РП ПМ.04.01

Министерство образования и науки
Забайкальского края
ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:28:38
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
'
Димова О. А.
«£У >>

в& ч

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04.01 Выполнение работ по профессии рабочих
19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

2022 г.

Р2

0 2 2 г .

Рабочая программа модуля ПМ 04.01 Выполнение работ по профессии рабочих
19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства разработан на основе
ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования, Профессионального стандарта 13.006 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства, утвержденного приказом Министерства труда и со­
циальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2014 года N 362н.
Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»
Авторы:
Бардахаев Николай Константинович, мастер производственного обучения
Рассмотрена
на заседании ПЦК технического профиля
Протокол № __от « -/ »
i'jb S 2022 г.
Председатель ПЦК
Лопатина В. А.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы профессионального модуля
2. Результат освоения профессионального модуля
3. Структура и содержание профессионального модуля
4. Условия реализации профессионального модуля
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида
деятельности)

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04.01 Выполнение работ по профессии рабочих 19205 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
1.1.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной
вид деятельности Освоение профессии рабочих 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и соответствующие ему профессиональные компетенции, и
общие компетенции:
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Освоение профессии рабочих 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
ПК 4.1.1 Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения
машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы
ПК 4.1.2 Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда
ПК 4.1.3 Управлять тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D», «Е»,
«F» в соответствии с правилами дорожного движения
ПК 4.1.4 Осуществлять контроль и оценку качества выполняемой сельскохозяйственной
техникой работы в соответствии с технологической картой
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности ……..
ОК 06
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Дескрипторы сформированности компетенций по разделам профессионального модуля.
Спецификация ПК/ разделов профессионального модуля
Название раздела
Действия
Умения
(дескрипторы)
Раздел 1. Технология управления тракторами категорий B, C, E, F
ПК 4.1.3. Управлять Управление сельско- Управлять трактотракторами и само- хозяйственными ма- рами и самоходныходными
машинами шинами и агрегатами
ми машинами катекатегории «В», «С»,
гории «В», «С»,
«D», «Е», «F» в соот«D», «Е», «F» в советствии с правилами
ответствии с правидорожного движения.
лами дорожного
движения
ОК 7 Содействовать
Соблюдение правил
Соблюдать нормы
сохранению окружаюэкологической безэкологической безщей среды, ресурсоопасности при управ- опасности
сбережению, эффеклении сельскохозяйОпределять направтивно действовать в
ственными машинами ления ресурсосбечрезвычайных ситуаи агрегатами;
режения в рамках
циях.
Обеспечение ресурсо- профессиональной
сбережение на рабодеятельности по
чем месте
профессии (специальности)
Формируемые
компетенции

Знания
Технические и технологические регулировки машин.

Правила техники безопасности, охраны
труда и окружающей
среды
Правила экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения ресурсосбережения.
Раздел 2. Выполнение механизированных работ в соответствии с агротехническими требованиями
ПК 4.1.1. Осуществ- Выполнение сельско- Выполнение мехаОсновные сведения о
лять подбор режимов хозяйственных работ низированных работ производственных
работы,
выбор
и на агрегате
в сельскохозяйпроцессах и энергетиобоснование способа
ственном производ- ческих средствах в
движения машинностве с поддержанисельском хозяйстве.
тракторного агрегата
ем технического со- Основные свойства и
в
соответствии
с
стояния средств ме- показатели работы
условиями работы.
ханизации
МТА.
ПК 4.1.2. Выполнять
работы на машиннотракторном агрегате в
соответствии с требованиями правил техники безопасности и
охраны труда.
ПК 4.1.4. Осуществлять
контроль
и
оценку качества выполняемой сельскохозяйственной
техникой работы в соответствии с технологической картой.
ОК 01 Выбирать споРаспознавание сложРаспознавать задачу Актуальный профес-

собы решения задач
профессиональной деятельности, применительно к различным
контекстам.

