Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владимир овна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-06-06 09:59:33 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» _____________ О.А. Димова « ___» _________ 2021 г. Учебно-методические рекомендации по организации практических работ по учебной дисциплине ОУД.02 Литература по профессии 43.01.09 Повар, кондитер пгт. Приаргунск, 2021 Методические указания для выполнения практических занятий являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих ГПОУ «Приаргунского государственного колледжа» по профессии 49.01.09 «Повар, кондитер». Методические указания по выполнению практических занятий адресованы студентам очной формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспечение занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы закрепления теоретического материала, задания для практического занятия студентов и инструкцию по её выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчёта о проделанной работе. Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК» Разработчик: Верхотурова Витана Андреевна, преподаватель ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № __ от «___» ________2021 г. Председатель ПЦК _____________________ Протасова Ф. Р. СОДЕРЖАНИЕ Темы практических занятий Практическое занятие №1. Анализ стихотворений В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море». Практическое занятие №2. Анализ стихотворений: «Дума», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…». Практическое занятие №3. Анализ сказок «Медведь на воеводстве», «Коняга». Практическое занятие №4. Составить сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». (в виде таблицы). Практическое занятие №5. Анализ стихотворений Н.С. Гумилева. Практическое занятие №6. Анализ стихотворений М.И. Цветаевой. Практическая занятие №7. Лирика Б.Л. Пастернака. «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Анализ стихотворений. Практическое занятие №8. Лирика А.А. Ахматовой. Анализ стихотворений. Итого: Кол-во часов 1 2 1 1 1 2 2 2 12 1 Практическое занятие № 1 Тема: Анализ стихотворений В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море». Учебная цель: углубить понятие о романтизме, совершенствовать умения проникать в художественный мир поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать навыки анализа поэтического текста. Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, портрет В.А. Жуковского, сборники стихотворений. Время на выполнение: 1 час Задание к практическому занятию: Прочитать стихотворения В.А. Жуковского в сборниках, взять стихотворение «Море» для анализа. МОРЕ Элегия Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. 1822 План анализа стихотворения: 1. Кем и когда написано стихотворение? 2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. 3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.) 4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении. 5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы). 6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя. 7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя. 8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения. 9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения 10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения. Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Практическое занятие № 2 Тема: Анализ стихотворений: «Дума», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…». Учебная цель: определить основные мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова, повторить лингвистический анализ стихотворений. Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, портрет М.Ю. Лермонтова, сборники стихотворений. Время на выполнение: 2 часа Краткие теоретические материалы: Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского ). Послание - поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Эклога - (от греч. ekloge — отбор), жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. Песня - род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Сонет - (итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Басня - короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Эпиграмма - (греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). Дума - размышление поэта на философско-социальные темы. Марш - лирический жанр гражданской поэзии. Миниатюра - небольшое стихотворение строго законченной формы с глубоким содержанием. Плач - жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии. Романс - небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви. Октава - стихотворение из 8 строк, построенное по схеме абаб абсс. Тавтограмма - игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы. ритурнель Экспромт - небольшое стихотворение, чаще шуточного характера, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства. Эпистола - стихотворение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Тема - круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей Основная идея – это то, что хочет донести до нас автор. Композиция лирического стихотворения неразрывно связана со структурой стиха. Сколько строф по какому количеству строк: - двустишие; - трехстишие (терцет); - четверостишие (катрен); - шестистишие (секстина); - семистишие (септима); - восьмистишие (октет); - четырнадцатистрочная "онегинская" строфа. Тропы и фигуры (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки): эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота и т.