РП ОУД.04 История

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженов
а
Валенти
на
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:09:47
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
^и м ова О. А.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 04 История

Приаргунск, 2022 г.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы общеобразовательной учебной
дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций.
Рекомендовано
Федеральным
государственным
автономным
учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной
программы для реализации основной профессиональной образовательной программы
СПО на базе основного общего образования. Протокол № 3 от 21.07.2015 года.
Регистрационный номер рецензии 376 от 23.07.2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Программа учебной дисциплины «История» разработана для специальности:
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»
Разработчик:
Кокухина Ксения Николаевна, преподаватель ГПОУ «ПГК»

Рассмотрено
на заседании ПТДС общеобразовательного цикла

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
 ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

3

ОСВОЕНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессиям технического
профиля.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии:
историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе
программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные
содержательные линии:
• эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития
производительных сил и характера экономических отношений;
• процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
• образование и развитие государственности в последовательной смене форм и
типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической
системы;
• социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
• эволюция международных отношений;
• развитие культуры разных стран и народов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: базовая дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
• личностные:

Л 1 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения
к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

Л 2 становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;

Л 3 готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л 4 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Л 5 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
•
метапредметные:

М 1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
4

и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;

М 2 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;

М 3 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;

М 4 готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

М 5 умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М 6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
•
предметные:

П 1 сформированность представлений о современной исторической науке,
ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире;

П 2 владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

П 3 сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

П 4 владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;

П 5 сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
1.4 Рекомендуемое количество часов на основе программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 117 час
Перечень общих компетенций, элементы которых формируются в рамках
дисциплины:
Шифр
ОК
1

Наименование
компетенций
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

Дискрипторы
(показатели
сформированности)
Распознавание
сложных
проблемных
ситуации в
различных
контекстах.
Проведение
анализа сложных
ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности.
Определение
5

Умения

Знания

Распознавать
задачу и/или
проблему в
профессионально м
и/или социальном
контексте.
Анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части.
Правильно
выявлять и

Актуальный
профессиональный
и социальный
контекст, в
котором
приходится
работать и жить.
Основные
источники
информации и
ресурсы для
решения задач и
проблем в

ОК
2.

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

этапов решения
задачи.
Определение
потребности в
информации.
Осуществление
эффективного
поиска.
Выделение всех
возможных
источников
нужных ресурсов, в
том числе не
очевидных.
Разработка
детального плана
действий
Оценка рисков на
каждом шагу.
Оценивает плюсы
и минусы
полученного
результата, своего
плана и его
реализации,
предлагает
критерии оценки и
рекомендации по
улучшению плана.
Планирование
информационного
поиска из
широкого набора
источников,
необходимого для
выполнения
профессиональных
задач.
Проведение
анализа
полученной
информации,
выделяет в ней
главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами
поиска.
Интерпретация
полученной
информации в
6

эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения
задачии/или
проблемы.
Составить план
действия,
определить
необходимые
ресурсы.
Реализовать
составленный
план. Оценивать
результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно
или с помощью
наставника).

профессиональном
и/или социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения работ
в
профессиональной
и смежных
областях Порядок
оценки результатов
решения задач
профессиональной
деятельности

Определять задачи
поиска
информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать
процесс поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации.
Оценивать
практическую
значимость
результатов
поиска. Оформлять
результаты
поиска.

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности.
Приемы
структурирования
информации.
Формат
оформления
результатов поиска
информации

ОК
3.

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие.

ОК
4.

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.

ОК
5

ОК
6

Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения.

контексте
профессиональной
деятельности.
Использование
актуальной
нормативноправовой
документацию по
профессии
(специальности).
Применение
современной
научной
профессиональной
терминологии.
Определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования.
Участие в деловом
общении для
эффективного
решения деловых
задач.
Планирование
профессиональной
деятельности.
Грамотно устно и
письменно излагать
свои мысли по
профессиональной
тематике на
государственном
языке.
Проявление
толерантность в
рабочем
коллективе.
Понимать
значимость своей
профессии
(специальности).
Демонстрация
поведения на
основе
общечеловеческих
ценностей.

