РП ОУД.01 Русский язык

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-06-02 17:25:35
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
---------------- О.А. Димова
« ___» _________ 2021г.

Программа учебной дисциплины
ОУД.01 Русский язык

п. Приаргунск, 2021г
1

Программа дисциплины «Русский язык» разработана на основе рекомендаций ФГАУ
«ФИРО» по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования от 25.02.2015 г. Программа разработана для профессии 43.01.09 «Повар,
кондитер».
Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК» Забайкальского края
Разработчик:
Верхотурова Витана Андреевна, преподаватель ГПОУ «ПГК»
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол № __ от «___»________2021 г.
Председатель ПЦК
_____________________ Протасова Ф.Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................. 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ .................................... 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .............. 14

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» в объеме
129 часов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной
подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели дисциплины:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и
письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
Дисциплина «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
 владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных
знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
 применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного
и межкультурного общения;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
4

деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
 умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского
языка;
предметных:
 сформированность понятий о нормах русского литературного языка применение
знаний о них в речевой практике;
 сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
 сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
 владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
 сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны
быть сформированы общие и профессиональные компетенции:
Наименован
Дискрипторы
Ши ие
(показатели
Умения
Знания
фр
компетенци
сформированности)
й
ОК Выбирать
Распознавание сложных Распознавать задачу
Актуальный
1
способы
проблемных ситуации в и/или проблему в
профессиональный и
решения
различных контекстах.
профессионально м
социальный
задач
Проведение анализа
и/или социальном
контекст, в котором
профессиона сложных ситуаций при
контексте;
приходится работать
льной
решении задач
анализировать
и жить. Основные
деятельност профессиональной
задачу и/или
источникиинформац
и,
деятельности.
проблему и выделять ии и
применитель Определение этапов
её составные части;
ресурсы для решения
но к
решения задачи.
правильно выявлять
задач и проблем в
различным
Определение
и эффективно искать профессиональном
контекстам. потребности в
информацию,
и/или социальном
информации.
необходимую для
контексте.
Осуществление
решения задачии/или Алгоритмы
эффективного поиска.
проблемы;
выполнения работ в
5

ОК
2.

ОК
3.

ОК
4.

Выделение всех
возможных источников
нужных ресурсов, в том
числе неочевидных.
Разработка детального
плана действий.
Оценка рисков на
каждом шагу.
Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата, своего плана
и его реализации,
предлагает критерии
оценки и рекомендации
по улучшению плана.
Осуществля Планирование
ть поиск,
информационного
анализ и
поиска из широкого
интерпретац набора источников,
ию
необходимого для
информации выполнения
,
профессиональных
необходимо задач.
й для
Проведение анализа
выполнения полученной
задач
информации, выделяет в
профессиона ней главные аспекты.
льной
Структурировать
деятельност отобранную
и.
информацию в
соответствии с
параметрами поиска.
Интерпретация
полученной
информации в
контексте
профессиональной
деятельности.
Планировать Использование
и
актуальной нормативнореализовыва правовой документацию
ть
по профессии
собственное (специальности).
профессиона Применение
льное и
современной научной
личностное
профессиональной
развитие.
терминологии.
Определение траектории
профессионального
развития и
самообразования.

составить план
действия,
определить
необходимые
ресурсы. Реализовать
составленный план.
Оценивать результат
и последствия своих
действий
(самостоятельно или
с помощью
наставника).

профессиональной и
смежных областях.
Порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности.

Определять задачи
поиска информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать процесс
поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации.
Оценивать
практическую
значимость
результатов
Поиска. Оформлять
результаты
Поиска.

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности.
Приемы
структурирования
информации.
Формат
оформления
результатов поиска
информации.

Определять
актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональной
деятельности.
Выстраивать
траектории
профессионального и
личностного
развития.

Работать в
Участие в деловом
коллективе и общении для
команде,
эффективного решения
6

Организовывать
работу коллектива и
команды.

