09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов_подписано

Подписан: Баженова Валентина

ВладимирШШистерство образования и науки

Баженова

DN: C=RU, 0 = Т П 0 У > ’ Забайкальского края
Приаргунскии государственный
^

колледж...;<да£Шй+Шй^ьное образовательное учреждение
Г Л Я П Р И Т М И Я Валентина Владииирйввасударственный колледж»
1 ^ Г 1 I ^ i n a E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место вашего
подписания
Дата: 2024-01-15 16:14:36
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Владимир
овна

Рассмотрено и одобрено на заседании _
педагогического совета Протокол № 2 _
от
20^г.

с учетом мнения
Студенческого совета
Протокол от/С С / 2От

4

с учетом мнения
Совета родителей
протокол от

С / 2Gk^У №

У

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
по профессии
09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов

п. Приаргунск

Рабочая программа воспитания по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов разработана в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего профессионального образования по профессии 09.01.03
Оператор информационных систем и ресурсов утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 974
от 11 ноября 2022 года.

Авторы-составители:
Морозова Т.Ю., заместитель директора по учебно­
воспитательной работе
Милюхина Н.В., Богодухова М.А., Перминова Е.В. - кураторы
групп по профессии «Оператор информационных систем и
ресурсов.
Рассмотрена на заседании ПЦК
по воспитательной работе
Протокол № J _ от « .

Председатель ПЦК

■>
-■L/
1.ЫМ.
о Л ь / Лапердина Е.А.

2

Краткая аннотация
рабочей программы воспитания
по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
Рабочая программа воспитания по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов разработана с учетом:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03
Оператор
информационных систем и ресурсов
утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от № 974 от 11 ноября 2022 года.; Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» и иных нормативных документов.
Рабочая программа предусматривает организацию воспитательной работы по
основным направлениям: профессионально-личностное воспитание; гражданско­
правовое и патриотическое воспитание; духовно-нравственное и культурно­
эстетическое воспитание; воспитание здорового образа жизни, трудовое
воспитание и экологической культуры.
В рабочей программе указана цель воспитания: создание воспитательного
пространства,
обеспечивающего
развитие
обучающихся как
субъекта
деятельности, личности и индивидуальности в соответствии с требованиями ФГОС
СПО,
подготовка
квалифицированных
рабочих
и
специалистов
к
самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности (в
соответствии с профессиональными стандартами), конкурентоспособного на
региональном рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту,
социальной
и
профессиональной
мобильности,
со
сформированными
гражданскими качествами личности в соответствии с запросами и потребностями
региональной экономики и социокультурной политики.
В рабочей программе представлены виды воспитательной деятельности,
формы, методы работы, технологии взаимодействия; условия и особенности
реализации.
Оценка результатов реализации рабочей программы осуществляется по 2
направлениям: создание условий для воспитания обучающихся и эффективность
проводимых мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения рабочей программы

5
5

1.2. Нормативно-правовые основы разработки содержания рабочей
программы
1.3. Цель и задачи реализации рабочей программы воспитания

5

1.4. Ожидаемые результаты

9

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

5

2.1. Основные направления воспитательной работы
2.2. Содержание рабочей программы
2.2.1. Профессионально-личностное воспитание
Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание
Воспитание здорового образа жизни, трудовое воспитание и
экологической культуры
2.3. Виды деятельности, формы и методы воспитательной работы,
технологии взаимодействия
2.3.1. Виды воспитательной деятельности
2.3.2. Формы организации воспитательной работы
2.3.3. Методы воспитательной работы
Технологии взаимодействия субъектов воспитательного процесса
3. УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Ресурсное обеспечение рабочей программы

22

3.2. Особенности реализации рабочей программы

23

4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

24

Приложение 1. Формирование личностных результатов обучения на 29
дисциплинах общеобразовательного цикла образовательной программы
Приложение 2. Формирование общих компетенций на дисциплинах, модулях 30
образовательной программы

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа воспитания является частью основной профессиональной
образовательной программы (программы подготовки квалифицированных рабочих,
далее - ППКРС) по профессии среднего профессионального образования 09.01.03
Оператор информационных систем и ресурсов.
1.2. Нормативно-правовые основы разработки содержания рабочей
программы
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы
воспитания по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов
составляют:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Конвенция ООН о правах ребенка;
3. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
5. Приказ Минпросвещения России от 11 ноября 2022 года № 974 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии «Оператор информационных
систем и ресурсов» (далее - ФГОС СПО);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14
июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования».
1.3. Цель и задачи реализации рабочей программы воспитания
ЦЕЛЬ: создание воспитательного пространства, обеспечивающего развитие
обучающихся как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в
соответствии с требованиями ФГОС СПО, подготовка квалифицированных
рабочих
и
специалистов
к
самостоятельному
выполнению
видов
профессиональной деятельности (в соответствии с профессиональными
стандартами), конкурентоспособного на региональном рынке труда, готового к
постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной
мобильности, со сформированными гражданскими качествами личности в
соответствии с запросами и потребностями региональной экономики и
социокультурной политики.
Для достижения цели поставлены следующие ЗАДАЧИ:
А) реализация требований ФГОС СПО, в том числе в сфере освоения
3

