23.01.17 ОПОП МРИОА

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-10-08 10:42:52
Foxit Reader Версия: 9.5.0

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
по профессии среднего профессионального образования
23.01Л7 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Квалификация: 18511 Слесарь по
ремонт)’ автомобилей - 3-5 разряд
11444 Водитель автомобиля:
Водитель категории «В»
Водитель категории «С»
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения - 2
года и 10 мес. на базе основного
общего образования
Профиль: технологический

п. Приаргунск, 2022 г.
1

Содержание

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
Раздел 5. Примерная структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график
5.3. Рабочая программа воспитания
5.4. Календарный план воспитательной работы
Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы.
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной
итоговой аттестации
Раздел 8. Разработчики примерной основной образовательной программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примерные программы профессиональных модулей
Приложение 2. Примерные программы учебных дисциплин
Приложение 3. Примерная рабочая программа воспитания
Приложение 4. Примерные оценочные средства для государственной итоговой аттестации
по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального
образования (далее – ПООП СПО) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утверждённого приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации №1581 от 09 декабря 2016
года, зарегистрированного в Минюсте РФ 20 декабря 2016 года, регистрационный №
44800.
ПООП определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей, планируемые результаты освоения образовательной
программы, условия образовательной деятельности.
ПООП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО
с учетом получаемой профессии и настоящей ПООП СПО.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1581 от 09 декабря 2016 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 20 декабря
2016 года, регистрационный № 44800 (далее ФГОС СПО).
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее - Порядок организации образовательной деятельности);
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
Приказ Министерства просвещения РФ от 05 августа 2020 г. N 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23
марта 2015 г. № 187н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных
средств при периодическом техническом осмотре», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2015 г., регистрационный № 37055

1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ООП
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
3

ООП –основная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты
ГИА – государственная итоговая аттестация;
Раздел 2 Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: 18511
Слесарь по ремонту автомобилей – 3-5 разряд, 11444 Водитель автомобиля: Водитель категории «В», Водитель категории «С».
Формы получения образования: допускается только в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования: 4248 часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
основного общего образования в очной форме – 2 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий,
увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
- не более чем на 1,5 года на базе основного общего образования;
- не более чем на 1 год на базе среднего общего образования.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по профессии
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей на базе основного общего
образования с одновременным получением среднего общего образования: 4248 часов.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: техническое
обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом.
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Наименования основных
Наименования
Сочетания квалификаций
видов деятельности
профессиональСлесарь по ремонту автомобилей
ных модулей
Водитель автомобиля
Определять техническое
состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля
Осуществлять техническое обслуживание автотранспорта
согласно
требованиям нормативно-технической
документации

Техническое состояние систем,
агрегатов, деталей
и механизмов автомобиля
Техническое обслуживание автотранспорта
согласно требованиям нормативнотехнической документации

осваивается

осваивается

4

Производить текущий
ремонт различных типов
автомобилей в соответствии с требованиями
технологической документации

Текущий ремонт
различных типов
автомобилей
в
соответствии
с
требованиями
технологической
документации

осваивается

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1 Общие компетенции
Код
компетенции

Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать
и
реализовывать
собственное профессиональное и

Знания, умения
Общие компетенции
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу
и/или проблему и выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной
и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структура плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
Умения: определять задачи поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов
поиска информации
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать
траектории профессионального и личностного развития
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой до5

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

личностное разви- кументации; современная научная и профессиональная тертие.
минология; возможные траектории профессионального развития и самообразования
Работать в кол- Умения: организовывать работу коллектива и команды; взалективе и коман- имодействовать с коллегами, руководством, клиентами
де,
эффективно Знания: психология коллектива; психология личности; освзаимодействоновы проектной деятельности
вать с коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
Умения: излагать свои мысли на государственном языке;
устную и пись- оформлять документы
менную коммуни- Знания: особенности социального и культурного контекста;
кацию на государ- правила оформления документов.
ственном языке с
учетом особенностей социального
и
культурного
контекста.
Проявлять граж- Умения: описывать значимость своей профессии
данскоПрезентовать структуру профессиональной деятельности по
патриотическую
профессии (специальности)
позицию, демон- Знания: сущность гражданско-патриотической позиции
стрировать
осо- Общечеловеческие ценности
знанное поведение Правила поведения в ходе выполнения профессиональной
на основе тради- деятельности, стандарты антикоррупционного поведения.
ционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного
поведения.
Содействовать
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
сохранению
определять направления ресурсосбережения в рамках проокружающей сре- фессиональной деятельности по профессии (специальности).
ды, ресурсосбере- Знания: правила экологической безопасности при ведении
жению,
эффек- профессиональной деятельности; основные ресурсы, задейтивно действовать ствованные в профессиональной деятельности; пути обеспев чрезвычайных чения ресурсосбережения.
ситуациях.
Использовать
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деясредства физиче- тельность для укрепления здоровья, достижения жизненных
ской культуры для и профессиональных целей; применять рациональные приесохранения
и мы двигательных функций в профессиональной деятельноукрепления здо- сти; пользоваться средствами профилактики перенапряжеровья в процессе ния характерными для данной профессии (специальности)
профессиональной Знания: роль физической культуры в общекультурном, продеятельности
и фессиональном и социальном развитии человека; основы
поддержание не- здорового образа жизни; условия профессиональной деяобходимого уров- тельности и зоны риска физического здоровья для професня
физической сии (специальности); средства профилактики перенапряжеподготовленности. ния.
6

ОК 09

Использовать информационные
технологии в профессиональной
деятельности

ОК 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном
и
иностранном
языках.

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере.

Умения: применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); понимать тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию предметов,
средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования
Знания: основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

4.2. Профессиональные компетенции
ПК 1.1.

Профессиональные компетенции
Определять техПрактический опыт в:
ническое состоя Приемка и подготовка автомобиля к диагностике.
ние автомобиль Проверка технического состояния автомобиля в
ных двигателей
движении (выполнение пробной поездки).
 Общая органолептическая диагностика автомобильных двигателей по внешним признакам.
 Проведение инструментальной диагностики автомобильных двигателей.
 Оценка результатов диагностики автомобильных
двигателей.
 Оформление диагностической карты автомобиля
Умения:
 Принимать автомобиль на диагностику, проводить
беседу с заказчиком для выявления его жалоб на работу
автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять необходимую документацию.
 Управлять автомобилем, выявлять признаки неис7

правностей автомобиля при его движении.
 Выявлять по внешним признакам отклонения от
нормального технического состояния двигателя, делать на
их основе прогноз возможных неисправностей.
 Выбирать методы диагностики, выбирать необходимое диагностическое оборудование и инструмент, запускать двигатель, подключать и использовать диагностическое оборудование, выбирать и использовать программы
диагностики, проводить диагностику двигателей. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
 Использовать технологическую документацию на
диагностику двигателей, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями.
Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. Определять по результатам диагностических
процедур неисправности механизмов и систем автомобильных двигателей, оценивать остаточный ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения
о необходимости ремонта и способах устранения выявленных неисправностей.
 Применять
информационно-коммуникационные
технологии при составлении отчетной документации по
диагностике двигателей. Заполнять форму диагностической карты автомобиля. Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля
Знания:
 Марки и модели автомобилей, их технические характеристики и особенности конструкции. Технические
документы на приёмку автомобиля в технический сервис.
Психологические основы общения с заказчиками
 Правила дорожного движения и безопасного вождения автомобиля, психологические основы деятельности
водителя, правила оказания первой медицинской помощи
при ДТП.
 Устройство и принцип действия систем и механизмов двигателя, регулировки и технические параметры исправного состояния двигателей, основные внешние признаки неисправностей автомобильных двигателей различных типов.
 Устройство и принцип действия систем и механизмов двигателя, диагностируемые параметры работы двигателей, методы инструментальной диагностики двигателей,
диагностическое оборудование для автомобильных двигателей, их возможности и технические характеристики,
оборудование коммутации. Основные неисправности двигателей и способы их выявления при инструментальной
диагностике. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности.
 Основные неисправности автомобильных двигателей, их признаки, причины и способы устранения. Коды
неисправностей, диаграммы работы электронного кон8

ПК 1.2.

Определять
техническое
состояние
электрических
и электронных
систем
автомобилей

троля работы автомобильных двигателей, предельные величины износов их деталей и сопряжений.
 Технические документы на приёмку автомобиля в
технический сервис. Содержание диагностической карты
автомобиля, технические термины, типовые неисправности. Информационные программы технической документации по диагностике автомобилей
Практический опыт в:
 Диагностика технического состояния приборов
электрооборудования автомобилей по внешним признакам.
 Проведение инструментальной и компьютерной диагностики технического состояния электрических и электронных систем автомобилей.
 Оценка результатов диагностики технического состояния электрических и электронных систем автомобилей
Умения:
 Измерять параметры электрических цепей электрооборудования автомобилей. Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния
приборов электрооборудования автомобилей и делать прогноз возможных неисправностей
 : Определять методы диагностики, выбирать необходимое диагностическое оборудование и инструмент,
подключать диагностическое оборудование для определения технического состояния электрических и электронных
систем автомобилей, проводить инструментальную диагностику технического состояния электрических и электронных систем автомобилей. Пользоваться измерительными приборами.
 Читать и интерпретировать данные, полученные в
ходе диагностики, делать выводы о неисправностях электрических и электронных систем автомобилей
Знания:
 Основные положения электротехники. Устройство и
принцип действия электрических машин и электрического
оборудования автомобилей. Устройство и конструктивные
особенности элементов электрических и электронных систем автомобилей. Технические параметры исправного состояния приборов электрооборудования автомобилей, неисправности приборов и систем электрооборудования, их
признаки и причины.
 Устройство и работа электрических и электронных
систем автомобилей, номенклатура и порядок использования диагностического оборудования, технологии проведения диагностики технического состояния электрических и
электронных систем автомобилей, основные неисправности электрооборудования, их причины и признаки. Меры
безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами.
 Неисправности электрических и электронных систем, их признаки и способы выявления по результатам
органолептической и инструментальной диагностики, ме9

ПК 1.3.

Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий

ПК 1.4.

Определять техническое состояние ходовой части
и
механизмов

тодики определения неисправностей на основе кодов неисправностей, диаграмм работы электронного контроля работы электрических и электронных систем автомобилей
Практический опыт в:
 : Диагностика технического состояния автомобильных трансмиссий по внешним признакам.
 Проведение инструментальной диагностики технического состояния автомобильных трансмиссий.
 Оценка результатов диагностики технического состояния автомобильных трансмиссий
Умения:
 Выявлять по внешним признакам отклонения от
нормального технического состояния автомобильных
трансмиссий, делать на их основе прогноз возможных неисправностей.
 Определять методы диагностики, выбирать необходимое диагностическое оборудование и инструмент, подключать и использовать диагностическое оборудование,
выбирать и использовать программы диагностики, проводить диагностику агрегатов трансмиссии. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
 Использовать технологическую документацию на
диагностику трансмиссий, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями.
Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. Определять неисправности агрегатов трансмиссий, принимать решения о необходимости ремонта и способах устранения выявленных неисправностей
Знания:
 Устройство, работа, регулировки, технические параметры исправного состояния автомобильных трансмиссий, неисправности агрегатов трансмиссии и их признаки.
 Устройство и принцип действия, диагностируемые
параметры агрегатов трансмиссий, методы инструментальной диагностики трансмиссий, диагностическое оборудование, их возможности и технические характеристики,
оборудование коммутации. Основные неисправности агрегатов трансмиссии и способы их выявления при инструментальной диагностике, порядок проведения и технологические требования к диагностике технического состояния автомобильных трансмиссий, допустимые величины
проверяемых параметров. Правила техники безопасности и
охраны труда в профессиональной деятельности.
 Основные неисправности автомобильных трансмиссий, их признаки, причины и способы устранения. Коды
неисправностей, диаграммы работы электронного контроля работы автомобильных трансмиссий, предельные
значения диагностируемых параметров
Практический опыт в:
 Диагностика технического состояния ходовой части
и механизмов управления автомобилей по внешним признакам.
10

ПК 1.5

управления авто Проведение инструментальной диагностики технимобилей
ческого состояния ходовой части и механизмов управления
автомобилей.
 Оценка результатов диагностики технического состояния ходовой части и механизмов управления автомобилей
Умения:
 Выявлять по внешним признакам отклонения от
нормального технического состояния ходовой части и механизмов управления автомобилей, делать на их основе
прогноз возможных неисправностей.
 Определять методы диагностики, выбирать необходимое диагностическое оборудование и инструмент, подключать и использовать диагностическое оборудование,
выбирать и использовать программы диагностики, проводить инструментальную диагностику ходовой части и механизмов управления автомобилей. Соблюдать безопасные
условия труда в профессиональной деятельности.
 Читать и интерпретировать данные, полученные в
ходе диагностики. Определять неисправности ходовой части и механизмов управления автомобилей
Знания:
 Устройство, работа, регулировки, технические параметры исправного состояния ходовой части и механизмов управления автомобилей, неисправности и их признаки.
 Устройство и принцип действия элементов ходовой
части и органов управления автомобилей, диагностируемые параметры, методы инструментальной диагностики
ходовой части и органов управления, диагностическое
оборудование, их возможности и технические характеристики, оборудование коммутации. Основные неисправности ходовой части и органов управления, способы их выявления при инструментальной диагностике. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной
деятельности.
 Коды неисправностей, диаграммы работы ходовой
части и механизмов управления автомобилей. Предельные
величины износов и регулировок ходовой части и механизмов управления автомобилей
Выявлять дефекты
Практический опыт в:
кузовов, кабин и
 Общая органолептическая диагностика техническоплатформ
го состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей по
внешним признакам.
 Проведение инструментальной диагностики технического состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей.
 Оценка результатов диагностики технического состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей.

Умения:
 Оценивать по внешним признакам состояние кузо11

ПК 2.1

вов, кабин и платформ, выявлять признаки отклонений от
нормального технического состояния, визуально оценивать
состояние соединений деталей, лакокрасочного покрытия,
делать на их основе прогноз возможных неисправностей.
 Диагностировать техническое состояние кузовов,
кабин и платформ автомобилей, проводить измерения геометрии кузовов. Соблюдать безопасные условия труда в
профессиональной деятельности.
 Интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. Определять дефекты и повреждения кузовов, кабин и платформ автомобилей, принимать решения о необходимости и целесообразности ремонта и способах устранения выявленных неисправностей, дефектов и повреждений
Знания:
 Устройство, технические параметры исправного состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей, неисправности и их признаки, требования к качеству соединений деталей кузовов, кабин и платформ, требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
 Геометрические параметры автомобильных кузовов.
Устройство и работа средств диагностирования кузовов,
кабин и платформ автомобилей. Технологии и порядок
проведения диагностики технического состояния кузовов,
кабин и платформ автомобилей. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности.
 Дефекты, повреждения и неисправности кузовов,
кабин и платформ автомобилей. Предельные величины отклонений параметров кузовов, кабин и платформ автомобилей
Осуществлять
Практический опыт в:
техническое об Приём автомобиля на техническое обслуживание.
служивание авто Перегон автомобиля в зону технического обслужимобильных двига- вания.
телей.
 Выполнение регламентных работ по техническому
обслуживанию автомобильных двигателей.
 Сдача автомобиля заказчику. Оформление технической документации
Умения:
 Принимать заказ на техническое обслуживание автомобиля, проводить его внешний осмотр, составлять необходимую приемочную документацию.
 Управлять автомобилем.
 Безопасно и качественно выполнять регламентные
работы по разным видам технического обслуживания в соответствии с регламентом автопроизводителя: замене технических жидкостей, замене деталей и расходных материалов, проведению необходимых регулировок и др. Использовать эксплуатационные материалы в профессиональной
деятельности. Определять основные свойства материалов
по маркам. Выбирать материалы на основе анализа их
свойств для конкретного применения.
12

ПК 2.2.

Осуществлять
техническое
обслуживание
электрических
электронных
систем
автомобилей

 Применять информационно-коммуникационные
технологии при составлении отчетной документации по
проведению технического обслуживания автомобилей. Заполнять форму наряда на проведение технического обслуживания автомобиля. Заполнять сервисную книжку. Отчитываться перед заказчиком о выполненной работе
Знания:
 Марки и модели автомобилей, их технические характеристики, особенности конструкции и технического
обслуживания. Технические документы на приёмку автомобиля в технический сервис. Психологические основы
общения с заказчиками.
 Правила дорожного движения и безопасного вождения автомобиля, психологические основы деятельности
водителя, правила оказания первой помощи при ДТП.
 Устройство двигателей автомобилей, принцип действия его механизмов и систем, неисправности и способы
их устранения, основные регулировки систем и механизмов двигателей и технологии их выполнения, свойства
технических жидкостей. Перечни регламентных работ, порядок и технологии их проведения для разных видов технического обслуживания. Особенности регламентных работ для автомобилей различных марок. Основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов. Физические и
химические свойства горючих и смазочных материалов.
Области применения материалов.
 Формы документации по проведению технического
обслуживания автомобиля на предприятии технического
сервиса, технические термины. Информационные программы технической документации по техническому обслуживанию автомобилей
Практический опыт в:
 Выполнение регламентных работ по техническому
обслуживанию электрических и электронных систем автои мобилей.
Умения:
 Измерять параметры электрических цепей автомобилей. Пользоваться измерительными приборами. Безопасно и качественно выполнять регламентные работы по
разным видам технического обслуживания: проверке состояния элементов электрических и электронных систем
автомобилей, выявлению и замена неисправных
Знания:
 Основные положения электротехники. Устройство и
принцип действия электрических машин и оборудования.
Устройство и принцип действия электрических и электронных систем автомобилей, неисправности и способы их
устранения. Перечни регламентных работ и порядок их
проведения для разных видов технического обслуживания.
Особенности регламентных работ для автомобилей различных марок. Меры безопасности при работе с электро13

ПК 2.3.

ПК 2.4.

ПК 2.5.

