РП ОУД.01 Русский язык

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженов
а
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:08:33
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР

Программа учебной дисциплины
ОУД.01 Русский язык

п. Приаргунск, 2022г

ТПОУ«пгк»

------- О.А. Димова
б? / »

Программа дисциплины «Русский язык» разработана на основе ФГОС среднего
общего образования, рекомендаций ФГАУ «ФИРО» по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего професси­
онального образования на базе основного общего образования с учетом требований феде­
ральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или спе­
циальности среднего профессионального образования от 25.02.2015 г., примерной про­
граммы общеобразовательной дисциплины Русский язык для профессиональных образо­
вательных организаций, рекомендована ФГАУ «ФИРО» Протокол №3 от21.07.2015, per
№381
Программа разработана для специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сель­
скохозяйственной техники и оборудования».
Организация - разработчик: ГПОУ «ПГК»
Разработчик:
Верхотурова Витана Андреевна, преподаватель ГПОУ «ПГК»

Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол №
от «jL » cj? 2022 г.
Председатель ПЦК
Протасова Ф. Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..............................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ..............14

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» в объеме 78 часов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной
подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели дисциплины:

совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; 

формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); 

совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; 

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. 
Дисциплина «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
личностных:
 воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
 понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
 осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; 
 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 
 способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; 
метапредметных: 
 владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; 
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных
знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 
 применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 
 овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного
и межкультурного общения; 
4

 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
 сформированность понятий о нормах русского литературного языка применение
знаний о них в речевой практике;
 сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
 сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
 владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Шифр
комп.

Наименование
компетенций

Дескрипторы (показатели
сформированности)

Умения

Знания

ОК 01

Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности,
применительно к различным контекстам.

Распознавание
сложных
проблемные ситуации в
различных контекстах.
Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности
Определение этапов решения задачи.
Определение потребности
в информации
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных источников нужных
ресурсов, в том числе не-

Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
Анализировать задачу
и/или проблему и выделять её составные
части;
Правильно выявлять и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
Составить план дей-

Актуальный профессиональный и
социальный
контекст, в котором
приходится работать и жить;
Основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в про-

5

очевидных.
Разработка
детального плана действий
Оценка рисков на каждом
шагу
Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана.

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 6

Осуществлять
поиск, анализ
и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Планирование информационного поиска из широкого набора источников,
необходимого для выполнения профессиональных
задач
Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты.
Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами
поиска;
Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности
Планировать и Использование актуальной
реализовывать нормативно-правовой дособственное
кументацию по профессии
профессио(специальности)
нальное
и Применение современной
личностное
научной профессиональразвитие.
ной терминологии
Определение траектории
профессионального развития и самообразования
Работать
в
коллективе и
команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать

ствия,
Определить необходимые ресурсы;
Владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
Реализовать составленный план;
Оценивать результат
и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Определять
задачи
поиска информации
Определять необходимые источники информации
Планировать процесс
поиска
Структурировать получаемую информацию
Выделять
наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать практическую значимость результатов поиска
Оформлять результаты поиска
Определять актуальность
нормативноправовой документации в профессиональной деятельности
Выстраивать траектории профессионального и личностного
развития

фессиональной и
смежных областях;
Методы работы в
профессиональной
и смежных сферах.
Структура
плана
для решения задач
Порядок
оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности
Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности
Приемы структурирования информации
Формат оформления
результатов
поиска информации

Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач
Планирование профессиональной деятельность

Организовывать работу коллектива и команды
Взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.

Содержание актуальной нормативно-правовой документации
Современная научная и профессиональная терминология
Возможные траектории профессионального развития
и самообразования
Психология
коллектива
Психология личности
Основы проектной
деятельности

Понимать значимость своей профессии (специальности)
Демонстрация поведения
на основе общечеловеческих ценностей.

Описывать
значимость своей профессии
Презентовать структуру профессиональной деятельности по

Сущность гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности

6

ОК 8

ОК 9

осознанное
поведение на
основе общечеловеческих
ценностей.
Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления
здоровья
в
процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого
уровня физической подготовленности.