общих компетенций
ОК 1.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам

ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания
по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках

Б) реализация требований ФГОС среднего общего образования, в том числе в
с
ф
1) Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
енароду, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
геосударственных символов (герб, флаг, гимн);
д
2) Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
сакон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
тосознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гиуманистические и демократические ценности;
ж
3) Готовность к служению Отечеству, его защите;
е
4) Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
иультур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места
вяполикультурном мире;
5) Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
ол
бщечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
си
пособность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ч
6) Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
сн
пособность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
он
аходить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
спротивостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
тдискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и
н другим негативным социальным явлениям;
ы___________________
хФедеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования п.7
4

р

7) Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно­
оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) Осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Рабочая программа воспитания ориентирована на становление следующих
личностных характеристик обучающегося2:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и
духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий
мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и
общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый
к
сотрудничеству,
способный
осуществлять
учебно­
исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом,
государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования п.5

5

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей
жизни.
В) реализация комплексных задач воспитания личности обучающегося:
1. Формирование личности обучающегося, способной к принятию
ответственных решений, мотивации на освоение образовательной программы и
выполнение научно-исследовательской работы, нацеленной на интеллектуальное
развитие и профессиональное становление, жизненное самоопределение, развитие
профессионально значимых качеств, в том числе путем формирования общих
компетенций и достижения личностных результатов обучения.
2. Патриотическое, гражданское и правовое воспитание, формирование у
обучающегося лидерских и социально-значимых качеств, социальной
ответственности и дисциплинированности, развитие самостоятельного опыта
общественной деятельности, чувства воинского долга.
3. Воспитание духовно-нравственной, толерантной личности обучающегося,
обладающей антикоррупционным мировоззрением, нравственными качествами,
способной к творчеству, открытой к восприятию других культур независимо от их
национальной,
социальной,
религиозной
принадлежности,
взглядов,
мировоззрения, стилей мышления и поведения.
4. Формирование у обучающегося экологической культуры и культуры
здоровья, безопасного поведения, стремления к здоровому образу жизни и
занятиям спортом, воспитание психически здоровой, физически развитой и
социально-адаптированной личности.
Г) создание благоприятных условий для приобретения обучающимися
опыта осуществления социально значимых дел и профессионального
самоутверждения3
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- трудовой и профессиональный опыт, в том числе опыт практической
подготовки и прохождения производственной практики;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в образовательной
организации, дома или на улице;
- опыт дел, направленных на пользу своему району, городу/селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт взаимодействия с окружающими, оказания помощи окружающим,
заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.

6

1.4. Ожидаемые результаты
Под ожидаемыми результатами понимается не обеспечение соответствия
личности выпускника единому установленному уровню воспитанности, а
обеспечение позитивной динамики развития личности обучающегося, развитие его
мотивации к профессиональной деятельности.
К ожидаемым результатам реализации рабочей программы воспитания
относятся:
ОБЩИЕ:
- создание условий для функционирования эффективной системы
воспитания, основанной на сотрудничестве всех субъектов воспитательного
процесса;
- повышение уровня вовлеченности обучающихся в процесс освоения
профессиональной деятельности, увеличение числа обучающихся, участвующих в
воспитательных мероприятиях различного уровня;
- снижение негативных факторов в среде обучающихся: уменьшение числа
обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета/контроля,
снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися;
отсутствие суицидов среди обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- повышение мотивации обучающегося к профессиональной деятельности,
сформированность у обучающегося компетенций и личностных результатов
обучения, предусмотренных ФГОС, получение обучающимся квалификации по
результатам освоения образовательной программы СПО;
- способность выпускника самостоятельно реализовать свой потенциал в
профессиональной деятельности,
- готовность выпускника к продолжению образования, к социальной и
профессиональной мобильности в условиях современного общества.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Основные направления воспитательной работы
Ценностными основами воспитательной работы служат уважение к личности
обучающегося, сохранение его психического и нравственного благополучия,
ценностных ориентаций, личностное развитие и профессиональное становление.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
1) профессионально-личностное
воспитание,
предусматривающее
достижение личностных и научных результатов при освоении ОПОП, развитие
научного мировоззрения, культуры научного исследования; профессиональное
развитие личности обучающегося, развитие профессиональных качеств и
предпочтений;
2) гражданско-правовое и патриотическое воспитание, направленное на
формирование гражданственности, правовой культуры, чувства патриотизма,
готовности служить Отечеству; развитие социально значимых качеств личности и
самостоятельного опыта общественной деятельности;
7

