Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»
Баженов
а
Валентин
а
Владими
ровна
Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:10:30
Foxit Reader Версия: 9.5.0
Утверждаю
Заместитель директора по УПР
,
/_: ГПОУ «ПГК»
/
Димова О. А.
_»
2022г.
ПРОГРАМ1У1А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 05 «Обществознание (включая экономику и право)»
Приаргунск, 2022 г
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в со
ответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в преде
лах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе ос
новного общего образования с учетом требований федеральных государственных образователь
ных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального обра
зования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы общеобразователь
ной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных органи
заций (Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федераль
ный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для
реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015
г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана
для специальности: 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и обо
рудования»
Организация - разработчик: Ш ОУ «ПГК»
Разработчик:
Клягина Лариса Альбертовна, преподаватель ГПОУ «ПГК».
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол № / от < » & & 2022 г.
Пред
™С
Протасова Ф. Р.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05 Обществознание (включая экономику и право)
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям технического
профиля.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общеобразовательному циклу.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной
культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных
сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных
сферах общественной жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех
участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать
конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценно4
стей семейной жизни;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и
экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и
правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Перечень общих компетенций, элементы которых формируются в рамках дисциплины
Наименование компетенций
ОК 1 Выбирать
способы решения задач
профессиональной деятельности,
применительно
к
различным
Ши
фр
Дискрипторы (показатели
сформированности)
Умения
Знания
Распознавание сложных проблемных ситуации в различных контекстах. Проведение
анализа сложных ситуаций
при решении задач профессиональной
деятельности.
Определение этапов решения
задачи. Определение потребности в информации. Осу-
Распознавать задачу и/или проблему в профессионально м
и/или социальном
контексте;
анализировать
задачу и/или проблему и выделять
Актуальный
профессиональный и
социальный
контекст, в котором
приходится работать
и жить. Основные
источники информации и ресурсы для
решения задач и
5
контекстам.
ОК Осуществ2. лять поиск,
анализ и интерпретацию
информации, необходимой для
выполнения
задач профессиональной деятельности.
ществление
эффективного
поиска.
Выделение всех возможных
источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального
плана действий.
Оценка рисков на каждом
шагу. Оценивает плюсы и
минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации
по улучшению плана.
Планирование информационного поиска из широкого
набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач.
Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты.
Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска.
Интерпретация полученной
информации в
контексте профессиональной
деятельности.
ОК Планировать Использование актуальной
3. и реализонормативно- правовой докувывать собментацию по профессии
ственное
(специальности). Применепрофессионие современной научной
нальное и
профессиональной терминоличностное
логии. Определение траекторазвитие.
рии профессионального развития и самообразования.
ОК Работать в
Участие в деловом общении
4. коллективе и для эффективного решения
её составные части; правильно
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи
и/или проблемы;
составить план
действия,
определить необходимые ресурсы.
Реализовать составленный план.
Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Определять задачи поиска информации. Определять необходимые
источники информации. Планировать процесс
поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять
наиболее значимое в перечне информации.
Оценивать практическую значимость результатов
поиска. Оформлять результаты
поиска.
Определять актуальность нормативно- правовой
документации в
профессиональной деятельности.
Выстраивать траектории профессионального и
личностного развития.
Организовывать
работу коллектива
проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и
смежных областях.
Порядок оценки результатов решения
задач
профессиональной деятельности.
Номенклатура
информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат
оформления результатов поиска
информации.
Содержание
актуальной нормативноправовой документации. Современная
научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и
самообразования.
Психология коллектива.
6
команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 5 Осуществлять устную
и письменную коммуникацию на
государственном
языке с учетом особенностей социального и
культурного
контекста.
ОК 6 Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на основе
общечеловеческих ценностей.
ОК 8 Использовать информационные
технологии
в профессиональной
деятельности.
деловых задач. Планирование профессиональной деятельности.
и команды.
Взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами.
Психология личности.
Основы проектной
деятельности.
Грамотно устно и письменно
излагать свои мысли по профессиональной тематике на
государственном языке.
Проявление толерантность в
рабочем коллективе.
Излагать свои
мысли на государственном языке.
Оформлять
документы.
Особенности социального и культурного контекста.
Правила оформления
документов.
