РП ОУД.02 Литература

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженов
а
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-06-06 09:59:54
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
_________ О.А. Димова
«___»______________2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.02 Литература

пгт. Приаргунск, 2021 г

Программа дисциплины «Литература» разработана на основе рекомендаций ФГАУ
«ФИРО» по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования от 25.02.2015 г. Программа разработана для профессии 43.01.09 «Повар,
кондитер».
Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК» Забайкальского края
Разработчик:
Верхотурова Витана Андреевна, преподаватель ГПОУ «ПГК»
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол № __ от «___»________2021 г.
Председатель ПЦК
_____________________ Протасова Ф.Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................. 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………20
5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ППКРС………24

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 Литература
1.1.
Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» в объеме 212
часов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина «Литература» входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели дисциплины:
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
 развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных
сведений и
теоретико-литературных
понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историколитературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания
сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой
информации, в том числе в сети Интернета.
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных
сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.
 литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
 определять род и жанр произведения;
 сопоставлять литературные произведения;
 выявлять авторскую позицию;
 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
1.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
2.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4

3.
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5.
Эстетическое отношение к миру;
6.
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;
7.
• Использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметных:
1.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
2.
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
3.
Умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
4.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
предметных:
1.
Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним;
2.
Сформированность навыков различных видов анализа литературных
произведений.
3.
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
4.
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
5.
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
6.
Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры;
7.
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8.
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
9.
Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10.
Сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.

Шиф
р

В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть
сформированы общие и профессиональные компетенции:
Наименование
Дискрипторы
Умения
Знания
компетенций
(показатели
5

ОК 1

Выбирать
способы решения
задач
профессионально
й деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

ОК 2.

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессионально
й деятельности.

сформированности)
Распознавание сложных
проблемных ситуации в
различных контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности.
Определение этапов
решения задачи.
Определение
потребности в
информации.
Осуществление
эффективного поиска.
Выделение всех
возможных источников
нужных ресурсов, в том
числе неочевидных.
Разработка детального
плана действий.
Оценка рисков на
каждом шагу.
Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата, своего плана
и его реализации,
предлагает критерии
оценки и рекомендации
по улучшению плана.
Планирование
информационного
поиска из широкого
набора источников,
необходимого для
выполнения
профессиональных
задач.
Проведение анализа
полученной
информации, выделяет в
ней главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами поиска.
Интерпретация
полученной
информации в
контексте
профессиональной
6

Распознавать задачу
и/или проблему в
профессионально м
и/или социальном
контексте;
анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части;
правильно выявлять
и эффективно
искать
информацию,
необходимую для
решения
задачии/или
проблемы;
составить план
действия,
определить
необходимые
ресурсы.
Реализовать
составленный план.
Оценивать
результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно
или с помощью
наставника).
Определять задачи
поиска
информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать
процесс поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации.
Оценивать
практическую
значимость
результатов
Поиска. Оформлять
результаты
Поиска.

Актуальный
профессиональный и
социальный контекст, в
котором приходится
работать и жить.
Основные
источникиинформации и
ресурсы для решения
задач и проблем в
профессиональном и/или
социальном контексте.
Алгоритмы выполнения
работ в профессиональной
и смежных областях.
Порядок оценки
результатов решения
задач профессиональной
деятельности.

Номенклатура
информационных
источников применяемых
в профессиональной
деятельности. Приемы
структурирования
информации. Формат
оформления результатов
поиска
информации.

ОК 3.

Планировать и
реализовывать
собственное
профессионально
е и личностное
развитие.

ОК 4.

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействоват
ь с коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловечески
х ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционн
ого поведения.

ОК 5

ОК 6

деятельности.
Использование
актуальной нормативноправовой документацию
по профессии
(специальности).
Применение
современной научной
профессиональной
терминологии.
Определение траектории
профессионального
развития и
самообразования.
Участие в деловом
общении для
эффективного решения
деловых задач.
Планирование
профессиональной
деятельности.

Определять
актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональной
деятельности.
Выстраивать
траектории
профессионального
и личностного
развития.