профессии (специаль- Правила поведения
ности)
в ходе выполнения
профессиональной
деятельности
Сохранение и укрепление
здоровья посредством использования средств физической культуры
Поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации
профессиональной
деятельности

Использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных
и профессиональных
целей;
Применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной
деятельности
Пользоваться
средствами профилактики
перенапряжения характерными для данной профессии (специальности)
Использовать
Применение средств ин- Применять
средства
информацион- форматизации и информа- информационных техные техноло- ционных технологий для нологий для решения
гии в профес- реализации
профессио- профессиональных засиональной
нальной деятельности
дач
деятельности.
Использовать современное программное
обеспечение

Роль
физической
культуры в общекультурном,
профессиональном
и социальном развитии человека;
Основы здорового
образа жизни;
Условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для профессии
(специальности)
Средства
профилактики
перенапряжения
Современные средства и устройства
информатизации
Порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
практические занятия
самостоятельная работа обучающегося
в том числе:
 выполнение упражнений, заданий
 творческие работы разных видов
 работа со словарями, справочной литературой
 сообщения
Всего:
Промежуточная аттестация - экзамен

Объем часов
78
9
14
23
19

4
78

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Уровень
освоения

Объем
часов

1
Введение

2

3

4
2
1

Раздел 1.
Язык и речь.
Функциональные
стили речи.

Раздел 2.
Лексика и фразеология.

Содержание учебного материала
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Основные уровни языка.
Контрольная работа №1
Диктант «Холодный, ненастный день…»
Содержание учебного материала
3 Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи.
4 Научный стиль. Его признаки и особенности.
5 Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности.
В том числе самостоятельная работа: составление официально-деловых документов
(заявление, докладная, автобиография)
6 Публицистический стиль речи. Его признаки и особенности.
7 Художественный стиль речи. Его признаки и особенности».
В том числе самостоятельная работа: анализ текстов художественного стиля.
8 Текст как произведение речи.
9 Функционально смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)».
В том числе самостоятельная работа: работа с текстами.
Практическое занятие №1
1 Редактирование текстов делового стиля.
Контрольная работа №2
Тестирование по разделу «Язык и речь. Функциональные стили речи»
Содержание учебного материала
1 Слово в лексической системе языка
2 Метафора, метонимия как выразительные средства языка
3 Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

3

1
1
11
1
1
2

1
1

Коды компетенций, формированию
которых способствует элемент программы
5
ОК 4, ОК 6
П2

ОК 3, ОК 4
П1, П4, П5, П10

1
1

2

2
2
1
1
12
1
1
2

ОК 2
П1, П4, П5, П10
8

Раздел 3.
Фонетика, орфоэпия, графика,
орфография.

Раздел 4.
Морфемика, словообразование,
орфография.

В том числе самостоятельная работа: составить сравнительную таблицу омонимов,
синонимов, антонимов, паронимов.
4 Исконно-русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы.
5 Жаргонизмы. Арготизмы. Диалектизмы
6 Профессионализмы. Терминологическая лексика.
7 Активный и пассивный словарный запас.
8 Фразеологизмы.
В том числе самостоятельная работа: выполнить лексико-фразеологический разбор
слов.
Практическое занятие №2
1 Составление текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
Контрольная работа №3
Тестирование по разделу «Лексика и фразеология»
Содержание учебного материала
1
Фонетические единицы. Звук и фонемы.
2 Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука.
3 Ударение логическое и словесное. Фонетический разбор слова.
В том числе самостоятельная работа: выполнить фонетический разбор слов.
4 Орфоэпические нормы: произносительные нормы ударения.
5 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных букв. Употребление буквы Ь.
В том числе самостоятельная работа: выполнение упражнений на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных букв.
6 Правописание О/ Ё после шипящих и Ц
7 Правописание приставок на З – / С
Правописание И –/ Ы после приставок».
В том числе самостоятельная работа: выполнение упражнений на правописание приставок.
Контрольная работа №4
Орфографический диктант
Содержание учебного материала
1 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем
2 Синонимия и антонимия морфем.
Морфемный разбор слова
3 Способы словообразования. Понятие об этимологии.

1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
10
1
1
2

2

2
1

ОК 1, ОК 2
П3

1
1

1
1
7
1
1
1
9

ОК 2
П3

2

Раздел 5.
Морфология и
орфография

Раздел 6.
Служебные части
речи.

Раздел 7.