оборудованием и электрическими инструментами.
Осуществлять
Практический опыт в:
техническое об Выполнение регламентных работ технических обслуживание авто- служиваний автомобильных трансмиссий
мобильных
Умения:
трансмиссий
 Безопасно и высококачественно выполнять регламентные работы по разным видам технического обслуживания: проверке состояния автомобильных трансмиссий,
выявлению и замене неисправных элементов. Использовать эксплуатационные материалы в профессиональной
деятельности. Выбирать материалы на основе анализа их
свойств, для конкретного применения. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности
Знания:
 Устройства и принципы действия автомобильных
трансмиссий, неисправности и способы их устранения. Перечни регламентных работ и порядок их проведения для
разных видов технического обслуживания. Особенности
регламентных работ для автомобилей различных марок и
моделей. Физические и химические свойства горючих и
смазочных материалов. Области применения материалов.
Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности
Осуществлять
Практический опыт в:
техническое об Выполнение регламентных работ технических обслуживание ходо- служиваний ходовой части и механизмов управления аввой части и меха- томобилей
низмов управлеУмения:
ния автомобилей
 Безопасно и высококачественно выполнять регламентные работы по разным видам технического обслуживания: проверке состояния ходовой части и механизмов
управления автомобилей, выявлению и замене неисправных элементов. Соблюдать безопасные условия труда в
профессиональной деятельности
Знания:
 Устройство и принцип действия ходовой части и
механизмов управления автомобилей, неисправности и
способы их устранения. Перечни регламентных работ и
порядок их проведения для разных видов технического обслуживания. Особенности регламентных работ для автомобилей различных марок моделей. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности
Осуществлять
Практический опыт в:
техническое об Выполнение регламентных работ технических обслуживание авто- служиваний автомобильных кузовов
мобильных кузоУмения:
вов
 Безопасно и качественно выполнять регламентные
работы по разным видам технического обслуживания: проверке состояния автомобильных кузовов, чистке, дезинфекции, мойке, полировке, подкраске, устранению царапин
и вмятин. 18 Использовать эксплуатационные материалы в
14

ПК 3.1.

профессиональной деятельности. Выбирать материалы на
основе анализа их свойств для конкретного применения
Знания:
 Устройства автомобильных кузовов, неисправности
и способы их устранения. Перечни регламентных работ и
порядок их проведения для разных видов технического обслуживания. Особенности регламентных работ для автомобилей различных марок и моделей. Основные свойства,
классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов. Области применения
материалов. Характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов
Производить теПрактический опыт в:
кущий ремонт ав Подготовка автомобиля к ремонту. Оформление
томобильных дви- первичной документации для ремонта.
гателей.
 Демонтаж и монтаж двигателя автомобиля; разборка и сборка его механизмов и систем, замена его отдельных
деталей.
 Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами.
 Ремонт деталей систем и механизмов двигателя.
 Регулировка, испытание систем и механизмов двигателя после ремонта
Умения:
 Оформлять учетную документацию. Использовать
уборочно-моечное и технологическое оборудование.
 Снимать и устанавливать двигатель на автомобиль,
разбирать и собирать двигатель. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочносборочных работах. Работать с каталогами деталей.
 Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры деталей и параметров двигателя контрольно-измерительными приборами и инструментами. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ.
 Снимать и устанавливать узлы и детали механизмов
и систем двигателя. Определять неисправности и объем
работ по их устранению. Определять способы и средства
ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование. Определять основные
свойства материалов по маркам. Выбирать материалы на
основе анализа их свойств для конкретного применения.
Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной
деятельности.
 Регулировать механизмы двигателя и системы в соответствии с технологической документацией. Проводить
проверку работы двигателя
Знания:
 Устройство и конструктивные особенности ремонтируемых автомобильных двигателей. Назначение и взаимодействие узлов и систем двигателей. Формы и содержание учетной документации. Характеристики и правила
15

ПК 3.2.

Производить текущий ремонт узлов и элементов
электрических и
электронных систем автомобилей.

эксплуатации вспомогательного оборудования.
 Технологические процессы демонтажа, монтажа,
разборки и сборки двигателей, его механизмов и систем.
Характеристики и порядок использования специального
инструмента, приспособлений и оборудования. Назначение
и структура каталогов деталей.
 Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности обслуживаемых двигателей. Технологические требования к контролю деталей и состоянию систем. Порядок работы и использования контрольно-измерительных приборов и инструментов.
 Основные неисправности двигателя, его систем и
механизмов, причины и способы их устранения. Способы и
средства ремонта и восстановления деталей двигателя.
Технологические процессы разборки-сборки узлов и систем автомобильных двигателей. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Технологии контроля технического
состояния деталей. Основные свойства, классификация,
характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов. Области применения материалов.
Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности.
 Технические условия на регулировку и испытания
двигателя его систем и механизмов. Технология выполнения регулировок двигателя. Оборудование и технология
испытания двигателей
Практический опыт в:
 Подготовка автомобиля к ремонту. Оформление
первичной документации для ремонта.
 Демонтаж и монтаж узлов и элементов электрических и электронных систем автомобиля, их замена.
 Проверка состояния узлов и элементов электрических и электронных систем соответствующим инструментом и приборами.
 Ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем.
 Регулировка, испытание узлов и элементов электрических и электронных систем
Умения:
 Пользоваться измерительными приборами.
 Снимать и устанавливать узлы и элементы электрооборудования, электрических и электронных систем автомобиля. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с
каталогом деталей. Соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами.
 Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить проверку исправности узлов и элементов электрических и электронных систем контрольно16

измерительными приборами и инструментами. Выбирать и
пользоваться приборами и инструментами для контроля
исправности узлов и элементов электрических и электронных систем.
 Снимать и устанавливать узлы и элементы электрических и электронных систем. Разбирать и собирать основные узлы электрооборудования. Определять неисправности и объем работ по их устранению. Устранять выявленные неисправности. Определять способы и средства ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент,
приборы и оборудование.
 Регулировать параметры электрических и электронных систем и их узлов в соответствии с технологической
документацией. Проводить проверку работы электрооборудования, электрических и электронных систем
Знания:
 Устройство и принцип действия электрических машин. Устройство и конструктивные особенности узлов и
элементов электрических и электронных систем. Назначение и взаимодействие узлов и элементов электрических и
электронных систем. Формы и содержание учетной документации. Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования.
 Устройство, расположение приборов электрооборудования, приборов электрических и электронных систем
автомобиля. Технологические процессы разборки-сборки
электрооборудования, узлов и элементов электрических и
электронных систем. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Назначение и содержание каталогов деталей.
Меры безопасности при работе с электрооборудованием и
электрическими инструментами.
 Основные неисправности элементов и узлов электрических и электронных систем, причины и способы их
устранения. Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и электронных систем.
Технологические требования для проверки исправности
приборов и элементов электрических и электронных систем. Порядок работы и использования контрольноизмерительных приборов.
 Основные неисправности элементов и узлов электрических и электронных систем, причины и способы
устранения. Способы ремонта узлов и элементов электрических и электронных систем. Технологические процессы
разборки-сборки ремонтируемых узлов электрических и
электронных систем. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приборов и оборудования. Требования для проверки электрических и электронных систем и их узлов.
 Технические условия на регулировку и испытания
узлов электрооборудования автомобиля. Технология вы17

ПК 3.3.

полнения регулировок и проверки электрических и электронных систем
Производить теПрактический опыт в:
кущий ремонт ав Подготовка автомобиля к ремонту. Оформление
томобильных
первичной документации для ремонта.
трансмиссий.
 Демонтаж, монтаж и замена узлов и механизмов автомобильных трансмиссий.
 Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами.
 Ремонт механизмов, узлов и деталей автомобильных
трансмиссий.
 Регулировка и испытание автомобильных трансмиссий после ремонта
Умения:
 Оформлять учетную документацию. Использовать
уборочно-моечное оборудование и технологическое оборудование.
 Снимать и устанавливать узлы и механизмы автомобильных трансмиссий. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с каталогами деталей. Соблюдать безопасные
условия труда в профессиональной деятельности.
 Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры износов деталей трансмиссий
контрольно-измерительными приборами и инструментами.
Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ.
 Снимать и устанавливать механизмы, узлы и детали
автомобильных трансмиссий. Разбирать и собирать механизмы и узлы трансмиссий. Определять неисправности и
объем работ по их устранению. Определять способы и
средства ремонта. Выбирать и использовать специальный
инструмент, приборы и оборудование.
 Регулировать механизмы трансмиссий в соответствии с технологической документацией. Проводить проверку работы автомобильных трансмиссий
Знания:
 Устройство и конструктивные особенности автомобильных трансмиссий. Назначение и взаимодействие узлов
трансмиссии. Формы и содержание учетной документации.
Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного
оборудования.
 Технологические процессы разборкисборки автомобильных трансмиссий, их узлов и механизмов. Характеристики и порядок использования специального инструмента,
приспособлений и оборудования. Назначение и структура
каталогов деталей. Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности.
 Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности автомобильных трансмиссий. Технологические требования к контролю деталей и проверке работоспособности узлов. Поря18

ПК 3.4.

Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.

док работы и использования контрольно- измерительных
приборов и инструментов.
 Основные неисправности автомобильных трансмиссий, их систем и механизмов, их причины и способы
устранения. Способы ремонта узлов автомобильных
трансмиссий. Технологические процессы разборки-сборки
узлов и систем автомобильных трансмиссий. Характеристики и порядок использования специального инструмента,
приспособлений и оборудования. Требования для контроля
деталей.
 Технические условия на регулировку и испытания
автомобильных трансмиссий, узлов трансмиссии. Оборудование и технологию испытания автомобильных трансмиссий
Практический опыт в:
 Подготовка автомобиля к ремонту. Оформление
первичной документации для ремонта.
 Демонтаж, монтаж и замена узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей.
 Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами.
 Ремонт узлов и механизмов ходовой части и систем
управления автомобилей.
 Регулировка, испытание узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей
Умения:
 Оформлять учетную документацию. Использовать
уборочно-моечное и технологическое оборудование. Проверять комплектность ходовой части и механизмов управления автомобилей.
 Снимать и устанавливать узлы и механизмы ходовой части и систем управления. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочносборочных работах. Работать с каталогами деталей. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной
деятельности.
 Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры изнашиваемых деталей и изменяемых параметров ходовой части и систем управления
контрольно-измерительными приборами и инструментами.
 Снимать и устанавливать узлы, механизмы и детали
ходовой части и систем управления. Определять неисправности и объем работ по их устранению. Определять способы и средства ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование.
 Регулировать параметры установки деталей ходовой
части и систем управления автомобилей в соответствии с
технологической документацией. Проводить проверку работы узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей
Знания:
 Устройство и конструктивные особенности ходо19

вой части и механизмов рулевого управления. Назначение
и взаимодействие узлов ходовой части и механизмов
управления. Формы и содержание учетной документации.
Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного
оборудования.
 Основные неисправности ходовой части и способы
их устранения. Основные неисправности систем управления и способы их устранения. Технологические процессы
разборки-сборки узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Характеристики и порядок
использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Назначение и содержание каталога
деталей. Правила техники безопасности и охраны труда в
профессиональной деятельности.
 Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности ходовой
части и систем управления автомобиля. Технологические
требования к контролю деталей, состоянию узлов систем и
параметрам систем управления автомобиля и ходовой части. Порядок работы и использования контрольноизмерительного оборудования приборов и инструментов.
 Основные неисправности ходовой части и способы
их устранения. Основные неисправности систем управления и способы их устранения. Способы ремонта и восстановления узлов и деталей ходовой части. Способы ремонта
систем управления и их узлов. Технологические процессы
разборки-сборки узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Характеристики и порядок
использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Требования контроля деталей.
 Технические условия на регулировку и испытания
узлов и механизмов ходовой части и систем управления
автомобилей. Технология выполнения регулировок узлов
ходовой части и контроля технического состояния систем
управления автомобилей
ПК 3.5. Производить реПрактический опыт в:
монт и окраску
 Подготовка кузова к ремонту. Оформление первичавтомобильных
ной документации для ремонта.
кузовов.
 Демонтаж, монтаж и замена элементов кузова, кабины, платформы.
 Проведение технических измерений с применением
соответствующего инструмента и оборудования.
 Восстановление деталей, узлов и кузова автомобиля.
 Окраска кузова и деталей кузова автомобиля.
 Регулировка и контроль качества ремонта кузовов и
кабин
Умения:
 Оформлять учетную документацию. Использовать
уборочно-моечное оборудование и технологическое оборудование. Использовать эксплуатационные материалы в
профессиональной деятельности.
20

 Снимать и устанавливать узлы и детали кузова, кабины, платформы. Использовать специальный инструмент
и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с каталогом деталей. Соблюдать безопасные условия
труда в профессиональной деятельности.
 Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры деталей и параметров кузова с
применением контрольно-измерительных приборов, оборудования и инструментов.
 Снимать и устанавливать узлы и детали узлы и кузова автомобиля. Определять неисправности и объем работ
по их устранению. Определять способы и средства ремонта. Применять оборудование для ремонта кузова и его деталей. Выбирать и использовать специальный инструмент
и приспособления.
 Определять основные свойства лакокрасочных материалов по маркам. Выбирать лакокрасочные материалы
на основе анализа их свойств, для конкретного применения. Использовать оборудование для окраски кузова автомобиля. Определять дефекты лакокрасочного покрытия и
объем работ по их устранению. Определять способы и
средства ремонта. Применять оборудование для окраски
кузова и его деталей. Выбирать и использовать оборудование, инструменты и материалы для технологических операций окраски кузова автомобиля.
 Регулировать установку элементов кузовов и кабин
в соответствии с технологической документацией. Проводить проверку узлов. Проводить проверку размеров. Проводить качество лакокрасочного покрытия
Знания:
 Устройство и конструктивные особенности автомобильных кузовов и кабин. Характеристики лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов. Формы и содержание
учетной документации. Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования. Основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов.
 Технологические процессы разборкисборки кузова,
кабины платформы. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Назначение и содержание каталога деталей.
Правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности.
 Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные особенности кузовов и
кабин автомобилей. Технологические требования к контролю деталей и состоянию кузовов. Порядок работы и использования контрольно-измерительного оборудования
приборов и инструментов.
 Основные неисправности кузова автомобиля. Способы и средства ремонта и восстановления кузовов, кабин
и его деталей. Технологические процессы разборки-сборки
21

кузова автомобиля и его восстановления. Характеристики
и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Требования к контролю деталей.
 Основные дефекты лакокрасочного покрытия кузовов автомобилей. Способы ремонта и восстановления лакокрасочного покрытия кузова и его деталей. Специальные
технологии окраски. Оборудование и материалы для ремонта. Характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов. Области применения материалов. Технологические процессы окраски кузова автомобиля. Характеристики и порядок использования специального оборудования для окраски. Требования к контролю лакокрасочного
покрытия.
 Основные неисправности кузова автомобиля. Способы и средства ремонта и восстановления кузовов, кабин
и их деталей. Технологические процессы разборки-сборки
кузова автомобиля и его восстановления. Характеристики
и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Требования к контролю деталей
4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

22

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и
ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результатыреализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

ЛР 8

ЛР9

ЛР10
ЛР11
ЛР12

Л13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответ- ЛР13
ственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Л14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее ЛР14
достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Л15. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого ЛР15
труда.
Л16. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения ЛР16
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Л17. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или ЛР17
стремительно меняющихся ситуациях

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные для Забайкальского края
Л18. Принимающий, сохраняющий и приумножающий культурное наследие,
духовное богатство и ценности народов Забайкальского края
Л19. Желающий жить и работать во благо развития Забайкальского края,
принимающий активное участие в решении проблем региона
Л20. Проявляющий ответственное отношение к природе Забайкальского
края, демонстрирующий высокий уровень экологической воспитанности,
осознающий личную ответственность в деле сохранения природы

ЛР18
ЛР19
ЛР20

23

ОУД.09
ОУД.10
ОУД.11
ОУД.12
ПОД
ПОД. 01

обязательные
аудиторные заниятия и практика (часы)*****

в т.ч. ЛПЗ

ОУД.08

4

зачетные единицы

ОУД.01
ОУД.02
ОУД.03
ОУД.04
ОУД.05
ОУД.06
ОУД.07

3

Трудоемкость (учебная
нагрузка обучающегося)

экзамен

ОУД

2
Общеобразовательные
учебные дисциплины
Базовые
Русский язык
Литература
Иностранный язык
История
Физическая культура
ОБЖ
Химия
Обществознание (вкл. экономику и право)
Биология
География
Экология
Астрономия
Профильные общеобразовательные дисциплины
Математика

дз

1

Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

формы промежуточной аттестации по семестрам*

зачет

Индекс

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1 Учебный план

5

6

7

8

52

2052

33
3
5
5
4
5
2
4

1371
114
174
180
144
180
72
144

5

4
4
6
6
6
4
4
6
5
6
2
6

4

Распределение обязательных учебных занятий и практики
(час/в семестр)
I курс

II курс

1
2
3
семестр семестр семестр
15
16,5
недель недель

III курс

4
семестр

5
семестр

6
семестр

15
недель

19 недель

13,5
недель

11 недель

9

10

11

12

13

14

278

514

351

470

279

160

158
12

266
56
73
20
20
19
0
32

134
0

12
172
8
16

237
34
40
20
23
30
28
32

254
0

36
29
39
0
30

322
12
61
40
28
12
44
50

30
30
48
0
0

34
14
32
0
0

180

28

0

51

30

46

53

1
2
1
1

36
72
36
39

10
14
6
10

0
0
0
0

0
0
36
0

0
0
0
0

0
0
0
0

36
36
0
21

0
36
0
18

19

681

0

120

192

114

204

25

26

8

288

100

32

64

52

140

0

0

0
8
5

24

ПОД. 02
ПОД.03
ПОД.04
ПОД.05
ОП.00
ОПД.01.
ОПД.02.
ОПД.03.
ОПД.04.
ФК.01
П.00.
ПМ.00
ПМ.01.
МДК 01.01
УП.01.
ПП.01.
ДЭ.01

Информатика и ИКТ
Физика
Экономика
Менеджмент
Общепрофессиональный
цикл
Электротехника -36
Охрана труда -32
Материаловедение -36
Безопасность жизнедеятельности -36
Физическая культура
Профессиональный цикл
Профессиональные модули
Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и
механизмов автомобиля

4
4
2
6

1
1
1
5
4

Устройство автомобилей -90
Учебная практика (производственное обучение)
Производственная практика
Демонстрационный экзамен
по модулю

