Министерство образования и науки Забайкальского края ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 16:01:46 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» Л им ова О. А. «р/ » ^ « £ ^ >022:г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА пгт. Приаргунск, 2022г Программа учебной дисциплины ОП 04 «Электротехника и электроника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования. Разработчики: Милюхина Н.В. - преподаватель ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»; Рассмотрено на заседании ПЦК сельскохозяйственного цикла Протокол № / от « р / » / ? £ 2 0 2 2 г. Председатель ПЦК t ' f r m ' Z / Лопатина В. А. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТР. 7 СТР. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 14 СТР. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19 СТР. 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП 21 СТР. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехника и электроника 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Уметь: - понимать сущность процессов в электрических цепях постоянного и синусоидального токов; - применять законы электрических цепей для их анализа; - определять режимы электрических и электронных цепей и электромагнитных устройств, а также магнитных цепей постоянного тока. Знать: - физические основы явлений в электрических цепях; - законы электротехники; - методы анализа электрических и магнитных цепей; - принципы работы основных электрических машин, их рабочие и пусковые характеристики; - элементную базу современных электронных устройств (полупроводниковых диодов транзисторов и микросхем); - параметры современных электронных устройств (усилителей, вторичных источников питания и микропроцессорных комплексов) и принципы действия универсальных базисных логических элементов. Код компетенции В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: ОК 01 Формулировка компетенции Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности Перечень профессиональных компетенций ВД1 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц ПК 1.1. Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой техники ПК 1.2. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации ПК 1.4. Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами ПК 1.5. Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик ПК 1.6. Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций ВД2 Эксплуатация сельскохозяйственной техники ПК 2.1. Осуществлять выбор, обоснование, расчет состава машинно-тракторного агрегата и определение его эксплуатационных показателей в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных работ ПК 2.3. Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда ВД3 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники ПК 3.1. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и ПК 3.2. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 3.9. механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее техническим состоянием Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами Оформлять документы о проведении технического обслуживания, ремонта, постановки и снятии с хранения сельскохозяйственной техники 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 50 Объем образовательной программы 50 в том числе: теоретическое обучение, в.ч 35 практические занятия 20 Самостоятельная работа 15 Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разСодержание учебного материала и формы организации деяделов и тем тельности обучающихся 1 Раздел 1 Электротехника Тема 1.1. Электрическое поле Тема 1.2 Электрические цепи постоянного тока Тема 1.3 Электромагнетизм Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 3 33 2 Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Электрическое поле и его характеристики. Электроемкость, схемы соединения конденсаторов ( в том числе самостоятельная работа Решение задач - Электроизоляционные материалы – 1ч.) Практическое занятие 2. ПЗ №1 Расчет электрических цепей при схематичном соединении конденсаторов Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Электрическая цепь постоянного тока, характеристики постоянного тока. Закон Ома. Сопротивление. Законы Кирхгофа. Расчеты сложных цепей Соединение проводника электрической цепи (в том числе самостоятельная работа Решение задач - Расчет соединений резистора – 1ч.) Практическое занятие 2. ПЗ № 2 Опытная проверка законов последовательного и параллельного соединений потребителей 3. ПЗ № 3 Расчеты сложных цепей Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1. Основные свойства и характеристики магнитного поля. Магнитное поле прямого тока, кольцевого и цилиндрической катушки. Закон полного тока. Намагничивание вещества. Магнитный гистерезис. Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция. Взаимоиндукция 4 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 6 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 2 2 3 2 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Тема 1.4 Однофазные электрические цепи переменного тока Тема 1.5 Трехфазные электрические цепи переменного тока Тема 1.6. Электрические измерения Тема 1.7. Трансформаторы (в том числе самостоятельная работа Решение задач - Преобразование механической энергии в электрическую и наоборот – 1ч.) Практическое занятие 2. ПЗ № 4 Исследование явления самоиндукции Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Получение переменного тока и его характеристики. Цепи с индуктивным и активным сопротивлениями. Цепи однофазного тока. Резонансный режим работы (в том числе самостоятельная работа Решение задач – Определение коэффициента мощности – 1ч.) Практические занятия 2. ПЗ № 5 Исследование цепи с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Получение трехфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора «звездой» и «треугольником». Включение приемников электрической энергии «звездой» и «треугольником» (в том числе самостоятельная работа Решение задач - Расчет трехфазной цепи – 1ч.) Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Измерения. Методы измерения, расчет погрешности. Классификация измерительных приборов. Приборы магнитно-электрической и электромагнитной системы (в том числе самостоятельная работа Решение задач - Расчет сопротивления и мощности с помощью электрических приборов – 1ч.) Практическое занятие 2. ПЗ № 6 Измерение силы тока и напряжения Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1 4 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 2 2 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 3 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 1 3 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 Тема 1.8. Электрические машины переменного и постоянного тока Тема 1.9. Основы электропровода. Передача и распределение электрической энергии 1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Трехфазные трансформаторы. Автотрансформатор. Практические занятия 2. ПЗ № 7 Электрооборудование автомобилей Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Принцип действия и устройство машины постоянного тока. Генераторы постоянного тока. Вращающегося магнитного поля. Устройство и действия асинхронного двигателя. Синхронные машины переменного тока. (в том числе самостоятельная работа Ситуационная задача - Сравнительный анализ работы синхронного и асинхронного двигателя – 4ч.) Уровень освоения 2 1.Электропривод. Режимы работы двигателя. Выбор двигателя по мощности. Диагностика электрических систем автомобиля Распределение энергии. Станции и подстанции. Электрические сети. (в том числе самостоятельная работа Ситуационная задача - Действие электрического тока на организм человека. Понятие о напряжении прикосновения, анализ ситуации – 1ч.) Практическое занятие 2. ПЗ № 8 Расчет проводов по допустимой потере напряжения в машинах постоянного тока 1 2 5 3 Тема 2.2. Полупро- ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 1 17 Содержание учебного материала Тема 2.1. Физические основы электроники ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 5 Содержание учебного материала Раздел 2 Электроника ОК 01, ОК 02, ОК 09 Уровень освоения 2 1.Свойство полупроводников. Собственная и примесная проводимость (в том числе самостоятельная работа Ситуационная задача - Сравнительная характеристика полупроводников с точки зрения зонной теории с проводниками и диэлектриками – 1ч.) Содержание учебного материала Уровень освоения 2 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 4 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 водниковые приборы Тема 2.3. Интегральные схемы микроэлектроники Тема 2.4. Электронные выпрямители и стабилизаторы Тема 2.5. Электронные усилители Тема 2.6. Электронные генераторы и 6 1.Электронно-дырочный переход. Вольтамперная характеристика Полупроводниковые диоды. Виды диодов, их маркировка. Биполярные транзисторы. Схемы включений. Применение и маркировка транзисторов. Полупроводниковые фотоэлементы. Фотореле (в том числе самостоятельная работа Разработка проекта практическое применение фоторезисторов – 1ч.) Практическое занятие 2. ПЗ № 9 Схемы соединения диодов Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Интегральные схемы микроэлектроники. Система автоматического контроля, его структура. Исполнительные элементы контроля. Основные сведения о микропроцессоре и микро-ЭВМ. Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Основные сведения об электронных выпрямителях. Двухфазный и трехфазный выпрямители. Стабилизаторы. Стабилизаторы напряжения. (в том числе самостоятельная работа Работа однополупроводникового выпрямителя – 1ч.) Практическое занятие 2. ПЗ № 10 Работа однополупроводникового выпрямителя Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1.Назначение и классификация усилителей. Усилитель УНИ. Предварительный каскад (в том числе самостоятельная работа Решение задач - Расчет коэффициента трансформации выходного трансформатора – 1ч.) Практическое занятие 2. ПЗ № 11 Расчет усилителя частоты Содержание учебного материала Уровень освоения 2 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 2 1 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 1 4 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 2 3 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 ОК 01, ОК 02, ОК 09 2 1 3 ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 ПК 2.1, 2.3 ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8 измерительные приборы 1. Основные сведения о генераторе. Генераторы высокой частоты типа LC и RC. Электронные измерительные приборы Практическое занятие 2. ПЗ № 12 Диагностика электронных систем автомобиля Всего 1 2 50 ОК 01, ОК 02, ОК 09 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Электротехника и электроника». Оборудование кабинета: - рабочее место преподавателя; - посадочные места (по количеству обучающихся); - комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации; - наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты. Оборудование лаборатории: - посадочные места (по количеству обучающихся); - рабочее место преподавателя. - наглядные пособия - приборы, инструменты и приспособления; - мультиметр. Технические средства обучения: - компьютер; - мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника. М. «Академия», 2017 Дополнительные источники: 1.Прошин В.М. Электротехника Рекомендован ФГУ ФИРОМ.И. Академия 2015 2. С.А. Миленина, «Электротехника, электроника, схемотехника», Учебник и практикум для СПО. Москва «Юрайт», 2017 3.Основы электроники и цифровой схемотехники: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ С.А.Богомолов.- 5-изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия» 2018. -208с. 4.Инькова Ю.Н. Электротехника и электроника /7-изд.,переаб и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2015.5.Основы электроники и цифровой схемотехники: учебник для студ. учреждений сред. Проф. образования/ С.А.Богомолов.- 5-изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. -208с. 6.Электроника и схемотехника: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.Б. Кравченко, Е.А. Бородкин.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 304с. Интернет-ресурсы: 1. Попов В.С. Теоретическая электротехника. ISBN: 5-283-00587-9. Книга является учебником по курсу теоретической электротехники – Режим доступа: http://www.twipx.com/file/366453 (14.03.17) 2. Электроника, Электротехника учебник. Учебное пособие рассматривает элементную базу электронных компонентов и построение функциональных узлов аналоговой и цифровой электроники – Режим доступа: http://smps.h18.ru/textbook.html (14.03.17) 3.3. Организация образовательного процесса Связь с дисциплинами: ОП.01 Инженерная графика ОП.02 Техническая механика ОП.04 Материаловедение 16 ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация Связь с профессиональными модулями: ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств ПМ.03 Организация процессов модернизации и модификации автотранспортных средств Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с утвержденными учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основу организации учебного процесса составляет график учебного процесса. Расписание учебных занятий, наряду с учебным планом и программами – основной документ регулирующий организацию учебного процесса в колледже. Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность одного вида занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два академических часа. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров. Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольной работы. Результаты обучения Знания: Знать: - физические основы явлений в электрических цепях; - законы электротехники; - методы анализа электрических и магнитных цепей; - принципы работы основных электрических машин, их рабочие и пусковые характеристики; - элементную базу современных электронных устройств (полупроводниковых диодов транзисторов и микросхем); - параметры современных электронных устройств (усилителей, вторичных источников питания и микропроцессорных комплексов) и принципы действия универсальных базисных логических элементов. Умения: Уметь: - понимать сущность процессов в электрических цепях постоянного и синусоидального токов; - применять законы электрических цепей для их анализа; - определять режимы электрических и электронных цепей и электромагнитных устройств, а также магнитных цепей постоянного тока. Критерии оценки Методы оценки Полнота продемонстри- Устный опрос рованных знаний и уме- Тестирование ние применять их при Контрольная работа выполнении практических и лабораторных работ Выполнение практиче- Устный опрос, теских и лабораторных ра- стирование, конбот в соответствии с за- трольная работа данием 5. Возможности использования программы в других ОПОП Программа учебной дисциплины может быть использована также по специальностям, входящим в состав укрупненной группы специальностей СПО: 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»; 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям»); 18 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования. 19