Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженов а Валенти на Владим ировна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-10-14 16:11:58 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ«ПГК» О.А.Димова ^ 2022г ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07 Биология Приаргунск, 2022г. Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций ФГАУ «ФИРО» «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования» № 06-259 от 17.03.2015 г., с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. Программа разработана для специальностей технического профиля: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования Организация - разработчик: ГПОУ «ПГК» Разработчик: Артамонова Анастасия Евгеньевна, преподаватель ГПОУ «ПГК». Вторушина Эрикназ Аваговна, зам. директора по НМР ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол№ / от «У »___C'j? 2022 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ . 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая дисциплина входит в общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: Л1. имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира; Л2. понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; Л3. способен использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; Л4. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере; Л5. способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; Л6. готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; Л7. обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования. Л8. способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения природной среде; Л9. готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; метапредметных: М1. осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; М2. повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; М3. способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; М4. способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; М5. умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической 4 деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; М6. способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; М7. способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; М8. способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); предметных: П1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; П2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; П3. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; П4. сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; П5. сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций ОК2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы (если предусмотрено) практические занятия (если предусмотрено) Самостоятельная работа Промежуточная аттестация проводится в форме ДЗ Объем часов 40 36 23 1 9 10 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11 Биология Наименование разделов и тем 1 Введение Раздел 1. Учение о клетке. Тема 1.1. Химическая организация клетки. Тема 1.2. Строение и функции клетки. Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Уровень усвоения Объем часов 1 3 1 1 Коды компетенций, ормированию которых способствует элемент программы ОК4 П1,П2,П5. 17 Содержание учебного материала Клетка – элементарная живая система и основная структурно1 функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Содержание учебного материала 1 Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Содержание учебного материала 1 Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной ин-формации. Репликация ДНК. Ген. 1 ОК2 2 1 П1,П2 1 2 1 ОК2 П1,П2 1 1 1 ОК2 П1,П2 6 Тема 1.4. Жизненный цикл клетки Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма. Тема 2.1 Размножение организмов Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма. Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма. Генетический код. Биосинтез белка Содержание учебного материала 1 Клетки и их разнообразие в многокле-точном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. В том числе самостоятельная работа - заполнение таблицы «Основные органоиды клетки» - заполнение таблицы «Сходство и различие в строении клеток растений и животных» (2 час) Лабораторная работа №1 1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Практические занятия №1 1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам 2 2 2 ОК4, ОК9 П1,П2, П3. 1 1 2 2 ОК2,ОК4 П3,П4. ОК4 П3,П4. 1 Содержание учебного материала 1 Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Поло-вое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение 1 Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Содержание учебного материала Репродуктивное здоровье. 1 Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загряз-нения среды на развитие человека. 2 1 ОК4 2 П1,П2, П3 ОК2 1 П1,П2, П3 2 2 ОК7,ОК9 7 В том числе самостоятельная работа - заполнение схемы «Формы и способы размножения» - «Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение». (2часа). Практические занятия №2 1 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. Раздел3. Основы генетики и селекции. Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости. Тема 3.2. Закономерности изменчивости.. Тема 3.3 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.. Содержание учебного материала 1 Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика В том числе самостоятельная работа - решение генетических задач на моногибридное скрещивание , дигибридное скрещивание. (2 часа) Содержание учебного материала 1 Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Содержание учебного материала П1,П2, П3 1 1 1 1 2 2 ОК4 П3,П4. ОК2, ОК9 П1,П2, П3 1 1 1 ОК4,ОК7 П1,П2, П3 1 8 Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Практические занятия №3, №4: 1 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. 2 Анализ фенотипической изменчивости. 1 1 1 ОК7 П1,П2, П3 2 1 1 ОК4 П3,П4. ОК4 П3,П4. Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Тема 4.2. История развития эволюционных идей.. Тема 4.3. Микроэволюция и Содержание учебного материала 1 Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Содержание учебного материала 1 Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюци-онное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного уче-ния в формировании современной естественнонаучной картины мира. Содержание учебного материала 1 Концепция вида, его критерии. 