Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Бажено ва Валенти на Владим ировна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 16:06:49 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР Димова О. А. ^У » 2022г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 Правовые основы профессиональной деятельности Приаргунск, 2022 г Программа дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» разработана на основе ФГОС по специальностям технического профиля: 35.02.16 « Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования Организация - разработчик: ГПОУ «ПГК» Разработчик: Клягина Лариса Альбертовна, преподаватель ГПОУ «ПГК». Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № 1 от «_/ » && 2022 г. Председатель ПЦК Протасова Ф.Р. СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 1.1.Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям технического профиля. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП Общепрофессиональные дисциплины Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код Умения Знания ПК, ОК ПК 2.3-2.6 ПК 3.9 ОК 01-07, ОК 09-11 Использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность. Защищать свои права в соответствии с действующим законодательством. Основные положения Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации. Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности. Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: Шифр комп. Наименование компетенций Дескрипторы (показатели сформированности) Умения Знания ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска. Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном 4 Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на каждом шагу Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4 Работать в коллективе и команде, Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности Использование актуальной нормативноправовой документацию по профессии (специальности) Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования Участие в деловом общении для эффективного решения и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Содержание актуальной нормативноправовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Психология коллектива Психология Организовывать работу коллектива и команды Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации 5 ОК 6 ОК 9 ВД2 ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.6. ВД3 ПК 3.9. эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 6 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. деловых задач Планирование профессиональной деятельность Взаимодействоватьс коллегами, руководством, клиентами. личности Основы проектной деятельности Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) Сущность гражданскопатриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Эксплуатация сельскохозяйственной техники Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда. Управлять тракторами и самоходными машинами категории "B", "C", "D", "E", "F" в соответствии с правилами дорожного движения. Управлять автомобилями категории "B" и "C" в соответствии с правилами дорожного движения. Осуществлять контроль и оценку качества выполняемой сельскохозяйственной техникой работы в соответствии с технологической картой. Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники: Оформлять документы о проведении технического обслуживания, ремонта, постановки и снятии с хранения сельскохозяйственной техники. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Учебная нагрузка при взаимодействии с преподавателем в том числе: контрольные работы самостоятельная работа Количество часов 40 6 12 6 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа Уровен ь освоени я Объем часов 1 Раздел 1. Право и экономика 2 3 4 Тема 1.1. Государственноправовое регулирование экономических отношений Содержание учебного материала 1 Право в системе социальных норм. Основные экономические и социальные права и свободы человека и гражданина. 2 Механизм государственно - правового регулирования. Понятие и пределы ГПР экономики Практические занятия: работа с документами при изучении нового материала. Самостоятельная работа: составление таблицы: «Классификация социальных норм» Содержание учебного материала 1 Основы правового статуса и виды субъектов предпринимательской деятельности. 2 Осуществление предпринимательской деятельности физическими и юридическими лицами. 3 Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности. Практические занятия: работа с нормативно-правовыми документами при изучении нового материала. Содержание учебного материала 1 Гражданско-правовой договор: понятие, классификация, заключение, изменение, расторжение и виды. 2 Исполнение договорных обязательств и ответственность за их нарушение. Практические занятия: работа с документами при изучении нового материала. Самостоятельная работа: оформление разных видов договоров (индивидуально) Контрольная работа №1 (по разделу 1) Тема 1. 2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности Тема 1. 3. Правовое регулирование договорных отношений Коды компетенц ий, формирова нию которых способству ет элемент программы 5 13 1 4 2 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 4 1 1 1 ОК 1 – ОК08, ОК-09 ОК 1 – ОК08, ОК-09 ОК 1 – ОК08, ОК-09 2 2 Раздел 2. 7 Труд и социальная защита Тема 2.1. Трудовое право в системе Российского права. Тема 2.2. Социальное обеспечение граждан. Тема 2.3. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. 21 Содержание учебного материала 1 Предмет, метод, функции и задачи и принципы трудового права. Система и источники трудового права. Практические занятия: работа с Конституцией и Трудовым кодексом РФ на уроке. Содержание учебного материала 1 Социальное обеспечение: понятие, основание для предоставления, принципы Содержание учебного материала 1 Занятость населения и права граждан при трудоустройстве. Правовое регулирование высвобождения работников и порядок регистрации безработных граждан. Органы занятости, их права и обязанности. Практические занятия: экскурсия в ЦЗН. Самостоятельная работа: составление резюме для трудоустройства. Тема 2.4. Содержание учебного материала Трудовой договор. 