д. М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать-Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных. Задание к практическому занятию: Выполнить лингвистический анализ одного из стихотворений (см. тема урока). План анализа стихотворения: 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил. 3. Жанр стихотворения. 4. Тема, идея, основная мысль стихотворения. 5. Композиция стихотворения, его деление на строфы. 6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении. 7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. 8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма. 9. Моё восприятие стихотворения. 10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Практическое занятие № 3 Тема: Анализ сказок «Медведь на воеводстве», «Коняга». Учебная цель: углубить знания о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, закрепить умение анализировать художественный текст (сказку). Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, портрет М.Е. СалтыковаЩедрова, сборники со сказками Время на выполнение: 1 час Задание к практическому занятию: Прочитать сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга», выполнить по плану анализ сказки «Медведь на воеводстве». Вопросы: - Каковы впечатления от прочитанной сказки? Зачитайте. - Как автор называет Топтыгина I? («Гнилой чурбан», «негодяй» и т. д. Но предварительно сатирик «превратил» царского сановника в медведя.) - Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» - вот что нужно. Судьба Топтыгина I- «погорел на ерунде», хоть потом все погромил - был отчислен. Топтыгин II -распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало», они и проучили его рогатиной. Толпыгин III выбрал золотую средину: ничего не делал, но и его «настигла участь всех пушных зверей».) - Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? - Ваше мнение о прочитанной сказке. Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Практическое занятие № 4 Тема: Составить сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». (в виде таблицы). Учебная цель: дать сравнительно-сопоставительную характеристику – Кутузова и Наполеона; сопоставить, проанализировать эпизоды, сцены произведения, одновременно систематизировать материал для подготовки к сочинению по данной теме, делая записи в тетрадь. Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, портреты Кутузова и Наполеона, текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Время на выполнение: 1 час Задание к практическому занятию: дать сравнительно-сопоставительную характеристику Кутузова и Наполеона в виде таблицы. Примерная таблица № Параметры сравнения Кутузов Наполеон 1. Внешность 2. Черты характера 3. Отношение к солдатам 4. Поведенческие характеристики 5. Выводы Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Практическое занятие № 5 Тема: Анализ стихотворений Н.С. Гумилева. Учебная цель: отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева; развивать навыки анализа поэтического текста. Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, портрет Н.С. Гумилева, сборники стихотворений. Время на выполнение: 1 час Краткие теоретические материалы: Поэт Николай Степанович Гумилев - яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь. Н. Гумилев вместе с С. Городецким стал основателем акмеизма. Кроме этого Гумилев является автором десяти поэтических сборников: "Путь конквистадоров" (1905) "Романтические цветы" (1908) "Жемчуга" (1910) "Чужое небо" (1912) "Колчан" (1916) "Костер" (1918) "Фарфоровый павильон" (1918) "Шатер" (1921) "Огненный столп" (1921) "Стихотворения. Посмертный сборник" (1922) Акмеи́зм (от греч. άκμη — вершина) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Задание к практическому занятию: Прослушать стихотворение «Жираф» (аудио), либо прочитать (презентация) План анализа стихотворения: 1. Каково настроение стихотворения? 2. Где происходит действие? Как оно происходит? 3. Когда происходит действие? 4. Кто ведет повествование? 5. Каким вы представляете его себе? 6. Что можно сказать о героине? 7. Как вы считаете, рассказ героя выдумка? 8. Что можно сказать о композиции стихотворения? 9. С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ? 10. Помогла сказка? Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Практическое занятие № 6 Тема: Анализ стихотворений М.И. Цветаевой. Учебная цель: знакомство с творчеством поэтессы, с особенностями её мироощущения, анализ стихотворения Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, портрет М.И. Цветаевой, сборники стихотворений. Время на выполнение: 2 часа Краткие теоретические материалы: Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой. Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Задание к практическому занятию: прочитать стихотворение и выполнить анализ, используя план. Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… - В купели морской крещена – и в полете Своем – непременно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? – Земной не соделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – веселая пена – Высокая пена морская! (23 мая 1920) План анализа стихотворения: 1. Что значит имя Марина? 2. Кто герои этого стихотворения? 3. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. Строфа Обыкновенные люди Марина 1 2 3 4 4. Какое слово главное в первой строфе? 5. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? 6. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? 7. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Практическое занятие № 7 Тема: Лирика Б.Л. Пастернака. «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Анализ стихотворений. Учебная цель: сформировать представление о художественных особенностях лирики Б. Пастернака и утверждаемых поэтом нравственных ценностях; закрепить умение анализировать стихотворения. Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, портрет Б.Л. Пастернака, сборники стихов. Время на выполнение: 2 часа Задание: Прочитать данные стихотворения, выполнить анализ стихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» по примерному плану. Стихотворение Б. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая тетива Тугого лука. Примерный план анализа: - Можно ли одним словом определить тему этого стихотворения? Легко ли это сделать? - Каким настроением проникнуто стихотворение? - Кто лирический герой и какие строки подтверждают это? - Определите композицию стихотворения, жанр - Определите стихотворный размер - Выпишите из текста изобразительно-выразительные средства языка - Ваше мнение о прочитанном стихотворении. Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Практическое занятие № 8 Тема: Лирика А.А. Ахматовой. Анализ стихотворений. Учебная цель: Выявить основные черты поэзии А.А. Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворений «Сжала руки под темной вуалью». Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, портрет А.А. Ахматовой, сборники стихотворений. Время на выполнение: 2 часа Стихотворение А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». 1911 План практического занятия: 1. Вспомните, что такое акмеизм 2. Прочитайте стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью». Подготовьте выразительное чтение. 3. Проанализируйте это стихотворение, обращая внимание на: - место лирической героини в пространстве и времени; - смысл «лирического сюжета»; - своеобразие лексико-синтаксического строя стихотворения; - прием звукописи; - ритмическая организация стиха. 4. Определите, какие темы или образы, характерные для русской поэтической традиции, развивает Ахматова в своем творчестве. 5. Ахматову называли представительницей «женской поэзии». Что в ее стихотворении дает основание для такого утверждения? Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: учебники: 1. Литература (в двух частях) для студ. учреждений сред. проф. образования. Обернихина Т.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. Изд. центр «Академия», 2019 – 432с. 2. Литература: практикум: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. Обернихина Т.А., Антонова А.Г., И.Л. Вольнова. Изд.центр «Академия», 2018 – 352с. 3. Г.Н. Ионина. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Мнезонина. 2013. –351 с. 4. Г.Н. Ионина. Русская литература XIX века. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Мнезонина. 2013. – 207 с. 5. Русский язык и литература. Литература 11 класс, часть 1, Журавлёв В.П Москва. Просвещение, 2015 6. Русский язык и литература. Литература 11 класс, часть 2, Журавлёв В.П Москва. Просвещение, 2015 Дополнительные источники: учебники и учебные пособия: 1. Агеносов В.В. Русская литература: Учебник для 11 кл. часть 1. – 11-е изд., доп. – М.: «Дрофа», 2006. – 491 с. 9. Все произведения школьной программы в кратком изложении: Учебное пособие для 10 кл. – М.: «Астрель», 2007. – 571 с. 10. Все произведения школьной программы в кратком изложении: Учебное пособие для 11 кл. – М.: «Астрель», 2007. – 685 с. 11. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века (II ч.). – М.: Просвещение, 2000. - 367с. 12. Новейшая хрестоматия по литературе: 10 класс. – М.: Эксмо, 2010. – 640 с. – (Новейшие хрестоматии). 13. Полная хрестоматия по литературе: Учебное пособие для 11 кл. – М.: «ОЛМАПРЕСС», 2002. – 511 с. 14. Смирнова Л.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 кл. Часть 1. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2004. – 399 с. 15. Хрестоматия по литературе: Учебник для 10 кл. – М.: ФО «СЛОВО», 2006. – 703 с. 16. Чалмаев В.А.Русская литература XX века: Учебник для 11 кл. Часть 2. – 9-е изд. - М.: «Просвещение», 2004. – 445 с. 17. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. - М., 2007 Для преподавателей: 1. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004. 2. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004. 3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000. 4. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005. 5. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 384 с. – (Домашний репетитор). 6. Беленькая Е.Э. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература XIX века. 10 класс» под редакцией А.Н. Архангельского. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с. 7. Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену / Н.С.Генералова, М.Ю.Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 256 с. – (Серия «ЕГЭ. Интенсивная самоподготовка»). 8. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). 9. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. II полугодие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – 384 с. – (В помощь школьному учителю). 10. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 464 с. (В помощь школьному учителю). 11. Зарубежная литература. 10-11 кл.: Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл.изуч.предм.гуманит.цикла, гимназий, лицеев: В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. Н.П.Михальская. – М.: Дрофа, 2004. – 400 с. 12. Зарубежная литература. 10-11 кл.: Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл.изуч.предм.гуманит.цикла, гимназий, лицеев: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Н.П.Михальская. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с. 13. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. II полугодие. 3-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВАКО, 2006. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). 14. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан. – 4-е изд. Стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 253, [3] с. – (Серия «Учебнометодический комплект»). 15. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 96 с. – (Серия «Средняя школа»). 16. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.- 96 с. – (Серия «Средняя школа»). 17. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 352 с. – (Мастерская учителя). 18. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/Ю.В.Лебедев. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. – 320 с. 19. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/Ю.В.Лебедев. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. – 320 с. 20. Лейфман И.М. Анализ лирического произведения. – М.: Материк-Альфа, 2007. – 152 с. 21. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 10 класс. Часть первая. – М.: Материк Альфа, 2004. 22. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 10 класс. Часть вторая. – М.: Материк Альфа, 2005. 23. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.2 / [В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина, Л.А.Капитанова и др.]; под ред. В.И.Коровина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с. 24. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.1 / В.И.Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 414 с. 25. Литература. 10 класс: поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Часть I / авт.сост. Е.В.Кудимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 232 с. 26. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / [В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И. Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 445 с. 27. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 399 с. 28. Литература. Сборник статей, обязательных для конспектирования в 9-11 классах. (пособие для средней школы). – М.: Грамотей, 2003.- 216 с. 29. Литературная гостиная. 9-11 классы: разработки внеклассных мероприятий для старшеклассников / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с. 30. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / Марина Мещерякова. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 224 с. – (Домашний репетитор). 31. Нелькин А.Г. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 10 класса / А.Г.Нелькин, Л.Д.Фураева. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. – 176 с. 32. Новейшая хрестоматия по литературе: 11 класс. – М.: Эксмо, 2009. – 800 с. – (Новейшие хрестоматии). 33. Олимпиадные задания по литературе. 10 класс / Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 267 с. 34. Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 262 с. 35. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч 2/В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с. 36. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч 1/В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с. 37. Русская литература. Программа для образовательных учреждений гуманитарного профиля. 10-11 кл. / под ред. Г.А.Обернихиой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 79, [1] с. 38. Самойлова Е.А. ЕГЭ 2007. Литература. Типовые тестовые задания. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 79, [1] с. – (Серия «ЕГЭ 2007. Типовые тестовые задания»). 39. Самойлова Е.А. Литература. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 225, [1] с. – (Серия «ЕГЭ. Контрольные экзаменационные материалы»). 40. Соловьева Н.К. Давайте в сердце поэзию впустим! – Кострома: «МЦ «Вариант», 2004. – 128 с. 41. Тестовые задания по русской литературе: 10-11 класс: Ч.2 / Сост. А.Б.Малюшкин. – М.: ТЦ Сфеа, 2005. – 144 с. – (Готовимся к ЕГЭ). 42. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература XIX века. В 2 ч. 10-й класс»: 10-й Кл. / Т.М.Фадеева. – М.: Экзамен, 2005. – 255, [1] с. – (Серия «Учебно-методический комплект»). 43. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов: стилистика. Стихотворение / Л.В.Чернец, В.Б. Семенов, В.А.Скиба. – 3-изд. доп. – М.: «Просвещение», 2007. – 352 с. 44. Литература в школе: научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ. Словари: 1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000. 2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003. 3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001. 4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001. 5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005. 6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004. 7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002. 8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006. 9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. 10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001. 11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005. 12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексикограмматическими формами. – М., 2002. 13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001. 14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006. 15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006. 16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000. 17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005. 18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000. 19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000. 20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000. Интернет-ресурсов Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ». Форма доступа: www.velib.com Электронный ресурс «Литературный портал - «Русская литература». Форма доступа: www.fplib.ru Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru