Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженов а Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 16:13:18 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю: Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» О. А. Димова 2022г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 «Основы безопасности жизнедеятельности» п. Приаргунск 2022 г. Программа учебной дисциплины ОУД 09. «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Разработчики: Петрова Мария Александровна преподаватель ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № / от «У » 2022 г. Предсе^атель_ПЦК =______Протасова Ф. Р. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 2. СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ВОЗМОЖНОСТИ ДРУГИХ ОПОП РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 23.02.07 по специальности Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Программа общеобразовательной учебной дисциплины «ОБЖ» предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Рабочая программа по общеобразовательной подготовке учебной дисциплины «ОБЖ» составлена на основе профессиональной примерной программы «ОБЖ » для специальности СПО технического профиля профессионального образования: 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов: личностные результаты: развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; готовность к служению Отечеству, его защите; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; метапредметные результаты: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения; умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; предметные результаты: сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социальнонравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике; Перечень общих компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины (выбрать в соответствии с программой) Шифр Наименование Дескрипторы (показатели комп. компетенций сформированности) Умения Знания ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональ ной деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на каждом шагу Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. Распознавать задачу и/или проблему в профессионально м и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессионально й и смежных сферах; Актуальный профессиональ ный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональ ном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональ ной и смежных областях; Методы работы в профессиональ ной и смежных сферах. Структура плана для ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональ ной деятельности. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональ ное и личностное развитие. Использование актуальной нормативно-правовой документацию по профессии (специальности) Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования ОК 4 Работать в коллективе и команде, Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Определять актуальность нормативноправовой документации в профессионально й деятельности Выстраивать траектории профессионально го и личностного развития Организовывать работу коллектива и решения задач Порядок оценки результатов решения задач профессиональ ной деятельности Номенклатура информационн ых источников применяемых в профессиональ ной деятельности Приемы структурирован ия информации Формат оформления результатов поиска информации Содержание актуальной нормативноправовой документации Современная научная и профессиональ ная терминология Возможные траектории профессиональ ного развития и самообразовани я Психология коллектива Психология ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 эффективно взаимодействов ать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственно м языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданскопатриотическу ю позицию, демонстрироват ь осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческ их ценностей, применять стандарты антикоррупцио нного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбереже нию, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Планирование профессиональной деятельность команды Взаимодействова тьс коллегами, руководством, клиентами. личности Основы проектной деятельности Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессионально й деятельности по профессии (специальности) Сущность гражданскопатриотической позиции Общечеловечес кие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональ ной деятельности Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережен ия в рамках профессионально й деятельности по профессии (специальности) Использовать средства физической Сохранение и укрепление Использовать здоровья посредством физкультурноиспользования средств оздоровительную Правила экологической безопасности при ведении профессиональ ной деятельности Основные ресурсы задействованны ев профессиональ ной деятельности Пути обеспечения ресурсосбереже ния. Роль физической культуры в культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональ ной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленнос ти. физической культуры Поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональны х целей; Применять рациональные приемы двигательных функций в профессионально й деятельности Пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) ОК 9 Использовать информационн ые технологии в профессиональ ной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности ОК 10 Пользоваться профессиональ ной документацией на государственно ми иностранном языке. Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке. Ведение общения на профессиональные темы Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач Использовать современное программное обеспечение Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональн ые и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональны е темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональны е темы строить простые высказывания о себе и о своей общекультурно м, профессиональ ном и социальном развитии человека; Основы здорового образа жизни; Условия профессиональ ной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности ) Средства профилактики перенапряжени я Современные средства и устройства информатизаци и Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности правила построения простых и сложных предложений на профессиональ ные темы основные общеупотребит ельные глаголы (бытовая и профессиональ ная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессионально й деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональны е темы профессиональ ной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональ ной направленности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 70 Объем образовательной программы 70 в том числе: теоретическое обучение 54 лабораторные работы (если предусмотрено) практические занятия (если предусмотрено) 16 контрольная работа 2 самостоятельная работа 8 Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности разделов и тем обучающихся 1 Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья Введение Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни Объем часов 2 Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО Содержание учебного материала 1. Общее понятие о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Тема 1.2 Элементы и факторы, способствующие укреплению здоровья Тема 1.3 Алкоголь и его влияние на здоровье человека Содержание учебного материала Тема 1.4. Курение и его Содержание учебного материала 1.Элементы ЗОЖ: Двигательная активность и закаливания организма. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Правила личной гигиены и здоровье человека. Межличностное общение. Психическая саморегуляция. Содержание учебного материала 1.Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, профилактика. Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 3 2 1 Уровень освоения 2 1 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П4 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П4 Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 Уровень освоения 1 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П4, П6 влияние на состояние здоровья 1.Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Тема 1.5 Наркотики и наркомания социальные последствия Содержание учебного материала Тема 1.6 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Тема 1.7 Правовые основы взаимоотношения полов Содержание учебного материала Раздел 2. Государственная система обеспечения 2 1 Уровень освоения 1.Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. 2 2 В том числе, самостоятельная работа: Написать конспект: «Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании» -1 час 1.Социальная роль женщины и мужчины в современном обществе. Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Содержание учебного материала ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П4, П6 Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 1.Брак и семья. Культура брачных отношений. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. В том числе, самостоятельная работа «Конвенция ООН о «О правах ребёнка» - 1 час Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 1 «Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки» Практическое работа № 2 «Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения» 2.Контрольная работа 1 Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья 2 2 4 2 2 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П4, П6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П4, П6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П1, П2, П4, П9 населения Тема 2.1 Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Содержание учебного материала Тема 2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Содержание учебного материала Тема 2.3 Гражданская оборона Содержание учебного материала Тема 2.4 Современные средства поражения и их поражающие факторы Тема 2.5 Инженерная и 1.Понятия: чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие их классификация по степени распространения 2.Стихийные бедствия геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары их характер. Правила поведения при возникновении таких ситуаций. В том числе, самостоятельная работа: «Отработка правил поведения по сигналу о ЧС в образовательном учреждении» -1 час 1.История создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от ЧС. В том числе, самостоятельная работа: «Рассмотреть Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ и выписать Права и обязанности граждан в области безопасности» - 1 час 1.Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала 1.Виды современных средств поражения. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование о ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях ЧС. Содержание учебного материала ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П5, П7, П8, П9 Уровень освоения 2 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7,П1, П2, П7, П9 Уровень освоения 2 2 Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 Уровень освоения 1 1 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П2, П3, П7, П9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П1, П7 ОК 02, 05, 07, П1, П7, индивидуальная защита Тема 2.6 Аварийно – спасательные и неотложные работы в зонах ЧС Тема 2.7 Организация гражданской обороны Тема 2.8 Правила безопасного поведения при угрозе теракта Тема 2.9 Государственные службы по охране здоровья и безопасности Раздел 3. Основы 1.Организация индивидуальной и инженерной защиты от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное назначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях гражданской обороны. В том числе, самостоятельная работа: «Средства индивидуальной защиты, виды СИЗ их использование» - 1 час Содержание учебного материала 1.Назначение, организация и основное содержание аварийно – спасательных и неотложных работ. В том числе, самостоятельная работа: «Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения» - 1 час Содержание учебного материала 1.Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС: прогноз, защита, эвакуация, АСР, обучение населения. Содержание учебного материала 1.Алгоритмы безопасного поведения для предотвращения теракта, обнаружение подозрительного предмета, при угрозе по телефону или письмом, при захвате в заложники. Содержание учебного материала 2 Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 2 П9 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П7 1 Уровень освоения 2 1 Уровень освоения 2 1.МЧС России, полиция Российской Федерации, служба скорой помощи, Федеральная служба Роспотребнадзор России и другие.Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от ЧС мирного времени Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическая работа №3 «Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной автономии» Практическая работа №4 «Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте» Практическая работа №5 «Изучение первичных средств пожаротушения» Практическая работа №6 «Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени» 2 Контрольная работа 2 1 5 2 2 2 2 1 26 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П7, П9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П1, П3, П9 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П1, П2, П9 обороны государства и воинская обязанность (для юношей) Тема 3.1 История создания Вооружённых Сил Российской Федерации Тема 3.2 Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил Российской Федерации Тема 3.3 Воинская обязанность Содержание учебного материала 1.Военная реформа Ивана Грозного в середине XVΙ века, Петра I, создание регулярной армии их особенности. Создание советских Вооружённых Сил. Основные предпосылки военной реформы Вооружённых Сил на современном этапе. Содержание учебного материала 1.Виды Вооружённых Сил Российской Федерации, рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации. Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военноморской флот, Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска, Войска воздушно-космической обороны: история создания предназначение, структура Содержание учебного материала 1.Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт женщин и девушек. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. В том числе, самостоятельная работа: «Обязанности граждан по воинскому учёту» - 1 час Тема 3.4 Обязательная подготовка граждан к военной службе Содержание учебного материала Тема 3.5 Призыв на Содержание учебного материала 1.Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан женского пола к военной службе. В том числе, самостоятельная работа: «Изучение Федерального Закона №53-ФЗ от 28.03.98. «О воинской обязанности и военной службе» - 1часа Уровень освоения 2 2 Уровень освоения 2 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П10, П11 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П10, П11 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П10, П11 Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 Уровень освоения ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П10, П11 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, военную службу Тема 3.6 Прохождение военной службы по контракту Раздел 4. Основы медицинских знаний (для девушек) Тема 4.1 Понятие первой помощи Тема 4.2 Понятие травмы и их виды Тема 4.3 Первая помощь при синдроме длительного сдавливания 1.Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение 2 военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Порядок призыва на военную службу женщин и девушек Содержание учебного материала 1. Основные условия прохождения военной службы по контракту. 2 Требования, предъявляемые к гражданам женского пола, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 7 «Изучение способов бесконтактного общения и саморегуляции» Практическая работа № 8 «Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки» Итоговая контрольная работа Содержание учебного материала 1.Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. В том числе, самостоятельная работа: «Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» - 1 час Содержание учебного материала 1.Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела, грудной и брюшной полости, сотрясениях и ушибах головного мозга, переломах, при электротравмах и повреждений молнией. Содержание учебного материала 1.Понятие травматического токсикоза. Признаки токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза. 4 ОК 6, ОК 7, П10, П11 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П10, П11 4 2 2 2 26 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П2, П12 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 Тема 4.4 Понятие и виды кровотечений Тема 4.5 Первая помощь при ожогах Тема 4.6 Первая помощь при воздействии низких температур Содержание учебного материала 1.Первая помощь при наружных кровотечениях, капиллярном кровотечении, артериальном кровотечении, венозном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Основные признаки внутреннего кровотечения Содержание учебного материала 1.Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах, химических ожогах, при воздействии высоких температур. Основные признаки теплового удара. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. Содержание учебного материала 1.Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожения. Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 Тема 4.7 Первая помощь при попадании инородных предметов в верхние дыхательные пути Содержание учебного материала 1.Основные приёмы удаления инородных предметов из верхних дыхательных путей. Уровень освоения 2 Тема 4.8 Первая помощь при отравлениях Содержание учебного материала Уровень освоения 2 Тема 4.9 Первая помощь при отсутствии сознания Содержание учебного материала Тема 4.10 Основные 1.Острое и хроническое отравление. 1.Признаки обморока. Первая помощь при остановке сердца. Основные причины остановки сердца. Признаки клинической смерти. Правила непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Содержание учебного материала Уровень освоения 2 Уровень освоения 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 1 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 1 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, инфекционные болезни, их классификация и профилактика 1.Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. В том числе, самостоятельная работа: «Составить опорный конспект на тему: Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика» - 1 час Тема 4.11 Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка Содержание учебного материала Всего: ОК 6, ОК 7, П12 2 2 Уровень освоения 2 1.Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребёнка. Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 9 «Изучение и освоение основных приёмов оказания первой помощи при кровотечении» Практическая работа № 10 «Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания» Итоговая контрольная работа 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, П12 3 2 2 2 70 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности». Оборудование кабинета: - посадочные места по количеству студентов - комплект учебно-наглядных пособий (учебники и учебные пособия, карточки задания, тесты) Наглядные пособия: Плакаты: Медицинские средства защиты и профилактики. Принципиальная схема организации гражданской обороны в профессиональном училище. Средства индивидуальной защиты. Общие задачи гражданской обороны. Ядерное оружие. Действия населения в районах стихийных бедствий. Действия населения по сигналам оповещения. Эвакуация и рассредоточение городского населения. Действия населения в зонах радиоактивного заражения. Вооружение и боевая техника. Химическое оружие. Средства коллективной защиты убежища, противорадиационное укрытие, простейшие укрытия. Убежище. Меры предупреждения гамма-излучением. Плакаты и знаки по электрической безопасности. Средства и способы транспортировки пострадавших. Первая медицинская помощь при отравлении ядохимикатами. Первая медицинская помощь при поражении отравляющими веществами. Профилактика лучевых поражений. Простейшие приёмы реанимации при электрической травме. Виды кровотечений, средства и способы их временной остановки. Способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Переломы костей и средства их иммобилизации. Аптечка индивидуальная. Первая помощь при ожогах. Правила наложения повязок на живот, конечности, грудь, голову. Пакет перевязочный индивидуальный и его применение. Способы остановки наружного кровотечения. ОМП и способы защиты поражающих факторов. Автомат Калашникова. Огневая подготовка – основа стрельбы. Меры безопасности обращения с оружием. Противотанковые мины. Ручная осколочная граната. Снайперская винтовка. Ручной пулемёт Калашникова Ориентирование на местности по карте, компасу, местным предметам. Терроризм – угроза личности, обществу, государству. Меры безопасности по профилактике гриппа птиц. Электрическая безопасность. Правила поведения и действия населения при лесных пожарах. Оборудование спортивного стадиона: открытый стадион широкого профиля, единая полоса препятствий. Оборудование оружейной комнаты: столы, стулья, шкаф металлический, пирамида оружейная, стеллажи, шкаф книжный, винтовки малокалиберные, макеты массогабаритные АК-74, винтовки пневматические, противогазы, макеты противогаза в разрезе, общевойсковые защитные комплекты, гранаты учебные Ф-1, РГД-5, РКГ-3, мины противопехотные учебные, мины противотанковые учебные, приборы радиационной разведки ДП-22В, ДП-24, ДП-11Б, приборы химической разведки ВПХР, носилки санитарные, огнетушитель, медицинская аптечка, переносной тир. Технические средства обучения: интерактивный тир ИЛТ-110 «Кадет-1» персональный компьютер с обучающими CD-дисками, мультимедийный проектор 8.Реанимационно-диагностический тренажёр «ГОША» 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Косолапова Н.В. . «Основы безопасности жизнедеятельности» 6-е издание, М: «Академия», 2019 г. Дополнительные источники: 1. Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: изд. «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: Норит, 1997. 2. Во имя России: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. В.А. Золотарёва. – М.: «Русь-РКБ»,2009. 3. На службе Отечеству: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. В.А. Золоторёва – М.: «Русь-РКБ», 2008. 4. Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности» 2001-2011г. 5. Журналы «Основы безопасности жизни» 2005-2011г. 6. Жилов Ю.Д. Справочник по гигиене труда и производственной санитарии, М.: Высшая школа,2009 7. Мультимедийное учебное пособие для ОУ «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10кл., М.: Методический центр МЧС, 2007 8. Основы безопасности жизнедеятельности. Дидактические материалы / В.Н. Латчук -М: «НЦ ЭНАС», 2006 . 9. Русак О.Н .Безопасность жизнедеятельности/ О.Н.Русак. // - М.: Высшая школа, 2006. 10. Саборно Р.В. Электробезопасность на производстве. Методические указания/ Р.В.Соборно //- Киев: Вища Школа, 2008 11. Тупикин Е.И.Комплект тестовых заданий для учебных заведений НПО / Е.И Тупикин. // ИРПО - М.: 2009 12. Электронное наглядное пособие по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 10-11кл,-М: «Дрофа», 2008 13. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). Федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007. 3.3 Организация образовательного процесса 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ » Результаты обучения Предметные: сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об Формы и методы оценки Устный или 1. Текущий контроль в письменный ответ: форме: «5» - ответ полный и Устный или правильный на письменный ответ основании защиты практических изученных теорий; заданий. материал изложен в Промежуточная определенной аттестация в форме логической дифференцированного последовательности, зачета грамотным языком; ответ самостоятельный. «4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. «3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка; или неполный, несвязный. «2» - при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не Критерии оценки обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военнопрофессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике; смог исправить при наводящих вопросах преподавателя. Практическое задание: «5» - 1) работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя. «3» - работа выполнена правильно не менее, чем наполовину или допущена существенная ошибка. «2» - допущены две (или более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже с консультацией преподавателя. 5. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП Программа дисциплины ОУД. 09 «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальностям технического профиля.