Понимать значимость своей
профессии (специальности).
Демонстрация поведения на
основе общечеловеческих
ценностей.
Описывать значимость своей
профессии. Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности).
Сущность гражданско - патриотической
позиции. Общечеловеческие ценности.
Правила поведения в
ходе
выполнения
профессиональной
деятельности.
Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности.
Современные средства и устройства
информатизации.
Порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности.
ОК Использо9 вать информационные
технологии
в профессиональной
деятельности.
Применение
средств информатизации и
информационных технологий для реализации профессиональной деятельности.
Применять средства информационных технологий
для решения профессиональных
задач. Использовать современное
программное
обеспечение.
Применять средства информационных технологий
для решения профессиональных
задач. Использовать современное
программное
обеспечение.
Современные средства и устройства
информатизации.
Порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности.
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
108
Объем образовательной программы
108
в том числе:
теоретическое обучение
108
В том числе:
практические занятия
самостоятельная работа
32
контрольная работа
12
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»
Наименование
разделов и тем
Введение
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические за- Уровень
нятия, самостоятельная работа обучающихся
освоения
Содержание учебного материала
1. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта
их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий и специальностей СПО.
В том числе самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Общественные
науки»
Раздел 1.
Человек и общество
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Природа человека, врожденные 1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, ини приобретенные качества
дивид, личность.
В том числе самостоятельная работа: Деятельность человека и ее многообразие.
2. Темперамент и характер человека. Учет особенностей характера в общении и
профессиональной деятельности. Потребности, способности, интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.
3. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие
истины, ее критерии. Основные особенности научного мышления.
В том числе самостоятельная работа: Мировоззрение и его типы.
4. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Профессиональное самоопределение.
5. Человек в группе. Многообразие мира общения. Проблемы межличностного
общения в молодежной среде. Межличностные конфликты.
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Объем
часов
1
2
2
2
12
6
2
2
1
2
1
2
1
2
1
4
Коды компетенций,
формированию которых способствует
элемент
программы
ОК 1-ОК-6,
ОК 9
ОК 1-ОК-6,
9
Общество как сложная система
1. Общество: понятие, подсистемы и элементы. Общественные отношения. Институты общества, их функции. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
2. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как
формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и
цель истории. Цивилизация и формация. Типы обществ. Особенности современного мира. Социальные аспекты глобальных проблем.
В том числе самостоятельная работа: Процессы глобализации. Глобальные проблемы. Антиглобализм, его причины и проявления.
Контрольная работа № 1
Раздел 2
Духовная культура
человека и общества
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Духовная культура личности и 1. Понятие культуры, ее основные элементы, функции и виды. Субкультура и
общества
контркультура. Диффузия культур. Духовное воспроизводство.
Культурное
воспроизводство
и диффузия
культур.
В том
числе самостоятельная
работа:
Заполнение
таблицы «Формы культуры»
Тема 2.2
Наука и образование в
современном мире
Тема 2.3
Мораль, искусство и религии
как элементы духовной
культуры
Содержание учебного материала
1. Наука: понятие, виды и функции.
В том числе самостоятельная работа: Значимость труда и ответственность
ученого перед обществом. Нормы научной этики.
2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни
современного человека и общества.
В том числе самостоятельная работа: Правовое регулирование образования в
Содержание
учебного материала
РФ.
1. Мораль как регулятор поведения людей. Основные принципы и нормы морали. Социальные нормы и культура поведения.
2. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства. Проблемы духовного
кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Особенности молодёжной
субкультуры.
3. Религия как феномен культуры. Религия и церковь в современном мире.
Свобода совести
В том числе самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Мировые религии».
Контрольная работа № 2
ОК 9.
2
2
2
2
2
12
1
2
2
ОК 1ОК-6,
ОК 9
2
4
2
ОК 1ОК-6,
ОК 9
2
2
1
4
1
12
1
2
2
ОК 1ОК-6,
ОК 9
2
10
Раздел 3
Экономика
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Экономика и экономическая
1. Экономика как наука и хозяйство. Основные вопросы экономики.
наука. Экономические системы. В том числе самостоятельная работа: Составление схемы « Факторы производства»
2. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем
В том числе самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Типы экономических систем»
3. Собственность: понятие, содержание и форма. Трансформирование форм
собственности.
