ЛПЗ ОП.11 Русский язык и культура речи

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентина
Владимир
овна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный колледж""",
CN=Баженова Валентина
Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-05-25 10:28:21
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
_____________ О.А. Димова
« ___» _________ 2021 г.

Методические указания
по организации практических работ
по учебной дисциплине
ОП 11. Русский язык и культура речи
по профессии
43.01.09 Повар, кондитер

1

Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное
учреждение «Приаргунский государственный колледж»
Разработчики:
Верхотурова В.А., преподаватель русского языка и культуры речи Государственного
профессионального образовательного учреждения «Приаргунский государственный
колледж»;

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка………………………………………………………………….4
Практические работы (темы, содержание)……………………………………………4
Содержание практических занятий и методические указания……………………….5
Информационное обеспечение обучения…………………………………………….11

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Русский язык и
культура речи» составлены в соответствие с требованиями к минимуму содержания,
изложенном в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального
образования. Курс составлен в соответствие с учебными планами и рассчитан на 12
аудиторных часов. В данной разработке представлено 9 планов практических работ, даны
методические указания к ним.
Практическая работа выполняется в течение двух учебных часов и оценивается по
пятибалльной системе.
Критерии оценивания:
Отметка
Критерии оценки
1. Задание выполнено правильно.
5
2. Выполнение грамматического задания соответствует данной теме.
3. Алгоритм решения не нарушен.
1. Задание выполнено правильно, но имеются отклонения.
4
2. В грамматическом задании имеются незначительные ошибки.
3. Неправильно записан ответ.
1.Некоторые упражнения выполнены неверно.
3
2. Неправильно записан ответ.
3. Грамматическое задание не соответствует данной теме.
1. Обучающийся работу не выполнил.
2
2.Грамматическое задание не соответствует данной теме.

4

№
п/п
ПР
№1
ПР
№2
ПР
№3
ПР
№4

ПР
№5
ПР
№6

Практические занятия (темы, содержание)
Наименование темы и содержание занятий по
К-во
программе
часов
Тема 2.
Фонетика, орфоэпия, лексика, фразеология
Постановка ударения в словах.
2
Тренировочные упражнения на закрепление норм
произношения и ударения.
Редактирование текстов с лексическими ошибками.

2

Тема 3.
Морфология современного русского языка
Редактирование текстов с нарушением
2
морфологических норм
Тема 4.
Синтаксис современного русского языка
Нахождение и исправление пунктуационных
2
ошибок в предложениях.
Нахождение и исправление ошибок, связанных с
нарушением синтаксических норм русского языка.
Тема 5.
Текст. Стили речи.
Составление текстов разных типов.
2
Составление разностилевых текстов.
Тема 6.
Речевое мастерство
Составление текстов выступления перед
2
аудиторией.
Речевой этикет. Выполнение ситуативных заданий.
ИТОГО
12

Форма контроля

Оценивание
письменной работы
Оценивание
письменной работы
Оценивание
письменной работы
Оценивание
письменной работы

Оценивание
письменной работы
Оценивание
письменной работы

5

Содержание практических работ и методические указания
Практическая работа №1
Тема 2. Фонетика, орфоэпия, лексика, фразеология
Задание 1. Переписать. Расставить ударение в словах.
« Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни
жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою —
одна молитва: «Да святится имя Твое». Да, я предвижу страдание, кровь и смерть.И
думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала
и тихая любовь. «Да святится имя Твое». Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук
твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние
воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и
судьбе. «Да святится имя Твое». В предсмертный печальный час я молюсь только тебе.
Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я
призываю
смерть,
но
в
сердце
полон
хвалы
тебе: «Да святится имя Твое». Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как
ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью
все-таки пою — «слава Тебе». Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — «слава
Тебе!.»
Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала могла бы быть
прекрасной
и
для
меня.
Не
ропщи,
бедное
сердце,
не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое». Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как
ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью
все-таки пою — «слава Тебе». Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — «слава
Тебе!.» Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала
(Александр Куприн. « Гранатовый браслет»)
Задание 2. Переписать текст. Выделенные слова записать в фонетической транскрипции.
Выписать слова, в произношении которых вы сомневаетесь.
Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за
отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич,
согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я
понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между
тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело
подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил
хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со
снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой
выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли
шагом – и скоро стали.
( А. С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Практическая работа №2
Тема 2. Фонетика, орфоэпия, лексика, фразеология
Задание 1. Прочитайте предложения. Найдите лексические ошибки. Перепишите
предложения в исправленном виде.

