ЛПЗ ОУД.10 География

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентина
Владимир
овна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место вашего
подписания
Дата: 2022-05-17 15:30:33
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Методические указания
для обучающихся
по выполнению практических работ
по дисциплине
по ОУД.10 География
по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Приаргунск 2021 г.

3

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……..……………………………………………………
Практическая работа № 1………………………………………………………
Практическая работа № 2…………………………………………..…………..
Практическая работа № 3………………………………………………...…….
Практическая работа № 4…...………………………………………………….
Практическая работа № 5……….………………….…………………………..
Практическая работа № 6……...……………………………………………….
Практическая работа № 7……………………..………………………………..
Практическая работа № 8……………………..…………..................................
Практическая работа № 9………………………………………………………
Практическая работа № 10…………………...………………………………...
Практическая работа № 11………………………………………..……………...
Практическая работа № 12…………………………………………..…………...
Практическая работа № 13…………………………………………….…………
Практическая работа № 14………………………………………….……………
Литература……………………………………………………………………...…

4

4
8
8
9
9
10
10
12
12
13
14
15
16
17
17
18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для обучающихся по выполнению лабораторных и
практических работ по дисциплине «География» разработаны на основе программы
дисциплины для профессии естественно-научного профиля:
19.01.17 Повар, кондитер.
В соответствии с рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) лабораторный
практикум является обязательной частью учебной дисциплины «География».
Практические работы по географии– активизируют познавательную
деятельность, воспитывают устойчивый интерес к предмету, создают условия для
формирования исследовательских умений, развивают творческие способности
учащихся.
На освоение дисциплины образовательной программой отводится 108 часов,
из которых: 72 часа – теоретические и 16 часов лабораторно-практические занятия.
Практические занятия, как правило, проводят в конце изучения темы с целью
закрепления, конкретизации знаний, формирования практических умений и
совершенствования уже имеющихся умений учащихся. На практических занятиях
они самостоятельно выполняют работу , пользуясь инструкцией.
Материал данного пособия содержит руководства к практическим работам
для учащихся по география.
Каждая работа содержит подробное описание (цель работы, оборудование ,
порядок выполнения и оформления работы), что поможет учащимся грамотно
организовать свою работу, правильно оформить результаты. Оформление хода и
результатов всех работ представлено в виде таблиц. Такая структура оформления
работы приучает учащихся к аккуратности, четкости и грамотному изложению
материала.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Лабораторные и практические
Название тем и разделов
работы
Раздел 1.
Источники географической
информации
Тема 1.1.
Практическая работа № 1
Источники географической
Обозначение на контурной карте
информации
основных географических объектов
Тема 1.1.
Источники географической
информации

Раздел 2.
Политическая карта мира
Тема 2.1.
Политическая карта мира

Практическая работа № 2
Использование статистической
информации разной формы и
содержания: обработка, анализ и
представление ее в графической и
картографической форме.
Геоинформационные системы как
средство получения, обработки и
представления пространственнокоординированных географических
данных. Международные сравнения.

1

2

1
Практическая
работа
№3
Знакомство с политической картой
мира. Обозначение на контурной
карте первых пяти стран по
численности населения и размерам
территории.

Раздел 3.
География населения мира
Тема 3.1.
Численность и воспроизводство
населения.
Структура населения.
Размещение и миграции
населения. Городское и сельское
население
Тема 3.1.
Численность и воспроизводство
населения.
Структура населения.
Размещение и миграции
населения. Городское и сельское
население
Тема 3.1.
Численность и воспроизводство
населения.

Кол-во
часов
3

1

4
Практическая работа № 4
Определение особенностей
расселения населения в разных
странах и регионах мира.

1

Практическая работа № 5
Определение демографической
ситуации и особенностей
демографической политики в разных
странах и регионах мира.

1

Практическая работа № 6
Определение степени обеспеченности
крупных регионов и стран трудовыми

1

6

Структура населения.
Размещение и миграции
населения. Городское и сельское
население
Тема 3.1.
Численность и воспроизводство
населения.
Структура населения.
Размещение и миграции
населения. Городское и сельское
население
Раздел 4.
География мировых
природных ресурсов
Тема 4.1.
Взаимодействие общества и
природы.
Мировые природные ресурсы.
Загрязнение и охрана
окружающей среды.
Раздел 5.
География мирового хозяйства.
Тема 5.4.
География промышленности
Раздел 6.
Регионы и страны мира.
Тема6.3
Австралия

Тема 6.5.
Страны Северной Америки.

Тема 6.6.
Страны Латинской Америки.

ресурсами

Практическая работа №7
Перспективы демографического
развития населения мира

1

1
Практическая работа № 8
Оценка обеспеченности разных
регионов и стран основными видами
природных ресурсов

1

1
Практическая работа № 9
Определение географии основных
отраслей и производств мирового
хозяйства.

1

4
Практическая работа № 10
Определение основных направлений
международной торговли; факторов,
определяющих международную
специализацию стран и регионов
мира.
Практическая работа № 11
Объяснение взаимосвязей между
размещением населения, хозяйства,
природными условиями разных
территорий.
Практическая работа №12
Составление комплексной
географической характеристики
стран разных типов и крупных
регионов мира; определение их
географической специфики.

Раздел 8.

1

1

2

2
7

Географические аспекты
современных глобальных
проблем человечества
Тема 8.1.
Понятие о глобальных
проблемах человечества.

Тема 8.1.
Понятие о глобальных
проблемах человечества.

Практическая работа № 13
Выявление по картам регионов с
неблагоприятной экологической
ситуацией, а также географических
аспектов других глобальных проблем
человечества.
Практическая работа №14
Выявление, объяснение и оценка
важнейших событий международной
жизни; географических аспектов
различных текущих событий и
ситуаций событий международной
жизни.

Итого

1

1

16

8

Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ
Практическая работа №1
Тема: Обозначение на контурной карте основных географических объектов
Цель работы:
1.Закрепить знания, полученные при изучении темы.
2.Развивать умения и навыки работы с картой.
Обеспечение работы: атласы, контурные карты, физическая карта мира.
Последовательность выполнения работы:
1.Используя знания, полученные при изучении темы карты атласа: а)
«Политическая карта мира»
б) «Минеральные ресурсы»
в) «Зарубежная Европа»
г) «Зарубежная Азия»
д) «Африка»
е) «Канада. США»
ж) «Латинская Америка»
з) «Австралия»
2.Нанесите на контурную карту следующие географические объекты (по
выбору): 1. Крупные острова 2. Крупнейшие горные системы 3. Озера 4. Заливы 5.
Проливы 6. Полуострова 7. Пустыни 8. Реки 9. Моря
Практическая работа №2
Тема: Использование статистической информации разной формы и
содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и
картографической форме. Составление картосхем и простейших карт,
отражающих различные географические явления и процессы, их
территориальные взаимодействия
Цель работы:
Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и
статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте
Обеспечение работы: атласы, политическая карта мира, контурные карты,
учебник В.П. Максаковского «География
Последовательность выполнения работы:
С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов
выполните предложенные задания:
Вариант 1:
- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту
основные месторождения нефти.
- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов
определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на
контурной карте.
- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов
определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной
карте.

9

- Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините
стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.
Вариант 2:
- Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту
основные месторождения природного газа.
- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов
определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной
карте.
- С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов
определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.
- Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого
соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его
потребления
Практическая работа №3
Тема: Знакомство с политической картой мира. Обозначение на контурной
карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории
Цель работы:
1. Закрепить знания, полученные при изучении темы.
2.Развивать умение анализировать изучаемый материал.
Обеспечение работы: атласы, политическая карта мира, контурные карты,
учебник В.П. Максаковского «География».
Последовательность выполнения работы:
1.Используя знания, полученные при изучении темы, карту атласа:
«Политическая карта мира»; «визитную карточку» учебника, нанесите на
контурную карту:
а) первые пять государств мира, выделяющихся по численности населения
б) первые пять государств мира, выделяющихся по размерам территории.
2. Обозначьте столицы выделенных государств.
Практическая работа №4
Тема: Определение особенностей расселения населения в разных странах и
регионах мира
Цель работы:
1. Закрепить знания, полученные при изучении темы.
2.Развивать умение анализировать изучаемый материал
Обеспечение работы: атласы, политическая карта мира, контурные карты,
учебник В.П. Максаковского «География
Последовательность выполнения работы:
1.Проанализируйте карту плотности населения в атласе .Выделите на ней
регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их
возникновения.
2.Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения
в атласе определите ,какие виды экстремальных условий не благоприятствуют
расселению людей .
3.Приведите примеры стран ,отличающихся особенно резкими различиями в
заселенности территории, объясните их причины.
10