7

Определять
актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональной
деятельности.
Выстраивать
траектории
профессионального
и личностного
развития.

Содержание
актуальной
нормативноправовой
документации
Современная
научная и
профессиональная
терминология.
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования.

Организовывать
работу коллектива
и команды.
Взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

Психология
коллектива.
Психология
личности.
Основы проектной
деятельности.

Излагать свои
мысли на
государственном
языке.
Оформлять
Документы.

Особенности
социального и
культурного
контекста.
Правила
оформления
документов.

Описывать
значимость своей
профессии.
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности).

Сущность
гражданскопатриотической
позиции.
Общечеловеческие
ценности. Правила
поведения в ходе
выполнения
профессиональной
деятельности.

ОК
9

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

Применение
средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности.

Применять
средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач.
Использовать
современное
программное
обеспечение.

Современные
средства и
устройства
информатизации.
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

117

Объем образовательной программы

117

в том числе:
теоретическое обучение

76

практические занятия

0

самостоятельная работа

35

контрольная работа

6

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.04 История
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов,
курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем
часов

Введение

Введение. Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их
виды, основные методы работы с ними. Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной
истории.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.
2
В том числе самостоятельная работа – конспект «Памятники палеолита на территории
Забайкальского края» - 1 час.
2
Неолитическая революция и ее последствия
2
В том числе самостоятельная работа – составить тест на тему: «Неолитическая революция» - 1 час.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1 Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира —
2
древневосточной и античной.
В том числе самостоятельная работа – заполнить таблицу на сравнение «Древневосточный и
Античный типы развития общества» 1 час.
2
Древний Рим. Древняя Греция.
2
Культура и религия Древнего мира.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1 Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Возникновение
2
ислама. Арабские завоевания. Византийская империя. Территория Византии.
В том числе самостоятельная работа – выполнение сравнительной таблицы «Исламская и
Христианская цивилизация» - 1 час.
2 Восток в Средние века. Средневековая Индия. Особенности развития Китая. Становление и
2
эволюция государственности в Японии.
Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты
западноевропейского феодализма.
В том числе, самостоятельная работа – заполнить таблицу на тему: «Три сословия феодального
общества» – 1 час.
3 Средневековый западноевропейский город. Католическая церковь в Средние века. Крестовые
2
походы.
Зарождение централизованных государств в Европе. Средневековая культура Западной Европы.
Начало Ренессанса.
В том числе самостоятельная работа – выполнение работы по алгоритму «Крестовые походы» - 1
час.

2

Тема 1.

Древнейшая стадия
истории
человечества

Тема 2.

Цивилизации
древнего мира

Тема 3.
Цивилизации Запада
и Востока в Средние
века

9

ОК 01, 02, 05

4
2

ОК 01, 02, 05
П1, П2

2
4
2

ОК 01, 02, 05
П1, П2

2
6
2

2

2

ОК 01. 02, 05
П 1, П 2

Тема 4
От Древней Руси к
Российскому
государству

Содержание учебного материала
1

Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение,
расселение, занятия, общественное устройство.

Крещение Руси и его значение. Общество Древней Руси.
Раздробленность на Руси. Древнерусская культура.
В том числе, самостоятельная работа – заполнить таблицу на тему: «Древнерусская культура» – 1
час.
4 Монгольское завоевание и его последствия.
5 Образование единого Русского государства
В том числе, самостоятельная работа – написать эссе, раскрывающее роль Ивана III в истории
России – 1 час.
6 Контрольная работа № 1 «От Руси к Русскому государству»
Содержание учебного материала
2
3

Тема 5
Россия в ХVI— ХVII
веках: от великого
княжества к царству

Тема 6
Страны Запада и
Востока в ХVI—ХVIII
веке
62

Тема 7.
Россия в конце ХVII—
ХVIII веков: от
царства к империи
70

Россия в правление Ивана Грозного.
Смутное время начала XVII века.
В том числе самостоятельная работа – конспект на тему: «Опричнина, споры о ее смысле.
Окончание смуты и возрождение российской государственности» - 1 час.
3 Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения.
Содержание учебного материала
1
2

Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Великие географические
открытия. Образование колониальных империй.
Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и
контрреформация.
В том числе самостоятельная работа – заполнить таблицу на тему: «Деятели просвещения» - 1 час.
2 Становление абсолютизма в европейских странах. Англия в XVII— ХVIII веках.
Страны Востока в XVI—XVIII веках. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.
В том числе самостоятельная работа – заполнить таблицу на тему: «Становление колониальной
системы в XVI-XVIII вв.» - 1 час.
3 Международные отношения в XVII— XVIII в. Развитие европейской культуры и науки в XVII—
XVIII в.
Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII века.
Содержание учебного материала
1

1

2

Россия в эпоху петровских преобразований.
В том числе самостоятельная работа – заполнить таблицу «Реформы Петра I и их последствия» - 1
час.
Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения.

10

Уровень
освоения
2

12

2
2

2
2

2
2

2
2

Уровень
освоения
2
2

2

ОК 01,02, 05
П 1, П 2, П 4

2
8
3
3

2
Уровень
освоения
2

2
6

2

2

2

2

Уровень
освоения
2

6

2

3

2

3

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2, П 3

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2

Тема 8
Становление
индустриальной
цивилизации

Тема 9
Процесс
модернизации в
традиционных
обществах Востока
Тема 10
Российская империя в
ХIХ веке

Тема11
От Новой истории к
Новейшей

Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века.
В том числе самостоятельная работа - используя дополнительную литературу, напишите
историческое эссе об одном из сражений периода русско-турецких воин XVIII в. – 1 час.
Содержание учебного материала
Промышленный переворот и его последствия. Социальные последствия промышленной
революции. Индустриальное общество.
В том числе самостоятельная работа – составить кроссворд на тему: «Промышленный переворот» 1 час.
2 Политическое развитие стран Европы и Америки. Развитие западноевропейской культуры.
В том числе, самостоятельная работа - используя дополнительную литературу, напишите
биографический очерк об одном, по выбору политическом деятеле XIX в. – 1 час.
Содержание учебного материала
1

Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай и Япония.
В том числе, самостоятельная работа - используя дополнительную литературу, заполните таблицу –
Метрополии, колонии, дата окончания захвата – 1 час.
Содержание учебного материала
1

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Движение декабристов.
В том числе самостоятельная работа – проведите сравнительный анализ «Русской правды» П. И.
Пестеля и Конституции Н. М. Муравьева. Что было в этих программах общего и чем они
различались? - 1 час.
2 Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века.
В том числе, самостоятельная работа - используя дополнительную литературу, напишите
биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I – 1 час.
3 Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века. Контрреформы.
В том числе, самостоятельная работа – составить конспект по вопросу «Реформы 60-70 –х гг. в
России» – 1 час.
4 Общественное движение во второй половине XIX века.
5 Экономическое развитие во второй половине XIX века. Внешняя политика России во второй
половине XIX века.
В том числе, самостоятельная работа - используя дополнительную литературу, сравните уровень
экономического развития России и стран Западной Европы, России и стран Азии во второй
половине XIX в. – 1 час.
6 Контрольная работа № 2 Великие реформы
Содержание учебного материала
1

1

2

Мир в начале ХХ века. Пробуждение Азии в начале ХХ века.
Россия на рубеже XIX— XX веков. Революция 1905—1907 годов в России.
В том числе самостоятельная работа – составить тест на тему «Мир в начале XX в.» - 1 час.
Россия в период столыпинских реформ. Серебряный век русской культуры.
В том числе, самостоятельная работа – составить тезисный план по теме «Столыпинская аграрная

11

Уровень
освоения
2

4

2

2

Уровень
освоения
2

3

Уровень
освоения
2

14

2

2

2

2

2
2

2
3

Уровень
освоения
2

2

2

3

3

ОК 01, 02, 05
09
П 1, П 2, П 4

ОК 01, 02, 05,
09
П 1, П 2 П 4
ОК 01, 02, 05,
09
П 1, П 2, П 4

2
10
2

2

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2

реформа» – 1 час.
Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов. Первая мировая война и общество.
В том числе самостоятельная работа – составить конспект по теме: «Восточный фронт и его роль в
Первой мировой войне» - 1 час.
4 Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю.
Октябрьская революция в России и ее последствия.
5 Гражданская война в России
В том числе, самостоятельная работа – заполнить таблицу на сравнение по теме «Три цвета
Гражданской войны» - 1 час.
Содержание учебного материала
3

Тема 12
Между мировыми
войнами

Тема 13
Вторая мировая
война. Великая
Отечественная война

Тема 14
Мир во второй
половине ХХ —
начале ХХI века

Европа и США. Недемократические режимы.
Турция, Китай, Индия, Япония. Международные отношения.
2 Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.
3 Индустриализация и коллективизация в СССР.
В том числе самостоятельная работа – используя дополнительную литературу, составьте
сообщение об одной из строек первых пятилеток – 1 час.
4 Советское государство и общество в 1920—1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы.
В том числе самостоятельная работа – используя дополнительную литературу, напишите
биографический очерк об одном из репрессированных в 30 – е г. XX в.- 1 час.
Содержание учебного материала
1

Накануне мировой войны.
В том числе самостоятельная работа – анализ Пакта о ненападении Молотова-Риббенторопа и
договора о дружбе и границах 1 час.
2 Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане.
В том числе самостоятельная работа –составить таблицу на тему: «Основные периоды, события и
итоги Второй мировой войны» 1 час.
3 Второй период Второй мировой войны
Содержание учебного материала
1

1

2

3

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Ведущие капиталистические страны.
Страны Восточной Европы.
В том числе самостоятельная работа – заполнить таблицу по теме: «Проявление «холодной» войны
в различных сферах общества» - 1 час.
Крушение колониальной системы. Индия, Пакистан, Китай. Страны Латинской Америки.
Международные отношения. Развитие культуры.
В том числе самостоятельная работа – заполнить таблицу по теме: «Крушение колониальной
системы» - 1 час.
Международные отношения. Развитие культуры.
В том числе, самостоятельная работа – составить таблицу, отражающую хронологии конфликтов
второй половины XX и начала XXI вв – 1час.

12

2

2

2

2

2

2

Уровень
освоения
2

8

2
2

2
2

2

2

Уровень
освоения
2

10

2

4

2
Уровень
освоения
2

3
6

2

2

2

2

2

3

2

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2, П 4

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2, П 4

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2

Тема 15.
Апогей и кризис
советской системы.
1945—1991 годы

Тема 16
Российская
Федерация на рубеже
ХХ— ХХI веков

Содержание учебного материала
СССР в послевоенные годы.
В том числе самостоятельная работа – приведение фактов, доказывающих, что послевоенный
период является «апогеем сталинизма» - 1 час.
2 СССР в 1950-х — начале 1960-х годов.
В том числе самостоятельная работа – составить тезисный план по вопросу: в чем проявилась
противоречивость «культурной оттепели?» - 1 час.
3 СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов.
В том числе самостоятельная работа – заполнить таблицу по теме: «Положительные и негативные
явления социально-экономической и духовной жизни СССР в 70-80гг» - 1 час.
4 СССР в годы перестройки.
5 Развитие советской культуры (1945—1991 годы).
Содержание учебного материала
1

1

2

Формирование российской государственности.
Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты.
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы.
В том числе самостоятельная работа- составление тезисного плана по вопросу: «Как изменился
образ жизни населения в 90-х гг., какие новые явления вошли в повседневный быт людей» - 1 час.
Итоговая контрольная работа № 3

Уровень
освоения
2

10

2

2

2

2

2
2
Уровень
освоения
2

2
2
4

Всего:

13

2

2

2
117

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2

ОК 01, 02, 05
П 1, П 2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории».
Оборудование учебного кабинета:
 многофункциональный комплекс преподавателя;
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся деятелей истории);
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
Технические средства обучения:
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник
для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2015.
2. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические
материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
3. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Дополнительные источники:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О
внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем.
— М., 2012.
6. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации
концепции единого учебника истории. — М., 2015.

14

7. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического,
естественно- научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации.
— М., 2013.
8. История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А.
А. Данилова. — М., 2010.
9. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
// Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10—124.
СПРАВОЧНИКИ
1. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. М.: Олма –
Пресс, 2003г. – 416с.
2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов – М.: Рус. яз., 1986. – 797с.
3. История России.XX век: 9-11 кл.: Школьный словарь справочник. – М.: ООО
Издательство - Астрело, 2002. – 544с.
4. Степанцев и др. История в таблицах 5-11 кл. Справочное пособие. М. – Дрофа
2006 – 64с.
5. Политический словарь.
ЭНЦИКЛОПЕДИИ
1.

Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика – пресс, 1994. –

445с.
2. Энциклопедия всемирной истории. М.: Махаон, 1999. – 256с.
3. Морской энциклопедический словарь. Л.: Судостроение, 1991. – 504с.
4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 9 – 17 вв. – М.: Олма –
Пресс Образование, 2003 – 784с., ил.
5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 18-19 вв. – М.: Олма –
Пресс Образование, 2003 – 736с., ил.
6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 20 в. – М.: Олма – Пресс
Образование, 2003 – 544с., ил.
7. Брокгауз Ф.А., Ефран И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. –
М.: Издательство Эксмо, 2003. – 672с.
8. Большая советская энциклопедия 30 томов. М.: Советская энциклопедия – 1978.
9. Я познаю мир. История России: энцикл. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 397с., ил.
10. Большая школьная энциклопедия. 6-11 кл. Т.1 и 2. – М.: Олма – Пресс, 2000. –
591с.
11. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»
12. Викинги: набеги с севера М.: Терра, 1996 – 168с.
Интернет-ресурсы
1.www. gumer. info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека ИсторическогофакультетаМГУ).
2. www. bibliotekar. ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной
литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
3.www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
4.www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www. intellect-video. com/russian-history (ИсторияРоссиииСССР: онлайн-видео).
5.www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
6.www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных
конфликтахРоссийской империи).
7. ege.yandex. ru/history
15

8. statehistory. ru
9. www.magister.msk.ru
10. www.ote4estvo. ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения самостоятельных и контрольных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
П1сформированность
представлений о
современной исторической
науке, ее специфике, методах
исторического познания и
роли в решении задач
прогрессивного развития
России в глобальном мире;
П2владение комплексом
знаний об истории России и
человечества в целом,
представлениями об общем и
особенном в мировом
историческом процессе;
П3сформированность
умений применять
исторические знания в
профессиональной и
общественной деятельности,
поликультурном общении;
П4 владение навыками
проектной деятельности и
исторической реконструкции
с привлечением различных
источников;
П5сформированность
умений вести диалог,
обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по
исторической тематике.

Критерии
оценки
Смотри
критерии ниже
(1, 2, 3, 4,
5, 6, 9)

Формы и методы оценки
-практическая работа
- контрольная работа
-опорный конспект
-тест
- устный опрос
- сравнительная таблица
- письменный опрос

Смотри
критерии ниже
(4, 5, 7,
8, 10, 11)

- тест
- устный опрос
- работа с исторической картой
- сочинение (эссе);
- работа с источниками
-кроссворд

Смотри
критерии ниже
(2, 4, 5, 6)

-самостоятельная работа
-тест
-устный опрос
-сравнительная таблица

Смотри
критерии ниже
(7, 8, 10)

-работа с исторической картой
- сочинение (эссе)
- работа с источниками

Смотри
критерии ниже
(5, 8, 10)

- устный опрос
- дискуссия
- сочинение

16

1. Оценка по результатам выполнения практической работы:
Отметка
5

4

3

2

Критерии оценки
1. Свободно применяет полученные знания при выполнении
практических заданий.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности действий.
3. В письменном отчете по работе правильно и аккуратно выполнил
записи.
4. При ответах на контрольные вопросы правильно понимает их
сущность дает точное определение и истолкование основных понятий,
использует специальную терминологию дисциплины, не затрудняется
при ответах на видоизмененные вопросы, сопровождает ответ
примерами.
1. Выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2-3
недочета при выполнении практических заданий и может их исправить
самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя.
2. В письменном отчете по работе делает незначительные ошибки.
3. При ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных
ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в
применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
1. Практическая работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части позволяет получить правильные результаты и
выводы.
2. В ходе выполнения работы продемонстрировал слабые практические
навыки, были допущены ошибки.
3. При ответах на контрольные вопросы правильно понимает их
сущность, но в ответе имеются пробелы и при самостоятельном
воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих
вопросов преподавателя.
1. Практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной
работы не позволяет сделать правильных выводов, имеются лишь
отдельные представления об изученном материале, большая часть
материала не усвоена.
2. В письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он
вообще отсутствует.
3. На контрольные вопросы не может дать ответ, так как не овладел
основными знаниями и умениями в соответствии с требование
программы.

2. Оценка по результатам выполнения самостоятельных письменных и
контрольных работ:
Оценка/баллы
5

4

Критерии оценки

Контрольная и самостоятельная работы выполнены без ошибок и
недочетов, но допущено в ней:
- не более одного недочета.
Контрольная и самостоятельная работы выполнены полностью, но
допущено в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
17

- или не более двух недочетов.
Контрольная работа и самостоятельная работы правильно
выполнено не менее половины работы или допущено:
-не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти
недочетов.
В контрольной и самостоятельной работе:
- допущено число ошибок и недочетов превосходящее норму, при
которой может быть выставлена отметка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.

3

2

3.Оценка по результатам составления опорного конспекта:
Оценка/баллы
5

4

3

2

Критерии оценки
Конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность
изложения материала, соответствие оформления требованиям,аккуратность
и грамотность изложения.
Конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не
полностью, есть небольшие недочеты в работе, нет выделения основных
терминов и понятий.
При выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена
логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное
внешнее оформление.
Отсутствует конспект по заданной теме.
Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта.

4.Оценка результатов выполнения тестовых заданий:
Оценка/баллы
Критерии оценки
90-100%
5
70-89%
4
50-69%
3
менее 50%
2
Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка:
90 ÷ 100
Отлично
70 ÷ 89
Хорошо
50 ÷ 69
Удовлетворительно
менее 50
не удовлетворительно

5.Оценка результатов устный опрос:
Оценка/баллы
5

Критерии оценки
1. Знание, понимание и глубокое усвоение студентами всего объема
материала.
2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на
18

основании фактов и примеров обобщать, делать выводы.
3. Отсутствие ошибок и недочетов при ответе, соблюдение культуры
устной речи.
1. Знание всего изученного материала.
2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при ответе,
соблюдение основных правил культуры устной речи.
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований,
затруднение
при
самостоятельном
ответе,
необходимость
незначительной помощи преподавателя.
2. Затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
Наличие грубой ошибки, несколько негрубых при ответе, незначительное
несоблюдение основных правил культуры речи.
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных
требований программы, отдельные представления об изученном
материале.
2. Затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
ответе, значительное несоблюдение основных правил культуры
устной речи.

4

3

2

6.Оценка по результатам заполнения таблицы:
Оценка/баллы
5

4

3

2

Критерии оценки
Содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки,
содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал
излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов;
таблица оформлена аккуратно карандашом и заполнена без помарок.
Содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки,
содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал
излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого
числа специальных терминов.
В таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк
имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не
последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена
ручкой.
Таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки,
содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их
названия, материал излагается не последовательно, специальные термины
отсутствуют.

7.Оценивание по результатам работы с исторической картой:
Оценка/баллы
5

Критерии оценки
Выставляется в том случае, если учащийся:
• читает легенду карты;
• правильно описывает расположение стран (государств), используя
соответствующую терминологию;
• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций
и пр.), пользуясь языком карты;
• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
19

4

3

2

Выставляется в том случае, если учащийся:
• допускает неточности при чтении легенды карты;
• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном
объеме используя картографические термины;
• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических
процессов и явлений;
• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл
исторической информации;
• не соотносит историческую информацию с картой;
• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на
контурной карте.
Выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не умеет читать легенду карты;
• не распознает историческую информацию, представленную на карте;
• отказался работать с контурной картой.

8.Критерии оценивания сочинений (эссе).
Оценка/баллы
5

4

3

2

Критерии оценки
Представлена собственная точка зрения (позиция ,отношение) при раскрытии
проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с
обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и
понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на
факты.
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)при раскрытии
проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических
терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования
не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего
мнения с опорой на факты.
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)при раскрытии
проблемы, но проблема раскрыта при формальном использовании
исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на
факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом
уровне без аргументации.

9.Критерии оценивания письменного ответа
Оценка/баллы
5

4

3

Критерии оценки
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при
раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях
и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и
понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на
факты.
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии
проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических
терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования
не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего
мнения с опорой на факты.
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии
проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании
20

2

исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на
факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом
уровне без аргументации.

10.Критерии оценивания работы с историческим источником
Оценка/баллы
5

4

3

2

Критерии оценки
выставляется в том случае, если учащийся:
o установил тип источника и время (дату) его появления; - извлек из
источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и
раскрыл поднятую в тексте проблему;
o сопоставил факты нескольких исторических источников;
o применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных
областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания
исторического источника;
o дал теоретическое обоснование информации источника и
прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
o привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
o аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и
собственный жизненный опыт.
выставляется в том случае, если учащийся:
o определил тип источника и историческую эпоху его появления;
o извлек из источника историческую информацию, на основе которой
обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
o сопоставил факты нескольких исторических источников;
o прокомментировал информацию источника с использованием научной
терминологии;
o привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но
затруднился с аргументацией свою позиции.
выставляется в том случае, если учащийся:
o не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
o на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее
сформулировать;
o попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при
слабой опоре на информацию источника;
o не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при
ответе на вопросы и задания к тексту источника
выставляется в том случае, если учащийся:
o не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные
вопросы;
o не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
o пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в
контексте задания.

11.Критерии оценки по составлению кроссворда
Оценка/баллы
5
4
3

Критерии оценки
выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок,
грамотного текста, точность формулировок и т.д.;
выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии
несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;
выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов
работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на
окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых
21

2

понятий и т.д.;
выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа
выполнена крайне небрежно и т.д.

12.Критерии оценивания дискуссии:
Оценка/баллы
5

4

3

2

Критерии оценки
выставляется, если: учащийся полно усвоил учебный материал; проявляет
навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи,
аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия
информации; материал изложен грамотно, в определенной логической
последовательности, точно используется терминология; показано умение
иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения;
продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков.
выставляется, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку
«5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала
допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи,
аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия
информации.
выставляется, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание
материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись
затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при
неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность компетенций, умений и навыков, учащийся не может
применить теорию в новой ситуации.
выставляется, если: не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части
учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при
использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки
публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики,
критического восприятия информации

5.Возможности использования программы в других ОПОП
Программа дисциплины ОУД.03 История может быть использована в программе
подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.0«Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».