РП ОУД.02 Литература

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Бажено
ва
Валент
ина
Владим
ировна

Подписан: Баженова
Валентина
Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""",
CN=Баженова Валентина
Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:09:01
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Зам. директора по УПР
)ГПОУ «П ГК »
____ О. А. Димова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.02 Литература

Приаргунск, 2022 г

2022 г

Программа дисциплины «Литература» разработана на основе рекомендаций ФГАУ
«ФИРО» по организации получения среднего общего образования в пределах освоения обра­
зовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов
и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования от
25.02.2015 г., примерной программы общеобразовательной дисциплины Литература для про­
фессиональных образовательных организаций, рекомендована ФГАУ «ФИ РО » Протокол №3
от 21.07.2015, per №382.
Программа разработана для специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяй­
ственной техники и оборудования».
О рганизация - разработчик: ГПОУ «П ГК»
Разработчик:
Верхотурова Витана Андреевна, преподаватель ГПОУ «П ГК»

Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол № / от <<_/ » f &

2022 г.

Протасова Ф. Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................... 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ................................... 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ............. 17

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература
1.1.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» в объеме 117 часов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Литература» входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели дисциплины:
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
 развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации,
сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.
 литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
 определять род и жанр произведения;
 сопоставлять литературные произведения;
 выявлять авторскую позицию;
 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответствен-ной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо4

собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка худо-жественной литературы.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Шифр
комп.

Наименование
компетенций

Дескрипторы (показатели
сформированности)

Умения

Знания

ОК 01

Выбирать способы решения

Распознавание сложных
проблемные ситуации в раз-

Распознавать задачу
и/или проблему в про-

Актуальный профессиональный и соци-

5

задач профессиональной
деятельности,
применительно
к различным
контекстам.

личных контекстах.
Проведение анализа сложных ситуаций при решении
задач профессиональной
деятельности
Определение этапов решения задачи.
Определение потребности в
информации
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных
источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального
плана действий
Оценка рисков на каждом
шагу
Оценивает плюсы и минусы
полученного результата,
своего плана и его реализации, предлагает критерии
оценки и рекомендации по
улучшению плана.

ОК 2

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой
для выполнения задач профессиональной
деятельности.

Планирование информационного поиска из широкого
набора источников, необходимого для выполнения
профессиональных задач
Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты.
Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска;
Интерпретация полученной
информации в контексте
профессиональной деятельности

ОК 3

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и личностное развитие.

Использование актуальной
нормативно-правовой документацию по профессии
(специальности)
Применение современной
научной профессиональной
терминологии
Определение траектории
профессионального развития и самообразования

ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством,

Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач
Планирование профессиональной деятельность

6

фессиональном и/или
социальном контексте;
Анализировать задачу
и/или проблему и выделять её составные
части;
Правильно выявлять и
эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
Составить план действия,
Определить необходимые ресурсы;
Владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
Реализовать составленный план;
Оценивать результат и
последствия своих действий (самостоятельно
или с помощью
наставника).
Определять задачи поиска информации
Определять необходимые источники информации
Планировать процесс
поиска
Структурировать получаемую информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать практическую значимость результатов поиска
Оформлять результаты
поиска
Определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности
Выстраивать траектории профессионального и личностного развития
Организовывать работу
коллектива и команды
Взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.

альный контекст, в
котором приходится
работать и жить;
Основные источники
информации и ресурсы для решения задач
и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
Методы работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Структура плана для
решения задач
Порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности

Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности
Приемы структурирования информации
Формат оформления
результатов поиска
информации

Содержание актуальной нормативноправовой документации
Современная научная
и профессиональная
терминология
Возможные траектории профессионального развития и самообразования
Психология коллектива
Психология личности
Основы проектной
деятельности

ОК 6

ОК 8

ОК 9

клиентами.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе общечеловеческих ценностей.
Использовать
средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе
профессиональной деятельности и
поддержание
необходимого
уровня физической подготовленности.