1 Понятие, форма, условие, содержание и виды трудового договора. Заключение, изменение и прекращение. Практические занятия: составление трудового договора (при изучении нового материала на уроке). Самостоятельная работа: составление трудового договора. Кроссворд по теме. Тема 2.5. Содержание учебного материала Рабочее время и время 1 Понятие, виды, режим и учет рабочего времени отдыха. 2 Понятие и виды времени отдыха. Виды, продолжительность и порядок предоставления отпусков Тема 2.6. Содержание учебного материала Оплата труда. 1 Общая характеристика оплаты труда: понятие, методы, способы исчисления и системы. Правовое регулирование заработной платы. Практические занятия: консультации бухгалтера-расчётчика. Тема 2.7. Содержание учебного материала Дисциплина труда и 1 Понятие, содержание и правовое регулирование дисциплины труда; методы ее ответственность. обеспечения. ВТР. Поощрения за успехи в работе. Дисциплинарная ответственность: понятие, виды, основания и условия. Материальная ответственность. Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий (сообщения по теме) 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 4 2 1 1 2 2 1 1 1 2 ОК 1 – ОК08, ОК-09 1 1 ОК 1 – ОК08, ОК-09 1 1 ОК 1 – ОК08, ОК-09 ОК 1 – ОК08, ОК-09 ОК 1 – ОК08, ОК-09 ОК 1 – ОК08, ОК-09 ОК 1 – ОК08, ОК-09 8 Тема 2.8. Трудовые споры. Раздел 3. Административное право Тема 3.1. Административное правонарушение и административная ответственность Содержание учебного материала 1 Общая характеристика трудовых споров: порядок рассмотрения и способы их разрешения. Практические занятия: игра «работа КТС» Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий, подготовка к к / работе. Контрольная работа №2 (по разделу 2). Содержание учебного материала 1 Административное правонарушение (проступок): понятие и признаки, состав, особенности и классификация. 2 Понятие, признаки и функции административной ответственности. Виды административных наказаний. Самостоятельная работа: работа с Кодексом об Административных правонарушениях (решение задач по р.3) Самостоятельная работа: подготовка к зачёту, выполнение индивидуальных заданий. Итоговая контрольная работа (зачёт) Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 1 1 1 ОК 1 – ОК08, ОК-09 2 2 1 3 1 ОК 1 – ОК08, ОК-09 1 1 2 2 40 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Истории (социально-экономических дисциплин) Оборудование учебного кабинета: нормативно-правовые акты, учебник, практикумы по правовому обеспечению, контрольно-измерительные материалы по правовому обеспечению. Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Конституция РФ. - М.: 1993 Комментарии части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей/Редакторы Кузнецов, Т.Брагинская, М.: Фонд «Правовая культура», 1996 1.Румынина В.В., « Правовое обеспечение профессиональной деятельности» - М.: ИД «Академия», 2016 2.Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р., Правовое обеспечение профессиональной деятельности. - М.:, ИД «Форум» - ИНФРА-М, 2012 Дополнительные мсточники: 1. МартемьяновВ.С. Хозяйственное право в 2-хтомах.Курс лекций.-М.: БЕК, 1994 Финансовое право: Учебник / Под ред. ГорбуновойО.Н. -М.: БЕК, 1994. 2. Андреев В.К., Бондарев А.К., Предпринимательское (хозяйственное) право. - М.: Былина, 1999 3. Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н., Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - М.: Мастерство, 2001 4. А.Ф.Никитин «Право и политика», М.2010 г. 5. Ж.И. Шилобод «Политика и право» М.2001г. 6. Материалы периодической печати. Интернет-источники: www.lib.ru Библиотека М. Мошкова – самая крупная в Рунете библиотека электронных книг по всем направлениям науки и образования. www.km.ru Издательство «Кирилл и Мефодий www.auditorium.ru Образовательный портал «Гуманитарные науки» www.edu.ru Федеральное агентство по образованию – Рособразование Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерацииhttp://www.gov.ru Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay prezidenta.ru Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова http://danur w.narod.ru Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/ Права человека в Россииhttp://www.hro.org Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в России http://www.ifap.ru 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения студентов не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Результаты обучения Знания: Основные положения Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации. Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности. Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. Умения: Использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность. Защищать свои права в Критерии оценки Методы оценки Знать: -основные положения Конституции Российской Федерации; -права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; -понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; -законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; -права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный зачет. Уметь: -использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный зачет. 11 соответствии с действующим законодательством. деятельность; -защищать свои права в соответствии с действующим законодательством. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных студентами профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины. 5.Возможности использования программы в других ПООП Программа дисциплины ОП.08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования. 12