Министерство образования и науки
Забайкальского края
ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»
Баженова
Валентин
а
Владими
ровна
Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 15:50:08
Foxit Reader Версия: 9.5.0
Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ«ПГК»
Х ^ С ^ Я ^ ОА.Димова
2022г
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Экологические основы природопользования
2022
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
по
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Организация правообладатель: ГПОУ « Приаргунский государственный колледж»
Разработчики:
Артамонова Анастасия Евгеньевна, преподаватель ГПОУ «ПГК».
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол№ / от < »
&& 2022 г.
Председатель ППК
Протасова Ф. Р.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
3.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4 СТР.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8 СТР.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
14 СТР.
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16 СТР.
5.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В
ДРУГИХ ОПОП
18 СТР.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экология» относится к естественнонаучному циклу основной
профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1- выявлять общие закономерности действия факторов окружающей среды;
У2- выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения,
возможные пути снижения последствий техногенного влияния на окружающую среду;
У3- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «
устойчивое развитие» ;
У4- определять состояние экологической ситуации окружающей местности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1-об основных условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения
экологического кризиса;
З2- об основных экологических требованиях к компонентам окружающей среды; об экологических
требованиях к уровню шума, вибрации при организации строительства автомобильных дорог в
условиях города;
З3- об основных положениях концепции устойчивого развития и причинах её возникновения;
З4- об основных способах решения экологических проблем в рамках концепции « Устойчивость и
развитие»;
З5-об истории охраны природы в России и основных типах организаций , занимающихся охраной
природы
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Шиф
р
комп
.
ОК
01
Наименование
компетенций
Дескрипторы
(показатели
сформированности)
Умения
Знания
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.
Распознавание сложных
проблемные ситуации в
различных контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Осуществление
эффективного поиска.
Выделение всех
возможных источников
нужных ресурсов, в том
Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
Анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части;
Правильно
выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
Актуальный
профессиональный и
социальный контекст, в
котором приходится
работать и жить;
Основные источники
информации и ресурсы
для решения задач и
проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной и
числе неочевидных.
Разработка детального
плана действий
ОК 2
Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК 3
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие.
ОК 4
Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
ОК 5
Планирование
информационного
поиска из широкого
набора
источников,
необходимого
для
выполнения
профессиональных задач
Проведение
анализа
полученной
информации, выделяет в
ней главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами поиска;
Интерпретация
полученной информации
в
контексте
профессиональной
деятельности
Применение
современной научной
профессиональной
терминологии
Определение траектории
профессионального
развития и
самообразования
Участие в деловом
общении для
эффективного решения
деловых задач
Планирование
профессиональной
деятельность
Грамотно устно и
письменно излагать свои
мысли по
профессиональной
тематике на
государственном языке
Проявление
толерантность в рабочем
коллективе
решения задачи
и/или проблемы;
Составить план
действия,
Определить
необходимые
ресурсы.
Определять задачи
поиска информации
Определять
необходимые
источники
информации
Планировать
процесс поиска
Структурировать
получаемую
информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать
практическую
значимость
результатов поиска
Оформлять
результаты поиска
смежных областях.
Выстраивать
траектории
профессионального
и личностного
развития
Современная научная и
профессиональная
терминология
Возможные траектории
профессионального
развития и
самообразования
Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности
Приемы
структурирования
информации
Формат оформления
результатов поиска
информации
Организовывать
Психология коллектива
работу коллектива и Психология личности
команды
Взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.
Излагать свои
мысли на
государственном
языке
Оформлять
документы
Особенности
социального и
культурного контекста
Правила оформления
документов.
ОК 6
ОК 7
ОК 9
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.
Понимать значимость
своей профессии
(специальности)
Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.
Описывать
значимость своей
профессии
Сущность гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения в
ходе выполнения
профессиональной
деятельности
Соблюдение правил
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
Обеспечивать
ресурсосбережение на
рабочем месте
Соблюдать нормы
Правила экологической
экологической
безопасности при
безопасности
ведении
Определять
профессиональной
направления
деятельности
ресурсосбережения Основные ресурсы
в рамках
задействованные в
профессиональной
профессиональной
деятельности по
деятельности
профессии
Пути обеспечения
(специальности)
ресурсосбережения.
Использовать
Применение средств
Применять средства Современные средства
информационные
информатизации и
информационных
и устройства
технологии в
информационных
технологий для
информатизации
профессиональной
технологий для
решения
Порядок их применения
деятельности.
реализации
профессиональных и программное
профессиональной
задач
обеспечение в
деятельности
Использовать
профессиональной
современное
деятельности
программное
обеспечение
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
48
Объем образовательной программы
48
в том числе:
теоретические занятия
32
практические занятия
6
самостоятельная работа
10
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельная
разделов и тем
работа обучающихся
1
2
Раздел 1.
Состояние
окружающей среды
и
природопользование
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Введение
1 Введение. Основные понятия экологии. Задачи, цель, специфика
дисциплины.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Взаимодействие
человека и природы 1 Природа и общество. Развитие производительных сил общества.
Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия
существования . Концепция устойчивого развития
Тематика практических занятий
1
Тема 1.3.
Влияние
урбанизации на
биосферу.
Утилизация
промышленных
отходов
Тема 1.4.
Признаки
экологического
кризиса.
Уровень Объем
освоения часов
Осваиваемые
элементы
компетенций
24
ОК01-03,06,07
Уровень
освоения
2
2
Уровень
освоения
2
2
2
Практическое занятие № 1 « Окружающая среда и её факторы»
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
Влияние урбанизации на биосферу. Охрана биосферы от загрязнения
выбросами хозяйственной деятельности. Утилизация промышленных
отходов.
Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств
В том числе самостоятельная работа:
-подготовка сообщения «Роль человеческого фактора в решении проблем экологии» (2 ч.)
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1 Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии:
2
разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов,
1
ОК01,02,0507,09
4
ОК01,02,0507,09
4
ОК01-03,0507,09
«парниковый эффект» и другие
Глобальные
проблемы экологии
Тема 1.5.
Природные ресурсы
и их классификация
В том числе самостоятельная работа: -заполнение таблицы «Преднамеренные и
непреднамеренные воздействия человека на окружающую среду» (2 ч.)
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и
воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением
производства
В том числе самостоятельная работа: -подготовка доклада по темам:
Обзор промышленных производств г Читы, с анализом вреда для окружающей среды;
Обзор промышленных производств Забайкальского края, с анализом вреда для
окружающей среды. (2 ч.)
Тема 1.6.
Содержание учебного материала
Уровень
Загрязнение
освоения
биосферы и
1 Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое
2
основные пути
и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.
миграции и
2 Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и
2
накопления в
накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
биосфере токсичных Тематика практических занятий
и радиоактивных
веществ
1 Практическая работа № 2 « Экологическая характеристика места
3
жительства»
Раздел 2.
Правовые вопросы
экологической
безопасности
Тема 2.1.
Понятие
экологического
риска. Мониторинг.
Экологическая
оценка производств
1
4
ОК01-03,05-07
ОК01-05,07,09
6
2
14
Содержание учебного материала
1
Понятие экологического риска.
2
Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды
токсичными и радиоактивными веществами.
Уровень
освоения
2
2
6
ОК01-03,07,09
и предприятий
Основные задачи мониторинга: наблюдение за факторами,
воздействующими на окружающую среду и прогнозирование состояния
окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и
предприятий.
Содержание учебного материала
3
Тема 2.2.
История
Российского
природоохранного
законодательства.
Участие России в
деятельности
международных
природоохранных
организаций.
Тема 2.3.
Юридическая
ответственность в
области охраны
окружающей среды
2
4
ОК01,02,0507,09
1
Уровень
освоения
2
4
ОК01-07,09
1
Уровень
освоения
2
История Российского природоохранного законодательства.
Природоохранные постановления. Федеральный закон «Об охране
окружающей среды». Нормативные акты по рациональному
природопользованию. Участие России в деятельности международных
природоохранных организаций: международные соглашения, конвенции,
договоры. Органы управления и надзора по охране.
В том числе самостоятельная работа: -природоохранное просвещение
работа с кодексами (природоохранные статьи), заполнение таблицы).
Работа с кодексами (природоохранные статьи), заполнение таблицы
Содержание учебного материала
Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды
Тематика практических занятий
1
Раздел 3.
Экологические
проблемы
Забайкалья
Тема 3.1.
Загрязнение вод и
атмосферное
загрязнение в
2
Практическая работа №3 «Структура административной защиты окружающей среды в
России»
4
Содержание учебного материала
1
Водоемы и водотоки Забайкалья. Загрязнения вод. Особенности
атмосферных процессов в Забайкалье. Загрязнение воздуха
Уровень
освоения
2
4
ОК01,02,03,0507,09
Забайкалье
В том числе самостоятельная работа:
- Описание основных водоемов и водотоков вашей местности. (2 ч.)
Дифференцированный зачет
2
48
Всего:
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных
работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения
проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по
дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экология»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- учебная доска;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
1.
Н.М. Чернова Экология 10-11 класс РМО и Н РФ. 11 издание исправленное. И
Дрофа. М. 2020г.
Дополнительные источники (печатные издания)
1.
2.
3.
Энциклопедия Забайкалья (Читинская область). – Новосибирск: Наука, 2012. – 303 с.
Хван Т.А., Хван П.А.Основы экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 256 с.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012г. – 575 с.
Перечень сайтов сети Интернет:
http://ecoportal.ru/ (12.03.17)
http://www.priroda.ru/ (12.03.17)
3.3. Организация образовательного процесса
Связь с дисциплинами:
ОГСЭ.05 Психология общения
ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности
Связь с профессиональными модулями:
ПМ .01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с утвержденными
учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС
СПО). Основу организации учебного процесса составляет график учебного процесса. Расписание
учебных занятий, наряду с учебным планом и программами – основной документ регулирующий
организацию учебного процесса в колледже.
Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность одного вида
занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два академических часа.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров.
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям,
указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения,
профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не
реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы оценки
В результате освоения дисциплины Оценка «5» ставится, если
- устный опрос;
обучающийся должен знать:
студент: 1) полно и
-об основных условиях устойчивого аргументировано отвечает по
состояния экосистем и причинах содержанию задания; 2)
возникновения
экологического обнаруживает понимание
кризиса;
материала, может обосновать
- об основных экологических свои суждения, применить
требованиях
к
компонентам знания на практике 3)
окружающей
среды;
об излагает материал
экологических
требованиях
к последовательно и
уровню шума, вибрации при правильно. Оценка «4»
организации
строительства ставится, если студент дает
автомобильных дорог в условиях ответ, удовлетворяющий тем
города;
же требованиям, что и для
об основных положениях оценки «5», но допускает 1-2
концепции устойчивого развития и ошибки Оценка «3»
причинах её возникновения;
ставится, если студент
- об основных способах решения обнаруживает знание и
экологических проблем в рамках понимание основных
концепции « Устойчивость и положений данного задания,
развитие»;
но: 1) излагает материал
-об истории охраны природы в неполно и допускает
России
и
основных
типах неточности 2) излагает
организаций,
занимающихся материал непоследовательно
охраной природы
и допускает ошибки. Оценка
«2» ставится, если студент
обнаруживает незнание
ответа, беспорядочно и
неуверенно излагает
материал.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
- выявлять общие закономерности
действия факторов окружающей
среды;
выявлять
региональные
экологические
проблемы
и
указывать
причины
их
возникновения, возможные пути
снижения
последствий
техногенного
влияния
на
окружающую среду.
Оценка «5» ставится, если
студент: 1) полно и
аргументировано отвечает по
содержанию задания; 2)
обнаруживает понимание
материала, может обосновать
свои суждения, применить
знания на практике 3)
излагает материал
последовательно и
правильно. Оценка «4»
ставится, если студент дает
ответ, удовлетворяющий тем
же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2
ошибки Оценка «3»
ставится, если студент
обнаруживает знание и
понимание основных
- устный опрос;
положений данного задания,
но: 1) излагает материал
неполно и допускает
неточности 2) излагает
материал непоследовательно
и допускает ошибки. Оценка
«2» ставится, если студент
обнаруживает незнание
ответа, беспорядочно и
неуверенно излагает
материал.
«5» - студент ясно изложил
условие задачи, решение
обосновал точной ссылкой на
изученный материал;
«4» - студент ясно изложил
условие задачи, но в
обосновании решения
имеются сомнения;
«3» - студент изложил
условие задачи, но решение
обосновал формулировками
при неполном использовании
понятийного аппарата
дисциплины;
«2» - студент не уяснил
условие задачи, решение не
обосновал.
- определять состояние
экологической ситуации
окружающей местности
-
формировать
. «5» - студент ясно изложил
условие задачи, решение
обосновал точной ссылкой
формулу, правило,
закономерность, явление;
«4» - студент ясно изложил
условие задачи, но в
обосновании решения
имеются сомнения в
точности ссылки на формулу,
правило, закономерность,
явление;
«3» - студент изложил
условие задачи, но решение
обосновал общей ссылкой на
формулу, правило,
закономерность, явление;
«2» - студент не уяснил
условие задачи, решение не
обосновал ссылкой формулу,
правило, закономерность,
явление.
собственную . «5» - студент ясно изложил
- письменный опрос, в том
числе блиц-опрос
-решение ситуационных
задач
-решение типовых
позицию
по
отношению
к условие задачи, решение
сведениям, касающимся понятия « обосновал точной ссылкой на
устойчивое развитие»
изученный материал;
«4» - студент ясно изложил
условие задачи, но в
обосновании решения
имеются сомнения;
«3» - студент изложил
условие задачи, но решение
обосновал формулировками
при неполном использовании
понятийного аппарата
дисциплины;
«2» - студент не уяснил
условие задачи, решение не
обосновал.
практических задач
5.Возможности использования программы в других ПООП
Программа дисциплины ЕН.02 « Экологические основы природопользования» может быть
использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования