Министерство образования и науки Забайкальского края ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Бажено ва Валенти на Владим ировна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 16:12:40 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю директора по УПР Димова О. А. 2022 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 Физическая культура Юаг* 2022 г Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями ФИРО по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций (рекомендована ФИРО, протокол № 3 от 21.07.2015). Программа разработана для студентов, обучающихся по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. Организация - разработчик: ГПОУ «ПГК» Разработчики: Мкртчян Ашот Вачаганович, руководитель физического воспитания ГПОУ «ПГК». Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол№ / от <{/_»__ с 9 __2022 г. Предо Протасова Ф. Р. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ. ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 13 ДИСЦИПЛИНЫ. 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ 17 ОПОП. 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины ОУД.08 Физическая культура является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей: - формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда; развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специальноприкладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья; освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, к целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; потребность к самостоятельному использованию физической культуры, как составляющей доминанты здоровья; приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной 4 активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры; способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры. способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности; формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; умение оказывать первую помощь при занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; готовность к служению Отечеству, его защите; метапредметных: способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, в оздоровительной и социальной практике; готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебнометодических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; предметных умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; владение физическими упражнениями разной функциональной 5 направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Формирование общих компетенций: ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение практические занятия самостоятельная работа 117 8 109 35 Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, 1 Тема 1.1. Физическая культура личности Объем часов 2 Раздел 1. Научно-методические основы формирования физической культуры личности Содержание учебного материала 3 8 Уровень усвоения Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека 1 2 Основы здорового образа жизни. 1 3 Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для 1 профессии (специальности) 4 Средства профилактики перенапряжения. 1 В том числе самостоятельная работа: подготовка сообщений по темам «Мои личные достижения», «О вредных привычках». Раздел 2. Учебно-практические основы формирования физической культура личности Тема 2.1 Тематика практических занятий Общая физическая 1 Выполнение построений, перестроений. Выполнение различных видов ходьбы, беговых и подготовка прыжковых упражнений (самостоятельная работа – выполнение различных комплексов упражнений – 2 ч.) 2 Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений. В том числе самостоятельная работа: подготовить индивидуальный проект на тему: « Режим дня и здоровый образ жизни». 1 Коды компетенций , формирован ию которых способствует элемент программы 8 ОК 3, ОК 4, ОК8 2 2 2 2 109 ОК 3, ОК 4, ОК8 8 4 4 7 Тема 2.2. Легкая атлетика В том числе самостоятельная работа: подготовить презентацию на тему «Олимпийские виды спорта». Тематика практических занятий 1 Совершенствование: техники бега на короткие дистанции; техники эстафетного бега; техники бега на средние и длинные дистанции; техники метания гранаты на дальность; техники прыжка в длину с разбега 2 Воспитание двигательных качеств: выносливости, скоростно-силовых способностей, скоростных способностей, координационных способностей. В том числе самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Современные виды спорта на выносливость» Тема 2.3. Тематика практических занятий Настольный теннис 1 Совершенствование техники передвижений: бесшажные шаги, прыжки рывки. 2 Совершенствование технических приемов: подача, подрезка, срезка, накат, подставка, топ-сит. топс-удар 3 Совершенствование тактики игры, стилей игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры. Двусторонняя 4 Воспитание двигательных качеств: быстроты, ловкости, координации движений, точности, скоростно-силовых качеств, выносливости. В том числе самостоятельная работа: совершенствовать технику и тактику игры в настольный теннис. Тема 2.4. Тематика практических занятий Футбол 1 Совершенствование техники нападения и защиты. 2 Совершенствование тактики нападения и защиты. 3 Подвижные игры и эстафеты. Подготовительные игры. Учебные и контрольные игры 4 Воспитание двигательных качеств: гибкости, скоростных качеств, выносливости, координационных способностей. В том числе самостоятельная работа: совершенствовать технику и тактики игры в футбол Тема 2.5. Тематика практических занятий Баскетбол 1 Совершенствование техники нападения и защиты 2 Совершенствование тактики нападения и защиты 3 Подвижные игры и эстафеты. Подготовительные игры. Учебные и контрольные игры 12 6 6 16 4 4 4 4 10 2 2 4 2 17 6 6 4 8 Воспитание двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, координации движений, точности, скоростно-силовых способностей, прыгучести. В том числе самостоятельная работа: совершенствовать технику и тактику игры баскетбол Тематика практических занятий 1 Совершенствование техники нападения и защиты. 2 Совершенствование тактики нападения и защиты. 3 Подвижные игры и эстафеты. Подготовительные игры. Учебные и контрольные игры. 4 Воспитание двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, координации движений, точности, скоростно-силовых способностей, прыгучести. В том числе самостоятельная работа: совершенствовать технику и тактику игры в волейбол Тематика практических занятий 1 Особенности профессиональной деятельности как фактор ППФП студентов. 2 Формирование профессионально значимых физических качеств. В том числе самостоятельная работа: разработка комплекса упражнений, развивающих выносливость Тематика практических занятий 1 Разучивание, закрепление и совершенствование основных элементов техники выполнения упражнений на тренажерах, с отягощениями. 2 Занятия методом круговой тренировки. 3 Развитие двигательных качеств: силовых способностей, силовой выносливости, скоростносиловых способностей В том числе самостоятельная работа: разработать комплекс упражнений атлетической гимнастики Итоговая контрольная работа Всего: 4 Тема 2.6. Волейбол Тема 2.7. Профессиональноприкладная физическая подготовка Тема 2.8. Атлетическая гимнастика 1 18 6 6 4 2 12 6 6 14 4 4 4 2 117 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия спортивного зала, тренажерного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий. Оборудование и инвентарь спортивного зала: тренажеры, баскетбольные щиты, корзины, волейбольные стойки, волейбольная сетка скамейки, маты, столы для настольного тенниса, мячи, доска для пресса, штанга с блинами, гантели, гири, турник силовой, конь гимнастический, козел гимнастический, ракетки для тенниса, канат, дополнительный спортивный инвентарь (скакалки, обручи, конусы и т. д.). 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Бишаева, А.А. Физическая культура. – М.: ОИЦ «Академия», 2018. 2. Виленский, М.Я., Горшков, А.Г. Физическая культура (СПО). Учебник. – М.: ООО «КноРус», 2014. 3. Физическая культура : учебник и практикум для СПО / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 424 с. 4. Решетников Н.В. Физическая культура: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погодаев. – 7 изд., испр. – М.: « Академик», 2018. – 276с. Дополнительные источники: 1. Бароненко, В.А., Рапопорт, Л.А. Учебное пособие. Здоровье и физическая культура. - М., 2009. – 326 с. 2. Боровских, В.И. Физическая культура и самообразование учащихся средних учебных заведений: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. – 249 с. 3. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос, 2002. – 182 с. 4. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: учебник. - М.: Академия, 2004. 5. Решетников, Н.В., Кислицын, Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов среднего профессионального учебного заведения.- М: Издательский центр «Академия», 2002. – 152 с. 6. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие. - М.: Академия, 2006. – 256 с. 7.Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. - М: Изд. «Форум», 2009. – 208 с. 8. Физическая культура в режиме дня студента: методические рекомендации. Мичуринск: Изд-во МигГАУ, 2008. – 176 с. Интернет ресурсы: 1. Сайт министерства спорта, туризма и молодежной политики http://sport.minstm.gov.ru. 2. Сайт департамента физической культуры и спорта города Москвы http://www.mossport.ru. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Фронтальная беседа, устный опрос, личностных: Оценка выполнения готовность и способность обучающихся тестирование. практических заданий, выполнение к саморазвитию и личностному индивидуальных заданий, принятие самоопределению; нормативов. сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, к целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; потребность к самостоятельному использованию физической культуры, как составляющей доминанты здоровья; приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности; формирование личностных ценностносмысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике; готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры; способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры. способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности; формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться Результаты обучения 11 и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; готовность к служению Отечеству, его защите; метапредметных: Способность использоватьмежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, в оздоровительной и социальной практике; готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности; освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников; формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и Фронтальная беседа, устный опрос, тестирование. Оценка выполнения практических заданий, выполнение индивидуальных заданий, принятие нормативов. 12 организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; предметных умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Фронтальная беседа, устный опрос, тестирование. Оценка выполнения практических заданий, выполнение индивидуальных заданий, принятие нормативов. 13