РП ОГСЭ.05 Психология общения

Министерство образования и науки
Забайкальского края
ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 15:54:50
Foxit Reader Версия: 9.5.0

«Утверждаю»
Заместитель директора по УПР
/
Димова О. А.
" « «X
022 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения

2022г

X

Программа учебной дисциплины ОГСЭ 05 «Психология общения» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Правообладатель: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»

Разработчики:
Лапердина
Е.А.государственный колледж»

преподаватель-психолог

Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол № 1_ от « / »
& & 2 0 2 2 г.
Председатель ПЦК
П ротасова Ф. Р.

ГПОУ

«Приаргунский

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В
ДРУГИХ ОПОП

17

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «Психология общения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной
программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1- психологические особенности личности
З2- цели, функции, виды и уровни общения;
З3 - механизмы взаимопонимания и общения;
З4- техники и приемы общения;
З5- этические принципы общения;
З6- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
З7- приемы саморегуляции в процессе общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
У2 - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения и в конфликтных ситуациях
В результате
компетенций:
Шиф Наименование
р
компетенций
комп
.
ОК
Выбирать
01
способы
решения задач
профессионал
ьной
деятельности,
применительн
о к различным
контекстам.

освоения

дисциплины

обучающийся

осваивает

элементы

Дескрипторы
(показатели
сформированности)

Умения

Знания

Распознавание
сложных
проблемные
ситуации в
различных
контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций
при решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Осуществление
эффективного
поиска.
Выделение всех
возможных
источников нужных
ресурсов, в том

Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном и/или
социальном контексте;
Анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части;
Правильно выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
Составить план
действия,
Определить
необходимые ресурсы;
Владеть актуальными
методами работы в

Актуальный
профессиональный
и социальный
контекст, в котором
приходится
работать и жить;
Основные
источники
информации и
ресурсы для
решения задач и
проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной
и смежных
областях;

числе неочевидных.
Разработка
детального плана
действий
Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата, своего
плана и его
реализации,
предлагает критерии
оценки и
рекомендации по
улучшению плана.
ОК 3

ОК 4

ОК 6

Планировать
и
реализовыват
ь собственное
профессионал
ьное и
личностное
развитие.

Применение
современной
научной
профессиональной
терминологии
Определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования
Работать в
Участие в деловом
коллективе и
общении для
команде,
эффективного
эффективно
решения деловых
взаимодейств задач
овать с
Планирование
коллегами,
профессиональной
руководством, деятельность
клиентами.
Проявлять
Понимать
гражданскозначимость своей
патриотическ профессии
ую позицию,
(специальности)
демонстриров Демонстрация
ать
поведения на основе
осознанное
общечеловеческих
поведение на
ценностей.
основе
традиционных
общечеловече
ских
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупци
онного
поведения

профессиональной и
смежных сферах;
Реализовать
составленный план;
Оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника).

Методы работы в
профессиональной
и смежных сферах.
Структура плана
для решения задач
Порядок оценки
результатов
решения задач
профессиональной
деятельности

Выстраивать траектории Современная
профессионального и
научная и
личностного развития
профессиональная
терминология
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования
Организовывать работу
коллектива и команды
Взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

Психология
коллектива
Психология
личности
Основы проектной
деятельности

Описывать значимость
своей профессии
Презентовать структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Сущность
гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения
в ходе выполнения
профессиональной
деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

44

Объем образовательной программы

44

в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия

10

самостоятельная работа

5

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

1
Раздел 1
Психология личности и деятельности.

2

Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Психология
1
Характер и темперамент личности. Формирование личностных качеств.
личности человека.
Познавательные процессы личности, эмоционально – волевая сфера личности,
индивидуальные качества личности в том числе самостоятельная работа – составление схемы
«Познавательные процессы личности» - 1 ч.)
Содержание учебного материала
2
Тема 1.2.
Психология
1
деятельности
человека.
Раздел 2.
Психология общения

Потребности и мотивы в деятельности человека. В том числе самостоятельная работа Тест
Голланда профессиональных предпочтений – 1 час

Уровень
освоения*
3

Объем Коды
часов комп.
4
8
ОК 3
З1

1

6
2

1

4

2
1

2
24

Тема 2.1
Характеристика
процесса общения

Содержание учебного материала
1
Понятие общение. Цели и задачи общения. Функции, структура общения. Уровни общения.

