АОППО 16199 Оператор ЭВМ и ВМ

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-12 17:00:25
Foxit Reader Версия: 9.5.0

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Профессия 16199 Оператор электронно-вычислительных и
вычислительных машин
Квалификация
Оператор ЭВМ и ВМ 2-3 разряда
Форма обучения – очная
Срок освоения образовательной программы –10 месяцев
Год поступления – 2022

пгт Приаргунск
1

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
(протокол от « Ц » ' { О

2QJ2

г. № / 6 )

2

Содержание
Раздел 1. Общие положения………………………………………………………………….....
1.1. Нормативно-правовые основы разработки АОППО………………………………….
1.2. Требования к поступающим……………………………………………………………
Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к
результатам освоения АОППО………………………………………………………………….
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности………………………………...
2.2. Виды и задачи профессиональной деятельности……………………………………...
2.3. Трудовые функции выпускника, формируемые в результате освоения АОППО…..
2.4. Результаты реализации АОППО……………………………………………………….
2.5. Структура АОППО……………………………………………………………………...
2.6. Трудоемкость АОППО …………………………………………………………………
2.7. Срок освоения АОППО………………………………………………………………...
Раздел 3. Документы, определяющие содержание и организацию процесса обучения при
реализации АОППО……………………………………………………………………………...
Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения АОППО………………………………....
Раздел 5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ…
5.1. Кадровое обеспечение процесса обучения…………………………………………….
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение……………………………...
5.3. Материально-техническое обеспечение……………………………………………….
Раздел 6. Требование к организации практики обучающихся в процессе реализации
АОППО...........................................................................................................................................
Раздел 7. Характеристика социокультурной среды образовательной организации,
обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся……………………………………..

3

4
4
6
8
8
8
9
9
14
14
14
14
15
15
15
17
17
18
18

Раздел 1. Общие положения
Адаптированная основная программа профессионального обучения (далее - АОППО)
разработана с целью обеспечения права на профессиональное обучение лиц с умственной
отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), а также реализации специальных
условий для обучения данной категории обучающихся.
Реализация АОППО для лиц с умственной отсталостью (нарушениями
интеллектуального развития) определяется колледжем в соответствии с рекомендациями,
данными по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), а
также созданными специальными условиями: увеличенные сроки обучения, включение в
учебный план адаптационного цикла, адаптации дисциплин, общепрофессионального и
профессионального цикла.
АОППО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия
реализации образовательного процесса и включает в себя:
- учебный план, календарный учебный график;
- программы учебных дисциплин общепрофессионального цикла;
- программы учебных дисциплин (профессиональных модулей, междисциплинарных
курсов) профессионального цикла;
- программы дисциплин адаптационного цикла;
- программы учебной и производственной практик.
- рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы.
Образовательный процесс выстроен с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся с целью создания благоприятных условий для
профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в
умственном и физическом развитии.
При разработке программ учебных дисциплин общепрофессионального и
профессионального циклов, программ учебной и производственной практик учитываются
установленные Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
профессии среднего профессионального образования 09.01.03. «Мастер по обработке
цифровой информации», профессиональные компетенции и необходимые знания и умения.
Учебная и производственная практика реализуется в соответствии с объемом,
установленным учебным планом. Производственная практика для лиц с умственной
отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) может быть организована как в
условиях колледжа, так и на базе производственных предприятий.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по профессии
среднего профессионального образования 09.01.03. «Мастер по обработке цифровой
информации» представляет совокупность требований, необходимых для осуществления
определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной
трудовой функции. АОППО обеспечивает достижение обучающимися с ОВЗ результатов,
установленных Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
профессии среднего профессионального образования 09.01.03. «Мастер по обработке
цифровой информации»
1.1. Нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной
программы
АОППО разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;

4

– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января
2015 № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных
профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных
программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов»;
– Письмо Департамента государственной политики в сфере профессионального
образования и опережающей подготовки кадров от 11.02.2019 г. № 05-108 «О
профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости»;
– Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N
ДГ-1342/07
«Об
организации образования
лиц
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
– Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения»;
−
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой
информации (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г.
N 854);
− Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной
деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью
(нарушениями интеллектуального развития) / Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Е.В.
Николаева, Е.А. Деникаева – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 33 с.
− Устав ГПОУ «ПГК».
В АОППО используются следующие термины, определения, сокращения:
Адаптационная дисциплина - элемент адаптированной образовательной программы
среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию
учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной
адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Адаптированная основная образовательная программа профессионального
обучения - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих адаптированная
для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) - документ, в
котором отражены необходимые специальные условия для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы
комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя
отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,
профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление,
компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Инклюзивное

