Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженов а Валенти на Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-21 13:43:05 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР Димова О. А. «____» _________ 20___ г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности п. Приаргунск, 2021 г. Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм. Организация-разработчик: ГПОУ Приаргунский государственный колледж Разработчики: Лапердина Е.А преподаватель ГПОУ «ПГК» Ф.И.О., ученая степень, звание, должность Рассмотрено на заседании ПЦК информационно-экономического и кулинарного профилей Протокол №__ от «__»______________2021 г. Председатель ПЦК___________ Скорнякова Л.М. 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 ОСВОЕНИЯ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина и имеет связь с дисциплиной Калькуляция и учет. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1 проводить анализ состояния рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности; У2 ориентироваться в общих вопросах основ экономики организации питания; У3определять потребность в материальных, трудовых ресурсах; У4 применять нормы трудового права при взаимодействии с подчиненным персоналом; У5 применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; У6 защищать свои права в рамках действующего законодательства РФ. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З1 принципы рыночной экономики; З2 организационно-правовые формы организаций; З3 понятие, виды предпринимательства, виды предпринимательских рисков, способы их предотвращения и минимизации; З4 нормативно - правовые документы, регулирующие хозяйственные отношения; З5 основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; З6 формы и системы оплаты труда; З7 механизм формирования заработной платы, виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы. Наименован Ши ие фр компетенци й ОК Выбирать 1 способы решения задач профессиона льной деятельност и, применитель но к различным контекстам. Дискрипторы (показатели сформированности) Умения Знания Распознавание сложных проблемных ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации. Распознавать задачу и/или проблему в профессионально м и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; правильно Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источникиинформац ии и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. 4 Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий. Оценка рисков на каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. ОК 2. Осуществля ть поиск, анализ и интерпретац ию информации , необходимо й для выполнения задач профессиона льной деятельност и. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности. ОК 3. Планировать и реализовыва ть собственное Использование актуальной нормативноправовой документацию по профессии (специальности). выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачии/или проблемы; составить план действия, определить необходимые ресурсы. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов Поиска. Оформлять результаты Поиска. Определять актуальность нормативноправовой документации в Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. Содержание актуальной нормативноправовой документации. 5 ОК 6 ОК 9 ОК 11 профессиона льное и личностное развитие. Применение современной научной профессиональной терминологии. Определение траектории профессионального развития и самообразования. профессионально й деятельности. Выстраивать траектории профессиональног о и личностного развития. Проявлять гражданскопатриотичес кую позицию, демонстриро вать осознанное поведение на основе традиционн ых общечеловеч еских ценностей, применять стандарты антикоррупц ионного поведения. Использоват ь информацио нные технологии в профессиона льной деятельност и. Понимать значимость своей профессии (специальности). Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессионально й деятельности по профессии (специальности). Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. Использоват ь знания по финансовой грамотности , планировать предприним ательскую деятельност ьв профессиона льной сфере Определение инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности Составлять бизнес план Презентовать бизнесидею Определение источников Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи Презентовать идеи открытия собственного дела в профессионально й деятельности Оформлять Современная научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. Сущность гражданскопатриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Основы предпринимательско й деятельности Основы финансовой грамотности Правила разработки бизнес-планов Порядок выстраивания презентации Кредитные банковские 6 финансирования Применение грамотных кредитных продуктов для открытия дела бизнес-план Рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования продукты 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Обязательная аудиторная учебная нагрузка при взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретическое обучение практические занятия самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 36 26 8 2 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 04. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Экономические и правовые основы производственной деятельности Тема 1.1 Уровень Принципы Содержание учебного материала освоения рыночной 1. Понятие экономики и права. Цели, задачи и структура дисциплины, связь с экономики другими дисциплинами. 