РП ОУД.10 География

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-05-20 09:31:02
Foxit Reader Версия: 9.5.0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
43.01.09.
ОУД.10 ГЕОГРАФИЯ

Приаргунск 2021г.

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
_________ О.А.Димова
«___»______________2021г

Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций ФГАУ «ФИРО»
«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ СПО на базе основного общего образования» № 06-259 от
17.03.2015 г., с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и
профиля профессионального образования.
Программа разработана для профессий
естественно-научного профиля:
43.01.09 Повар, кондитер
Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК»
Разработчик:
Воронова Надежда Викторовна, преподаватель ГПОУ «ПГК».
Вторушина Эрикназ Аваговна, зам. директора по НМР ГПОУ «ПГК»
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол№__ от «__»________2021 г.
Председатель ПЦК
_____________________ Протасова Ф. Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................. 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .................................................... 18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ . 19

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ГЕОГРАФИЯ
1.1 Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии естественно-научного
профиля:
43.01.09. Повар, кондитер
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина «География» относится к циклу общеобразовательной
подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
Л1. сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность
студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Л2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географической науки и общественной практики;
Л3.сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л4. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
Л5. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
Л6. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и
контраргументы;
Л7. критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
Л8. креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
М1. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
М2. умение ориентироваться в различных источниках географической информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
М3. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
М4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев;
М5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные
выводы;
М6. представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью
формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
М7. понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных
междисциплинарных связях географии;
• предметных:
4

П1. владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
П2.владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
П3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
П4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий;
П5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
П6.владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации; − владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
П7. Применять географические знания для объяснения оценки различных явлений и
процессов самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптация
к изменению ее условий;
П8.сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций
Шифр
комп.

Наименование
компетенций

Дескрипторы
(показатели
сформированности)

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

Распознавание
сложных
проблемные
ситуации в
различных
контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций
при решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Осуществление
эффективного
поиска.
Выделение всех
возможных
источников нужных
ресурсов, в том числе
неочевидных.
Разработка
детального плана
действий
5

Умения

Знания

Распознавать
задачу и/или
проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
Анализировать
задачу и/или
проблему и
выделять её
составные части;
Правильно
выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы;
Составить план
действия,
Определить
необходимые
ресурсы

Актуальный
профессиональн
ый и социальный
контекст, в
котором
приходится
работать и жить;
Основные
источники
информации и
ресурсы для
решения задач и
проблем в
профессионально
м и/или
социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения
работ в
профессионально
й и смежных
областях.

ОК 2

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

ОК 3

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие.

ОК 4

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять

ОК 5

ОК 6

Планирование
информационного
поиска из широкого
набора источников,
необходимого
для
выполнения
профессиональных
задач
Проведение анализа
полученной
информации,
выделяет
в
ней
главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами поиска;
Интерпретация
полученной
информации
в
контексте
профессиональной
деятельности
Применение
современной
научной
профессиональной
терминологии
Определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования
Участие в деловом
общении для
эффективного
решения деловых
задач
Планирование
профессиональной
деятельность
Грамотно устно и
письменно излагать
свои мысли по
профессиональной
тематике на
государственном
языке
Проявление
толерантность в
рабочем коллективе
Понимать
6

Определять задачи
поиска
информации
Определять
необходимые
источники
информации
Планировать
процесс поиска
Структурировать
получаемую
информацию
Выделять наиболее
значимое в
перечне
информации
Оценивать
практическую
значимость
результатов поиска
Оформлять
результаты поиска

Номенклатура
информационны
х источников
применяемых в
профессионально
й деятельности
Приемы
структурировани
я информации
Формат
оформления
результатов
поиска
информации

Выстраивать
траектории
профессиональног
о и личностного
развития

Современная
научная и
профессиональна
я терминология
Возможные
траектории
профессионально
го развития и
самообразования

Организовывать
работу коллектива
и команды
Взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

Психология
коллектива
Психология
личности

Излагать свои
мысли на
государственном
языке
Оформлять
документы

Особенности
социального и
культурного
контекста
Правила
оформления
документов.

