Министерство образования и науки
Забайкальского края
ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»
Бажено
ва
Валенти
на
Владим
ировна
Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина
Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:12:40
Foxit Reader Версия: 9.5.0
Утверждаю
директора по УПР
Димова О. А.
2022 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 Физическая культура
Юаг*
2022 г
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в
соответствии с Рекомендациями ФИРО по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»
для профессиональных образовательных организаций (рекомендована ФИРО, протокол № 3
от 21.07.2015).
Программа разработана для студентов, обучающихся по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Организация - разработчик: ГПОУ «ПГК»
Разработчики:
Мкртчян Ашот Вачаганович, руководитель физического воспитания ГПОУ «ПГК».
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол№ / от <{/_»__ с 9 __2022 г.
Предо
Протасова Ф. Р.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ.
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
13
ДИСЦИПЛИНЫ.
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ
17
ОПОП.
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОУД.08 Физическая культура является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение
следующих целей:
- формирование физической культуры личности будущего профессионала,
востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование
функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении
к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью;
овладение
технологиями
современных
оздоровительных
систем
физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специальноприкладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических
умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и
значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в
коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и
обучению, к целенаправленному личностному совершенствованию двигательной
активности с валеологической и профессиональной направленностью; неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
потребность к самостоятельному использованию физической культуры, как
составляющей доминанты здоровья;
приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок,
системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной
4
активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной,
практике;
готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных
ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
способность к построению индивидуальной образовательной траектории
самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков
профессиональной адаптивной физической культуры.
способность
использования
системы
значимых
социальных
и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
умение оказывать первую помощь при занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной;
готовность к служению Отечеству, его защите;
метапредметных:
способность использовать межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной,
спортивной, физкультурной, в оздоровительной и социальной практике;
готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с
использованием специальных средств и методов двигательной активности;
освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебнометодических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии
(возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
готовность и способность к
самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической
культуре, получаемую из различных источников;
формирование навыков участия в различных видах соревновательной
деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм
информационной безопасности;
предметных
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной
деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных
с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей
здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и
физических качеств;
владение
физическими
упражнениями
разной
функциональной
5
направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с
целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых
видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности,
готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно – спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Формирование общих компетенций:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
самостоятельная работа
117
8
109
35
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся,
1
Тема 1.1.
Физическая
культура личности
Объем
часов
2
Раздел 1.
Научно-методические основы формирования физической культуры личности
Содержание учебного материала
3
8
Уровень
усвоения
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека
1
2 Основы здорового образа жизни.
1
3 Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для
1
профессии (специальности)
4 Средства профилактики перенапряжения.
1
В том числе самостоятельная работа: подготовка сообщений по темам «Мои личные
достижения», «О вредных привычках».
Раздел 2.
Учебно-практические основы формирования физической культура личности
Тема 2.1
Тематика практических занятий
Общая физическая 1 Выполнение построений, перестроений. Выполнение различных видов ходьбы, беговых и
подготовка
прыжковых упражнений (самостоятельная работа – выполнение различных комплексов
упражнений – 2 ч.)
2 Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений.
В том числе самостоятельная работа: подготовить индивидуальный проект на тему: « Режим
дня и здоровый образ жизни».
1
Коды
компетенций
,
формирован
ию которых
способствует
элемент
программы
8
ОК 3, ОК 4,
ОК8
2
2
2
2
109
ОК 3, ОК 4,
ОК8
8
4
4
7
Тема 2.2.
Легкая атлетика
В том числе самостоятельная работа: подготовить презентацию на тему «Олимпийские виды
спорта».
Тематика практических занятий
1 Совершенствование: техники бега на короткие дистанции; техники эстафетного бега; техники
бега на средние и длинные дистанции; техники метания гранаты на дальность; техники прыжка в
длину с разбега
2 Воспитание двигательных качеств: выносливости, скоростно-силовых способностей, скоростных
способностей, координационных способностей.
В том числе самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Современные виды
спорта на выносливость»
Тема 2.3.