3) духовно-нравственное
и
культурно-эстетическое
воспитание,
обеспечивающее развитие нравственных качеств личности, антикоррупционного
мировоззрения, культуры поведения, бережного отношения к культурному
наследию; эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала личности и
опыта самостоятельной творческой деятельности; развитие толерантности,
взаимного уважения и уважения к старшим;
4) воспитание здорового образа жизни и экологической культуры,
направленное на развитие физической культуры личности, воспитание здорового и
безопасного образа жизни, формирование экологической культуры личности.
2.2. Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы воспитания отражается через содержание
направлений воспитательной работы.
2.2.1. Профессионально-личностное воспитание
Задачи:
1) Формирование у обучающегося компетенций и личностных результатов
обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
2) Формирование личности обучающегося, способной к принятию
ответственных решений, мотивации на освоение образовательной программы и
выполнение научно-исследовательской работы, нацеленной на интеллектуальное
развитие и профессиональное становление, жизненное самоопределение, развитие
профессионально значимых качеств, в том числе путем формирования общих
компетенций и достижения личностных результатов обучения
В ходе учебной деятельности задачи профессионально-личного воспитания
реализуются при освоении следующих элементов образовательной программы:
А) на дисциплинах общеобразовательного цикла формируются личностные
результаты обучения, предусмотренные требованиями ФГОС среднего общего
образования п. 7 (Приложение 1).
Б) При освоении дисциплин циклов ОУД, ОПД, ПМ формируются
компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 09.01.03
Оператор информационных систем и ресурсов. Распределение общих компетенций
представлено в Приложении 2.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ,
реализуемых по направлению 1:
на уровне района поселка:
участие в региональных конкурсах профессионального мастерства по
профессии «Оператор информационных систем и ресурсов »
на уровне образовательной организации:
конкурс индивидуальных проектов;
конкурс по итогам квалификационного экзамена:
проведение предметных недель;
олимпиады по дисциплинам;
участие во всероссийской акции Тотальный диктант;
ежегодные научно-практические конференции различного уровня;

,

8

выпуск сборников статей по результатам проведения конференций;
на уровне учебных групп одной профессии специальности или
укрупненной группы профессий специальностей внутри образовательной
организации (профессиональная составляющая):
экскурсии на предприятия;
встречи
с работодателями;
встречи
с ветеранами
профессии,
представителями трудовых династий;
конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди
учебных групп профессии в ходе проведения квалификационных экзаменов по
профессии Оператор информационных систем и ресурсов
организация и проведение ежегодного традиционного конкурса среди
студентов;
на уровне учебной группы:
кураторский час на 1 курсе «О Правилах внутреннего распорядка
обучающихся»; на 2 курсе «Особенности проведения практического обучения»;
«Особенности
проведения
практического
обучения»,
«Организация
государственной итоговой аттестации по профессии»;
наблюдение за взаимоотношениями обучающихся в учебной группе,
создание благоприятного психологического климата;
на индивидуальном уровне с обучающимся:
наблюдение куратора за посещением учебных занятий, успешностью
обучения и профессиональным становлением каждого обучающегося учебной
группы;
анализ материалов учебных достижений в портфолио обучающегося;
индивидуальные беседы с обучающимися куратором
группы,
преподавателями, мастером производственного обучения по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации, оказание помощи (при необходимости) для
повышения качества обучения.

,

,

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ по направлению 1:
студенческое самоуправление:
работа студенческого совета, проведение анкетирования и опросов
обучающихся по выявлению удовлетворенностью качеством обучения и условиями
образовательного процесса
участие студентов в работе стипендиальных комиссий;
участие студентов в разработке и обсуждении локальных нормативных актов,
касающихся процесса обучения;
работа редакционного совета обучающихся, освещение в студенческих
средствах массовой информации (печатном журнале/газете, телеканале и др.)
обучающихся, имеющих достижения в обучении и др.;
работа
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся:
родительские лектории для повышения педагогической культуры родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
родительские собрания, посвященные вопросам организации обучения и
результатов освоения обучающимися образовательной программы;
проведение опросов и анкетирования родителей по выявлению
удовлетворенностью условиями образовательного процесса;
9

