Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженов а Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-20 09:57:59 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» _________ О.А.Димова. «___»______________2021г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.16 ХИМИЯ Приаргунск 2021г. Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций ФГАУ «ФИРО» «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования» № 06-259 от 17.03.2015 г., с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. Программа разработана для профессии естественно-научного профиля: 43.01.09..Повар,кондитер. Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК» Разработчик: Воронова Надежда Викторовна, преподаватель ГПОУ «ПГК». Вторушина Эрикназ Аваговна, зам. директора по НМР ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол№__ от «__»________2021 г. Председатель ПЦК _____________________ Протасова Ф. Р. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 32 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 33 ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ 1.1. Область применения программы . Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО естественно-научного профиля: профессии 43.01.09. «Повар, кондитер». 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Химия» входит в общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: Л1. чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; Л2. готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; Л3. умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; • метапредметных: М1. использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; М2. использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; • предметных: П1. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; П2. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; П3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; П4. умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; П5. сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; П6. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; П7. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: Ши Наименование Дискрипторы (показатели Умения Знания 4 фр ОК 2. компетенций Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональн ой деятельности. сформированности) Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействова ть с коллегами, руководством, клиентами. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческ их ценностей, применять стандарты антикоррупцион ного поведения. Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельности. ОК 6 Понимать значимость своей профессии (специальности). Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов Поиска. Оформлять результаты Поиска. Организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействоват ь с коллегами, руководством, клиентами. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессионально й деятельности по профессии (специальности). Сущность гражданскопатриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. Психология коллектива. Психология личности. Основы проектной деятельности. 5 ОК7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережен ию, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережени я в рамках профессионально й деятельности по профессии (специальности) ОК 9 Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Использовать информационны е технологии в профессиональн ой деятельности. правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 171 15 2 14 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия» Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Органическая химия Введение Тема 1.1. Предмет органической химии. Тема 1.2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Тема 1.3. Классификация органических соединений. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 Содержание учебного материала 1 Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических явлений. Практические занятия № 1 1 Правила Т.Б. на лабораторных и практических занятиях. Содержание учебного материала 1 Понятие об органическом веществе и органической химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Витализм и его крушение. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе. Содержание учебного материала 1 Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А.М. Бутлерова для развития органической химии и химических прогнозов. Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (- и -связи). Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание гибридных орбиталей и их расположение в пространстве в соответствии с минимумом энергии. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации. Содержание учебного материала 1 Классификация органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы. Уровень освоения Объем часов 4 3 158 1 2 1 Формируемы е компетенции ОК 01, П1 П2 П3 1 1 2 2 2 1 4 4 2 2 2 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 7 Тема 1.4. Основы номенклатуры органических веществ. Тема 1.5. Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Тема 1.6. Классификация реакций в органической химии. Тема 1.7. Современные представления о химическом строении органических веществ. Содержание учебного материала 1 Тривиальные названия. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ. Содержание учебного материала 1 Классификация ковалентных связей по электроотрицательности связанных атомов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Связь природы химической связи с типом кристаллической решетки вещества и его физическими свойствами. Разрыв химической связи, как процесс, обратный ее образованию. Гомолитический и гетеролитический разрывы связей, их сопоставление с обменным и донорно-акцепторным механизмами их образования. Понятие свободного радикала, нуклеофильной и электрофильной частицы. В том числе самостоятельная работа: Заполнить таблицу на тему «Типы химических связей в органических соединениях» (1 час) Содержание учебного материала 1 Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Субстрат и реагент. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изомеризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные). Реакции присоединения (АN, АЕ), элиминирования (Е), замещения (SR, SN, SE), изомеризации. Разновидности реакций каждого типа: гидрирование и дегидрирование, галогенирование и дегалогенирование, гидратация и дегидратация, гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование, полимеризация и поликонденсация, перегруппировка. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии. В том числе самостоятельная работа: Решение задач и упражнений по теме 1 час Содержание учебного материала 1 Основные направления развития теории строения А.М. Бутлерова. Изомерия органических веществ и ее виды. Структурная изомерия: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи и функциональной группы. Пространственная изомерия: геометрическая и оптическая. Понятие асимметрического центра. Биологическое значение оптической изомерии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты атомов и атомных групп в органических молекулах. Индукционный эффект, положительный и отрицательный, его особенности. Мезомерный эффект (эффект сопряжения), его особенности. 2 2 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 3 2 3 1 2 2 1 2 2 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 8 Тема 1.8. Алканы. Тема 1.9. Циклоалканы. Тема 1.10. В том числе самостоятельная работа: Составить схему применение изомеров 1 час Лабораторные работы № 1 1 Изготовление моделей молекул – представителей различных классов органических соединений. Содержание учебного материала 1 Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов. Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Реакции SR-типа: галогенирование (работы Н.Н. Семенова), нитрование по Коновалову. Механизм реакции хлорирования алканов. Реакции дегидрирования, горения, каталитического окисления алканов. Крекинг алканов, различные виды крекинга, применение в промышленности. Пиролиз и конверсия метана, изомеризация алканов. Области применения алканов. Промышленные способы получения алканов: получение из природных источников, крекинг парафинов, получение синтетического бензина, газификация угля, гидрирование алкенов. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование, гидролиз карбида алюминия. В том числе самостоятельная работа: Решение задач и упражнений по теме «Алканы» 1 час Практические занятия № 2 1 Получение метана и изучение его свойств: горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. Содержание учебного материала 1 Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Понятие о напряжении цикла. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета, геометрическая. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения. . В том числе самостоятельная работа: Решение задач и упражнений по теме «Циклоалканы» 1 час Содержание учебного материала 1 1 1 3 3 1 1 1 2 2 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 3 9 Алкены. Тема 1.11. Алкадиены. Тема 1.12. Основные понятия химии высокомолекулярны х соединений Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи, геометрическая. Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические свойства алкенов. Электрофильный характер реакций, склонность к реакциям присоединения, окисления, полимеризации. Правило Марковникова и его электронное обоснование. Реакции галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, гидрирования. Механизм AE-реакций. Понятие о реакциях полимеризации. Горение алкенов. Реакции окисления в мягких и жестких условиях. Реакция Вагнера и ее значения для обнаружения непредельных углеводородов, получения гликолей. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности. Применение этилена и пропилена. Промышленные способы получения алкенов. Реакции дегидрирования и крекинга алканов. Лабораторные способы получения алкенов. В том числе самостоятельная работа: Решение задач и упражнений по теме 1 час Содержание учебного материала 1 Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Понятие о -электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов, как следствие их электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов. Содержание учебного материала 1 2 3 1 2 2 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 2 10 Основные понятия химии высокомолекулярных соединений на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенпроизводных. Мономер, полимер, реакция полимеризации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые. Понятие о стереорегулярных полимерах. Полимеры термопластичные и термореактивные. Представление о пластмассах и эластомерах. Полиэтилен высокого и низкого давления, его свойства и применение. Катализаторы Циглера–Натта. Полипропилен, его применение и свойства. Галогенсодержащие полимеры: тефлон, поливинилхлорид. Каучуки натуральный и синтетические. Сополимеры (бутадиенстирольный каучук). Вулканизация каучука, резина и эбонит. Лабораторные работы № 2 1 1 Тема 1.13. Алкины. 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 1 « Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины». Содержание учебного материала 1 Особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова применительно к ацетиленам. Подвижность атома водорода (кислотные свойства алкинов). Окисление алкинов. Реакция Зелинского. Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. В том числе самостоятельная работа Решение задач и упражнений по теме 1 час Тема 1.14. Содержание учебного материала Ароматические 1 Бензол как представитель аренов. Современные представления об электронном и углеводороды пространственном строении бензола. Образование ароматической -системы. Гомологический ряд Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Номенклатура для аренов. дизамещенных производных бензола: орто-, мета-, пара-расположение заместителей. Физические свойства аренов. В том числе самостоятельная работ Решение задач и упражнений по теме «Бензол». 