Описывать

Сущность

ОК 7

гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционног
о поведения.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

значимость своей
профессии
(специальности)
Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

значимость своей
профессии

гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческ
ие ценности
Правила
поведения в ходе
выполнения
профессионально
й деятельности

Соблюдение правил
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
Обеспечивать
ресурсосбережение
на рабочем месте

Соблюдать нормы
экологической
безопасности
Определять
направления
ресурсосбережения
в рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Правила
экологической
безопасности при
ведении
профессионально
й деятельности
Основные
ресурсы
задействованные
в
профессионально
й деятельности
Пути
обеспечения
ресурсосбережен
ия.

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Объем образовательной программы

Объем часов
72
72

в том числе:
теоретическое обучение

56

лабораторные работы (если предусмотрено)
16

практические занятия (если предусмотрено)

Промежуточная аттестация проводится в форме- дифференцированный зачет

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ГЕОГРАФИЯ»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся

1
ВВЕДЕНИЕ
Введение в
социальную и
экономическую
географию мира
Раздел 1.
Источники
географической
информации
Тема 1.1.
Источники
географической
информации

2
Содержание учебного материала
1
География как наука. Традиционные и новые методы географических
исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в
жизни людей. Геоинформационные системы.

Уровень
усвоения

Объем
часов

3
1
1
1

Коды
компетенций,
ормированию
которых
способствует
элемент
программы

ОК 01, П1 П2
П3 П6

7

Содержание учебного материала
1
Географическая карта – особый источник информации о действительности.
Статистические материалы. Другие способы и формы получения
географической информации: использование космических снимков,
моделирование. В том числе самостоятельная работа: конспект «История
создания географических карт»
Практические работы:
1
Практическая работа № 1
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
2
Практическая работа № 2
Использование статистической информации разной формы и содержания:
обработка, анализ и представление ее в графической и картографической
формеСоставление картосхем и простейших карт, отражающих различные
географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия
9

4
1

ОК 01, П1 П2
П3 П6

3
1
1

ОК03,06,07
П3 П5 П6
ОК03,06,07
П3 П5 П6

3
Раздел 2.
Политическая
карта мира
Тема 2.1.
Политическая
карта мира

Раздел 3.
География
населения мира
Тема 3.1.
Численность и
воспроизводство
населения.
Структура
населения
Размещение и
миграции
населения.
Городское и
сельское
население

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и
представления пространственно-координированных географических данных.
Международные сравнения.

ОК03,06,07
П3 П5 П6

1

6

1

Содержание учебного материала.

4

Страны на современной политической карте мира. Их группировка по
площади территории, по численности населения. Примеры стран.
Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.
Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу
населения в странах разных типов. Примеры стран.
Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.
В том числе самостоятельная работа: Заполнение таблицы «Типология
стран»
Практические работы:
1
Практическая работа № 3
Знакомство с политической картой мира. Обозначение на контурной карте
первых пяти стран по численности населения и размерам территории.

ОК 01, П1 П2
П3 П6

2

1

ОК03,06,07
П3 П5 П6

12
Содержание учебного материала
1

8

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды.
Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая,
религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных
регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.
Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими
факторами.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах
и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.
Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
10

4

ОК 01, П1 П2
П3 П6

Экологические проблемы больших городов.В том числе самостоятельная
работа:
Работа с контурной картой :обозначить на к/к крупнейшие города мира.
Подготовка сообщения на одну из тем: «Демографическая ситуация и
демографическая политика в России, странах и регионах мира», «Урбанизация
– всемирный процесс: проблемы и перспективы», «Современные функции и
проблемы крупных городов»
Практические работы:
1.
Практическая
работа № 4
1
Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах
мира.
2
Практическая работа № 5
Определение демографической ситуации и особенностей демографической
политики в разных странах и регионах мира.
3
Практическая работа № 6
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми
ресурсами.
4
Практическая работа № 7
Перспективы демографического развития населения мира
Раздел 4.
География
мировых
природных
ресурсов
Тема 4.1.
Взаимодействие
общества и
природы.
Мировые
природные
ресурсы.
Загрязнение и
охрана
окружающей
среды

4
1

ОК03,06,07
П3 П5 П6

1

ОК03,06,07
П3 П5 П6

1

ОК03,06,07
П3 П5 П6

1

ОК03,06,07
П3 П5 П6
8

1

2

Содержание учебного материала
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Основные
типы природопользования.
Экологические ресурсы территории.
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природноресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания
природных ресурсов.
География природных ресурсов Земли. Источники загрязнения окружающей
среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов
природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
в том числе самостоятельная работа
Работа с контурной картой :обозначить на к/к крупнейшие города мира.
11

4
2

1

ОК 01, П1 П2
П3 П6

ОК 01, П1 П2
П3 П6

Подготовка сообщения на одну из тем: «Демографическая ситуация и
демографическая политика в России, странах и регионах мира», «Урбанизация
– всемирный процесс: проблемы и перспективы», «Современные функции и
проблемы крупных городов»
Практические работы:
1
Практическая работа № 8
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами
природных ресурсов.
Раздел 5.
География
мирового
хозяйства
Тема 5.1.
Мировое
хозяйство

Тема 5.2.
Отраслевая и
территориальная
структура
Мирового
хозяйста
Тема 5.3.
Факторы
размещения
отраслей
мирового
хозяйства.
Тема 5.4.

1
1

ОК03,06,07
П3 П5 П6

25

Содержание учебного материала нет.
1
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География
важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы
размещения. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны,
крупнейшие
фирмы
и
транснациональные
корпорации.
Отрасли
международной специализации стран и регионов мира; определяющие их
факторы. В том числе самостоятельная работа
Подготовка сообщения
на одну из тем: «Территориальная структура
хозяйства на примере стран разных типов», «Географическая «модель»
современного мирового хозяйства».
Содержание учебного материала
1
Аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура экономики.
Воздействие НТР на отраслевую структуру. Основные модели мирового
хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная
политика.

2
2

Содержание учебного материала
1
Новые и старые факторы размещения: фактор территории, экономического
положения,
природно-ресурсный,
транспортный,
территориальной
концентрации, наукоёмкости.

2
2

Содержание учебного материала

2
12

2
2

ОК 01, П1 П2
П3 П6

ОК 01, П1 П2
П3 П6

ОК 01, П1 П2
П3 П6

География
промышленности

Тема 5.6.
География
сельского
хозяйства и
промышленности.
Тема 5.7.
География
транспорта.
Тема 5.8.
Всемирные
экономические
отношения

Раздел 6.
Регионы и
страны мира
Тема 6.1.
Зарубежная
Европа

Новые и новейшие отрасли промышленности. Топливно-энергетический
комплекс.
2
Горно-добывающая промышленность, металлургия, машиностроение,
химическая промышленность. В том числе самостоятельная работа
Заполнение таблицы по теме «Распространение главных отраслей
животноводства и растениводства»
Практические работы:
1
Практическая работа № 9
Определение географии основных отраслей и производств мирового
хозяйства.
Содержание учебного материала
1
«Зелёная революция». Растениеводство.
1

2

Животноводство. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Содержание учебного материала
1
Географические различия в мировой транспортной системе. Сухопутный,
водный воздушный виды транспорта. Транспорт и окружающая среда.
Содержание учебного материала
1
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное
сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие
международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля
– основные направления и структура. Главные центры мировой торговли в том
числе самостоятельная работа
Подготовка сообщения на тему «Традиционные и новые формы внешних
экономических связей».

