Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженов а Валенти на Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-19 15:03:58 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» ---------------- О.А. Димова « ___» _________ 2021 г. Программа учебной дисциплины ОУД 14. Родной язык по профессии 43.01.09 Повар, кондитер пгт, Приаргунск, 2021 1 Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Основным нормативным документом, регламентирующим введение дисциплины «Родной язык (русский)» является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования». Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования. Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Разработчики: Верхотурова Витана Андреевна, преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № __ от «___»________2021 г. Председатель ПЦК _____________________ Протасова Ф.Р. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 РОДНОЙ ЯЗЫК 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык (русский)», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы входит в общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «Родной язык (русский)» направлено на достижение следующих целей: 1. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; 2. Становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению; 3. Достижение обучающимися планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья; 4. Совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; 5. Дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. Достижение поставленных целей предусматривает в т.ч. решение следующих основных задач: 1. Обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО; 2. Обеспечение преемственности основных образовательных программ основного общего, среднего общего, профессионального образования. В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Освоение содержания учебной дисциплины ««Родной язык (русский)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: 1. Воспитание уважения к родному (русскому) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; 2. Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; 3. осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского 4 языка как явления национальной культуры; 4. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5. Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 6. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 7. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; метапредметных: 1. Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; 2. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3. Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 4. Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; 5. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 6. Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; предметных: 1. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2. Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; 3. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 4. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 5. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 6. Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 8. Владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 9. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной 5 литературы. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции: Ши фр ОК 1 Наименован ие компетенци й Выбирать способы решения задач профессиона льной деятельност и, применитель но к различным контекстам. Дискрипторы (показатели сформированности) Распознавание сложных проблемных ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий. Оценка рисков на каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. 6 Умения Знания Распознавать задачу и/или проблему в профессионально м и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачии/или проблемы; составить план действия, определить необходимые ресурсы. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источникиинформац ии и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. ОК 2. ОК 3. ОК 4. Осуществля ть поиск, анализ и интерпретац ию информации , необходимо й для выполнения задач профессиона льной деятельност и. Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость результатов Поиска. Оформлять результаты Поиска. Планировать Использование Определять и актуальной нормативно- актуальность реализовыва правовой документацию нормативноть по профессии правовой собственное (специальности). документации в профессиона Применение профессионально льное и современной научной й деятельности. личностное профессиональной Выстраивать развитие. терминологии. траектории Определение траектории профессиональног профессионального о и личностного развития и развития. самообразования. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодейст вовать с коллегами, руководство м, клиентами. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности. Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельности. 7 Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. Содержание актуальной нормативноправовой документации. Современная научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. Организовывать Психология работу коллектива коллектива. и команды. Психология Взаимодействоват личности. ь с коллегами, Основы проектной руководством, деятельности. клиентами. ОК 5 Осуществля ть устную и письменную коммуникац ию на государстве нном языке с учетом особенносте й социального и культурного контекста. ОК Проявлять 6 гражданскопатриотичес кую позицию, демонстриро вать осознанное поведение на основе традиционн ых общечеловеч еских ценностей, применять стандарты антикоррупц ионного поведения. ОК7 Содействова ть сохранению окружающе й среды, ресурсосбер ежению, эффективно действовать в чрезвычайн ых ситуациях. ОК Использоват 8 ь средства физической культуры для сохранения Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке. Проявление толерантность в рабочем коллективе. Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов. Понимать значимость своей профессии (специальности). Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессионально й деятельности по профессии (специальности). Сущность гражданскопатриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережени я в рамках профессионально й деятельности по профессии (специальности) правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры Поддержание уровня Использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; 8 и укрепления здоровья в процессе профессиона льной деятельност ии поддержани е необходимог о уровня физической подготовлен ности. физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности ОК 9 Использоват ь информацио нные технологии в профессиона льной деятельност и. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. ОК 10. Использоват ь информацио нные технологии в профессиона льной деятельност и. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. ОК 11 Использоват ь знания по финансовой грамотности , планировать предприним ательскую деятельност ьв профессиона льной сфере Определение инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности Составлять бизнес план Презентовать бизнесидею Определение источников финансирования 9 достижения жизненных и профессиональны х целей; Применять рациональные приемы двигательных функций в профессионально й деятельности Пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи Презентовать идеи открытия собственного дела в профессионально й деятельности Оформлять бизнес-план Основы здорового образа жизни; Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности) Средства профилактики перенапряжения Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Основы предпринимательско й деятельности Основы финансовой грамотности Правила разработки бизнес-планов Порядок выстраивания презентации Кредитные банковские продукты Применение грамотных кредитных продуктов для открытия дела 10 Рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем образовательной программы в том числе: практические работы контрольная работа самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 11 Объем часов 36 36 4 2 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Родной язык (русский) Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Самостоятельная работа, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 1 Количество Уровень Коды часов освоенно компетенций, сти формированию которых способствует элемент программы 2 3 4 5 ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала: Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. 2 2 ОК02, ОК05, ОК10; П1, П2, П3 Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевого общения. Речевая ситуация Содержание учебного материала: Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Два уровня освоения речью: речь правильная, речь хорошая. Понятие о языковой норме. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Основные языковые средства языка. 4 3 ОК04, ОК03, ОК05, ОК10; П3, П5, П8 Тема 1.2. Функциональные стили речи Содержание учебного материала: Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, дискуссия, рецензия, конспект и др. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные признаки 4 3 ОК01, ОК05, ОК10; П2, П3, П6, П7, П8, П9 РАЗДЕЛ 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 12 публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. В том числе самостоятельная работа: переработка текстов различных функциональных стилей и жанров (2 часа) Практическая занятие №1 Создание текстов разных стилей речи. 2 РАЗДЕЛ II. ЯЗЫКОВАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ Тема 2.1. Система языка. Текст и его место в системе языка Содержание учебного материала: Текст как лингвистическая единица. Смысловая цельность и связность текста. Типы текста. Тематическая последовательность текста. В том числе самостоятельная работа: анализ смысловой и цельной и связности текста (4 часа) 6 3 ОК02, ОК04, ОК09; П3, П4, П5, П7, П8, П9 Тема 2.2. Культура речи. Основные Аспекты культуры речи Содержание учебного материала Культура речи. Понятие коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Речевой этикет. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации. 4 3 ОК02, ОК06, ОК08, ОК11; П1, П2, П5 4 3 ОК04, ОК03, ОК05, ОК10; П3, П5, П8 Тема 2.3. Языковая Содержание учебного материала: виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические норма и ее основные Основные и грамматические (морфологические и синтаксические). Орфоэпические особенности (произносительные и акцентологические) нормы. Основные нормы современного литературного произношения: Классификация орфоэпических норм: нормы произношения гласных звуков; нормы произношения согласных звуков; нормы произношения иноязычных слов; нормы постановки ударения. Лексические нормы современного русского языка. Классификация типичных 13 языковых ошибок, связанных с нарушением лексических норм: употребление слова не в том значении, какое указано в словаре; неверный выбор слова из ряда подобных (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов); речевая избыточность или многословие; несоблюдение лексической и фразеологической сочетаемости. Грамматические нормы современного русского языка. Типы ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм. Стилистические нормы. Нормативные словари русского языка. РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Тема 3.1. Русский язык и культура русского народа. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки Тема 3.2. Русский язык и культура других народов фразеологические нормы Содержание учебного материала: Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы, фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Особенности русского языкового этикета. В том числе самостоятельная работа: работа со словарями: фразеологическим, толковым словарями и т.д. (2 часа) 4 3 ОК05, ОК06, ОК10; П1, П2, П5 Содержание учебного материала: Русский язык и культура других народов. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. 2 2 ОК04, ОК05, ОК10; П1, П8, П9 Практическая занятие №2 Нахождение и исправление лексических и фразеологических ошибок. 2 Итоговое тестирование за курс обучения 2 Всего часов ОК1-ОК11; П1-П9 36 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета для проведения занятий по дисциплинам «Русский язык», «Родной язык (русский)» «Русский язык и культура речи», «Литература», «Родная литература(русская)». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-методической документации, учебные и наглядные пособия. Технические средства обучения: - доска меловая или маркерная; - компьютер; - принтер; - средства мультимедиа (проектор, смарт-доска). 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М., Русский язык. Учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. М.: Академия, 2019. – 416 с. 2. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготов-ки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2017. 3. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учрежде-ний сред. проф. образования. — М., 2017. 4. Алексеев Ф.С., Все правила русского языка в схемах и таблицах. Учеб. пособие. / Ф.С. Алексеев. М.: АСТ, 2019. – 352 с. 5. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2016. 6. Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2017. 7. Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. —М., 2018. 8. Гольцова Н.Г., Русский язык, 10-11 классы, часть 1. Учебник / Н.Г. Гольцова. М.: Русское слово, 2018. – 289 с. 9. Гольцова Н.Г., Русский язык, 10-11 классы, часть 2. Учебник / Н.Г. Гольцова. М.: Русское слово, 2018. – 305 с. Дополнительные источники: 1. Федотова Т.Л., Орфографический словарь русского языка 65000 слов. М.: Стандарт, 2019. 2. Федотова Т.Л., Орфоэпический словарь русского языка 60000 слов. М.: Стандарт, 2015. Интернет-ресурсы: 1. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (URL: http://orthographia.ru/). 2. Сайт «Академик» (https://dic.academic.ru/). 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) Критерии оценки Предметные П1. 1. Сформированность понятий о нормах Критерии: 3, 4, русского литературного языка и применение 6 знаний о них в речевой практике П2. Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения. П3. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью. Критерии: 3,4, 6,7 Критерии: 1, 3, 5, 6 П4. Владение умением анализировать текст с Критерии: 3, 7 точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; П5. Владение умением представлять тексты в Критерии: 3, 5, виде тезисов, конспектов, аннотаций, 1, 7 рефератов, сочинений различных жанров. П6. Сформированность представлений об Критерии: 3, 5 изобразительно-выразительных возможностях русского языка. П7. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях П8. Владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. П9. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Критерии: 3, 6, 1 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Оценка текущего контроля. Оценка выполнения тестового задания. Устный опрос Оценка текущего контроля. Оценка по результатам промежуточной аттестации Оценка текущего контроля. Устный опрос. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. Оценка текущего контроля. Оценка выполнения контрольной работы. Оценка по результатам анализа художественных текстов. Оценка текущего контроля. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. Оценка по результатам анализа художественных текстов Оценка текущего контроля. Оценка выполнения контрольной работы. Тестирование. Оценка текущего контроля. Опрос. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. Критерии: 6, 7 Оценка по результатам анализа художественных текстов. Устный опрос. Критерии: 6, 7 Оценка по результатам анализа художественных текстов. Устный опрос. 1. Оценка по результатам выполнения практической работы: 16 Отметка 5 Критерии оценки 1. Задание выполнено правильно. 2. Выполнение грамматического задания соответствует данной теме. 3. Алгоритм решения не нарушен. 1. Задание выполнено правильно, но имеются отклонения. 2. В грамматическом задании имеются незначительные ошибки. 3. Неправильно записан ответ. 1.Некоторые упражнения выполнены неверно. 2. Неправильно записан ответ. 3. Грамматическое задание не соответствует данной теме. 1. Обучающийся работу не выполнил. 2.Грамматическое задание не соответствует данной теме. 4 3 2 2. Оценка по результатам составления конспекта: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценки конспекта Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента. Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов. Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты. 1. Работа обучающимся не сдана. 2. Отсутствует конспект по заданной теме. 3. Материал конспекта не соответствует заданной теме. 3. Оценка по результатам текущего контроля (выполнение упражнений): Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценки 1. Упражнение выполнено правильно. 2. Грамматические задания соответствуют данной теме. 3. Правильно оформлен ответ. 1. Упражнение выполнено правильно, но имеются отклонения. 2. В грамматическом задании имеются незначительные ошибки. 3. Неправильно записан ответ. 1. Отдельные задания в упражнении выполнены неверно. 2. Неправильно записан ответ. 3. Грамматическое задание не соответствует алгоритму. 1. Обучающийся работу не выполнил. 2. Грамматическое задание не соответствует данной теме. 4. Оценка по результатам составления опорного конспекта: Оценка/баллы 5 4 Критерии оценки опорного конспекта Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; соответствие оформления требованиям; аккуратность и грамотность изложения. Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но 17 3 2 конспект не полный, нет выделения основных терминов. Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются недочеты. Работа обучающимся не сдана. Отсутствует конспект по заданной теме. Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта. 5. Оценка результатов выполнения тестовых заданий: Оценка/баллы 1б 2б 3б Критерии оценивания тестовых заданий Задания с выбором 1 ответа из 3,4 Задания с выбором 2 и более ответов из 4 Задания на определение понятия Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка: 90 ÷ 100 Отлично 80 ÷ 89 Хорошо 70 ÷ 79 Удовлетворительно менее 70 не удовлетворительно 6. Оценка результатов устного опроса: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценивания устного опроса Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в формулировании вывода Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные ошибки в формулировании вывода Отсутствует ответ на вопрос 7. Оценка по результатам анализа художественных текстов Отметка 5 4 3 Критерии оценки ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке 18 2 ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. 8. Оценка по результатам выполнения промежуточной аттестации: 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Отлично Хорошо Удовлетворительно Не удовлетворительно 5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ППССЗ Программа дисциплины ОУД 14. «Родной язык» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». 19