РП ОУД.14 География

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Бажено
ва
Валенти
на
Владим
ировна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина
Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-14 16:25:11
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПК
ГПОУ «ПГК»
. ________ Димова О. А.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДЛ4 География

Приаргунск 2022 г.

02 2г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС среднего общего образо­
вания, рекомендаций ФГАУ «ФИРО» «Рекомендации по организации получения среднего об­
щего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного об­
щего образования» № 06-259 от 17.03.2015 г., с учетом требований ФГОС среднего профессио­
нального образования и профиля профессионального образования, примерной программы об­
щеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных
организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной про­
граммы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21
июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Программа разработана для специальности: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохо­
зяйственной техники и оборудования
Организация - разработчик: ГПОУ «111 К»
Разработчики:
Артамонова Анастасия Евгеньевна, преподаватель ГПОУ «ПГК».
Рассмотрено на заседании ПТ(ТС
общеобразовательного цикла
Протокол№ ^ от «/ » &{? 2022 г.
Председатель ПЦК
________Протасова Ф. Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..............................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
.......................................................................................................................................................16

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14 ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «География» относится к циклу общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
Л1. сформированность ответственного отношения к обучению; готов-ность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Л2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития географической науки и общественной практики; 
Л.3 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 
Л4. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности; 
Л5 сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми в образовательной, обще-ственно полезной, учебноисследовательской, творческой и др. видах деятельности; 
Л6 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и
контраргументы; 
Л7 критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; 
Л8 креативность мышления, инициативность и находчивость; 
метапредметных:
М1 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 
М2 умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников;
М3 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 
М4 осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; 
М5 умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; 
М6 представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; 
М7 понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных
междисциплинарных связях географии; 
4

предметных:
П1 владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; 
П2 владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; 
П3 сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 
П4 владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 
П5 владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях; 
П6 владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 
П7 владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; 
П8 сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. 
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Шифр
комп.

Наименование компетенций

Дескрипторы (показатели сформированности)

Умения

Знания

ОК 01

Выбирать
способы
решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным
контекстам.

Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной дея-

Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
Анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части;
Правильно выявлять
и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
Составить план действия,
Определить необходимые ресурсы.
Определять задачи
поиска информации
Определять необходимые
источники
информации
Планировать процесс

Актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
Основные источники информации
и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях.

ОК 2

Распознавание
сложных проблемные ситуации в различных контекстах.
Проведение
анализа
сложных ситуаций при
решении задач профессиональной деятельности
Определение
этапов
решения задачи.
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных
источников
нужных ресурсов, в том
числе
неочевидных.
Разработка детального
плана действий.
Планирование информационного поиска из
широкого набора источников, необходимого для выполнения
профессиональных за-

Номенклатура информационных
источников применяемых в профессиональной
деятельности

5

тельности.

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие.

ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5

Осуществлять устную
и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей
социального и культурного контекста.

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное
поведение на основе
общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 7

дач
Проведение
анализа
полученной информации, выделяет в ней
главные аспекты.
Структурировать отобранную информацию
в соответствии с параметрами поиска;
Интерпретация полученной информации в
контексте профессиональной деятельности
Применение современной научной профессиональной терминологии
Определение траектории профессионального
развития и самообразования
Участие в деловом общении для эффективного решения деловых
задач
Планирование профессиональной
деятельность
Грамотно
устно
и
письменно
излагать
свои мысли по профессиональной тематике на
государственном языке
Проявление толерантность в рабочем коллективе
Понимать значимость
своей профессии (специальности)
Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей.

Соблюдение
правил
экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем
месте

поиска
Структурировать
получаемую информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать практическую значимость результатов поиска
Оформлять результаты поиска

Приемы структурирования информации
Формат оформления
результатов
поиска информации

Современная
научная и профессиональная терминология
Возможные траектории профессионального развития
и самообразования
Организовывать ра- Психология колботу коллектива и лектива
команды
Психология личноВзаимодействовать с сти
коллегами, руководством, клиентами.
Выстраивать траектории
профессионального и личностного развития

Излагать свои мысли
на государственном
языке
Оформлять документы

Особенности социального и культурного контекста
Правила оформления документов.

