35.02.16 ОПОП ЭРСХТО

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-08 10:44:36
Foxit Reader Версия: 9.5.0

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
по специальности среднего профессионального образования
35.02Л6 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования

Форма обучения —очная
Квалификации выпускника:
техник-механик:
Нормативный срок обучения:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев
на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев

п. Приаргунск, 2022 г.

1

Содержание

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
Раздел 5. Примерная структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график
5.3. Рабочая программа воспитания
5.4. Календарный план воспитательной работы
Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы.
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной
итоговой аттестации
Раздел 8. Разработчики примерной основной образовательной программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примерные программы профессиональных модулей
Приложение 2. Примерные программы учебных дисциплин
Приложение 3. Примерная рабочая программа воспитания
Приложение 4. Примерные оценочные средства для государственной итоговой аттестации
по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального
образования (далее – ПООП СПО) по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации №1564 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 22
декабря 2016 года, регистрационный № 44896.
ПООП определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования, планируемые результаты освоения
образовательной программы, условия образовательной деятельности.
ПООП разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО
с учетом получаемой специальности и настоящей ПООП СПО.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утверждённого приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации №1564 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 22 декабря 2016 года, регистрационный № 44896 (далее ФГОС СПО).
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее - Порядок организации образовательной деятельности);
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 05 августа 2020 г. N 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
- 13.001. Профессиональный стандарт "Специалист в области механизации сельского хозяйства", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 340н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2014 г., регистрационный N 32609)

1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ООП
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
3

ООП –основная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты
ГИА – государственная итоговая аттестация;
Раздел 2 Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: техникмеханик.
Формы получения образования: допускается только в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования: 5940 часа.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
основного общего образования в очной форме – 3 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий,
увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
- не более чем на 1,5 года на базе основного общего образования;
- не более чем на 1 год на базе среднего общего образования.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования на
базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования: 5940 часа.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 13 Сельское хозяйство (в сфере
использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники,
машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции
растениеводства и животноводства).
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Наименования основНаименования
Сочетания квалификаций
ныхвидов деятельнопрофессиональТехник-механик
сти
ныхмодулей
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование
сборочных
единиц

Подготовка машин,
механизмов, установок, приспособлений к работе,
комплектование
сборочных единиц
Эксплуатация сельскохо- Эксплуатация сельзяйственной техники
скохозяйственной
техники

Осваивается

Осваивается

4

Техническое обслуживание
и ремонт сельскохозяйственной техники

Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники

Осваивается

Освоение профессии рабочих 19205 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства

Освоение профессии рабочих 19205
Трактористмашинист сельскохозяйственного
производства
Освоение рабочей
профессии Водитель автомобиля

Осваивается

Освоение рабочей профессии Водитель автомобиля

Осваивается

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1 Общие компетенции
Код
компетенции

Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач
профессиональной
деятельности

Знания, умения
Общие компетенции
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу
и/или проблему и выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной
и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структура плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
Умения: определять задачи поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов
5

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

поиска информации
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать
траектории профессионального и личностного развития
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования
Работать в кол- Умения: организовывать работу коллектива и команды; взалективе и коман- имодействовать с коллегами, руководством, клиентами
де,
эффективно Знания: психология коллектива; психология личности; освзаимодействоновы проектной деятельности
вать с коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
Умения: излагать свои мысли на государственном языке;
устную и пись- оформлять документы
менную коммуни- Знания: особенности социального и культурного контекста;
кацию на государ- правила оформления документов.
ственном языке с
учетом особенностей социального
и
культурного
контекста.
Проявлять граж- Умения: описывать значимость своей профессии
данскоПрезентовать структуру профессиональной деятельности по
патриотическую
профессии (специальности)
позицию, демон- Знания: сущность гражданско-патриотической позиции
стрировать
осо- Общечеловеческие ценности
знанное поведение Правила поведения в ходе выполнения профессиональной
на основе тради- деятельности, стандарты антикоррупционного поведения.
ционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного
поведения.
Содействовать
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
сохранению
определять направления ресурсосбережения в рамках проокружающей сре- фессиональной деятельности по профессии (специальности).
ды, ресурсосбере- Знания: правила экологической безопасности при ведении
жению,
эффек- профессиональной деятельности; основные ресурсы, задейтивно действовать ствованные в профессиональной деятельности; пути обеспев чрезвычайных чения ресурсосбережения.
ситуациях.
Использовать
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деясредства физиче- тельность для укрепления здоровья, достижения жизненных
ской культуры для и профессиональных целей; применять рациональные приесохранения
и мы двигательных функций в профессиональной деятельноукрепления здо- сти; пользоваться средствами профилактики перенапряжеровья в процессе ния характерными для данной профессии (специальности)
профессиональной Знания: роль физической культуры в общекультурном, проПланировать
и
реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие.

