РП ОП.09 Метрология, стандартизация

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж

Баженов
а
Валенти
на
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:05:12
Foxit Reader Версия: 9.5.0

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
Димова О. А.
ТГЪ /
2022 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества

Приаргунск 2022 г

Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение ка­
чества» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.16
«Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Организация-разработчик: ГПОУ «ПГК»
Авторы:
Николаев А.Г., преподаватель профессионального цикла ГПОУ «ПГК»

Рассмотрено
на заседании ПЦК технического цикла
Протокол № j от «<£/» &
2022 года
Председатель ПЦК ЛтУ'Ъ у Лопатина В. А.

2

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В
ДРУГИХ ОПОП

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.09 «Метрология, стандартизация и сертификация» относится
к общему профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Метрология, стандар-тизация и
подтверждение качества» реализуются следующие требования, предъявляемые к
обучающимся по специальности «35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля и двигателя;
- Осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ;
- Указывать в технической документации требования к точности размеров, формы и
взаимному расположению поверхностей, качеству поверхности;
- Пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной
форме, для поиска нужной технической информации;
- Рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки (тюнинга).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Роль метрологии в формировании качества продукции, основные понятия термины и
определения;
- Профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
- Средства измерения линейных размеров, методы и средства измерения параметров
точности типовых элементов деталей;
- Сертификация продукции и услуг автомобильного транспорта и сервиса;
- Взаимозаменяемость, ее роль и пути ее достиженияв автомобильной отросли;
- Методы нормирования точности размеров и формы деталей, обозначение на чертежах и в нормативных технологических документах;
- Виды соединений, их влияние на работу механизма, методы нормирования их точности, и качества, в технологических документах.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элемен-ты
компетенций:
Шифр
комп.
ОК 01

Наименование компетенций
Выбирать
способы ре-

Дескрипторы
(показатели сформированности)

Умения

Знания

Проведение анализа Правильно выявлять Основные
сложных
ситуаций и эффективно искать точники

исин4

шения задач
профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.

при решении задач
профессиональной деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата,
своего
плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана.

информацию, необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
Составить план действия,
Реализовать составленный план;

формации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном
и/или социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ
в профессионал
ьной и смежных
областях;
Структура плана для решения
задач

ОК 3

Планировать
и реализовывать собственное
профессиональное и
личностное
развитие.

Использование актуальной нормативноправовой документацию по профессии
(специальности)
Применение
современной научной профессиональной
терминологии

Определять
актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности

Содержание актуальной нормативноправовой документации
Современная
научная и профессиональная
терминология

ОК 4

Работать в
коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и
культурного
контекста.

Участие в деловом
общении для эффективного решения деловых задач

Взаимодействоватьс коллегами, руководством, клиентами.

Психология
коллектива
Психология
личности
Основы
проектной деятельности

Грамотно устно и
письменно
излагать
свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке

Излагать свои мыс- Правила
ли на государствен- оформления доном языке
кументов.
Оформлять
документы

ОК 5

Код
ВД 1

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц

5

ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.4.

ВД 3
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.
ПК 3.7.
ПК 3.8.
ВД 4
ПК 4.4.

Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой технике
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации
Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами
Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и
механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов
Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее
техническим состоянием
Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта
Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой
Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые
для выполнения работ
Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами.
Организация работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту
машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации (предприятия)
Осуществлять контроль и оценку выполнения работ персоналом машиннотракторного парка

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная нагрузка при взаимодействии с преподавателем
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

40

4
12
12
0

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.09 «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

1
2
Раздел 1. Основы стандартизации
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Государственная
система
стандартизации
1
Задачи стандартизации. Основные понятия и определения. Органы и
службы по стандартизации. Виды стандартов. Государственный
контроль за соблюдением требований государственных стандартов.
Нормализованный контроль технической документации
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Межотраслевые
комплексы
стандартов
1
Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Единая система технологической документации (ЕСТД). Комплексы стандартов по безопасности жизнедеятельности (ССБТ). Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП).
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение комплексов стандартов ЕСКД, ЕСТД
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Международная,
региональная и
национальная
стандартизация
1
Межгосударственная система по стандартизации (МГСС). Международная организация по стандартизации (ИСО).Международная
электротехническая комиссия (МЭК). Экономическая эффективность стандартизации.