В том числе самостоятельная работа: Составление схемы - конспекта « Способы приобретения и прекращения права собственности»
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Рынок. Фирма. Роль государства 1. Рынок: понятие, функции и виды. Важнейшие элементы рыночного мехав экономике
низма и их факторы. Конкуренция: понятия и виды
2. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность
труда.
3. Организационные формы бизнеса в России, основные источники финансирования. Фондовый рынок.
4. Понятие ВВП, его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы
5. Деньги. Банковская система. Инфляция: виды, причины, последствия. Антиинфляционные меры.
В том числе самостоятельная работа: Составление схемы - конспекта «Виды, признаки и функции денег».
Тема 3.3
Рынок труда и безработица.
Экономика семьи.
6. Функции государства в экономике. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоговая политика государства
В том числе самостоятельная работа: Составление схемы - конспекта «Виды
налогов.
Содержание учебного материала
1. Спрос на труд и его факторы. Предложения труда, факторы. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
В том числе самостоятельная работа: Составление схемы «Рынок труда» .
26
2
6
2
2
2
2
2
2
8
1
2
1
2
1
2
1
2
2
2
2
2
6
2
ОК 1ОК-6,
ОК 9
ОК 1ОК-6,
ОК 9
ОК 1ОК-6,
ОК 9
11
2. Безработица: понятие, причины и экономические последствия.
В том числе самостоятельная работа: Составление схемы - конспекта «Виды
безработицы»
3. Рациональный потребитель. Защита прав потребителей.
В том числе самостоятельная работа: Основные доходы и расходы семьи.
Тема 3.4
Содержание учебного материала
Основные проблемы экономики 1. Экономика современной России: становление, особенности и проблемы.
России. Элементы международМировая экономика
ной экономики
В том числе самостоятельная работа: Глобальные экономические проблемы.
Контрольная работа № 3
Раздел 4
Социальные отношения
Тема 4.1
Социальная роль и
стратификация
Тема 4.2
Социальные нормы
и конфликты
Содержание учебного материала
1. Социальные отношения. Социальные общности и группы.
2. Социальная стратификация и социальная мобильность.
3. Социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Социальный
статус.
В том числе самостоятельная работа: Социальный статус и престиж.
Престижность профессиональной деятельности.
Содержание учебного материала
1. Социальное поведение и контроль. Самоконтроль
В том числе самостоятельная работа Составление схемы - конспекта «Виды
социальных санкций».
3. Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная
значимость ЗОЖ
4. Социальный конфликт: понятие и причины.
В том числе самостоятельная работа: Составление схемы – конспекта «Социальный конфликт: стадии протекания и способы разрешения»
Тема 4.3
Содержание учебного материала
Важнейшие социальные общно- 1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографисти групп
ческие, профессиональные, поселенческие и другие группы
2
2
2
2
2
4
4
ОК 1ОК-6,
ОК 9
2
16
2
2
2
4
1
1
2
ОК 1ОК-6,
ОК 9
2
4
2
ОК 1ОК-6,
ОК 9
2
1
2
1
2
6
2
ОК 1ОК-6,
ОК 9
12
В том числе самостоятельная работа: Молодежь как социальная группа населения
2. Этнические общности. Межнациональные отношения. Конституционные
принципы национальной политики в РФ
В том числе самостоятельная работа: Этносоциальные конфликты и пути их
разрешения.
3. Семья как малая социальная группа
В том числе самостоятельная работа: Семья: государственная поддержка и
гарантии.
Контрольная работа №4
Раздел 5.
Политика как общественное
явление
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Политика и власть. Государство 1. Власть: понятие, элементы, источники, средства, ресурсы. Легитимность и ее
в политической системе
типы Политика как общественное явление. Политическая система и ее внутренняя структура. Политические институты
2. Государство как политический институт. Признаки и функции государства,
государственный суверенитет
3. Форма государства: форма правления, национально-государственное устройство, политический режим
В том числе самостоятельная работа: Составление схемы - конспекта «Форма
государства».
