РП ОП.08 БЖ

Министерство образования и науки Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-05-23 20:22:54
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
_____________Димова О.А.
«____» ___________2021 года

Программа учебной дисциплины
ОП.08 Безопасность жизнедеятельности

п. Приаргунск 2021 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09
«Повар, кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49799)

Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»
Автор: Калапова Оксана Владимировна, преподаватель-организатор ОБЖ
Петрова Мария Александровна, преподаватель-организатор ОБЖ
Рассмотрено
на заседании
ПЦК общеобразовательного цикла
Протокол № ___ от «___» _____________2021 года
Председатель ПЦК__________ Ф. Р. Протасова

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер. Место дисциплины в
структуре
основной
профессиональной
образовательной
программы:
общепрофессиональный цикл
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные
связи с общепрофессиональными дисциплинами ОП02 Техническая механика, ОП.03
Электротехника и электроника, ОП. 08 Охрана труда, ОП 06 Информационные технологии в
профессиональной деятельности
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У 1 Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
У2 Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У3 Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
У4 Применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и самостоятельно определять среди них; родственные полученной
специальности;
У5 Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
У6 Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
У7 Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
У8 Оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
З2 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З3 основы военной службы и обороны государства;
З4 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З5 Способы защиты населения от оружия массового поражения;
З6 Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З7 Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
З8 Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении, (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО;
З9Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы
З10 Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

4

Перечень общих компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины
(выбрать в соответствии с программой)
Шифр
Наименование
Дескрипторы
комп.
компетенций
(показатели
Умения
Знания
сформированности)
ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

ОК 2

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

Распознавание
сложных
проблемные
ситуации в
различных
контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций
при решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Определение
потребности в
информации
Осуществление
эффективного
поиска.
Выделение всех
возможных
источников нужных
ресурсов, в том
числе неочевидных.
Разработка
детального плана
действий
Оценка рисков на
каждом шагу
Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата, своего
плана и его
реализации,
предлагает критерии
оценки и
рекомендации по
улучшению плана.
Планирование
информационного
поиска из широкого
набора источников,
необходимого
для
выполнения
профессиональных
задач
Проведение анализа
5

Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
Анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части;
Правильно
выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы;
Составить план
действия,
Определить
необходимые
ресурсы;
Владеть
актуальными
методами работы в
профессиональной
и смежных сферах;
Реализовать
составленный план;
Оценивать
результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно
или с помощью
наставника).

Актуальный
профессиональный
и социальный
контекст, в
котором
приходится
работать и жить;
Основные
источники
информации и
ресурсы для
решения задач и
проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения работ
в
профессиональной
и смежных
областях;
Методы работы в
профессиональной
и смежных сферах.
Структура плана
для решения задач
Порядок оценки
результатов
решения задач
профессиональной
деятельности

Определять задачи
поиска информации
Определять
необходимые
источники
информации
Планировать
процесс поиска
Структурировать

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности
Приемы
структурирования
информации

ОК 4

ОК 6

ОК 7

ОК 9

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционног
о поведения.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

Использовать
информационные
технологии в

полученной
информации,
выделяет
в
ней
главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами поиска;
Интерпретация
полученной
информации
в
контексте
профессиональной
деятельности
Участие в деловом
общении для
эффективного
решения деловых
задач
Планирование
профессиональной
деятельность
Понимать
значимость своей
профессии
(специальности)
Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

получаемую
информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать
практическую
значимость
результатов поиска
Оформлять
результаты поиска

Формат
оформления
результатов поиска
информации

Организовывать
работу коллектива и
команды
Взаимодействоватьс
коллегами,
руководством,
клиентами.

Психология
коллектива
Психология
личности
Основы проектной
деятельности

Описывать
значимость своей
профессии
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Сущность
гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения
в ходе выполнения
профессиональной
деятельности

Соблюдение правил
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
Обеспечивать
ресурсосбережение
на рабочем месте

Соблюдать нормы
экологической
безопасности
Определять
направления
ресурсосбережения
в рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Применение средств
информатизации и
информационных
6

Применять средства
информационных
технологий для

Правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбережени
я.
Современные
средства и
устройства

ОК 10

профессиональной
деятельности.

технологий для
реализации
профессиональной
деятельности

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

Применение в
профессиональной
деятельности
инструкций на
государственном и
иностранном языке.
Ведение общения на
профессиональные
темы

7

решения
профессиональных
задач
Использовать
современное
программное
обеспечение
Понимать
общий
смысл
четко
произнесенных
высказываний
на
известные
темы
(профессиональные
и бытовые),
понимать тексты на
базовые
профессиональные
темы
участвовать
в
диалогах
на
знакомые общие и
профессиональные
темы
строить
простые
высказывания
о
себе и о своей
профессиональной
деятельности
кратко
обосновывать
и
объяснить
свои
действия (текущие
и планируемые)
писать
простые
связные сообщения
на знакомые или
интересующие
профессиональные
темы

информатизации
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности
правила
построения
простых
и
сложных
предложений
на
профессиональные
темы
основные
общеупотребитель
ные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная
лексика)
лексический
минимум,
относящийся
к
описанию
предметов, средств
и
процессов
профессиональной
деятельности
особенности
произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

36

Объем образовательной программы

36

в том числе:
теоретическое обучение

18

практические занятия

18

самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

8

Наименование
разделов и тем

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1
Введение
Тема 1.
Чрезвычайные
ситуации мирного и
военного времени

Тема 2.
Организация защиты
населения от ЧС
военного и мирного
времени

Объем
часов

2

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы

3
0,5

Цели и задачи дисциплины
Содержание учебного материала

Уровень
освоения

1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные
ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного
2
характера, их последствия.
2. Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера современные средства поражения.
3. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Теоретические основы
прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование
природных и техногенных катастроф. Порядок выявления и оценки
обстановки.
Тематика практических работ
1. Практическая работа № 1. «Изучение мероприятий по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций».
Самостоятельная работа обучающихся
- составление системы заданий в виде кроссворда и тестовых вопросов – 1 ч.
Содержание учебного материала

Уровень
освоения

1. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая
государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2. Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий.
3. Основные принципы и нормативно правовая база защиты
населения от чрезвычайных ситуаций.
9

6
0,5

ОК01, ОК02, ОК04,
ОК06, ОК07, ОК09,
ОК10
З1, З2,

1

1
3
3

4

0,5
2
0,5
0,5

ОК01, ОК02, ОК04,
ОК06, ОК07, ОК09,
ОК10
З2, З5, З6
У3

Тема 4.
Обеспечение
устойчивости
функционирования
объектов экономики

Тема 3.
Основы военной
службы

4.Применение средств индивидуальной защиты в ЧС. Назначение и
порядок применения средств индивидуальной защиты органов
дыхания, кожи и средств медицинской защиты в ЧС.
Тематика практических работ
1. Практическая работа № 2. «Изучение и использование средств
индивидуальной защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени».
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1.Обеспечение устойчивости функционирования
объектов экономики. Общие понятия об устойчивости объектов
экономики в ЧС.
2
2. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение
устойчивости объектов экономики. Обеспечение надежной защиты
рабочих и служащих.
Тематика практических работ
1. Практическая работа № 3. «Изучение первичных средств пожаротушения»
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1. Обеспечение национальной безопасности РФ. Национальные
интересы России.
2. Основные угрозы национальной безопасности РФ. Терроризм как
серьезная угроза национальной безопасности России.
3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности
страны.
2
4. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, её
основные составляющие.
5. Прохождение военной службы по призыву и по контракту.
6. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Уголовная
ответственность военнослужащих за преступления против военной
службы.
7. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской
чести. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести,
доблести и славы.
10