Уровень
освоения
Уровень
освоения
1

Уровень
освоения
1

Объем
часов

3
4
1

1

Коды
компетенций
4
ПК 1.4,
ПК 1.2

ПК 1.4,
ПК 1.2,
ПК 3.5,
ПК 4.4

1
Уровень
освоения
2

1

ПК 1.4,
ПК 1.2,
ПК 3.5,
ПК 4.4

8

Раздел 2. Основы взаимозаменяемости
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Взаимозаменяемость
гладких цилиндрических деталей
1
Основные понятия и определения. Общие положения ЕСДП. Обозначение полей допусков, предельных отклонений и посадок на чертежах. Неуказанные предельные отклонения размеров. Расчет и выбор посадок.
В том числе практических занятий
1. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений
2. Определение годности деталей в цилиндрических соединениях.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Точность формы и
расположения

Содержание учебного материала

Общие термины и определения. Отклонение и допуски формы, расположения. Суммарные отклонения и допуски формы и расположения поверхностей. Обозначение на чертежах допусков формы и расположения.
Лабораторная работа
1
Допуски формы и расположения поверхностей деталей.
1

27
Уровень
освоения
1

Содержание учебного материала

ПК 3.7

1

2
1
1
1
Уровень
освоения
1

4

1

2
2

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Шероховатость и
волнистость поверхности

4

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 3.7

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 3.7

1
Уровень
освоения

4

9

1

Тема 2.4
Система допусков и
посадок для подшипников качения.
Допуски на угловые
размеры.

Основные понятия и определения. Обозначение шероховатости поверхности.

Практическое занятие
1 Измерение параметров шероховатости поверхности
Самостоятельная работа обучающихся
1
Содержание учебного материала

Система допусков и посадок для подшипников качения. Допуски угловых размеров. Система допусков и посадок для конических соединений.
Практические занятия
1

Тема 2.5
Взаимозаменяемость
различных
соединений

Допуски и посадки подшипников качения.
Содержание учебного материала

Общие принципы взаимозаменяемости цилиндрической резьбы. Основные параметры метрической резьбы. Система допусков для цилиндрических зубчатых передач. Допуски зубчатых конических и гипоидных передач. Допуски червячных
передач. Взаимозаменяемость шпоночных соединений. Взаимозаменяемость шлицевых соединений.
В том числе практических занятий
1 Контроль резьбовых, зубчатых, шпоночных и шлицевых соединений.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1

Тема 2.6
Расчет размерных
цепей

2

1

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 3.7

2
1
Уровень
освоения

3

1

1
2

Уровень
освоения
2

Уровень
освоения

2
4

ПК 1.1
ПК 3.5
ПК 4.4

1

2
2
1
4

10

Основные термины и определения, классификация размерных цепей. Метод расчета размерных цепей на полную взаимозаменяемость. Теоретико-вероятностный
метод расчета размерных цепей.
Практическая работа
1 Расчет размерных цепей
Самостоятельная работа обучающихся
1
Раздел 3. Основы метрологии и технические измерения
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Основные понятия
метрологии
1

1

Измеряемые величины. Виды и методы измерений. Методика выполнения измерений. Метрологические показатели средств измерений. Классы точности средств
измерений. Международная система единиц (система СИ). Критерии качества измерений.

