Министерство образования и науки Забайкальского края ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 15:50:08 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ«ПГК» Х ^ С ^ Я ^ ОА.Димова 2022г ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Экологические основы природопользования 2022 Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования Организация правообладатель: ГПОУ « Приаргунский государственный колледж» Разработчики: Артамонова Анастасия Евгеньевна, преподаватель ГПОУ «ПГК». Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол№ / от < » && 2022 г. Председатель ППК Протасова Ф. Р. СОДЕРЖАНИЕ 1. 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТР. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 СТР. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 14 СТР. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 СТР. 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП 18 СТР. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Экология» относится к естественнонаучному циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: У1- выявлять общие закономерности действия факторов окружающей среды; У2- выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, возможные пути снижения последствий техногенного влияния на окружающую среду; У3- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия « устойчивое развитие» ; У4- определять состояние экологической ситуации окружающей местности. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: З1-об основных условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса; З2- об основных экологических требованиях к компонентам окружающей среды; об экологических требованиях к уровню шума, вибрации при организации строительства автомобильных дорог в условиях города; З3- об основных положениях концепции устойчивого развития и причинах её возникновения; З4- об основных способах решения экологических проблем в рамках концепции « Устойчивость и развитие»; З5-об истории охраны природы в России и основных типах организаций , занимающихся охраной природы В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: Шиф р комп . ОК 01 Наименование компетенций Дескрипторы (показатели сформированности) Умения Знания Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и числе неочевидных. Разработка детального плана действий ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного ОК 5 Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы. Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска смежных областях. Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации Организовывать Психология коллектива работу коллектива и Психология личности команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. ОК 6 ОК 7 ОК 9 контекста. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии Сущность гражданскопатриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте Соблюдать нормы Правила экологической экологической безопасности при безопасности ведении Определять профессиональной направления деятельности ресурсосбережения Основные ресурсы в рамках задействованные в профессиональной профессиональной деятельности по деятельности профессии Пути обеспечения (специальности) ресурсосбережения. Использовать Применение средств Применять средства Современные средства информационные информатизации и информационных и устройства технологии в информационных технологий для информатизации профессиональной технологий для решения Порядок их применения деятельности. реализации профессиональных и программное профессиональной задач обеспечение в деятельности Использовать профессиональной современное деятельности программное обеспечение 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 48 Объем образовательной программы 48 в том числе: теоретические занятия 32 практические занятия 6 самостоятельная работа 10 Промежуточная аттестация проводится в форме зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельная разделов и тем работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Состояние окружающей среды и природопользование Тема 1.1. Содержание учебного материала Введение 1 Введение. Основные понятия экологии. Задачи, цель, специфика дисциплины. Тема 1.2. Содержание учебного материала Взаимодействие человека и природы 1 Природа и общество. Развитие производительных сил общества. Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования . Концепция устойчивого развития Тематика практических занятий 1 Тема 1.3. Влияние урбанизации на биосферу. Утилизация промышленных отходов Тема 1.4. Признаки экологического кризиса. Уровень Объем освоения часов Осваиваемые элементы компетенций 24 ОК01-03,06,07 Уровень освоения 2 2 Уровень освоения 2 2 2 Практическое занятие № 1 « Окружающая среда и её факторы» Содержание учебного материала Уровень освоения 2 Влияние урбанизации на биосферу. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Утилизация промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств В том числе самостоятельная работа: -подготовка сообщения «Роль человеческого фактора в решении проблем экологии» (2 ч.) Содержание учебного материала Уровень освоения 1 Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: 2 разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, 1 ОК01,02,0507,09 4 ОК01,02,0507,09 4 ОК01-03,0507,09 «парниковый эффект» и другие Глобальные проблемы экологии Тема 1.5. Природные ресурсы и их классификация В том числе самостоятельная работа: -заполнение таблицы «Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на окружающую среду» (2 ч.) Содержание учебного материала Уровень освоения 2 Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства В том числе самостоятельная работа: -подготовка доклада по темам: Обзор промышленных производств г Читы, с анализом вреда для окружающей среды; Обзор промышленных производств Забайкальского края, с анализом вреда для окружающей среды. (2 ч.) Тема 1.6. Содержание учебного материала Уровень Загрязнение освоения биосферы и 1 Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое 2 основные пути и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. миграции и 2 Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и 2 накопления в накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. биосфере токсичных Тематика практических занятий и радиоактивных веществ 1 Практическая работа № 2 « Экологическая характеристика места 3 жительства» Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности Тема 2.1. Понятие экологического риска. Мониторинг. Экологическая оценка производств 1 4 ОК01-03,05-07 ОК01-05,07,09 6 2 14 Содержание учебного материала 1 Понятие экологического риска. 