Содержание
актуальной
нормативноправовой
документации.
Современная
научная и
профессиональная
терминология.
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования.
Психология
коллектива.
Психология

эффективно
взаимодейст
вовать с
коллегами,
руководство
м,
клиентами.
ОК Осуществля
5
ть устную и
письменную
коммуникац
ию на
государстве
нном языке
с учетом
особенносте
й
социального
и
культурного
контекста.
ОК Проявлять
6
гражданскопатриотичес
кую
позицию,
демонстриро
вать
осознанное
поведение
на основе
традиционн
ых
общечеловеч
еских
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупц
ионного
поведения.
ОК7 Содействова
ть
сохранению
окружающе
й среды,
ресурсосбер
ежению,
эффективно
действовать
в
чрезвычайн
ых
ситуациях.
ОК Использоват

деловых задач.
Планирование
профессиональной
деятельности.

Взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

личности.
Основы проектной
деятельности.

Грамотно устно и
письменно излагать
свои мысли по
профессиональной
тематике на
государственном языке.
Проявление
толерантность в рабочем
коллективе.

Излагать свои мысли
на государственном
языке.
Оформлять
документы.

Особенности
социального и
культурного
контекста.
Правила оформления
документов.

Понимать значимость
своей профессии
(специальности).
Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

Описывать
значимость своей
профессии.
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности).

Сущность
гражданскопатриотической
позиции.
Общечеловеческие
ценности. Правила
поведения в ходе
выполнения
профессиональной
деятельности.

Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

соблюдать нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной
деятельности; пути
обеспечения
ресурсосбережения

Сохранение и

Использовать

Роль физической

7

8

ь средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления
здоровья в
процессе
профессиона
льной
деятельност
ии
поддержани
е
необходимог
о уровня
физической
подготовлен
ности.

укрепление здоровья
посредством
использования средств
физической культуры
Поддержание уровня
физической
подготовленности для
успешной реализации
профессиональной
деятельности

ОК
9

Использоват
ь
информацио
нные
технологии
в
профессиона
льной
деятельност
и.
Использоват
ь
информацио
нные
технологии
в
профессиона
льной
деятельност
и.
Использоват
ь знания по
финансовой
грамотности
,
планировать
предприним
ательскую
деятельност
ьв
профессиона
льной сфере

Применение средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности.

ОК
10.

ОК
11

физкультурнооздоровительную
деятельность для
укрепления здоровья,
достижения
жизненных и
профессиональных
целей;
Применять
рациональные
приемы
двигательных
функций в
профессиональной
деятельности
Пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для
данной профессии
(специальности)
Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач. Использовать
современное
программное
обеспечение.

Применение
средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности.

Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач. Использовать
современное
программное
обеспечение.

Определение
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в
рамках
профессиональной
деятельности
Составлять бизнес план
Презентовать бизнесидею
Определение
источников
финансирования
8

Выявлять
достоинства и
недостатки
коммерческой идеи
Презентовать идеи
открытия
собственного дела в
профессиональной
деятельности
Оформлять бизнесплан
Рассчитывать
размеры выплат по

культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека;
Основы здорового
образа жизни;
Условия
профессиональной
деятельности и зоны
риска физического
здоровья для
профессии
(специальности)
Средства
профилактики
перенапряжения

Современные
средства и
устройства
информатизации.
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.
Современные
средства и
устройства
информатизации.
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.
Основы
предпринимательско
й деятельности
Основы финансовой
грамотности
Правила разработки
бизнес-планов
Порядок
выстраивания
презентации
Кредитные
банковские
продукты

Применение грамотных
кредитных продуктов
для открытия дела

процентным ставкам
кредитования

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Объем образовательной программы
в том числе:
контрольные работы
практические занятия
самостоятельная работа
Итоговая аттестация - экзамен
Всего

9

Объем часов
129
129
12
28
16
129

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименован
ие разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Уровен
ь
освоени
я

Объем
часов

1
Введение

2

3

4
3
1
1
1
1
21
1
2
2
2
2
2

Раздел 1.
Язык и речь.
Функциональ
ные стили
речи.

