РП ПМ.03

Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженов
а
Валенти
на
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:27:56
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
Димова О. А.
^ а / 2 022 года

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
для специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

п. Приаргунск, 2022 г.

Настоящая примерная основная образовательная программа по специальности средне­
го профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования (далее - ПООП СПО, примерная программа) разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об­
разования (ФГОС СПО) по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяй­
ственной техники и оборудования.

Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж».
Разработчики:
Бардахаев Н.К мастер производственного обучения.

Рассмотрена предметной
цикловой комиссией технического профиля
Протокол № - / от « -f »
Председатель ПЦК______ ______________/Лопатина В. А.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

24

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью ППССЗ в
соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования среднего профессионального образования в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
В результате изучения программы профессионального модуля студент должен освоить
вид деятельности Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники и соответствующие ему профессиональные компетенции:
Шиф
р
комп.

Наименование
компетенций

ОК
01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач про-

Дескрипторы (показатели сформированности)

Умения

Знания

Распознавание
Распознавать задачу
Актуальный просложных прои/или проблему в профессиональный и
блемных ситуаций фессиональном и/или со- социальный конв различных конциальном контексте;
текст, в котором
текстах.
Анализировать задачу
приходится рабоПроведение анаи/или проблему и выдетать и жить;
лиза сложных си- лять её составные части;
Основные источтуаций при решеПравильно выявлять и
ники информации
нии задач професэффективно искать ини ресурсы для ресиональной дея- формацию, необходимую
шения задач и
тельности
для решения задачи
проблем в професОпределение этаи/или проблемы;
сиональном и/или
пов решения зада- Составить план действия, социальном кончи.
Определить необходитексте.
Осуществление
мые ресурсы;
Алгоритмы выэффективного поРеализовать составленполнения работ в
иска.
ный план;
профессиональной
Выделение всех
Оценивать результат и
и смежных облавозможных испоследствия своих дейстях;
точников нужных
ствий (самостоятельно
Структура плана
ресурсов. Разраили с помощью наставдля решения задач
ботка детального
ника).
Порядок оценки
плана действий
результатов решеОценивает плюсы
ния задач професи минусы полусиональной деяченного результательности
та, своего плана и
его реализации,
предлагает критерии оценки и рекомендации по
улучшению плана.
Планирование
Определять задачи поис- Номенклатура ининформационного
ка информации
формационных
поиска из широкоОпределять необходиисточников приго набора источмые источники информеняемых в проников, необходимации
фессиональной
мого для выполПланировать процесс подеятельности
4

фессиональной деятельности.

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4

Работать в коллективе и команде,
эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.

ОК
05

Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста

ОК 6

Демонстрировать
осознанное поведение на основе
общечеловеческих
ценностей.

нения профессиоиска
Приемы структунальных задач
Структурировать полурирования инфорПроведение аначаемую информацию
мации
лиза полученной
Выделять наиболее знаФормат оформлеинформации, вычимое в перечне инфорния результатов
деляет в ней главмации
поиска информаные аспекты.
Оценивать практическую
ции
Структурировать
значимость результатов
отобранную инпоиска
формацию в соотОформлять результаты
ветствии с парапоиска
метрами поиска;
Интерпретация
полученной информации в контексте профессиональной деятельности
Применение соВыстраивать траектории
Современная
временной научпрофессионального и
научная и професной профессиоличностного развития
сиональная тернальной терминоминология
логии
Возможные траекОпределение тратории профессиоектории професнального развития
сионального рази самообразования
вития и самообразования
Участие в делоОрганизовывать работу
Психология колвом общении для
коллектива и команды
лектива
эффективного реВзаимодействовать с
Психология личшения деловых
коллегами, руководности
задач
ством, клиентами.
Планирование
профессиональной
деятельность
Участие в делоОрганизовывать работу Знать особенности
вом общении на
по документообороту как документооборота
государственном внутри организации так и
в организации в
языке с учетом
со сторонними компани- рамках должностособенностей реями
ных обязанностей
гиональных устоев, и для эффективного решения
деловых задач
Планирование
профессиональной
деятельность
Понимать значиОписывать значимость
Общечеловеческие
мость своей просвоей профессии
ценности
фессии (специаль- Презентовать структуру
Правила поведености)
профессиональной деяния в ходе выполДемонстрация по- тельности по профессии нения профессиоведения на основе
(специальности)
нальной деятель5

общечеловеческих
ценностей.
Соблюдение правил экологической
безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
Обеспечивать ресурсосбережение
на рабочем месте.

ОК
07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуации.

ОК
08

Использовать
средства физической культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности

Сохранение и
укрепление здоровья посредством
использования
средств физической культуры;
Поддержание
уровня физической подготовленности для
успешной реализации профессиональной деятельности

ОК 9

Использовать информационные
технологии в профессиональной деятельности.