Использовать
информационные технологии
в профессиональной деятельности.

Понимать значимость своей
профессии (специальности)
Демонстрация поведения на
основе общечеловеческих
ценностей.

Описывать значимость
своей профессии
Презентовать структуру профессиональной
деятельности по профессии (специальности)

Сущность гражданско-патриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения в
ходе выполнения
профессиональной
деятельности

Сохранение и укрепление
здоровья посредством использования средств физической культуры
Поддержание уровня физической подготовленности
для успешной реализации
профессиональной деятельности

Использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
Применять рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности
Пользоваться средствами профилактики
перенапряжения характерными для данной
профессии (специальности)
Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач
Использовать современное программное
обеспечение

Роль физической
культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
Основы здорового
образа жизни;
Условия профессиональной деятельности
и зоны риска физического здоровья для
профессии (специальности)
Средства профилактики перенапряжения

Применение средств информатизации и информационных технологий для
реализации профессиональной деятельности

Современные средства и устройства информатизации
Порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
Теоретическая часть
Практические занятия
Семинарские занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов).
Составление характеристики литературных героев
Анализ художественных произведений
Написание сочинений по произведениям
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет

7

3
3
3
35
18
4
5
8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)
тем

1

2

Раздел 1.
Русская литература первой
половины XIX
века

Содержание учебного материала
1
Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской
литературы
2
Жизнь и творчество В.А. Жуковского.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии В.А.
Жуковского.
3
Элегии Жуковского.
4
Баллада в творчестве В.А. Жуковского.
5
Жизнь и творчество А.С. Пушкина.
6
Роман «Евгений Онегин».
7
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
8
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
9
Лирика М.Ю. Лермонтова.
10
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.
11
Роман «Мертвые души».
В том числе самостоятельная работа: «Образы героев. Чичиков и
помещики». Составить сравнительную характеристику Чичикова.
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество А.Н. Островского.
2
Чудовища «темного царства» в пьесе «Гроза»
3
Забитые и безвольные, озорные и непокорные в пьесе «Гроза».
4
Трагедия Катерины Кабановой. Катерна – луч света в «темном царстве».
5
Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии И.С.

Раздел 2.
Русская литература второй
половины XIX
века

Уровень
освоения

3

8

2

Объем
часов

4

Коды компетенций, формированию
которых способствует элемент программы
5

12
1

2

1

2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
2
2
2

46
1
1
1
1

2

2

ОК 1, ОК 2
П2, П6, П8

ОК 1,ОК 2,
ОК 3, ОК 9
П2, П3, П4, П5,
П8, П9

Тургенева.
6
Роман Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей» в романе.
В том числе самостоятельная работа: «Сила и слабость Евгения Базарова». Составить сравнительную характеристику Е. Базарова и А. Кирсанова.
7
Жизнь и творчество И. А. Гончарова.
8
Роман «Обломов». Творческая история романа
9
Обломов - сущность, характер, судьба. Штольц и Обломов.
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов».
10
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.
В том числе самостоятельная работа: Анализ поэмы Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо?».
11
Образы крестьян-правдоискателей в поэме.
12
М.Е. Салтыков-Щедрин «Прокурор русской общественной жизни»
13
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Семинарское занятие №1 по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина.
14
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии Л.Н.
Толстого.
15
Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Дворянство в романе.
16
«Дорога чести» А. Болконского.
17
Н. Ростова на пути к счастью.
18
Путь исканий Пьера Безухова
19
Изображение войны 1812 года. Кутузов и Наполеон в романе.
20
Обобщение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману Л.Н. Толстого
«Война и мир»
21
Контрольная работа №1.
Тестирование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
22
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
23
Роман «Преступление и наказание». «Униженные и отринутые парии общества»
24
Теория Раскольникова и ее крах.
В том числе самостоятельная работа: составление психологического
9

2

2

2
2
2

2
2
1

2

1

2
2
2

2
1
1

2

1

2
2
2
2
2
3

1
2
2
1
1
2

1
1
1
2
3

ОК 1,ОК 2,
ОК 3, ОК 9
П2, П3, П4, П5,
П8, П9

портрета Раскольникова.
25
Двойники Раскольникова
27
Наказание» Раскольникова. Раскольников и Сонечка.
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
28
Жизнь и творчество А.П. Чехова.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии А.П.
Чехова.
29
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
30
Жизнь и творчество Н. С. Лескова.
31
Повесть «Очарованный странник».
32
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.
В том числе самостоятельная работа: составление психологического портрета Ивана Флягина.
33
Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. Лирика поэта
34
Жизнь и творчество А.А. Фета. Поэзия как выражение идеала и
красоты.
Раздел 3.
Содержание учебного материала
Зарубежная
1
Оноре де Бальзак (обзор). «Гобсек»
литература.
И. В. Гёте (обзор). «Фауст». Фауст и Маргарита.
Раздел 4.
Содержание учебного материала
Русская лите1
Введение. Русская литература на рубеже ХΙХ –ХХ веков
ратура на ру2
Жизнь и творчество Л.Н. Андреева. «Иуда Искариот».
беже веков
В том числе самостоятельная работа: Конспектирование биографии Л.Н.
Андреева.
3
Жизнь и творчество А.И. Куприна.
4
Рассказы и повести. «Гранатовый браслет», «Олеся»
5
Жизнь и творчество И. А. Бунина. Поэтика И. А. Бунина
6
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско».
Раздел 5.
Содержание учебного материала
Поэзия начала
1
Поэзия «Серебряного века». Жизнь и творчество Н.С. Гумилева.
XX века
2
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой.
3
Жизнь и творчество А.А. Блока.
10

2
2
2

2

3

2
1
1
1

ОК 1, ОК 2,
П2, П3, П4, П5,
П8, П9

1
1
1

1
1

2
2
6
1
1

3
1

1
1

1
1
1
1
7
1
1
1

ОК 1, ОК 2
П2, П5, П8

ОК 1, ОК 2,
ОК 4
П4, П8

Раздел 6.
Литература
20-х годов.

Раздел 7.
Литература
30-х начала
40-х годов.

4
Поэма А.А. Блока «Двенадцать».
В том числе самостоятельная работа: анализ поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
5
Жизнь и творчество С. А. Есенина. Поэма Есенина «Анна Снегина»
6
Жизнь и творчество В. Маяковского. Сатира Маяковского.
7
Контрольная работа №2.
Тестирование по теме: Поэзия «Серебряного века»
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество М. Горького.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии М.
Горького.
2
Роман М. Горького «Мать». Массовые сцены в романе.
3
«На дне» - социально-философская драма М. Горького, суровая,
беспощадная правда о жизни «низов».
4
Жизнь и творчество А. Фадеева
5
Роман А. Фадеева «Разгром»
Содержание учебного материала
1
А.П. Платонов. Рассказы. Роман «Чевенгур». Повесть «Котлован».
Обзор.
2
Жизнь и творчество М.А. Булгакова
3
Сатирические повести М.А. Булгакова. Повесть «Собачье сердце».
Обзор
4
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В том числе самостоятельная работа: составление психологического
портрета главных героев.
5
Жизнь и творчество А.Н. Толстого. Рассказ «Русский характер».
6
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый».
Образ Петра. Проблема выдающейся личности и ее роль в судьбе
страны.
7
Жизнь и творчество М.А. Шолохова.
8
Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества
в годы Гражданской войны
9
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа.
10
Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману М.А. Шолохо11

3

1

2

1
1
1

3

ОК 1, ОК 2,
ОК 6
П2, П6, П8, П9

6
1

1
2

ОК 1, ОК 2,
ОК 9
П3, П4, П7, П8

1
1
1
16
2
1

1
1

3

2

2

1
1

3
2

2
2

2
2
2
3

ОК 1, ОК 2,
ОК 6
П1, П7, П9

Раздел 8.
Литература
русского Зарубежья
Раздел 9.
Литература
периода Великой отечественной войны и первых
послевоенных
лет

Раздел 10.
Литература
50-х – 80-х годов.

Раздел 11.
Зарубежная
литература.
Раздел 12.
Произведения
для бесед по
современной
литературе

ва «Тихий Дон».
Содержание учебного материала
1
Тема «отодвинутой» России в сказках «Подснежник», «Косцы»,
«Далекое». А.И. Куприна.
В том числе самостоятельная работа: анализ сказок А.И. Куприна.
Содержание учебного материала
1
Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии Б.Л.
Пастернака.
2
Практическая работа №1. Анализ стихотворений Б.Л. Пастернака.
3
Роман «Доктор Живаго».
4
Жизнь и творчество А.А. Ахматовой.
5
Практическая работа №2. Анализ стихотворений А.А. Ахматовой.
6
Практическая работа №3. Анализ поэмы «Реквием».
7
Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти».
Содержание учебного материала
1
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В.
Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева и др.
2
«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни в произведениях С. Белова, Б. Можаева и др.
3
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
В том числе самостоятельная работа: составление характеристики главного героя.
4
В. Распутин. «Прощание с Матерой»
5
Роман В.П. Астафьева «Царь-рыба»
Содержание учебного материала
1
Э. Хемингуэй «Старик и море».
В том числе самостоятельная работа: анализ рассказа «Старик и море»
Содержание учебного материала
1
Семинарское занятие №2. Нравственные проблемы в произведениях А. Арбузова «Годы странствий», В. Розова «В поисках радости»,
А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»,
В. Шукшина «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеева «Москва
12

2
2
3
8
2
2
3

1

1
1

1
1
1

ОК 1, ОК 2,
ОК 4
П2,П3, П6, П8,
П9,

3
1

1

1
1
8
1
1

2

2

2

2
2
1
1

3

ОК 1, ОК 4,
ОК 9
П6, П8, П10

ОК2, ОК3
П1, П6, П9

2

3

2

ОК 1, ОК 2,
ОК 6, ОК 9
П1, П7, П8

– Петушки»
Контрольная работа №3.
Итоговое тестирование за курс обучения

2
Всего:

13

1
117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература ».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и литературе;
- лингвистические словари.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: учебники
1. Литература ( в двух частях) для студ. учреждений сред. проф. образования. Обернихина
Т.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. Изд. центр «Академия», 2019 – 432с.
2. Литература: практикум: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. Обернихина Т.А., Антонова А.Г., И.Л. Вольнова. Изд.центр «Академия», 2018 – 352с.
3. Русский язык и литература. Литература 11 класс, часть 1, Журавлёв В.П Москва. Просвещение, 2015
4. Русский язык и литература. Литература 11 класс, часть 2, Журавлёв В.П Москва. Просвещение, 2015
Дополнительные источники: учебники и учебные пособия
1.
Г.Н.Ионина. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Мнезонина. 2013. –351 с.
2. Г.Н.Ионина. Русская литература XIX века. 10 кл. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Мнезонина. 2013. – 207 с
3. Агеносов В.В. Русская литература: Учебник для 11 кл. часть 1. – 11-е изд., доп. – М.:
«Дрофа», 2006. – 491 с.
4. Все произведения школьной программы в кратком изложении: Учебное пособие для
10 кл. – М.: «Астрель», 2007. – 571 с.
5. Все произведения школьной программы в кратком изложении: Учебное пособие для
11 кл. – М.: «Астрель», 2007. – 685 с.
6. Новейшая хрестоматия по литературе: 10 класс. – М.: Эксмо, 2010. – 640 с. – (Новейшие хрестоматии).
7. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. - М., 2007
Для преподавателей:
1.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под
ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
2.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
3.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М..
2005.
4.
Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная
подготовка к Единому государственному экзамену / Н.С.Генералова, М.Ю.Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 256 с. – (Серия «ЕГЭ. Интенсивная самоподготовка»).
5.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, I
полугодие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).