6

ОК 09

деятельности
и
поддержание необходимого уровня
физической
подготовленности.
Использовать информационные
технологии в профессиональной
деятельности

ОК 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном
и
иностранном
языках.

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере.

фессиональном и социальном развитии человека; основы
здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения.
Умения: применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); понимать тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию предметов,
средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования
Знания: основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

4.2. Профессиональные компетенции
Основные
виды
деятельности
Подготовка машин, механизмов, установок,
приспособлений
к работе, комплектование
сборочных единиц

Код и наименование
компетенции

Показатели освоения компетенции

ПК 1.1. Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с
эксплуатационными документами, а также
оформление документации о приемке новой

Практический опыт:
Проверка наличия комплекта технической
документации
Распаковка сельскохозяйственной техники
и ее составных частей
Проверка комплектности сельскохозяйственной техники
Монтаж и сборка сельскохозяйственной
техники в соответствии с эксплуатацион7

техники

ПК 1.2. Выполнять регулировку узлов, систем
и механизмов двигателя
и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации

ными документами
Пуск, регулирование, комплексное апробирование и обкатка сельскохозяйственной
техники
Оформление документов о приемке сельскохозяйственной техники
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические
жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые
для выполнения работ
Осуществлять проверку работоспособности
и настройку инструмента, оборудования,
сельскохозяйственной техники
Документально оформлять результаты проделанной работы
Знания:
Основные типы сельскохозяйственной техники и области ее применения
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации сельскохозяйственной техники
Состав технической документации, поставляемой с сельскохозяйственной техникой
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации
Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и
технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Порядок оформления документов по приемке сельскохозяйственной техники
Практический опыт:
Осмотр, очистка, смазка, крепление, проверка и регулировка деталей и узлов сельскохозяйственной техники и оборудования,
замена и заправка технических жидкостей в
соответствии с эксплуатационными документами
Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение технического обслуживания сельскохозяйственной техники
8

ПК 1.3. Осуществлять
подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных
машин, а также машин

и оборудования
Оформление документов о проведении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники и оборудования
Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические
жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые
для выполнения работ
Визуально определять техническое состояние сельскохозяйственной техники и оборудования, устанавливать наличие внешних
повреждений, диагностировать неисправности и износ деталей и узлов
Осуществлять проверку работоспособности
и настройку инструмента, оборудования,
сельскохозяйственной техники
Определять потребность в материальнотехническом обеспечении технического обслуживания сельскохозяйственной техники
и оформлять соответствующие заявки
Документально оформлять результаты проделанной работы
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники и оборудования
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и
оборудования
Единая система конструкторской документации
Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и
технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Порядок оформления документов по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования
Практический опыт:
Анализ технологической карты на выполнение сельскохозяйственной техникой технологических операций
Определение условий работы сельскохозяй9

для внесения удобрений, средств защиты
растений и ухода за
сельскохозяйственными
культурами, в соответствии с условиями работы

ственной техники
Подбор сельскохозяйственной техники для
выполнения технологической операции, в
том числе выбор, обоснование, расчет состава и комплектование агрегата
Настройка и регулировка сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции
Подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения сельскохозяйственной техники
Расчет эксплуатационных показателей при
работе сельскохозяйственной техники
Контроль и оценка качества выполняемой
сельскохозяйственной техникой технологической операции
Оформление документов по подготовке
сельскохозяйственной техники к работе
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Осуществлять инженерные расчеты и подбирать оптимальные составы сельскохозяйственной техники для выполнения сельскохозяйственных операций
Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические
жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые
для выполнения работ
Осуществлять проверку работоспособности
и настройку инструмента, оборудования,
сельскохозяйственной техники
Документально оформлять результаты проделанной работы
Знания:
Количественный и качественный состав
сельскохозяйственной техники организации
Технологии производства сельскохозяйственной продукции
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации
Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и
технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защи10

ПК 1.4. Выполнять
настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных
машин, а также машин
для внесения удобрений, средств защиты
растений и ухода за
сельскохозяйственными
культурами для выполнения технологических
операций в соответствии с технологическими картами

ты, необходимых для выполнения работ
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Порядок оформления документов по подготовке сельскохозяйственной техники к работе
Практический опыт:
Анализ технологической карты на выполнение сельскохозяйственной техникой технологических операций
Определение условий работы сельскохозяйственной техники
Подбор сельскохозяйственной техники для
выполнения технологической операции, в
том числе выбор, обоснование, расчет состава и комплектование агрегата
Настройка и регулировка сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции
Подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения сельскохозяйственной техники
Расчет эксплуатационных показателей при
работе сельскохозяйственной техники
Контроль и оценка качества выполняемой
сельскохозяйственной техникой технологической операции
Оформление документов по подготовке
сельскохозяйственной техники к работе
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Осуществлять инженерные расчеты и подбирать оптимальные составы сельскохозяйственной техники для выполнения сельскохозяйственных операций
Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические
жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые
для выполнения работ
Осуществлять проверку работоспособности
и настройку инструмента, оборудования,
сельскохозяйственной техники
Документально оформлять результаты проделанной работы
Знания:
Количественный и качественный состав
сельскохозяйственной техники организации
Технологии производства сельскохозяйственной продукции
Технические характеристики, конструктив11

ПК 1.5. Выполнять
настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания
животноводческих
ферм, комплексов и
птицефабрик

ные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации
Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и
технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Порядок оформления документов по подготовке сельскохозяйственной техники к работе
Практический опыт:
Осмотр, очистка, смазка, крепление, проверка и регулировка деталей и узлов сельскохозяйственной техники и оборудования,
замена и заправка технических жидкостей в
соответствии с эксплуатационными документами
Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение технического обслуживания сельскохозяйственной техники
и оборудования
Оформление документов о проведении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники и оборудования
Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические
жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые
для выполнения работ
Визуально определять техническое состояние сельскохозяйственной техники и оборудования, устанавливать наличие внешних
повреждений, диагностировать неисправности и износ деталей и узлов
Осуществлять проверку работоспособности
и настройку инструмента, оборудования,
сельскохозяйственной техники
Определять потребность в материальнотехническом обеспечении технического обслуживания сельскохозяйственной техники
и оформлять соответствующие заявки
Документально оформлять результаты про12

ПК 1.6. Выполнять
настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования
тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению
технологических
операций

деланной работы
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники и оборудования
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и
оборудования
Единая система конструкторской документации
Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и
технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Порядок оформления документов по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования
Практический опыт:
Осмотр, очистка, смазка, крепление, проверка и регулировка деталей и узлов сельскохозяйственной техники и оборудования,
замена и заправка технических жидкостей в
соответствии с эксплуатационными документами
Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение технического обслуживания сельскохозяйственной техники
и оборудования
Оформление документов о проведении технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники и оборудования
Подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические
жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые
для выполнения работ
Визуально определять техническое состояние сельскохозяйственной техники и оборудования, устанавливать наличие внешних
повреждений, диагностировать неисправности и износ деталей и узлов
Осуществлять проверку работоспособности
и настройку инструмента, оборудования,
сельскохозяйственной техники
13

Эксплуатация
сельскохозяйственной техники

ПК 2.1. Осуществлять
выбор, обоснование,
расчет состава
машинно-тракторного
агрегата и определение
его эксплуатационных
показателей в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных работ

Определять потребность в материальнотехническом обеспечении технического обслуживания сельскохозяйственной техники
и оформлять соответствующие заявки
Документально оформлять результаты проделанной работы
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники и оборудования
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и
оборудования
Единая система конструкторской документации
Назначение и порядок использования расходных, горюче-смазочных материалов и
технических жидкостей, инструмента, оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Порядок оформления документов по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее – МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных
машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных
работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе
транспортный агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат
для выполнения работ по возделыванию и
уборке сельскохозяйствен-ных культур.
Оценивать качество выполняемых работ.