Применение
средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности

ОК
10

Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и
иностранном языке

Участие в деловом общении на
государственном
и иностранном
языке с учетом
особенностей
предприятия, эффективное решения деловых задач.
Планирование
профессиональной

ности
Соблюдать нормы экологической безопасности;
Определять направления
ресурсосбережения в
рамках профессиональной деятельности по
(специальности)

Правила экологической безопасности при ведении
профессиональной
деятельности;
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности;
Пути обеспечения
ресурсосбережения.
Использовать физкульРоль физической
турно-оздоровительную
культуры в обдеятельность для укрепщекультурном
ления здоровья, достипрофессиональном
жения жизненных и про- социальном развифессиональных целей;
тии человека;
Применять рациональОсновы здорового
ные приемы двигательобраза жизни;
ных функций в професУсловия профессиональной деятельносиональной деясти;
тельности и зоны
Пользоваться средствами риска физического
профилактики переназдоровья для пропряжения характерными фессии (специальдля данной професности)
сии(специальности)
Средства профилактики перенапряжения
Применять средства инСовременные
формационных техноло- средства и устройгий для решения професства информатисиональных задач
зации
Использовать современПорядок их приное программное обеспеменения и прочение
граммное обеспечение в профессиональной деятельности
Организовывать работу Знать особенности
по документообороту как документооборота
внутри организации так и
в организации в
со сторонними компани- рамках должностями
ных обязанностей

6

деятельность
Код
ВД 3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 3.7
ПК 3.8
ПК 3.9

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и
механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии
с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов
Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее
техническим состоянием
Оформлять заявки на материально-техническое обеспечение технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с нормативами
Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта
Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой
Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости,
инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для
выполнения работ
Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
Оформлять документы о проведении технического обслуживания, ремонта, постановки и снятии с хранения сельскохозяйственной техники

7

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт

уметь

знать

- осмотре, очистке, смазке, креплении, проверке и
регулировке деталей и узлов сельскохозяйственной техники, замена и заправка технических жидкостей в соответствии с эксплуатационными документами;
- оформлении заявок на материально-техническое
обеспечение технического обслуживания сельскохозяйственной техники;
- подборе материалов, узлов, агрегатов, необходимых для
проведения ремонта;
- восстановлении работоспособности и испытании и обкатке отремонтированной сельскохозяйственной техники;
- оформлении документов о проведении технического
обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.
- подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные
материалы и технические жидкости, инструменты,
оборудование, средства индивидуальной защиты,
необходимые для выполнения работ;
- определять техническое состояние сельскохозяйственной
техники, устанавливать наличие внешних повреждений,
диагностировать неисправность и износ деталей и узлов и
выявлять причины неисправностей;
- определять потребность в материально-техническом
обеспечении технического обслуживания
сельскохозяйственной техники и оформлять
соответствующие заявки.
- технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации
сельскохозяйственной техники;
- нормативную и техническую документацию по
техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники;
- правила и нормы охраны труда, требования пожарной и
экологической безопасности.

8

3. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Коды
профессиональных
компетенций

1
ПМ.03 Техническое
обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники

ПК 3.1 ПК 3.9
ПК 3.1 ПК 3.9
ПК 3.1 ПК 3.9
ПК 3.1 ПК 3.9

3.1. Тематический план профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение междисциПрактика
плинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная
Самостоятельная
Всего
Производственная
учебная
нагрузка
обучающегоработа
Наименования
часов
(по профилю спеся
обучающегося
разделов
(макс.
в т.ч.
циальности),
в т.ч.,
профессионального
учебная
Учебная,
лабораторные
часов
курсовая
модуля
нагрузка и Всего,
часов
Всего,
Лабораторные
работы и
(если предусмотработа
практики) часов
часов
работы
практические
рена рассредото(проект),
занятия,
ченная практика)
часов
часов
3
4
5
6
7
8
9
10
2
МДК 03.01 Система
технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных
машин
механизмов
МДКи03.02
Технологические процессы ремонтного производства
Учебная практика (по профилю специальности)
Производственная
практика(по профилю специальности)
Демонстрационный
экзамен
Всего:

120

84

36

32
-

100

70

38

30
-

72

-

154

70

-

36

-

-

72

364

36

72

66

72

72

9

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов и тем

1
Раздел ПМ.03
Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной
техники
МДК 03.01 Система
технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственных
машин и механизмов
Тема 1.1
Основные элементы и
положения технического
обслуживания и ремонта
машин.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Уровень
освоения