работа с преподавателями и мастерами производственного обучения:
взаимодействие куратора учебной группы с преподавателями, мастерами
производственного обучения, работающими в учебной группе, по вопросам
успешности освоения обучающимися образовательной программы;
совместное обсуждение вопросов повышения качества обучения на
педагогическом совете, цикловых комиссиях;
взаимодействие руководящих и педагогических работников:
контроль руководящими работниками образовательной организации
выполнения расписания учебных занятий, промежуточной и государственной
итоговой аттестации; правильности и своевременности заполнения учебной
документации;
посещение учебных занятий, зачетов и экзаменов с целью контроля качества
усвоения обучающимися образовательной программы.
2.2.2. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
Задачи:
Патриотическое, гражданское и правовое воспитание, формирование у
обучающегося лидерских и социально-значимых качеств, социальной
ответственности и дисциплинированности, развитие самостоятельного опыта
общественной деятельности, чувства воинского долга.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ,
реализуемых по направлению 2:
на уровне района поселка:
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям
участие в мероприятиях ЮнАрмии;
участие в акции Бессмертный полк;
участие обучающихся в митинге ко Дню России;
участие в региональных волонтерских акциях, волонтерский рейд «С заботой
о ветеранах»;
видеолекторий патриотической тематики совместно с социальным
партнером: публичной библиотекой;
на уровне образовательной организации:
конкурс плакатов/стенгазет или флешмоб, посвященный государственным
праздникам, памятным датам и отмечаемым событиям: 1 сентября - День знаний, 4
ноября - День народного единства, 31 декабря - Новый год, 7 января - Рождество,
25 января - Татьянин день (праздник студенчества), 8 февраля - День российской
науки, 23 февраля - День защитника Отечества, 8 марта - Международный
женский день, 1 апреля - День смеха, 1 мая - Праздник весны и труда, 9 мая - День
победы, 1 июня - Международный день защиты детей, 12 июня - День России, 8
июля - День семьи, любви и верности, 22 августа - День государственного флага
Российской Федерации;
месячник военно-патриотической работы;
конкурс военной песни к Дню победы;
трудовые субботники и десанты;
адаптационный курс для первокурсников;
на уровне учебной группы:

,

10

тренинги командообразования и командные игры;
формирование выборного актива учебной группы, выработка совместных
правил общения и взаимодействия внутри учебной группы;
благоустройство, оформление, озеленение учебных аудиторий, рекреаций,
событийный дизайн;
кураторские часы с дискуссиями о семейных ценностях, диспутами о
социальных проблемах молодежи и семьи, в том числе направленные на
предупреждение асоциальных явлений;
на индивидуальном уровне с обучающимся:
наблюдение куратора за вовлеченностью каждого обучающегося в
проводимые мероприятия;
создание благоприятных условий для приобретения обучающимся опыта
осуществления социально значимых дел;
проведение индивидуальных консультаций обучающегося с психологом и
социальным педагогом (при необходимости) по вопросам социальной адаптации в
студенческой среде, в профессиональном окружении.
ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ по направлению 2:
студенческое самоуправление:
работа студенческого совета, проведение анкетирования и опросов
обучающихся по проведенным мероприятиям;
разработка социальных инициатив обучающихся и мероприятий по
социальному взаимодействию, например, «Подарки для детского дома» и др.;
участие студентов в работе дисциплинарных комиссий;
участие студентов в разработке и обсуждении локальных нормативных актов,
касающихся проведения внеучебной деятельности и проведения массовых
мероприятий;
работа редакционного совета обучающихся, освещение в студенческих
средствах массовой информации (печатном журнале/газете, телеканале и др.)
проводимых мероприятий и др.;
работа
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся:
вовлечение родителей в проведение мероприятий (участие в акции
Бессмертный полк и др.);
проведение опросов и анкетирования родителей по результатам проводимых
мероприятий;
проведение индивидуальных консультаций родителей с психологом и
социальным педагогом по вопросам социальной адаптации обучающегося;
работа с преподавателями и мастерами производственного обучения:
совместное обсуждение вопросов повышения качества воспитательных
мероприятий, развитие социально и профессионально значимых качеств личности:
трудолюбия, стрессоустойчивости, умения работать в режиме многозадачности,
высокой неопределенности и (или) в сжатые сроки;
взаимодействие руководящих и педагогических работников:
контроль руководящими работниками качества проводимых воспитательных
мероприятий, оценка уровня их безопасности и вовлеченности обучающихся.