ОК 2 Осуществлять
поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 6 Проявлять гражданскопатриотическую пози-

ных проблемные ситуации в различных
контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций
при решении задач
профессиональной деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Определение потребности в информации
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных источников
нужных ресурсов, в
том числе неочевидных. Разработка детального плана действий
Оценка рисков на
каждом шагу
Оценка плюсов и минусов полученного
результата, своего
плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана.
Планирование информационного поиска из
широкого набора источников, необходимого для выполнения
профессиональных
задач
Проведение анализа
полученной информации, выделяет в ней
главные аспекты.
Структурирование
отобранной информации в соответствии с
параметрами поиска;
Интерпретация полученной информации в
контексте профессиональной деятельности
Понимание значимости своей специальности

и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
Анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части;
Правильно выявлять
и эффективно искать информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы;
Составить план действия,
Определить необходимые ресурсы;
Владеть актуальными методами работы
в профессиональной
и смежных сферах;
Реализовать составленный план;
Оценивать результат
и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью наставника).

сиональный и социальный контекст, в
котором приходится
работать и жить;
Основные источники
информации и ресурсы для решения задач
и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
Методы работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Структура плана для
решения задач
Порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности

Определять задачи
поиска информации
Определять необходимые источники
информации
Планировать процесс поиска
Структурировать
получаемую информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать практическую значимость
результатов поиска
Оформлять результаты поиска

Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности
Приемы структурирования информации
Формат оформления
результатов поиска
информации

Описывать значимость своей профессии

Сущность гражданско-патриотической
позиции

цию, демонстрировать
осознанное поведение
на основе общечеловеческих ценностей.

Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей.

Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии
(специальности)

ОК 7 Содействовать
сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.

Соблюдение правил
экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте

Соблюдать нормы
экологической безопасности
Определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности по
профессии (специальности)

Общечеловеческие
ценности
Правила поведения в
ходе выполнения
профессиональной
деятельности
Правила экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения ресурсосбережения.

1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов – 546 часов
Из них на освоение МДК - 186 часов
на практики: учебную - 180 часов и производственную – 180 часов.

2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательные аудиторные
самостоятельная
Всего часов
учебные занятия
учебная работа
Коды профессио- Наименования раз(макс.
в т.ч. лабональных общих
делов профессиоучебная
в т.ч.,
в т.ч.,
раторные
*
компетенций
нального модуля
нагрузка и
курсовая
курсовой
работы и
всего,
практики) всего,
проект
проект
часов
практичечасов
(работа),
(работа)*,
ские занячасов
часов
тия, часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Технология управПК 4.1.3
ления тракторами
88
20
88
ОК 01, 02, 06, 07
категорий B, C, E,
F
Выполнение мехаПК 4.1.1, 4.1.2, низированных ра4.1.4
бот в соответствии
98
90
35
278
ОК 01, 02, 06, 07
с агротехническими требованиями
Индивидуальное
вождение
(вне
60
60
сетки часов)
Производственная
практика (по про180
филю специальности), часов
Всего:
546
186
90
55

Практика

учебная,
часов

производственная
часов (если
предусмотрена
рассредоточенная практика)

9

10

180

180

180

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем профессиоСодержание учебного материала,
нального модуля (ПМ), лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебмеждисциплинарных
ная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
курсов (МДК)
1
2
Раздел 1. Технология управления тракторами категорий B, C, E, F
МДК 04.01.01 Технология выполнения работ тракторами категорий B, C, E, F
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основы законодатель1 Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая
ства в сфере дорожного
структура Правил
движения
2 Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при
себе и передавать для проверки сотрудникам полиции.
3 Порядок ввода ограничений в дорожном движении.
4 Дорожные знаки.
5 Дорожная разметка и ее характеристики
6 Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.
7 Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.
8 Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.
9 Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
10 Регулирование дорожного движения
11 Проезд перекрестков
12 Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
13 Особые условия движения
14 Перевозка людей и грузов
15 Техническое состояние и оборудование транспортных средств
16 Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные
надписи и обозначения.
17 Анализ типичных дорожно-транспортных ситуаций.
18 Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.