2

Объем
часов

Коды компетенций, формированию
которых способствует элемент программы

3
364

120

Содержание учебного материала
1. Основные элементы и задачи технического обслуживания.
Современные технологии технического обслуживания, диагностирования и ремонта.
Параметры технического состояния (структурные и диагностические). Нормативная
документация, регламентирующая правила и нормы проведения технического
обслуживания (ГОСТ 20793-86, ГОСТ 20911-89, ГОСТ 25044–81). Планово предупредительная система технического обслуживания. Виды и периодичность
технического обслуживания тракторов, комбайнов, автомобилей и сельскохозяйственной
техники. Условия вызывающие ускоренный выход из строя шин, аккумуляторных
батарей и повышенный расход эксплуатационных материалов. Сроки службы шин
и
аккумуляторных батарей

Уровень
освоения

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

2

16

10

В том числе самостоятельная работа. 1 оформить технологическую нормативно-техническую документацию по техническому обслуживанию;
Основные понятия и положения ремонта машин.
Виды ремонтов машин. Содержание и объемы работ при указанных видах ремонта.
Межремонтный период. Периодичность проведения ремонтов. Методы ремонтов
машин
и механизмов. Формы организация труда при ремонте. Мероприятия по ускорению
исполнения ремонтных работ и сокращению простоев оборудования в процессе
ремонта
Лабораторная работа 1
Расчет предельного состояния сопрягаемых деталей и допустимого их износа.
Обоснование выбора мер по снижению интенсивности изнашивания, повреждения и разрушения деталей машин.
Содержание учебного материала:
Тема 1.2
Техническое обслуживание
сельскохозяйственной
техники

Техническое обслуживание тракторов, автомобилей и комбайнов.
Виды, периодичность и объем технического обслуживания тракторов, автомобилей и
комбайнов. Основные нормативно-регламентирующие документы.
Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин.
Виды, содержание и периодичность технического обслуживания сельскохозяйственных
машин. Содержание основных видов работ при техническом обслуживании.
Техническое обслуживание машин и оборудования животноводческих ферм.
Виды, содержание и периодичность технического обслуживания оборудования
животноводческих ферм. Содержание основных видов работ при техническом
обслуживании.
Техническое обслуживание механизмов и систем.
Техническое обслуживание узлов, систем и агрегатов: механизмов и систем двигателей
внутреннего сгорания, гидросистем, системы охлаждения, смазочной системы,
приборов
топливной системы, пусковых двигателей, муфт сцеплений, коробок передач,
ходоуменьшителей, механизмов ведущих мостов, тормозной системы, ходовой
части и

6

Уровень
освоения
3

18
ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

3

3

3

11

рулевого управления, электрооборудования

Тема 1.3
Средства технического
обслуживания машин

Тема 1.5
Прием и обкатка машин

Лабораторная работа 2
Техническое обслуживание трактора
Содержание учебного материала:
Средства технического обслуживания машин.
Индивидуальные средства технического обслуживания машин. Стационарные
мастерские, пункты и посты технического обслуживания. Характеристика и перечень
оборудования и приспособлений, применяемых в мастерских. Передвижные агрегаты
технического обслуживания, их технические характеристики и принцип работы.
Эксплуатационные материалы и их назначение.
В том числе самостоятельная работа. 2 Проведение операций технического обслуживания агрегатом технического обслуживания АТО-9994.
Лабораторная работа 3
Проверка давления в шинах. Замена колес. Демонтаж и монтаж колеса. Балансировка колес с использованием компьютерного стенда с функциями самодиагностики и самокалибровки.
Содержание учебного материала:
Приемка и обкатка машин.
Порядок приема новых и отремонтированных машин. Обкатка тракторов, ее значение и
технология. Режим обкатки двигателя и гидравлической навесной системы. Обкатка на
холостом ходу и под нагрузкой. Обкатка зерноуборочных комбайнов и
сельскохозяйственных машин.
2.Испытания материалов на растяжение и сжатие. Диаграммы растяжения и сжа-

6
Уровень
освоения
2

12

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

3

6

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

Уровень
освоения
2

16
ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

12

Тема 1.6
Подготовка к хранению и
хранение техники

Тема 1.7 Планирование и организация
технического обслуживания и ремонта
машин

тия пластичных и хрупких материалов.
В том числе самостоятельная работа. 3
Оформление приемо-сдаточной документации при приеме новых и отремонтированных
машин
Лабораторная работа 4
Компьютерная диагностика автотракторных двигателей. Диагностирование цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.
Содержание учебного материала:
Подготовка к хранению, хранение и консервация техники.
Места и способы хранения техники. Складские помещения для хранения деталей
и узлов.
Оборудование для подготовки к хранению и снятию машин с хранения. Организация
территории машинного двора. Подготовка техники к хранению. Техническое
обслуживание во время хранения.
Хранение приводных ремней, втулочно-роликовых и крючковых цепей. Хранение
пневматических шин. Централизованное хранение аккумуляторных батарей. Режимы
хранения аккумуляторной батареи. Техника безопасности при хранении. Нормативная
документация, регламентирующая правила хранения техники и запасных частей
(ремней,
шин и т.д.). Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую
среду при эксплуатации и ремонте автомобиля. Мероприятия по снижению токсичности
и уровня дымности отработавших газов автомобильных двигателей.
Содержание
1. Планирование технического обслуживания и ремонта машин. Структура и основы организации ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса. Определение количества ремонтов и ТО и распределение объемов работ между
звеньями ремонтной сети. Составление годового плана ремонтных работ и построение графика загрузки мастерской хозяйства
2. Организация технического обслуживания и ремонта машин в мастерской. Ме-

