Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-19 16:29:55 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю заместитель директора по УПР _______________Димова О. А. «_____»___________2021 года Программа учебной дисциплины ОУД.15Информатика п. Приаргунск, 2021 Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций (рекомендована ФИРО, протокол № 3 от 21.07.2015). Организация-разработчик: Приаргунский государственный колледж Разработчик: Гомбоева Ирина Сергеевна, преподаватель Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла Протокол №__ от «___» ______________ 2021 г. Председатель ПЦК _______ Протасова Ф. Р. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в состав профильных общеобразовательных дисциплин, имеет межпредметные связи со всеми профессиональными модулями в области использования информационных технологий в профессиональной сфере. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающихся представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин; развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности; приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации; владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций. Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: Л1 чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий; Л 2 осознание своего места в информационном обществе; Л3 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; Л4 умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; Л5 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; Л6 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку 4 уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; Л7 умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как профессиональной деятельности, так и в быту; Л8 готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно- коммуникационных компетенций; метапредметных: М1 умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; М2 использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; М3 использовать различные информационные объекты в изучении явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; М4 использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; М5 анализировать и представлять информацию, представленную в электронных форматах на компьютере в различных видах; М6 умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; М7 публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметных: П1 сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; П2 владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы; П3 использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; П4 владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; П5 владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; П6 сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; П7 сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); П8 владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; П9 сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; П10 понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; П11 применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: 5 Шифр комп. Наименование компетенций Дескрипторы (показатели сформированности) ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на каждом шагу Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной 6 Умения Знания Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации деятельности ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 поиска Оформлять результаты поиска Планировать и Использование актуальОпределять актуреализовывать ной нормативно-правовой альность нормасобственное документацию по противно-правовой профессиофессии (специальности) документации в нальное и Применение современной профессиональной личностное научной профессиональдеятельности развитие. ной терминологии Выстраивать траОпределение траектории ектории професпрофессионального разсионального и вития и самообразования личностного развития Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно дей- Содержание актуальной нормативно-правовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействоватьс коллегами, руководством, клиентами. Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках професси- Сущность гражданскопатриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресур- 7 ствовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ональной деятельности по профессии (специальности) Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности сы, задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. Применять средства Современные информационных средства и технологий для ре- устройства иншения профессио- форматизации нальных задач Порядок их приИспользовать соменения и провременное программное обеспеграммное обеспечение в профессичение ональной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 144 Объем образовательной программы 144 в том числе: теоретическое обучение 72 практические занятия 72 Самостоятельная работа 29 Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 1 Введение 2 Содержание учебного материала Роль информационной деятельности в современном обществе 3 Раздел 1. Информационная деятельность человека Тема 1.1. Информационное общество Тема 1.2. Профессиональная информационная деятельность человека 1 1 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, П 1 8 Содержание учебного материала Уровень освоения 1 1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 1 «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы» В том числе самостоятельная работа «Образовательные ресурсы» (1 час) Содержание учебного материала Уровень освоения 1. Виды профессиональной информационной деятельности 1 человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности (2 часа) 2. Правовые нормы, относящиеся к информации. Правона1 рушения в информационной сфере, меры их предупреждения (2 час) В том числе самостоятельная работа «Письменное оформление ответов на вопросы» (1 час) Тематика практических занятий и лабораторных работ 9 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, П 1 1 1 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П 1, П 10 4 1 Практическое занятие № 2 «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты» Раздел 2. Информация и информационные процессы Тема 2.1. Информация: представление, измерение Тема 2.2. Обработка информации 1 30 Содержание учебного материала Уровень освоения 1 1. Подходы к понятию информации и ее измерению. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации (4 часа) В том числе самостоятельная работа «Решение задач» (1 час) Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 3 «Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации» Практическое занятие № 4 «Представление информации в различных системах счисления» В том числе самостоятельная работа «Перевод чисел» (1 час) Содержание учебного материала Уровень освоения 1. Принципы обработки информации компьютером. Ариф1 метические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера (2 часа) 2. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач 1 с использованием компьютера (2 часа) 3. Компьютер как исполнитель команд. Программный 2 принцип работы компьютера (2 часа) 4. Компьютерные модели различных процессов (2 часа) 2 В том числе самостоятельная работа «Составление блоксхемы алгоритма» (1 час) Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 5«Примеры построения алгоритмов и их реализация на компьютере» В том числе самостоятельная работа «Разработка алгоритма» (1 час) Практическое занятие № 6 «Разработка несложного алгоритма решения 10 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П4 4 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П 2, П 4, П 7, П 8 8 8 2 2 Тема 2.3. Хранение, поиск и передача информации Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий Тема 3.1. Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности специалиста задачи» Практическое занятие № 7 «Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложного алгоритма» В том числе самостоятельная работа «Решение задачи в Pascal» (1 час) Практическое занятие № 8 «Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели» Содержание учебного материала Уровень освоения 1. Хранение информационных объектов различных видов на 2 различных цифровых носителях. Определение объемов различных цифровых носителей. Архив информации (3 часа) В том числе самостоятельная работа «Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика объемов различных цифровых носителей» (1 час) Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 9 «Создание архива данных. Извлечение данных из архива» В том числе самостоятельная работа «Определение степени сжатия файла» (1 час) Практическое занятие № 10 «Запись информации на внешние носители различных видов» 2 2 3 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П4 3 2 1 21 Содержание учебного материала Уровень освоения 1 1. Архитектура компьютера, основные характеристики. Состав системного блока. Характеристики микропроцессора (2) 2. Память компьютера: устройство, виды, характеристики (2) 1 3. Периферийные устройства компьютера (2) 1 4. Виды программного обеспечения компьютеров (1) 2 Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 11 «Операционная система. Графический интерфейс пользователя» 11 7 2 1 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П3 Тема 3.2. Компьютерные сети Тема 3.3. Защита информации В том числе самостоятельная работа «Работа в ОС» (1 час) Практическое занятие № 12 «Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка» В том числе самостоятельная работа «Настройка мыши» (1 час) Содержание учебного материала Уровень освоения 1. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация 1 работы пользователей в локальных компьютерных сетях Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 13 «Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер» Практическое занятие № 14 «Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа к сети» Содержание учебного материала Уровень освоения 1. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. 1 Защита информации, антивирусная защита (3 часа) В том числе самостоятельная работа «Компьютерное тестирование» (1 час) Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 15 «Защита информации. антивирусная защита» В том числе самостоятельная работа «Настройка антивирусной программы» (1 час) Практическое занятие № 16 «Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту» В том числе самостоятельная работа «Работа с электронным образовательным ресурсом» (1 час) Практическое занятие № 17 «Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места» Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов 1 2 2 1 1 3 5 2 2 1 24 12 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П3 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П 9, П 11 Тема 4.1. Информационные системы и автоматизация информационных процессов Содержание учебного материала ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П 3, П 5, П 6 Уровень освоения 1 1. Возможности настольных издательских систем: создания, организация и основные способы преобразования (верстки) текста 2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Мате2 матическая обработка числовых данных 3. Представление об организации БД и СУБД 2 В том числе самостоятельная работа «Письменное оформление ответов на вопросы» (1 час) 4. Представление о программных средах компьютерной гра2 фики и черчения, мультимедийных средах 5. Демонстрация систем автоматизированного проектирова1 ния и конструирования Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 18 «Использование систем проверки орфографии и грамматики» В том числе самостоятельная работа «Ввод текста» (1 час) Практическое занятие № 19 «Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов» В том числе самостоятельная работа «Создание публикации на основе шаблона» (1 час) Практическое занятие № 20 «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей» В том числе самостоятельная работа «Работа с электронными таблицами» (1 час) Практическое занятие № 21 «Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ» В том числе самостоятельная работа «Создание запросов» (1 час) Практическое занятие № 22 «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций. Использование презентационного оборудования» В том числе самостоятельная работа «Создание презентации» (1 час) Практическое занятие № 23 «Аудио- и видеомонтаж с использованием 13 10 14 2 2 2 2 2 2 специализированного программного обеспечения» Практическое занятие № 24 «Компьютерное черчение» В том числе самостоятельная работа «Построение геометрических фигур» (1 час) Раздел 5. Телекоммуникационные технологии Тема 5.1. Технические и программные средства телекоммуникационных технологий 2 60 Содержание учебного материала ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П 10, П 11 Уровень освоения 1 1. Технические и программные средства телекоммуникационных технологий (4) 2. Интернет-технологии, способы и скоростные характери1 стики подключения, провайдер (4) 3. Поиск информации с использованием компьютера. Про2 граммные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска (4) 4. Передача информации между компьютерами. Проводная и 2 беспроводная связь (Самостоятельная работа № 12) (2) 5. Методы создания и сопровождения сайта (6 часов) 1 Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 25 «Браузер. Примеры работы с различными сервисами» В том числе самостоятельная работа с различными браузерами (1 час) Практическое занятие № 26 «Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах» В том числе самостоятельная работа «Поиск информации в Интернете» (1 час) Практическое занятие № 27 «Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги» В том числе самостоятельная работа «Работа с электронной почтой» (1 час) Практическое занятие № 28 «Средства создания и сопровождения сайта» В том числе самостоятельная работа «Создание сайта с помощью конструктора» (1 час) 14 20 24 6 6 2 10 Тема 5.2. Сетевое программное обеспечение Тема 5.3. Управление процессами Содержание учебного материала Уровень освоения 1 1. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях (5 часов) В том числе самостоятельная работа «Компьютерное тестирование» (1 час) Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 29 «Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальных и глобальных компьютерных сетях» В том числе самостоятельная работа с электронным образовательным ресурсом (1 час) Содержание учебного материала Уровень освоения 1. Управление процессами. Представление об автоматиче1 ских и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах (3 часа) В том числе самостоятельная работа «Письменное оформление ответов на вопросы» (1 час) Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 30 «АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с программным управлением. Демонстрация использования различных АСУ на практике» В том числе самостоятельная работа «АСУ»(1 час) 5 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П 10, П 11 4 4 3 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 П 3, П 7 4 4 Всего: 144 По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач). 15 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета информатики. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Информатики»: 1. рабочее место обучающегося в комплекте: системный блок, монитор мышь, клавиатура, наушники с микрофоном; 2. рабочее место преподавателя в комплекте: ноутбук, мышь, колонки, наушники с микрофоном; 3. мультимедиапроектор; 4. лазерный принтер; 5. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение компьютеров в локальную сеть с выходом в Интернет 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Печатные издания 1. Михеева Е.В. Информатика. Практикум: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с. 2. Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с. 3. Цветкова М.С. Информатика. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: Академия, 2019. – 240 с. 4. Цветкова М.С., И.Ю. Хлобыстова. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с. 5. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с. 6. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с. Электронные издания 7. Цветкова М.С., И.Ю. Хлобыстова. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с. 8. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с. 9. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с. Дополнительные источники (печатные издания) 1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 416 с. 2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. (электронные издания) 3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 212 с. 4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 188 с. 5. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2012. – 336 с. 16 6. Лавровская О.Б. Технические средства информатизации. Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с. Интернет-ресурсы: 1. Виртуальный компьютерный музей: http://www.computer-museum.ru 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru 3. Открытый колледж: Информатика: https://college.ru/informatika/ 4. Образовательный портал http://claw.ru/ 5. Информатика и математика. Образовательный ресурс: www.ege-go.ru 6. Тесты по информатике и информационным технологиям: www.junior.ru/wwwexam 7. Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: www.klyaksa.net Периодические издания: 1. Журнал «Chip» 2. Журнал «Компьютерные инструменты в школе» http://ipo.spb.ru/journal/ 3. Журнал «Компьюарт»: https://compuart.ru 4. Журнал «Компьютерра»: https://www.computerra.ru 5. Журнал «Мир ПК»: https://www.osp.ru/pcworld/#/home 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценивания Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Предметные: Устный ответ: 1. Стартовая диагностика «5» содержание вопроса подготовки обучающихся сформированность предпо школьному курсу инставлений о роли информа- раскрыто полностью, грамотно и самостоятельно форматики; выявление моции и информационных тивации к изучению новопроцессов в окружающем «4» - в изложении допущены небольшие неточности, го материала. мире; 2. Текущий контроль: владение навыками ал- при ответе использовались наводящие вопросы препо проверка качества выгоритмического мышления полнения практических и понимание методов фор- давателя работ; мального описания алго- «3» - материал раскрыт неполно или непоследоваритмов, владение знанием проверка индивидуальосновных алгоритмических тельно, при ответе испольных заданий; зовались наводящие вопроконструкций и умением компьютерное тестиросы преподавателя анализировать алгоритмы; вание; «2» не раскрыто основное использование готовых индивидуальный устприкладных компьютерных содержание учебного матеный опрос. программ по профилю под- риала. 3. Промежуточная аттеКомпьютерное тестироваготовки; стация в форме дифференние: цированного зачета владение способами представления, хранения и «5» – не менее 85% максиобработки данных на ком- мальных баллов, «4» – не менее 70% максипьютере; владение компьютерны- мальных баллов, ми средствами представле- «3» – не менее 50% максиния и анализа данных в мальных баллов, «2» - менее 50% максимальэлектронных таблицах; сформированность пред- ных баллов. ставлений о базах данных и Практические работы: простейших средствах «5» – обучающийся пра17 управления ими; сформированность представлений о компьютерноматематических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. вильно и самостоятельно выполнил практическое задание. «4» – обучающийся при выполнении практического задания допустил незначительные ошибки, прибегал к помощи преподавателя «3» – обучающийся при выполнении практического задания допустил серьезные ошибки. «2» – обучающийся не выполнил практическое задание. 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП Программа может быть использована в общеобразовательной подготовке при освоении профессий СПО естественно-научного профиля. 18