В том числе самостоятельная работа: выполнить словообразовательный анализ слов.
4 Правописание приставок ПРИ- / - ПРЕПрактическое занятие №3
1 Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слов
Контрольная работа №5
Правописание приставок ПРИ- / -ПРЕСодержание учебного материала
1 Имя существительное.
2 Имя прилагательное.
3 Имя числительное.
В том числе самостоятельная работа: упражнения на правописание окончаний числительных.
4 Местоимение.
5 Глагол и его формы, правописание и употребление.
В том числе самостоятельная работа: упражнения на правописание окончаний глаголов.
6 Причастие. Деепричастие.
7 Наречие. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова)
Практическое занятие №4
1 Упражнения на правописание суффиксов причастий и деепричастий.
Практическое занятие №5
2 Морфологический разбор частей речи.
Контрольная работа №6 по разделу «Морфология и орфография»
Содержание учебного материала
1 Предлог как часть речи.
2 Союз как часть речи.
3 Частица как часть речи.
В том числе самостоятельная работа: упражнения на правописание отрицательных
частиц НЕ, НИ.
4 Междометия и звукоподражательные слова.
Практическое занятие №6
1 Упражнения на правописание предлогов, частиц, союзов.
Контрольная работа №7
Тестирование по разделу «Служебные части речи»
Содержание учебного материала

2

3

1
2
2
1
1
15
1
1
1

1
3

ОК 2
П3

ОК 6
П1, П2, П4, П8

2
1
4
2
2
1
7
1
1
1
3
1
2
2
1
1
14

ОК 1
П3

10

Синтаксис и
пунктуация.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании
2 Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
3 Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Односоставные и неполные предложения»
4 Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Предложения с
обособленными и уточняющими членами
5 Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении.
В том числе самостоятельная работа: составить схемы предложений с вводными словами и обращениями.
6 Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
В том числе самостоятельная работа: упражнения на расстановку знаков препинаний при прямой речи.
7 Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
В том числе самостоятельная работа: упражнения на расстановку знаков препинания
при диалоге.
8 Сложное предложение
Практическое занятие №7
1 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Контрольная работа №8
Изложение с элементами сочинения
1

1
1
2

2
1

ОК 2, ОК4
П1, П2, П3, П8,
П9, П10

1

2

2

Всего:

1

ОК 2, ОК4
П1, П2, П3, П8,
П9, П10

1
2
2
2
2
78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и
литературы.
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по числу студентов (30)
 рабочее место преподавателя (1)
 рабочая доска (1)
 комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей
речи, художественная литература) (1)
Технические средства обучения:

мультимедийный проектор

ноутбук

экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: учебники и учебные пособия
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык для студ. Учреждений сред.проф.
образования. Изд. Центр «Академия», 2019г. – 416с.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 класс. Москва. Просвещение.2014.
3. Сурина Т.Н. Русский язык и культура речи. Москва издательство ЮРАЙТ
2016.
4. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Москва И. КНОРУС 2016
Дополнительные источники:
1. Герасименко Н.А. «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2012 г.
2. Власенков А.И., Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили
речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М.. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.
4. «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. «Пособие для занятий по русскому
языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
6. Акишина А.А.. Формановская Н.И.. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд»,
2008 г.,
7. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
8. Шапиро А.Б. «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига,
2006 г.,
9. Успенский Л. «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
10. Бельчаков Ю.А. «Практическая стилистика современного русского языка» Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
11. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо,
2008 г.,
12. Ашукина Н.С.. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения»
- М.: 1998 г.,
13. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.
12

Для преподавателей:
1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова
С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. –
М., 2002.
9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.,
2000.
11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С.
Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.,
2004.
15. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.;
под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
16. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. – М., 2004.
17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. –
М.. 2005.
Словари:
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. – СПб., 2000.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб.
2003.
3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.
– М., 2005.
6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка.
– М., 2001.
11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М.,
2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексикограмматическими формами. – М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца
ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
13

14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка /
Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под
ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. – М., 2005.
18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского
языка: Происхождение слов. – М., 2000.
20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет – источники:
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
2. Российский образовательный портал www.edu.ru
3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
5. Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru
6. Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей
www.tiuu.ru
7. Сайт
ФГОУ
СПО
Петровский
колледж
(г.
Санкт-Петербург)
www.petrocollege.ru

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(личностные, метапредметные, предметные)

Критерии оценки

Предметные
П1. Сформированность понятий о нормах русско- Критерии: 4, 6, 7
го литературного языка применение знаний о них
в речевой практике.
П2. Сформированность умений создавать устные Критерии: 4, 10
и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой
сферах общения.
П3. Владение навыками самоанализа и самооцен- Критерии: 4, 6, 7,
ки на основе наблюдений за собственной речью.
1
П4. Владение умением анализировать текст с Критерии: 4, 8, 9
точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
П5. Владение умением представлять тексты в ви- Критерии: 4, 10, 6,
де тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, 1, 9
сочинений различных жанров.

