РП ОП.02 Техническая механика

Министерство образования, науки и молодеясной политики
Забайкальского края
Ш ОУ «Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:00:24
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверясдаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
Димова О. А.
« <У »
22г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

2022г

Программа учебной дисциплины «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» разрабо­
тана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности 35.02,16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования

Разработчики:
Бардахаев НК. мастер производственного обучения

Рассмотрено на заседании ПЦК
Технического профиля
Протокол № -j_ от « &/ »
2022 г.
Председатель ПЦК
________ ____________ Лопатина В. А.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4 стр

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 стр.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

16 стр.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18 стр.

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В
ДРУГИХ ОПОП

24стр.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и
ремонт сельскохозяйственной техники и оборудова-ния
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Техническая механика» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина связана с МДК профессиональных модулей:
ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц;
ПМ.02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники;
ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники,
а так же с дисциплинами инженерная графика и материаловедение.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ПК 1.1-1.6
ПК 2.1-2.5
ПК 3.1, 3.2,
3.4-3.8
ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02
ВД1
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.

Умения

Знания

производить расчеты на прочность
при растяжении и сжатии, срезе и
смятии, кручении и изгибе;
выбирать рациональные формы поперечных сечений;
производить расчеты зубчатых и
червячных передач, передачи
«винт-гайка», шпоночных соединений на контактную прочность;
производить проектировочный и
проверочный расчеты валов;
производить подбор и расчет подшипников качения

основные понятия и аксиомы
теоретической механики;
условия равновесия системы
сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил;
методики решения задач по
теоретической механике, сопротивлению материалов;
методику проведения прочностных расчетов деталей машин;
основы конструирования деталей и сборочных единиц

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной
техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой техники
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов
электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации
Осуществлять подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами, в соответствии с условиями работы

ПК 1.4.

ПК 1.5.
ПК 1.6.
ВД2
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 2.5.
ВД3
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.
ПК 3.7.
ПК 3.8.

Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств
защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами
Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания
животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик
Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций
Эксплуатация сельскохозяйственной техники
Осуществлять выбор, обоснование, расчет состава машинно-тракторного агрегата и определение его эксплуатационных показателей в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных работ
Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения
машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы
Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда
Управлять тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D»,
«Е», «F» в соответствии с правилами дорожного движения
Управлять автомобилями категории «В» и «С» в соответствии с правилами дорожного движения
Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и
механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов
Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с
ее техническим состоянием
Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта
Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой
Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ
Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами
Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

112

Объем образовательной программы

112

в том числе:
теоретическое обучение

55

практические занятия

22

контрольная работа

2

самостоятельная работа

33

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
Раздел 1 Теоретическая механика
Тема 1.1.
Основные понятия
и аксиомы статики

2

Тема 1. 2.
Плоская система
сил

Уровень
освоения

Уровень
освоения

1. Введение. Основные понятия статики. Материальная точка, абсолютно твердое тело, сила, система сил, равнодействующая, уравновешенная система сил.
Аксиомы статики. Связи и реакции связей.
Содержание учебного материала

2

Тема 1.3
Пространственная
система сил
1.Пространственная система сходящихся сил. Пространственная система произ-

Коды компетенций,
формированию которых способствует элемент программы

3
22

Содержание учебного материала

1.Система сходящихся сил. Геометрическое и аналитическое определение равнодействующей силы. Условие и уравнение равновесия (самостоятельная работа - равновесие плоской системы сходящихся сил – решение задач 2 часа)
2.Пара сил. Момент силы относительно точки. Приведение силы к точке.
3.Приведение плоской системы сил к центру. Условия равновесия. Виды уравнений равновесия плоской произвольной системы сил.
4.Балочные системы. Классификация нагрузок и опор. Трение.
5.Определение реакций балочных опор (самостоятельная работа - определение
реакций балочных опор - решение задач 2 часа)
Самостоятельная работа обучающихся:
- решение задач на равновесие плоской системы сходящихся сил (2 часа)
- определение реакций балочных опор (2 часа)
Содержание учебного материала

Объем
часов

Уровень
освоения
2

4

ОК1-ОК4

10

ОК1-ОК4,
ОК9

4

ОК1- 4

2
2
2
2

Уровень
освоения
2

Тема 1.4
Кинематика

Тема 1.5
Динамика

вольно расположенных сил. Уравнения равновесия (самостоятельная работа Определение реакций подшипников валов – решение задач 2 часа)
Самостоятельная работа обучающихся:
- определение реакций подшипников валов (2 часа)
Содержание учебного материала
1.Кинематика точки. Поступательное и вращательное движения твердого тела
(самостоятельная работа - определение кинематических параметров движения
твердого тела – решение задач -2 часа)
Самостоятельная работа обучающихся:
-определение кинематических параметров движения твердого тела (2 часа)
Содержание учебного материала
1.Аксиомы и задачи динамики. Сила инерции. Работа, мощность, кпд.

Раздел 2 Сопротивление материалов
Тема 2.1
Основные положения
Тема 2.2
Растяжение,
сжатие

Уровень
освоения
2

4

ОК1-2, ОК4

Уровень
освоения
2

2

ОК2-4

38
Содержание учебного материала
1.Основные понятия и задачи сопротивления материалов. Основные гипотезы и
допущения. Метод сечений. Внутренние силовые факторы. Виды деформаций.
Напряжение: полное, нормальное, касательное.
Содержание учебного материала

Уровень
освоения
2

2

ОК3,ОК6,

Уровень
освоения
2

6

ОК 4, ОК6,
ОК9

1.Растяжение, сжатие. ВСФ. Продольные силы, нормальные напряжения и их
эпюры. Деформации при растяжении, сжатии. Закон Гука (самостоятельная работа - построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений – решение
задач 2 часа)
2.Испытания материалов на растяжение и сжатие. Диаграммы растяжения и сжа- 2
тия пластичных и хрупких материалов.
3.Напряжения расчётные, предельные и допускаемые. Условие прочности при
3
растяжении, сжатии. Расчеты на прочность (самостоятельная работа - расчеты на
прочность при растяжении, сжатии – решение задач 2часа)
Тематика практических занятий
1. Практическое занятие 1 - Подбор сечений из расчета на прочность при растяжении, сжатии.
Самостоятельная работа обучающихся:

2
2

Тема 2.3
Срез и смятие

Тема 2.4
Кручение

Тема 2.5
Изгиб

Раздел 3
Детали машин

- построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений (2 часа)
- расчеты на прочность при растяжении, сжатии (2часа)
Содержание учебного материала

Уровень
освоения
2

1.Срез, смятие. Основные расчетные предпосылки. Касательные напряжения
среза. Нормальные напряжения смятия. Условия прочности при срезе и смятии.
Тематика практических занятий
1. Практическое занятие 2 - Практические расчеты на срез и смятие соединений деталей машин.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1.Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Кручение. Внутренние
2
силовые факторы. Эпюры крутящих моментов. Касательные напряжения. Угол
закручивания. Условие прочности при кручении (самостоятельная работа - расчеты на прочность при кручении – решение задач 2 часа)
Тематика практических занятий
1.Практическое занятие 3 - Определение диаметров вала из расчета на прочность при кручении.
Самостоятельная работа обучающихся:
- расчеты на прочность при кручении (2 часа)
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1.Изгиб, основные понятия и определения. Внутренние силовые факторы, пра2
вила построения эпюр.
2.Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов (самостоятельная работа- по- 2
строение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов – решение задач 2 часа)
3.Напряжения при прямом изгибе. Условие прочности. Расчеты на прочность
3
при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений (самостоятельная работа
- расчеты на прочность при изгибе 2 часа)
Тематика практических занятий
1. Практическое занятие 4 - Подбор рациональных сечений из расчета на прочность при изгибе.
Самостоятельная работа обучающихся:
- построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов (2 часа)
- расчеты на прочность при изгибе (2 часа)
Контрольная работа

4

ОК1 – 4

2
2
4

ОК 1- 4

2
2

6

2
2

2
52

ОК 1- 4

Тема 3.1
Основные положения. Общие сведения о передачах

Тема 3.2
Механические передачи

Содержание учебного материала
1.Основные положения курса «Детали машин». Механические передачи. Основные кинематические и силовые соотношения. Кинематические схемы (самостоятельная работа - расчет привода – решение задач 2 часа)
Самостоятельная работа обучающихся:
- расчет привода (2 часа)
Содержание учебного материала

Уровень
освоения
2

4

ОК 1-4,ОК6,
ОК 9
ПК1.3

Уровень
освоения
2

16

ОК 1- 4,
ОК9
ПК1.3,
ПК3.3

1.Фрикционные передачи. Достоинства, недостатки. Вариаторы. Зубчатые передачи: достоинства, недостатки, область применения, классификация.
2.Геометрия и кинематика цилиндрических прямозубых передач. Основы расче- 2
та на контактную прочность. Конические зубчатые передачи (самостоятельная
работа - расчет зубчатой передачи 2 часа)
3.Передача винт-гайка: достоинства, недостатки, область применения, основы
2
расчета. Червячные передачи: достоинства, недостатки, область применения,
классификация (самостоятельная работа - расчет передачи винт-гайка – решение
задач 2 часа)
4.Основные геометрические соотношения в червячной передаче. Основы расчета 2
на контактную прочность (самостоятельная работа - расчет червячной передачи
2 часа)
5.Редукторы (самостоятельная работа - устройство зубчатых и червячных редук- 2
торов 2 часа)
6.Ременные передачи (самостоятельная работа - расчет ременной передачи 2 ча- 2
са)
7. Цепные передачи.
2
Тематика практических занятий
1. Практические занятия 5,6 - Расчет цилиндрической прямозубой передачи на контактную
прочность
2. Практическое занятие 7 - Расчет передачи винт-гайка.
3.Практическое занятие 8 - Расчет червячной передачи.
Самостоятельная работа обучающихся:
- расчет зубчатой передачи (2 часа)
- расчет передачи винт-гайка (2 часа)
- расчет червячной передачи (2 часа)
- устройство зубчатых и червячных редукторов (2 часа)

6
4
2
2

Тема 3.3
Детали и узлы, обслуживающие передачи

Тема 3.4
Соединения деталей машин

Всего:

- расчет ременной передачи (2 часа)
Содержание учебного материала
1.Валы и оси, общие сведения.
Проектировочный и проверочный расчет валов (самостоятельная работа - проверочный расчет валов – решение задач 2 часа)
2.Подшипники скольжения и подшипники качения устройство, достоинства, недостатки, конструктивные особенности, область применения, классификация.
Сравнительный анализ подшипников скольжения и качения
3.Условные обозначения подшипников качения, основные типы. Подбор подшипников качения по динамической грузоподъемности. Краткие сведения о
конструировании опор валов (самостоятельная работа - расчет подшипников качения - решение задач 2 часа)
4.Механические муфты, их назначение и классификация. Устройство, принцип
действия основных типов муфт. Методика подбора муфт. Проектирование и
конструирование муфт (самостоятельная работа -устройство муфт 2 часа)
Тематика практических занятий
1.Практическое занятие 9 - Расчет валов
2.Практическое занятие 10 - Подбор и расчет подшипников качения
Самостоятельная работа обучающихся:
- проверочный расчет валов (2 часа)
- расчет подшипников качения (2 час)
- устройство муфт (2 часа)
Содержание учебного материала
1.Разъемные и неразъемные соединения деталей машин. Назначение, достоинства и недостатки, область применения. Классификация, сравнительная оценка.
2. Проектирование и конструирование неразъемных и разъемных соединений.
Расчеты на прочность (самостоятельная работа - расчеты на прочность соединений деталей машин - решение задач 2 часа)
Тематика практических занятий
1.Практическое занятие 11 - Расчет шпоночных соединений
Самостоятельная работа обучающихся:
- расчеты на прочность соединений деталей машин (4 часа)

Уровень
освоения
2

10

ОК1-4, ОК9
ПК1.1, 1.3,
ПК3.3

2

2

3

4
2
2

Уровень
освоения
2

8

3

2
2

112

ОК1-4
ПК1.1, 1.3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая
механика»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- учебная доска;
- объемные модели механических передач;
- образцы редукторов (цилиндрического, конического, червячного).
- комплект учебно-методической документации;
- комплект деталей, измерительных инструментов.
Технические средства обучения:
- мультимедиа оборудование
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Опарин И. С. основы технической механики: учебник для студ. Учреждений сред.
проф. Образования /И.С.Опарин.-8-е изд,стер.-М. :Издательский центр Академия,2018.-144 с.
2. Вереина Л. И. Техническая механика: учебник для студ.учреждений
сред.проф.образования/ Л. И. Вереина, М. М. Краснов – М.:Издательство центр
«Академия», 2017. – 352 с
Дополнительная литература
1. Вереина Л. И. Техническая механика: учебник для студ.учреждений
сред.проф.образования/ Л. И. Вереина, М. М. Краснов – М.:Издательство центр
«Академия», 2011. – 352 с
3.3. Организация образовательного процесса
Связь с дисциплинами:
ЕН.01 Математика
ОП.01 Инженерная графика
ОП.04 Материаловедение
Связь с профессиональными модулями:
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с
утвержденными учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основу организации учебного процесса составляет график учебного процесса. Расписание учебных занятий, наряду с учебным планом и программами – основной документ регулирующий организацию учебного процесса в колледже.
Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность одного вида занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два академических часа.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров.
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения,
профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-Производить расчеты на прочность при
растяжении и сжатии, срезе и смятии,
кручении и изгибе;
-выбирать рациональные формы поперечных сечений;
-производить расчеты зубчатых и червячных передач, передачи «винт-гайка»,
шпоночных соединений на контактную
прочность
-производить проектировочный и проверочный расчет валов;
- производить подбор и расчет подшипников качения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и аксиомы теоретической механики;
- условия равновесия системы сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил;
- методики решения задач по теоретической механике, сопротивлению материалов;
- методику проведения прочностных расчетов деталей машин;
- основы конструирования деталей и сборочных единиц.

Формы и методы оценки
- решение задач
- контрольная работа

- решение задач
- контрольная работа
- решение задач
- практическая работа
- решение задач
- практическая работа
- решение задач
- практическая работа
- устный опрос

- устный опрос
- решение задач
- тестирование
- устный опрос
- решение задач
- практическая работа
- устный опрос
- решение задач
- практическая работа
- решение задач
- практическая работа

5. Возможности использования программы в других ОПОП
Программа дисциплины ОП.02 Техническая механика может быть использована в
программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».