Раздел 2.
Лексика и

Содержание учебного материала
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Основные уровни языка.
Контрольная работа №1
Диктант «Холодный, ненастный день…»
Содержание учебного материала
1
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты.
2
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи.
3
Научный стиль. Его признаки и особенности.
4
Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности.
5
Публицистический стиль речи. Его признаки и особенности.
6
Художественный стиль речи. Его признаки и особенности,
в том числе самостоятельная работа: анализ текстов художественного стиля (1
час)
7
Текст как произведение речи.
8
Функционально - смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение),
в том числе самостоятельная работа: конспектирование темы (1 час)
Практическое занятие №1
1
Редактирование текстов делового стиля.
Практическое занятие №2
2
Составление служебных документов
Контрольная работа №2
Тестирование по разделу «Язык и речь. Функциональные стили речи»
Содержание учебного материала
1
Слово в лексической системе языка
10

1
2
2
1
2
2
2
3

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
5
ОК5,
П1, П10

2
3

2
2

ОК3, ОК, ОК5,
П2, П5, П9,
П10

2

2
2
2
2
2
2
12
1

ОК2, ОК3, ОК5
П1, П6, П7

2
2

1

фразеология.

Раздел 3.
Фонетика,
орфоэпия,
графика,
орфография.

Раздел 4.
Морфемика,
словообразов

Метафора, метонимия как выразительные средства языка
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Исконно-русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы.
Жаргонизмы. Арготизмы. Диалектизмы.
Профессионализмы. Терминологическая лексика
Активный и пассивный словарный запас.
Фразеологизмы. Лексико-фразеологический разбор, в том числе самостоятельная
работа: лексико-фразеологический разбор слов (1 час)
Практическое занятие №3
1
Лексический и фразеологический анализ слов.
Контрольная работа №3
Тестирование по разделу «Лексика и фразеология»
Содержание учебного материала
1
Фонетические единицы. Звук и фонемы.
2
Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука.
3
Ударение логическое и словесное. Фонетический разбор слова.
4
Орфоэпические нормы: произносительные нормы ударения, в том числе
самостоятельная работа: выполнение упражнений (1 час)
5
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных букв
6
Употребление буквы Ь
7
Правописание О/ Ё после шипящих и Ц
8
Правописание приставок на З – / С
Правописание И –/ Ы после приставок
9
Фонетический разбор слов, в том числе самостоятельная работа: выполнение
фонетического разбора слов (2 часа)
Практическое занятие №4
1
Упражнения на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных
букв.
Практическое занятие №5
2
Упражнения на правописание приставок.
Контрольная работа №4
Орфографический диктант с грамматическим заданием
Содержание учебного материала
1
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем
2
Синонимия и антонимия морфем.
2
3
4
5
6
7
8

11

2
2
2
2
2
2
3

1
1
1
1
1
1
2

2

1
2
2
3

2
2
1
1
16
1
1
1
2

2
2
2
2

1
1
1
1

3

2

2

2
2

2

2
2

1
2

2
2
1
1
11
1
1

ОК2, ОК3, ОК5
П1, П6, П7

ОК1, ОК2, ОК5
П1, П3

ОК2, ОК5,
ОК9;
П1, П3, П7

ание,
орфография.

