Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженов а Валенти на Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 15:52:35 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР 2 ГПОУ «пгк» ^Цимова О. А. б/ » Программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История Приаргунск, 2022 Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Программа учебной дисциплины «История» разработана по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Разработчик: КокухинаК. Н., преподаватель ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № /от « ± » &&_____ 2022г. Председатель 111 Протасова Ф. Р. 4 Содержание 1.Паспорт программы учебной дисциплины Стр. 4 2.Структура и содержание учебной дисциплины 6 3.Условия реализации программы учебной дисциплины 12 4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14 5 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 История 1.1.Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности социальноэкономического профиля 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; У2 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З1 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); З2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.; З3 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; З4 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; З5 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; З6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися элементами общих (ОК) компетенций: В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций Шифр комп. Наименование компетенций Дескрипторы (показатели сформированности) Умения Знания ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональ ной деятельности. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Номенклатура информационных источников применяемых в профессионально й деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации 6 ОК 3 ОК 5 ОК 6 ОК 9 Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственно м языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданскопатриотическу ю позицию, демонстрирова ть осознанное поведение на основе традиционных общечеловечес ких ценностей, применять стандарты антикоррупцио нного поведения Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии Сущность гражданскопатриотической позиции Общечеловечески е ценности Правила поведения в ходе выполнения профессионально й деятельности Использовать информацион ные технологии в профессионал ьной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Современные средства и устройства информатизаци и. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональн ой деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональ ное и личностное развитие. Современная научная и профессиональна я терминология Возможные траектории профессионально го развития и самообразования Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. 7 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количество часов Обязательная аудиторная нагрузка при взаимодействии с преподавателем в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 46 0 13 8 Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.) Тема 1.1 Процессы глобализации в XXI в. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОГСЭ.02 «История» Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная Уровень Объем Коды компетенций, работа обучающихся освоения часов формированию которых способствует элемент программы 2 3 4 8 Содержание учебного материала 1. Глобальная экономика. Мировой экономический кризис 2008 г. 2. Глобализация мировой политической системы Содержание учебного материала Тема 1.2 Положение и перспективы России в глобальной 1. экономике. 2. Интеграция России в мировую экономику. Перспективы экономического развития России. 2 1 2 1 1 2 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 1 1 В том числе самостоятельная работа – составление схемы Российская экономика в мировой экономической системе». – 1 час. Содержание учебного материала 1. 2. Тема 1.3 Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире. Миссия сверхдержав. Борьба за многополярность мира. Содержание учебного материала 2 2 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 1 1 2 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 2 1. 2. Угрозы существованию человечества в XXI в. Влияние и контроль в современном мире. 2 1 1 В том числе самостоятельная работа - Составить кроссворд по теме «Глобализационные процессы». « Список стран прошедших этапы цветных революций» - 1 час. Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX начале XXI вв. 10 Тема 2.1. Региональные конфликты с глобальными последствиями Содержание учебного материала 1. Угрозы локального ядерного конфликта 2. Международная безопасность и суверенитет. Тема 2.2. Ближневосточный конфликт. Роль России в его урегулировании. Содержание учебного материала 1. Израильско-палестинский конфликт: причины и пути решения. 2. Интифада 2000 г.Вторая Ливанская война 2006 г. Тема 2.3. Войны в Афганистане и Ираке. Позиция России. Тема 2.4. Проблема международного терроризма. Тема 2.5. Пути решения проблемы борьбы с терроризмом. 2 2 1 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 2 2 1 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 Содержание учебного материала 1. Афганистан: 1992-2001 гг.Операция «Несокрушимая свобода» 2001 – 2010г 2. Режим Саддама Хусейна в Ираке. Иракская война 2003-2010 гг. 2 2 1 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 Содержание учебного материала 1. Глобальный характер угрозы терроризма. Теракты 11 сентября 2001 г. в США. 2. Новые виды терроризма – электронный, ядерный и кибертерроризм. 2 2 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 В том числе самостоятельная работа – составить кроссворд на тему «Лидеры ближневосточных государств в начале XXI века»- 1 час. 1 В том числе самостоятельная работа – составить исторические портреты Дж. Буш мл. Барак Обама – 1 час. Содержание учебного материала 1. Меры по борьбе с терроризмом. 2 2 1 В том числе самостоятельная работа - Выполнить таблицы «Террористические организации в XXI веке» - 1 час. 2. Террористические вызовы и мировое сообщество в XXI в. ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 1 В том числе самостоятельная работа - Составление исторического портрета лидера 3 террористической организации Аль-Каида Усамы Бен Ладена – 1 час. Раздел 3. Основные процессы (интеграционные, политико-культурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. 15 Тема 3.1. Содержание учебного материала Социально-экономическое и политическое развитие России в XXI в. 1. Общественно-политическое развитие России в 2000-2010 г 2. Социально-экономическое развитие России в 2000-2010 гг. 3. Российское общество в XXI в. Содержание учебного материала Тема 3.2. 1. Экономическое развитие стран Евросоюза. Европейский Союз: 2. Европейская комиссия и европейский парламент. экономическая и 3. Отношения России и Евросоюза – возможности стратегического политическая интеграция. партнёрства. Отношения с Россией. Тема 3.3. Взаимоотношения западно- и восточноевропейских стран в контексте строительства единой Европы. Тема 3.4. Социально-экономическое и политическое развитие США в XXI в. Содержание учебного материала 1. «Старая» и «новая» Европа. 4 2 2 2 2 1 1 3 1 1 1 2 1 В том числе самостоятельная работа - Заполнение таблицы « Этапы расширения Европейского Союза» - 1 час. 2. Сложности европейской интеграции. Содержание учебного материала 1. Общественно-политическое развитие США в 2000-2010 гг. 2. Социально-экономическое развитие США в 2000-2010 гг. ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 1 2 2 1 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 4 Содержание учебного материала Тема 3.5. Социально-экономическое 1. Страны Южной Америки в XXI в Межэтнические конфликты на африканском континенте. Перспективы развития. и политическое развитие стран Южной Америки и 2. Развитие стран Африки в XXI в. В том числе самостоятельная работа - Отметить на контурной карте страны Африки в XXI в. 2 2 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 1 социалистического лагеря Латинской Америки – 1 час. Содержание учебного материала Тема 3.6. Социально-экономическое 1. Китай на пути к глобальной державе.Позиция Китая в азиатском регионе. и политическое развитие 2. Страны Азии в XXI в. В том числе самостоятельная работа – составить конспект на тему «Спорные Китая и стран Азии 2 2 1 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 территории КНР с соседними государствами» - 1 час. Раздел 4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности. Тема 4.1. Деятельность ООН, МАГАТЭ и ОБСЕ по обеспечению стабильности и международной безопасности. 5 Содержание учебного материала 1. Деятельность ООН в XXI в. 2. Деятельность МАГАТЭ и ОБСЕ в XXI в. 3. Неправительственные гуманитарные организации в XXI в. Содержание учебного материала 1. Агрессия НАТО против Югославии в 1999 г. Расширение НАТО на Восток. Тема 4.2. Деятельность НАТО. 2 2 3 1 1 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 2 1 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 В том числе самостоятельная работа – составить конспект на тему «Спорные территории КНР с соседними государствами» - 1 час. 2. Отношения НАТО с Россией в XXI в.: сотрудничество и противоречия. 1 В том числе самостоятельная работа – составить тест на тему «Позиция РФ в Косовском конфликте» Раздел 5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. 8 5 5 Тема 5.1. Научно-технический прогресс в XXI в. Тема 5.2. Столкновение западной и восточной цивилизаций. Содержание учебного материала 1. Научные достижения в XXI в. 2. Международное освоение космоса. 3. Интернет – альтернативная сеть массовой коммуникации. Содержание учебного материала 1. Миграция в современном мире. 2 3 1 1 1 2 1 10 1 3 2 3 1 2 В том числе самостоятельная работа - Составление схемы «Основные направления миграции в современном мире и их причины» - 1 час. 2. Ценности западного общества и исламские традиции. Раздел 6. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Тема 6.1. Правовые и законодательные акты международного и регионального значения. Содержание учебного материала 1. Всеобщая декларация прав человека: актуальность в XXI в. В том числе самостоятельная работа – составить кроссворд на тему «Актуальность в XXI в.» - 1 час. 2. Киотский протокол: попытка решения глобальных экологических проблем. 3. Декларация и Программа действий Форума тысячелетия. Итоговая аттестация: дифференцированный зачет Всего: ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9 У1, У2, З2, З3, З4 1 1 2 46 6 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: учебные пособия, мультимедиа пособия, комплекты дидактических раздаточных материалов (карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные карточки, программированные материалы), настенные исторические карты, раздаточные наглядные пособия Технические средства обучения: компьютер, проектор, оргтехника. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Литература: 1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2019. 2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2018. 3. Волобуев О.В. Россия и мир 10 класс. — М., 2013. 4. Волобуев О.В. Россия и мир 11 класс.— М., 2013. 5. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004. 6. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004. 7. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006. 8. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001. 9. Самыгин С.И., Самыгин П.С. История: учебник. — М., 2015. Дополнительные источники: 1.Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.:Питер, 2008. 2.Большая историческая энциклопедия./ Новиков А.С. и др. М.: Филологическое общество «Слово» ОЛМА – ПРЕСС. Образование, 3.Жухрай В.М. Террор. Гении и жертвы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 . 4.Кысин М.Ю. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. – М.: Вече, 2005. 5.Малая энциклопедия стран/ Сиротенко Н.