П6. Сформированность представлений об изобра- Критерии: 4, 8, 6
зительно-выразительных возможностях русского
языка.
П7. Сформированность умений учитывать исто- Критерии: 4, 7, 6,
рический, историко-культурный контекст и кон- 1
текст творчества писателя в процессе анализа
текста.
П8. Способность выявлять в художественных Критерии: 9, 7
текстах образы, темы и проблемы и выражать
своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных
высказываниях.
П9. Владение навыками анализа текста с учётом Критерии: 9, 7
их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в един-

Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Оценка текущего контроля.
Оценка выполнения тестового задания.
Устный опрос
Оценка текущего контроля.
Оценка по результатам промежуточной аттестации

Оценка текущего контроля.
Устный опрос. Тестирование. Оценка по результатам
практических работ.
Оценка текущего контроля.
Оценка выполнения контрольной работы. Оценка по
результатам анализа художественных текстов.
Оценка текущего контроля.
Оценка по результатам промежуточной аттестации. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. Оценка по результатам
анализа художественных
текстов
Оценка текущего контроля.
Оценка выполнения контрольной работы. Тестирование.
Оценка текущего контроля.
Опрос. Тестирование. Оценка по результатам практических работ.
Оценка по результатам анализа художественных текстов. Устный опрос.
Оценка по результатам анализа художественных текстов. Устный опрос.

15

стве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания.
П10. Сформированность представлений о системе Критерии: 9, 7, 6
стилей языка художественной литературы.
ОК 01. Выбирать способы решения задач про- Критерии: 9, 7, 6,
фессиональной деятельности, применительно к 11
различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпре- Критерии: 4, 10, 6,
тацию информации, необходимой для выполне- 1, 9, 11, 5
ния задач профессиональной деятельности

ОК03. Планировать и реализовывать собственное Критерии: 5, 11
профессиональное и личностное развитие.
ОК04. Работать в коллективе и команде, эффек- Критерии: 1, 9
тивно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК05. Проявлять гражданско-патриотическую Критерии: 9, 4, 7
позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе общечеловеческих ценностей.

ОК06. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
ОК07. Использовать информационные техноло- Критерии: 11, 2
гии в профессиональной деятельности.

Оценка по результатам анализа художественных текстов. Устный опрос. Тестирование.
Оценка по результатам анализа художественных текстов. Устный опрос. Тестирование.
Оценка создания презентации.
Оценка текущего контроля.
Оценка по результатам промежуточной аттестации. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. Оценка по результатам
анализа художественных
текстов. Оценка создания
презентации. Оценка по результатам составления опорного конспекта.
Оценка по результатам составления опорного конспекта. Оценка создания презентации.
Оценка по результатам практических работ. Оценка по
результатам анализа художественных текстов.
Оценка по результатам анализа художественных текстов. Оценка текущего контроля.
Устный опрос.

Оценка создания презентации.
Оценка по результатам написания реферата.

16

1. Оценка по результатам выполнения практической работы:
Отметка
5

4

3

2

Критерии оценки
1. Задание выполнено правильно.
2. Выполнение грамматического задания соответствует данной теме.
3. Алгоритм решения не нарушен.
1. Задание выполнено правильно, но имеются отклонения.
2. В грамматическом задании имеются незначительные ошибки.
3. Неправильно записан ответ.
1.Некоторые упражнения выполнены неверно.
2. Неправильно записан ответ.
3. Грамматическое задание не соответствует данной теме.
1. Обучающийся работу не выполнил.
2.Грамматическое задание не соответствует данной теме.

2. Оценка по результатам написания реферата:
Оценка/баллы
5

4
3

2

Критерии оценки реферата
Содержание найденной информации полностью соответствует заданной
теме, тема задания раскрыта полностью. Глубина проработки материала,
грамотность и полнота использования источников,
соответствие оформления реферата требованиям.
Содержание найденной информации соответствует заданной теме, но в тексте имеются незначительные недостатки или тема раскрыта не полностью.
Представленный материал имеет небольшие отклонения от требований, в
изложении материала нарушена логика.
Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в
недостаточно полном объеме.
Обучающийся работу не выполнил.
Содержание с найденной информации не соответствует заданной теме.
Информационный материал имеет значительные отклонения по структуре.
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

3. Оценка по результатам составления конспекта:
Оценка/баллы
5

4
3
2

Критерии оценки конспекта
Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме.
Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных
положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность
изложения мыслей студента.
Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов.
Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты.
1. Работа обучающимся не сдана.
2. Отсутствует конспект по заданной теме.
3. Материал конспекта не соответствует заданной теме.