1 час Тема 1.15. Содержание учебного материала Химические 1 Примеры реакций электрофильного замещения: галогенирование, свойства аренов. алкилирование (катализаторы Фриделя–Крафтса), нитрование, сульфирование. Применение и Реакции гидрирования и присоединения хлора к бензолу. Особенности получение аренов. химических свойств гомологов бензола. Взаимное влияние атомов на примере гомологов аренов. Ориентация в реакциях электрофильного замещения. ОриентантыI и II рода. 2 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 11 Тема 1.16. Природные источники углеводородов. Нефть. Тема 1.17. Природный и попутный нефтяной газ. Каменный уголь. Тема 1.18. Гидроксильные соединения. Строение и классификация спиртов. Тема 1.19. Химические Природные источники ароматических углеводородов. Ароматизация алканов и циклоалканов. Алкилирование бензола. Содержание учебного материала 1 Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти. Топливноэнергетическое значение нефти. Промышленная переработка нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения, их использование. Вторичная переработка нефтепродуктов. Ректификация мазута при уменьшенном давлении. Крекинг нефтепродуктов. Различные виды крекинга, работы В.Г. Шухова. Изомеризация алканов. Алкилирование непредельных углеводородов. Риформинг нефтепродуктов. Качество автомобильного топлива. Октановое число. В том числе самостоятельная работа: составление схемы переработка нефти 1 час Лабораторные работы№ 3 1 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. 2 1 1 Содержание учебного материала Сравнение состава природного и попутного газов, их практическое использование. Основные направлени использования каменного угля. Коксование каменного угля, важнейшие продукты этого процесса: кокс, каменноугольная смола, надсмольная вода. Соединения, выделяемые из каменноугольной смолы. Продукты, получаемые из надсмольной воды. Эколо:гические аспекты добычи, переработки и использования горючих ископаемых. Лабораторные работы№ 4 1 Определение наличия непредельных углеводородов в бензине и керосине. Растворимость различных нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, вазелин, парафин) друг в друге. Содержание учебного материала 1 Классификация спиртов по типу углеводородного радикала, числу гидроксильных групп и типу атома углерода, связанного с гидроксильной группой. Электронное и пространственное строение гидроксильной группы. Влияние строения спиртов на их физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура алканолов, их общая формула. Содержание учебного материала 1 Реакционная способность предельных одноатомных спиртов. Сравнение 1 2 2 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 12 свойства алканолов. Способы получения спиртов. Тема 1.20. Одноатомные спирты. Тема 1.21. Многоатомные спирты. Тема 1.23. Альдегиды и кетоны. Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Тема 1.24. Химические кислотно-основных свойств органических и неорганических соединений, содержащих ОН-группу: кислот, оснований, амфотерных соединений (воды, спиртов). Реакции, подтверждающие кислотные свойства спиртов. Реакции замещения гидроксильной группы. Межмолекулярная дегидратация спиртов, условия образования простых эфиров. Сложные эфиры неорганических и органических кислот, реакции этерификации. Окисление и окислительное дегидрирование спиртов. Гидролиз галогеналканов. Гидратация алкенов, условия ее проведения. Восстановление карбонильных соединений. Практические занятия № 3 1 Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление спиртов различного строения хромовой смесью. Содержание учебного материала 1 Метанол, его промышленное получение и применение в промышленности. Биологическое действие метанола. Специфические способы получения этилового спирта. Физиологическое действие этанола. Содержание учебного материала 1 Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение. 1 Электронное и пространственное строение фенола. Взаимное влияние ароматического кольца и гидроксильной группы. Химические свойства фенола как функция его химического строения. Бромирование фенола (качественная реакция), нитрование (пикриновая кислота, ее свойства и применение). Образование окрашенных комплексов с ионом Fe3+. Применение фенола. Получение фенола в промышленности. В том числе самостоятельная работа: Составить схему применение фенолоформальдегидной смолы 1 час Содержание учебного материала 1 Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений. В том числе самостоятельная работа: Подготовка конспекта на тему «Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности» 1 час Содержание учебного материала 1 Реакционная способность карбонильных соединений. Реакции окисления П1 П2 П3 П5 1 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 13 свойства альдегидов и кетонов. Применение и получение карбонильных соединений. Тема 1.25. Карбоновые кислоты. Тема 1.26. Сложные эфиры. Тема 1.27. альдегидов, качественные реакции на альдегидную группу. Реакции поликонденсации: образование фенолоформальдегидных смол. Применение альдегидов и кетонов в быту и промышленности. Альдегиды и кетоны в природе (эфирные масла, феромоны). Получение карбонильных соединений окислением спиртов, гидратацией алкинов, окислением углеводородов. Отдельные представители альдегидов и кетонов, специфические способы их получения и свойства. Практические занятия № 4 1 Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди(II). Содержание учебного материала 1 Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия. Межмолекулярные водородные связи карбоксильных групп, их влияние на физические свойства карбоновых кислот. Реакции, иллюстрирующие кислотные свойства и их сравнение со свойствами неорганических кислот. Образование функциональных производных карбоновых кислот. Реакции этерификации. Ангидриды карбоновых кислот, их получение и применение. Общие способы получения: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов. Важнейшие представители карбоновых кислот, их биологическая роль, специфические способы получения, свойства и применение муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой; акриловой и метакриловой; олеиновой, линолевой и линоленовой; щавелевой; бензойной кислот. Лабораторные работы № 5 1 Химические свойства уксусной кислоты. (Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием, оксидом цинка, гидроксидом железа (III), раствором карбоната калия и стеарата калия). Содержание учебного материала 1 Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации и факторы, влияющие на смещение равновесия. Образование сложных полиэфиров. Полиэтилентерефталат. Лавсан как представитель синтетических волокон. Химические свойства и применение сложных эфиров. Содержание учебного материала П1 П2 П3 П5 1 1 2 2 2 1 1 1 2 2 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 1 14 Жиры. Тема 1.28. Соли карбоновых кислот. Тема 1.29. Понятие об углеводах. Моносахариды. Тема 1.30. Жиры как сложные эфиры глицерина. Карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Зависимость консистенции жиров от их состава. Химические свойства жиров: гидролиз, омыление, гидрирование. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. Содержание учебного материала 1 Мыла. Способы получения солей: взаимодействие карбоновых кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, солями; щелочной гидролиз сложных эфиров. Химические свойства солей карбоновых кислот: гидролиз, реакции ионного обмена. Мыла, сущность моющего действия. Отношение мыла к жесткой воде. Синтетические моющие средства – СМС (детергенты), их преимущества и недостатки. 1 Содержание учебного материала 1 Классификация углеводов. Моно-, ди- и полисахариды, представители каждой группы углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека и общества. Моносахариды. Строение и оптическая изомерия моносахаридов. Их классификация по числу атомов углерода и природе карбонильной группы. Формулы Фишера и Хеуорса для изображения молекул моносахаридов. Отнесение моносахаридов к D- и L-ряду. Важнейшие представители моноз. Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства. Таутомерия. Химические свойства глюкозы: реакции по альдегидной группе («серебряного зеркала», окисление азотной кислотой, гидрирование). Реакции глюкозы как многоатомного спирта: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании. Различные типы брожения (спиртовое, молочнокислое). Глюкоза в природе. Биологическая роль и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекулы и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Пентозы. Рибоза и дезоксирибоза как представители альдопентоз. Строение молекул. В том числе самостоятельная работа: Решение упражнений по теме «Моносахариды» 1 час Лабораторные работы № 6 1 Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). Содержание учебного материала 2 1 2 2 1 2 2 2 1 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 2 15 Дисахариды. Полисахариды. Тема 1.31. Амины. Тема 1.32. Аминокислоты. Белки. Дисахариды. Строение дисахаридов. Способ сочленения циклов. Восстанавливающие и невосстанавливающие свойства дисахаридов как следствие сочленения цикла. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. Полисахариды. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы крахмала, амилоза и амилопектин. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе и биологическая роль. Гликоген. Химические свойства крахмала. Строение элементарного звена целлюлозы. Влияние строения полимерной цепи на физические и химические свойства целлюлозы. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Понятие об искусственных волокнах: ацетатный шелк, вискоза. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. Содержание учебного материала 1 Классификация и изомерия аминов. Понятие об аминах. Первичные, вторичные и третичные амины. Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Гомологические ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерия и номенклатура. Химические свойства аминов. Амины как органические основания, их сравнение с аммиаком и другими неорганическими основаниями. Сравнение химических свойств алифатических и ароматических аминов. Образование амидов. Анилиновые красители. Понятие о синтетических волокнах. Полиамиды и полиамидные синтетические волокна. Применение и получение аминов. Получение аминов. Работы Н.Н.Зинина. 1 Содержание учебного материала 1 Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Оптическая изомерия -аминокислот. Номенклатура аминокислот. Двойственность кислотнооснóвных свойств аминокислот и ее причины. Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь. Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон. Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение. Белки как 2 2 1 2 2 2 2 2 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 16 Тема 1.33. Нуклеиновые кислоты. Тема 1.34. Биологически активные соединения. компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения. Содержание учебного материала Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Работы Ф. Крика и Д. Уотсона. Комплементарностьазотистых оснований. Репликация ДНК. Особенности строения РНК. Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном коде (кодоне). Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных. Содержание учебного материала 1 Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности. Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витаминов С, группы В и Р) и жирорастворимые (на примере витаминов А, D и Е). Авитаминозы, гипервитаминозы и гиповитаминозы, их профилактика. Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Лабораторные работы № 7 Обнаружение витаминов. (Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. 1 Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина D в рыбьем 1 2 2 2 2 2 2 1 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 17 жире или курином желтке.) Контрольная работа по теме «Органические вещества» Раздел 2. Общая и неорганическая химия. Тема 2.1. Состав вещества. Измерение вещества. Тема 2.2. Агрегатные состояния вещества: Тема 2.3. Смеси веществ. Тема 2.4. Строение атома. Содержание учебного материала 1 Химические элементы. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные (Стюарта– Бриглеба) модели молекул. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. Содержание учебного материала 1 Агрегатные состояния вещества: твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева– Клапейрона. Содержание учебного материала 1 Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Содержание учебного материала 1 Атом – сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Н. Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира. Состав атомного ядра– нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Устойчивость ядер. Электронная оболочка атомов. Понятие об электроннойорбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов 1 1 2 2 2 3 1 1 1 1 2 2 2 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 18 Тема 2.5. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Тема 2.6. Понятие о химической связи. Ковалентная химическая связь. Тема 2.7. Ионная химическая связь Тема 2.8. Металлическая химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы. Содержание учебного материала 1 Открытие Периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников (И.В. Деберейнера, А.Э. Шанкуртуа, Дж.А. Ньюлендса, Л.Ю. Мейера), съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента. Закономерность Г. Мозли. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Содержание учебного материала 1 Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи: длина, прочность, угол связи или валентный угол. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи и полярность молекулы. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: - и -связи. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками. Содержание учебного материала 1 Ионная химическая связь, как крайний случай ковалентной полярной связи Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. Содержание учебного материала 1 Металлическая химическая связь, как особый тип химической 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 1 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 19 химическая связь Тема 2.9. Водородная химическая связь. Тема 2.10.Комплексообра зование. Тема 2.11. Полимеры. связи,существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. Содержание учебного материала 1 Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров. Единая природа химических связей: наличие различных типов связей в одном веществе, переход одного типа связи в другой и т.п. Содержание учебного материала 1 Комплексообразование. Понятие о комплексных соединениях. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Номенклатура комплексных соединений. Их значение. Содержание учебного материала 1 Неорганические полимеры. Полимеры – простые вещества с атомной кристаллической решеткой: аллотропные видоизменения углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен – взаимосвязь гибридизации орбиталей у атомов углерода с пространственным строением аллотропных модификаций); селен и теллур цепочечного строения. Полимеры – сложные вещества с атомной кристаллической решеткой: кварц, кремнезем (диоксидные соединения кремния), корунд (оксид алюминия) и алюмосиликаты (полевые шпаты, слюда, каолин). Минералы и горные породы. Сера пластическая. Минеральное волокно – асбест. Значение неорганических природных полимеров в формировании одной из геологических оболочек Земли – литосферы. Органические полимеры. Способы их получения: реакции полимеризации и реакции поликонденсации. Структуры полимеров: линейные, разветвленные и пространственные. Структурирование полимеров: вулканизация каучуков, дубление белков, отверждение поликонденсационных полимеров. Классификация полимеров по различным признакам. В том числе самостоятельная работа: конспект на тему «Промышленное производство химических волокон» 1 час Практические занятия № 5 1 Распознавание пластмасс и волокон П1 П2 П3 П5 2 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 20 Тема 2.12. Дисперсные системы. Содержание учебного материала Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение. Лабораторные работы № 8 Дисперсные системы. (Получение суспензии серы и канифоли.Получение эмульсии растительного масла и бензола. Получение золя крахмала. Получение золя серы из тиосульфата натрия). Тема 2.13. Содержание учебного материала Классификация 1 Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного химических реакций состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с в органической и изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и неорганической образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по химии. Вероятность изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и протекания не окислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и химических эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые реакций. и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные, молекулярные и ионные). Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г.И. Гесса и его следствия. Энтропия. Тема 2.14. Содержание учебного материала Скорость 1 Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия химических активации. реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих Обратимость веществ. Температура (закон Вант-Гоффа). Концентрация. Катализаторы и 1 2 1 2 1 1 1 2 2 1 5 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 21 химических реакций. Химическое равновесие. Тема 2.15. Понятие о растворах.Теория электролитической диссоциации. Тема 2.16. Гидролиз Тема 2.17.Окислительновосстановительные реакции. катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип ЛеШателье). Содержание учебного материала 1 Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная. Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Диссоциация воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Содержание учебного материала 1 Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза. Гидролиз органических веществ (белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ) и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации. Содержание учебного материала 1 Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов – простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления. 2 2 2 1 2 1 2 2 2 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 22 Тема 2.18. Химические источники тока. Электролиз. Тема 2.19. Классификация неорганических веществ Тема 2.20. Металлы. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокислениясамовосстановления (диспропорционирования). Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительновосстановительных процессов. Содержание учебного материала 1 Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принципы их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни: свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные элементы. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза. Содержание учебного материала 1 Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные. Содержание учебного материала 1 Положение металлов в Периодической системе и особенности строения их атомов. Простые вещества – металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов. 2 Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 23 Тема 2.21. Неметаллы. Тема 2.22. Водородные соединения неметаллов. Тема 2.23. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Тема 2.24. Кислоты органические и неорганические. Тема 2.25. Основания органические и неорганические. виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение. Лабораторные работы№9 1 Сплавы Содержание учебного материала 1 Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность. Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекулярное их строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными веществамиокислителями (азотной и серной кислотами и др.). Содержание учебного материала 1 Получение аммиака и хлороводорода синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. Содержание учебного материала 1 Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Оснóвные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Ангидриды карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов. Содержание учебного материала 1 Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, оснóвными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Содержание учебного материала 1 Основания в свете теории электролитической диссоциации. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние 1 1 1 3 3 1 2 1 1 2 1 2 2 1 2 2 1 ОК 02 П1 П6 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 24 Тема 2.26. Амфотерные органические и неорганические соединения. Тема 2.27. Соли. Тема 2.28. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Тема 2.29. Химия элементов. Водород. Вода. Тема 2.30. Элементы IАгруппы. Тема 2.31. Элементы IIАгруппы. Тема 2.32. атомов в молекуле анилина. Содержание учебного материала 1 Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Содержание учебного материала 1 Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот. Содержание учебного материала 1 Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ. Содержание учебного материала 1 s-Элементы. Двойственное положение водорода в Периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. Содержание учебного материала 1 Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных металлов на основании положения в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. Содержание учебного материала 1 Общая характеристика щелочноземельных металлов и магния на основании положения в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. Содержание учебного материала 1 2 1 2 2 1 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 2 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 2 25 Алюминий. Тема 2.33. Углерод и кремний. Тема 2.34. Галогены. Тема 2.35. Халькогены. Тема 2.36. Элементы VАгруппы. Тема 2.37. Элементы IVАгруппы. р-Элементы.Характеристика алюминия на основании положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. Содержание учебного материала 1 Общая характеристика на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Простые вещества, образованные этими элементами. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния. Важнейшие соли угольной и кремниевой кислот. Силикатная промышленность. Содержание учебного материала 1 Общая характеристика галогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Галогены – простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. Содержание учебного материала 1 Общая характеристика халькогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева и строения атомов. Халькогены – простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода и серы. Халькогены в природе, их биологическая роль. Содержание учебного материала 1 Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева и строения атомов. Строение молекулы азота и аллотропных модификаций фосфора, их физические и химические свойства. Водородные соединения элементов VА-группы. Оксиды азота и фосфора, соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. Содержание учебного материала 1 Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевых кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода для живой и кремния – для неживой 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 26 Тема 2.38. D-Элементы. Тема 2.39. Химия в жизни общества. природы. Содержание учебного материала 1 Особенности строения атомов d-элементов (IB-VIIIB-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения dэлементов с различными степенями окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла. Содержание учебного материала 1 Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производства аммиака и метанола. Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс. Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства. 2 Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковка пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека. В том числе самостоятельная работа: -составление плана решения любой экологической проблемы. - подготовка конспекта на тему «Количественные характеристики загрязнения окружающей среды» 1 час Практические занятия№ 7 1 Распознавание минеральных удобрений. Контрольная работа №2 Итоговая контрольная работа. Всего: 1 1 1 2 4 2 2 2 1 1 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 03,ОК04 П1 П2 П3 П5 ОК 02 П1 П6 1 2 171 27 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - -справочно-инструктивные таблицы по химии, таблицы по неорганической химии, таблицы по химическим производствам, таблицы по металлургии, таблицы по органической химии; -комплект моделей кристаллических решеток; наборы химических реактивов; -коллекции (натуральные объекты); - приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор; - экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1..Ю.М .Ерохин Ю, И.Б.Ковалева. Химия :Учебник для профессий и специальностей технического и естественно –научного профилей. 7-е издание. М.:Издательский центр «Академия»-2020 2.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. 3.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013 Дополнительные источники 1. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2005. 2. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2005.. 3.Рябов.М.А. Тесты по химии. 10 класс: к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10 класс.Базовый уровень/М.А.Рябов. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.:Издательство «Экзамен»,2012. – 125,(3) с. (Серия «Учебно-методический комплект») 1. 45.Габриелян О.С. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10 класс.Базовый уровень»/О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др.- 4-е изд.. стереотип. – М.:Дрофа,2011. – 253, (3)с 28 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателемв процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) Предметные П1. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; Критерии оценки Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Критерии 1, 2, 3, 4, 5 Оценка текущего контроля Оценка экспериментальных умений Оценка умений решать расчетные задачи Контрольная работа Тестирование. Оценка текущего контроля Оценка экспериментальных умений Оценка умений решать расчетные задачи Контрольная работа Тестирование. Оценка текущего контроля Оценка экспериментальных умений Оценка умений решать расчетные задачи Контрольная работа Тестирование. П2. владение основополагающими Критерии 1, 2, 3, химическими понятиями, теориями, законами 4, 5 и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; П3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; П4. сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; Критерии 1, 2, 3, 4, 5 П5. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; Критерии 1, 2, 3, 4, 5 П6 владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; Критерии 1, 2, 3, 4, 5 Критерии 1, 2, 3, 4, 5 Оценка текущего контроля Оценка экспериментальных умений Оценка умений решать расчетные задачи Контрольная работа Тестирование. Оценка текущего контроля Оценка экспериментальных умений Оценка умений решать расчетные задачи Контрольная работа Тестирование. Оценка текущего контроля Оценка экспериментальных умений Оценка умений решать расчетные задачи Контрольная работа Тестирование. 29 П7. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников Критерии 1, 2, 3, 4, 5 Оценка текущего контроля Оценка экспериментальных умений Оценка умений решать расчетные задачи Контрольная работа Тестирование. 1. Критерии оценки текущего контроля Отметка «5» ставится, если: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4» ставится, если; ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «З» ставится, если: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка; или ответ неполный, несвязный. Отметка «2» ставится, если: при ответе обнаружено непонимание учащимся содержания учебного материала; или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя; либо при отсутствии ответа. 2. Оценка экспериментальных умений. Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися в ходе выполнения практической работы и письменного отчета за работу. Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью и без ошибок, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом требований техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота и порядок на рабочем месте, экономно используются реактивы. Отметка «4» ставится, если: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью; или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3» ставится, если: работа выполнена правильно не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2» ставится, если: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. 30 3. Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5» ставится, если в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом; Отметка «4» ставится, если в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3» ставится, если в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2» ставится, если имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении; отсутствует ответ на задание. 4. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5» ставится, если: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4» ставится, если: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3» ставится, если: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2» ставится, если: работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок, либо работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. 5. Оценка тестовых работ При оценивании используется следующая шкала: Для теста из 30 вопросов: 25—З0 правильных ответов — оценка «5»; 19—24 правильных ответов — оценка «4»; 12—18 правильных ответов — оценка «З»; меньше 12 правильных ответов — оценка «2». 5. Возможности использования программы в других ПООП Программа дисциплины ОУД.16 «Химия» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 235.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. 31