14

ПК 2.2. Осуществлять
подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения
машинно-тракторного
агрегата в соответствии
с условиями работы

Знания:
Основные сведения о производственных
процессах и энергетических средствах в
сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы
МТА.
Основные требования, предъявляемые к
МТА, способы их комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе
МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых
работ.
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее – МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных
машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных
работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе
транспортный агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат
для выполнения работ по возделыванию и
уборке сельскохозяйственных культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных
процессах и энергетических средствах в
сельском хозяйстве.
15

ПК 2.3. Выполнять работы на машиннотракторном агрегате в
соответствии с требованиями правил техники
безопасности и охраны
труда

Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы
МТА.
Основные требования, предъявляемые к
МТА, способы их комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе
МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых
работ.
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее – МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных
машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных
работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе
транспортный агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат
для выполнения работ по возделыванию и
уборке сельскохозяйствен-ных культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных
процессах и энергетических средствах в
сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов.
Технические и технологические регулиров16

ПК 2.4. Управлять тракторами и самоходными
машинами категории
«В», «С», «D», «Е», «F»
в соответствии с правилами дорожного движения

ки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы
МТА.
Основные требования, предъявляемые к
МТА, способы их комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе
МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых
работ.
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее – МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных
машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных
работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе
транспортный агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат
для выполнения работ по возделыванию и
уборке сельскохозяйственных культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных
процессах и энергетических средствах в
сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции жи17

ПК 2.5. Управлять автомобилями категории
«В» и «С» в соответствии с правилами дорожного движения

ПК 2.6. Осуществлять
контроль и оценку качества выполняемой сельскохозяйственной техникой работы в соответствии с технологической картой

вотноводства.
Основные свойства и показатели работы
МТА.
Основные требования, предъявляемые к
МТА, способы их комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе
МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых
работ.
Практический опыт:
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных
работ
Умения:
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе
транспортный агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных
процессах и энергетических средствах в
сельском хозяйстве.
Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов.
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых
работ.
Практический опыт:
Осуществление самоконтроля выполненных
работ
Умения:
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных
процессах и энергетических средствах в
сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочнотранспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции жи18

Техническое
обслуживание и
ремонт сельскохозяйственной
техники

ПК 3.1. Проводить диагностирование
неисправностей сельскохозяйственных машин и
механизмов и другого
инженернотехнологического оборудования в соответствии с графиком проведения
технических
обслуживаний и ремонтов

ПК 3.2. Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники
в соответствии с ее техническим состоянием

вотноводства.
Основные свойства и показатели работы
МТА.
Виды эксплуатационных затрат при работе
МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых
работ.
Практический опыт:
Постановка сельскохозяйственной техники
на ремонт
Очистка и разборка узлов и агрегатов
Диагностика неисправностей
Определение способа ремонта сельскохозяйственной техники
Информирование руководства в установленном порядке о необходимости проведения ремонта сельскохозяйственной техники
и предлагаемых способах его осуществления
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники
Определять техническое состояние деталей
и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов.
Принимать на техническое обслуживание и
ремонт машин и оформлять приемосдаточную документацию
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Практический опыт:
Постановка сельскохозяйственной техники
на ремонт
Очистка и разборка узлов и агрегатов
Диагностика неисправностей
Определение способа ремонта сельскохо19

ПК 3.3. Оформлять заявки на материальнотехническое обеспечение технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственной
техники в соответствии
с нормативами

зяйственной техники
Информирование руководства в установленном порядке о необходимости проведения ремонта сельскохозяйственной техники
и предлагаемых способах его осуществления
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники
Определять техническое состояние деталей
и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов.
Принимать на техническое обслуживание и
ремонт машин и оформлять приемосдаточную документацию
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Практический опыт:
Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение ремонта сельскохозяйственной техники
Подбор материалов, узлов, агрегатов, необходимых для проведения ремонта
Умения:
Оформлять заявки на материальнотехническое обеспечение ремонта сельскохозяйственной техники
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники
Подбирать ремонтные материалы,
выполнять техническое обслуживание машин и сборочных единиц.
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации

20

ПК 3.4. Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для
проведения ремонта

ПК 3.5. Осуществлять
восстановление работоспособности или замену
детали/узла сельскохозяйственной техники в
соответствии с технологической картой

Практический опыт:
Оформление заявок на материальнотехническое обеспечение ремонта сельскохозяйственной техники
Подбор материалов, узлов, агрегатов, необходимых для проведения ремонта
Умения:
Оформлять заявки на материальнотехническое обеспечение ремонта сельскохозяйственной техники
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники
Подбирать ремонтные материалы,
выполнять техническое обслуживание машин и сборочных единиц.
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации
Практический опыт:
Восстановление работоспособности или замена детали/узла сельскохозяйственной
техники
Использование расходных, горючесмазочных материалов и технических жидкостей
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники
Выполнять разборочно-сборочные дефектовочно-комплектовочные работы.
Проводить операции профилактического
обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм.
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации
Назначение и порядок использования расходных материалов, инструмента и оборудования, необходимых для выполнения ра21