Морфемный разбор слова
3
Способы словообразования. Понятие об этимологии.
Словообразовательный анализ.
4
Правописание приставок ПРИ- / - ПРЕ5
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ слов, в том числе
самостоятельная работа: выполнение морфемного, словообразовательного,
этимологического анализов слов (2 часа)
Практическое занятие №6
1
Упражнения на правописание приставок ПРИ / ПРЕ
Контрольная работа №5
Правописание приставок ПРИ / ПРЕ
Раздел 5.
Содержание учебного материала
Морфология
1
Имя существительное.
и орфография
2
Имя прилагательное.
3
Имя числительное.
4
Местоимение.
5
Глагол и его формы, правописание и употреблений.
6
Причастие как особая форма глагола
7
Деепричастие как особая форма глагола
8
Наречие
9
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова), в том числе
самостоятельная работа: составление таблицы слов категории состояния (1 час)
Практическое занятие №7
1
Упражнения на правописание окончаний имен существительных, имен
прилагательных, глаголов.
Практическое занятие №8
2
Упражнения на правописание суффиксов причастий и деепричастий.
Практическое занятие №9
3
Работа с текстом на определенные орфограммы и пунктограммы.
Практическое занятие №10
4
Морфологический разбор частей речи.
Контрольная работа №6 по разделу «Морфология и орфография»
Раздел 6.
Содержание учебного материала
Служебные
1
Предлог как часть речи.
части речи.
2
Производные и непроизводные предлоги, том числе самостоятельная работа:
12

2

1

2
3

1
4

2

2
2
1
1
22
1
1
1
1
2
2
1
1
2

2

1
2
2
2
2
2
2
2
3
2

2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
12
1
2

2
2
2
1
3

ОК2, ОК5,
ОК9;
П1, П3, П7

ОК5, ОК9;
П1, П2, П3

ОК1, ОК5, ОК9
П1, П2, П3

Раздел 7.
Синтаксис и
пунктуация.

выполнение упражнений на правописание предлогов (1 час)
3
Союз как часть речи.
4
Подчинительные и сочинительные союзы, в том числе выполнение упражнений
на правописание союзов (1 час)
3
Частица как часть речи.
4
Междометия и звукоподражательные слова, в том числе самостоятельная работа:
конспектирование темы (1 час)
Практическое занятие №11
1
Упражнения на правописание предлогов, частиц, союзов.
Контрольная работа №7
Тестирование по разделу «Служебные части речи»
Содержание учебного материала
1
Основные единицы синтаксиса
2
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании
3
Простое предложение. Стилистические функции и роль порядка слов в
предложении
4
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
5
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение), в том числе самостоятельная работа: работа с предложениями
(1 час)
6
Односоставные и неполные предложения.
7
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
8
Предложения с обособленными и уточняющими членами
9
Вводные слова и предложения
10
Знаки препинания при обращении.
11
Знаки препинания при междометии
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
12
Знаки препинания при цитатах, в том числе самостоятельная работа по теме:
составление опорных схем (2 часа)
13
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
14
Сложное предложение
15
Сложное предложение, в том числе самостоятельная работа: использование
сложных предложений в речи (1 час)
Практическое занятие №12
13

2
3

1
2

2
3

1
1

2

1
2
2

2
2
2
2
32
1
1
1

2

1

3

2

2
2
2
2
2
2
2
3

2
2
1
1
1
1

2
2
3

2
2
2

2

2

2

4

ОК1, ОК5, ОК9
П1, П2, П3

ОК2, ОК4, ОК5
П1, П5, П6, П7,
П8, П9, П10

1
Устранение ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Практическое занятие №13
2
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений
по схемам.
Практическое занятие №14
3
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Контрольная работа №8
Изложение с элементами сочинения

2

2
2
Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

14

2
2
2
2
2
2
2
129

ОК2, ОК4, ОК5
П1, П4, П5, П6,
П7, П8, П9,
П10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и
литературы.
Оборудование учебного кабинета:
 посадочные места по числу студентов (30)
 рабочее место преподавателя (1)
 рабочая доска (1)
 комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари
разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и
стилей речи, художественная литература) (1)
Технические средства обучения:

мультимедийный проектор

ноутбук

экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники: учебники и учебные пособия
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык для студ. Учреждений сред.проф.
образования. Изд. Центр «Академия», 2019г. – 416с.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.
10-11 класс. Москва.
Просвещение.2014.
3. Сурина Т.Н. Русский язык и культура речи. Москва издательство ЮРАЙТ 2016.
4. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Москва И. КНОРУС 2016
Дополнительные источники:
1. Герасименко Н.А. «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2012 г.
2. Власенков А.И., Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
– изд.: «Просвещение», 2008 г.
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М.. «Русский язык и культура речи» - Изд.:
«Академия, 2008 г.
4. «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005 г.
5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.. «Пособие для занятий по русскому
языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
6. Акишина А.А.. Формановская Н.И.. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд»,
2008 г.,
7. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
8. Шапиро А.Б. «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006
г.,
9. Успенский Л. «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
10. Бельчаков Ю.А. «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.:
АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
11. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008
г.,
12. Ашукина Н.С.. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» М.: 1998 г.
Для преподавателей:
1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2010.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2008.
3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей.
– М., 2002.
15

4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2010.
5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И.,
Цыбулько И.П. – М. 2006.
8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. –
М., 2002.
9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
10.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. –
М., 2000.
11.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.
Практикум. – М., 2001.
12.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
13.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред.
Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
14.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. –
М., 2004.
15.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.;
под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
16.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. – М., 2004.
17.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
18.
Штрекер
Н.Ю.
Современный
русский
язык:
Историческое
комментирование. – М.. 2005.
Словари:
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. – СПб., 2000.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. – М., 2001.
5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.
– М., 2005.
6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
10.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского
языка. – М., 2001.
11.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М.,
2005.
12.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с
лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
13.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца
ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
14.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
15.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка /
Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

16

16.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под
ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
17.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения
слов русского языка. – М., 2005.
18.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
19.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского
языка: Происхождение слов. – М., 2000.
20.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет – источники:
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
2. Российский образовательный портал www.edu.ru
3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
4.
Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
5. Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru
6. Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru
7. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(личностные, метапредметные,
предметные)

Критерии
оценки

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Предметные
П1. Сформированность понятий о Критерии: 1, 3, Оценка по результатам выполнения
нормах русского литературного 4, 5, 6, 8, 9
практической работы,
языка применение знаний о них в
оценка по результатам текущего контроля
речевой практике.
(выполнение упражнений),
оценка результатов выполнения тестовых
заданий,
оценка результатов устного опроса, оценка по
результатам выполнения контрольной работы
(диктанта),
оценка по результатам написания изложения,
оценка по результатам выполнения
промежуточной аттестации
П2. Сформированность умений Критерии: 1, 3,
создавать устные и письменные 4, 5, 7, 9
монологические и диалогические
высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных
дисциплин),
социальнокультурной и деловой сферах
общения.
П3.
Владение
навыками Критерии: 1, 2,
самоанализа и самооценки на 3, 4, 5, 6, 9
основе
наблюдений
за
собственной речью.

П4.
Владение
умением Критерии: 1,3,
анализировать текст с точки 5, 7, 9
зрения наличия в нём явной и
скрытой,
основной
и
второстепенной информации.

П5.
Владение
умением Критерии: 1, 3,
представлять тексты в виде 4, 7, 8, 9
тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных
жанров.
18

Оценка по результатам выполнения
практической работы,
оценка по результатам текущего контроля
(выполнение упражнений), оценка
результатов выполнения тестовых заданий,
оценка результатов устного опроса,
оценка по результатам выполнения
промежуточной аттестации,
оценка по результатам анализа
художественных текстов
Оценка по результатам выполнения
практической работы, оценка по результатам
составления конспекта, оценка по
результатам текущего контроля (выполнение
упражнений), оценка результатов
выполнения тестовых заданий, оценка
результатов устного опроса, Оценка по
результатам выполнения контрольной
работы (диктанта), оценка по результатам
выполнения промежуточной аттестации
Оценка по результатам выполнения
практической работы, оценка по результатам
текущего контроля (выполнение
упражнений), оценка по результатам устного
опроса, оценка по результатам анализа
художественных тестов, оценка по
результатам выполнения промежуточной
аттестации
Оценка
по
результатам
выполнения
практической работы, оценка по результатам
текущего
контроля
(выполнение
упражнений),
оценка
результатов
выполнения тестовых заданий, оценка по

П6.
Сформированность Критерии: 1, 3,
представлений об изобразительно- 4, 5, 7, 8, 9
выразительных
возможностях
русского языка.