0,5
2
2
4
1

ОК01, ОК02, ОК04,
ОК06, ОК07, ОК09,
ОК10
З9, У4

1
2
2
16
1
1
2
1
1
1

1

ОК01, ОК02, ОК04,
ОК06, ОК07, ОК09,
ОК10
З3, З4, З7, З8
У5

Тематика практических работ
8
1. Практическая работа № 4. «Виды военно - учетных специальностей и их
4
различия».
2. Практическая работа № 5. «Изучение способов бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной
4
службы».
Самостоятельная работа обучающихся
- Работа с натуральным макетом по сборке и разборке массогабаритной модели
АК-74 – 1 ч.
-Работа с нормативными актами ФЗ-76 "О статусе военнослужащих"- 1 ч.
ОК01, ОК02, ОК04,
Тема 5.
Содержание учебного материала
Уровень
6
ОК06, ОК07, ОК09,
Основы медицинских
освоения
ОК10
знаний и здорового
1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и
З10
образа жизни
укрепления здоровья человека и общества. Негативное воздействие
0,5
У1, У2, У6,
вредных привычек на организм человека.
У7, У8
2. Правовые основы оказания первой медицинской помощи.
2
Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой
0,5
медицинской помощи. Первая медицинская помощь при травмах.
3. Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран и общие
1
правила оказания первой медицинской помощи.
Тематика практических работ
3
1. Практическая работа № 6 «Изучение и освоение основных приёмов оказания
3
первой помощи при различных видах травм»
Самостоятельная работа обучающихся
- проект «Скажи «нет» вредным привычкам» - 1 ч.
Промежуточная аттестация провидится в форме дифференцированного зачета
1
Всего
36
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных
работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения
проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по
дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- натуральные предметы и макеты
- комплект учебно-наглядных пособий
- комплект нормативной документации.
- учебная доска
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
1. Сапронов Ю.Г. и др. «Безопасность жизнедеятельности» 2-е издание, М:
«Академия», 2018 г.
2. Арустамов Э.А. и др. «Безопасность жизнедеятельности» 17-е издание, М:
«Академия», 2018 г.
Дополнительные источники (печатные издания)
1. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2016 г.
2. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2017 г.
3. Электронный журнал «Безопасность жизнедеятельности» №1- №12 за 2018 г.
3.3. Организация образовательного процесса
Связь с дисциплинами:
ОГСЭ 02. История
ОГСЭ.05 Психология общения
ЕН.03.Экология
Связь с профессиональными модулями:
ПМ .01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Организация проведения учебных занятий предусмотрена в соответствии с
Положением об организации образовательной деятельности (учебного процесса) на
очном отделении в ГПОУ «Читинский политехнический колледж»,утвержденным
Методическим Советом колледжа 27 декабря 2016 года.
Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с
утвержденными учебными планами, рабочими программами, реализуемыми
в
соответствии с ФГОС СПО.
Расписание предусматривает непрерывность учебного процесса в течение
учебного дня, равномерность распределения учебной работы студентов в течение недели.
Продолжительность учебного занятия составляет два академических часа.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров.
Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным
требованиям, указанным в профессиональном стандарте "Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования".
Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:
З1 – Принципы обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования
развития событий и оценки
последствий
при
техногенных
чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях,
в
том
числе
в
условиях
противодействия терроризму как
серьёзной угрозе национальной
безопасности России;
З2 - Основные
виды
потенциальных опасностей и
их
последствия
в
профессиональной деятельности
и
в быту,
принципы
снижения
вероятности их реализации;
З3 - Основы военной службы и
обороны государства;
З4 - Задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны;
З5 - Способы защиты населения
от
оружия
массового
поражения;
З6 - Меры
пожарной
безопасности и
правила
безопасного поведения при

«Отлично» - 90% - 100%
Тестирование
«Хорошо» - 75% - 89%
«Удовлетворительно» - 60% 74%
«Неудовлетворительно» –
59% и ниже

Тестирование

Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование

пожарах;

З7 - организацию и порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в
добровольном порядке;

Тестирование

З8- Основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения,
состоящих
на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военно- учётные специальности,
родственные профессиям СПО;
З9 – Область применения
получаемых профессиональных
знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
З10 – Порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим

Тестирование

Тестирование

Тестирование

Умения:
13

У1 - Организовывать и
проводить мероприятия по
защите работающих и населения
от негативных
воздействий чрезвычайных
ситуаций;
У2 - Предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в профес иональной
деятельности ив быту;
У3 – Использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
У4 - Применять первичные
средства пожаротушения;
У5 - Ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди
них родственные полученной
специальности;

«5» - свободное применение
полученных знаний при
выполнении практических
заданий, выполнение работы
в полном объеме с
соблюдением необходимо
последовательности
действий.
«4» - допущены 2-3 недочета
при выполнении
практических заданий и
студент может исправить
самостоятельно при
небольшой помощи
преподавателя.
«3» - практическая работа
выполнена не полностью, но
объем выполненной части
позволяет получить
правильные результаты и
выводы

У6 Применять
профессиональные знания в
ходе
исполнения
обязанностей
военной
службы на воинских
должностях в соответствии с
полученной професией;
У7 - Владеть
способами
бесконфликтного
общения
и
саморегуляции
в
повседневной деятельности и
экстремальных условиях
военной жизни;
У8 - Оказывать первую помощь
пострадавшим

Практическая работа
№6

Практическая работа №
6

Практическая работа №
2

Практическая работа №
4
Практическая работа №
3

Практическая работа №6
Практическая работа № 5

Практическая работа №6

Практическая работа №
5

5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП
Программа дисциплины ОП.08 «Безопасность жизнедеятельности» может быть
использована в программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
естественно-научного профиля

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».