14

6.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. II полугодие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).
7.
Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 464 с. (В помощь школьному учителю).
8.
Зарубежная литература. 10-11 кл.: Учеб.-хрестоматия для школ и классов с
углубл.изуч.предм.гуманит.цикла, гимназий, лицеев: В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. Н.П.Михальская. –
М.: Дрофа, 2004. – 400 с.
9.
Зарубежная литература. 10-11 кл.: Учеб.-хрестоматия для школ и классов с
углубл.изуч.предм.гуманит.цикла, гимназий, лицеев: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Н.П.Михальская. –
М.: Дрофа, 2004. – 416 с.
10. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. II полугодие. 3-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВАКО, 2006. – 416
с. – (В помощь школьному учителю).
11. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7-11 классы.
– М.: ВАКО, 2006. – 352 с. – (Мастерская учителя).
12. Лейфман И.М. Анализ лирического произведения. – М.: Материк-Альфа, 2007. –
152 с.
13. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил.
уровни. В 2 ч. Ч.2 / [В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина, Л.А.Капитанова и др.]; под ред.
В.И.Коровина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.
14. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил.
уровни. В 2 ч. Ч.1 / В.И.Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 414 с.
15. Литература. 10 класс: поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Часть I / авт.сост. Е.В.Кудимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 232 с.
16. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /
[В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И. Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред.
В.П.Журавлева. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 445 с.
17. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 /
[Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева.
– 14-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 399 с.
18. Литература в школе: научно-методический журнал. Учрежден Министерством
образования РФ.
Словари:
1.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
2.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
3.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
4.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
5.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
6.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост.
В.В. Бурцева. – М., 2006.
7.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Интернет-ресурсов
Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru
Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ». Форма
доступа: www.velib.com
Электронный ресурс «Литературный портал - «Русская литература». Форма доступа:
www.fplib.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа:
rus.1september.ru

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(личностные, метапредметные, предметные)

Критерии оценки

Предметные
П1. Сформированность устойчивого интереса к чте- Критерии: 5, 6, 9
нию как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.
П2. Сформированность навыков различных видов Критерии: 1, 3, 7
анализа литературных произведений.

П3. Владение навыками самоанализа и самооценки на Критерии: 1, 3, 7
основе наблюдений за собственной речью.

П4. Владение умением анализировать текст с точки Критерии: 7, 1, 3
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.

П5. Владение умением представлять тексты в виде Критерии: 8, 5, 1, 7, 2
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.

П6. Знание содержания произведений русской, род- Критерии: 5, 3, 6
ной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры.
П7. Сформированность умений учитывать историче- Критерии: 6, 5, 1
ский, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
16

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Оценка выполнения
тестового задания
Устный опрос
Оценка выполнения
презентации
Оценка выполнения
практической работы
(анализ стихотворения)
Оценка по результатам
написания сочинения
Оценка по результатам
анализа художественных текстов
Оценка выполнения
практической работы
(анализ стихотворения)
Оценка по результатам
написания сочинения
Оценка по результатам
анализа художественных текстов
Оценка по результатам
анализа художественных текстов
Оценка выполнения
практической работы
(анализ стихотворения).
Оценка по результатам
написания сочинения
Оценка по результатам
промежуточной аттестации Тестирование.
Оценка по результатам
практических работ.
Оценка по результатам
анализа художественных текстов
Оценка по результатам
написания реферата
Тестирование.
Оценка по результатам
написания сочинения.
Устный опрос
Устный опрос. Тестирование. Оценка по результатам практических работ.

П8. Способность выявлять в художественных текстах Критерии: 7, 6, 3, 2
образы, темы и проблемы и выражать свое отношение
к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.

