологической карты на выполнение сельскохозяйственной техникой технологических операций Определение условий работы сельскохозяй9 для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами, в соответствии с условиями работы ственной техники Подбор сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции, в том числе выбор, обоснование, расчет состава и комплектование агрегата Настройка и регулировка сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции Подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения сельскохозяйственной техники Расчет эксплуатационных показателей при работе сельскохозяйственной техники Контроль и оценка качества выполняемой сельскохозяйственной техникой технологической операции Оформление документов по подготовке сельскохозяйственной техники к работе Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Осуществлять инженерные расчеты и подбирать оптимальные составы сельскохозяйственной техники для выполнения сельскохозяйственных операций Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ Осуществлять проверку работоспособности и настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники Документально оформлять результаты проделанной работы Знания: Количественный и качественный состав сельскохозяйственной техники организации Технологии производства сельскохозяйственной продукции Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Нормативная и техническая документация по эксплуатации сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защи10 ПК 1.4. Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами ты, необходимых для выполнения работ Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Порядок оформления документов по подготовке сельскохозяйственной техники к работе Практический опыт: Анализ технологической карты на выполнение сельскохозяйственной техникой технологических операций Определение условий работы сельскохозяйственной техники Подбор сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции, в том числе выбор, обоснование, расчет состава и комплектование агрегата Настройка и регулировка сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции Подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения сельскохозяйственной техники Расчет эксплуатационных показателей при работе сельскохозяйственной техники Контроль и оценка качества выполняемой сельскохозяйственной техникой технологической операции Оформление документов по подготовке сельскохозяйственной техники к работе Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Осуществлять инженерные расчеты и подбирать оптимальные составы сельскохозяйственной техники для выполнения сельскохозяйственных операций Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ Осуществлять проверку работоспособности и настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники Документально оформлять результаты проделанной работы Знания: Количественный и качественный состав сельскохозяйственной техники организации Технологии производства сельскохозяйственной продукции Технические характеристики, конструктив11 ПК 1.5. Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик ные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Нормативная и техническая документация по эксплуатации сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Порядок оформления документов по подготовке сельскохозяйственной техники к работе Практический опыт: Осмотр, очистка, смазка, крепление, проверка и регулировка деталей и узлов сельскохозяйственной техники и оборудования, замена и заправка технических жидкостей в соответствии с эксплуатационными документами Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования Оформление документов о проведении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники и оборудования Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ Визуально определять техническое состояние сельскохозяйственной техники и оборудования, устанавливать наличие внешних повреждений, диагностировать неисправности и износ деталей и узлов Осуществлять проверку работоспособности и настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники Определять потребность в материальнотехническом обеспечении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оформлять соответствующие заявки Документально оформлять результаты про12 ПК 1.6. Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций деланной работы Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники и оборудования Нормативная и техническая документация по эксплуатации и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования Единая система конструкторской документации Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Порядок оформления документов по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования Практический опыт: Осмотр, очистка, смазка, крепление, проверка и регулировка деталей и узлов сельскохозяйственной техники и оборудования, замена и заправка технических жидкостей в соответствии с эксплуатационными документами Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования Оформление документов о проведении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники и оборудования Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ Визуально определять техническое состояние сельскохозяйственной техники и оборудования, устанавливать наличие внешних повреждений, диагностировать неисправности и износ деталей и узлов Осуществлять проверку работоспособности и настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники 13 Эксплуатация сельскохозяйственной техники ПК 2.1. Осуществлять выбор, обоснование, расчет состава машинно-тракторного агрегата и определение его эксплуатационных показателей в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных работ Определять потребность в материальнотехническом