Содержание актуальной
нормативно-правовой
документации.
Современная научная и
профессиональная
терминология.
Возможные траектории
профессионального
развития и
самообразования.

Организовывать
работу коллектива и
команды.
Взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

Психология коллектива.
Психология личности.
Основы проектной
деятельности.

Грамотно устно и
письменно излагать
свои мысли по
профессиональной
тематике на
государственном языке.
Проявление
толерантность в рабочем
коллективе.

Излагать свои
мысли на
государственном
языке.
Оформлять
документы.

Особенности социального
и культурного контекста.
Правила оформления
документов.

Понимать значимость
своей профессии
(специальности).
Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

Описывать
значимость своей
профессии.
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности).

Сущность гражданскопатриотической позиции.
Общечеловеческие
ценности. Правила
поведения в ходе
выполнения
профессиональной
деятельности.

7

ОК7

Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

ОК 8

Использовать
средства
физической
культуры для
сохранения и
укрепления
здоровья в
процессе
профессионально
й деятельности и
поддержание
необходимого
уровня
физической
подготовленности
.

Сохранение и
укрепление здоровья
посредством
использования средств
физической культуры
Поддержание уровня
физической
подготовленности для
успешной реализации
профессиональной
деятельности

ОК 9

Использовать
информационные
технологии в
профессионально
й деятельности.

Применение средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности.

ОК
10.

Использовать
информационные
технологии в
профессионально
й деятельности.

Применение
средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности.

соблюдать нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)
Использовать
физкультурнооздоровительную
деятельность для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных и
профессиональных
целей;
Применять
рациональные
приемы
двигательных
функций в
профессиональной
деятельности
Пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для
данной профессии
(специальности)
Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач.
Использовать
современное
программное
обеспечение.
Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач.
Использовать
современное
программное
обеспечение.
8

правила экологической
безопасности при ведении
профессиональной
деятельности; основные
ресурсы, задействованные
в профессиональной
деятельности; пути
обеспечения
ресурсосбережения
Роль физической
культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека;
Основы здорового образа
жизни;
Условия
профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
профессии
(специальности)
Средства профилактики
перенапряжения

Современные средства и
устройства
информатизации. Порядок
их применения и
программное обеспечение
в профессиональной
деятельности.

Современные средства и
устройства
информатизации.
Порядок их применения и
программное обеспечение
в профессиональной
деятельности.

ОК 11 Использовать
знания по
финансовой
грамотности,
планировать
предприниматель
скую
деятельность в
профессионально
й сфере

Определение
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в
рамках
профессиональной
деятельности
Составлять бизнес план
Презентовать бизнесидею
Определение
источников
финансирования
Применение грамотных
кредитных продуктов
для открытия дела

Выявлять
достоинства и
недостатки
коммерческой идеи
Презентовать идеи
открытия
собственного дела в
профессиональной
деятельности
Оформлять бизнесплан
Рассчитывать
размеры выплат по
процентным
ставкам
кредитования

Основы
предпринимательской
деятельности
Основы финансовой
грамотности
Правила разработки
бизнес-планов
Порядок выстраивания
презентации
Кредитные банковские
продукты

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Объем образовательной программы
в том числе:
контрольные работы
практические занятия
самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

9

Количество
часов
212
212
3
12
42

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)

1
2
Раздел 1.
Содержание учебного материала
Русская
литература
первой
1 Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
половины XIX
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии В.А. Жуковского. 1
века
час
2 Элегии и баллады в творчестве В.А. Жуковского.
3 Практическая работа №1. Анализ стихотворений В.А. Жуковского «Певец во стане
русских воинов», «Песня», «Море».
4 Жизнь и творчество А.С. Пушкина
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии А.С. Пушкина. 1
час
5 Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Вольность»,
«Деревня», «Пророк», «Поэт».
6 Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
7 Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
8 Лирика М.Ю. Лермонтова. Поэма «Демон».
9 Практическая работа №2. Анализ стихотворений: «Дума», «Молитва», «Выхожу один
я на дорогу…».
10 Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.
11 Повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
В том числе самостоятельна работа: сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. 2 часа
Содержание учебного материала
Раздел 2.
Русская
1 Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX
литература
века.
10