П9. Владение навыками анализа художественных Критерии: 7, 6, 3, 1
произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
П10. Сформированность представлений о системе Критерии: 7, 6, 5
стилей языка художественной литературы.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным
контекстам.
П3. Владение навыками самоанализа и самооценки
на основе наблюдений за собственной речью.
П4. Владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
П8. Способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных
и письменных высказываниях.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию
информации, необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности.
П3. Владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью.
П8. Способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать свое отношение
к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
П9. Владение навыками анализа художественных
произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
ОК03. Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и личностное развитие.
П3. Владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью.

17

Критерии: 7, 6, 5, 9, 2,
3

Оценка по результатам
анализа художественных текстов. Устный
опрос.
Оценка по результатам
написания сочинения
Оценка по результатам
написания реферата
Оценка по результатам
анализа художественных текстов. Устный
опрос.
Оценка по результатам
написания сочинения
Оценка по результатам
практических работ.
Оценка по результатам
анализа художественных текстов. Устный
опрос. Тестирование.
Оценка по результатам
анализа художественных текстов. Устный
опрос. Тестирование.
Оценка создания презентации. Оценка по
результатам написания
реферата. Оценка по
результатам написания
сочинения.

Критерии: 8, 1, 7, 9, 4

Оценка по результатам
промежуточной аттестации. Тестирование.
Оценка по результатам
практических работ.
Оценка по результатам
анализа художественных текстов. Оценка
создания презентации.
Оценка по результатам
составления опорного
конспекта.

Критерии: 4, 9, 3, 1

Оценка по результатам
составления опорного
конспекта. Оценка создания презентации.
Оценка по результатам
написания сочинения.
Оценка по результатам
практических работ.

ОК04. Работать в коллективе и команде, эффективно Критерии: 1, 7, 2, 9, 3
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
П1. Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.
П5. Владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
П6. Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры.
ОК05. Проявлять гражданско-патриотическую пози- Критерии: 7, 6, 3, 2, 9
цию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.
П6. Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры.
П7. Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
ОК06. Использовать средства физической культуры
для сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
ОК07. Использовать информационные технологии в Критерии: 9, 2, 3, 1
профессиональной деятельности.
МП4. Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
П4. Владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
П10. Сформированность представлений о системе
стилей языка художественной литературы.

18

Оценка по результатам
практических работ.
Оценка по результатам
анализа художественных текстов. Оценка по
результатам написания
реферата. Оценка по
результатам создания
презентации. Оценка по
результатам написания
сочинения.
Оценка по результатам
анализа художественных текстов.
Устный опрос. Оценка
по результатам написания сочинения. Оценка
по результатам написания реферата. Оценка
по результатам создания презентации.

Оценка создания презентации.
Оценка по результатам
написания реферата.
Оценка по результатам
написания сочинения.
Оценка по результатам
выполнения практических работ (анализ стихотворения).

