РП ОП.04 Электротехника и электроника

Министерство образования и науки
Забайкальского края
ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:01:46
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
Л им ова О. А.
«р/ »
^ « £ ^ >022:г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

пгт. Приаргунск, 2022г

Программа учебной дисциплины ОП 04 «Электротехника и электроника» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования.

Разработчики:
Милюхина Н.В. - преподаватель ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»;

Рассмотрено на заседании ПЦК
сельскохозяйственного цикла
Протокол № / от « р / » / ? £ 2 0 2 2 г.
Председатель ПЦК t ' f r m ' Z / Лопатина В. А.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 СТР.
7 СТР.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

14 СТР.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19 СТР.

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В
ДРУГИХ ОПОП

21 СТР.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и
ремонт с/х техники и оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
- понимать сущность процессов в электрических цепях постоянного и синусоидального токов;
- применять законы электрических цепей для их анализа;
- определять режимы электрических и электронных цепей и электромагнитных
устройств, а также магнитных цепей постоянного тока.
Знать:
- физические основы явлений в электрических цепях;
- законы электротехники;
- методы анализа электрических и магнитных цепей;
- принципы работы основных электрических машин, их рабочие и пусковые характеристики;
- элементную базу современных электронных устройств (полупроводниковых диодов
транзисторов и микросхем);
- параметры современных электронных устройств (усилителей, вторичных источников питания и микропроцессорных комплексов) и принципы действия универсальных
базисных логических элементов.

Код
компетенции

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:

ОК
01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

Знания,

умения

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)

ОК
02

Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК
09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решения
задач и проблем в профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях; методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для решения задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую информацию; выделять наиболее значимое в
перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска; оформлять результаты
поиска
Знания: номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления
результатов поиска информации
Умения:
применять
средства
информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания:
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности

Перечень профессиональных компетенций
ВД1
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
ПК 1.1.
Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление
документации о приемке новой техники
ПК 1.2.
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации
ПК 1.4.
Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами
ПК 1.5.
Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания
животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик
ПК 1.6.
Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования
тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций
ВД2
Эксплуатация сельскохозяйственной техники
ПК 2.1.
Осуществлять выбор, обоснование, расчет состава
машинно-тракторного агрегата и определение его эксплуатационных показателей
в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных
работ
ПК 2.3.
Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда
ВД3
Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
ПК 3.1.
Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и

ПК 3.2.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.
ПК 3.7.
ПК 3.8.
ПК 3.9.

механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов
Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее
техническим состоянием
Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта
Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой
Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости,
инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для
выполнения работ
Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
Оформлять документы о проведении технического обслуживания, ремонта, постановки и снятии с хранения сельскохозяйственной техники
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

50

Объем образовательной программы

50

в том числе:
теоретическое обучение, в.ч

35

практические занятия

20

Самостоятельная работа

15

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разСодержание учебного материала и формы организации деяделов и тем
тельности обучающихся

1
Раздел 1 Электротехника
Тема 1.1. Электрическое поле

Тема 1.2
Электрические цепи
постоянного тока

Тема 1.3
Электромагнетизм

Объем часов Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
3
33

2
Содержание учебного материала

Уровень
освоения
2

1.Электрическое поле и его характеристики. Электроемкость,
схемы соединения конденсаторов
( в том числе самостоятельная работа Решение задач - Электроизоляционные материалы – 1ч.)
Практическое занятие
2. ПЗ №1 Расчет электрических цепей при схематичном соединении конденсаторов
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1.Электрическая цепь постоянного тока, характеристики постоянного тока. Закон Ома. Сопротивление. Законы Кирхгофа. Расчеты сложных цепей Соединение проводника электрической цепи
(в том числе самостоятельная работа Решение задач - Расчет соединений резистора – 1ч.)
Практическое занятие
2. ПЗ № 2 Опытная проверка законов последовательного и параллельного соединений потребителей
3. ПЗ № 3 Расчеты сложных цепей
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1. Основные свойства и характеристики магнитного поля. Магнитное поле прямого тока, кольцевого и цилиндрической катушки. Закон полного тока. Намагничивание вещества. Магнитный гистерезис. Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция. Взаимоиндукция

4

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

6

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

2
2
3

2

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

Тема 1.4
Однофазные электрические цепи переменного тока

Тема 1.5
Трехфазные электрические цепи переменного тока

Тема 1.6. Электрические измерения

Тема 1.7.
Трансформаторы

(в том числе самостоятельная работа Решение задач - Преобразование механической энергии в электрическую и наоборот – 1ч.)
Практическое занятие
2. ПЗ № 4 Исследование явления самоиндукции
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1.Получение переменного тока и его характеристики. Цепи с индуктивным и
активным сопротивлениями. Цепи однофазного тока. Резонансный режим работы
(в том числе самостоятельная работа Решение задач – Определение коэффициента мощности – 1ч.)
Практические занятия
2. ПЗ № 5 Исследование цепи с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1.Получение трехфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора «звездой» и
«треугольником». Включение приемников электрической энергии «звездой» и
«треугольником»
(в том числе самостоятельная работа Решение задач - Расчет трехфазной цепи –
1ч.)
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1.Измерения. Методы измерения, расчет погрешности. Классификация измерительных приборов. Приборы магнитно-электрической и электромагнитной системы
(в том числе самостоятельная работа Решение задач - Расчет сопротивления и
мощности с помощью электрических приборов – 1ч.)
Практическое занятие
2. ПЗ № 6 Измерение силы тока и напряжения
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2

1
4

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

2

2

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

3

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

1
3

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8

Тема 1.8.
Электрические машины переменного
и постоянного тока

Тема 1.9.
Основы электропровода.
Передача и распределение электрической энергии

1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Трехфазные
трансформаторы. Автотрансформатор.
Практические занятия
2. ПЗ № 7 Электрооборудование автомобилей
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1.Принцип действия и устройство машины постоянного тока. Генераторы постоянного тока.
Вращающегося магнитного поля. Устройство и действия асинхронного двигателя. Синхронные машины переменного тока.
(в том числе самостоятельная работа Ситуационная задача - Сравнительный
анализ работы синхронного и асинхронного двигателя – 4ч.)
Уровень
освоения
2
1.Электропривод. Режимы работы двигателя. Выбор двигателя по мощности.
Диагностика электрических систем автомобиля
Распределение энергии. Станции и подстанции. Электрические сети.
(в том числе самостоятельная работа Ситуационная задача - Действие электрического тока на организм человека. Понятие о напряжении прикосновения, анализ ситуации – 1ч.)
Практическое занятие
2. ПЗ № 8 Расчет проводов по допустимой потере напряжения в машинах постоянного тока

1
2
5

3

Тема 2.2. Полупро-

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

1
17

Содержание учебного материала
Тема 2.1. Физические основы электроники

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

5

Содержание учебного материала

Раздел 2 Электроника

ОК 01, ОК 02, ОК 09

Уровень
освоения
2
1.Свойство полупроводников. Собственная и примесная проводимость
(в том числе самостоятельная работа Ситуационная задача - Сравнительная характеристика полупроводников с точки зрения зонной теории с проводниками и
диэлектриками – 1ч.)
Содержание учебного материала
Уровень
освоения

2

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

4

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3

водниковые приборы

Тема 2.3. Интегральные схемы
микроэлектроники

Тема 2.4. Электронные выпрямители и
стабилизаторы

Тема 2.5.
Электронные усилители

Тема 2.6. Электронные генераторы и

6
1.Электронно-дырочный переход. Вольтамперная характеристика Полупроводниковые диоды. Виды диодов, их маркировка. Биполярные транзисторы. Схемы
включений. Применение и маркировка транзисторов. Полупроводниковые фотоэлементы. Фотореле
(в том числе самостоятельная работа Разработка проекта практическое применение фоторезисторов – 1ч.)
Практическое занятие
2. ПЗ № 9 Схемы соединения диодов
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1.Интегральные схемы микроэлектроники.
Система автоматического контроля, его структура. Исполнительные элементы
контроля. Основные сведения о микропроцессоре и микро-ЭВМ.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1.Основные сведения об электронных выпрямителях. Двухфазный и трехфазный выпрямители. Стабилизаторы. Стабилизаторы напряжения.
(в том числе самостоятельная работа Работа однополупроводникового выпрямителя – 1ч.)
Практическое занятие
2. ПЗ № 10 Работа однополупроводникового выпрямителя
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2
1.Назначение и классификация усилителей. Усилитель УНИ. Предварительный
каскад
(в том числе самостоятельная работа Решение задач - Расчет коэффициента
трансформации выходного трансформатора – 1ч.)
Практическое занятие
2. ПЗ № 11 Расчет усилителя частоты
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
2

ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2

2
1

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

1

4

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

2
3

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09

2

1
3

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8

измерительные
приборы

1. Основные сведения о генераторе. Генераторы высокой частоты типа LC и
RC. Электронные измерительные приборы
Практическое занятие
2. ПЗ № 12 Диагностика электронных систем автомобиля
Всего

1
2
50

ОК 01, ОК 02, ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Электротехника и электроника».
Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места (по количеству обучающихся);
- комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации;
- наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты.
Оборудование лаборатории:
- посадочные места (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
- наглядные пособия
- приборы, инструменты и приспособления;
- мультиметр.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника. М. «Академия», 2017
Дополнительные источники:
1.Прошин В.М. Электротехника Рекомендован ФГУ ФИРОМ.И. Академия 2015
2. С.А. Миленина, «Электротехника, электроника, схемотехника», Учебник
и практикум для СПО. Москва «Юрайт», 2017
3.Основы электроники и цифровой схемотехники: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования/ С.А.Богомолов.- 5-изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»
2018. -208с.
4.Инькова Ю.Н. Электротехника и электроника /7-изд.,переаб и доп. М.:
Издательский центр «Академия», 2015.5.Основы электроники и цифровой схемотехники:
учебник для студ.
учреждений сред. Проф. образования/ С.А.Богомолов.- 5-изд., стер.- М.:
Издательский центр «Академия», 2018. -208с.
6.Электроника и схемотехника: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования
/ В.Б. Кравченко, Е.А. Бородкин.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 304с.
Интернет-ресурсы:
1. Попов В.С. Теоретическая электротехника. ISBN: 5-283-00587-9. Книга является
учебником по курсу теоретической электротехники – Режим доступа:
http://www.twipx.com/file/366453 (14.03.17)
2. Электроника, Электротехника учебник. Учебное пособие рассматривает элементную базу электронных компонентов и построение функциональных узлов аналоговой и цифровой электроники – Режим доступа: http://smps.h18.ru/textbook.html (14.03.17)
3.3. Организация образовательного процесса
Связь с дисциплинами:
ОП.01 Инженерная графика
ОП.02 Техническая механика
ОП.04 Материаловедение
16

ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация
Связь с профессиональными модулями:
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
ПМ.03 Организация процессов модернизации и модификации автотранспортных средств
Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с утвержденными учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основу организации учебного процесса составляет график учебного процесса. Расписание учебных занятий, наряду с учебным планом и программами – основной
документ регулирующий организацию учебного процесса в колледже.
Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность одного вида
занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два академических
часа.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров.
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольной работы.
Результаты обучения
Знания:
Знать:
- физические основы явлений в
электрических цепях;
- законы электротехники;
- методы анализа электрических и магнитных цепей;
- принципы работы основных
электрических машин, их рабочие и
пусковые характеристики;
- элементную базу современных электронных устройств (полупроводниковых диодов
транзисторов и микросхем);
- параметры современных электронных устройств (усилителей, вторичных источников питания и микропроцессорных комплексов) и принципы действия универсальных базисных
логических элементов.
Умения:
Уметь:
- понимать сущность процессов
в электрических цепях постоянного и
синусоидального токов;
- применять законы электрических цепей для их анализа;
- определять режимы электрических и электронных цепей и электромагнитных устройств, а также магнитных цепей постоянного тока.

Критерии оценки

Методы оценки

Полнота продемонстри- Устный опрос
рованных знаний и уме- Тестирование
ние применять их при Контрольная работа
выполнении
практических и лабораторных работ

Выполнение
практиче- Устный опрос, теских и лабораторных ра- стирование,
конбот в соответствии с за- трольная работа
данием

5. Возможности использования программы в других ОПОП
Программа учебной дисциплины может быть использована также по специальностям,
входящим в состав укрупненной группы специальностей СПО:
23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям»);
18

35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».