1,2 2.Основные направления социально-экономического развития России. В том числе самостоятельная работа 1 час Изучение и анализ информации о состоянии рынка ресторанных услуг Российской федерации, тенденциях его развития. 1,2 3.Производство как процесс создания полезного продукта 1,2 Факторы производства, их классификация. 1,2 4.Производственные возможности общества и ограниченность ресурсов 1,2 5.Основные понятия рыночной экономики. Монополия, антимонопольное законодательство. Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение 1,2 6.Рынок, понятие и виды, инфраструктура и конъюнктура рынка, элементы рыночного механизма (спрос и предложение, рыночные цены, конкуренция). 1,2 Уровень Содержание учебного материала освоения 1. Сущность предпринимательства, его виды. Субъекты предпринимательской деятельности, и их правовое положение Значение малого бизнеса для экономики Тема 1.2. страны, меры Предприятие (организация) как господдержки малому бизнесу. Виды предпринимательских рисков и способы их предотвращения и минимизации. В том числе самостоятельная субъект хозяйствования. работа 1 час Составление таблицы «Ресурсы предприятий и пути их сбережения 1,2 Объем часов 3 20 Осваиваемые элементы компетенций 12 2 ОК11, ОК02, ОК06,ОК9,ОК11. З1,З2,З3,З4,У1,У2, У3,У5 2 2 2 2 2 2 6 2 ОК1,ОК2,ОК6, ОК9,ОК11 У3, У5, У4,З4, З5,З6 9 2. Виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства). Признаки отрасли общественного питания, ее роль и значение в экономике страны. Понятие организации, краткая характеристика, классификация, цели и задачи деятельности. Ресурсы предприятий. Пути ресурсосбережения в организации. 2 1,2 3. Организационно-правовые формы предприятий, установленные ГК РФ, виды и особенности, достоинства и недостатки. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Тематика практических занятий и лабораторных работ 1,2 Практические занятия 1. Определение организационно-правовых форм и видов коммерческих и некоммерческих организаций, особенностей правового регулирования их деятельности. (Решение ситуационных задач) 2 2 16 Раздел 2 Основы трудового права и формы оплаты труда Уровень освоения Содержание учебного материала 1.Основные понятия трудового законодательства. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. 2,3 2.Дисциплина труда и трудовой распорядок. Материальная ответственность сторон трудового договора. Договор о материальной ответственности. Защита трудовых прав Тема 2.1 Работников. В том числе самостоятельная работа 1 час Основные Тематика практических занятий и лабораторных работ 2,3 положения законодательства, Практические занятия 2. Порядок заключения, расторжения, изменения условий трудового договора регулирующие Практические занятия 3. Определение материальной ответственности работодателей и трудовые работников. Решение ситуационных задач отношения Тема 2.2. Уровень Механизм Содержание учебного материала освоения 8 2 2 2 2 8 ОК1, ОК2,ОК9,ОК3,ОК1 1 У5,У6,З5,З2 ОК1,ОК2,ОК5, У5,У6, З7,З8 10 формирования и формы оплаты труда Всего: 1. Политика государства в области оплаты труда. Механизм формирования оплаты труда по трудовому законодательству. Формы и системы заработной платы Формирование фонда оплаты труда в организации, определение средней заработной платы. Мотивация труда, виды и способы. Техническое нормирование труда 1 3.Гарантии и компенсации при оплате труда. Удержания из заработной платы, их виды. Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся 1 Тематика практических занятий и лабораторных работ Практические занятия 4. Расчет заработной платы при различных формах оплаты труда Контрольная работа 2 2 2 2 36 Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики. Оборудование учебного кабинета: 1. Посадочные места по количеству обучающихся; 2. Рабочее место преподавателя; 3. Комплект электронных презентаций 4. Комплект учебно – методической документации 5. Методические пособия. Технические средства обучения: 1. Компьютеры 2. Принтер 3. Сканер 4. Проектор 5. Программное обеспечение общего и специального назначения. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Грибов В.Д. Экономика организаций И. Москва КНОРУС. 2021. 2. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. И Москва. Академия 2017. 3. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Изд. Ростов на/Д «Феникс» 2017 Дополнительная литература: 1. Виханский О.С. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /О.С. Виханский , А.И. Наумов.- М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.-288с. 2. Водянников В.Т.Экономика сельского хозяйства учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения / В.Т. Водянникова, Е.Г. Лысенко, А.И. Лысюк и др.; под ред. В.Т.Водянникова.- М.: КолосС, 2008.-390с 3. Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов.- 12-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 304с. 4. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /Е.Н. Кнышова.- М: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010.-304с 5. Кожевников Н.Н.Основы экономики и управления: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования /Т.Ф. Басова, В.И. Иванов, Н.Н. Кожевников и др.; под ред. Н.Н. Кожевникова.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-272с. 6. Котерова Н.П. Основы маркетинга.