1. Оценка по результатам выполнения практической работы
(анализ стихотворения):
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Критерии оценки
баллы
История создания лирического произведения
а) обучающийся называет автора, дату написания произведения;
3
привлекает разносторонне и обоснованно факты из жизни автора
произведения; дает краткий комментарий к истории создания
произведения
б) обучающийся не привлекает факты из жизни автора произведе2
ния или не дает комментарий к истории создания произведения
в)обучающийся называет только автора и дату написания произ1
ведения
Какова тема стихотворения
а) обучающийся раскрывает тему стихотворения разносторонне и
3
обоснованно
б) обучающийся раскрывает тему стихотворения разносторонне,
2
но необоснованно (не углубляясь в содержание данного лирического произведения)
в) обучающийся допускает фактическую ошибку при раскрытии
1
темы
г) обучающийся не смог раскрыть тему лирического произведения
0
или допустил три и более фактические ошибки
Эмоциональная окраска, чувства, выраженные в стихотворении
а) обучающийся передает эмоциональную окраску лирического
2
произведения, подкрепляет свой ответ примерами из текста
б) обучающийся передает эмоциональную окраску лирического
1
произведения, но не подкрепляет свой ответ примерами
в) обучающийся не может дать оценку эмоциональной окраске
0
произведения
Идея стихотворения
а) обучающийся правильно формулирует идею стихотворения,
3
убедительно обосновывает свою точку зрения
б) обучающийся правильно формулирует идею стихотворения, но
2
не обосновывает свою точку зрения
в) обучающийся поверхностно раскрывает идею стихотворения
1
г) обучающийся не может сформулировать идею создания лири0
ческого произведения
Художественные средства, используемые в лирическом произведении
а) обучащийся называет и приводит примеры трех и более средств
3
художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, антитеза и др.)
б) обучающийся называет и приводит примеры двух средств ху2
дожественной выразительности или допускают одну фактическую
ошибку
в) обучающийся называет, но не подкрепляет свой ответ приме1
рами или называет только одно средство художественной выразительности, допускает более двух фактических ошибок
г) обучающийся не называет ни одного художественного средства
0
выразительности
Впечатления от прочитанного
а) обучающийся демонстрирует умение выражать свои мысли и
2
чувства, доказывать свое мнение
б) обучающийся демонстрирует умение выражать свои мысли и
1
19

чувства, но не аргументирует свою точку зрения
в) обучающийся не выражает свои мысли и чувства от прочитанного лирического произведения.
Максимальный балл
Оценка «5» ставится если обучащийся набрал: 16 – 15 баллов;
оценка «4»: 14 – 12 баллов;
оценка «3»: 11 – 8 баллов;
оценка «2»: 7 баллов и менее

0
16

2. Оценка по результатам написания реферата:
Оценка/баллы
5

4
3

2

Критерии оценки реферата
Содержание найденной информации полностью соответствует заданной
теме, тема задания раскрыта полностью. Глубина проработки материала,
грамотность и полнота использования источников,
соответствие оформления реферата требованиям.
Содержание найденной информации соответствует заданной теме, но в тексте имеются незначительные недостатки или тема раскрыта не полностью.
Представленный материал имеет небольшие отклонения от требований, в
изложении материала нарушена логика.
Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в
недостаточно полном объеме.
Обучающийся работу не выполнил.
Содержание с найденной информации не соответствует заданной теме.
Информационный материал имеет значительные отклонения по структуре.
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

3. Оценка по результатам написания сочинения:
Оценка/баллы
5

4

3

Критерии оценки
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки
при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
20

2

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7
грамматических ошибок.

4. Оценка по результатам составления опорного конспекта:
Оценка/баллы
5

4
3
2

Критерии оценки опорного конспекта
Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Правильная
структурированность информации; наличие логической связи изложенной
информации; соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения.
Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов.
Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются недочеты.
Работа обучающимся не сдана.
Отсутствует конспект по заданной теме.
Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта.

5. Оценка результатов выполнения тестовых заданий:
Оценка/баллы
1б
2б
3б

Критерии оценивания тестовых заданий
Задания с выбором 1 ответа из 3,4
Задания с выбором 2 и более ответов из 4
Задания на определение понятия

Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка:
90 ÷ 100
Отлично
80 ÷ 89
Хорошо
70 ÷ 79
Удовлетворительно
менее 70
не удовлетворительно

21

6. Оценка результатов устного опроса:
Оценка/баллы
5
4
3
2

Критерии оценивания устного опроса
Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы
Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в
формулировании вывода
Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные ошибки в формулировании вывода
Отсутствует ответ на вопрос

7. Оценка по результатам анализа художественных текстов
Отметка
5

Критерии оценки
Ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки
героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов;
раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической
речью.
Ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь
событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в
ответе.
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста
изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения,
бедность выразительных средств языка.

4

3

2

8. Оценка по результатам выполнения промежуточной аттестации:
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Не удовлетворительно

9. Оценка результатов создания презентации:
Оценка/баллы
5
4
3
2

Критерии оценивания
Содержание и оформление соответствует всем требованиям
Содержание раскрыто не полностью
Допущены существенные ошибки в содержании, не достаточность наглядности
Содержание презентации не соответствует теме
22

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Введение
Развитие русской литературы
и культуры в первой половине
XIX века

Особенности развития
русской литературы во
второй
половине XIX века

Поэзия второй половины
XIX века

Особенности развития
литературы и других видов
искусства в начале XX
века

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение
- Аудирование;
- работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);
- участие в беседе, ответы на вопросы;
- чтение;
- комментированное чтение;
- аналитическая работа с текстами художественных произведений;
- подготовка докладов и сообщений;
- самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника;
- подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);
- выступления на семинаре;
- выразительное чтение стихотворений наизусть;
- конспектирование;
- написание сочинения; работа с иллюстративным
материалом;
- самооценивание и взаимооценивание.
- Аудирование;
- конспектирование;
- чтение;
- комментированное чтение;
- подготовка сообщений и докладов;
- самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники);
- устные и письменные ответы на вопросы;
- участие в беседе;
- аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей;
- написание различных видов планов;
- реферирование;
- участие в беседе;
- работа с иллюстративным материалом;
- написание сочинения;
- редактирование текста;
- реферирование текста;
- проектная и учебно-исследовательская работа;
- подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);
- самооценивание и взаимооценивание
- Аудирование;
- чтение и комментированное чтение;
- выразительное чтение и чтение наизусть;
- участие в беседе;
- самостоятельная работа с учебником;
- аналитическая работа с текстами стихотворений;
- составление тезисного плана выступления и сочинения;
- подготовка сообщения;
- выступление на семинаре
- Аудирование, участие в эвристической беседе;
- работа с источниками информации (дополнительная литература,
энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана;
- составление плана сочинения;

23

Особенности развития
литературы 1920-х годов

Особенности развития
литературы 1930 - начала
1940-х годов

Особенности развития
литературы периода Великой Отечественной
войны и первых послевоенных лет

Особенности развития
литературы 1950—1980-х
годов
Русское литературное
зарубежье 1920—1990х
годов
(три волны эмиграции)
Особенности развития
литературы конца
1980—2000-х годов

- аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение;
- подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка
компьютерных презентаций);
- выразительное чтение и чтение наизусть;
- составление тезисного и цитатного планов;
- работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы;
- проектная и учебно-исследовательская работа
- Аудирование;
- участие в эвристической беседе;
- ответы на проблемные вопросы;
- конспектирование;
- индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника;
- составление систематизирующей таблицы;
- составление тезисного и цитатного планов сочинения;
- написание сочинения;
- чтение и комментированное чтение;
- выразительное чтение и чтение наизусть;
- работа с иллюстративным материалом
- Аудирование;
- чтение и комментированное чтение;
- самостоятельная и групповая работа с текстом учебника;
- индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);
- выразительное чтение и чтение наизусть;
- подготовка докладов и сообщений;
- составление тезисного и цитатного планов сочинения;
- работа с иллюстративным материалом;
- проектная и учебно-исследовательская работа
- Аудирование;
- чтение и комментированное чтение;
- подготовка литературной композиции;
- подготовка сообщений и докладов;
- выразительное чтение и чтение наизусть;
- групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений;
- реферирование текста;
- написание сочинения
- Аудирование;
- групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений;
- выразительное чтение и чтение наизусть;
- самооценивание и взаимооценивание;
- составление тезисного плана
Аудирование;
участие в эвристической беседе;
чтение;
самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений
- Аудирование;
- чтение;
- самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений,
- аннотирование;
- подготовка докладов и сообщений

24

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными
учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими
образовательную программу среднего (полного) общего образования.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».