Описывать
значимость своей профессии

Сущность
гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения
в ходе выполнения
профессиональной
деятельности
Правила экологической безопасности при ведении
профессиональной
деятельности
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбереже-

Соблюдать
нормы
экологической безопасности
Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности)

6

ОК 9

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение
средств
информатизации и информационных технологий для реализации
профессиональной деятельности

Применять средства
информационных
технологий для решения профессиональных задач
Использовать современное программное
обеспечение

ния.
Современные
средства и устройства информатизации
Порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной
деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
36
8
2
10

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.14 ГЕОГРАФИЯ
Наименование разделов
и тем

1
ВВЕДЕНИЕ
Введение в социальную и
экономическую географию мира.
Раздел 1.
Источники географической информации
Тема 1.1.
Источники географической информации.

Раздел 2.
Политическое устройство мира.
Тема 2.1.
Политическая карта мира.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

2
Содержание учебного материала
1
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Геоинформационные системы. Цели и задачи географии при освоении профессий
СПО и специальностей СПО

Содержание учебного материала
1
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Практические работы № 1
1
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

1

Содержание учебного материала
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные
образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима

Объем Уровень Осваивачасов освоения емые элементы
компетенций
3
4
5
1
1
1
1
ОК 01,02,07
П1,П2,
П3 П6

1
1

2

2
2

5
3

ОК –
01,04,07
П1,П2,
П3 П6
П4,П5

1

ОК 01-04
П1,П2,
П3 П6

8

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран
и их типы.
Практические работы № 2
1
Знакомство с политической картой мира. Обозначение на контурной карте
первых пяти стран по численности населения и размерам территории.

ОК 01 04
2
2

П4,П5

в том числе самостоятельная работа
- подготовить презентацию по теме «История создания географических карт».
-заполнение таблицы «Типология стран по уровню социально-экономического развития» - 2 часа
Раздел 3.
География населения
мира
Тема 3.1.
Численность и воспроизводство населения.
Структура населения.

Содержание учебного материала
1
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и
страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой,
уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в
различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение
населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах
и странах мира. Миграции населения и их основные направления.Урбанизация.
«Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
Практические работы,№3.
2
Определение демографической ситуации и особенностей демографической
политики в разных странах и регионах мира.
в том числе самостоятельная работа
- работа с контурной картой: обозначить на к/к крупнейшие города мира.

ОК 01-04

5
1

1

ОК 05,09
П1,П2,
П3 П6

2

2
2

1

П4,П5

9

- подготовка сообщения на одну из тем: «Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира», «Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы», «Современные функции и проблемы
крупных городов» - 2 часа
Раздел 4.
География мировых
природных ресурсов
Тема 4.1.
Взаимодействие общества
и природы.
Мировые природные ресурсы. Загрязнение и
охрана окружающей среды.

Содержание учебного материала
1 Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Основные типы природопользования.
Экологические ресурсы территории.
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природноресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов.
География природных ресурсов Земли. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования.
Пути сохранения качества окружающей среды.
в том числе самостоятельная работа
-заполнение таблицы по теме «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и
транспорта на окружающую среду». – 2 часа

Раздел 5.
География мирового хозяйства.
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Современные особенности 1 Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное
георазвития мирового хозяйграфическое разделение труда. Международная специализация и кооперироваства
ние. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по
уровню экономического развития. «Мировые» города
Тема 5.2
Содержание учебного материала

3
3

1

ОК
01,04,09
П1,П2,
П3 П6

1

ОК
01,04,05
09
П1,П2,
П3 П6

1
10

География отраслей первичной сферы мирового
хозяйства

Тема 5.3
География отраслей первичной сферы мирового
хозяйства
Тема 5.4
География отраслей третичной сферы мирового
хозяйства

Раздел 6.
Регионы и страны мира.
Тема 6.1.
Зарубежная Европа.

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая
промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных
ископаемых.
Содержание учебного материала
1
Географические особенности мирового потребления минерального топлива,
развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности

ОК 05,09

1

1
П1,П2,
П3 П6

2
2

Содержание учебного материала
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особен1
ности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые
морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности
международной торговли товарами
Практические работы№4
1
Определение географии основных отраслей и производств мирового
хозяйства.
в том числе самостоятельная работа
-заполнение таблицы по теме «Распространение главных отраслей животноводства и
растениеводства» - 2 часа

2
2

Содержание учебного материала

2

1
1

ОК 01 –
05
П1,П2,
П3 П6

ОК 01 05
П1,П2,
П3 П6
ОК 01 05
П4,П5

11

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия
их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Содержание учебного материала
1
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные
группировки
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. При-родноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Содержание учебного материала
1
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Содержание учебного материала
1 Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и
экономические районы.
Содержание учебного материала
1

Тема 6.2.
Страны Зарубежной
Азии.