Г., Менделеев В.А. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2001. 6.Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989-2000). К истории падения сверхдержавы. М.: Вече, 2002. 7.Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 кл.: кн. для учителя / Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов и др.; под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2007. 7 Периодические издания: журналы – «Эксперт», «Полис», «Международная жизнь», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Международные процессы» и др. Газеты – «Российская газета», «Коммерсантъ», «Слово», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Независимая газета» и др. www.pressa.ru – электронные версии печатных изданий Интернет - источники: www. kremlin.ru Администрация Президента РФ www. kremlin.ru/appears тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию www.mos.ru Правительство Москвы www.governmcnt.gov.ru Правительство РФ www.duma.gov.ru Государственная Дума Федерального Собрания www.council.gov.ru Совет Федерации Федерального Собрания www.csr.ru Центр стратегических разработок www.fep.ru Фонд эффективной политики www.rami.ru Российская ассоциация международных исследований www.garant.ru Система «Гарант»: Законодательство с комментариями(основные международно-правовые документы) www. mid.ru Министерство иностранных дел РФ www. un.org/ru Официальный сайт ООН www. gumer.info Библиотека «Гумер» www. wikipedia.org энциклопедия «Википедия» www. news.ru Новости России, мира www. krugosvet.ru энциклопедия «Кругосвет» www. rg.ru «Российская газета» web страницы основных отечественных и зарубежных информационных агентств, международных организаций 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Критерии оценки Формы и методыоценки Критерии: 3,4 Оценка текущего контроля. (устный, письменный опросы) Критерии: 3,4 Оценка текущего контроля. (устный, письменный опросы) Умения: У1. ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире. У2.выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем. Знания: З1. основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.). основные направления З2. сущность и развития причины ключевых регионов мира на локальных, региональных, рубеже веков (XX и XXI вв.). межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в. З3.основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. основные процессы З4. назначение ООН, НАТО, ЕС и (интеграционные, поликультурные, других организаций и основные миграционные и иные) направления их деятельности. политического и экономического З5. о роли науки, культуры развития ведущих государств и и религии в сохранении и регионов мира. укреплении национальных и государственных традиций; о роли науки, культуры религии З6. содержание и иназначение в сохранении и укреплении важнейших правовых и национальных и государственных законодательных актов мирового и традиций. регионального значения. Критерии: 3,4 Оценка текущего контроля. (устный, письменный опросы) Критерии:3,4 Оценка текущего контроля (устный, письменный опросы) Критерии:5 Текущий контроль (тестирование). Критерии: 5 Текущий контроль демонстрация умений; (тестирование). ориентироваться в наиболее общих Критерии: 5 Текущий контроль философских проблемах (тестирование) бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования Критерии: 5 Текущий контроль культуры гражданина и (тестирование) будущего специалиста; мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; накопительная оценка. 9 1. Оценка по результатам составления конспекта: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценки конспекта Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента. Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов. Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты. 1. Работа обучающимся не сдана. 2. Отсутствует конспект по заданной теме. 3. Материал конспекта не соответствует заданной теме. 2. Оценка результатов устного опроса: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценивания устного опроса Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в формулировании вывода Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные ошибки в формулировании вывода Отсутствует ответ на вопрос 3. Оценка результатов письменного опроса: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценки конспекта – обучающийся показал всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала и продемонстрировал использование при ответе примеров-иллюстраторов; проявил творческие 19 способности в понимании, изложении и интерпретации учебно-программного материала; представил свободное владение понятийным аппаратом и терминологией философии, логически корректное, последовательное и аргументированное построение ответа – обучающийся продемонстрировал репродуктивное воспроизведение программного материала при полном и систематическом его усвоении; дал логически правильный и развернутый ответ с допущенными неточностями в определении понятий, изложении фактического материала; имел затруднения в интерпретации теоретических положение – обучающийся показал фрагментарное, поверхностное усвоение программного материала на уровне ознакомительного восприятия; дал нечётко понятийно оформленный ответ на вопросы; допустил принципиальные фактические ошибки -обучающийся продемонстрировал отсутствие знаний минимума программных требований, отсутствие связного адекватного ответа на вопросы, незнание основных понятий. Работа обучающимся не сдана. 10 4.Оценка результатов выполнения тестовых заданий: Оценка/баллы 1б 2б 3б Критерии оценивания тестовых заданий Задания с выбором 1 ответа из 3,4 Задания с выбором 2 и более ответов из 4 Задания на определение понятия Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка: 90 ÷ 100 Отлично 80 ÷ 89 Хорошо 70 ÷ 79 Удовлетворительно менее 70 не удовлетворительно 5. Возможности использования программы в других ПООП Программа дисциплины ОГСЭ.02 «История» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». 11