- учеб. пособие для нач. проф. образования/ Н.П. Котерова.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-144с. 7. Общество: энциклопедия Т. 21 Ч.1. Экономика и политика /ред. коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, М. Боярский, И. Русецкая.- 2-е изд., испр.- М.: Мир энцикопедий Аванта+, Астрель, 2008.-464с.:илл. 8. Петранёва Г.А. Экономика сельского хозяйства учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /Г.А. Петранёва, Н.Я.Коваленко, А.Н. Романов, О.А. Моисеева; под ред. Проф. Г.А. Петранёвой- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012.-288с. 9. Соколова С.В. Основы экономики.: учеб. пособие для нач. проф. образования/ С.В Соколова.7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-128с. 10. Райченко А.В. Менеджмент: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /А.В. Райченко, И.В. Хохлова.- М: «ФОРУМ», 2011.-386с. Интернет – ресурсы: www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли России www.cbr.ru Центральный банк России www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики России http://www1.minfin.ru Министерство финансов России 12 www.nalog.ru Федеральная налоговая служба России 3.3. Организация образовательного процесса Реализация программы дисциплины предусматривает выполнение обучающимися заданий для практических занятий, аудиторной (самостоятельной) работы с использованием персонального компьютера с лицензионным программным обеспечением и с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По дисциплине предусмотрена аудиторная самостоятельная работа, направленная на закрепление знаний, освоение умений, формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся. Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, укомплектованным печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет. В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья. Текущий контроль знаний и умений можно осуществлять в форме различных видов опросов на занятиях и во время инструктажа перед лабораторными и практическими занятиями, контрольных работ, различных форм тестового контроля и др. Текущий контроль освоенных умений осуществляется в виде экспертной оценки результатов выполнения лабораторных, практических занятий и заданий по внеаудиторной самостоятельной работе. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в рамках освоения общепрофессионального цикла в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам результатов обучения. Завершается освоение программы в рамках промежуточной аттестации экзаменом или дифференцированным зачётом, включающем как оценку теоретических знаний, так и практических умений. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет). Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах «Повар», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Критерии оценивания Формы и методы Результаты обучения контроля и (освоенные умения, усвоенные оценки знания) результатов обучения Освоение знаний: -принципы рыночной экономики; Устный или письменный ответ: 1. Текущий -организационно-правовые формы «5» - ответ полный и правильный на контроль в форме: организаций основании изученных теорий; материал письменного -виды предпринимательских изложен в определенной логической ответа; рисков, способы их последовательности, грамотным языком; - устного ответа предотвращения и минимизации; ответ самостоятельный. 2. Промежуточная -нормативно правовые «4» - ответ полный и правильный на аттестация в документы, регулирующие основании изученных теорий; материал форме хозяйственные отношения; изложен в определенной логической дифференцированн -основные положения последовательности, при этом допущены ого зачета. законодательства, регулирующего две-три несущественные ошибки, трудовые отношения исправленные по требованию -формы оплаты труда преподавателя. механизм формирования «3» - ответ полный, но при этом заработной платы; допущена существенная ошибка; или -виды гарантий, компенсаций и неполный, несвязный. удержаний из заработной платы. «2» - при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя. Практическое задание: 1. Текущий Освоение умений: -проводить анализ состояния «5» - 1) работа выполнена полностью и контроль в форме: рынка товаров и услуг в области правильно, сделаны правильные выводы; защиты профессиональной деятельности; 2) работа выполнена по плану с учетом практических -ориентироваться в общих техники безопасности. заданий. вопросах экономики «4» - работа выполнена правильно с Промежуточная -определять потребность в учетом 2-3 несущественных ошибок, аттестация в форме материальных, трудовых исправленных самостоятельно по дифференцированн ресурсах; требованию преподавателя. ого зачета -применять нормы трудового «3» - работа выполнена правильно не права при взаимодействии с менее, чем наполовину или допущена подчиненным персоналом; существенная ошибка. -применять экономические и «2» - допущены две (или более) правовые знания в конкретных существенные ошибки в ходе работы, производственных ситуациях; которые обучающийся не может -защищать свои трудовые права в исправить даже с консультацией рамках действующего преподавателя. законодательства. 5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП Программа дисциплины ОП.04 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» может быть использована в программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих естественно-научного профиля. 14