Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженов а Валенти на Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-06-03 09:42:03 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» ____________Димова О. А. « ___» _________ 2021г. Аннотация к программе учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык п. Приаргунск, 2021г АННОТАЦИЯ к программе учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык для профессии 43.01.09 Повар, кондитер 1. Область применения ОУД.01 «Русский язык» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы входит в общеобразовательный цикл. 3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей: совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. Достижение поставленных целей предусматривает в т.ч. решение следующих основных задач: 1. Обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО; 2. Обеспечение преемственности основных образовательных программ основного общего, среднего общего, профессионального образования. В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык » обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм 2 общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; метапредметных: владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; предметных: сформированность понятий о нормах русского литературного языка применение знаний о них в речевой практике; сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. 4.Требования к результатам освоения дисциплины (курса, модуля). 3 В результате освоения учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык» у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции: Дискрипторы Шиф Наименование (показатели Умения Знания р компетенций сформированност и) ОК 1 Выбирать способы Распознавание Распознавать Актуальный решения задач сложных задачу и/или профессиональный и профессиональной проблемных проблему в социальный деятельности, ситуации в профессионально контекст, в котором применительно к различных м и/или приходится работать различным контекстах. социальном и жить. Основные контекстам. Проведение контексте; источникиинформаци анализа сложных анализировать ии ситуаций при задачу и/или ресурсы для решения решении задач проблему и задач и проблем в профессиональной выделять её профессиональном деятельности. составные части; и/или социальном Определение правильно контексте. этапов решения выявлять и Алгоритмы задачи. эффективно выполнения работ в Определение искать профессиональной и потребности в информацию, смежных областях. информации. необходимую для Порядок оценки Осуществление решения результатов решения эффективного задачии/или задач поиска. проблемы; профессиональной Выделение всех составить план деятельности. возможных действия, источников определить нужных ресурсов, необходимые в том числе ресурсы. неочевидных. Реализовать Разработка составленный детального плана план. Оценивать действий. результат и Оценка рисков на последствия своих каждом шагу. действий Оценивает плюсы (самостоятельно и минусы или с помощью полученного наставника). результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. 4 ОК 2. ОК 3. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональны х задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности. Планировать и Использование реализовывать актуальной собственное нормативнопрофессиональное и правовой личностное развитие. документацию по профессии (специальности). Применение современной научной профессиональной терминологии. Определение траектории профессиональног о развития и самообразования. Работать в Участие в деловом коллективе и общении для команде, эффективно эффективного взаимодействовать с решения деловых коллегами, задач. руководством, Планирование клиентами. профессиональной деятельности. 5 Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов Поиска. Оформлять результаты Поиска. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. Определять актуальность нормативноправовой документации в профессионально й деятельности. Выстраивать траектории профессиональног о и личностного развития. Содержание актуальной нормативно-правовой документации. Современная научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. Организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействоват ь с коллегами, руководством, клиентами. Психология коллектива. Психология личности. Основы проектной деятельности. ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК7 ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке. Проявление толерантность в рабочем коллективе. Понимать значимость своей профессии (специальности). Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов. Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессионально й деятельности по профессии (специальности). Сущность гражданскопатриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережени я в рамках профессионально й деятельности по профессии (специальности) Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры Поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности Использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональны х целей; Применять рациональные приемы двигательных функций в профессионально й деятельности правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; Основы здорового образа жизни; Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности) Средства профилактики 6 ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. ОК 10. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательску ю деятельность в профессиональной сфере Определение инвестиционную привлекательност ь коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности Составлять бизнес план Презентовать бизнес-идею Определение источников финансирования Применение грамотных кредитных продуктов для открытия дела Пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи Презентовать идеи открытия собственного дела в профессионально й деятельности Оформлять бизнес-план Рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования перенапряжения Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Основы предпринимательско й деятельности Основы финансовой грамотности Правила разработки бизнес-планов Порядок выстраивания презентации Кредитные банковские продукты 5.. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы 7 Объем часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 129 Объем образовательной программы в том числе: практические работы контрольная работа самостоятельная работа Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена 129 28 12 16 5. Формы контроля. Форма промежуточной аттестации – экзамен 6. Содержание дисциплины: Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Основные уровни языка. Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи. Научный стиль. Его признаки и особенности. Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности. Публицистический стиль речи. Его признаки и особенности. Художественный стиль речи. Его признаки и особенности, в том числе самостоятельная работа: анализ текстов художественного стиля Текст как произведение речи. Функционально - смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), в том числе самостоятельная работа: конспектирование темы Раздел 2. Лексика и фразеология Слово в лексической системе языка Метафора, метонимия как выразительные средства языка Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Исконно-русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Жаргонизмы. Арготизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Терминологическая лексика Активный и пассивный словарный запас. Фразеологизмы. Лексико-фразеологический разбор, в том числе самостоятельная работа: лексико-фразеологический разбор слов Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Фонетические единицы. Звук и фонемы. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Ударение логическое и словесное. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы ударения, в том числе самостоятельная работа: выполнение упражнений Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных букв Употребление буквы Ь Правописание О/ Ё после шипящих и Ц Правописание приставок на З – / С Правописание И –/ Ы после приставок Фонетический разбор слов, в том числе самостоятельная работа: выполнение фонетического разбора слов Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем 8 Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова Способы словообразования. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Правописание приставок ПРИ- / - ПРЕМорфемный, словообразовательный, этимологический анализ слов, в том числе самостоятельная работа: выполнение морфемного, словообразовательного, этимологического анализов слов Раздел 5. Морфология и орфография Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол и его формы, правописание и употреблений. Причастие как особая форма глагола Деепричастие как особая форма глагола Наречие Слова категории состояния (безлично-предикативные слова), в том числе самостоятельная работа: составление таблицы слов категории состояния Раздел 6. Служебные части речи Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги, том числе самостоятельная работа: выполнение упражнений на правописание предлогов Союз как часть речи. Подчинительные и сочинительные союзы, в том числе выполнение упражнений на правописание союзов Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова, в том числе самостоятельная работа: конспектирование темы Раздел 7. Синтаксис и пунктуация Основные единицы синтаксиса Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании Простое предложение. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение), в том числе самостоятельная работа: работа с предложениями Односоставные и неполные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Предложения с обособленными и уточняющими членами Вводные слова и предложения Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах, в том числе самостоятельная работа по теме: составление опорных схем Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Сложное предложение Сложное предложение, в том числе самостоятельная работа: использование сложных предложений в речи. 9