обеспечении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оформлять соответствующие заявки Документально оформлять результаты проделанной работы Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники и оборудования Нормативная и техническая документация по эксплуатации и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования Единая система конструкторской документации Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Порядок оформления документов по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования Практический опыт: Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее – МТА) Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий Выполнение транспортных работ Осуществление самоконтроля выполненных работ Умения: Комплектовать машинно-тракторные агрегаты. Работать на агрегатах. Производить расчет грузоперевозки. Комплектовать и подготавливать к работе транспортный агрегат. Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения работ по возделыванию и уборке сельскохозяйствен-ных культур. Оценивать качество выполняемых работ. 14 ПК 2.2. Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы Знания: Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве. Технологию обработки почвы. Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов. Технические и технологические регулировки машин. Технологии производства продукции растениеводства. Технологии производства продукции животноводства. Основные свойства и показатели работы МТА. Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их комплектования. Виды эксплуатационных затрат при работе МТА. Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий; Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды. Методы оценивания качества выполняемых работ. Практический опыт: Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее – МТА) Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий Выполнение транспортных работ Осуществление самоконтроля выполненных работ Умения: Комплектовать машинно-тракторные агрегаты. Работать на агрегатах. Производить расчет грузоперевозки. Комплектовать и подготавливать к работе транспортный агрегат. Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур. Оценивать качество выполняемых работ. Знания: Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве. 15 ПК 2.3. Выполнять работы на машиннотракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда Технологию обработки почвы. Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов. Технические и технологические регулировки машин. Технологии производства продукции растениеводства. Технологии производства продукции животноводства. Основные свойства и показатели работы МТА. Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их комплектования. Виды эксплуатационных затрат при работе МТА. Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий; Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды. Методы оценивания качества выполняемых работ. Практический опыт: Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее – МТА) Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий Выполнение транспортных работ Осуществление самоконтроля выполненных работ Умения: Комплектовать машинно-тракторные агрегаты. Работать на агрегатах. Производить расчет грузоперевозки. Комплектовать и подготавливать к работе транспортный агрегат. Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения работ по возделыванию и уборке сельскохозяйствен-ных культур. Оценивать качество выполняемых работ. Знания: Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве. Технологию обработки почвы. Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов. Технические и технологические регулиров16 ПК 2.4. Управлять тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D», «Е», «F» в соответствии с правилами дорожного движения ки машин. Технологии производства продукции растениеводства. Технологии производства продукции животноводства. Основные свойства и показатели работы МТА. Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их комплектования. Виды эксплуатационных затрат при работе МТА. Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий; Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды. Методы оценивания качества выполняемых работ. Практический опыт: Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее – МТА) Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий Выполнение транспортных работ Осуществление самоконтроля выполненных работ Умения: Комплектовать машинно-тракторные агрегаты. Работать на агрегатах. Производить расчет грузоперевозки. Комплектовать и подготавливать к работе транспортный агрегат. Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур. Оценивать качество выполняемых работ. Знания: Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве. Технологию обработки почвы. Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов. Технические и технологические регулировки машин. Технологии производства продукции растениеводства. Технологии производства продукции жи17 ПК 2.5. Управлять автомобилями категории «В» и «С» в соответствии с правилами дорожного движения ПК 2.6. Осуществлять контроль и оценку качества выполняемой сельскохозяйственной техникой работы в соответствии с технологической картой вотноводства. Основные свойства и показатели работы МТА. Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их комплектования. Виды эксплуатационных затрат при работе МТА. Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий; Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды. Методы оценивания качества выполняемых работ. Практический опыт: Выполнение транспортных работ Осуществление самоконтроля выполненных работ Умения: Производить расчет грузоперевозки. Комплектовать и подготавливать к работе транспортный агрегат. Комплектовать и подготавливать агрегат Оценивать качество выполняемых работ. Знания: Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве. Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов. Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды. Методы оценивания качества выполняемых работ. Практический опыт: Осуществление самоконтроля выполненных работ Умения: Оценивать качество выполняемых работ. Знания: Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве. Технологию обработки почвы. Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов. Технические и технологические регулировки машин. Технологии производства продукции растениеводства. Технологии производства продукции жи18 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники ПК 3.1. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов и другого инженернотехнологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов ПК 3.2. Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее техническим состоянием вотноводства. Основные свойства и показатели работы МТА. Виды эксплуатационных затрат при работе МТА. Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий; Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды. Методы оценивания качества выполняемых работ. Практический опыт: Постановка сельскохозяйственной техники на ремонт Очистка и разборка узлов и агрегатов Диагностика неисправностей Определение способа ремонта сельскохозяйственной техники Информирование руководства в установленном порядке о необходимости проведения ремонта сельскохозяйственной техники и предлагаемых способах его осуществления Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники Определять техническое состояние деталей и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов. Принимать на техническое обслуживание и ремонт машин и оформлять приемосдаточную документацию Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Нормативная и техническая документация по эксплуатации сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Практический опыт: Постановка сельскохозяйственной техники на ремонт Очистка и разборка узлов и агрегатов Диагностика неисправностей Определение способа ремонта сельскохо19 ПК 3.3. Оформлять заявки на материальнотехническое обеспечение технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с нормативами зяйственной техники Информирование руководства в установленном порядке о необходимости проведения ремонта сельскохозяйственной техники и предлагаемых способах его осуществления Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники Определять техническое состояние деталей и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов. Принимать на техническое обслуживание и ремонт машин и оформлять приемосдаточную документацию Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Нормативная и техническая документация по эксплуатации сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Практический опыт: Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение ремонта сельскохозяйственной техники Подбор материалов, узлов, агрегатов, необходимых для проведения ремонта Умения: Оформлять заявки на материальнотехническое обеспечение ремонта сельскохозяйственной техники Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники Подбирать ремонтные материалы, выполнять техническое обслуживание машин и сборочных единиц. Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации 20 ПК 3.4. Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта ПК 3.5. Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой Практический опыт: Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение ремонта сельскохозяйственной техники Подбор материалов, узлов, агрегатов, необходимых для проведения ремонта Умения: Оформлять заявки на материальнотехническое обеспечение ремонта сельскохозяйственной техники Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники Подбирать ремонтные материалы, выполнять техническое обслуживание машин и сборочных единиц. Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации Практический опыт: Восстановление работоспособности или замена детали/узла сельскохозяйственной техники Использование расходных, горючесмазочных материалов и технических жидкостей Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники Выполнять разборочно-сборочные дефектовочно-комплектовочные работы. Проводить операции профилактического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм. Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Нормативная и техническая документация по эксплуатации сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации Назначение и порядок использования расходных материалов, инструмента и оборудования, необходимых для выполнения ра21 ПК 3.6. Использовать расходные, горючесмазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ ПК 3.7. Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами бот Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Практический опыт: Восстановление работоспособности или замена детали/узла сельскохозяйственной техники Использование расходных, горючесмазочных материалов и технических жидкостей Умения: Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники Выполнять разборочно-сборочные дефектовочно-комплектовочные работы. Проводить операции профилактического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм. Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Нормативная и техническая документация по эксплуатации сельскохозяйственной техники Единая система конструкторской документации Назначение и порядок использования расходных материалов, инструмента и оборудования, необходимых для выполнения работ Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Практический опыт: Регулировка, испытание и обкатка отремонтированной сельскохозяйственной техники Оформление документов о проведении ремонта сельскохозяйственной техники Умения: Осуществлять проверку работоспособности и настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники Проводить обкатку и испытания машин и их сборочных единиц и оборудования Документально оформлять результаты проделанной работы Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники 22 ПК 3.8. Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами ПК 3.9. Оформлять документы о проведении технического обслуживания, ремонта, постановки и снятии с хранения сельскохозяйственной техники Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Порядок оформления документов о проведении ремонта сельскохозяйственной техники Практический опыт: Осмотр и проверка комплектности сельскохозяйственной техники Выбор способа и места хранения сельскохозяйственной техники Приемка работы по очистке, демонтажу и консервации отдельных узлов, размещению сельскохозяйственной техники на хранение Проведение плановых проверок условий хранения и состояния сельскохозяйственной техники в период хранения Контроль качества сборки и проведения пуско-наладочных работ сельскохозяйственной техники при снятии с хранения Оформление документов о постановке и снятии сельскохозяйственной техники с хранения Умения: Выбирать способ и место хранения сельскохозяйственной техники Контролировать качество сборки и проведения пуско-наладочных работ сельскохозяйственной техники при снятии с хранения Оформлять документы о постановке и снятии сельскохозяйственной техники с хранения. Знания: Нормативная и техническая документация по эксплуатации сельскохозяйственной техники Назначение и порядок использования расходных материалов, инструмента и оборудования, необходимых для выполнения работ Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Практический опыт: Оформление документов о проведении ремонта сельскохозяйственной техники Умения: Осуществлять проверку работоспособности и настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники Проводить обкатку и испытания машин и их сборочных единиц и оборудования Документально оформлять результаты проделанной работы 23 Освоение профессии рабочих 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Вождение автомобиля категории «С» Знания: Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники Правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности Порядок оформления документов о проведении ремонта сельскохозяйственной техники Управлять трактором Знание принципа работы и устройство обработающим на жидком служиваемого трактора; топливе, при транспорсоблюдение правил уличного движения; тировке различных грусоблюдение правил производства работ с зов, машин, механизприцепными приспособлениями и устроймов, металлоконструкствами; ций и сооружений разоформление приемо-сдаточных документов ной массы и габаритов с на перевозимые грузы или выполненные применением прицепработы; ных приспособлений определять мощность обслуживаемого или устройств двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений Наблюдать за погрузЗнание правил погрузки, укладки, строповкой, креплением и разки и разгрузки различных грузов грузкой транспортируемых грузов. Заправлять трактор топ- Заправка горючими и смазочными материаливом и смазывание лами тракторов; трактора и всех прицеп- соблюдение техники безопасности, пожарных устройств ной безопасности и электробезопасности. Выявить и устранить Выявление и устранение недостатков в ранеисправности в работе боте трактора трактора. Производить текущий ремонт и участвовать во всех других видах Разборка и сборка агрегатов и узлов тракторемонта обслуживаемо- ра го трактора и прицепных устройств Управлять автомобилем Умения: Безопасно управлять транспортными средствами Производить контрольный осмотр транспортных средств Устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности Получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию Знания: Основы безопасного управления транспортными средствами Правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения Перечень неисправностей и условий, при кото- 24 рых запрещается эксплуатация транспортных средств Устройство и конструкционные особенности обслуживаемых автомобилей 4.3. Личностные результаты Личностные результаты реализации программы воспитания Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР9 ЛР10 ЛР11 ЛР12 25 реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Л13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответ- ЛР13 ственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Л14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее ЛР14 достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Л15. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого ЛР15 труда. Л16. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения ЛР16 экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Л17. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или ЛР17 стремительно меняющихся ситуациях Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Л18. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику ЛР18 26 Раздел 5. Структура образовательной программы 5.1 Учебный план 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования Распределение обязательной (аудиторной) нагрузки по курсам и семестрам (час.в семестр) Формы промежуточной аттестации О.00 ОУД.01 ОУД.02 ОУД.03 ОУД.04 ОУД.05 ОУД.06 ОУД.07 ОУД.08 ОУД.09 ОУД.10 ОУД.11 ОУД.12 ОУД.13 ОУД.14 ОУД.15 дифференцированные зачеты зачеты 1 Экзамены Индекс 3 4 5 Наименование 2 Общеобразовательный цикл Русский язык Литература Иностранный язык История Обществознание (включая экономику и право) Химия Биология Физическая культура ОБЖ Математика Информатика Физика Астрономия География Родной язык Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем Занятия по дисциплинам и МДК в том числе самостоятельная работа Курсовой проект (работа) Практики 2 курс 3 курс 1 сем 2 сем 3 сем 4 сем 5 сем 6 сем 4 курс 7 8 сем сем 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1404 467 430 20 0 612 717 36 39 0 0 0 0 -/2 -/2 -/2 78 117 117 117 14 3 117 0 23 35 35 35 34 34 34 34 44 83 83 83 -/2 108 0 32 34 74 -/2 2 1/2 -/2 1/-/2 78 36 117 70 234 100 121 39 36 36 28 10 117 16 56 62 28 8 8 14 10 35 21 70 30 41 11 10 10 34 44 36 66 36 116 52 -/2 -/2 Всего В том числе по лабораторУД/ ные и пракМДК тические занятия 1 курс 1 4 3 1 20 51 34 118 48 121 39 36 36 27 ОГСЭ.00 ОГСЭ.01 ОГСЭ.02 ОГСЭ.03 ОГСЭ.04 ОГСЭ 05 ЕН.00 ЕН.01 ЕН.02 ОП.00 ОП.01 ОП.02 ОП.03 ОП.04 ОП.05 ОП.06 ОП.07 ОП.08 ОП.09 ОП.10 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Основы философии История Иностранный язык в профессиональной деятельности Физическая культура Психология общения Математический и общий естественнонаучный цикл Математика Экологические основы природопользования Общепрофессиональный цикл Чтение чертежей Техническая механика Материаловедение Электротехника и электроника Основы гидравлики и теплотехники Основы агрономии Основы зоотехнии 12 часов Информационные технологии в профессиональной деятельности Метрология, стандартизация и подтверждение качества Основы экономики, менеджмента и маркетинга 468 347 138 -/4 -/4 -/4/-/6/7 46 46 172 9 -/4/-/6-/8 6 112 124 62 104 56 172 13 13 51 22 22 34 24 24 34 34 34 36 160 44 156 10 48 5 34 42 28 26 44 20 10 144 26 42 34 62 0 0 0 48 96 48 20 6 28 10 34 62 4 786 44 112 86 50 188 10 22 20 20 233 12 33 25 15 4 42 16 12 -/4 -/4 100 77 20 8 30 23 4 55 32 18 5 40 16 12 40 5 40 4 12 40 4 8 3 -/4 3 0 0 0 0 0 0 0 0 10 48 0 0 0 0 266 44 58 86 300 188 32 0 0 54 50 42 44 34 56 43 55 28 ОП.11 ОП.12 ОП.13 П.00 ПМ. 01 МДК.01.02 МДК.01.03 УП. 01. ПП. 01. ПМ. 02 МДК. 02.01 УП. 02. ПП. 02. ПМ. 03 Правовые основы профессиональной деятельности Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Профессиональный цикл Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц МДК.01.01 Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин и оборудования Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе Учебная практика Производственная практика Эксплуатация сельскохозяйственной техники Комплектование машиннотракторного агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ Учебная практика Производственная практика Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники 5 40 6 5 32 68 5 12 40 8 12 9 14 68 2670 562 270 30 972 0 75 164 303 326 764 614 188 150 0 108 0 75 99 214 226 0 196 68 58 39 51 41 65 196 74 58 36 48 59 53 114 46 34 32 520 518 0 0 -/-/5 -/-/5 114 4 5 5 8 -/-//-/-//-/8 7 8 8 72 36 72 36 712 182 170 568 182 40 0 72 72 364 144 72 36 0 0 65 89 100 206 116 136 65 89 100 170 80 64 36 36 72 72 70 66 30 144 72 0 0 0 0 0 120 136 108 29 МДК.03.01 МДК.03.02 УП. 03. ПП. 03. ПМ. 04 ПМ.04.01 МДК.04.01 УП. 04.01 ПП. 04.01 ПМ.04.02 МДК.04.02 УП.04.02 ПП. 04.02 ПДП.00 ПА ГИА.00 Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов Технологические процессы ремонтного производства Учебная практика Производственная практика Освоение одной или нескольких профессий рабочих или должностей служащих Освоение профессии рабочих 19205 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства Технология выполнения работ тракторами категорий B, C, E, F Учебная практика Производственная практика Освоение рабочей профессии Водитель автомобиля Теоретическая подготовка водителей категории "С" Учебная практика Производственная практика Преддипломная практика Промежуточная аттестация Государственная аттестация Итого: 120 32 36 100 38 30 120 6 7 8 8 7 30 72 72 100 72 72 36 36 72 836 122 120 0 432 0 0 0 0 0 438 268 130 546 90 55 0 360 0 0 0 0 0 348 198 0 186 90 55 132 54 108 108 72 72 90 70 130 90 70 58 7 7 7 8 8 8 8 итоговая Государственная итоговая аттестация 180 180 180 180 290 32 65 218 32 65 0 72 36 36 144 0 0 0 0 0 36 36 144 252 36 36 144 0 72 0 36 36 0 36 216 5940 72 216 1590 1113 50 972 теория учебной 612 612 0 864 792 0 612 612 0 864 828 0 612 468 72 900 648 144 612 360 144 30 864 180 72 Программа базовой подготовки Дипломный проект Выполнение дипломного проекта с ________ по ________ (всего 4 нед.) Защита дипломного проекта с _________ по __________ (всего 1 нед.) Демонстрационный экзамен 36 часов на группу практики производст. практики преддипл. практика экзаменов дифф. зачетов зачетов 0 0 0 0 36 108 72 180 0 0 0 0 0 0 0 144 1 3 0 2 9 0 1 2 0 2 11 0 3 3 0 1 4 0 3 4 0 5 6 0 5.2. Календарный учебный график 5.2.1. По программе подготовки специалистов среднего звена График учебного процесса. Курсы 1 I курс II курс III курс IV курс Всего Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам 2 39 40 32 16 127 Производственная практика Учебная практика 3 0 0 5 5 10 по профилю специальности 4 0 0 4 7 11 Промежуточная преддипломная аттестация 5 4 4 6 2 1 1 3 7 Государственная итоговая атте- Каникулы Всего стация 7 6 6 8 11 11 10 2 34 9 52 52 52 43 199 31 5.3. Рабочая программа воспитания 5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной программы: Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике. Задачи: – формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации; – организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения; – формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства; – усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания. 5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3. 5.4. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы 6.1.1. Образовательная организация, реализующая программу по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально- технического обеспечения, включает в себя: Перечень лабораторий, кабинетов, мастерских Кабинеты: - социально-экономических дисциплин; - иностранного языка; - информационных технологий в профессиональной деятельности; - инженерной графики; - технической механики; - материаловедения; - управления транспортным средством и безопасности движения; - агрономии; - зоотехнии; - экологических основ природопользования; - безопасности жизнедеятельности - охраны труда. Лаборатории: - электротехники и электроники; - метрологии, стандартизации и подтверждения качества; 32 - гидравлики и теплотехники; - топлива и смазочных материалов; - устройства тракторов и автомобилей; - сельскохозяйственных машин - эксплуатации машинно-тракторного парка; - ремонта машин, оборудования и восстановления деталей; - технологии и механизации производства продукции растениеводства. Мастерские: - слесарная мастерская; - сварочная мастерская; - пункт технического обслуживания и ремонта. Тренажеры, тренажерные комплексы - тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным и мобильным энергетическим средством (в качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство). Спортивный комплекс Спортивный зал Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в интернет Актовый зал 6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий и баз практики по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования Образовательная организация, реализующая программу по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. 6.1.2.2. Оснащение баз практик Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 33 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы Реализация ППССЗ по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки каждый обучающийся обеспечен доступом в сеть Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу. Библиотечный фонд Колледжа обеспечен печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. В читальном зале библиотеки колледжа для обучающихся доступны научные сборники, реферативные и периодические журналы, собрания законодательных актов, кодексы РФ, компьютерные базы данных, учебники, учебно-методические пособия, словари, периодические издания по электронике и социальной тематике. Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ. Все студенты и преподаватели имеют доступ в INTERNET-сеть через компьютерные кабинеты колледжа, библиотеки. Для обеспечения обучения по данной ППССЗ с использованием элементов дистанционного обучения используются дистанционные образовательные ресурсы: - Дистанционная платформа http://zabedu.ru/ Обеспечен доступ к информационным ресурсам через каналы: – к электронному федеральному порталу «Российское образование» http://www.edu.ru, – к электронным информ. ресурсам РГБ http://www.rsl.ru, – к электронным информ. ресурсам Российской Национальной библиотеки http://www.nlr.ru, http://www.inion.ru/, – к информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/ – к глобальным поисковым системам http://www.google.com/, http://www.yahoo.com/, http://search.msn.com/, http://www.gnpbu.ru 6.3. Требования к организации воспитания обучающихся 6.3.1. Условия организации воспитания (определяются образовательной организацией) Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе эффективности и практическом опыте. Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с обучающимися: – информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания и т.д.) – массовые и социокультурные мероприятия; – спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия; –деятельность творческих объединений, студенческих организаций; – психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации; – научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты и др); – профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты, экскурсии и др.); 34 – опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся. 6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства) и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993). Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства) не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства), в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов. 6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы 6.5.1. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям и укрупненным группам профессий, утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн. Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации Организация и порядок проведения государственной итоговой аттестации определяется Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным 35 программам среднего профессионального образования в ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» по актуализированным ФГОС и ТОП-50 и программой государственной итоговой аттестации по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. Государственная (итоговая) аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения программы в полном объеме и завершается выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации. Целью Государственной (итоговой) аттестации (ГИА) является установление соответствия имеющихся (продемонстрированных) в процедуре оценки профессиональных и общих компетенций требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена. В состав государственной экзаменационной комиссии входят от 5 до 7 человек. ГЭК формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. При проведении демонстрационного экзамена (далее - ДЭ) в состав ГЭК входят также эксперты организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" (далее - Агентство). ДЭ предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Задания ДЭ разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных Агентством. Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы Группа разработчиков Димова Олеся Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе. Дружинина Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Вторушина Эрикназ Аваговна, заместитель директора по научно-методической работе. 36