Тема 2.2 Виды
общения

Содержание учебного материала

5

1

2
2
2

ОК 1
ОК 3
ОК 4
ОК 6
З1, з2
ОК 4
ОК 6
ОК 4, З2,
У1, У2
ОК 6

1

Виды общения по содержанию, целям, и средствам. В том числе самостоятельная работа составление схемы «Виды общения» - 1ч.). Средства общения. Вербальные и невербальные
средства Культура невербальных средств общения

Тема 2.3 Общение Содержание учебного материала
как восприятие

2

2

6
ОК 4

людьми друг друга
(перцеп тивная
сторона общения)

1

Понятие восприятие. Механизмы восприятия
Факторы, влияющие на восприятие. Ошибки восприятия при общении.

1
1

2
2

2
Тематика практических занятий:
Практическое занятие №1«Развитие вербальной и невербальной коммуникации»
Тема 2.4 Общение Содержание учебного материала
как взаимодействие 1
Понимание в процессе общения
(интерактивная
сторона общения)
Тематика практических занятий:
Практическое занятие №2
«Формирование навыков эффективного межличностного взаимодействия».
Тема 2.5
Содержание учебного материала
Общение как
обмен
1
Понятие коммуникации и ее место в процессе общения. Вербальная и невербальная
информацией (ком
коммуникация. Коммуникативные барьеры. Методы развития коммуникативных
муникативная сто
способностей. Виды, правила и техники слушания.
рона общения)
2
Тематика практических занятий:
Практическое занятие №3«Изучение приемов невербальной коммуникации».
Тема 2.6 Деловое Содержание учебного материала
общение. Формы
делового общения
и их
характеристики
1
Психологические основы делового общения.. Виды устного делового общения: деловая
беседа, переговоры, деловые совещания и собрания, разговор по телефону. Психологические
особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. В том числе
самостоятельная работа - публичное выступление - 1ч).
2

Культура речи и этикет общения: их значение для делового общения

ОК 6,
З3,З4
У1, У2

2

4
1

2

2

2

4
2

2

2

2

ОК 4
ОК 6
З1,
З4,У1,У2

6

1

2

ОК 1
ОК 3
З4,З5,У1,
У2
ОК 4

1

2

3

Тематика практических занятий:
Практическое занятие №4 «Составление резюме»

Раздел 3 Природа
конфликтов и пути
их разрешения
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Конфликты:
сущность и
1
Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов. Функции
основные
конфликтов. Структура конфликта. Внутриличностные конфликты. Виды и пути выхода.
характеристики
Разрешения конфликтов.
Тема 3.2
Эмоциональное
реагирование в
конфликтах
Раздел 4
Этические формы
общения
Тема 4.1
Общие сведения
об этической
культуре

1
3

Эмоциональное реагирование и саморегуляция в конфликтах. Разрешения конфликтов
Стратегия и правила поведения в конфликтах. В том числе самостоятельная работа
составление памятки «Правила поведения в конфликтах» -1 час

2

6

2
ОК 4
2

2
ОК 4

Содержание учебного материала

4
1
1

2
2
6

Содержание учебного материала

6

1

Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как
основа эффективного общения. Культура общения.

1

2

2

Тематика практических занятий:
Практическое занятие №5 Деловая игра: «Инсценировка конфликтов»

2

2

3

Эстетика, категории и сферы эстетики. Роль эстетических и этических требований в процессе
общения

1

1

Контрольная работа
Всего

2

1
44

ОК 6
З6,З7,У1,
У2

ОК
6,З3,З5,
У2

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ,
практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения проставляется
напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине,
приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология
общения»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- учебная доска.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа оборудование.
Перечень
литературы

3.2. Информационное обеспечение обучения
рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной

Основные источники:
1. Панфилова А. П. П167 Психология общения : учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — 2 е изд., стер.-.М. : Издательский центр
«Академия», 2016. — 368 с
2. Шеламова Г.М. Ш42 Деловая культура и психология общения : учебник для
студ. учреждений сред.проф. образования / Г. М. Шеламова. —17 е изд., стер. — М.:
Издательский центр «Академия», 2018 . — 192 с.
Дополнительные источники:
1.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи
в вопросах и ответах. – М., 2006.
2.
Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2009.
3.
Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. – М.,
2008.
4.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989.
5.
Кошанский Н. Частная риторика. – СПб., 1840.
6.
Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. – Ростов-н/Д, 1998.
7.
Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2007.
8.
Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное
пособие. – Волгоград, 2008.
9.
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2006.
10. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2007.
11. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 2007 – кн. 1, 205 с.
Гриф Минобр.
12. Овчарова Р. В. «Практическая психология», М. 2009 – 261 с. Гриф Минобр.
13. Эльконин Д. Б. «Психологические тренинги», М., 2008 – 301 с. Гриф Минобр.
14. Измайлова М. А. Деловое общение: Учебное пособие / М. А. Измайлова. — 4-е изд.
— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 252 c.
15.
16. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. – М.: Изд. Центр
ЕАОИ, 2008. – 219 с. Гриф Минобр.
17. Биркенбил В. Язык интонаций, мимики, жестов. – СПб., 2007. – 355с. Гриф
Минобр.

18. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2008. –
342с. Гриф Минобр.
19. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.
– Ростов-н/Д, 2007.-324с. Гриф Минобр.
20. Голуб И. Стилистика русского языка. – М., 2008. - 364с. Гриф Минобр.
21. Добрович А. Систематика общения // В кн.: Психология влияния:
Хрестоматия. – СПб., 2008. – 275с. Гриф Минобр.
22. Борисов В.К., Панина Е.М., ПановМ.И.и др. Этика деловых отношений:
учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2008. – 176с. – (Профессиональное
образование)
23. Рамендик Д.М. Психологический практикум: учеб.пособие. – М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
24. Куликова В.Н. Язык внешности. Как создать имидж. – М.: ЗАО
Центрполиграф, 2006. – 159 с. – (популярная психология)
25. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. Пособие для
нач.проф.образования/ Г.М. Шеламова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия»
26. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд-е 5-е. –
Ростовн/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 704 с. (Серия «Высшее образование».)
Internet - ресурсы:
1. www.psychology.net.ru - Мир психологии
2. www.wday.ru/psychologies - журнал психология
3. www.psy-files.ru/ - сборник психологических тестов, книг, методик
3.3. Организация образовательного процесса
Связь с дисциплинами:
ОГСЭ. 01 Основы философии
ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи
Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с
утвержденными учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
профессионального образования (ФГОС СПО). Основу организации учебного процесса
составляет график учебного процесса. Расписание учебных занятий, наряду с учебным
планом и программами – основной документ регулирующий организацию учебного
процесса в колледже.
Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность
одного вида занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два
академических часа.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров.
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным
требованиям, указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования".
Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы оценки
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
У1 - применять техники и
Оценка «5» ставится, если
Практическая работа № 1
приемы эффективного общения в студент: 1) полно и
Практическая работа № 2
профессиональной деятельности; аргументировано отвечает по
Практическая работа № 3
содержанию задания; 2)
Практическая работа № 4
У2 - использовать приемы
обнаруживает понимание
Практическая работа № 5
саморегуляции поведения в
материала, может обосновать
процессе межличностного
свои суждения, применить
общения и в конфликтных
знания на практике 3) излагает
ситуациях
материал последовательно и
правильно.
Оценка «4» ставится, если
студент дает ответ,
удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки
«5», но допускает 1-2 ошибки
Оценка «3» ставится, если
студент обнаруживает знание
и понимание основных
положений данного задания,
но: 1) излагает материал
неполно и допускает
неточности 2) излагает
материал непоследовательно и
допускает ошибки.
Оценка «2» ставится, если
студент обнаруживает
незнание ответа,
беспорядочно и неуверенно
излагает материал.
В
результате
освоения Оценка «5» ставится, если
- решение ситуационной
дисциплины
обучающийся студент выполнил условие
задачи – контрольная
должен знать:
задачи в полном объеме в
работа
З1психологические соответствии с изученным
особенности личности
материалом, профессионально
З2- цели, функции, виды и грамотно решает
уровни общения;
поставленные задачи; Оценка
З3
механизмы «4» ставится, если студент
взаимопонимания и общения;
допускает незначительные
З4- техники и приемы общения;
ошибки при выполнении
З5этические
принципы задания; Оценка «3» ставится,
общения;
если студент решает задачу,
З6- источники, причины, виды и демонстрируя неполное
способы
разрешения использование понятийного
конфликтов;
аппарата
З7- приемы саморегуляции в Оценка «2» ставится, если
процессе общения.
студент не справляется с

решением задачи.
Контрольная работа
«5» - 91% - 100% правильных
ответов;
«4 »- 70% - 90%;
«3» - 50% - 69%;
«2» - менее 50%.
5.Возможности использования программы в других ОПОП
Программа дисциплины ОГСЭ.05 «Психология общения» может быть использована в
программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».