2 Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Уровень освоения 2 2 6 ОК01-03,07,09 и предприятий Основные задачи мониторинга: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду и прогнозирование состояния окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий. Содержание учебного материала 3 Тема 2.2. История Российского природоохранного законодательства. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Тема 2.3. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды 2 4 ОК01,02,0507,09 1 Уровень освоения 2 4 ОК01-07,09 1 Уровень освоения 2 История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций: международные соглашения, конвенции, договоры. Органы управления и надзора по охране. В том числе самостоятельная работа: -природоохранное просвещение работа с кодексами (природоохранные статьи), заполнение таблицы). Работа с кодексами (природоохранные статьи), заполнение таблицы Содержание учебного материала Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды Тематика практических занятий 1 Раздел 3. Экологические проблемы Забайкалья Тема 3.1. Загрязнение вод и атмосферное загрязнение в 2 Практическая работа №3 «Структура административной защиты окружающей среды в России» 4 Содержание учебного материала 1 Водоемы и водотоки Забайкалья. Загрязнения вод. Особенности атмосферных процессов в Забайкалье. Загрязнение воздуха Уровень освоения 2 4 ОК01,02,03,0507,09 Забайкалье В том числе самостоятельная работа: - Описание основных водоемов и водотоков вашей местности. (2 ч.) Дифференцированный зачет 2 48 Всего: По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экология» Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: - рабочее место преподавателя; - рабочие места обучающихся; - учебная доска; - комплект учебно-наглядных пособий. Технические средства обучения: - компьютеры с лицензионным программным обеспечением; - мультимедиа оборудование. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники (печатные издания): 1. Н.М. Чернова Экология 10-11 класс РМО и Н РФ. 11 издание исправленное. И Дрофа. М. 2020г. Дополнительные источники (печатные издания) 1. 2. 3. Энциклопедия Забайкалья (Читинская область). – Новосибирск: Наука, 2012. – 303 с. Хван Т.А., Хван П.А.Основы экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 256 с. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012г. – 575 с. Перечень сайтов сети Интернет: http://ecoportal.ru/ (12.03.17) http://www.priroda.ru/ (12.03.17) 3.3. Организация образовательного процесса Связь с дисциплинами: ОГСЭ.05 Психология общения ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности Связь с профессиональными модулями: ПМ .01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с утвержденными учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основу организации учебного процесса составляет график учебного процесса. Расписание учебных занятий, наряду с учебным планом и программами – основной документ регулирующий организацию учебного процесса в колледже. Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность одного вида занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два академических часа. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров. Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки В результате освоения дисциплины Оценка «5» ставится, если - устный опрос; обучающийся должен знать: студент: 1) полно и -об основных условиях устойчивого аргументировано отвечает по состояния экосистем и причинах содержанию задания; 2) возникновения экологического обнаруживает понимание кризиса; материала, может обосновать - об основных экологических свои суждения, применить требованиях к компонентам знания на практике 3) окружающей среды; об излагает материал экологических требованиях к последовательно и уровню шума, вибрации при правильно. Оценка «4» организации строительства ставится, если студент дает автомобильных дорог в условиях ответ, удовлетворяющий тем города; же требованиям, что и для об основных положениях оценки «5», но допускает 1-2 концепции устойчивого развития и ошибки Оценка «3» причинах её возникновения; ставится, если студент - об основных способах решения обнаруживает знание и экологических проблем в рамках понимание основных концепции « Устойчивость и положений данного задания, развитие»; но: 1) излагает материал -об истории охраны природы в неполно и допускает России и основных типах неточности 2) излагает организаций, занимающихся материал непоследовательно охраной природы и допускает ошибки. Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа, беспорядочно и неуверенно излагает материал. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - выявлять общие закономерности действия факторов окружающей среды; выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, возможные пути снижения последствий техногенного влияния на окружающую среду. Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике 3) излагает материал последовательно и правильно. Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных - устный опрос; положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности 2) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки. Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа, беспорядочно и неуверенно излагает материал. «5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на изученный материал; «4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения; «3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал формулировками при неполном использовании понятийного аппарата дисциплины; «2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал. - определять состояние экологической ситуации окружающей местности - формировать . «5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой формулу, правило, закономерность, явление; «4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление; «3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление; «2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой формулу, правило, закономерность, явление. собственную . «5» - студент ясно изложил - письменный опрос, в том числе блиц-опрос -решение ситуационных задач -решение типовых позицию по отношению к условие задачи, решение сведениям, касающимся понятия « обосновал точной ссылкой на устойчивое развитие» изученный материал; «4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения; «3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал формулировками при неполном использовании понятийного аппарата дисциплины; «2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал. практических задач 5.Возможности использования программы в других ПООП Программа дисциплины ЕН.02 « Экологические основы природопользования» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования