Аннотация ОУД.02 Литература

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владимир
овна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный колледж""",
CN=Баженова Валентина
Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-11 14:25:12
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
У ГПОУ«ПГК»
' Димова О. А.
2022г.

АННОТАЦИЯ
к программе учебной дисциплины
ОУД.02 Литература

п. Приаргунск, 2022г

АННОТАЦИЯ
к программе учебной дисциплины ОУД.02 Литература
для специальности
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.
Область применения
ОУД.02 «Литература» изучается в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов
среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины ОУД.02
«Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего профессионального образования
2.

Место дисциплины в структуре программы подготовки.

Программа учебной дисциплины ОУД.02
«Литература» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии
с
ФГОС среднего
профессионального образования и включена в общеобразовательный цикл учебного плана:
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
3.
Цели и задачи дисциплины (курса, модуля).
Цели дисциплины:
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
 развитие культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности
литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию; анализа и интерпретации литературного произведения как художественного
целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных
сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.
 литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением
эпохи;
 определять род и жанр произведения;

 сопоставлять литературные произведения;
 выявлять авторскую позицию;
 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
 аргументированно
формулировать
свое
отношение
к
прочитанному
произведению;
 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
Дисциплина «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных
произведений.
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
4.
Требования к результатам освоения дисциплины (курса, модуля).
В результате освоения учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» у выпускника
должны быть сформированы следующие компетенции:
Общие:
ОК 1 Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе общечеловеческих ценностей.
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня
физической подготовленности.
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
5. Объем учебных часов и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с
преподавателем
Объем образовательной программы
в том числе:
контрольные работы
практические занятия
семинарские занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование
критических статей и литературоведческих текстов).
Составление характеристики литературных героев
Анализ художественных произведений
Написание сочинений по произведениям
Промежуточная аттестация в форме - дифференцированного зачета
Всего

Объем
часов
117
117
3
3
3
35
18
4
5
8
117

6.
Формы контроля.
Форма промежуточной аттестации – дифференцированного зачета.
7.
Содержание дисциплины:
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века
Тема 1.1 Введение Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы
Тема 1.2 Жизнь и творчество В.А. Жуковского.
Тема 1.3 Элегии Жуковского.
Тема 1.4 Баллада в творчестве В.А. Жуковского.
Тема 1.5 Жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Тема 1.6 Роман «Евгений Онегин».
Тема 1.7 Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Тема 1.8 Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
Тема 1.9 Лирика М.Ю. Лермонтова.
Тема 1.10 Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.
Тема 1.11 Роман «Мертвые души».
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века
Тема 2.1 Жизнь и творчество А.Н. Островского.
Тема 2.2 Чудовища «темного царства» в пьесе «Гроза»
Тема 2.3 Забитые и безвольные, озорные и непокорные в пьесе «Гроза».
Тема 2.4 Трагедия Катерины Кабановой. Катерина – луч света в «темном царстве».
Тема 2.5 Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
Тема 2.6 Роман Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей» в романе. Сила и
слабость Евгения Базарова.
Тема 2.7 Жизнь и творчество И. А. Гончарова.
Тема 2.8 Роман «Обломов». Творческая история романа
Тема 2.9 Обломов - сущность, характер, судьба. Штольц и Обломов. Сочинение по
роману И.А. Гончарова «Обломов»
Тема 2.10 Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.
Тема 2.11 Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Анализ поэмы. Образы
крестьян-правдоискателей в поэме.
Тема 2.12 М.Е. Салтыков-Щедрин «Прокурор русской общественной жизни»
Тема 2.13 Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Семинарское занятие по сказкам М. Е.
Салтыкова-Щедрина.
Тема 2.14 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
Тема 2.15 Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Дворянство в романе.
Тема 2.16 «Дорога чести» А. Болконского.
Тема 2.17 Н. Ростова на пути к счастью.
Тема 2.18 Путь исканий Пьера Безухова
Тема 2.19 Изображение войны 1812 года. Кутузов и Наполеон в романе.
Тема 2.20 Обобщение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Сочинение по роману
Л.Н. Толстого «Война и мир»
Тема 2.21 Контрольная работа №1. Тестирование по роману Л.Н. Толстого «Война и
мир»
Тема 2.22 Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
Тема 2.23 Роман «Преступление и наказание». «Униженные и отринутые парии
общества
Тема 2.24 Теория Раскольникова и ее крах.
Тема 2.25 Двойники Раскольникова
Тема 2.26 Наказание» Раскольникова. Раскольников и Сонечка.
Тема 2.27 Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тема 2.28 Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Тема 2.29 Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
Тема 2.30 Жизнь и творчество Н. С. Лескова.
Тема 2.31 Повесть «Очарованный странник».

Тема 2.32 Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского
человека.
Тема 2.33 Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. Лирика поэта
Тема 2.34 Жизнь и творчество А.А. Фета. Поэзия как выражение идеала и красоты
Раздел 3. Зарубежная литература
Тема 3.1 Оноре де Бальзак (обзор). «Гобсек»
И. В. Гёте (обзор). «Фауст». Фауст и Маргарита.
Раздел 4. Русская литература на рубеже веков
Тема 4.1 Русская литература на рубеже ХΙХ –ХХ веков.
Тема 4.2 Жизнь и творчество Л.Н. Андреева. Драма «Жизнь человека»
Тема 4.3 Жизнь и творчество А.И. Куприна.
Тема 4.4 Рассказы и повести. «Гранатовый браслет», «Олеся»
Тема 4.5 Жизнь и творчество И. А. Бунина.
Тема 4.6 Рассказы: «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из СанФранциско»
Раздел 5. Поэзия начала XX века
Тема 5.1 Поэзия «Серебряного века». Жизнь и творчество Н.С. Гумилева.
Тема 5.2 Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
Тема 5.3 Жизнь и творчество А.А. Блока.
Тема 5.4 Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Анализ поэмы.
Тема 5.5 Жизнь и творчество С. А. Есенина. Поэма Есенина «Анна Снегина»
Тема 5.6 Жизнь и творчество В. Маяковского. Сатира Маяковского.
Тема 5.7 Тестирование по теме: Поэзия «Серебряного века»
Раздел 6. Литература 20-х годов
Тема 6.1 Характеристика литературного процесса 20-х годов. Жизнь и творчество М.
Горького.
Тема 6.2 Романтические произведения М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль»
Тема 6.3 «На дне» - социально-философская драма М. Горького, суровая, беспощадная
правда о жизни «низов».
Тема 6.4 Жизнь и творчество А. Фадеева
Тема 6.5 Роман А. Фадеева «Разгром»
Раздел 7. Литература 30-х начала 40-х годов
Тема 7.1 А.П. Платонов. Рассказы. Роман «Чевенгур». Повесть «Котлован». Обзор
Тема 7.2 Жизнь и творчество М.А. Булгакова
Тема 7.3 Сатирические повести М. Булгакова. Повесть «Собачье сердце». Обзор
Тема 7.4 Роман «Мастер и Маргарита».
Тема 7.5 Жизнь и творчество А.Н. Толстого. Рассказ «Русский характер».
Тема 7.6 Роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Образ Петра. Проблема выдающейся
личности и ее роль в судьбе страны.
Тема 7.7 Жизнь и творчество М. Шолохова.
Тема 7.8 Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы
Гражданской войны
Тема 7.9 Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа.
Тема 7.10 Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Сочинение по роману М.А.
Шолохова «Тихий Дон»
Раздел 8. Литература русского Зарубежья
Тема 8.1 Тема «отодвинутой» России в сказках «Подснежник», «Косцы», «Далекое».
А.И. Куприн.
Раздел 9. Литература периода Великой отечественной войны и первых
послевоенных лет
Тема 9.1 Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака».
Тема 9.2 Практическое занятие №1.. Анализ стихотворений Б.Л. Пастернака.
Тема 9.3 Роман «Доктор Живаго».
Тема 9.4 Жизнь и творчество А.А. Ахматовой.
Тема 9.5 Практическое занятие №2 . Анализ стихотворений А.А. Ахматовой.

Тема 9.6 Практическое занятие №3. Анализ поэмы «Реквием».
Тема 9.7 Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти».
Раздел 10. Литература 50-х – 80-х годов
Тема 10.1 Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Некрасова, К.
Воробьева, В. Кондратьева и др.
Тема 10.2«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни в произведениях
С. Белова, Б. Можаева.
Тема 10.3 А.И. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Тема 10.4 В. Распутин «Прощание с Матерой»
Тема 10.5 Роман В.П. Астафьева «Царь-рыба»
Раздел 11. Зарубежная литература
Тема 11.1 Э. Хемингуэй. «Старик и море».
Раздел 12. Произведения для бесед по современной литературе
Тема 12.1 Нравственные проблемы в произведениях А. Арбузова «Годы странствий», В.
Розова «В поисках радости», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»,
В. Шукшина «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеева «Москва – Петушки»
Итоговое тестирование за курс обучения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».