4 Правовое государство: понятие и признаки, становление
В том числе самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Идеи правового
государства»
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Участники политического
1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое учапроцесса
стие и его типы. Политическое лидерство
2. Гражданское общество и государство. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в РФ
3. Выборы в демократическом обществе. Избирательное право. Избирательная
кампания в РФ
2
2
2
2
2
12
1
6
1
1
1
2
2
2
2
2
4
1
2
1
2
1
ОК 1ОК-6,
ОК 9
ОК 1ОК-6,
ОК 9
13
4. Политические партии и движения, их классификации. Современные идейнополитические системы. Законодательное регулирование деятельности партий
Контрольная
работа №5
в РФ.
Раздел 6. Право
Тема 6.1
Правовое регулирование
общественных отношений
Тема 6.2
Основы конституционного
права РФ
Тема 6.3
Отрасли российского права
Содержание учебного материала
1. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм
2. Система права: основные институты и отрасли, формы.
В том числе самостоятельная работа: Составление схемы - конспекта « Правоотношение»
3. Правосознание: элементы, содержание, виды, дефекты и деформации
4. Правонарушение и юридическая ответственность
Содержание учебного материала
1. Конституционное право как отрасль Российского права. Основы конституционного строя РФ и правовой статус гражданина.
В том числе самостоятельная работа: Работа с Конституцией (гл.1-2)
2. Система государственных органов РФ
3. Местное самоуправление
4. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат
5. Судебная система РФ
6. Гражданство: понятие и принципы гражданства РФ.
В том числе самостоятельная работа: Порядок приобретения и прекращения
гражданства в РФ
Содержание учебного материала
1. Гражданское право: понятие, субъекты и объекты. Подотрасли гражданского
права
2. Трудовое право: понятие, принципы, субъекты и объекты
3. Административное право. Административные проступки и ответственность
4. Уголовное право: преступления и наказания за них
Контрольная работа № 6
ИТОГО
2
1
1
2
2
28
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
10
4
ОК 1ОК-6,
ОК 9
ОК 1ОК-6,
ОК 9
1
1
1
1
2
10
2
ОК 1ОК-6,
ОК 9
2
2
4
2
108
14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных схем;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов:
1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М. «Академия», 2017
2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. - М.. 2017
Дополнительные источники:
1.Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2017.
2. Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания.
М.,2014.
3. Боровик B.C., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2012.
4. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 1. - 10 кл. - М.,
2015.
5. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват.
Учреждений: в 2 ч. - Ч. 2: 11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М.,
2015.
6. Школьный словарь по обществоведению: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2015.
7. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М, 2001-2017.
8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2001-2017.
9. Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2016.
10. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2015.
11.Мушииский В.О. Обществознание. 10-11 кл. - М., 2015.
12. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в
10-11 кл. - М.„
2016.
13. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2016.
14. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному
экзамену. Обществознание. - М., 2012-2018.
Для преподавателей:
1. Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений /
под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. -М..2016.
2. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под
15
ред. Л. Н. Боголюбова.-М., 2014.
3. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. - М, 2016.
4. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. - М., 2016.
5. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2018.
6. Певцова Е.А.. Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб.пособие для УСПО). Ростов н/Д. 2016.
7. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М.. 2015.
8. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2017.
9. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч. - М, 2017.
10. .Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека.М., 2007.
11. Мушииский В.О. Основы правоведения. - М., 2013.
12. Яковлев А.И. Основы правоведения. - М.. 2016.
13. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2018.
14.Обществознание 10-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. - В., 2015
(ФГОС. Планирование учебной деятельности. Рабочие программы. Системы уроков)
15.Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Новый диск, 2016.
16.Электронные курсы. История, обществознание, право.- Волгоград, 2016.
17. Консультант Плюс. Мультимедийное учебное пособие. 2012
Интернет-ресурсы:
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). www.schoolcollection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com
(Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2013.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. №
51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. №
14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. -№ 49. - Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 №231-Ф3
СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.).ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 №
138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ
от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в
ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.I
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ
РФ.2002. - № 1.-Ч. 1. -Ст. 3.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №
174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. -№ 52. - 4.1. - Ст. 4921.
11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред.
ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от
13.07.2007 № 131 -ФЗ) // СЗ РФ . - 1996. -№ 35. - Ст. 4135.
16
12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в
ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
13. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - № 31.
- Ст. 3802.
14. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики ' безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ)
// СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ)//СЗ РФ. - 1996.-№ 3.-Ст. 140.