Техническое обслуживание
автомобильного транспорта
Диагностика и техническое
МДК 02.01 обслуживание автомобилей 72
Теоретическая подготовка воМДК 02.02.
дителя автомобиля -110
Учебная практика (производУП.02.
ственное обучение)

3
2
3

3
5
1,5
1,5

108
180
54
51

5,5

198

1
1
1

36
36
36

1

66
36
10
14

36
32
20
0

40
54
34
0

18
44
0
0

14
50
0
0

0
0
0
25

0
0
0
26

108

0

0

54

36

0

2
8
14

36
36
36

0
0
0

0
0
0

0
0
0

0
0
0

0
0
0

36

10

0

0

0

36

0

1,5
53,5
53,5

54
1926
1926

54

0
226
226

0
332
332

0
225
225

54
268
268

0
279
279

0
596
596

13,5

486

118

224

144

0

0

0

7,5

270

118

44

108

0

0

0

5

180

0

180

0

0

0

1

36

0

0

0

0

0

414

96

3

ПМ.02.

6

36
*

21,5

774

5

5,5

198

6

6

216

8

288

0

0

81

137

142

98

0

0

81

65

52

100

0

0

0

0

54

162

0

0

0

72

36

180
25

Производственная практика
Демонстрационный экзамен
ДЭ.02
по модулю
Ремонт автомобилей
ПМ.03.
Слесарное дело и технические
МДК.03.01.
измерения -36
МДК.03.02. Ремонт автомобилей - 98
Учебная практика (производУП.03.
ственное обучение)
Производственная практика
ПП.03.
Демонстрационный экзамен
ДЭ.03
по модулю
Вариативная часть профессиВ.Ч.
онального цикла
Всего теории
Всего (т/о + УПП)
Государственная (итоговая)
аттестация
Всего по ФГОС СПО (ТОП50)
Промежуточная аттестация
ПП.02.

2

6

72

0

0

0

0

0

6

*

6

18,5

666

2

2

72

6

6,5

234

9
1

6
6

108

108

0

131

137

22

36

36

0

0

0

134

0

0

0

95

65

74

324

72

72

0

36

72

72

36

0

0

0

0

0

36

6

Консультации - 4 часа на человека в год.
Государственная (итоговая ) аттестация
Защита выпускной квалификационной работы (выпускная
практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Вождение категория В 72 часа, категория С - 60 часов

72

182

*
8

288

116

4176

2

72

118

4248

5
180
Дисциплин и МДК
Учебной практики
Производственной
практики
Экзаменов
Дифф. зачетов
Зачетов

540
612

594
846

540
576

684
792

486
594

396
756
72

540
72

18
594
252

36
540
0

72
684
108

18
486
108

36
396
252

0

0

36

0

0

108

0
3
0

1
1
1

1
1
1

2+2(ЭК)
3+4(УПП)
4

1+1(ЭК)
3
1
2+2(УПП)
0
1

26

5.2. Календарный учебный график
5.2.1. По программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
недели
1
КУРС
2курс
3курс

1 2 3

4

5

6

7

8

9

1
0

Х Т=15*36=540
Х Т=15*36=540
Х Т=13,5*36=486

1 1
1 2

1 1
3 4

1
5

16

17

УП=72
Э
Х
УП=108

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

2
4

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

3
2

3
3

3
4

3
5

Х Т=16,5*36=594
Х Т=19*36=684
Х Т=11*36=396

36

3
7

3
8

3
9

40

41

УП=7*36=252
УП=108
УП=252

ПП=108

4
2

4
3
Э
Э

Э

27

ГИА

5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям,
приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций
квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для
развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации общих
ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития
государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Образовательная организация, реализующая программу по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально- технического обеспечения, включает в себя:
Кабинеты:
1. Русского языка и литературы
2. Иностранного языка (лингофонный)
3. Истории и обществознания
4. Основ безопасности жизнедеятельности и безопасности жизнедеятельности
5. Химии и биологии
6. Географии
7. Экологии
2. Математики и математических дисциплин
3. Физики и астрономии
4. Информатики и ИКТ
8. Экономики и Менеджмента
9. Охраны труда
Лаборатории:
1.Электротехники
2.Материаловедения
3. Лаборатория диагностики электрических и электронных систем автомобиля
28

4. Лаборатория ремонта двигателей
5. Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления
Мастерские:
1. Лаборатория ремонта двигателей
2. Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления
Спортивный комплекс:
1.Спортивный зал;
2. Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
3. Стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
1.Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
2.Актовый зал.

6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий и баз практики по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Образовательная организация, реализующая программу по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей, должна располагать материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально-технического
обеспечения включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория диагностики электрических и электронных систем автомобиля
• рабочее место преподавателя;
• рабочие места обучающихся;
• комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации;
• приборы, инструменты и приспособления;
• демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей»;
• плакаты по темам лабораторно-практических занятий
• Стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»
• Стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»,
• Осциллограф,
• Мультиметр,
• Комплект расходных материалов
Лаборатория ремонта двигателей,
• рабочее место преподавателя;
• рабочие места обучающихся;
• мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая
система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения);
• двигатели внутреннего сгорания
• стенд для позиционной работы с двигателем
• наборы слесарных инструментов;
29

• набор контрольно-измерительного инструмента
Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления
верстаки с тисками (по количеству рабочих мест); стеллажи;
стенды для позиционной работы с агрегатами агрегаты и механизмы шасси автомобиля; наборы слесарных и измерительных инструментов; макеты агрегатов автомобиля в разрезе.
Мастерские:
1. Слесарная
• Верстаки с тисками (по количеству рабочих мест)
• Наборы слесарного инструмента
• Наборы измерительных инструментов
• Расходные материалы
• Отрезной инструмент
• Станки: сверлильный, заточной.
2. Сварочная
• верстак металлический
• экраны защитные
• щетка металлическая
• набор напильников
• станок заточной
• шлифовальный инструмент
• отрезной инструмент,
• тумба инструментальная,
• сварочное оборудование (сварочные аппараты),
• расходные материалы
• вытяжка местная
• комплекты средств индивидуальной защиты;
• огнетушители
3. Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами):
- мойка
• расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья стекол, полироль
для интерьера автомобиля, )
• микрофибра,
• пылесос;
• водосгон,
• моечный аппарат высокого давления с пеногенератором;
- слесарно-механический;
• подъемник;
• оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и откачки масла,
аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель)
• трансмиссионная стойка
• инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки,)
• переносная лампа;
• приточно-вытяжная вентиляция;
• вытяжка для отработавших газов;