2

1
1
1
Уровень
освоения
1

В том числе практических занятий
1 Приведение несистемной величины измерений в соответствие с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2
Линейные и угловые
измерения

Содержание учебного материала

Плоскопараллельные меры длины. Меры длины штриховые. Микрометрические
приборы. Пружинные измерительные приборы. Оптико-механические приборы.
Пневматические приборы.Жесткие угловые меры. Угольники. Механические угломеры. Средства измерений основанные на тригонометрическом методе.
Лабораторные работы
1 Измерение деталей с использованием различных измерительных инструментов
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4.Основы сертификации
1

1

5
3

1

1
1
1
Уровень
освоения
1

2

1

1
1
4
11

Тема 4.1
Основные положения сертификации

Содержание учебного материала

Основные понятия, цели и объекты сертификации. Правовое обеспечение сертификации. Роль сертификации в повышении качества продукции. Общие сведения о
конкурентоспособности. Обязательная и добровольная сертификация.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1

Тема 4.2
Качество продукции

Основные понятия и определения в области качества продукции. Управление качеством продукции. Сертификация систем качества. Качество продукции и защита
потребителей.
Промежуточная аттестация
Всего:
1

Уровень
освоения
2

Уровень
освоения
2

1

1
1

1

1
40

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет
«Метрология,
стандартизация
и
сертификация»,
оснащенный
оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных плакатов и наглядных пособий;
- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
- измерительные инструменты,
техническими средствами обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы.
Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а
также электронные ресурсы для использования в учебном процессе.
Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов:
3.2.1. Печатные издания
1. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация/А.Д. Никифоров, Т.А.
Бакиев. – М.: Высшая школа, 2018. – 424 с.
2. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения:
учебное пособие/ А.Д. Никифоров. - М.: Высшая школа, 2018. – 509 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/;
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/;
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/;
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки» [Электронный
ресурс].
–
Санкт-Петербург,
2010-2016.
–
Режим
доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php;
Дополнительные источники:
1. Ганевский Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении/
Г.М. Ганевский, И.И. Гольдин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
2. Исаев Л.К. Метрология и стандартизация в сертификации/ Л.К. Исаев, В.Д. Маклинский. – ИПК Изд-во стандартов, 2014. – 169 с.
3. Палий М.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении/ М.А. Палий, В.А.
Брагинский. – М.: Машиностроение, 2013.

13

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
основные понятия, термины и Полно и точно перечислены
устный опрос, тестоопределения;
Определяющие черты каждого
вый контроль, конуказанного понятия и термина
трольные работы
средства метрологии, стандарти- Средства метрологии стандарти- устный опрос, тестозации и сертификации
зации и сертификации перечисвый контроль, конлены в полном объеме
трольные работы
профессиональные элементы
Знание нормативных документов устный опрос, тестомеждународной и региональной международной и региональной вый контроль, констандартизации;
стандартизации;
трольные работы
показатели качества и методы их Показатели качества и методы
оценки;
их оценки выбраны в соответствии с заданными условиями и
требованиями ИСО
системы и схемы сертификации Выбранные системы и схема
соответствуют заданным условиям
выполнять технические измере- Измерения выполнены в соотния, необходимые при проведе- ветствии с технической характении работ по техническому обристикой используемого инслуживанию и ремонту сельско- струмента
хозяйственной техники
осознанно выбирать средства и
Средства и методы измерения
методы измерения в соответвыбраны в соответствии с заданствии с технологической задаными условиями; использование
чей, обеспечивать поддержание измерительного инструмента сокачества работ;
ответствует основным правилам
их использования
указывать в технической доку- Заполнение технической документации требования к точности ментации соответствует треборазмеров, форме и взаимному ваниям ГОСТ
расположению поверхностей, к
качеству поверхности;
пользоваться таблицами стан- Использование для поиска техдартов и справочниками, в том нической информации комчисле в электронной форме, для плексных систем стандартов
поиска нужной технической информации;
рассчитывать соединения дета- Выбранные значения при расчелей для определения допустимо- те соответствуют нормативным
сти износа и работоспособности, документам
для возможности конструкторской доработки.

устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы
устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».