Объем Уровень
часов освоения

3
20

4
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5
ОК1, ОК5;
П1, П2, П3, П7,
П8

2
1
1

2
2
2
1
1
2
2
4
84
4

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК5; П1-П10

второй
половины XIX
века

2
3
4

5
6
7

8

9
10
11

12

13
14
15

16
17
18
19

В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии А.Н. Островского.
2 часа
Пьеса А.Н. Островского «Гроза»
Жертвы «темного царства» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Трагедия Катерины Кабановой. Катерна – луч света в «темном царстве».
В том числе самостоятельная работа: сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2
часа
Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Сила и слабость Евгения Базарова
В том числе самостоятельная работа: составить психологический портрет Евгения
Базарова. 1 час
Конфликт «отцов» и «детей» в романе.
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и
дети». 2 часа
Жизнь и творчество И. А. Гончарова.
Роман «Обломов». Творческая история романа
Штольц и Обломов
В том числе самостоятельная работа: составить сравнительную характеристику
главных героев. 1 час
Любовь как лад человеческих отношений.
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману И.А.. Гончарова
«Обломов». 1 час
Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
Роман «Что делать?». Нравственные и идеологические проблемы в романе.
Роль снов Веры Павловны в романе. Смысл финала романа
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману Н.Г. Чернышевского «Что
делать?» 2 часа
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо?»
Образы крестьян-правдоискателей в поэме
В том числе самостоятельная работа: сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. 2 часа
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии М.Е. СалтыковаЩедрина. 1 час
11

1
1
4
1
1
2

4
1
1
2

2

1
1
4
1
1
4
2

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32

33
34
35
36
37

38
39
40
41
42
43
44
45

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Практическая работа №3. Анализ сказок «Медведь на воеводстве», «Коняга».
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.
Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Дворянство в романе.
«Дорога чести» Андрея Болконского.
Наташа Ростова на пути к счастью.
Путь исканий Пьера Безухова
Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».
Изображение войны 1812 года.
Практическая работа №4. Составить сравнительную характеристику Кутузова и
Наполеона из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». (в виде таблицы).
Обобщение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Тестирование.
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и
мир». 2 часа
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии Ф.М. Достоевского.
1 час
Роман «Преступление и наказание».
Теория Раскольникова и ее крах.
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
Символическое значение образа «вечной Сонечки».
Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и ее главного героя
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 2 часа
Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Рассказы А.П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
В том числе самостоятельная работа: сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый
сад». 2 часа
Жизнь и творчество Н. С. Лескова
Повесть «Очарованный странник».
Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. Лирика поэта
Жизнь и творчество А.А. Фета. Поэзия как выражение идеала и красоты
В том числе самостоятельная работа: анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое
12

1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1

2

3

2

2
2
1
1

3

4
1
1
6
2
2
2
2

1

дыханье…». 1 час
Раздел 3.
Содержание учебного материала
Зарубежная
1 Оноре де Бальзак (обзор). «Гобсек»
литература.
И. В. Гёте (обзор). «Фауст». Фауст и Маргарита.
Раздел 4.
Содержание учебного материала
Русская
1 Русская литература на рубеже ХΙХ –ХХ веков.
литература на
2 Жизнь и творчество Л.Н. Андреева. Драма «Жизнь человека»
рубеже веков
3 Жизнь и творчество А.И. Куприна.
4 Рассказы и повести. «Гранатовый браслет», «Олеся»
В том числе самостоятельная работа: описание женских образов главных героинь
повестей. 2 часа
5 Жизнь и творчество И. А. Бунина.
6 Рассказы: «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско»
Раздел 5.
Содержание учебного материала
Поэзия начала 1 Поэзия «Серебряного века»
XX века
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии Н.С. Гумилева. 1
час
2 Практическая работа№5. Анализ стихотворений Н.С. Гумилева.
3 Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
4 Практическая работа№6. Анализ стихотворений М.И. Цветаевой.
5 Жизнь и творчество А.А. Блока
6 Поэма «Двенадцать».
7 Жизнь и творчество С. А. Есенина
8 Поэма Есенина «Анна Снегина»
9 Жизнь и творчество В. Маяковского.
10 Сатира В.Маяковского.
Раздел 6.
Содержание учебного материала
Литература
1 Характеристика литературного процесса 20-х годов
20-х годов.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии
М. Горького. 1 час
2 Романтические произведения М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».
3 «На дне» - социально-философская драма М. Горького, суровая, беспощадная правда о
жизни «низов».
В том числе самостоятельная работа: сочинение по пьесе М. Горького «На дне». 2 часа
4 Жизнь и творчество А. Фадеева
13