Объем часов

3
88

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Выработка навыков подача предупредительных сигналов рукой.
Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия
водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры.
21 Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение.
22 Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке
23 Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.
24 Анализ типичных дорожно-транспортных ситуаций при проезде железнодорожных переездов, и мест остановки маршрутных транспортных средств.
25 Анализ типичных дорожно-транспортных ситуаций при эксплуатации тракторов категории B, C, E, F
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности участников дорожного
движения; Правовые основы охраны окружающей среды; Нормативно правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения. Административное право. Уголовное право; Закон об ОСАГО и КАСКО; Правила дорожного движения
Содержание учебного материала
1 Общие меры безопасности при подготовке и управлении трактором.
2
Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами
3
Приемы действия органами управления. Техника руления, Пуск двигателя.
4
Начало движения и разгон с последовательным переключением передач.
5
Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких
участках дорог.
6
Приемы управления транспортными средствами
7
Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке и с изменением направления
8
Разгон, торможение и движение с изменением направления
9
Остановка в заданном месте, развороты
10 Проезд перекрёстков
11 Движение по сложному маршруту
12 Движение с прицепом.
13 Движение в тёмное время суток.
19
20

Индивидуальное
вождение
(вне сетки часов)

2
2
2
2
2
2
18
2
20
20
60
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

14
15
16
17
18
19
20
Раздел 2.
Выполнение механизированных работ в
соответствии с агротехническими требованиями
Тема 2.1
Выполнение основной
обработки почвы с заданными агротехническими требованиями

Маневрирование в ограниченных проездах
Сложное маневрирование
Пешеходные переходы и остановка МТС. Запрещения, действующие на железнодорожном переезде.
Железнодорожные переезды и их разновидности. Правила остановки транспортных
средств перед переездом.
Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов и остановок
МТС и ж/д переездов
Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге
(темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета.
Отработка навыков вождения на тракторах категории «В», «С», «D», «Е», «F»

2
2
2
2
2
2
12

278

Содержание учебного материала
1 Основы технологии механизированных работ в растениеводстве. Типы машиннотракторных агрегатов и условия их применения. Виды и способы движения машиннотракторных агрегатов. Приемы основной и предпосевной обработки почвы. Агротехнические требования к вспашке, лущению, дискованию и безотвальной обработке почвы
2 Принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка сельскохозяйственных машин для выполнения вспашки, лущения, дискования и безотвальной обработки почвы.
Организация разметочных работ и разбивка поля на загоны. Контроль и оценка качества
основной обработки почвы. Правила и нормы охраны труда
Самостоятельная работа
Подготовка реферата на тему «Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов
для выполнения вспашки, лущения, дискования и безотвальной обработки почвы»
Практическое занятие
1 Комплектование агрегата ДТ-75 и плуга ПН-4-35. Регулировки
Комплектование агрегата Т-150 и 2 культиватора КПС-4.
Комплектование агрегата зубовых борон в 1 и два следа.
Регулировка лущильника ЛДГ-10.
3

6
2

2
2
20
20
6
6

Тема 2.2
Внесение удобрений с
заданными агротехническими требованиями

Тема 2.3
Выполнение предпосевной подготовки почвы с
заданными агротехническими требованиями