4.Нанесите на контурную карту 5 стран с высокой плотностью населения.
5.Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?
Практическая работа №5
Тема: Определение демографической ситуации и особенностей
демографической политики в разных странах и регионах мира
Цель работы:
1.Закрепить понятия «воспроизводство населения», установить главные
признаки и особенности первого и второго типов воспроизводства населения.
2.Научиться объяснять по результатам сравнения процессы воспроизводства
населения на примере отдельных государств.
Обеспечение работы: карты атласа ,рисунки учебника В.П. Максаковского
«География».
Последовательность выполнения работы:
1. Изучив текст учебника (стр. 58-61, пункты 3 и 4), определите, каковы
основные показатели и признаки первого и второго типов воспроизводства.
2. По рисунку 13 на стр. 63 охарактеризуйте распространение первого и
второго типов воспроизводства населения.
3.
Проанализируйте
средние
цифровые
показатели
(формулы)
воспроизводства населения разных государств, относящихся к первому и второму
типам воспроизводства населения, сравните их и объясните различия.
4. Оформите работу в виде таблицы: Тип воспроизводства 1 тип
воспроизводства 2 тип воспроизводства. Основные признаки и показатели. Страны
распространения. Процессы воспроизводства в сравниваемых странах. Основные
направления демографической политики.
Практическая работа №6
Тема: Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран
трудовыми ресурсами
Цель работы:
Формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами
отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.
Обеспечение работы: карты атласа ,рисунки учебника В.П. Максаковского
«География».
Последовательность выполнения работы:
Вариант 1.
Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому
типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства
населения.
1. Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле
молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.
2. Сравнить доли экономически активного населения, характерные для
развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре
занятости населения.
3. Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами,
заполнив таблицу.

11

Занятость населения
Страна

Числен
ность
населе
ния

Естестве
нный
прирост

Возраст
ной
состав

Поло
вой
соста
в

в
промы
шленности

в
сельс
ком
хозяй
стве

в сфере
услуг

Вариант 2.
- Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать
районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения
- Охарактеризовать показатель естественного прироста населения.
Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.
- Дать характеристику возрастного состава населения, определить
обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности
страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности
трудовыми ресурсами через 20-30 лет.
- Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и
сельского населения
- Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня
урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.
Статистические материалы для практической работы

Страна

Бразилия

Франция

Числен
ность
населе
ния

192,5
млн.

65,4
млн.

Естестве
нный
прирост
(кол-во
чел. на
1000
жителей
)
11,43

4,25

Занятость
Возраст
ной
состав

0-14
26,3%
15-64
57%
65
старше
6,7%
0-14
18,6%
15-64
65%
12

–

Доля
город
ского
насел
ения

В
промы
шленнос
ти

В
сельск
ом
хозяйс
тве

83,1
%

14%

20%

66%

77 %

24,4%

4,1%

71,5%

В
сфере
услуг

–
и
–
–

Монголия

2,7
млн.

14,64

65
и
старше16,4%
0-14
–
27,9%
15-64 –
68,4%
65
и
старше –
3,7%

60,2
%

10%

42%

48%

Практическая работа №7
Тема: Перспективы демографического развития населения мира.
Цель работы:
1. Охарактеризовать перспективы демографического развития населения
мира. Разработать проект решения этой глобальной проблемы. 2. Учиться
объяснять причины возникновения глобальных проблем, определять пути их
решения. Учиться решать поставленные задачи в процессе коллективного
обсуждения.
Обеспечение работы: Карты атласа, таблица «воспроизводство населения
мира», учебник географии 10 класс.
Последовательность выполнения работы:
1. Изучить данную проблему в процессе коллективной работы (в группах)
Проблема рассматривается по плану: а) сущность проблемы б) причины
возникновения в) пути решения
2. По каждому вопросу плана подберите убедительные факты,
аргументируйте выводы по данной проблеме.
3. Разработайте свой проект решения демографической проблемы
4. Каждая группа защищает свой проект 5-7 минут
5. Составьте диаграммы показывающие перспективы демографического
развития в развитых странах мира, развивающихся и в России.
6. Для работы используйте текст учебника географии карты атласа ; таблицы
Практическая работа №8
Тема: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами
природных ресурсов
Цель работы:
Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с
помощью карт и статистических показателей.
Обеспечение работы: карты атласа ,рисунки учебника В.П. Максаковского
«География».
Последовательность выполнения работы:
Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
Вариант 1:
1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами
страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
13