4

2

4
12
1
2
1
4

ОК1, ОК2, ОК5;
П1, П2, П3, П6,
П7, П8

2
ОК1, ОК2, ОК4;
П1, П2, П3, П4,
П5, П8

2
2
12
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
12

2

ОК1, ОК2, ОК5;
П2, П3, П4, П5,
П8, П9, П10

2

ОК1, ОК2, ОК5;
П1, П3, П5, П6,
П8

2
2
4
2

1

Раздел 7.
Литература
30-х начала
40-х годов.

Раздел 8.
Литература
русского
Зарубежья
Раздел 9.
Литература
периода
Великой

5 Роман А. Фадеева «Разгром»
Содержание учебного материала
1 Общая характеристика 30-х начала 40-х годов.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии А.П. Платонова. 1
час
2 Рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
3 Жизнь и творчество М.А. Булгакова.
4 Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия».
5 Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита». 2 часа
6 Жизнь и творчество А.Н. Толстого.
7 Роман А.Н. Толстого «Петр Первый».
Образ Петра. Проблема выдающейся личности и ее роль в судьбе страны.
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману А.Н. Толстого «Петр
Первый». 1 час
8 Жизнь и творчество М.А. Шолохова.
9 «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
10 Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской
войны
11 Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории.
В том числе самостоятельная работа: составление психологического портрета
Григория Мелехова. 2 часа
12 Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
В том числе самостоятельная работа: сочинение по роману
М.А. Шолохова «Тихий Дон». 2 часа

2
36

Содержание учебного материала
1 Литература русского зарубежья.
2 Тема «отодвинутой» России в сказках «Подснежник», «Косцы», «Далекое». А.И. Куприн.

2
1
1

Содержание учебного материала
1 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии Б.Л. Пастернака. 1
час

12

14

2

ОК1, ОК2, ОК5;
П1-П10

2
2
1
3
8

2

3

4
2
2
2

1

2
4
4

2

2

ОК2, ОК5;
П1, П4, П6, П9

отечественной
войны и
первых
послевоенных
лет

Раздел 10.
Литература
50-х – 80-х
годов.

Раздел 11.
Зарубежная
литература.
Раздел 12.
Произведения
для бесед по
современной
литературе

Практическая работа №7. Лирика Б.Л. Пастернака. «Быть знаменитым некрасиво»,
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Анализ стихотворений.
3 Роман «Доктор Живаго». Обзор ( с чтением фрагментов)
4 Жизнь и творчество А.А. Ахматовой.
5 Практическая работа№8. Лирика А.А. Ахматовой. Анализ стихотворений.
6 Поэма А.А. Ахматовой «Реквием».
7 Жизнь и творчество А.Т. Твардовского.
8 Лирика А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти».
Содержание учебного материала
1 Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Некрасова, К.
Воробьева, В. Кондратьева и др.
2 «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни в произведениях С.
Белова, Б. Можаева.
В том числе самостоятельная работа: конспектирование биографии С. Белова, Б.
Можаева. 1 час
3 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
4 В. Шаламов. «Колымские рассказы».
5 В. Распутин. «Прощание с Матерой»
6 В.П. Астафьева. Роман «Царь-рыба»
Содержание учебного материала
1 И. В. Гете «Фауст» Э. Хемингуэй. «Старик и море».
2

2
2
2
1
2
1
1
1
12

2

2
2
2
2
2
2
2
2

Итоговое тестирование за курс обучения

2

15

3

2

Содержание учебного материала
1 Нравственные проблемы в произведениях А. Арбузова «Годы странствий», В. Розова «В
поисках радости», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»,
В. Шукшина «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеева «Москва – Петушки»

Всего:

ОК1, ОК2, ОК5;
П1, П2, П4, П8,
П9, П10

2

ОК1, ОК4, ОК5;
П2, П4, П6, П7,
П8

2

ОК2, ОК5;
П1, П6, П7, П8,
П9, П10
ОК1, ОК2, ОК5;
П2, П4, П5, П6,
П7, П8, П9

2

212

ОК1, ОК5,
П1-П10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература ».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и литературе;
- лингвистические словари.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники: учебники
1. Литература (в двух частях) для студ. учреждений сред. проф. образования.
Обернихина Т.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. Изд. центр «Академия», 2019 – 432с.
2. Литература: практикум: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф.
образования. Обернихина Т.А., Антонова А.Г., И.Л. Вольнова. Изд.центр «Академия»,
2018 – 352с.
3. Г.Н. Ионина. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Мнезонина. 2013. –351 с.
4. Г.Н. Ионина. Русская литература XIX века. 10 кл. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Мнезонина. 2013. – 207 с.
5. Русский язык и литература. Литература 11 класс, часть 1, Журавлёв В.П Москва.
Просвещение, 2015
6. Русский язык и литература. Литература 11 класс, часть 2, Журавлёв В.П Москва.
Просвещение, 2015
Дополнительные источники: учебники и учебные пособия
1. Агеносов В.В. Русская литература: Учебник для 11 кл. часть 1. – 11-е изд., доп. –
М.: «Дрофа», 2006. – 491 с.
9. Все произведения школьной программы в кратком изложении: Учебное пособие
для 10 кл. – М.: «Астрель», 2007. – 571 с.
10. Все произведения школьной программы в кратком изложении: Учебное
пособие для 11 кл. – М.: «Астрель», 2007. – 685 с.
11. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века (II ч.). – М.: Просвещение, 2000. 367с.
12. Новейшая хрестоматия по литературе: 10 класс. – М.: Эксмо, 2010. – 640 с. –
(Новейшие хрестоматии).
13. Полная хрестоматия по литературе: Учебное пособие для 11 кл. – М.: «ОЛМАПРЕСС», 2002. – 511 с.
14. Смирнова Л.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 кл. Часть 1. – 9-е
изд. – М.: «Просвещение», 2004. – 399 с.
15. Хрестоматия по литературе: Учебник для 10 кл. – М.: ФО «СЛОВО», 2006. –
703 с.
16. Чалмаев В.А.Русская литература XX века: Учебник для 11 кл. Часть 2. – 9-е изд.
- М.: «Просвещение», 2004. – 445 с.
17. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. - М., 2007
Для преподавателей:
1.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.;
под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

16

2.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. – М., 2004.
3.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
4.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование.
– М.. 2005.
5.
Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 384 с.
– (Домашний репетитор).
6.
Беленькая Е.Э. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература XIX века.
10 класс» под редакцией А.Н. Архангельского. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.
7.
Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная
самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену / Н.С.Генералова,
М.Ю.Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 256 с. – (Серия «ЕГЭ. Интенсивная
самоподготовка»).
8.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11
класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с. – (В помощь
школьному учителю).
9.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс.
II полугодие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – 384 с. – (В помощь школьному
учителю).
10. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по
литературе XIX в.: 10 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. –
464 с. (В помощь школьному учителю).
11. Зарубежная литература. 10-11 кл.: Учеб.-хрестоматия для школ и классов с
углубл.изуч.предм.гуманит.цикла, гимназий, лицеев: В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост.
Н.П.Михальская. – М.: Дрофа, 2004. – 400 с.
12. Зарубежная литература. 10-11 кл.: Учеб.-хрестоматия для школ и классов с
углубл.изуч.предм.гуманит.цикла, гимназий, лицеев: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост.
Н.П.Михальская. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.
13. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по
литературе. 10 класс. II полугодие. 3-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВАКО,
2006. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
14. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан. –
4-е изд. Стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 253, [3] с. – (Серия «Учебнометодический комплект»).
15. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2008. – 96 с. – (Серия «Средняя школа»).
16. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс.- СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2008.- 96 с. – (Серия «Средняя школа»).
17. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7-11
классы. – М.: ВАКО, 2006. – 352 с. – (Мастерская учителя).
18. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 2/Ю.В.Лебедев. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. – 320 с.
19. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 1/Ю.В.Лебедев. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. – 320 с.
20. Лейфман И.М. Анализ лирического произведения. – М.: Материк-Альфа,
2007. – 152 с.
21. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по
литературе. 10 класс. Часть первая. – М.: Материк Альфа, 2004.
22. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по
литературе. 10 класс. Часть вторая. – М.: Материк Альфа, 2005.
23. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и
профил. уровни. В 2 ч. Ч.2 / [В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина, Л.А.Капитанова и др.]; под
ред. В.И.Коровина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.
24. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и
профил. уровни. В 2 ч. Ч.1 / В.И.Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 414 с.
17

25. Литература. 10 класс: поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Часть I /
авт.-сост. Е.В.Кудимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 232 с.
26. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /
[В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И. Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред.
В.П.Журавлева. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 445 с.
27. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 /
[Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред.
В.П.Журавлева. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 399 с.
28. Литература. Сборник статей, обязательных для конспектирования в 9-11
классах. (пособие для средней школы). – М.: Грамотей, 2003.- 216 с.
29. Литературная гостиная. 9-11 классы: разработки внеклассных мероприятий
для старшеклассников / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
30. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь
/ Марина Мещерякова. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 224 с. – (Домашний
репетитор).
31. Нелькин А.Г. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 10 класса /
А.Г.Нелькин, Л.Д.Фураева. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. – 176 с.
32. Новейшая хрестоматия по литературе: 11 класс. – М.: Эксмо, 2009. – 800 с. –
(Новейшие хрестоматии).
33. Олимпиадные задания по литературе. 10 класс / Сост. О.А.Финтисова. –
Волгоград: Учитель, 2005. – 267 с.
34. Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О.А.Финтисова. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 262 с.
35. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В
2 ч. Ч 2/В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2002. – 512 с.
36. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В
2 ч. Ч 1/В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2002. – 512 с.
37. Русская литература. Программа для образовательных учреждений
гуманитарного профиля. 10-11 кл. / под ред. Г.А.Обернихиой. – 2-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2005. – 79, [1] с.
38. Самойлова Е.А. ЕГЭ 2007. Литература. Типовые тестовые задания. – 5-е изд.,
стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 79, [1] с. – (Серия «ЕГЭ 2007. Типовые
тестовые задания»).
39. Самойлова Е.А. Литература. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- 4-е
изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 225, [1] с. – (Серия «ЕГЭ.
Контрольные экзаменационные материалы»).
40. Соловьева Н.К. Давайте в сердце поэзию впустим! – Кострома: «МЦ
«Вариант», 2004. – 128 с.
41. Тестовые задания по русской литературе: 10-11 класс: Ч.2 / Сост.
А.Б.Малюшкин. – М.: ТЦ Сфеа, 2005. – 144 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
42. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к
учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература XIX века. В 2 ч. 10-й класс»: 10-й Кл. /
Т.М.Фадеева. – М.: Экзамен, 2005. – 255, [1] с. – (Серия «Учебно-методический
комплект»).
43. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов: стилистика.
Стихотворение / Л.В.Чернец, В.Б. Семенов, В.А.Скиба. – 3-изд. доп. – М.:
«Просвещение», 2007. – 352 с.
44. Литература в школе:
научно-методический журнал.
Учрежден
Министерством образования РФ.
Словари:
1.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в
современном русском языке. – СПб., 2000.

18

2.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб.

2003.
3.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
4.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. – М., 2001.
5.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского
языка. – М., 2005.
6.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
8.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
9.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка.
– М., 2001.
11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М.,
2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с
лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца
ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка /
Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под
ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. – М., 2005.
18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского
языка: Происхождение слов. – М., 2000.
20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет-ресурсов
Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru
Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ».
Форма доступа: www.velib.com
Электронный ресурс «Литературный портал - «Русская литература». Форма
доступа: www.fplib.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа:
rus.1september.ru

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(личностные, метапредметные,
предметные)
1.
Сформированность
устойчивого интереса к чтению как
средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;

2.
Сформированность
навыков различных видов анализа
литературных произведений.

3.
Владение
навыками
самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;

4.
Владение
умением
анализировать текст с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой,
основной
и
второстепенной
информации;

5.
Владение
умением
представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;

6.
Знание
содержания
произведений русской, родной и
мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственноценностного
влияния
на
формирование
национальной
и
мировой культуры;
7.
Сформированность
умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в
процессе анализа художественного
произведения;

Критерии оценки

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения

Предметные
Критерии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий
Оценка по результатам выполнения практической
Критерии: 1, 2, 3,4, 5, 6
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий
Критерии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий
Критерии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий
Критерии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий
Критерии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий
Критерии: 1, 2, 3, 4, 5, 6 Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий

20

8.
Способность выявлять в
художественных текстах образы, темы
и проблемы и выражать свое
отношение к ним в развернутых
аргументированных
устных
и
письменных высказываниях;

Критерии: 1, 2, 3, 4. 5, 6

9.
Владение
навыками
анализа
художественных
произведений с учетом их жанровородовой
специфики;
осознание
художественной
картины
жизни,
созданной
в
литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального
понимания;
10.
Сформированность
представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

Критерии: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Отметка
5

4

3

2

Оценка/баллы
5

Критерии: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий
Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий
Оценка по результатам выполнения практической
работы,
оценка по результатам составления конспекта, оценка
по результатам устного опроса, оценка по результатам
написания сочинения,
оценка по результатам анализа художественных
текстов, оценка результатов выполнения тестовых
заданий

Критерии
1. Оценка по результатам выполнения практической работы:
Критерии оценки
Ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др.
литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и
самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой
терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве
формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с
необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть
программные произведения, говорить правильным литературным языком.
Ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание
литературного материала, умение анализировать текст произведения,
приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли
последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно
развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке
выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно,
отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом
оформлении высказываний
Ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с
отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ
текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в
полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении
высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
Ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать,
если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые
иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых
обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы
навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
2. Оценка по результатам составления конспекта:
Критерии оценки конспекта
Содержание конспекта полностью соответствует заданной
21

теме.

4
3
2

Оценка/баллы
5

4

3

2

Отметка
5

4

Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных
положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность
изложения мыслей студента.
Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но
конспект не полный, нет выделения основных терминов.
Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы
правильные, но имеются незначительные недочеты.
1. Работа обучающимся не сдана.
2. Отсутствует конспект по заданной теме.
3. Материал конспекта не соответствует заданной теме.
3. Оценка по результатам устного опроса:
Критерии оценки
Ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста
изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер
и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации
своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть
монологической речью.
Ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих
выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако
допускают 2-3 неточности в ответе.
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание
текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но
недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа,
недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным
нормам для данного класса.
Ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания
произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев
и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, слабое владение монологической
речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
4.Оценка по результатам анализа художественных текстов
Критерии оценки
ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста
изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер
и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации
своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть
монологической речью.
ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих
выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако
22

3

2

Отметка
5
4
3
2
Отметка
5

4

3

допускают 2-3 неточности в ответе.
оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание
текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но
недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа,
недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным
нормам для данного класса.
ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания
произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев
и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, слабое владение монологической
речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
5. Оценка результатов выполнения тестовых заданий:
Критерии оценивания
Выполнено 90-100%
Выполнено 78-89%
Выполнено 60-77%
Выполнено менее 59%
6.Оценка по результатам написания сочинения
Критерии оценивания
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых
недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические
ошибки.
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические
неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5
речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные
ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4
23

2

грамматические ошибки.
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок,
или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,
оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого
оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ППКРС
Программа дисциплины ОУД 02. «Литература» может быть использована в
программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09
«Повар, кондитер».

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».