1 1 1 ОК2 П1,П2, П3 1 1 1 ОК2 П1,П2, П3 1 1 1 ОК2,ОК7 9 макроэволюция Раздел 5. Происхождение человека. Тема 5.1 Антропогенез. Тема 5.2 Человеческие расы Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. В том числе самостоятельная работа: -заполнение таблицы «Формы борьбы за существование» - подготовка презентации «Макроэволюция» 1 час) Практическая работа №5, №6; 1 Описание особей одного вида по морфологическому критерию. 2 Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). 1 1 2 1 ОК4 П3,П4. 1 ОК4 П3,П4. 1 Содержание учебного материала 1 Эволюция приматов. Современные гипотезы о про- 3 исхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающи-ми животными. Этапы эволюции человека Содержание учебного материала 1 Раздел 6. Основы экологии Тема 6.1. Экология – наука о П1,П2, П3 1 1 ОК2 П1,П2, П3 Родство и единство происхождения человече-ских рас. Критика расизма. В том числе самостоятельная работа -составление таблицы «Этапы эволюции человека» (1 час) 2 ОК4,ОК7 П1,П2, П3 8 Содержание учебного материала 1 Экологические факторы, их значение в жизни организмов. 2 1 1 ОК7 10 взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Тема 6.2. Биосфера – глобальная экосистема. Тема 6.3. Биосфера и человек. Раздел 7. Бионика. Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Содержание учебного материала 1 Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важ-нейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Содержание учебного материала 1 Изменения в биосфере. Последствия деятель-ности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения В том числе самостоятельная работа заполнение схемы «Основные экологические факторы» - заполнение таблицы «Действие на организм климатических факторов» - подготовка презентации на одну из тем: «Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги», «Экологические кризисы и экологические катастрофы».2 часа Практические занятия №7,№8; П1,П2, П3 1 2 2 ОК7 П1,П2, П3 1 2 1 ОК7, ОК9 П1,П2, П3 2 1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности 1 ОК7 П3,П4. 2 Решение экологических задач 1 ОК4 П3,П4. 1 ОК7 1 Содержание учебного материала 1 Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их 1 2 11 и кибернетики использование для создания совершенных техни-ческих систем и устройств по аналогии с живыми системами. Дифференцированный зачёт: итоговая контрольная работа Итого: П1,П2, П3 1 36 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»,лаборатории биологии. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Генетика и селекция», «Цитология», «Размножение и индивидуальное развитие организма» - приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ; - муляжи, модели, рельефные таблицы. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники 1.Биология.для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. Константинов В.М.,Резанов А.Г.,Фадеева Е.О. Москва. Издательский центр «Академия», 2018. Дополнительные источники: 1. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. Издательство «Росмэн-Пресс», 2006. 2. Константинов В.М. Биология. Учебник для студ.образоват. учреждений сред.проф. образования/ Константинов В.М., Рязанова А.Г., Фадеева Е.О. ; под ред. В.М.Константинова. – 3-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2006.- 256с. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего педагогического профессионального образования, соответствующего преподаванию дисциплины «Биология». 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (предметные) Критерии оценки Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Предметные П1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; П2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; П3. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; П4. сформированность умений объяснять Критерии: 2,3 Оценка текущего контроля. Устный опрос Критерии: 1,2,3 Оценка текущего контроля. Оценка по результатам выполнения письменных заданий (решение задач). Критерии: 1,3 Оценка текущего контроля. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. Критерии: 1,2,3 Оценка текущего контроля. Оценка по результатам выполнения письменных заданий (решение задач). Оценка текущего контроля. Оценка по результатам промежуточной аттестации. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; П5. сформированность собственной позиции Критерии: 1,3,4 по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения. 1. Оценка по результатам выполнения практической работы: Отметка 5 4 3 Критерии оценки 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; 3) грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 4) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием 1. было допущено два-три недочета; 2. не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 3. в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объѐм выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 14 2 2. или работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. допускает грубую ошибку в ходе работы (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием). 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. допускает две (и более) грубые ошибки в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 2. Оценка по результатам составления конспекта: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценки конспекта Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента. Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов. Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты. 1. Работа обучающимся не сдана. 2. Отсутствует конспект по заданной теме. 3. Материал конспекта не соответствует заданной теме. 3. Оценка результатов устного опроса: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценивания устного опроса Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в формулировании вывода Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные ошибки в формулировании вывода Отсутствует ответ на вопрос 4. Оценка результатов выполнения тестовых заданий: Оценка/баллы 1б 2б 3б Критерии оценивания тестовых заданий Задания с выбором 1 ответа из 3,4 Задания с выбором 2 и более ответов из 4 Задания на определение понятия Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка: 90 ÷ 100 Отлично 80 ÷ 89 Хорошо 70 ÷ 79 Удовлетворительно менее 70 не удовлетворительно 15 5. Возможности использования программы в других ПООП Программа дисциплины ОУД.09 «Биология» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.01.09. Повар, кондитер. 16