П7. Сформированность умений Критерии: 1, 3,
учитывать
исторический, 5, 7, 9
историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в
процессе анализа текста.

П8. Способность выявлять в Критерии: 1, 3,
художественных текстах образы, 5, 7, 8, 9
темы и проблемы и выражать своё
отношение к теме, проблеме
текста
в
развёрнутых
аргументированных устных и
письменных высказываниях.
П9. Владение навыками анализа Критерии: 1, 2,
текста с учётом их стилистической 3, 4, 5, 7, 8, 9
и жанрово-родовой специфики;
осознание
художественной
картины жизни, созданной в
литературном произведении, в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального понимания.
П10.
Сформированность Критерии:1, 3,
представлений о системе стилей 4, 5, 7, 8, 9
языка
художественной
литературы.

19

результатам
анализа
художественных
текстов, оценка по результатам написания
изложения,
оценка
по
результатам
выполнения промежуточной аттестации
Оценка по результатам выполнения
практической работы, оценка по результатам
текущего контроля (выполнение
упражнений), оценка результатов
выполнения тестовых заданий, оценка
результатов устного опроса, оценка по
результатам анализа художественных
текстов, оценка по результатам написания
изложения, оценка по результатам
выполнения промежуточной аттестации
Оценка по результатам выполнения
практической работы, оценка по результатам
текущего контроля (выполнение
упражнений), оценка результатов устного
опроса, оценка по результатам анализа
художественных текстов, оценка по
результатам выполнения промежуточной
аттестации
Оценка по результатам выполнения
практической работы, оценка по результатам
текущего контроля (выполнение
упражнений), оценка результатов устного
опроса, оценка по результатам анализа
художественных текстов, оценка по
результатам написания изложения, оценка по
результатам выполнения промежуточной
аттестации
Оценка по результатам выполнения
практической работы, оценка по результатам
составления конспекта, оценка по
результатам текущего контроля (выполнение
упражнений), оценка результатов
выполнения тестовых заданий, оценка
результатов устного опроса, оценка по
результатам анализа художественных
текстов, оценка по результатам написания
изложения, оценка по результатам
выполнения промежуточной аттестации
Оценка по результатам выполнения
практической работы, оценка по результатам
текущего контроля (выполнение
упражнений), оценка результатов
выполнения тестовых заданий, оценка
результатов устного опроса, оценка по
результатам анализа художественных
текстов, оценка по результатам написания
изложения, оценка по результатам
выполнения промежуточной аттестации

Критерии
1. Оценка по результатам выполнения практической работы:
Отметка
5

Критерии оценки
1. Задание выполнено правильно.
2. Выполнение грамматического задания соответствует данной теме.
3. Алгоритм решения не нарушен.
1. Задание выполнено правильно, но имеются отклонения.
4
2. В грамматическом задании имеются незначительные ошибки.
3. Неправильно записан ответ.
1.Некоторые упражнения выполнены неверно.
3
2. Неправильно записан ответ.
3. Грамматическое задание не соответствует данной теме.
1. Обучающийся работу не выполнил.
2
2.Грамматическое задание не соответствует данной теме.
2. Оценка по результатам составления конспекта:
Оценка/баллы
Критерии оценки конспекта
Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме.
5
Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных
положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность
изложения мыслей студента.
Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но
4
конспект не полный, нет выделения основных терминов.
Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы
3
правильные, но имеются незначительные недочеты.
1. Работа обучающимся не сдана.
2
2. Отсутствует конспект по заданной теме.
3. Материал конспекта не соответствует заданной теме.
3. Оценка по результатам текущего контроля (выполнение упражнений):
Оценка/баллы
Критерии оценки
1. Упражнение выполнено правильно.
5
2. Грамматические задания соответствуют данной теме.
3. Правильно оформлен ответ.
1. Упражнение выполнено правильно, но имеются отклонения.
4
2. В грамматическом задании имеются незначительные ошибки.
3. Неправильно записан ответ.
1. Отдельные задания в упражнении выполнены неверно.
3
2. Неправильно записан ответ.
3. Грамматическое задание не соответствует алгоритму.
1. Обучающийся работу не выполнил.
2
2. Грамматическое задание не соответствует данной теме.
4. Оценка результатов выполнения тестовых заданий:
Оценка/баллы
Критерии оценивания тестовых заданий
Задания с выбором 1 ответа из 3,4
1б
Задания с выбором 2 и более ответов из 4
2б
Задания на определение понятия
3б
Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка:
90 ÷ 100
Отлично
80 ÷ 89
Хорошо
70 ÷ 79
Удовлетворительно
20

менее 70

не удовлетворительно
5. Оценка результатов устного опроса:
Оценка/баллы
Критерии оценивания устного опроса
Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы
5
Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в
4
формулировании вывода
Ответ
неполный,
недостаточно
аргументированный,
допущены
3
незначительные ошибки в формулировании вывода
Отсутствует ответ на вопрос
2
6. Оценка по результатам выполнения контрольной работы (диктанта):
Отметка
Критерии оценки
Безошибочная работа, а также при наличии в ней 1 негрубой
5
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1
4
орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть
поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных
ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
2
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
7.Оценка по результатам анализа художественных текстов
Отметка
Критерии оценки
ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста
5
изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер
и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации
своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть
монологической речью.
ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
4
понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих
выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако
допускают 2-3 неточности в ответе.
оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание
3
текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но
недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа,
недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным
нормам для данного класса.
ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания
2
произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев
и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, слабое владение монологической
21

Оценка/баллы
5

4

3

2

речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
8. Оценка по результатам написания изложения:
Критерии оценки
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых
недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические
ошибки.
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические
неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5
речевых недочетов.
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями, со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических ошибок.

22

9. Оценка по результатам выполнения промежуточной аттестации:
Распределение баллов по заданиям
Таблица 1
Количество
Номер
первичных баллов задания

Количество
первичных
баллов

1

1

18

1

2

1

19

1

3

1

20

1

4

1

21

1

5

1

22

1

6

1

23

1

7

1

24

1

8

5

25

1

9

1

26

4

10

1

Всего

33

11

1

Часть 2

12

1

27

13

1

Всего части 1
58
и2

14

1

15

1

16

1

17

1

Номер
задания
1 часть

25 (сочинение)

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 8 и 26)
экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0
баллов.
За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.
За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка,
экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов – нет ошибок; 4 балла – допущена одна
ошибка; 3 балла – допущены две ошибки; 2 балла – верно указаны две цифры; 1 балл –
верно указана только одна цифра; 0 баллов – полностью неверный ответ, то есть неверная

23

последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет
значение.
За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4 баллов.
Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие
цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка,
экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла – нет ошибок; 3 балла – допущена одна
ошибка; 2 балла – допущены две ошибки; 1 балл – верно указана только одна цифра; 0
баллов – полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её
отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно
выполнивший задание части 2, – 25.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить
максимум 58 первичных баллов.
5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ППССЗ
Программа дисциплины ОУД 01. «Русский язык» может быть использована в
программе подготовки специалистов среднего звена по профессии 43.01.09 «Повар,
кондитер».

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».