17

4. Оценка по результатам текущего контроля (выполнение упражнений):
Оценка/баллы
5

4

3

2

Критерии оценки
1. Упражнение выполнено правильно.
2. Грамматические задания соответствуют данной теме.
3. Правильно оформлен ответ.
1. Упражнение выполнено правильно, но имеются отклонения.
2. В грамматическом задании имеются незначительные ошибки.
3. Неправильно записан ответ.
1. Отдельные задания в упражнении выполнены неверно.
2. Неправильно записан ответ.
3. Грамматическое задание не соответствует алгоритму.
1. Обучающийся работу не выполнил.
2. Грамматическое задание не соответствует данной теме.

5. Оценка по результатам составления опорного конспекта:
Оценка/баллы
5

4
3
2

Критерии оценки опорного конспекта
Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Правильная
структурированность информации; наличие логической связи изложенной
информации; соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения.
Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов.
Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются недочеты.
Работа обучающимся не сдана.
Отсутствует конспект по заданной теме.
Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта.

6. Оценка результатов выполнения тестовых заданий:
Оценка/баллы
1б
2б
3б

Критерии оценивания тестовых заданий
Задания с выбором 1 ответа из 3,4
Задания с выбором 2 и более ответов из 4
Задания на определение понятия

Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка:
90 ÷ 100
Отлично
80 ÷ 89
Хорошо
70 ÷ 79
Удовлетворительно
менее 70
не удовлетворительно

7. Оценка результатов устного опроса:
Оценка/баллы
5
4
3

Критерии оценивания устного опроса
Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы
Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в
формулировании вывода
Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначитель18

ные ошибки в формулировании вывода
Отсутствует ответ на вопрос

2

8. Оценка по результатам выполнения контрольной работы (диктанта):
Отметка
5
4

3

2

Критерии оценки
Безошибочная работа, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1
орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена
также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если
среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

9. Оценка по результатам анализа художественных текстов
Отметка
5

4

3

2

Критерии оценки
ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3
неточности в ответе.
оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но
недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и
языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой
чтения, бедность выразительных средств языка.

19

10. Оценка по результатам выполнения промежуточной аттестации:
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Не удовлетворительно

11. Оценка результатов создания презентации:
Оценка/баллы
5
4
3
2

Критерии оценивания
Содержание и оформление соответствует всем требованиям
Содержание раскрыто не полностью
Допущены существенные ошибки в содержании, не достаточность наглядности
Содержание презентации не соответствует теме

20

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Введение

Язык и речь. Функциональные стили речи

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
- Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о
языке как развивающемся явлении, о связи языка
и культуры;
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,
культуры и истории народа — носителя языка; анализировать
пословицы и поговорки о русском языке;
- составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)
в устной или письменной форме;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и культуру страны; определять тему,
основную мысль текстов о роли русского
языка в жизни общества;
- вычитывать разные виды информации; проводить языковой
разбор текстов; извлекать информацию из разных источников
(таблиц, схем);
- преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли
русского языка в жизни человека.
- Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип
речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
- вычитывать разные виды информации;
- характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
- выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения
по проблеме текста;
- характеризовать изобразительно-выразительные средства языка,
указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
- составлять связное высказывание (сочинение) в устной и
письменной форме на основе проанализированных текстов;
определять эмоциональный настрой текста;
- анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
- подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных
произведений;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную
тему;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым
этикетом отдельных народов России и мира;
- различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности
на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей,
разговорной речи;
21

Фонетика, орфоэпия,
графика, орфография

Лексикология
и фразеология

Морфемика,
Словообразование,
орфография

Морфология
и орфография

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей,
жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж,
эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
- подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;
- осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)
- Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах
деятельности;
- строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т.д.;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики
(звукопись).
- Аргументировать различие лексического и грамматического значения
слова;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии
в публицистической и художественной речи и оценивать их;
- объяснять особенности употребления лексических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) из справочников, в том числе мультимедийных;
- использовать эту информацию в различных видах деятельности;
- познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение).
- Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста;
- проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную
связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников,
в том числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
- Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный
анализ;
- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
22

Синтаксис
и пунктуация

схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
- составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в
устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании.
- Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из
текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
- проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный,
словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
- комментировать ответы товарищей;
- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц,
схем учебника;
- строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
- определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
- анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
- составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные
синтаксические нормы;
- проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
- определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании;
- находить в тексте стилистические фигуры;
- составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую
тему в устной и письменной форме по теме занятия;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
- производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
- составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в
устной или письменной форме;
- пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками;
- определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
- составлять схемы предложений, конструировать предложения по
схемам.

23

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования,
реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».