5

образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) - признание лица инвалидом и определение
в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной
защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванных стойким расстройством функций организма.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
Основные
программы
профессионального
обучения
программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы
переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих,
служащих.
Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых
для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может
проявить человек в процессе обучения.
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для
выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой,
служебной деятельности, профессий).
Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания
и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
АОППО − адаптированная основная программа профессионального обучения.
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ГПОУ «ПГК» − Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж».
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
МДК – междисциплинарный курс.
УП – учебная практика.
ПП – производственная практика.
АЦ – адаптационный цикл.
1.2. Требования к поступающим.
К освоению АОППО допускаются лица, имеющие свидетельство об окончании
специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Зачисление на обучение по адаптированной основной образовательной программе
профессионального обучения осуществляется по личному заявлению поступающего
инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании
представленной справки медико-социальной экспертизы или/и заключения психологомедико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии,
содержащего информацию о необходимых специальных условиях обучения.

6

Нарушение интеллектуального развития − это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения центральной
нервной системы (ЦНС). Оно может быть отягощено психическими заболеваниями
различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации
психолого-педагогического сопровождения таких обучающихся в образовательных
организациях.
Общая
характеристика
психофизических
особенностей
нарушения
интеллектуального развития:
Восприятие. Замедленный темп восприятия. Узость объема восприятия.
Обучающиеся выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном
тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал, что, безусловно,
сказывается на качестве их обучения. Низкий уровень развития константности восприятия.
Недостаточная активность восприятия проявляется в слабой поисковой активности и
приводит к трудностям восприятия в усложненных условиях. Трудности восприятия
пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.
Внимание. Нарушения как активного, так и пассивного внимания. Низкий объем
внимания. Неустойчивость внимания. Низкий уровень развития распределения внимания,
поэтому одновременное выполнение двух операций недоступно. Трудности при
переключении внимания с одного объекта на другой. Быстрая утомляемость внимания.
Мышление. Мышление развивается значительно медленнее и в гораздо более поздние
сроки. Не все виды мышления, особенно словесно-логическое, достигают у обучающихся с
нарушением интеллектуального развития такого уровня, который прослеживается в
мыслительной деятельности детей с нормальным интеллектом. Затруднения в обобщении.
Сниженная способность к классификации. Неспособность действовать по аналогии. Анализ
отличается бедностью, непоследовательностью и фрагментарностью. Неадекватный,
фрагментарный синтез. Неспособность к установлению причинно-следственной связи между
объектами и явлениями, непонимание последовательности событий. Снижение способности
к сравнению. Недоразвитие абстрактного мышления.
Память. Неспособность к целенаправленному запоминанию; замедленный темп
усвоения нового материала; низкий объем памяти (объем равен 3–4 объектам); слабость
произвольной памяти; низкая точность воспроизведения; сниженная способность к
логическому запоминанию; преобладание непроизвольного запоминания.
Речь. Системное недоразвитие речи (нарушения фонетической, лексической,
грамматической сторон речи); трудности понимания речи, многоступенчатых инструкций;
малый словарный запас; трудности звукобуквенного анализа и синтеза, что приводит к
существенным трудностям овладения письменной речью.
Движения (моторика). Двигательные навыки формируются с задержкой, затруднена
пространственная ориентировка, двигательная активность часто носит нецеленаправленный
характер; Недостаточность развития точности движений, координации и равновесия,
наличие стереотипных движений и других моторных расстройств. Недостатки моторики
выражающиеся в замедленности движений, неуклюжести, в неравномерном характере
движений, обусловлены неустойчивостью внимания. Скорость и точность выполнения
ручных операций (легко автоматизируемые действия) выполняются сравнительно хорошо.
Поведение. Безынициативность,
неумение
самостоятельно
действовать;
импульсивность; повышенная возбудимость или заторможенность; слабость собственных
намерений; стереотипность, сниженная самооценка; деструктивность.
Для лиц с нарушениями интеллектуального развития характерны следующие особые
образовательные потребности:
− получение специальной помощи средствами образования;
− обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
− научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания
образования;
7

− доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
− увеличение сроков получения образования;
− систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
− специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных,
познавательных, трудовых и других ситуаций;
− обеспечение
особой
пространственной
и
временной
организации;
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы и нейродинамики психических процессов;
− использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к
ним;
− развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию
со средой;
− стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
− овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации,
обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и
отношений обучающегося с окружающей средой; возможность обучения по программам
профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
− психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогами и другими обучающимися;
− психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и организации;
− постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
организации.
Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения АОППО
Цели реализации АОППО:
- получение лицами с нарушениями интеллектуального развития необходимых
знаний, умений, практического опыта трудовых действий, необходимых для выполнения
конкретных работ с учетом потребностей соответствующего производства и для работы с
конкретным оборудованием и технологиями;
- получение указанными лицами квалификационного разряда по профессии 16199
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности – 09 информатика и вычислительная
техника, ввод, хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации, в т.ч.
звука, изображений, видео и мультимедиа на персональном компьютере, а также в
локальных и глобальных компьютерных сетях
Объекты профессиональной деятельности:
- аппаратное и программное обеспечение персональных компьютеров и серверов;
- периферийное оборудование;
- источники аудиовизуальной информации;
- звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование;
- информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.
2.2. Виды профессиональной деятельности
8

Обучающийся по АОППО по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных
и вычислительных машин готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
Ввод и обработка цифровой информации.
Хранение, передача и публикация цифровой информации.
2.3. Трудовые функции выпускника, формируемые в результате освоения
АОППО
Выпускник, освоивший АОППО, должен обладать знаниями и умениями,
необходимыми для выполнения следующих трудовых функций:
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение,
периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и
мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный
компьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических
и видео-редакторов.
ПК 1.5 Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайдшоу,
медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и
мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного
оборудования.
ПК 2.1 Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации
цифровой информации.
ПК 2.2.Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального
компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях
информации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.
2.4. Результаты реализации АОППО
Общие компетенции
Формулировка компетенции
Содержание компетенции
ОК 1. Понимать сущность и Развитие интереса обучающихся к осваиваемой
социальную
значимость
своей профессии и универсальных учебных действий
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную Организация собственной деятельности, выбор
деятельность, исходя из цели и типовых методов и способов выполнения
способов
ее
достижения, профессиональных задач
определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую Анализ
задачи
и/или
проблемы
в
ситуацию, осуществлять текущий и профессиональном и/или социальном контексте;
итоговый
контроль,
оценку
и составление плана действия и определение
коррекцию собственной деятельности, необходимых ресурсов для реализации; оценка и
нести ответственность за результаты рефлексия собственной деятельности.
своей работы.
ОК
4.
Осуществлять
поиск Нахождение и использование информации для
информации,
необходимой
для эффективного выполнения профессиональных
эффективного
выполнения задач,
профессионального
и
личностного
профессиональных задач.
развития
ОК 5. Использовать информационно- Использование и обработка информации для
коммуникационные технологии в формирования общих и профессиональных
9

профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
клиентами.

компетенций
Умение взаимодействовать с участниками
образовательного
процесса,
отстаивание
собственной точки зрения, работа в команде

Определение результатов освоения программ профессионального обучения на
основе профессионального стандарта
Основные
виды
деятельност
и
Ввод и
обработка
цифровой
информации

Код и
наименование
компетенции

Показатели освоения компетенции

ПК 1.1.
Подготавливать к
работе и настраивать
аппаратное
обеспечение,
периферийные
устройства,
операционную
систему
персонального
компьютера и
мультимедийное
оборудование.

Практический опыт в:
 подключения кабельной системы
персонального компьютера, периферийного и
мультимедийного оборудования;
 -настройки параметров функционирования
персонального компьютера, периферийного и
мультимедийного оборудования;
 -сканирования, обработки и распознавания
документов;
Умения:
 подключать
и
настраивать
параметры
функционирования
персонального
компьютера,
периферийного и мультимедийного оборудования;
 настраивать
основные
компоненты
графического интерфейса операционной системы и
специализированных программ редакторов;
Знания:
 устройство персональных компьютеров,
основные блоки, функции и технические
характеристики; архитектуру, состав, функции и
классификацию операционных систем персонального
компьютера;
 виды и назначение периферийных устройств,
их устройство и принцип действия, интерфейсы
подключения и правила эксплуатации; принципы
установки и настройки основных компонентов
операционной системы и драйверов периферийного
оборудования;
Практический опыт в:
 -ввода цифровой и аналоговой информации в
персональный компьютер с различных носителей,
периферийного и мультимедийного оборудования;
Умения:
 управлять файлами данных на локальных,
съемных запоминающих устройствах, а также на
дисках локальной компьютерной сети и в сети
Интернет;
 производить распечатку, копирование и
тиражирование документов на принтере и других

ПК 1.2. Выполнять
ввод цифровой и
аналоговой
информации
в
персональный
компьютер
с
различных
носителей.

10

ПК
1.3.
Конвертировать
файлы с цифровой
информацией
в
различные форматы.

ПК
1.4.
Обрабатывать аудио
и
визуальный
контент средствами
звуковых,
графических
и
видео-редакторов.

периферийных устройствах вывода;
 распознавать
сканированные
текстовые
документы с помощью программ распознавания
текста;
 вводить цифровую и аналоговую информацию
в персональный компьютер с различных носителей,
периферийного и мультимедийного оборудования;
 создавать и редактировать графические
объекты с помощью программ для обработки
растровой и векторной графики;
Знания:
 принципы цифрового представления звуковой,
графической, видео и мультимедийной информации в
персональном компьютере.
Практический опыт:
 -конвертирования медиафайлов в различные
форматы, экспорта и импорта файлов в различные
программы редакторы;
Умения:
 конвертировать файлы с цифровой
информацией в различные форматы;
 производить сканирование прозрачных и
непрозрачных оригиналов;
 производить съемку и передачу цифровых
изображений с фото и видеокамеры на персональный
компьютер;
Знания:
 виды и параметры форматов аудио-,
графических, видео и мультимедийных файлов и
методы их конвертирования;
 назначение,
возможности,
правила
эксплуатации мультимедийного оборудования;
 основные типы интерфейсов для подключения
мультимедийного оборудования;
Практический опыт в:
 обработки аудио, визуального и
мультимедийного контента с помощью
специализированных программ редакторов;
Умения:
 обрабатывать аудио- , визуальный контент и
медиафайлы средствами звуковых, графических и
видео редакторов;
Знания:
 основные приемы обработки цифровой
информации;
 назначение, разновидности и функциональные
возможности программ обработки звука;
 назначение, разновидности и функциональные
возможности программ обработки графических
изображений;
 назначение, разновидности и функциональные
11

ПК 1.5 Создавать и
воспроизводить
видеоролики,
презентации,
слайдшоу,
медиафайлы
и
другую
итоговую
продукцию
из
исходных
аудио,
визуальных
и
мультимедийных
компонентов
средствами
персонального
компьютера
и
мультимедийного
оборудования.

Хранение,
передача и
публикация
цифровой
информации

ПК 2.1 Формировать
медиатеки для
структурированного
хранения и
каталогизации
цифровой
информации.

ПК 2.2.Управлять
размещением
цифровой

возможности программ обработки видео- и
мультимедиа контента
Практический опыт в:
 -создания и воспроизведения видеороликов,
презентаций, слайдшоу, медиафайлов и другой
итоговой продукции из исходных аудио-, визуальных
и мультимедийных компонентов;
 осуществления навигации по ресурсам, поиска,
ввода и передачи данных с помощью технологий и
сервисов сети Интернет.
Умения:
- создавать видеоролики, презентации, слайдшоу,
медиафайлы и другую итоговую продукцию из
исходных аудиовизуальных и мультимедийных
компонентов;
- воспроизводить аудио-, визуальный контент и
медиафайлы средствами персонального компьютера и
мультимедийного оборудования;
- производить распечатку, копирование и
тиражирование документов на принтере и других
периферийных устройствах вывода;
- использовать мультимедиа проектор для
демонстрации содержимого экранных форм с
персонального компьютера;
- вести отчетную и техническую документацию;
Знания:
 структуру, виды информационных ресурсов и
основные виды услуг в сети Интернет;
 назначение, разновидности и функциональные
возможности программ для создания вебстраниц;
 нормативные документы по охране труда при
работе с персональным компьютером,
периферийным, мультимедийным оборудованием и
компьютерной оргтехникой
Практический опыт в:
 передачи и размещения цифровой
информации;
Умения:
 подключать периферийные устройства и
мультимедийное оборудование к персональному
компьютеру и настраивать режимы их работы;
 создавать и структурировать хранение
цифровой информации в медиатеке персональных
компьютеров и серверов;
Знания:
 назначение, разновидности и функциональные
возможности программ для публикации мультимедиа
контента;
Практический опыт в:

управления медиатекой цифровой
12

информации на
дисках
персонального
компьютера, а также
дисковых
хранилищах
локальной и
глобальной
компьютерной сети

информации;
Умения:

передавать и размещать цифровую
информацию на дисках персонального компьютера, а
также дисковых хранилищах локальной и глобальной
компьютерной сети;

Знания:
- принципы лицензирования и модели
распространения мультимедийного контента;
ПК
2.3.
Практический опыт в:
Тиражировать
 тиражирования мультимедиаконтента на
мультимедиа
съемных носителях информации;
контент
на
 осуществления навигации по ресурсам,
различных съемных поиска, ввода и передачи данных с помощью
носителях
технологий и сервисов сети Интернет;
информации.

Умения:
 тиражировать мультимедиаконтент на
различных съемных носителях информации;
 осуществлять навигацию по вебресурсам
Интернета с помощью веббраузера;
 создавать и обмениваться письмами
электронной почты;
Знания:
- нормативные документы по установке,
эксплуатации и охране труда при работе с
персональным компьютером, периферийным
оборудованием и компьютерной оргтехникой;
структуру, виды информационных ресурсов и
основные виды услуг в сети Интернет;
ПК 2.4. Публиковать
Практический опыт в:
мультимедиа
 публикации мультимедиаконтента в сети
контент в сети
Интернет; обеспечения информационной
Интернет.
безопасности;
Умения:
 публиковать мультимедиа контент на
различных сервисах в сети Интернет;
 осуществлять резервное копирование и
восстановление данных;
 осуществлять антивирусную защиту
персонального компьютера с помощью антивирусных
программ;
 осуществлять мероприятия по защите
персональных данных;
 вести отчетную и техническую документацию
Знания:
- основные виды угроз информационной
безопасности и средства защиты информации;
- принципы антивирусной защиты персонального
13

компьютера;
-состав мероприятий по защите персональных
данных
2.5. Структура АОППО
Код, ОП

Наименование УД, МДК
Общепрофессиональный цикл
ОП.01
Основы культуры профессионального общения
ОП.02
Основы делопроизводства
ОП.03
Основы информационных технологий
ОП.04
Основы электротехники
ОП.05
Охрана труда и техника безопасности
ОП.06
Безопасность жизнедеятельности
ОП.07
Основы экономики
Адаптационный цикл
АЦ.01
Основы интеллектуального труда
АЦ.02
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
АЦ.03
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
Профессиональный цикл
ПМ.01
Ввод и обработка, хранение и передача цифровой информации
МДК 01.01
Технология создания, обработки и публикация цифровой
мультимедийной
УП.01
Учебная практика
ПП.01
Производственная практика
ПМ.02
Хранение, передача и публикация цифровой информации
МДК 02.01. Технологии публикации цифровой мультимедийной
информации
УП.02
Учебная практика
ПП.02
Производственная практика
ПА Промежуточная аттестация
ИА Итоговая аттестация (квалификационный экзамен)
2.6. Трудоемкость АОППО
Объем образовательной программы составляет 760 академических часов.
2.7. Срок освоения АОППО
Срок получения образования по АОППО - 10 месяцев.
Форма обучения: очная.
По завершению образовательной программы выпускникам выдаются свидетельства о
профессии рабочего, должности служащего установленного образца.
Раздел 3. Документы, определяющие содержание и организацию процесса
обучения при реализации АОППО.
Учебный план определяет качественные и количественные характеристики АОППО:
объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
перечень дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов
(междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность
изучения дисциплин и профессиональных модулей; распределение различных форм
промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам
и объемные показатели подготовки и проведения итоговой аттестации.
14

Учебный план предусматривает:
- создание условий для воспитания, становления и формирования личности
обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному
самоопределению;
- комплектование группы до 15 человек;
- овладение знаниями в объеме, определенном едиными требованиями обязательного
минимума содержания профессионального обучения;
- коррекция недостатков в развитии, индивидуальная и групповая работа,
направленная на преодоление трудностей обучающихся в овладении отдельными
предметами, проблем в общении.
Общепрофессиональные и профессиональные компоненты реализуются также через
коррекционно-развивающую, адаптационную область, где особое внимание уделяется
формированию навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня. Календарный учебный
график разрабатывается при обязательном соблюдении продолжительности сессии,
производственной и учебной практик, каникул, промежуточной аттестации и сроков
проведения итоговой аттестации.
Учебный план, календарный учебный график, программы учебных дисциплин
общеобразовательного, общепрофессионального, адаптационного и профессионального
циклов представлены в Приложении.
Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения АОППО.
Оценка качества освоения адаптированной образовательной программы включает
текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль знаний осуществляется на учебных занятиях, формы контроля:
устный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, контрольная работа, практическая
работа, лабораторная работа, проверочная работа. При необходимости обучающимся
предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Текущий контроль успеваемости для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить
затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
Промежуточная
аттестация
слушателей
адаптированной
программы
профессионального обучения осуществляется в форме зачетов, экзаменов. Форма
промежуточной аттестации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости для них предусматривается увеличение времени на подготовку к
зачетам/экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на
зачете/экзамене.
Комплекты контрольно-оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и
освоенные компетенции разрабатываются и утверждаются колледжем.
С целью обеспечения дифференцированного подхода учитываются индивидуальные
психофизические особенности обучающихся при организации учебного процесса и контроле
знаний:
- операциональные
характеристики
деятельности
(темп,
продуктивность,
работоспособность, истощаемость, объем предполагаемых заданий);
- дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей;
- используется чередование видов деятельности; короткие четко сформулированные
задания; текстовая информация, представленная в виде печатных таблиц на стендах или
электронных носителях.
- подача
учебного материала
осуществляется
небольшими, логическими
законченными дозами с опорой на наглядность.

15

- при предъявлении нового и закрепление изученного материала используются
вариативное повторение, пошаговые инструкции. Оказывается дозированная помощь.
- используется закрепление и многократное повторение материала с переносом на
аналогичный материал, в продуктивных видах деятельности.
- проявляется особый педагогический такт. Используется индивидуальный подход
при оценивании деятельности понятный обучающемуся.
- использование наглядных опор: применяются схемы и таблицы, приближенные к
жизни, реалистические иллюстрации, технологические карты, с опорой на субъективный
опыт обучающегося, рационально определять объем применения наглядных средств, с
соблюдением принципа необходимости и доступности; использование качественных
наглядных методов (натуральных, изобразительных, символических) и приспособление для
их демонстрации.
- используется замедленный темп обучения; упрощена структура знаний, умений и
навыков в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося.
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт обучающегося, на
наиболее развитые его способности; осуществляется дифференцированное руководство
учебной деятельностью обучающегося.
- применяются на занятиях различные методы: словесный метод - рассказ, беседа,
объяснение. Наглядный метод – показ, иллюстрация, наблюдение. Практический метод –
выполнение упражнений, заданий, формирующих профессиональные умения и навыки.
С целью повышения работоспособности используются упражнения и задания с
учетом здоровьесберегающих технологий; подбор индивидуального темпа работы и нагрузки
обучающегося; рациональное дозирование содержание учебного материала; при переходе от
одного задания к другому предлагаются упражнения, переключающие внимание
обучающегося на новый вид работы, даются предельно развернутые инструкции,
увеличенное количество практических проб.
Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам
профессионального обучения, является обязательной и осуществляется после освоения
адаптированной программы в полном объеме.
Целью итоговой аттестации является определение соответствия полученных знаний,
умений и практического опыта программы профессиональной подготовки по рабочей
профессии и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение,
квалификационного разряда по соответствующей профессии рабочих.
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, выполнившие все требования
адаптированной образовательной программы профессионального обучения и успешно
прошедшие промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом
по профессии. Итоговая аттестация по АОППО по профессии 16199 Оператор электронновычислительных и вычислительных машин проводится в форме квалификационного
экзамена.
Раздел 5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц
с ОВЗ.
5.1. Кадровое обеспечение процесса обучения
Педагогические
работники,
участвующие
в
реализации
адаптированной
образовательной программы, ознакомлены с психофизическими особенностями
обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и учитывают их при организации
образовательного процесса.
Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в
форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности: 09 информатика и вычислительная техника, ввод,

16

хранение, обработка, передача и публикация цифровой информации не реже 1 раза в 3 года, с
учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Работа педагога-психолога с данной категорией лиц заключается в создании
благоприятного психологического климата, формировании условий стимулирующих
личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности
обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.
Социальный педагог осуществляет социальную защиту, выявляет потребности
обучающихся с инвалидностью и их семей в сфере социальной поддержки, участвует в
установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по
обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и
органах местного самоуправления.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Адаптированная образовательная программа по профессии 16199 Оператор
электронно-вычислительных и вычислительных машин обеспечена учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам, включая адаптационные курсы.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными изданиями по
каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание
по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося. Библиотечный фонд
укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания и обеспечивает к ним доступ обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием
специальных технических и программных средств.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, в отличие от остальных, имеют
свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения
промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они обеспечены печатными и
электронными образовательными ресурсами в адаптированных формах: в печатной форме
и/или в форме электронного документа.
5.3. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной
программы отвечает требованиям, определенным в профессиональном стандарте 16199
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, а так же особым
образовательным потребностям лиц с интеллектуальными нарушениями.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения образовательного
процесса обучающихся с ОВЗ отражена специфика требований к доступной среде, в том
числе:
- организации рабочего места обучающегося;
- техническим и программным средствам общего назначения.
Для реализации АОППО по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных
и вычислительных машин колледж располагает материально-технической базой
обеспечивающей проведение занятий по всем учебным дисциплинам, профессиональным
модулям и учебной практике. Материально-техническая база соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам.
Перечень специальных помещений для реализации АОППО
Кабинеты и лаборатории:
Мультимедиа-технологий;
Охраны труда;
Залы:
Спортивный зал, Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет, актовый зал
17

Оборудование учебного кабинета:
Комплекты учебно-наглядных пособий;
презентации
Технические средства обучения:
Компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным
проектором;
Интерактивная доска;
Проектор;
Колонки;
Наушники
Раздел 6. Требование к организации практики обучающихся в процессе
реализации АОППО
Практика
представляет собой вид
учебных занятий, непосредственно
ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе
обеспечивающую подготовку к итоговой аттестации (квалификационному экзамену).
Видами практики слушателей, осваивающих программы профессионального
обучения, являются: учебная практика и производственная практика. Программы практики
являются составной частью реализуемой адаптированной программы профессионального
обучения.
Программы
прохождения
практики
разрабатываются
мастерами
производственного обучения.
Для лиц с нарушениями интеллектуального развития форма проведения практики
устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья. При определении мест прохождения учебной и
производственной практики колледж учитывает рекомендации, данные по результатам
ПМПК, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При необходимости для прохождения практики лицами с интеллектуальными
нарушениями создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и
ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 года №685н «Об
утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест
для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их
жизнедеятельности».
Раздел 7. Характеристика социокультурной среды образовательной организации,
обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся.
В колледже созданы условия, необходимые для всестороннего развития и
социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствующие развитию
воспитательного компонента образовательного процесса, включая участие обучающихся в
работе творческих коллективов, кружков, спортивных секций, во внеурочных спортивных и
творческих мероприятиях.
В колледже сформирована профессиональная и социокультурная среда,
способствующая формированию готовности всех членов коллектива к общению и
сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные
различия.
Важным фактором социальной адаптации является индивидуальная поддержка
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями,
которая
носит
название
«сопровождение». Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса,
определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий
характер и особенно актуально, когда у обучающихся с нарушениями интеллектуального
развития возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера,
препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций.
18

Сопровождение в колледже носит непрерывный и комплексный характер:
- организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы
обучающегося с нарушениями интеллектуального развития в соответствии с графиком
учебного процесса в условиях инклюзивного обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с
нарушениями интеллектуального развития, имеющих проблемы в обучении, общении и
социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности
обучающегося и адекватность становления его компетенций;
- профилактически-реабилитационное сопровождение предусматривает решение
задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей
лиц с интеллектуальными нарушениями, гармонизацию их психического состояния;
- социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального
характера, от которых зависит успешная учеба лиц с интеллектуальными нарушениями в
колледже.
В колледже проводится систематическая работа с кадрами по их ознакомлению с
особыми образовательными потребностями обучающихся с интеллектуальными
нарушениями в целях создания толерантной среды.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».