16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №
62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121 -ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января
2003 г. № 19-ФЗ (в ред.ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.
17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(предметные)
Критерии
оценки
Предметные
П.1.сформированность знаний об обществе как це- Критерии:
лостной развивающейся системе в единстве и взаимо- 1, 2, 3, 4, 5
действии его основных сфер и институтов;
П.2.владение базовым понятийным аппаратом соци- Критерии:
альных наук;
1, 2, 4, 5
П.3.владение
умениями
выявлять
причинно- Критерии:
следственные, функциональные, иерархические и дру- 1, 2, 3, 5
гие связи социальных объектов и процессов;
П.4.сформированнность представлений об основных Критерии:
тенденциях и возможных перспективах развития миро- 1, 2, 3, 5
вого сообщества в глобальном мире;
П.5.сформированность представлений о методах по- Критерии:
знания социальных явлений и процессов;
1, 2, 3, 4, 5
П.6.владение умениями применять полученные знания Критерии:
в повседневной жизни, прогнозировать последствия 1, 2, 5
принимаемых решений;
П.7.сформированнность навыков оценивания социаль- Критерии:
ной информации, умений поиска информации в источ- 1, 2, 3, 4, 5
никах различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Оценка по результатам
практических занятий.
Составление конспекта.
Тестирование.
Устный опрос по теме.
Оценка выполнения контрольной работы
Оценка по результатам
практических занятий.
Составление конспекта.
Устный опрос по теме.
Оценка выполнения контрольной работы
Оценка по результатам
практических занятий.
Составление конспекта.
Тестирование.
Оценка выполнения контрольной работы
Оценка по результатам
практических занятий.
Составление конспекта.
Тестирование.
Оценка выполнения контрольной работы
Оценка по результатам
практических занятий.
Составление конспекта.
Тестирование.
Устный опрос по теме.
Оценка выполнения контрольной работы
Оценка по результатам
практических занятий.
Составление конспекта.
Оценка выполнения контрольной работы
Оценка по результатам
практических занятий.
Составление конспекта.
Тестирование.
Устный опрос по теме.
Оценка выполнения контрольной работы
1. Оценка по результатам выполнения практических занятий:
Отметка
5
Критерии оценки
1.Задание выполнено правильно.
3. Алгоритм выполнения задания не нарушен.
4. Правильно оформлен ответ.
1. Задание выполнено правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий.
2. В выполнении имеются незначительные ошибки.
3. Неправильно записан ответ.
1. Решение отдельных заданий выполнено неверно.
2. Неправильно записан ответ.
3. Выполнение задания не соответствует алгоритму.
4
3
2
1. Обучающийся работу не выполнил.
2. Выполнение не соответствует данной теме.
2. Оценка по результатам составления конспекта:
Оценка/баллы
5
4
3
2
Критерии оценки конспекта
Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Содержательность
конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов
работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента.
Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не
полный, нет выделения основных терминов.
Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные,
но имеются незначительные недочеты.
1. Работа обучающимся не сдана.
2. Отсутствует конспект по заданной теме.
3. Материал конспекта не соответствует заданной теме.
3. Оценка результатов выполнения тестовых заданий:
Оценка/баллы
1б
2б
3б
Критерии оценивания тестовых заданий
Задания с выбором 1 ответа из 3,4
Задания с выбором 2 и более ответов из 4
Задания на определение понятия
Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка:
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
не удовлетворительно
4. Оценка результатов устного опроса:
Оценка/баллы
5
4
3
2
Критерии оценивания устного опроса
Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы
Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в формулировании вывода
Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные
ошибки в формулировании вывода
Отсутствует ответ на вопрос
5. Оценка по результатам выполнения контрольной работы:
Отметка
5
Критерии оценки
1.Задания выполнены правильно.
2. Алгоритм выполнения заданий не нарушен.
19
4. Правильно оформлен ответ.
4
3
2
1. Задание выполнено правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий.
2. В выполнении имеются незначительные ошибки.
3. Неправильно записан ответ.
1. Решение отдельных заданий выполнено неверно.
2. Неправильно записан ответ.
3. Выполнение задания не соответствует алгоритму.
2. Обучающийся работу не выполнил.
2. Выполнение заданий не соответствует данной теме.
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования,
реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
20