11

2.2.3. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание
Задачи:
Воспитание духовно-нравственной, толерантной личности обучающегося,
обладающей антикоррупционным мировоззрением, нравственными качествами,
способной к творчеству, открытой к восприятию других культур независимо от их
национальной,
социальной,
религиозной
принадлежности,
взглядов,
мировоззрения, стилей мышления и поведения.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ,
реализуемых по направлению 3:
на уровне района поселка:
участие в международных и всероссийских событиях культурологической
направленности;
участие в акции «Ночь музеев»,
на уровне образовательной организации:
фестиваль национальных культур;
работа кружков: танцевального, театрального, музыкального и др.;
работа студий рисования, дизайнерского мастерства, рукодельниц и др.;
работа клубов по интересам;
конкурс хобби «Моё увлечение»;
фотоконкурс о знаменитых земляках;
открытая лекция о противодействии коррупции;
на уровне учебной группы:
экскурсии в музеи, знакомство с историко-культурным и этническим
наследием края;
посещение театральных спектаклей, концертов;
кураторские часы с дискуссиями об общечеловеческих ценностях, решением
моральных дилемм (в том числе решением дилемм Л. Кольберга) и
осуществлением нравственного выбора; дискуссии по вопросам профилактики
экстремизма на национальной и религиозной почве и др.;
социальные инициативы студентов, в том числе подготовка праздничных
концертов и дискотек к Дню посвящения в студенты, к Новому году, празднику 8
марта, к выпускным мероприятиям и др.;
на индивидуальном уровне с обучающимся:
наблюдение куратора за индивидуальными предпочтениями обучающегося,
взглядами, приоритетами и т.п.;
анализ результатов творческого самовыражения обучающегося, его
социального опыта по материалам портфолио обучающегося;
индивидуальные беседы куратора с обучающимся по формированию
эмоциональной грамотности, предупреждению асоциальных проявлений;
проведение индивидуальных консультаций обучающегося с психологом и
социальным педагогом (при необходимости) по вопросам толерантности,
нравственного выбора и социального поведения.

,

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ по направлению 3:
студенческое самоуправление:
работа студенческого совета, организация, проведение и анализ студенческих
мероприятий;
12

работа редакционного совета обучающихся, освещение в студенческих
средствах массовой информации (печатном журнале/газете, телеканале и др.)
работы кружков, студий, клубов и др.;
работа
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся:
вовлечение родителей в проведение мероприятий (Фестиваль национальных
культур и др.);
проведение неформальных клубных встреч родителей и обучающихся;
проведение опросов и анкетирования родителей по результатам проводимых
мероприятий;
проведение индивидуальных консультаций родителей с психологом и
социальным педагогом по вопросам по вопросам толерантности, нравственного
выбора, предупреждения асоциальных проявлений;
работа с преподавателями и мастерами производственного обучения:
совместное обсуждение вопросов качества и результативности студенческих
инициатив, развитие социально и профессионально значимых качеств личности:
развитие творчества, инициативности, эмоциональной грамотности обучающихся;
взаимодействие руководящих и педагогических работников:
контроль руководящими работниками режима работы кружков, студий,
клубов, качества проводимых воспитательных мероприятий, оценка уровня их
безопасности и вовлеченности обучающихся;
открытые дискуссионные педагогические площадки по эффективному
взаимодействию с обучающимися при проведении воспитательных мероприятий;
работа с кураторами, педагогическими работниками образовательной
организации по эффективному использованию их профессионального и
творческого потенциала, повышение их профессиональной, коммуникативной,
информационной и правовой компетентности.

2.2.4. Воспитание здорового образа жизни и экологической культуры
Задачи:
Формирование у обучающегося экологической культуры и культуры
здоровья, безопасного поведения, стремления к здоровому образу жизни и
занятиям спортом, воспитание психически здоровой, физически развитой и
социально-адаптированной личности.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ,
реализуемых по направлению:
на уровне района поселка:
участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, сдача
норм ГТО;
участие в экологических акциях и субботниках;
на уровне образовательной организации:
работа спортивных секций: легкой атлетики, баскетбола, волейбола,
настольного тенниса, дзюдо и др.;
спортивные соревнования, совместные спортивные мероприятия с
социальными партнерами;
походы, ежегодный туристический слет;

,

13

экологические субботники;
конкурс мультмедийных презентаций обучающихся по формированию и
укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни;
на уровне учебной группы:
экологические экскурсии;
кураторские часы с дискуссиями о правилах безопасности на дорогах, о
раздельном сборе мусора, безопасности в быту, о вредных привычках, здоровом
питании и др. ;
на индивидуальном уровне с обучающимся:
индивидуальные беседы куратора с обучающимся по формированию
здорового образа жизни и экологической культуры личности.
ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ по направлению:
студенческое самоуправление:
работа редакционного совета обучающихся, освещение в студенческих
средствах массовой информации (печатном журнале/газете, телеканале и др.)
работы секций и проводимых мероприятий;
работа
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся:
вовлечение родителей в проведение мероприятий (спортивные соревнования
и др.);
проведение опросов и анкетирования родителей по результатам проводимых
мероприятий;
работа с преподавателями и мастерами производственного обучения:
совместное обсуждение вопросов качества и результативности проводимых
мероприятий, развитие профессионально значимых качеств личности: физической
выносливости, экологического мышления и др.;
взаимодействие руководящих и педагогических работников:
контроль руководящими работниками режима работы спортивных секций,
физкультурно-оздоровительных клубов, качества проводимых воспитательных
мероприятий, оценка уровня их безопасности и вовлеченности обучающихся.

