Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженов а Валенти на Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-21 12:11:02 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю: Зам. по УПР ГПОУ «ПГК» _____________ Димова О.А. «____ »_________________2021 г ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров профессия 43.01.09 «Повар, кондитер» Приаргунск, 2021г Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Разработчики: Скорнякова Л.М., преподаватель профессионального цикла ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК информационно-экономического и кулинарного профилей «____» ____________________2021г Председатель ПЦК ________________ Эксперты от работодателя: ____________________ (место работы) ____________________ (место работы) ___________________ (занимаемая должность) _________________________ (инициалы, фамилия) ___________________ (занимаемая должность) _________________________ (инициалы, фамилия) 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных товаров и сырья; - оценивать условия и организовывать хранение продуктов и запасов с учетом требований системы анализа. - производить расчет энергетической ценности В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - химический состав пищевых продуктов - классификацию продовольственных товаров - товароведную характеристику овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки - товароведную характеристику зерновых товаров - товароведную характеристику молочных товаров -товароведную характеристику рыбы, рыбных продуктов - товароведную характеристику мяса и мясных продуктов - товароведную характеристику яичных продуктов, пищевых жиров - товароведную характеристику кондитерских и вкусовых товаров В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: Перечень общих компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины Ши фр ОК 1 Наименование компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Дискрипторы (показатели сформированности) Умения Знания Распознавание сложных проблемных ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий. Оценка рисков на каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, сво- Распознавать задачу и/или проблему в профессионально м и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачии/или проблемы; составить план действия, определить необходимые ресурсы. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источникиинформации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. 4 ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5 его плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. ОсуществПланирование инфорлять поиск, мационного поиска из анализ и ин- широкого набора источтерпретацию ников, необходимого информадля выполнения професции, необсиональных задач. ходимой для Проведение анализа повыполнения лученной информации, задач провыделяет в ней главные фессиональ- аспекты. ной деяСтруктурировать ототельности. бранную информацию в соответствии с параметрами поиска. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Использование актуальной нормативно- правовой документацию по профессии (специальности). Применение современной научной профессиональной терминологии. Определение траектории профессионального развития и самообразования. Работать в Участие в деловом обколлективе и щении для эффективнокоманде, го решения деловых заэффективно дач. Планирование взаимодейпрофессиональной деяствовать с тельности. коллегами, руководством, клиентами. ОсуществГрамотно устно и письлять устную менно излагать свои и письменмысли по профессионую комму- нальной тематике на никацию на государственном языке. государПроявление толерантственном ность в рабочем коллекязыке с уче- тиве. том особен- 5 действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов Поиска. Оформлять результаты Поиска. Определять актуальность нормативно- правовой документации в профессиональной деятельности. Выстраивать траектории профессионального и личностного развития. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. Организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Психология коллектива. Психология личности. Основы проектной деятельности. Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов. Содержание актуальной нормативноправовой документации. Современная научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. ностей социального и культурного контекста. ОК 10. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. Использовать современное программное обеспечение. Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Перечень профессиональных компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины Код Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций ВД 1 Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами ПК 1.2. Осуществлять обработку, подготовку овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, птицы, дичи ПК 1.3. Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов разнообразного ассортимента для блюд, кулинарных изделий из рыбы и нерыбного водного сырья ПК 2.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, грибов, круп, бобовых, макаронных изделий разнообразного ассортимента ПК 2.6. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из яиц, творога, сыра, муки разнообразного ассортимента ПК 2.7. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента ПК 2.8. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из мяса, домашней птицы, дичи и кролика разнообразного ассортимента ПК 3.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента ПК 3.6. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи разнообразного ассортимента ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами 6 ВД 5 ПК 5.1. ПК 5.2. ПК 5.3. ПК 5.4. ПК 5.5. Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами Осуществлять приготовление и подготовку к использованию отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и хлеба разнообразного ассортимента Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем образовательной программы 72 в том числе: теоретическое обучение 46 практические занятия (если предусмотрено) 18 контрольная работа 8 в том числе самостоятельная работа 7 Промежуточная аттестация проводится в форме 8 ДЗ 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объ ем часов 1 Введение 2 Содержание учебного материала 3 Тема 1. Химический состав пищевых продуктов Тема 2. Классификация продовольственных товаров Тема 3. Товароведная характеристика овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины товароведения продовольственных товаров. Состояние рынка продовольственных товаров .Региональные виды сырья и пищевых продуктов Содержание учебного материала 1.Пищевые вещества: вода, минеральные вещества, углеводы, жиры, белки, витамины, ферменты. Состав пищевых веществ, значение в питании. 2. Энергетическая ценность пищевых продуктов Содержание учебного материала 1.Классификация продовольственных товаров. Уровень освоения 1 Уровень освоения 2 2 Уровень освоения 2 2. Качество и безопасность продовольственных товаров. В том числе самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда по теме №2 1ч Контрольная работа№1 по темам 1,2 2 Содержание учебного материала Уровень освоения 2 1. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки, в том числе региональных. Кулинарное назначение овощей, плодов, грибов и про9 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1-5,10,11 2 6 4 ОК 1-5,10,11 ПК1.1 У1 З1 2 6 2 ОК 1-5,9,10,11 ПК 1.1 У1, У2 З2 2 2 6 2 ОК 1-5,9,10,11 ПК 1.2 ПК 2.5 У1, У2, У3 З2, З3 дуктов их переработки Тема4. Товароведная характеристика зерновых товаров Тема 5. Товароведная характеристика молочных товаров Тема 6. Товароведная характеристика рыбы, рыбных продуктов 2. Условия и сроки хранения свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их 2 переработки Тематика лабораторных работ Практическая работа №1. Органолептическая оценка качества плодоовощных товаров, расчёт энергетической ценности. Содержание учебного материала Уровень освоения 1. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к 2 качеству зерна и продуктов его переработки: круп, муки, макаронных изделий, хлеба и хлебобулочных изделий. Кулинарное назначение зерновых товаров . 2. Условия и сроки хранения зерновых товаров в том числе самостоятель2 ная работа обучающихся Составить ассортиментные таблицы. 1ч Тематика лабораторных работ Практическая работа №2. Органолептическая оценка качества, расчёт энергетической ценности продуктов переработки зерна. Контрольная работа№2 по темам 3,4 Содержание учебного материала Уровень освоения 1. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к 2 качеству молока и молочных продуктов. Кулинарное назначение молочных товаров 2.Условия и сроки хранения молочных товаров в том числе 2 самостоятельная работа обучающихся Составить ассортиментные таблицы. Тематика лабораторных работ Практическая работа №3. Органолептическая оценка качества молочных товаров, распознавание ассортимента, расчёт энергетической ценности Уровень освоеСодержание учебного материала ния 1. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к 2 качеству рыбы, рыбных продуктов. Кулинарное назначение рыбы, рыбных 10 2 2 10 ОК 1-5,9,10,11 4 2 ПК 2.5 ПК 5.1- 5.5 У1, У2, У3 З4 2 2 6 2 ОК 1-5,9,10,11 ПК 4.1 У1, У2, У3 З5 2 2 8 2 ОК 1-5,9,10,11 ПК 1.2 -1.3 ПК2.7 ПК 3.5 У1, У2, У3 продуктов З6 2.Условия и сроки хранения рыбы и рыбных продуктов в том числе самостоятельная работа обучающихся Решение упражнений по расшифровке маркировки, указанной на упаковке 1ч Тематика лабораторных работ Практическая работа № 4. Органолептическая оценка качества рыбных товаров, расчет энергетической ценности Тема 7. Товароведная Характеристика мяса и мясных продуктов Тема 8. Товароведная характеристика, яичных продуктов, пищевых жиров Тема 9. Товароведная характеристика кондитерских и Содержание учебного материала 1.Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству, кулинарное назначение мяса и мясных продуктов. 2.Условия.сроки хранения мяса и мясных продуктов в том числе самостоятельная работа обучающихся составление таблиц1ч Тематика лабораторных работ Практическая работа №5. Органолептическая оценка качества мясных продуктов, расчет энергетической ценности Контрольная работа по темам 5,6,7 Содержание учебного материала 1. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству, кулинарное назначение яичных продуктов в том числе самостоятельная работа обучающихся Составление таблиц « Дефекты яиц», 2. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству пищевых жиров, кулинарное назначение в том числе самостоятельная работа обучающихся «Ассортимент и качество жира по стандарту» 3. Условия, сроки хранения яичных продуктов, пищевых жиров Тематика лабораторных работ Практическая работа № 6. Органолептическая оценка качества пищевых жиров, расчет энергетической ценности Содержание учебного материала 1.Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к 11 2 2 4 Уровень освоения 2 2 8 2 2 ОК 1-5,9,10,11 ПК 1.4 ПК2.8 ПК3.6 У1, У2, У3 З7 2 2 Уровень освоения 8 2 2 2 2 2 2 ОК 1-5,9,10,11 ПК2.6 У1, У2, У3 З8 2 Уровень освоения 2 12 4 ОК 1-5,9,10,11 ПК 5.1-5.5 У1, У2, У3 З9 вкусовых товаров качеству кондитерских и вкусовых товаров. Кулинарное назначение. 2. Условия и сроки хранения в том числе самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы «Ассортимент пряностей по стандарту» Тематика лабораторных работ Практическая работа № 7. Органолептическая оценка качества вкусовых товаров, распознавание ассортимента, расчёт энергетической ценности. Практическая работа № 8 Органолептическая оценка качества кондитерских товаров, расчёт энергетической ценности Контрольная работа Тест №2 по темам 8,9 2 2 2 2 2 72 Всего Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач). 12 3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: Технология кулинарного производства - учебно-методическое обеспечение дисциплины ОП. 02. «Основы товароведения продовольственных товаров», включающее в себя презентации учебных курсов, учебнометодические пособия по проведению практических занятий, методические указания по проведению контроля полученных знаний и навыков; - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно – наглядных пособий по дисциплине; - Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, принтер, проектор; 3.2. Информационное обеспечение обучения 1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г. № 213-ФЗ]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1 2. Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html 3. ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.- Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с. 4. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.Введ. 2015 01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с. 5. СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98. http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/ 6. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27 http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/ 7. СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/ 8. Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023 Основная 1. Епифанова М. В. Товароведение продовольственных товаров – М., Изд-во «Академия», 2019 2. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования / З.П.Матюхина. - М.: Академия, 2017. – 336 с., [16] с. цв. ил. Дополнительные источники 13 1. Криштафович В.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: лабораторный практикум: учебник для высш. учеб.заведений / В.И. Криштафович. – М.: Дашков и Кº, 2013. – 592 с. 2. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник / Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛипринт, 2014. – 236 с. 3. Земедлина Е.А. Товароведение и экспертиза товаров: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений / Е.А. Замедлина. – М.: РИОР, 2014 – 156 с. 4. Карташова Л.В. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения: учебник для сред.проф. образования / Л.В. Карташова, М.А. Николаева, Е.Н. Печникова. – М.: Деловая литература, 2014. – 816 с. 5. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для высш. учеб.заведений / М.А. Николаева. – М.: Норма, 2014 – 448 с. 6. Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: учебник для высш. учеб.заведений / Т.Г. Родина. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2014. – 208 с. 7. Качурина Т.А., Лаушкина Т.А. «Товароведение пищевых продуктов.»: рабочая тетрадь - М.: Академия, 2013 8. Пищевая промышленность [журнал ООО «Издательство «Пищевая промышленность»]. 9. Товаровед продовольственных товаров [Гильдия издателей периодической печати]. Интернет- ресурсы 1. http://www.foodprom.ru/journalswww-издательство-пищевая промышленность 2. http://zaita.ru/kachestvo/tovarovedenie-i-ekspertiza-kachestva-potrebitelskixtovarov.html-товароведение и экспертиза качества продовольственных товаров 3.3. Организация образовательного процесса С дисциплины Основы товароведения продовольственных товаров начинается освоение профессии Повар, кондитер. Реализация программы дисциплины предусматривает выполнение обучающимися заданий для лабораторных занятий, внеаудиторной (самостоятельной) работы с использованием персонального компьютера с лицензионным программным обеспечением и с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По дисциплине предусмотрена самостоятельная работа, направленная на закрепление знаний, освоение умений, формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся. В процессе самостоятельной работы предусматривается работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных производственных (профессиональных задач); подготовка сообщений, которая обеспечивается учебнометодической документацией по всем разделам программы. Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, укомплектованным печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет. В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья. 14 Текущий контроль знаний и умений можно осуществлять в форме различных видов опросов на занятиях и во время инструктажа перед лабораторными и практическими занятиями, контрольных работ, различных форм тестового контроля и др. Текущий контроль освоенных умений осуществляется в виде экспертной оценки результатов выполнения лабораторных, практических занятий и заданий по самостоятельной работе. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в рамках освоения общепрофессионального цикла в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам результатов обучения. Завершается освоение программы в рамках промежуточной аттестации дифференцированным зачётом, включающем как оценку теоретических знаний, так и практических умений. При реализации программы дисциплины могут проводиться консультации для обучающихся. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет). Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах «Повар», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов. 15 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Критерии оценки Результаты обучения При выполнении работы выставляется в следующих случаях: Знать : -Оценка 5 «отлично»: при устном отхимический состав пищевых продук- вете, решении ситуационных задач, тов расчетов студент логически последо- классификацию продовольственных вательно излагает материал, базирутоваров ясь на прочных теоретических знани- товароведную характеристику овоях по избранной теме; щей, плодов, грибов и продуктов их стиль изложения корректен; переработки допустима одна неточность, описка, - товароведную характеристику зеркоторая не является следствием неновых товаров знания или непонимания излагаемого -товароведную характеристику моматериала; лочных товаров При тестировании набрано баллов -товароведную характеристику рыбы, 90-100% рыбных продуктов -Оценка 4 «хорошо»: - товароведную характеристику мяса при устном ответе, решении ситуаи мясных продуктов ционных задач, расчетов студент со- товароведную характеристику яич- блюдает логическую последовательных продуктов, пищевых жиров ность изложения материала, но обос- товароведную характеристику кон- нования для полного раскрытия темы дитерских и вкусовых товаров недостаточно; допущены одна ошибка или два-три недочета в устном ответе, решении ситуационных задач, расчетов. При тестировании набрано баллов 80-90% -Оценка 3 «удовлетворительно»: частичным соблюдением требований к устному ответу, решению ситуационных задач, расчетов; допущено более одной ошибки или трех недочетов, но при этом студент обладает обязательными знаниями по излагаемой теме. При тестировании набрано баллов 70-80% -Оценка 2 «неудовлетворительно» при выполнении работы выставляется в следующих случаях: допущены существенные ошибки; студент не обладает обязательными знаниями по излагаемой теме в полной мере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. При тестировании набрано баллов менее 70% Уметь: - Оценка 5 «отлично»: проводить органолептическую оцен- студент уверенно и точно, без оши16 Формы и методы оценки Устный опрос Тестирование по темам 5,6,7,8,9 Практические работы ку качества и безопасности продовольственных товаров и сырья; - оценивать условия и организовывать хранение продуктов и запасов с учетом требований системы анализа. производить расчет энергетической ценности бок выполняет практическое задание; №1,2,3,4,5,6,7,8 соблюдает последовательность в выполнении задания; умело пользуется инструкциями, рационально организует рабочее место; соблюдает требования оформления документов - Оценка 4 «хорошо»: студент при выполнении практического задания допускает отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим аттестуемым; правильно организует рабочее место; соблюдает последовательность заполнения документов; умело пользуется инструкциями. - Оценка 3 «удовлетворительно»: ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью преподавателя; не соблюдает последовательность заполнения документов; умело пользуется инструкциями. - Оценка 2 «неудовлетворительно»: аттестуемый не умеет выполнять приемы работ практического задания; допускает серьезные ошибки в организации рабочего места; не умеет пользоваться инструкциями. 5.Возможности использования программы в других ОПОП Программа дисциплины ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров может быть использована в других профессиях СПО 17