6

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого
момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный
отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в
оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым,
Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о
гражданстве поэзии.
1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много
молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная
технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали
высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка
Плюшкина.
1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4.
Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала
карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты
организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с
тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.
Задание 2. Найдите в упражнении диалектные слова, архаизмы, историзмы, разговорные,
просторечные слова, профессионализмы (если они есть), выпишите их. Попробуйте найти к
ним общеупотребительные аналоги.
Практическая работа №3
Тема 3. Морфология современного русского языка
Задание 1. Исправьте в предложениях морфологические ошибки. Перепишите предложения
в исправленном виде.
1. Красным чернилом были обозначены самые важные места в тексте.
2. Любая работа нам будет по плечам, если взяться всем вместе.
3. Рыжий волос очень украшал его.
4. Смотрите, какая красивая анютина глазка расцвела.
5. В кустах раздавались какие-то смешки и шёпоты.
6. Я к вам не в претензиях.
7. В конструкторское бюро прибыли молодые инженера.
8. У нас появились новые возможности общений со сверстниками.
9. Весь день я была в расстроенных чувствах.
10. Необходимо учитывать различные правила уходов за вещами.
Спишите, раскрывая скобки.
1. Аттестат выдан (Скиба Николай, Бондаренко Василий, Касперович Евгений).
2. Диплом выдан (Колесник Вера, Сенченя Ирина, Рудь Екатерина).
3. Вести долгие разговоры о ( Анатолий Седых, Сергей Линг, Нодар Гамсахурдиа).

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Найдите и исправьте морфологические ошибки, связанные с употреблением
прилагательных.
Драки наши продолжались, становясь всё яростнее и жесточе.
Этот ребёнок был слабже и задумчивее других.
Ранка на его руке была самая крохотная.
Пришедшая няня была немного подобрее предыдущей.
С улыбкой на лице она становилась более красивее.
С каждым годом дед становился всё глуше и хромее.
Наименее труднейшие задачи нам задавали на дом.
7

8. Ваше выступление было очень великолепно.
9. Иван Иванович, какие вы справедливые.
10. Пётр был готовый начать всё сначала.

1.
2.
3.
4.

Запишите словами.
Если с 546 сложить 472, получится 1018.
Если из 546 вычесть 472, останется 72.
Некоторые футурологи считают, что к 2050 году будет исчерпано 78 процентов
ресурсов.
К 1925 году около 10 процентов жителей Беларуси в возрасте от 11 до 58 лет были
грамотными.

Исправьте ошибки в употреблении форм числительных.
1. Общее число владеющих русским языком за рубежом в восьмидесятые годы
двадцатого столетия достигало восемнадцать-двадцать миллионов человек.
2. В языке существует около тристо наименований цвета.
3. Человеческий глаз может различить более полмиллиона цветных тонов.
4. Число жертв достигло одна тысяча четыреста тридцать человек.
5. Сто восемдесят четырём тысячам партизан были вручены ордена и медали.

1.
2.
3.
4.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
14 ноября я не вышел на работу, потому что женился, в чём прошу считать меня не
виновным.
За перевозку груза бригадиру объявить строгий выговор и указать на его
несоответствие.
Я бесконечно буду перечитывать «Войну и мир» Толстого. Я люблю его за то, что
здесь русский дух, здесь Русью пахнет.
Реклама в кинотеатре: «…И мамам, и папам, и всем! Дети до 16 лет не
допускаются».

Найдите и исправьте морфологические ошибки в употреблении глагола и его форм.
1. Выздоровлю – буду жить с Никитой Егорычем.
2. Вот, глядите, всю свечу сжег и дом сожгёт.
3. «Вы уложили вещи?» - «Нет,ещё улаживаем».
4. Вы не хочете почитать мне стихи.
5. А когда в саду деревья колебает ветер, тени в комнате движутся.
6. Марина всё время попадается в какие-то двусмысленные ситуации.
7. В нашем лесу заблудить очень просто.
8. «Скажите, как можно попасть в Курасовщину?» - «Едьте на 40-м автобусе». – «А
когда нужно сходить?» - «Вылазьте на конечной».
9. Даже думать не моги о плохом.
10. Не трожь меня! Уйди!
11. Внучок! Ляжь, лапуся на бочок!.
Задание 2. Выпишите из предложений по два слова различных частей речи и произведите их
морфологический разбор.
Практическая работа №4
Тема 4. Синтаксис современного русского языка
Задание 1. Прочитайте предложения. Найдите синтаксические ошибки. Запишите
предложения в исправленном виде.
8

 Благодаря общения с литературой, искусством люди делаются богаче еще на одну жизнь,
жизнь авторов великих творений.
• Благодаря зазеленевших весной растений сад удивительно преобразился.
• В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу
гимназии, согласно которых учебный год будет разделен на триместры.
• Вопреки скептического мнения некоторых современников о М. Булгакове, сегодняшний
читатель убежден в силе его таланта.
• Вопреки распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу.
• Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование.
• Благодаря слаженной работы трудового коллектива завод перевыполнил план.
• Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель романа
лучше понимает эпоху Пушкина. Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки
покрылись причудливыми ледяными наростами.
• По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
• По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
• Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время
шторма, на поиски судна был послан самолет.
• По окончанию обучения в медицинском институте Иванов стал работать сельским
врачом.
• По окончанию глагола определяем спряжение.
• Нам оплатили за сверхурочный труд.
• Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение
• Кондуктор попросил оплачивать за проезд. В автобиографической трилогии Л. Толстого
«Детство», «Отрочество», «Юность» главным героем стал Николенька Иртеньев.
• Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой
Москвы».
• О первом космонавте России рассказывает Л.Обухова в своей статье «Любимец века».
• В основе сюжета картины Архипова «Обратный путь» – возвращение ямщика домой на
зорьке.
• О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в
повести К.Паустовского «Орест Кипренский».
• В «Мертвых душах» Гоголя дается сатирическое описание губернского общества.
• Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени»
заключается в ярком колорите, в богатстве цветовой палитры.
• В книге «Записки о Пушкине» декабрист Пущин вспоминает о свидании с поэтом в
период его ссылки в селе Михайловском.
• По принципу исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в
монографии «Герои русской истории. За короткий срок в городе-спутнике построена не
только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. ( За короткий
срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, но и драматический
театр и библиотека).
2.Не только способности, трудолюбие поможет достичь успеха в работе.
3. Хотя и трудно было выполнить контрольную работу, а Сергей с ней справился быстро.
4. Как мальчики, и девочки тоже участвовали в лыжных гонках.
5.Путешественники восхищались не только красотой дальневосточной тайги, но также
рек и озёр.
Задание 2. Произведите синтаксический разбор двух простых и двух сложных предложений.
Задание 3. Выпишите из предложений пять словосочетаний и произведите их разбор.

9

Практическая работа №5
Тема 5. Текст. Стили речи.
Задание 1. Составьте и запишите тексты разных стилей на тему: «Спортивная жизнь нашего
техникума». Письменно докажите их стилевую принадлежность.
Задание 2. Найдите в учебнике тексты разных стилей. Выпишите из них слова,
свидетельствующие о стилевой принадлежности найденных текстов.
Практическая работа №6
Тема 6. Речевое мастерство
Задание 1. Составьте текст доклада на тему «Успеваемость нашей группы. Проблемы и
способы их решения».
Задание 2. Решите предложенные ситуативные задачи. Запишите решение в тетрадь.
Проанализируйте, какие правила этикета не соблюдены в данной ситуации
высокопоставленным лицом.
Однажды, явившись по делу к высокопоставленному лицу, А.С.Пушкин застал его
валяющемся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта лицо, разумеется, и не
подумало изменить позу, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то
получил приказание произнести экспромт.
Дети на полу — умный на диване, — сквозь зубы мгновенно сказал раздосадованный
Пушкин.
Ну, что же тут остроумного, — возразила особа, — дети на полу, умный на диване.
Понять не могу. Ждал от тебя большего.
Пушкин молчал, и когда особа, повторяя несколько раз фразу и, перемещая слоги, дошла,
наконец, до такого результата: «детина полоумный на диване», то, разумеется,
немедленно и с негодованием отпустила Пушкина.
Инструкция: выберите свой вариант ответа, при ответе укажите цифру и
соответствующую ей букву (буквы). На некоторые вопросы возможен более чем один ответ.
Ситуация. Вы собираетесь поехать за границу в деловую поездку? Проверьте свои знания
делового этикета и коммуникации.
1. В ходе деловых встреч можно обращаться по имени в следующих странах:
a) в Великобритании, так как все весьма общительны;
б) в Австралии, так как отсутствие формальностей является правилом в этой стране;
в) в Китае, так как имя это и фамилия;
г) в Японии, так как фамилии легко исказить при их произношении.
2. В Китае предлагайте дорогие подарки хозяевам встречи в следующих случаях:
а) каждый раз, когда они просят об этом;
б) когда вы нуждаетесь в помощи, чтобы уехать из страны;
в) никогда. Если они не могут ответить взаимностью, то они почувствуют себя
униженными.
3. В каких странах визитная карточка вызывает уважение?
а) в Японии. Наличие визитной карточки у служащего зависит от его работодателя;
б) на Тайване. Она характеризует ранг и статус лица;
в) во Франции (особенно карточки, характеризующие опыт работы).
4. При ведении дел в Японии необходимо соблюдать следующие правила:
а) не прикасаться к кому-либо;
б) не оставлять палочки для еды в рисе;
в) не приглашать людей в более дорогие рестораны, чем те, куда пригласили вас;
г) не делать ничего из перечисленного ранее.
5. Обильные завтраки неуместны везде, за исключением следующих стран:
а) в Италии. Местные жители любят приводить всю семью;
б) в Мексике. Здесь жители не склонны начинать работу раньше 10 часов утра;
10

в) в США. Американцы изобрели эти завтраки;
г) во Франции. Здесь люди больше всего любят порассуждать утром.
6. В ряде стран цвету придают смысл. Что верно?
а) у корейцев написать имя человека красным означает его смерть;
б) в Китае и Японии подарки, завернутые в белое или черное, следует преподносить только
на похоронах;
в) костюмы пурпурного цвета в Великобритании означают отсутствие вкуса.
7. Что из приведенного далее считается непристойным жестом?
а) знак «о'кей» в Бразилии;
б) сильное похлопывание по плечу в Швейцарии;
в) делать что-либо левой рукой в Саудовской Аравии;
г) большой палец между вторым и третьим пальцами в Японии.
Информационное обеспечение обучения:
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Культура русской речи и речевая культура человека / Под ред. О.Б. Сиротинина.
- М.: Ленанд, 2018. - 272 c.
2. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник / Е.С. Антонова, Т.М.
Воителева. - М.: Academia, 2018. - 272 c.
3. Боброва, С.В. Русский язык и культура речи (для бакалавров) / С.В. Боброва,
М.А. Мищерина. - М.: КноРус, 2018. - 232 c.
4. Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для
речевых действий / Л.И. Богданова. - М.: Флинта, 2016. - 248 c.
5. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.А.
Введенская. - РнД: Феникс, 2016. - 380 c.
6. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи (СПО): Учебное пособие / Л.А.
Введенская. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 16 c.
7. Введенская, Л.А. Русский язык. культура речи. деловое общение (для
бакалавров) / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - М.: КноРус, 2019. 335 c.
8. Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник / Т.М. Воителева. - М.:
Academia, 2018. - 168 c.
9. Волосков, И.В. Русский язык и культура речи с основами стилистики: Учебное
пособие / И.В. Волосков. - М.: Инфра-М, 2018. - 331 c.
10. Голуб, И.Б. Культура письменной и устной речи / И.Б. Голуб. - М.: КноРус,
2018. - 400 c.
11. Губернская, Т.В. Русский язык и культура речи: Практикум / Т.В. Губернская. М.: Форум, 2019. - 48 c.
12. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Уч. / Н.В. Кузнецова. - М.:
Форум, 2018. - 992 c.
13. Петрякова, А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10-11 классов / А.Г.
Петрякова. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
14. Петрякова, А.Г. Культура речи: Учебное пособие / А.Г. Петрякова. - М.:
Флинта, 2016. - 488 c.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».