ПК 3.6. Использовать
расходные,
горючесмазочные материалы и
технические жидкости,
инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения
работ

ПК 3.7. Выполнять регулировку, испытание,
обкатку отремонтированной
сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами

бот
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Практический опыт:
Восстановление работоспособности или замена детали/узла сельскохозяйственной
техники
Использование расходных, горючесмазочных материалов и технических жидкостей
Умения:
Читать чертежи узлов и деталей сельскохозяйственной техники
Выявлять причины неисправностей сельскохозяйственной техники
Выполнять разборочно-сборочные дефектовочно-комплектовочные работы.
Проводить операции профилактического
обслуживания машин и оборудования животноводческих ферм.
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации сельскохозяйственной техники
Единая система конструкторской документации
Назначение и порядок использования расходных материалов, инструмента и оборудования, необходимых для выполнения работ
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Практический опыт:
Регулировка, испытание и обкатка отремонтированной сельскохозяйственной техники
Оформление документов о проведении ремонта сельскохозяйственной техники
Умения:
Осуществлять проверку работоспособности
и настройку инструмента, оборудования,
сельскохозяйственной техники
Проводить обкатку и испытания машин и их
сборочных единиц и оборудования
Документально оформлять результаты проделанной работы
Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
22

ПК 3.8. Выполнять консервацию и постановку
на хранение сельскохозяйственной техники в
соответствии с регламентами

ПК 3.9. Оформлять документы о проведении
технического обслуживания, ремонта, постановки и снятии с хранения сельскохозяйственной техники

Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Порядок оформления документов о проведении ремонта сельскохозяйственной техники
Практический опыт:
Осмотр и проверка комплектности сельскохозяйственной техники
Выбор способа и места хранения сельскохозяйственной техники
Приемка работы по очистке, демонтажу и
консервации отдельных узлов, размещению
сельскохозяйственной техники на хранение
Проведение плановых проверок условий
хранения и состояния сельскохозяйственной
техники в период хранения
Контроль качества сборки и проведения
пуско-наладочных работ сельскохозяйственной техники при снятии с хранения
Оформление документов о постановке и
снятии сельскохозяйственной техники с
хранения
Умения:
Выбирать способ и место хранения сельскохозяйственной техники
Контролировать качество сборки и проведения пуско-наладочных работ сельскохозяйственной техники при снятии с хранения
Оформлять документы о постановке и снятии сельскохозяйственной техники с хранения.
Знания:
Нормативная и техническая документация
по эксплуатации сельскохозяйственной техники
Назначение и порядок использования расходных материалов, инструмента и оборудования, необходимых для выполнения работ
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Практический опыт:
Оформление документов о проведении ремонта сельскохозяйственной техники
Умения:
Осуществлять проверку работоспособности
и настройку инструмента, оборудования,
сельскохозяйственной техники
Проводить обкатку и испытания машин и их
сборочных единиц и оборудования
Документально оформлять результаты проделанной работы
23

Освоение профессии рабочих
19205 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства

Вождение автомобиля категории
«С»

Знания:
Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы сельскохозяйственной техники
Правила и нормы охраны труда, требования
пожарной и экологической безопасности
Порядок оформления документов о проведении ремонта сельскохозяйственной техники
Управлять трактором
Знание принципа работы и устройство обработающим на жидком
служиваемого трактора;
топливе, при транспорсоблюдение правил уличного движения;
тировке различных грусоблюдение правил производства работ с
зов, машин, механизприцепными приспособлениями и устроймов, металлоконструкствами;
ций и сооружений разоформление приемо-сдаточных документов
ной массы и габаритов с
на перевозимые грузы или выполненные
применением прицепработы;
ных приспособлений
определять мощность обслуживаемого
или устройств
двигателя и предельную нагрузку
прицепных приспособлений
Наблюдать за погрузЗнание правил погрузки, укладки, строповкой, креплением и разки и разгрузки различных грузов
грузкой транспортируемых грузов.
Заправлять трактор топ- Заправка горючими и смазочными материаливом и смазывание
лами тракторов;
трактора и всех прицеп- соблюдение техники безопасности, пожарных устройств
ной безопасности и электробезопасности.
Выявить и устранить
Выявление и устранение недостатков в ранеисправности в работе
боте трактора
трактора.
Производить текущий
ремонт и участвовать
во всех других видах
Разборка и сборка агрегатов и узлов тракторемонта обслуживаемо- ра
го трактора и прицепных устройств
Управлять автомобилем