1
1

2
2

2
1
1
2
2
1
1

ОК 01, П1 П2
П3 П6

ОК03,06,07
П3 П5 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6

28
Содержание учебного материала
1
Экономически развитые и развивающиеся страны (высокоразвитые страны
Западной Европы). Географическое положение, история открытия и освоения,
природно-ресурсный потенциал, население.
2
Хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на
примере стран Европы.
13

4
2

2

ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6

Тема 6.2.
Страны
Зарубежной
Азии

Тема6.3
Австралия

Тема 6.4.
Страны Африки

Содержание учебного материала
1
Географическое положение, история открытия и освоения, природноресурсный потенциал, население.
2
Хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на
примере стран Азии. (Китай, Япония ,Индия
В том числе самостоятельная работа
Подготовка презентаций
о странах мира:«Япония», «Китай», «ЮАР»,
«Италия»
Содержание учебного материала.
1

Общие сведения. Хозяйство .Внутренние различия.

Тема 6.6.
Страны
Латинской
Америки

2

2
1

Практическая работа № 10
Определение основных направлений международной торговли; факторов,
определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Содержание учебного материала
1
Географическое положение, история открытия и освоения, природноресурсный потенциал, население, хозяйство.

1

Проблемы современного социально-экономического развития на примере
стран Африки.
Содержание учебного материала
1
Географическое положение, история открытия и освоения, природноресурсный потенциал, население. Хозяйство.
2
Проблемы современного социально-экономического развития на примере
стран Северной Америки.
Практические работы. №11
1
Практическая работа № 11
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства,
природными условиями разных территорий.

2

Содержание учебного материала
1
Географическое положение, история открытия и освоения, природноресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного
социально-экономического развития на примере стран Латинской Америки.

2
2

14

ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6

2

Практические работы:

2
Тема 6.5.
Страны Северной
Америки

4
2

4
2

4
2
2
1
1

ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК03,06,07
П3 П5 П6

ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК03,06,07
П3 П5 П6

ОК 01, П1 П2
П3 П6

Практические работы 12
1
Составление комплексной географической характеристики стран разных
типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Контрольная работа.

Раздел 7
Россия в
современном
мире
Тема 7.1.
Россия на
политической
карте мира

Тема 7.2.
Современное
хозяйство России
Тема 7.3.
Россия в
мировом
хозяйстве и
международном
географическом
разделении труд
Раздел 8.
Географические
аспекты
современных
глобальных

2
ОК03,06,07
П3 П5 П6

2

1

ОК 01, П1 П2
П3
П4,П5,П6,П7
,П8.

11

Содержание учебного материала
1
Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России. В том числе
самостоятельная работа
- составление конспектов «Россия на политич.карте мира», «Внешние
экономические связи России»
-работа с к/к : « Определение роли России в производстве важнейших видов
мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции».
Содержание учебного материала
1
Характеристика современного этапа развития хозяйства. География отраслей
международной специализации России.
Содержание учебного материала
1
Участие России в международной торговле и других формах внешних
экономических связей. Внешние экономические связи России со странами
СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными
странами; их структура.
Участие разных регионов России в географическом разделении труда.

2
2

2
2
2
2

10

15

ОК 01, П1 П2
П3 П6

ОК 01, П1 П2
П3 П6
ОК 01, П1 П2
П3 П6

проблем
человечества

Тема 8.1.
Понятие о
глобальных
проблемах
человечества

Содержание учебного материала

4

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и
настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая
проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления
отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных
проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и
специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Глобальные прогнозы. Гипотеза парникового эффекта, стабилизации
численности населения, Ойкуменополиса.
Устойчивое развитие: три главных компонента. Устойчивое развитие и
география. Международный Географический Союз.
В том числе самостоятельная работа
Составление конспекта на тему «Стратегия устойчивого развития»
Практические работы:
1
Практическая работа № 13
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией,
а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
2
Практическая работа № 14
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни;
географических аспектов различных текущих событий и
Контрольная работа .
Итоговая контрольная работа:

2

Итого:

72

1

16

2
1

1

1
1

ОК 01, П1 П2
П3 П6

ОК03,06,07
П3 П5 П6
ОК03,06,07
П3 П5 П6
ОК 01, П1 П2
П3
П4,П5,П6,П7
,П8.