Виды деятельности, формы и методы воспитательной работы, технологии
взаимодействия
2.3.1. Виды воспитательной деятельности

Виды деятельности - здесь это виды индивидуальной или совместной с
обучающимися деятельности педагогических работников, используемые ими в
процессе воспитания: познавательная, общественная, ценностно-ориентационная,
художественно-эстетическая
и
досуговая
деятельность,
спортивно­
оздоровительная деятельность.
Реализация поставленных задач рабочей программы воспитания
осуществляется через виды воспитательной деятельности:
а)
познавательная деятельность направлена на развитие познавательных
интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр.,
осуществляется в ходе учебных занятий через взаимодействие обучающегося с
14

преподавателем, с другими обучающими, а также при самостоятельном
выполнении учебных задач,
основные формы организации познавательной деятельности: учебные
занятия, экскурсии, олимпиады, лектории и т.п.;
соответствует профессионально-личностному направлению воспитательной
работы;
б) общественная деятельность направлена на формирование социального
опыта обучающегося, предполагает участие обучающихся в органах студенческого
самоуправления, различных молодежных объединениях в образовательной
организации и вне её,
основные формы организации деятельности: работа органов студенческого
самоуправления, волонтерское движение и др.;
соответствует гражданско-правовому и патриотическому направлению
воспитательной работы;
в) ценностно-ориентационная, художественно-эстетическая и досуговая
деятельность направлена на формирование отношений к миру, убеждений,
взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей, а также на развитие
художественного вкуса, интересов, культуры личности, содержательный
организованный отдых;
основные формы организации деятельности: занятия в клубах по интересам,
проведение праздничных мероприятий, беседы, дискуссии, диспуты по социально­
нравственной проблематике др.;
соответствует
духовно-нравственному
и
культурно-эстетическому
направлению воспитательной работы;
г) спортивно-оздоровительная деятельность направлена на сохранение и
укрепление здоровья обучающегося
основные
формы
организации
деятельности:
спортивные
игры,
соревнования, походы и др.
соответствует направлению работы по воспитанию здорового образа жизни и
экологической культуры;
Все виды воспитательной деятельности реализуются как в учебной, так и во
вне учебной деятельности обучающихся.
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Содержание учебного материала обеспечивает интеллектуальное развитие
обучающегося, его профессиональное становление. Студент овладевает системой
научных понятий, закономерностей, профессиональной терминологией, основами
профессиональной деятельности, в ходе которой формируется отношение
обучающегося к будущей профессии, мотивация к труду.
При взаимодействии преподавателя и обучающегося в ходе учебного занятия
основой является увлеченность педагогического работника преподаваемой
дисциплиной, курсом, модулем, а также уважительное, доброжелательное
отношение к обучающемуся. Помощь педагога в формировании опыта
преодоления трудностей в освоении нового способствует мотивации обучающегося
к обучению и к профессиональной деятельности.
Создание в ходе учебных занятий опыта успешного взаимодействия
обучающихся друг с другом, умение выстраивать отношения в мини-группе, в
обычной учебной группе - важное социальное умение, помогающее не только в
профессиональном, но и в социальном становлении личности.
15

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивает опыт самостоятельного
приобретения новых знаний, учит планированию и достижению цели.
Организация образовательного процесса создает для каждого обучающегося
атмосферу активного, творческого овладения квалификацией.
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе внеучебной деятельности реализуются все направления
воспитательного воздействия. Основные качества и свойства личности
развиваются у обучающихся через воспитание трудом, воспитание творчеством,
через опыт социального взаимодействия, опыт личностных достижений и
самоутверждения.
Воспитание во внеучебной деятельности осуществляется через систему
воспитательных мероприятий, через создание комфортной обучающей и
воспитывающей среды, позитивного профессионального и социального окружения.
Формы организации воспитательной работы
Основные формы организации воспитательной работы выделяются по
количеству участников данного процесса:
а) массовые формы работы: на уровне района, поселка, на уровне
образовательной организации;
б) мелкогрупповые и групповые формы работы: на уровне учебной группы и
в мини-группах;
в) индивидуальные формы работы: с одним обучающимся.
Все формы организации воспитательной работы в своем сочетании
гарантируют: с одной стороны - оптимальный учет особенностей обучающегося и
организацию деятельности в отношении каждого по свойственным ему
способностям, а с другой - приобретение опыта адаптации обучающегося к
социальным условиям совместной работы с людьми разных идеологий,
национальностей, профессий, образа жизни, характера, нрава и т.д.
Воспитание в большей степени строится на взаимодействии обучающегося с
его окружением, поэтому сочетание разных форм индивидуальной, групповой и
массовой работы в воспитательных мероприятиях считается наиболее важной,
значимой, чем в обучении.
Методы воспитательной работы
В воспитательной работе используются методы прямого и косвенного
педагогического влияния на обучающихся.
Методы прямого педагогического влияния применяются в конкретных или
искусственно создаваемых ситуациях, когда педагогический работник сразу может
скорректировать поведение обучающегося, или его отношение к происходящему.
Например, повторение по образцу, приучение, требование, конструктивная
критика, соревнование, поощрение и др. Наиболее стимулирующим мотивацию
обучающихся методом педагогического влияния является поощрение - это
одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных или особых прав,
награждение. Использование метода соревнования способствует формированию
качеств конкурентоспособной личности, накоплению опыта социально и
профессионально-полезного поведения.
16

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой
ситуации в организации деятельности (учебной и внеучебной), при которой у
обучающегося
формируется
соответствующая
установка
на
самосовершествование, на выработку определенной позиции в системе его
отношений с обществом, преподавателями, другими обучающимися. Например,
методы убеждения, стимулирования, внушения, выражения доверия, осуждения.
При проведении воспитательных мероприятий используется сочетание
методов прямого и косвенного педагогического влияния.
4. Технологии взаимодействия субъектов воспитательного процесса
Субъектами воспитательного процесса выступают:
- педагогические
и
руководящие
работники
образовательной
организации;
- обучающиеся, в том числе их объединения и органы самоуправления
(Студенческий совет);
- родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся.
Применяемые технологии взаимодействия основываются на системном
подходе к воспитанию, предусматривают создание доброжелательных отношений
между всеми субъектами воспитательного процесса и являются основой для
положительных личных и деловых отношений.
В ходе реализации рабочей программы осуществляется взаимодействие
между всеми субъектами воспитательного процесса:
руководящими
работниками
образовательной
организации
-опедагогическими работниками,
руководящими
работниками
образовательной
организации
о
обучающимися,
руководящими работниками образовательной организации о родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
педагогическими работниками о педагогическими работниками,
педагогическими работниками о обучающимися,
педагогическими работниками о родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся,
обучающимися о обучающимися,
обучающимися
о
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся.
Также субъектами воспитательного процесса могут быть представители
профессионального сообщества (партнеры, работодатели) при их активном участии
в воспитательной работе образовательной организации.
Для реализации задач воспитания используются разные технологии
взаимодействия, например:
сохранение и преумножение традиций,
коллективные дела и «соревновательность»,
взаимодействие между младшими и старшими и др.
В ходе применения технологий взаимодействия и сотрудничества между
субъектами осуществляется взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение,
взаимные действия, взаимовлияние.
17

Ведущим в воспитательной работе является эмоциональный компонент
взаимодействия, при котором значительные эмоционально-энергетические затраты
на взаимодействие субъектов должны всегда оставаться позитивными.

18

3. УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Ресурсное обеспечение рабочей программы
материально-технических и кадровых условий.

предполагает

создание

Материально-технические условия
Образовательная организация располагает материально-технической базой,
обеспечивающей проведение указанных в рабочей программе мероприятий. При
этом при подготовке к профессиональным конкурсам используются ресурсы
образовательной организации и организаций партнеров.
Основными условиями реализации рабочей программы воспитания являются
соблюдение безопасности, выполнение противопожарных правил, санитарных
норм и требований.
Для проведения воспитательной работы образовательная организация
обладает следующими ресурсами:
библиотечный информационный центр;
актовый зал с акустическим, световым и мультимедийным оборудованием;
спортивный зал со спортивным оборудованием;
открытые волейбольные и баскетбольные площадки, футбольное поле;
специальные помещения для работы кружков, студий, клубов, с
необходимым для занятий материально-техническим обеспечением (оборудование,
реквизит и т.п.);
учебные кабинеты и лаборатории.
Кадровое обеспечение
Для реализации рабочей программы воспитания могут привлекаться как
преподаватели и сотрудники образовательной организации, так и иные лица,
обеспечивающие работу кружков, студий, клубов, проведение мероприятий на
условиях договоров гражданско-правового характера.
Особенности реализации рабочей программы
Реализация рабочей программы воспитания предполагает комплексное
взаимодействие педагогических, руководящих и иных работников образовательной
организации,
обучающихся и
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Некоторые воспитательные мероприятия (например, виртуальные экскурсии
и т.п.) могут проводиться с применением дистанционных образовательных
технологий, при этом обеспечивается свободный доступ каждого обучающегося к
электронной информационно-образовательной среде образовательной организации
и к электронным ресурсам. При проведении мероприятий в режиме онлайн может
проводиться идентификация личности обучающегося, в том числе через личный
кабинет обучающегося, а для родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся через портал госуслуг.
19

Для реализации рабочей программы воспитания инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья.

20

4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Оценка результатов реализации рабочей программы осуществляется в двух
направлениях:
- наличие условий для воспитания обучающихся: формирование
воспитательного пространства и развитие образовательной (воспитательной)
среды;
эффективность
проводимых мероприятий,
направленных
на
профессионально-личностное
развитие обучающихся,
на
формирование
квалифицированных специалистов, готовых к самостоятельной профессиональной
деятельности в современном обществе.
Показатели внутренней оценки качества условий, созданных для воспитания
обучающихся, и эффективности реализации рабочей программы воспитания
отражены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка результативности воспитательной работы
№
п/п
1.

Показатели качества и эффективности
реализации программы

Единица
измерен
ия

Значение показателя учебной
группы
на 1
курсе

на 2
курсе

Р аздел 1. П ок азател и к ач ества создан н ы х усл ови й для восп и тан и я обучаю щ и хся

1.1. Количество воспитательных мероприятий,
проводимых на уровне района, поселка, в
которых участвовали обучающиеся учебной
группы
1.2. Количество воспитательных мероприятий,
проводимых на уровне образовательной
организации, в которых участвовали
обучающиеся учебной группы
1.3. Количество воспитательных мероприятий,
проводимых на уровне учебной группы, в
которых участвовали более половины
обучающихся учебной группы
1.4. Количество творческих кружков, студий,
клубов
и
т.п.
в
образовательной
организации, в которых могут бесплатно
заниматься обучающиеся
1.5. Доля обучающихся, занимавшихся в
течение учебного года в творческих
кружках, студиях, клубах и т.п., от общей
численности обучающихся в учебной
группе
1.6. Количество спортивных и физкультурно­
оздоровительных секций, клубов и т.п. в
образовательной организации, в которых
могут бесплатно заниматься обучающиеся
1.7. Доля обучающихся, занимавшихся в
течение учебного года в спортивных
секциях, фитнес-клубах и т.п., от общей
численности обучающихся в учебной
группе
1.8. Доля
обучающихся,
оценивших
на
«хорошо» и «отлично» проведенные в

ед.

ед.

ед.

ед.

%

ед.

%

%
21

1.9.

1.10

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

2.

учебном году воспитательные мероприятия,
от общей численности обучающихся в
учебной группе
Доля обучающихся, участвующих в работе
студенческого совета, стипендиальной,
дисциплинарной или других комиссиях, от
общей численности обучающихся в учебной
группе
Доля обучающихся, принявших участие в
анкетировании
по
выявлению
удовлетворенностью качеством обучения и
условиями образовательного процесса, от
общей численности обучающихся в учебной
группе
Доля
обучающихся,
оценивших
на
«хорошо» и «отлично» удовлетворенность
качеством обучения, от общей численности
обучающихся в учебной группе
Доля
обучающихся,
оценивших
на
«хорошо» и «отлично» удовлетворенность
условиями образовательного процесса, от
общей численности обучающихся в учебной
группе
Доля родителей (законных представителей)
обучающихся, оценивших на «хорошо» и
«отлично» удовлетворенность условиями
образовательного процесса, от общей
численности родителей обучающихся в
учебной группе
Доля преподавателей, работающих в
учебной группе, оценивших на «хорошо» и
«отлично» удовлетворенность условиями
образовательного процесса, от общей
численности преподавателей, работающих в
учебной группе
Доля обучающихся, участвовавших в
добровольном социально-психологическом
тестировании
на
раннее
выявление
немедицинского
потребления
наркотических средств и психотропных
веществ,
от
общей
численности
обучающихся группы

%

%

%

%

%

%

%

Р аздел 2. П ок азател и эф ф ек ти в н ости п р оведен н ы х восп и тател ь н ы х м ер оп р и яти й
для п р оф есси он ал ь н о-л и ч н остн ого разв и ти я обуч аю щ и хся

2.1. Доля обучающихся, не пропустивших ни
одного
учебного
занятия
по
неуважительной
причине
от
общей
численности обучающихся в учебной
группе
2.2. Средний балл освоения ОПОП по итогам
учебного года (по всем обучающимся
учебной
группы
по
результатам
промежуточной аттестации за зимнюю и
летнюю сессии)
2.3. Доля обучающихся, участвовавших в
предметных
олимпиадах
от
общей

%

1,0-5,0
балл

%
22

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

2.10

2.11

                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».