6
Уровень
освоения
2

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

10

Уровень
освоения
3

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9
14

13

тоды и формы организации ТО и ремонта машин. Режим работы предприятия и
основные параметры производственного процесса. Расчет штатов ремонтного
предприятия. Компоновка отделений, участков и цехов.
3. Организация и планирование материально-технического снабжения. Задачи и
организация материально технического снабжения. Расчет годовой потребности в
запасных частях, материалах инструменте. Организация восстановления изношенных деталей. Нормы расхода топлива для автомобилей. Расход топлива при
низких температурах, в горной местности, при работе в тяжелых дорожных условиях. Норма расхода моторных и трансмиссионных масел, пластичных смазок и
специальных жидкостей.
4. Контроль качества технического обслуживания и ремонта машин. Задачи, формы организации и виды контроля. Основная документация технического контроля. Виды и причины брака.
В том числе самостоятельная работа.4 Подготовить презентацию.
Контроль качества технического обслуживания и ремонта машин.
Задачи, формы организации и виды контроля.
Виды и причины брака.
Лабораторная работа 5
Режим обкатки двигателя и гидравлической навесной системы. Обкатка на холо2
стом ходу и под нагрузкой.
Тематика домашних заданий
- оформить технологическую нормативно-техническую документацию по техническому обслуживанию;
- составить план-график проведения технического обслуживания тракторов;
- составить план-график проведения технического обслуживания автомобилей;
- составить план-график проведения технического обслуживания комбайнов;
- составить план-график проведения технического обслуживания прицепов и полуприцепов;
- составить план-график проведения технического обслуживания сельскохозяйственных машин;
- составить план-график проведения технического обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов;
- представить характеристики стационарных и передвижных средств технического обслуживания;
- оформить документацию при постановке тракторов на хранение;
- составить перечень операций по техническому обслуживанию техники во время хранения;
- рассчитать оборудование пункта технического обслуживания при заданной производственной программе;
- описать оборудование и правила хранения пневматических шин и резинотехнических изделий;
- рассчитать нормы времени на выполнение технического обслуживания.
МДК.03.02. Технологические процессы
100
ремонтного производ14

ства.
Тема 2.1. Технические
измерения.

Тема 2.2 Технология и
организация ремонта
машин.

Содержание
1. Технические измерения. Государственная система приборов. Принцип построения ГСП. Классификация средств измерения и автоматизации. Виды технических
измерений. Измерение температуры. Измерение давления. Измерения количества
расхода жидкостей и газов. Измерение геометрических размеров и контроль работы оборудования. Методы и устройства для измерения геометрических размеров:
механические, электрические, пневматические и т. п. Измерение состава и свойств
жидкостей. Классификация методов и приборов для анализа жидкостей. Измерение состава газов. Классификация методов. Приборы и методы контроля влажности газов.
Лабораторная работа 6
Организация работ при хранении комбайнов, тракторов и сельскохозяйственной
техники
Содержание
1. Производственные и технологические процессы ремонта. Определение, сущность и схема производственного процесса ремонта. Схемы технологического
процесса ремонта машин. Операции технологического и вспомогательного переходов.
2. Техническое нормирование труда на авторемонтных предприятиях.
3. Очистка и разборка машин и сборочных единиц. Технологии разборки агрегатов и машин. Средства механизации разборочно-сборочных работ при ремонте
машин: краны, тали, домкраты, гидравлические прессы, винтовые и гидравлические съемники и др. Способы удаления различного рода загрязнений и отложений. Конструкция моечного оборудования и приспособления.
4. Дефектация, комплектовка и сборка составных частей и машин. Сущность процесса дефектации и сортировки деталей. Характерные дефекты деталей. Технические условия на дефектацию деталей. Методы контроля. Сортировка деталей по
маршрутам восстановления. Особенности комплектования сборочных единиц и
сопряжений. Сборка объектов ремонта, обкатка и испытание машин после ремонта. Общая сборка, испытание и выдача автомобилей из ремонта.
В том числе самостоятельная работа.5
1. Подготовка тракторов к ремонту. Отработка практических навыков по технологии очистки деталей.
2. Сборка типичных сопряжений (соединений, передач).

Уровень
освоения

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

2

4
Уровень
освоения

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9
ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

14

15

Тема 2.3 Технологические процессы ремонта и восстановления
деталей.

Тема 2.4 Технологический процесс ремонта
двигателя.