30

• комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор приспособлений
для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный, съемник масляных фильтров,
струбцина для стяжки пружин);
• набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения давления в топливной
системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов)
• верстаки с тисками;
• стенд для регулировки углов установки колес;
• пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением);
• компрессор;
• подкатной домкрат;
- диагностический;
• подъемник;
• диагностическое оборудование: (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и проверки давления системы кондиционера, термометр);
• инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки,)
- кузовной;
• стапель,
• тумба инструментальная (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор
накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи,
молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки)
• набор инструмента для разборки деталей интерьера,
• набор инструмента для демонтажа и вклейки вклеиваемых стекол,
• сварочное оборудование (сварочный полуавтомат, сварочный инвертор, экраны защитные,
расходные материалы: сварочная проволока, электроды, баллон со сварочной смесью) отрезной
инструмент (пневматическая болгарка, ножовка по металлу, пневмоотбойник) гидравлические
растяжки,
• измерительная система геометрии кузова, (линейка шаблонная,
• толщиномер)
• споттер,
• набор инструмента для рихтовки; (молотки, поддержки, набор монтажных лопаток, рихтовочные пилы) набор струбцин,
• набор инструментов для нанесения шпатлевки (шпатели, расходные материалы:
шпатлёвка, отвердитель) шлифовальный инструмент пневматическая угло-шлифовальная машинка, эксцентриковая шлифовальная машинка, кузовной рубанок)
- окрасочный;
• пост подбора краски; (микс-машина, рабочий стол, колор-боксы, весы электронные,)
• пост подготовки автомобиля к окраске
• шлифовальный инструмент ручной и электрический (эксцентриковые шлифовальные машины, рубанки шлифовальные)
• краскопульты (краскопульты для нанесения грунтовок, базы и лака)
• расходные материалы для подготовки и окраски автомобилей (скотч малярный и контурный, пленка маскировочная, грунтовка, краска, лак, растворитель, салфетки безворсовые, материал шлифовальный)
• окрасочная камера;
31

- агрегатный
• мойка агрегатов
• комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (съемник универсальный 2/3 лапы, съемник масляных фильтров, приспособление для снятия клапанов, )
• верстаки с тисками;
• пресс гидравлический
• набор контрольно-измерительного инструмента (штангенциркуль, микрометр, нутромер,
набор щупов)
• инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки,)
• пневмолиния
• пистолет продувочный
• стенд для позиционной работы с агрегатами
• плита для притирки ГБЦ
• масленка
• оправки для поршневых колец
• переносная лампа;
• вытяжка местная;
• приточно-вытяжная вентиляция;
• поддон для технических жидкостей
стеллажи
6.1.2.2. Оснащение баз практик
Практика является обязательным разделом ППКРС.
Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных
видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик:
учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией
при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено,
чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
Реализация ППКРС по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС.
Во время самостоятельной подготовки каждый обучающийся обеспечен доступом в сеть
Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу.

32

Библиотечный фонд Колледжа обеспечен печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5
лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
В читальном зале библиотеки колледжа для обучающихся доступны научные сборники,
реферативные и периодические журналы, собрания законодательных актов, кодексы РФ, компьютерные базы данных, учебники, учебно-методические пособия, словари, периодические издания
по электронике и социальной тематике.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Все студенты и преподаватели имеют доступ в INTERNET-сеть через компьютерные кабинеты колледжа, библиотеки.
Для обеспечения обучения по данной ППКРС с использованием элементов дистанционного
обучения используются дистанционные образовательные ресурсы:
- Дистанционная платформа http://zabedu.ru/
Обеспечен доступ к информационным ресурсам через каналы:
– к электронному федеральному порталу «Российское образование» http://www.edu.ru,
– к электронным информ. ресурсам РГБ http://www.rsl.ru,
– к электронным информ. ресурсам Российской Национальной библиотеки
http://www.nlr.ru, http://www.inion.ru/,
– к информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru/
– к глобальным поисковым системам http://www.google.com/, http://www.yahoo.com/,
http://search.msn.com/, http://www.gnpbu.ru
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.3.1. Условия организации воспитания (определяются образовательной организацией)
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе эффективности
и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с
обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания
и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты и
др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты,
экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа
руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности: техническое обслуживание, ремонт и управление
33

автомобильным транспортом и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не
менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог
профессионального
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности: техническое обслуживание,
ремонт и управление автомобильным транспортом, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения
спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности техническое обслуживание, ремонт и управление
автомобильным транспортом техника, в общем числе педагогических работников, реализующих
образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы.
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего
профессионального образования по профессиям и укрупненным группам профессий, утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и
мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы
педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую
работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
Организация и порядок проведения государственной итоговой аттестации определяется
Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования в ГПОУ «Приаргунский государственный
колледж» по актуализированным ФГОС и ТОП-50 и программой государственной итоговой аттестации по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Государственная (итоговая) аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения программы в полном объеме и завершается выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
Целью Государственной (итоговой) аттестации (ГИА) является установление соответствия
имеющихся (продемонстрированных) в процедуре оценки профессиональных и общих компетенций требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
34

В целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных
программ СПО соответствующим требованиям ФГОС СПО ГИА проводится ГЭК, которые
создаются Колледжем по каждой реализуемой образовательной программе СПО.
В состав государственной экзаменационной комиссии входят от 5 до 7 человек. ГЭК
формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из
сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей
или их объединений, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
При проведении демонстрационного экзамена (далее - ДЭ) в состав ГЭК входят также
эксперты организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)"
(далее - Агентство).
ДЭ предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения
выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Задания ДЭ разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с
учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных Агентством.
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
Группа разработчиков
Димова Олеся Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе.
Дружинина Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Вторушина Эрикназ Аваговна, заместитель директора по научно-методической работе.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».