Тема 6.3.
Страны Африки.

Тема 6.4.
Страны Северной Америки.

Тема 6.5.
Страны Латинской Америки.

1

1

ОК 01 05
П1,П2,
П3 П6

1
1

2

ОК 01 05
П1,П2,
П3 П6

1
1

2

ОК 01 05
П1,П2,
П3 П6

1
1

1

ОК 01 05
П1,П2,
П3 П6

1

12

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйств. Интеграционные
группировки
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Содержание учебного материала.
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического поло1
жения региона. История формирования его политической карты. Особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Контрольная работа №1

1

Содержание учебного материала
1
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации
В то числе самостоятельная работа
Задание 1: Составить конспект по темам «Россия на политич.карте мира»,
«Внешние экономические связи России».
Задание 2: Работа с к/к: « Определение роли России в производстве важнейших
видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции». – 2 часа

1
2

1

Тема 6.6.
География населения и
хозяйства Австралии и
Океании
Раздел 7.
Россия в современном
мире.
Тема 7.1.
Россия в мировом хозяйстве и международном
географическом разделении труда.

Раздел 8.
Географические аспекты
современных глобальных
проблем человечества
Тема 8.1.
Содержание учебного материала.

1

ОК 01 05
П1,П2,
П3 П6

1
1

ОК 01 05
П1,П2,
П3 П6
П7, П8.

1

1

ОК 01 –
05,07
П1,П2,
П3 П6

1

2

13

Понятие о глобальных
проблемах человечества.

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные,
возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся
стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические работы № 5
1
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а
также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Итоговая контрольная работа:

1

Итого:

36

1

1
1
1

ОК 01 –
05,07
П1,П2,
П3 П6
ОК 01 –
05,07
П4,П5
П7, П8.

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект географических карт;
- атласы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира.
Учебник для 10 класса. — М.: 2019.
Дополнительные источники
1.Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, Кн.1 - 2008
2.Баранчикова Е.В., География. «Академия» для СПО .: 2012.

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования,
а также выполнения обучающимися заданий, сообщений, презентаций.
Результаты обучения

1
П1 владение представлениями о современной географической науке, её участии
в решении важнейших проблем человечества; 
П2 владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных,
социальноэкономических и экологических про-цессов
и проблем; 
П3 сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 
П4 владение умениями проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 
П5 владение умениями использовать
карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения
нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических
процессах и явлениях; 
П6 владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 
П7 владение умениями применять
географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
изменению её условий; 
П8 сформированность представлений
и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических проблем. 

Критерии
оценивания

Критерии: 1

Критерии: 1,2,3

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
2
– практические занятия.
- решение ситуационных задач
- составление схем и таблиц, сообщений

–
Критерии:
1,2,3,4

Критерии: 1,3

– участие в дискуссии, рассуждение на заданную тему.
- тестирования по темам
– оценка выполнения практических действий
– оценка выполнения практических действий

Критерии: 3,4,5

– оценка выполнения практических действий

Критерии:1,4

- тестирования по темам

–
Критерии: 1,3,4

- самостоятельная работа.
– подготовка сообщений

–
Критерии:
1,3,4

та

– контрольная рабо-

16

1. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ наоснове изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко,
связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные
выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов,
теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных
обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений
и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном
усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать
научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
17

Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
2. Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик: выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
18

Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
3. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
1. Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности.
2. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
3. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
4. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
учащимися.
Отметка "4"
1. Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно.
2. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
3. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников.
4. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
5. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
1. Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.
2. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать
работу дома).
3. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при
самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
1. Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.
2. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
3. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
4. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
19

4. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических
знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
5. Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для
ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания
(избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу
по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки
отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
5. Возможности использования программы в других ПООП
Программа дисциплины ОУД.14 «География» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.01.09. Повар, кондитер.
20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».