Лабораторная работа 7
Расчет цехов и отделений ремонтных предприятий. Про-ектирование производственных участков ремонтных предприятий.
Содержание
1. Основные дефекты деталей и классификация способов их восстановления. Типовые дефекты деталей машин и оборудования. Методы восстановления посадок
деталей при ремонте машин: без изменения размеров деталей, с изменением размеров деталей, восстановление до первоначальных размеров. Классификация способов восстановления деталей. Роль восстановления деталей в снижении себестоимости и повышении качества ремонта.
2Способы восстановления деталей ручной сваркой и наплавкой.
Сущность ручной электродуговой и газовой сварки. Особенности сварки деталей
изготовленный из чугуна и аллюминевых сплавов. Оборудование приспособление
и
инструмент, применяемые при сварке
3Механизированные способы сварки и наплавки.
Сущность процессов сварки и наплавки деталей под слоем флюса, среди защитных газов
вибродуговой и электроконтактной сварки. Оборудование и материалы
механизированных способов сварки и наплавки. Современные способы сварки и
наплавки.
Лабораторная работа 8
Измерение температуры, давления, количества расхода жидкостей и газов. Измерение геометрических размеров и контроль работы оборудования. Работа с использованием штанген инструмента, микрометра, индикаторного инструмента.
Работа с использованием щупов, специальных средств. Метрологическая поверка
средств измерений
Содержание
1. Ремонт блоков и коленчатых валов двигателей. Основные дефекты и технология ремонта блоков и гильз. Дефекты и ремонт коленчатых валов. Оборудование и
контроль качества ремонта.
2. Ремонт шатунно-поршневого комплекта. Характерные неисправности и дефектовка. Технология ремонта поршневых пальцев, поршней и шатунов. Комплектование пригонка и сборка шатунно-поршневого комплекта.
3. Ремонт механизма газораспределения. Характерные неисправности, их внешние
признаки и способы определения. Особенности разборки механизма при замене

4
ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

2

4

2
6

Уровень
освоения

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

10

16

изношенных деталей. Типичные износы и деформации (головки блока, клапанов,
коромысел, толкателей, распределительных валов). Способы и средства их определения. Технология ремонта деталей механизма. Оборудование и режимы работы, технологическая оснастка. Контроль качества ремонта. Сборка механизма.
Сборка головки и притирка клапанов, контроль качества ремонта
В том числе самостоятельная работа.6
1. Характерные неисправности узлов системы питания дизельных и карбюраторных двигателей. Технология ремонта узлов и деталей системы питания. Особенности сборки, регулировки и испытания топливных насосов, карбюраторов и бензинных насосов. Оборудование, приборы, приспособления и инструмент. Контроль качества ремонта. Испытания и регулировка узлов топливной аппаратуры.
Лабораторная работа 9
Разработка схемы технологического процесса ремонта машин и его сборочных
единиц. Разработка схемы техно-логического процесса разборки (сборки) агрегатов и узлов. Составление технологической карты разборки (сборки). Расчет размерных групп при комплектовании различных деталей. Оформление приемосдаточных документов при ремонте.
Тема 2.5 Технология
ремонта шасси.

Содержание
1. Ремонт элементов трансмиссии. Характерные неисправности сцепления, коробки передач, карданной и главной передачи, дифференциалов, способы их определения. Технология ремонта. Оборудование, приспособление и инструмент. Контроль качества ремонта.
Лабораторная работа 10
Слесарно-механические способы восстановления деталей. Основные способы слесарно-механической обработки деталей. Способы и технология электрической обработки деталей. Оборудование, приспособление и инструмент.

Тема 2.6 Технология
ремонта кузова, кабины.
Тема 2.7 Технологический процесс сборки и
обкатки машин.

Содержание
1. Технология ремонта кузова, кабины. Основные дефекты кузова, кабины. Способы их устранения. Технология ремонта. Оборудование, приспособление и инструмент. Контроль качества ремонта.
Содержание
1. Сборка, обкатка тракторов и автомобилей. Технологические особенности сбор-

6

Уровень
освоения
3

4

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9

8
Уровень
освоения
1
Уровень
освоения
1

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9
4

4

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9
17

ки узлов и агрегатов машин. Обкатка и испытание сборочных единиц. Технологическая последовательность сборки тракторов и автомобилей. Обкатка машин,
контроль качества сборки.
Тема 2.8 Ремонт рабочих органов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин.

Тема 2.9 Технология
ремонта гидравлических систем.

Тема 2.10 Ремонт
электрических машин
и технологического
оборудования.

Содержание

Уровень
освоения

1. Ремонт почвообрабатывающих, посевных и посадочных машин. Износы и повреждения деталей рабочих органов и механизмов. Технология ремонта. Особенности сборки и регулировки машин, контроль качества ремонта.
В том числе самостоятельная работа.7
1. Износы и повреждения деталей рабочих органов и механизмов. Технология ремонта. Особенности сборки и регулировки машин, контроль качества ремонта.
Лабораторная работа 11
1 Ремонт элементов системы смазки двигателя.
2 Ремонт деталей топливной аппаратуры дизелей.
Содержание
1. Технология ремонта гидравлических систем. Характерные неисправности узлов
и агрегатов гидравлических систем: гидронасосов, гидроцилиндров, распределителей, гидротрансформаторов, гидромуфт, рукавов высокого давления. Технология ремонта. Особенности сборки, регулировки и испытания гидравлических систем.
Лабораторная работа 12
1. Ремонт сцепления.
2. Ремонт колес и шин.
3. Ремонт элементов тормозной системы.
Содержание
1. Технология ремонта электрических машин и технологического оборудования.
Характерные неисправности узлов и агрегатов электрических машин и технологического оборудования: станков, подъемно-транспортного оборудования. Особенности ремонта оборудования перерабатывающих предприятий. Технология
ремонта. Особенности сборки и регулировки.
Лабораторная работа 13
1. Ремонт рабочих органов почвообрабатывающих машин.
2 Ремонт агрегатов и сборочных единиц зерноуборочных комбайнов.

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9
12

6
Уровень
освоения

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9
4

6
Уровень
освоения

ОК1- ОК9
ПК 3.1 ПК 3.9
4

4

18

Тематика домашних заданий
- описать неисправности и возможные отказы карбюраторных двигателей;
- описать неисправности и возможные отказы дизельных двигателей;
- оформить маршрутно-технологическую карту на разборку (сборку) узла (сборочной единицы);
- оформить ремонтный чертеж детали (по заданию);
- составить схему технологического процесса ремонта кривошипно-шатунного механизма;
- составить схему технологического процесса ремонта цилиндропоршневой группы;
- описать типы испытаний машин и сборочных единиц после ремонта;
- очистка и разборка тракторов, современное технологическое оборудование для очистки.
- выбрать способ восстановления деталей с заданными характеристиками;
- оформить карту дефектации детали;
- оформить нормативно-технологическую документацию на обкатку машины (сборочной единицы)
Учебная практика Виды работ
- диагностирование и ТО двигателей внутреннего сгорания
- диагностирование, ТО-1 и ТО-2 тракторов;
- диагностирование, ТО-3 тракторов;
- диагностирование, ТО-1 автомобилей
- диагностирование и ТО-2 автомобилей;
- диагностирование и ТО комбайнов
72
- разборка ДВС, дефектовка и комплектование деталей;
- сборка узлов двигателя и двигателя из узлов;
- ремонт топливной аппаратуры
- проверка технического состояния и ремонт стартеров и генераторов
- проверка и ремонт сборочных единиц гидравлической навесной системы;
- обкатка и испытание двигателя.

19

Производственная практика Виды работ:
- диагностика и техническое обслуживание тракторов и автомобилей
- техническое обслуживание почвообрабатывающих, посевных и посадочных машин;
- техническое обслуживание машин по защите растений и внесений удобрений;
- диагностика и техническое обслуживание силосоуборочных комбайнов;
- диагностика и техническое обслуживание зерноуборочных комбайнов
- ремонт тракторов и автомобилей;
- ремонт почвообрабатывающих машин, посевных и посадочных машин;
- ремонт машин по защите растений и внесению удобрений;
- ремонт машин для заготовки сена;
- ремонт комбайнов для уборки картофеля и сахарной свеклы;
- ремонт зерноуборочных комбайнов;
- подготовка машин к хранению и постановка на хранение.
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3
–
продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,

72

364

решение

проблемных

задач).

20

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Устройства автомобилей», «Технического обслуживания автомобилей», «Ремонта автомобилей» и лабораторий: «Двигателей внутреннего сгорания», «Электрооборудования автомобилей», «Автомобильных эксплуатационных материалов», «Технического обслуживания автомобилей», «Ремонта автомобилей», «Технических средств обучения»; слесарных, токарно-механических, кузнечно-сварочных, демонтажномонтажных мастерских .
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
1. «Устройство автомобилей»:
 комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
 комплект учебно-методической документации;
 наглядные пособия.
2. «Техническое обслуживание автомобилей»:
 комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
 комплект инструментов, приспособлений;
 комплект учебно-методической документации;
 наглядные пособия.
3. «Ремонт автомобилей»:
 комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
 комплект инструментов, приспособлений;
 комплект учебно-методической документации;
 наглядные пособия.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
 Слесарной:
 Рабочие места по количеству обучающихся;
 станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
 набор слесарных инструментов;
 набор измерительных инструментов;
 приспособления;
 заготовки для выполнения слесарных работ.
 Токарно-механической:
 Рабочие места по количеству обучающихся;
 станки: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные;
 наборы инструментов;
 приспособления;
 заготовки.
 Кузнечно-сварочной:
 Рабочие места по количеству обучающихся;
 оборудование термического отделения;
 сварочное оборудование;
 инструмент;
 оснастка;
 приспособления;
 материалы для работ;
 средства индивидуальной защиты.