Тема 2.4
Посев и посадка
сельскохозяйственных
культур с заданными

Содержание учебного материала
1 Виды минеральных и органических удобрений
2 Технологические схемы внесения удобрений
3 Агротехнические требования на внесение минеральных и органических удобрений
4 Принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для
внесения минеральных удобрений
5 Принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для
внесения органических удобрений
6 Технология внесения минеральных удобрений
7 Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов для внесения удобрений
8 Контроль и оценка качества внесения удобрений
9 Правила и нормы охраны труда
Практическое занятие
1 Регулировки машин для внесения минеральных удобрений. Регулировки машин для внесения органических удобрений. Регулировки протравителя ПС-10.
Содержание учебного материала
1 Агротехнические требования к предпосевной подготовке почвы. Принцип действия,
устройство, техническая и технологическая регулировка сельскохозяйственных машин для
выполнения предпосевной подготовки почвы. Технология выполнения работ по предпосевной подготовке почвы в соответствии с агротехническими требованиями и интенсивные технологии производства
2 Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов для выполнения культивации,
боронования, прикатывания, выравнивания и комбинированных агрегатов. Правила и
нормы охраны труда
Самостоятельная работа
1 Контроль и оценка качества предпосевной подготовки почвы.
Содержание учебного материала
1 Агротехнические требования к посеву и посадке сельскохозяйственных культур. Технология посева зерновых, зернобобовых культур и трав. Технология посева пропашных культур Технология посева овощных культур. Технология посадки рассады

4
2

2

6
6
4

2

2
18
18
4
2

агротехническими
требованиями

Тема 2.5
Выполнение механизированных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами

Принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка сельскохозяйственных машин для выполнения посева и посадки сельскохозяйственных культур. Принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировки рассадопосадочных машин. Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов для выполнения посева и посадки сельскохозяйственных культур. Технологии посева с использованием оборудования для точного земледелия. Контроль и оценка качества посева и посадки сельскохозяйственных культур. Правила и нормы охраны труда
Практическое занятие
1. Комплектование агрегатов для посева трех сеялок СЗП-3,6. Регулировка на глубину заделки и норму высева
Комплектование агрегата МТЗ-80 + СУПН-8.
Регулировка нормы высева семян (штук на 1 метр). СУПН-8
Комплектование агрегатов для посадки картофеля. Регулировка картофелесажалки СН-4Б
Содержание учебного материала
1 Способы ухода за посевами и посадками сельскохозяйственных культур. Агротехнические
требования к междурядной обработке почвы. Принцип действия, устройство, техническая
и технологическая регулировка сельскохозяйственных машин для выполнения междурядной обработки почвы. Технология выполнения междурядной обработки почвы в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства
2 Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов для выполнения междурядной
обработки почвы. Методы и способы защиты растений. Агротехнические требования на
опрыскивание сельскохозяйственных культур. Технология выполнения опрыскивания в
соответствии с требованиями агротехники. Принцип действия, устройство, техническая и
технологическая регулировка машин для защиты растений. Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов для выполнения опрыскивания. Система параллельного вождения и автопилотирования. Контроль и оценка качества. Правила и нормы охраны труда
при опрыскивании сельскохозяйственных культур.
Практическое занятие
1 Комплектование агрегатов для боронования всходов
Комплектование агрегата для междурядной обработки: МТЗ-80+КРН-6,6.
2

2

6

6

4

2

2

6
6

Тема 2.6
Содержание учебного материала
Выполнение уборочных 1 Агротехнические требования к уборке сельскохозяйственных культур. Принцип действия,
работ с заданными агроустройство, техническая и технологическая регулировка машин для заготовки трав. Принтехническими требовацип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка зерноуборочных и
ниями
кормоуборочных комбайнов. Принцип действия, устройство приспособлений к зерноуборочным комбайнам. Принцип действия, устройство машин для уборки соломы. Принцип
действия, устройство, техническая и технологическая регулировка сельскохозяйственных
машин для уборки овощных культур
2 Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов для уборки сельскохозяйственных культур. Правила монтажа и демонтажа навесного оборудования комбайнов. Способы
уборки зерновых, зернобобовых и масличных культур. Способы уборки овощных культур
3 Технология и организация работ по уборке зерновых и зернобобовых культур в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства. Технология
уборки кормовых культур в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных
технологий производства. Технология и организация работ по уборке масличных культур
в соответствии с требованиями агротехники. Технология уборки овощных культур в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства. Технология уборки сахарной свеклы в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных
технологий производства. Контроль и оценка качества уборочных работ. Правила и нормы
охраны труда при уборке сельскохозяйственных культур.
Практическое занятие
1 Комплектование агрегатов для скашивания сена
Комплектование агрегатов для сгребания сена
Комплектование агрегатов для подбора сена: МТЗ-80 + ПК-1,6
Комплектование агрегата для скашивания зерновых в валки.
Регулировка режущего аппарата
Регулировка жатки для скашивания низкорослых и засоренных хлебов
Регулировка жатки для скашивания полеглых хлебов
Тема 2.7
Содержание учебного материала
Погрузочно1 Классификация сельскохозяйственных грузов. Правила погрузки, укладки, строповки груразгрузочные, трансзов на тракторных прицепах и их разгрузки. Типы и принцип работы сцепных устройств
портные и стационарПравила дорожного движения и перевозки грузов. Правила эксплуатации транспортных
ные работы на трактоагрегатов
рах
2 Правила охраны труда при проверке технического состояния транспортных агрегатов,
проведении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке грузов. Правила агрегатирования трактора с навесными устройствами. Принцип действия, устройство машин для

6

2

2

2

12

12

4
2

2

Тема 2.8
Выполнение мелиоративных работ

Тема 2.9
Выполнение механизированных работ по разгрузке и раздаче кормов
животным
Тема 2.10
Выполнение механизированных работ по
уборке навоза и отходов
животноводства
Тема 2.11
Техническое обслуживание при использовании и при хранении
трактора, комбайна и
сельскохозяйственной
машины

послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции. Правила и нормы охраны
труда
Содержание учебного материала
1 Принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для
корчевания пней, уборки камней и удаления кустарников. Технология выполнения культур
технических работ в соответствии с требованиями агротехники. Принцип действия,
устройство и технологические регулировки машин для устройства и содержания каналов
Технология выполнения работ по устройству и содержанию каналов в соответствии с требованиями агротехники. Принцип действия, устройство, техническая и технологическая
регулировка машин для планировки поверхности поля. Технология выполнения планировочных работ. Правила и нормы охраны труда
Содержание учебного материала
1 Принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для
разгрузки и раздачи кормов. Технология выполнения работ по разгрузке и раздаче кормов
в животноводческих помещениях. Технология выполнения работ по разгрузке и раздаче
кормов на выгульных площадках. Правила и нормы охраны труда
Содержание учебного материала
1 Принцип действия, устройство, техническая и технологическая регулировка машин для
разгрузки и раздачи кормов. Технология выполнения работ по разгрузке и раздаче кормов
в животноводческих помещениях. Технология выполнения работ по загрузке и раздаче
кормов на выгульных площадках. Правила и нормы охраны труда
Содержание учебного материала
1 Порядок подготовки трактора, комбайна к работе. Перечень операций ежесменного технического обслуживания трактора, комбайна, сельскохозяйственной машины. Перечень операций сезонного технического обслуживания трактора
2 Виды и способы хранения техники. Порядок подготовки техники к хранению и снятия с
хранения. Основные материалы, применяемые при постановке техники на хранение
3 Виды и периодичность технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных
машин. Перечень операций, выполняемых при проведении периодического технического
обслуживания. Технология технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин. Перечень и технические характеристики оборудования для выполнения операций технического обслуживания. Причины несложных неисправностей тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин. Правила и нормы охраны труда

2

2

2
2
2
2
8
2
2

2

Тема 2.12
Заправка тракторов и
самоходных сельскохозяйственных машин горюче-смазочными материалами

Содержание учебного материала
1 Требования к топливно-смазочным материалам и специальным жидкостям. Свойства, правила хранения и использования горюче-смазочных материалов и технических жидкостей
Правила эксплуатации и технического обслуживания оборудования нефтескладов. Технические средства для транспортирования, приема, хранения и выдачи нефтепродуктов. Способы уменьшения потерь горюче-смазочных материалов. Правила и нормы охраны труда
Контрольная работа

Учебная практика
Виды работ
Техническое обслуживание (ТО -1, ТО-2, ТО-3) самоходной техники МТЗ 82.2, ДТ-75, Т-150К, Комбайна
Проверка натяжения ремня вентилятора, при необходимости его замена
Проверка давления в шинах, при необходимости подкачка
Проверка свободного хода педали сцепления, регулировка педали сцепления
Проверка полного хода педали рабочих тормозов, их регулировка
Проверка люфта рулевого колеса
Проведение протяжки головки блока цилиндров
Проведение регулировки клапанов
Проверка состояния рулевых тяг, устранение люфта
Проведение замены масла в двигателе
Проведение замены топливных фильтров
Проведение замены фильтра гидросистемы
Проведение ревизии воздушного фильтра
Консервация и хранение
Слив охлаждающей жидкости
Слив масла из картера дизеля
Заливка в картер дизеля консервационного масла
Слив масла из гидросистемы
Слив топлива из баков
Снятие аккумуляторных батарей
Выполнение механизированных работ в соответствии с агротехническими требованиями
Производственная практика
Виды работ
Выполнение механизированных работ в сельскохозяйственном производстве с поддержанием технического состояния
средств механизации
Выполнение основной обработки почвы с заданными агротехническими требованиями
Внесение удобрений с заданными агротехническими требованиями

2

2

2
180

180

Выполнение предпосевной подготовки почвы с заданными агротехническими требованиями
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с заданными агротехническими требованиями
Выполнение механизированных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами
Выполнение уборочных работ с заданными агротехническими требованиями
Погрузочно-разгрузочные, транспортные и стационарные работы на тракторах
Выполнение мелиоративных работ
Выполнение механизированных работ по разгрузке и раздаче кормов животным
Выполнение механизированных работ по уборке навоза и отходов животноводства
Техническое обслуживание при использовании и при хранении трактора, комбайна и сельскохозяйственной машины
Заправка тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин горюче-смазочными материалами
Всего

546

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета «Управления
транспортным средством и безопасности движения»;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
«Управления транспортным средством и безопасности движения»
Рабочее место преподавателя; рабочие места обучающихся; мультимедийный комплекс (проектор, проекционный экран, ноутбук), тренажер для выработке навыков и совершенствования техники управления транспортным Оборудование мастерской и рабочих
мест мастерской (по каждой из мастерских):
Лабораторий:
Лаборатория «Эксплуатации машинно-тракторного парка»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
-комплекты оборудования по контролю состояния тракторов, автомобилей и сельскохозяйственной техники;
- стенды, макеты и образцы тракторов, автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Учебное хозяйство и учебный гараж с тракторами марок МТЗ-82, 1221, ДТ75М, Т-4А, Т-150К.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы. Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные
пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе.
Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов:
Основные источники:
1. Правила дорожного движения РФ с изменениями и дополнениями от 10.06.2015г.
2. Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.М.: Форум-Инфра.2013г.
3. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей – МАДИ, 2012г.
4. Серебряков К.Б., Тур Е.Я., Жолобов А.А. Устройство автомобилей-М.: Машиностроение, 2013г.
Дополнительные источники:
5. Комментарий к правилам дорожного движения РФ с изменениями и дополнениями
от 10.06.2015г.
6. Корпусов-Долинин А.И. Главный справочник автомобилиста. – М.:изд: Оникс. –
2012.
7. Майборода О.В. Учебник водителя. Основы управления автомобилем и безопасность движения «СD». М.; «За рулем», 2014 г.
8. Николенко В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М.. Учебник водителя. Первая
доврачебная медицинская помощь. М.; «За рулем», 2013 г.
9. Шухман Ю.И.. Учебник водителя. Основы управления автомобилем и безопасность
движения «В». М.; «За рулем», 2014 г.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», с изменениями и дополнениями от 23.07.2015г.
11. ГК РФ
12. Журнал «За рулем». Периодическое издание.
13. Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. М. Мир автокниг. 2014г.
14. КоАП РФ

15. Официальный сайт ГИБДД МВД РФ www.gibdd.ru
16. Сборник нормативных документов по организации обучения водителей автотранспортных средств. М.; 2014г.
4.3. Организация образовательного процесса
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий -1 академический час (45 минут), а при обучении вождению – 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации. Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на тренажере и учебном транспортном средстве). Мастер может обучать на тренажере одновременно до четырех обучаемых (по числу учебных мест), а на учебном
транспортном средстве – одного. Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях
реального дорожного движения.
К обучению практическому вождению на учебных маршрутах допускаются лица,
имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие
медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного
движения.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего
профессионального или высшего профессионального образования, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
Мастера практического обучения вождению должны иметь образование не ниже
среднего (полного) общего, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению
транспортных средством данной категории.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны
проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Мастера производственного обучения вождению должны проходить ежегодную
переаттестацию по безопасности дорожного движения.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (по разделам)
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Освоение профессии рабочих 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
ПК 4.1.1 Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы
ПК 4.1.2 Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда
ПК 4.1.3 Управлять тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D»,
«Е», «F» в соответствии с правилами дорожного движения
ПК 4.1.4 Осуществлять контроль и оценку качества выполняемой сельскохозяйственной техникой работы в соответствии с технологической картой
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности ……..
ОК 06
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Результаты
ПК 4.1.1. Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения машиннотракторного агрегата в соответствии
с условиями работы.

ПК 4.1.2. Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил
техники безопасности и охраны труда.
ПК 4.1.3. Управлять тракторами и самоходными
машинами категории
«В», «С», «D», «Е», «F» в соответствии с правилами дорожного движения.
ПК 4.1.4. Осуществлять контроль и
оценку качества выполняемой сельскохозяйственной техникой работы в
соответствии с технологической кар-

Основные показатели
оценки результата
Правильный подбор режимов работы МТА в
соответствии с условиями работы
Обоснованный
способ
движения МТА в соответствии с условиями
работы
Работы на машиннотракторном агрегате выполнены в соответствии
с требованиями правил
техники безопасности и
охраны труда
Грамотное управление
тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D», «Е»,
«F» в соответствии с
правилами
дорожного
движения
Качественное выполнение работы сельскохозяйственной техникой в
соответствии с техноло-

Формы и методы
контроля и оценки

Экспертное наблюдение выполнения практических работ, работ
во время учебной и
производственной
практиках
Оценка устных и
письменных ответов

той.

гической картой
Осуществление контроля
и самоконтроля за качеством выполненной работы
ОК 01. Выбирать способы решения
Использование актуальзадач профессиональной деятельности, ной информации при
применительно к различным контекрешении
профессиостам.
нальных задач
Разработка и использование алгоритмов выполнения работ с использованием информационных технологий
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и
Решение задач професинтерпретацию информации, необхосиональной деятельнодимой для выполнения задач профессти с применением сосиональной деятельности.
временной профессиональной информации
Владение актуальными
методами работы в профессиональной и смежной сферах
ОК 6. Проявлять гражданскоВыбор правильной гражпатриотическую позицию, демонстри- данской позиции в ходе
ровать осознанное поведение на осно- выполнения профессиове общечеловеческих ценностей.
нальной деятельности
ОК 7 Содействовать сохранению
Использование ресурсоокружающей среды, ресурсосбережесберегающих технологий
нию, эффективно действовать в чрезв работе
вычайных ситуациях.

Экспертное наблюдение за работой во
время выполнение
практических работ
Оценка процесса выполнения всех видов
сельскохозяйственных
работ во время учебной и производственной практик
Экспертное наблюдение

Возможности использования данной программы для других ПООП.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сельского хозяйства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».