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим,
рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт
атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью
других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз
развития страны.
Вариант 2:
1. Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными
и лесными ресурсами предложенных стран.
2. Занесите результаты в таблицу.
3. Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
4. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов
природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными,
водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Страна

Виды ресурсов
Минеральные

Земельные

Водные

Лесные

Россия
Япония
США
Практическая работа №9
Тема: Определение географии основных отраслей и производств мирового
хозяйства
Цель работы:
1. Закрепить понятие « ресурсообеспеченность » .
2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран
(регионов) мира различными видами ресурсов.
Обеспечение работы: карты атласа, рисунки учебника География» 10 класс,
политическая карта мира.
Последовательность выполнения работы:
1. Используя карту атласа, определите размеры запасов нефти, угля и газа для
стран, лидирующим по запасам этих важнейших видов топлива. Результаты
занесите в таблицу. Таблица № 1

14

Страна

Виды топлива.(Млрд.т.)
Нефть
Уголь

Запасы.

Газ
Россия
США
Канада
Китай
2. Используя текстовые карты 24,26,27 на стр. 127,128 учебника, определите
размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.
4. Разделите показатель запасов на показатель добычи. Результат деления
покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при
современном уровне его потребления. Результаты работы оформите в виде таблицы:
9 Виды топлива Страна Запасы Добыча Ресурсообеспеченность Нефть Млрд.т.
Природный газ Трлн.м³ Уголь Млрд.т. 4. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности
данных стран важнейшими видами топлив
Практическая работа №10
Тема: Определение основных направлений международной торговли;
факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов
мира
Цель работы: Развитие умений комплексного использования материала
учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных
направлений международной торговли и факторов, определяющих международную
специализацию стран и регионов мира.
Обеспечение работы: карты атласа, рисунки учебника География» 10 класс,
политическая карта мира
Последовательность выполнения работы
Используя материал учебника и справочные материалы, выполните задания.
Вариант 1.
1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. (стр. 230 231) и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного
цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.
2. Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской
продукции.
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского
импорта;
4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.
5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о
структуре её импорта и экспорта.
Вариант 2
1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. и справочную
литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути
транспортировки основных экспортных товаров Японии.
2. Подпишите названия стран - основных потребителей японской продукции.
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути японского импорта;
4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Японии.
15

5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Японии и о
структуре её импорта и экспорта.
Вариант 3
Выберите три страны Восточной Европы и дайте их характеристику по плану:
План работы:
1. Нанести на контурную карту границы выбранных стран.
2. Нанести на карту с помощью условных знаков те ресурсы, которыми
богаты выбранные страны.
3. С помощью круговых диаграмм указать крупнейшие промышленные
центры стран и отрасли их специализации. Стрелками различного цвета показать
экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.
4. Оценить возможность каждой страны обмениваться с другими странами
своей продукцией, сырьем, трудовыми ресурсами.
Название
Факторы,
Отрасли
Производственные
страны
определяющие
международной
связи
с
другими
международную
специализации
странами
специализацию

Практическая работа №11
Тема: Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства,
природными условиями разных территорий
Цель работы: Развитие и конкретизация знаний учащихся о
неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов
мира (районов внутри страны), о тесны
Обеспечение работы: карты атласа, рисунки учебника География» 10 класс,
политическая карта мира х взаимосвязях между размещением населения, хозяйства.
Вариант 1.
Последовательность выполнения работы
Выберите один из макрорегионов США, выполните предложенные задания:
Вариант 1. Северо-Восток США.
Вариант 2. Средний Запад США.
Вариант 3. Юг США.
Вариант 4. Запад США.
1. Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 276 - 281), атлас (стр.
40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную
литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание
предложенной схемы, для чего:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения;
б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата),
влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства
региона;
16

в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;
г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского
населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и
назовите крупнейшие города региона;
д)
назовите
отрасли
промышленной
и
сельскохозяйственной
специализации региона;
е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.
2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности
жизни и быта населения и хозяйство региона.
Вариант 2.
Последовательность выполнения работы
Выберите два из макрорегионов США, выполните сравнительный анализ по
плану:
Вариант 1. Северо-Восток США.
Вариант 2. Средний Запад США.
Вариант 3. Юг США.
Вариант 4. Запад США.
План для сравнительного анализа:
1. Плотность населения и крупные города макрорегиона.
2. Обеспеченность ресурсами.
3. Отрасли промышленности (преобладающие).
4. Доля сельскохозяйственной продукции в общем производстве.
5. Проблемы и перспективы развития сравниваемых районов.
6. Вывод о наличии диспропорции в развитии и размещении
производительных сил или отсутствие такой диспропорции.
7. Основные причины, обусловливающие территориальные диспропорции в
развитии отдельных районов страны.
8. Наиболее эффективные пути ликвидации территориальных диспропорций
в социально-экономическом развитии отдельных районов.
Практическая работа №12
Тема: Составление комплексной географической характеристики стран
разных типов и крупных регионов мира; определение их географической
специфики
Цель: Развитие умений давать экономико-географическую характеристику
страны, используя различные источники информации.
Обеспечение работы: карты атласа, рисунки учебника География» 10 класс:
Последовательность выполнения работы
Охарактеризуйте выбранную страну по предложенному плану:
План характеристики страны:
1. Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории,
государственное устройство, столица, участие в международных военных и
экономических организациях и т.п.);
2. Географическое положение: вид географического положения,
местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где
омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;
3. Природные условия и ресурсы;
17

4. Население: численность, особенности размещения, воспроизводства,
полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации,
крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних
миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;
5. Структура национального хозяйства;
6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные
районы и центры;
7.
Отрасли
специализации
сельского
хозяйства,
главные
сельскохозяйственные районы;
8. Характерные черты развития транспорта;
9. Характерные особенности непроизводственной сферы;
10. Внешние экономические связи: главные экономические партнёры,
структура и основные статьи экспорта и импорта;
11. Вывод о развитии страны.
Практическая работа №13
Тема: Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической
ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем
человечества
Цель:
Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала
учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных
регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин
появления таких регионов.
Обеспечение работы: карты атласа, рисунки учебника География» 10 класс.
Последовательность выполнения работы
Используя карты атласа и учебник, выполните задания:
1. Нанесите на контурную карту США государственные границы страны.
2. Используя атлас и учебник В.П. Максаковского ( стр. 268, рис. 89)
условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи
минеральных ресурсов и главные промышленные пояса США.
3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации
природной среды в результате деятельности человека: под воздействием
добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского
хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.
4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских
акваторий.
5. Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые
следует предпринять правительству США для улучшения экологического состояния
страны.
6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в США.
Практическая работа №14
Тема: Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной
жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций
событий международной жизни
Цель:

18

Формировать умение находить применение географической информации,
давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим события
международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в разных
странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития.
Обеспечение работы: карты атласа, рисунки учебника География» 10 класс
Последовательность выполнения работы:
Применяя знания, полученные в ходе изучения курса географии, используя
материалы СМИ и дополнительной литературы, дайте характеристику политических
и экономических тенденций развития предложенных стран (на ваш выбор).
Вариант 1. Германия
Вариант 2. США
Вариант 3. Китай
Вариант 4. Северная Африка
Вариант 5. Израиль
План характеристики:
1.Регион, в котором находится страна, краткая характеристика её соседей,
вывод об особенностях ЭГП и ПГП.
2.Уровень экономического развития страны, отрасли специализации,
торговые связи с другими странами (регионами) мира.
3.Участие страны в международных экономических и политических
организациях и блоках, её роль в этих блоках
4.Оценка влияния страны в мире, её роль на международной арене
5.Участие в международных конфликтах
6.Общая оценка экономической и политической ситуации в стране, прогноз
перспектив развития и роли на международной арене.

Литература:
Основные источники:
1.Е.И.Баранчиков География.Профессиональное
Издательский центр «Академия».2019.

образование.

7-издание.М.,

Дополнительные источники
1.Максаковский В.П. Географическая картина мира. 4-е изд., испр. и доп. - М.:
Дрофа, Кн.1 – 2014..

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».