Демонтажно-монтажной:
 оборудование и оснастка для производства демонтажно-монтажных работ;
 инструменты, приспособления для разборочных и сборочных работ;
 стенды для разборки, сборки и регулировки агрегатов и узлов.
21

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
1. «Двигателей внутреннего сгорания»
 двигатели;
 стенды;
 комплект плакатов;
 комплект учебно-методической документации.
2. «Электрооборудования автомобилей»
 стенды;
 комплект плакатов;
 комплект учебно-методической документации.
3. «Автомобильных эксплуатационных материалов»
 автоматизированное рабочее место преподавателя;
 автоматизированные рабочие места студентов;
 методические пособия;
 комплект плакатов;
 лабораторное оборудование.
4. «Технического обслуживания автомобилей»
 автоматизированное рабочее место преподавателя;
 автоматизированные рабочие места студентов;
 методические пособия;
 комплект плакатов;
 лабораторное оборудование.
5. «Ремонта автомобилей»
 автоматизированное рабочее место преподавателя;
 автоматизированные рабочие места студентов;
 методические пособия;
 комплект плакатов;
 лабораторное оборудование.
6. «Технических средств обучения»
 компьютеры;
 принтер;
 сканер;
 проектор;
 плоттер;
 программное обеспечение общего назначения;
 комплект учебно-методической документации.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий.
Основные источники:
 Верещагин Н.И. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.образования /[Н.И.Верещагин,А.Г.Левшин, А.Н. Скороходов и др.].- 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 416с.
 Голубев И.Г. Технологические процессы ремонтного производства учебник для студ. учреждений сред.проф. образования /И.Г.Голубев,В.М.Тараторкин. – М.:Издательский центр «Академия,
2017. – 304с.

Гусаков Ф.А. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве.
Практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования /Ф.А.Гусаков ,
Н.В.Стальмакова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский цент «Академия», 2015. – 288с.
22

 Родичев И.А. Тракторы: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования/В.А.Родичев. –
15-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288с.
 Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины : учеб. пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования/А.Н.Устинов. – 1-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 264с.
 Батищев А.Н. Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинотракторного парка (1-ое изд.) М. 2009г..
 Власов В.М., Техническое обслуживание и ремонт автомобилей / (7-е изд., перераб.). Учебник
для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.:
 Издательский центр «Академия», 2011.
 Покровский Б.С Основы слесарного дела. (2-ое. изд. стер.) Учебник. 2009г.
 Покровский Б.С. Слесарное дело (6-ое изд., стер.) Учебник 2008 г.
 Покровский Б.С. Справочник слесаря (4-ое, изд., стер.) учебное пособие 2008г..
 Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения (2-ое изд, стер).Учебное пособие 2008
г.
 ВиноградовВ.М. Храмцова О.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Лабораторный практикум.2009г.
 Ф.А. Гусаков Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. Практикум. М.: «Академия», 2009 г.
 В.А Родичев. Тракторы и сельскохозяйственные машины. - М., 2009 г
 В.А. Родичев Учебник тракториста.- М.,2008г.
 А.Н.Устинов «Сельскохозяйственные машины» Проф. Обр. Изд. Академия, 2009.
 Б.С. Покровский В.А. Скакун «Слесарное дело»- Москва, Издательский центр «Академия»,
2008г.
Дополнительные источники:
 Н.П. Проничев. Справочник механизатора. Учебное пособие.- М.: «Академия»,2003.
 А.А Сельцер Справочник «Обнаружение и устранение неисправностей тракторов». Учебное
пособие 1987
 П.В Лауш. Практикум по техническому обслуживанию тракторов. Учебное пособие 1985.
 В.П Митронин. Организация производственного обучения слесарей по ремонту тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин .1995.
 И.В Величко Охрана труда при работе на тракторах.- М.: Колос, 1980.
Интернет ресурсы.
 http://www■allbusiness■ш/(Правила по охрана труда при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственных машин) 19.03.11
 http://www.worklib.ru/laws/ussr/ (Автомеханик) Дата посещения 10.03.11.
http://fictionbook.ru/author/litagent Слесарная мастерская Дата посещения 2404.11.
http://www.gosniti.rU/documents/articles/3. Диагностика. Дата посещения 24.0411. http: //www.
ohrana truda. ru/ Охрана труда. Дата посещения 26.04.11.
 http://www.technologysmash.ru/page Texnologicheskie-sxemy-sborki.html Технология сборки.
Дата посещения 26.04.11.
1.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация, сертификация»,
должно предшествовать освоению данного модуля или изучается параллельно.
1.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
23

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам) - наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» и специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
 Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов. Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
 Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях. Опыт работы в профессиональной сфере является обязательным.

24

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

ПК 3. 1 Проводить
диагностирование
неисправностей
сельскохозяйственных
машин и механизмов и
другого инженернотехнологического
оборудования в
соответствии с графиком
проведения технических
обслуживаний и ремонтов
ПК 3.2Определять способы
ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее техническим
состоянием

-выбор методов организации и технологии
проведения ремонта автомобилей;
-диагностика технического состояния и
определение неисправностей автомобилей;
- подбор технологического оборудования
для организации работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
- выбор технологического оборудования и
технологической оснастки: приспособлений
и инструментов.

Текущий контроль в форме:
- лабораторных и практических занятий;
- контрольных работ по темам МДК;
- защита курсового проекта.

- качество анализа технического контроля
автотранспорта;
- демонстрация качества анализа технической документации;
-проведение контроля качества технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с соблюдением правил по технике
безопасности и охране труда;

Текущий контроль:
- защита лабораторных работ и практических занятий;
- зачеты по производственной практике по каждому
из разделов профессионального модуля;

ПК 3.3
Оформлять заявки на материально-техническое обеспечение технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственной техники в соответствии с нормативами
ПК 3.4
Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта
ПК 3.5
Осуществлять восстановление работоспособности
или замену детали/узла
сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой
ПК 3.6
Использовать расходные,
горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходи-

-демонстрация навыков разработки техноло- Экспертная оценка выполгических процессов ремонта деталей и узлов нения лабораторных работ
автомобилей;
Экспертная оценка выпол- определение неисправностей агрегатов и
нения лабораторной работы
узлов автомобилей;
- выбор профилактических мер по предупреждению отказов деталей и узлов автомобилей;

Формы и методы контроля

25

мые для выполнения
работ
ПК 3.7
Выполнять регулировку,
испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
ПК 3.8
Выполнять консервацию и
постановку на хранение
сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
ПК 3.9
Оформлять документы о
проведении технического
обслуживания, ремонта,
постановки и снятии с хранения сельскохозяйственной техники

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих
компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, при-менительно
к раз-личным контек-стам.

Основные показатели результатов
подготовки

- Распознавание сложных проблемных ситуа-ций в различных контекстах.
Проведение ана-лиза сложных ситуаций при реше-нии задач профессиональной дея-тельности
Определение эта-пов решения зада-чи.
Осуществление эффективного по-иска.
Выделение всех возможных источников нужных ресурсов. Разработка детального плана действий
Оценивает плюсы и минусы полученного результа-та, своего плана и
его реализации, предлагает крите-рии
оценки и ре-комендации по улучшению плана.
ОК
2.
информации,
не- - Планирование информационного пообходимой для вы-полнения иска из широкого набора источников,
задач профессиональной дея- необходимого для выполнения протельности.
фессиональных задач
Проведение анализа полученной ин-

Формы и методы контроля
Экспертная оценка результатов наблюдений за
деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

26

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллек-тиве и
команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руко-водством, клиен-тами.
ОК 5. Осуществлять уст-ную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей со-циального
и куль-турного контекста
ОК 6. Демонстрировать осознанное поведение на основе
общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружа-ющей среды,
ре-сурсосбережению,
эффективно дей-ствовать в чрезвычайных ситуации.
ОК 8. Использовать сред-ства
физической культуры для сохранения и укреп-ления здоровья
в
процессе
профессиональной дея-тельности и
под-держания необхо-димого
уровня фи-зической подготовленности
ОК 9. Использовать информационные технологии в
про-фессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной до-кументацией
на государственном и иностранном языке

формации, выделяет в ней главные аспекты.
Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами
поиска;
Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной
деятельности
- Применение со-временной науч-ной
профессио-нальной термино-логии
Определение тра-ектории профессионального раз-вития и самообразования
- Участие в дело-вом общении для
эффективного ре-шения деловых задач
Планирование профессиональ-ной деятельность
- Участие в дело-вом общении на государственном языке с учетом особенностей ре-гиональных усто-ев, и для
эффек-тивного решения деловых задач
Планирование профессиональ-ной деятельность
- Понимать значи-мость своей профессии (специ-альности)
Демонстрация по-ведения на основе
общечеловеческих ценностей.
- Соблюдение правил экологиче-ской
безопасности при ведении профессиональной деятельности;
Обеспечивать ре-сурсосбережение на
рабочем месте.
- Сохранение и укрепление здо-ровья
посредством использования средств
физиче-ской культуры;
Поддержание уровня физиче-ской
подготов-ленности для успешной реали-зации профессио-нальной деятельности
- Применение средств информатизации и инфор-мационных технологий для реа-лизации профессиональной дея-тельности
- Участие в дело-вом общении на государственном и иностранном языке с
учетом особенностей предприятия,
эф-фективное реше-ния деловых задач.
Планирование профессиональ-ной деятельность

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
27

Процент результативности (правильных
ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка
освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения
профессионального модуля.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».