Умения: Безопасно управлять транспортными
средствами
Производить контрольный осмотр транспортных средств
Устранять возникшие во время эксплуатации
транспортных средств мелкие неисправности, с
соблюдением требований безопасности
Получать, оформлять и сдавать путевую и
транспортную документацию
Знания: Основы безопасного управления транспортными средствами
Правила эксплуатации транспортных средств и
правила дорожного движения
Перечень неисправностей и условий, при кото-

24

рых запрещается эксплуатация транспортных
средств
Устройство и конструкционные особенности
обслуживаемых автомобилей

4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и
ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8

ЛР9

ЛР10
ЛР11
ЛР12

25

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Л13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответ- ЛР13
ственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Л14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее ЛР14
достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Л15. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого ЛР15
труда.
Л16. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения ЛР16
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Л17. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или ЛР17
стремительно меняющихся ситуациях

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные для Забайкальского края
Л18. Принимающий, сохраняющий и приумножающий культурное наследие, духовное богатство и ценности народов Забайкальского края.
Л19. Желающий жить и работать во благо развития Забайкальского края, принимающий активное участие в решении проблем региона.
Л20. Проявляющий ответственное отношение к природе Забайкальского края, демонстрирующий высокий уровень экологической воспитанности, осознающий личную ответственность в деле сохранения природы.

ЛР18
ЛР19
ЛР20

26

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1 Учебный план 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Распределение обязательной (аудиторной) нагрузки по курсам и семестрам (час.в семестр)

Индекс
1

О.00
ОУД.01
ОУД.02
ОУД.03
ОУД.04
ОУД.05
ОУД.06
ОУД.07
ОУД.08
ОУД.09
ОУД.10
ОУД.11
ОУД.12
ОУД.13
ОУД.14
ОУД.15

Наименование
2

Общеобразовательный
цикл
Русский язык
Литература
Иностранный язык
История
Обществознание (включая
экономику и право)
Химия
Биология
Физическая культура
ОБЖ
Математика
Информатика
Физика
Астрономия
География
Родной язык

3

4

в том
числе
самостоятельная
работа

Курсовой
проект
(работа)

Практики

2 курс

3 курс

1
сем

2
сем

3
сем

4
сем

5
сем

6
сем

4 курс
7
8
сем сем

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1404

467

430

20

0

612

717

36

39

0

0

0

0

-/2
-/2
-/2

78
117
117
117

14
3
117
0

23
35
35
35

34
34
34
34

44
83
83
83

-/2

108

0

32

34

74

-/2
2
1/2
-/2
1/-/2

78
36
117
70
234
100
121
39
36
36

28
10
117
16
56
62
28
8
8

14
10
35
21
70
30
41
11
10
10

34

44
36
66
36
116
52

1
4
3
1

5

Всего В том числе
по
лабораторУД/ ные и пракМДК
тические
занятия

1 курс

6

-/2

-/2

Работа обучающихся во взаимодействии с
преподавателем
Занятия по дисциплинам и МДК
зачеты

Экзамены

дифференцированные
зачеты

Формы промежуточной
аттестации

20

51
34
118
48
121

39
36
36

27

ОГСЭ.00
ОГСЭ.01
ОГСЭ.02
ОГСЭ.03
ОГСЭ.04
ОГСЭ 05
ЕН.00
ЕН.01
ЕН.02
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10

Общий гуманитарный и
социально-экономический
цикл
Основы философии
История
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Физическая культура
Психология общения
Математический и общий
естественнонаучный цикл
Математика
Экологические основы природопользования
Общепрофессиональный
цикл
Чтение чертежей
Техническая механика
Материаловедение
Электротехника и электроника
Основы гидравлики и теплотехники
Основы агрономии
Основы зоотехнии
12 часов
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Метрология, стандартизация
и подтверждение качества
Основы экономики, менеджмента и маркетинга

468

347

138

-/4
-/4
-/4/-/6/7

46
46
172

9

-/4/-/6-/8
6

112

124

62

104

56

172

13
13
51

22
22
34

24
24
34

34

34

36

160
44

156
10

48
5

34

42

28

26
44

20

10

144

26

42

34

62

0

0

0

48

96
48

20
6

28
10

34

62

4

786
44
112
86
50

188
10
22
20
20

233
12
33
25
15

4

42

16

12

-/4
-/4

100
77

20
8

30
23

4

55

32

18

5

40

16

12

40

5

40

4

12

40

4
8

3
-/4
3

0

0

0

0

0

0

0

0

10

48

0

0

0

0

266
44
58
86

300

188

32

0

0

54
50
42

44
34

56
43
55

28

ОП.11
ОП.12
ОП.13
П.00
ПМ. 01

МДК.01.02

МДК.01.03
УП. 01.
ПП. 01.
ПМ. 02

МДК. 02.01
УП. 02.
ПП. 02.
ПМ. 03

Правовые основы профессиональной деятельности
Охрана труда
Безопасность
жизнедеятельности
Профессиональный цикл
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе,
комплектование сборочных единиц
МДК.01.01 Назначение и
общее устройство тракторов,
автомобилей
Назначение
и
общее
устройство
сельскохозяйственных машин и оборудования
Подготовка тракторов и
сельскохозяйственных машин и механизмов к работе
Учебная практика
Производственная
практика
Эксплуатация сельскохозяйственной техники
Комплектование машиннотракторного агрегата для
выполнения сельскохозяйственных работ
Учебная практика
Производственная
практика
Техническое обслуживание
и ремонт сельскохозяйственной техники

5

40

6
5

32
68

5

12

40

8
12

9
14

68

2670

562

270

30

972

0

75

164

303

326

764

614

188

150

0

108

0

75

99

214

226

0

196

68

58

39

51

41

65

196

74

58

36

48

59

53

114

46

34

32

520 518

0

0

-/-/5

-/-/5
114

4
5
5
8
-/-//-/-//-/8
7
8
8

72
36

72
36

712

182

170

568

182

40

0

72
72

364

144

72
36
0

0

65

89

100

206 116

136

65

89

100

170

80

64

36

36

72
72

70

66

30

144

72

0

0

0

0

0

120

136 108

29

МДК.03.01

МДК.03.02
УП. 03.
ПП. 03.
ПМ. 04

ПМ.04.01

МДК.04.01
УП. 04.01
ПП. 04.01
ПМ.04.02
МДК.04.02
УП.04.02
ПП. 04.02
ПДП.00
ПА
ГИА.00

Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и
механизмов
Технологические процессы
ремонтного производства
Учебная практика
Производственная
практика
Освоение одной или нескольких профессий рабочих или должностей служащих
Освоение профессии рабочих
19205
Трактористмашинист
сельскохозяйственного производства
Технология выполнения работ
тракторами категорий B, C, E,
F
Учебная практика
Производственная практика
Освоение рабочей профессии Водитель автомобиля
Теоретическая
подготовка
водителей категории "С"
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика
Промежуточная аттестация
Государственная
аттестация
Итого:

120

32

36

100

38

30

120

6

7
8
8

7

30

72
72

100
72
72

36

36
72

836

122

120

0

432

0

0

0

0

0

438

268

130

546

90

55

0

360

0

0

0

0

0

348

198

0

186

90

55

132

54

108
108

72
72

90

70

130

90

70

58

7
7
7
8
8
8
8

итоговая

Государственная итоговая аттестация

180
180

180
180

290

32

65

218

32

65

0

72

36
36
144

0

0

0

0

0

36
36
144

252

36
36
144
0

72

0

36

36

0

36

216
5940

72
216

1590

1113

50

972

теория
учебной

612
612
0

864
792
0

612
612
0

864
828
0

612
468
72

900
648
144

612
360
144

30

864
180
72

Программа базовой подготовки
Дипломный проект
Выполнение дипломного проекта с ________ по ________ (всего 4 нед.)
Защита дипломного проекта с _________ по __________ (всего 1 нед.)
Демонстрационный экзамен 36 часов на группу

практики
производст.
практики
преддипл.
практика
экзаменов
дифф. зачетов
зачетов

0

0

0

0

36

108

72

180

0

0

0

0

0

0

0

144

1
3
0

2
9
0

1
2
0

2
11
0

3
3
0

1
4
0

3
4
0

5
6
0

5.2. Календарный учебный график
5.2.1. По программе подготовки специалистов среднего звена
График учебного процесса.

Курсы
1
I курс
II курс
III курс
IV курс
Всего

Обучение
по дисциплинам и
междисциплинарным
курсам
2
39
40
32
16
127

Производственная практика
Учебная
практика
3
0
0
5
5
10

по профилю
специальности
4
0
0
4
7
11

Промежуточная
преддипломная
аттестация
5

4
4

6
2
1
1
3
7

Государственная
итоговая атте- Каникулы Всего
стация
7

6
6

8
11
11
10
2
34

9
52
52
52
43
199

31

5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям,
приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций
квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для
развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации общих
ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития
государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Образовательная организация, реализующая программу по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных
учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально- технического
обеспечения, включает в себя:
Перечень лабораторий, кабинетов, мастерских
Кабинеты:
- социально-экономических дисциплин;
- иностранного языка;
- информационных технологий в профессиональной деятельности;
- инженерной графики;
- технической механики;
- материаловедения;
- управления транспортным средством и безопасности движения;
- агрономии;
- зоотехнии;
- экологических основ природопользования;
- безопасности жизнедеятельности
- охраны труда.
Лаборатории:
- электротехники и электроники;
- метрологии, стандартизации и подтверждения качества;
32

- гидравлики и теплотехники;
- топлива и смазочных материалов;
- устройства тракторов и автомобилей;
- сельскохозяйственных машин
- эксплуатации машинно-тракторного парка;
- ремонта машин, оборудования и восстановления деталей;
- технологии и механизации производства продукции растениеводства.
Мастерские:
- слесарная мастерская;
- сварочная мастерская;
- пункт технического обслуживания и ремонта.
Тренажеры, тренажерные комплексы
- тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным и
мобильным энергетическим средством (в качестве тренажера может использоваться учебное
транспортное средство).
Спортивный комплекс
Спортивный зал
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в интернет
Актовый зал
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий и баз практики по
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Образовательная организация, реализующая программу по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, должна располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся,
предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам.
6.1.2.2. Оснащение баз практик
Практика является обязательным разделом ППССЗ.
Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных
видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик:
учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией
при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено,
чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
33

6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
Реализация ППССЗ по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ.
Во время самостоятельной подготовки каждый обучающийся обеспечен доступом в сеть
Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу.
Библиотечный фонд Колледжа обеспечен печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5
лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
В читальном зале библиотеки колледжа для обучающихся доступны научные сборники,
реферативные и периодические журналы, собрания законодательных актов, кодексы РФ, компьютерные базы данных, учебники, учебно-методические пособия, словари, периодические издания
по электронике и социальной тематике.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Все студенты и преподаватели имеют доступ в INTERNET-сеть через компьютерные кабинеты колледжа, библиотеки.
Для обеспечения обучения по данной ППССЗ с использованием элементов дистанционного
обучения используются дистанционные образовательные ресурсы:
- Дистанционная платформа http://zabedu.ru/
Обеспечен доступ к информационным ресурсам через каналы:
– к электронному федеральному порталу «Российское образование» http://www.edu.ru,
– к электронным информ. ресурсам РГБ http://www.rsl.ru,
– к электронным информ. ресурсам Российской Национальной библиотеки
http://www.nlr.ru, http://www.inion.ru/,
– к информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru/
– к глобальным поисковым системам http://www.google.com/, http://www.yahoo.com/,
http://search.msn.com/, http://www.gnpbu.ru
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.3.1. Условия организации воспитания (определяются образовательной организацией)
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе эффективности
и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с
обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания
и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты и
др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты,
экскурсии и др.);
34

– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа
руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования,
технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования,
при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства) и
имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог
профессионального
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере
использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и
оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и
животноводства) не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования,
технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования,
при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства), в
общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна
быть не менее 25 процентов.
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы.
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего
профессионального образования по профессиям и укрупненным группам профессий, утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и
мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы
педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую
работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
Организация и порядок проведения государственной итоговой аттестации определяется
Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
35

программам среднего профессионального образования в ГПОУ «Приаргунский государственный
колледж» по актуализированным ФГОС и ТОП-50 и программой государственной итоговой аттестации по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Государственная (итоговая) аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения программы в полном объеме и завершается выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
Целью Государственной (итоговой) аттестации (ГИА) является установление соответствия
имеющихся (продемонстрированных) в процедуре оценки профессиональных и общих компетенций требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной
квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению
образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную
квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
В состав государственной экзаменационной комиссии входят от 5 до 7 человек. ГЭК
формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из
сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей
или их объединений, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
При проведении демонстрационного экзамена (далее - ДЭ) в состав ГЭК входят также
эксперты организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)"
(далее - Агентство).
ДЭ предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения
выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Задания ДЭ разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с
учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных Агентством.
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
Группа разработчиков
Димова Олеся Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе.
Дружинина Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Вторушина Эрикназ Аваговна, заместитель директора по научно-методической работе.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».