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект географических карт;
- атласы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Е.И.Баранчиков
География.Профессиональное
образование.
7-издание.М.,
Издательский центр «Академия».2019.
Дополнительные источники
1.Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.:
Дрофа, Кн.1 - 2008
2.Баранчикова Е.В., География. «Академия» для СПО .: 2012.

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
рефератов, презентаций.
Результаты обучения
Критерии оценки Формы и методы контроля
(личностные, метапредметные, предметные)
и оценки результатов
обучения
Предметные
П1. владение представлениями о современной Критерии: 1
Оценка текущего контроля.
географической науке, ее участии в решении
Оценка выполнения
важнейших проблем человечества;
тестового задания. Устный
опрос
П2. владение географическим мышлением для Критерии: 1,2,3
Оценка текущего контроля.
определения
географических
аспектов
Оценка по результатам
природных,
социально-экономических
и
выполнения письменных
экологических процессов и проблем;
заданий (решение задач).
П3. сформированность системы комплексных Критерии: 1,2,3,4
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, динамике и
территориальных
особенностях
процессов,
протекающих в географическом пространстве;
П4. владение умениями проведения наблюдений Критерии: 1,3
за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в
результате
природных
и
антропогенных
воздействий;
П5. владение умениями использовать карты Критерии: 3,4,5
разного
содержания
для
выявления
закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и
явлениях;
П6. владение умениями географического анализа Критерии:1,4
и интерпретации разнообразной информации; −
владение умениями применять географические
знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений
и
процессов,
самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к изменению ее условий;
П7.сформированность представлений и знаний об Критерии: 1,3,4
основных проблемах взаимодействия природы и
общества,
природных
и
социальноэкономических аспектах экологических проблем
П8.сформированность представлений и знаний об Критерии: 1,3,4
основных проблемах взаимодействия природы и
общества,
природных
и
социальноэкономических аспектах экологических проблем.

19

Оценка текущего контроля.
Тестирование.
Оценка по результатам
практических работ.
Оценка текущего контроля.
Оценка по результатам
выполнения письменных
заданий (решение задач).
Оценка выполнения работ на
контурных картах
Оценка текущего контроля.
Оценка по результатам
практических работ. Оценка
выполнения работ на
контурных картах
Оценка текущего контроля.

Оценка текущего контроля.
Опрос. Оценка по
результатам практических
работ.
Оценка текущего контроля.
Тестирование..

1. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ наоснове изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения,
выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст
учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать
на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и
опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который
легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с
приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических
задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой
ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей
письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные
термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов
учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий
изучаемых географических явлений;
20

9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;
3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на
вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков
работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические
знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические
связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
2. Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик: выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы
или допустил:
не более двух грубых ошибок;
21

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на
последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
3. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по
географии.
Отметка "5"
1. Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности.
2. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для
проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические
умения и навыки.
3. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
4. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана
самими учащимися.
Отметка "4"
1. Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном
объеме и самостоятельно.
2. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана
при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
3. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа,
таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников.
4. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение
умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
5. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
1. Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя
или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.
2. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность
доделать работу дома).
3. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали
затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка "2"
1. Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к
выполнению этой работы.
2. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью
расходятся с поставленной целью.
3. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых
умений.
22

4. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся
неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
4. Оценка умений работать с картой и другими источниками
географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и
формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление
результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются
неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний;
допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление
результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
5. Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с
использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами
с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии
градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для
ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или
меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять
обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам
задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную
работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае
добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за
работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более
баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты,
статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные
знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков
расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны
перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но
четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название
выполненной работы .
6. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
5. Возможности использования программы в других ПООП
Программа дисциплины ОУД.10 «География» может быть использована в
программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».