Тематика практических занятий
Настольный теннис 1 Совершенствование техники передвижений: бесшажные шаги, прыжки рывки.
2 Совершенствование технических приемов: подача, подрезка, срезка, накат, подставка, топ-сит.
топс-удар
3 Совершенствование тактики игры, стилей игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и
парной игры. Двусторонняя
4 Воспитание двигательных качеств: быстроты, ловкости, координации движений, точности,
скоростно-силовых качеств, выносливости.
В том числе самостоятельная работа: совершенствовать технику и тактику игры в настольный
теннис.
Тема 2.4.
Тематика практических занятий
Футбол
1 Совершенствование техники нападения и защиты.
2 Совершенствование тактики нападения и защиты.
3 Подвижные игры и эстафеты. Подготовительные игры. Учебные и контрольные игры
4 Воспитание двигательных качеств: гибкости, скоростных качеств, выносливости,
координационных способностей.
В том числе самостоятельная работа: совершенствовать технику и тактики игры в футбол
Тема 2.5.
Тематика практических занятий
Баскетбол
1 Совершенствование техники нападения и защиты
2 Совершенствование тактики нападения и защиты
3 Подвижные игры и эстафеты. Подготовительные игры. Учебные и контрольные игры
12
6
6
16
4
4
4
4
10
2
2
4
2
17
6
6
4
8
Воспитание двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, координации
движений, точности, скоростно-силовых способностей, прыгучести.
В том числе самостоятельная работа: совершенствовать технику и тактику игры баскетбол
Тематика практических занятий
1 Совершенствование техники нападения и защиты.
2 Совершенствование тактики нападения и защиты.
3 Подвижные игры и эстафеты. Подготовительные игры. Учебные и контрольные игры.
4 Воспитание двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, координации движений,
точности, скоростно-силовых способностей, прыгучести.
В том числе самостоятельная работа: совершенствовать технику и тактику игры в волейбол
Тематика практических занятий
1 Особенности профессиональной деятельности как фактор ППФП студентов.
2 Формирование профессионально значимых физических качеств.
В том числе самостоятельная работа: разработка комплекса упражнений, развивающих
выносливость
Тематика практических занятий
1 Разучивание, закрепление и совершенствование основных элементов техники выполнения
упражнений на тренажерах, с отягощениями.
2 Занятия методом круговой тренировки.
3 Развитие двигательных качеств: силовых способностей, силовой выносливости, скоростносиловых способностей
В том числе самостоятельная работа: разработать комплекс упражнений атлетической
гимнастики
Итоговая контрольная работа
Всего:
4
Тема 2.6.
Волейбол
Тема 2.7.
Профессиональноприкладная
физическая
подготовка
Тема 2.8.
Атлетическая
гимнастика
1
18
6
6
4
2
12
6
6
14
4
4
4
2
117
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия спортивного зала,
тренажерного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы
препятствий.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
тренажеры, баскетбольные щиты, корзины, волейбольные стойки, волейбольная
сетка скамейки, маты, столы для настольного тенниса, мячи, доска для пресса, штанга с
блинами, гантели, гири, турник силовой, конь гимнастический, козел гимнастический,
ракетки для тенниса, канат, дополнительный спортивный инвентарь (скакалки, обручи,
конусы и т. д.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бишаева, А.А. Физическая культура. – М.: ОИЦ «Академия», 2018.
2. Виленский, М.Я., Горшков, А.Г. Физическая культура (СПО). Учебник. – М.:
ООО «КноРус», 2014.
3. Физическая культура : учебник и практикум для СПО / А. Б. Муллер [и др.]. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 424 с.
4. Решетников Н.В. Физическая культура: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений /
Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погодаев. – 7 изд., испр. – М.: «
Академик», 2018. – 276с.
Дополнительные источники:
1. Бароненко, В.А., Рапопорт, Л.А. Учебное пособие. Здоровье и физическая
культура. - М., 2009. – 326 с.
2. Боровских, В.И. Физическая культура и самообразование учащихся средних
учебных заведений: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. –
249 с.
3. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос,
2002. – 182 с.
4. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: учебник. - М.: Академия, 2004.
5. Решетников, Н.В., Кислицын, Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для
студентов среднего профессионального учебного заведения.- М: Издательский центр
«Академия», 2002. – 152 с.
6. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное
пособие. - М.: Академия, 2006. – 256 с.
7.Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. - М: Изд.
«Форум», 2009. – 208 с.
8. Физическая культура в режиме дня студента: методические рекомендации. Мичуринск: Изд-во МигГАУ, 2008. – 176 с.
Интернет ресурсы:
1. Сайт министерства спорта, туризма и молодежной политики
http://sport.minstm.gov.ru.
2. Сайт департамента физической культуры и спорта города Москвы
http://www.mossport.ru.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Фронтальная
беседа, устный опрос,
личностных:
Оценка
выполнения
готовность и способность обучающихся тестирование.
практических
заданий,
выполнение
к саморазвитию и личностному
индивидуальных
заданий,
принятие
самоопределению;
нормативов.
сформированность устойчивой мотивации
к здоровому образу жизни и обучению, к
целенаправленному
личностному
совершенствованию двигательной активности
с валеологической и профессиональной
направленностью;
неприятие
вредных
привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
потребность
к
самостоятельному
использованию физической культуры, как
составляющей доминанты здоровья;
приобретение личного опыта творческого
использования
профессиональнооздоровительных
средств
и
методов
двигательной активности;
формирование личностных ценностносмысловых ориентиров и установок, системы
значимых социальных и межличностных
отношений,
личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных действий
в процессе целенаправленной двигательной
активности, способности их использования в
социальной, в том числе профессиональной,
практике;
готовность самостоятельно использовать в
трудовых и жизненных ситуациях навыки
профессиональной адаптивной физической
культуры;
способность к построению
индивидуальной образовательной
траектории самостоятельного использования
в трудовых и жизненных ситуациях навыков
профессиональной адаптивной физической
культуры.
способность
использования
системы
значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские
позиции в спортивной, оздоровительной и
физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со
сверстниками, умение продуктивно общаться
Результаты обучения
11
и
взаимодействовать
в
процессе
физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, учитывать позиции других
участников
деятельности,
эффективно
разрешать конфликты;
принятие
и
реализация
ценностей
здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
умение оказывать первую помощь при
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;
готовность к служению Отечеству, его
защите;
метапредметных:
Способность использоватьмежпредметные
понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные) в познавательной,
спортивной,
физкультурной,
в
оздоровительной и социальной практике;
готовность учебного сотрудничества с
преподавателями и сверстниками с
использованием специальных средств и
методов двигательной активности;
освоение знаний, полученных в процессе
теоретических, учебно-методических и
практических
занятий,
в
области
анатомии,
физиологии,
психологии
(возрастной и спортивной), экологии,
ОБЖ;
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию по физической культуре,
получаемую из различных источников;
формирование
навыков
участия
в
различных
видах
соревновательной
деятельности,
моделирующих
профессиональную подготовку;
умение
использовать
средства
информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
Фронтальная беседа, устный опрос,
тестирование.
Оценка
выполнения
практических
заданий,
выполнение
индивидуальных
заданий,
принятие
нормативов.
12
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
норм
информационной безопасности;
предметных
умение
использовать
разнообразные
формы
и
виды
физкультурной
деятельности для организации здорового
образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями
укрепления и сохранения здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики
предупреждения
заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью;
владение
основными
способами
самоконтроля
индивидуальных
показателей здоровья, умственной и
физической
работоспособности,
физического развития и физических
качеств;
владение физическими упражнениями
разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики
переутомления
и
сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и
двигательными действиями базовых видов
спорта, активное применение их в игровой
и
соревновательной
деятельности,
готовность к выполнению нормативов
Всероссийского
физкультурно
–
спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО).
Фронтальная беседа, устный опрос,
тестирование.
Оценка
выполнения
практических
заданий,
выполнение
индивидуальных
заданий,
принятие
нормативов.
13