Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»
Баженова
Валентин
а
Владими
ровна
Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-05-19 15:02:57
Foxit Reader Версия: 9.5.0
Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
____________Димова О. А.
« ___» _________ 2021г.
Аннотация к программе учебной дисциплины
ОУД. 14 Родной язык
п. Приаргунск, 2021г
АННОТАЦИЯ
к программе учебной дисциплины ОУД. 14 Родной язык
для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
1.
Область применения
ОУД.14 «Родной язык» изучается в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
ОУД. 14 «Родной язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы входит в общеобразовательный цикл.
3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «Родной язык» направлено на достижение следующих
целей:
1. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение
родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального
народа России;
2. Становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов,
готовность к самоопределению;
3. Достижение обучающимися планируемых результатов: компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальной
образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья;
4. Совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
5. Дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
Достижение поставленных целей предусматривает в т.ч. решение следующих
основных задач:
1. Обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО;
2. Обеспечение преемственности основных образовательных программ основного
общего, среднего общего, профессионального образования.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.14 «Родной язык »
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
1. Воспитание уважения к родному (русскому) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении
веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
2. Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
3. осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
4. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5. Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
6. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
7. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
1. Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
2. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном
уровне;
3. Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4. Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
5. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
6. Умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
1. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2. Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
3. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
4. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
5. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
6. Сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
7. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
8. Владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
9. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
4. В результате освоения учебной дисциплины ОУД. 14 «Родной язык» у
выпускника должны быть сформированы следующие компетенции:
Дискрипторы
Шиф Наименование
(показатели
Умения
Знания
р
компетенций
сформированнос
ти)
ОК 1 Выбирать способы Распознавание
Распознавать
Актуальный
решения задач
сложных
задачу и/или
профессиональный
профессиональной проблемных
проблему в
и социальный
деятельности,
ситуации в
профессиональн контекст, в котором
применительно к
различных
о м и/или
приходится
различным
контекстах.
социальном
работать и жить.
контекстам.
Проведение
контексте;
Основные
анализа сложных анализировать
источникиинформа
ситуаций при
задачу и/или
ции и
решении задач
проблему и
ресурсы для
профессиональн выделять её
решения задач и
ой деятельности. составные части; проблем в
Определение
правильно
профессиональном
этапов решения
выявлять и
и/или социальном
задачи.
эффективно
контексте.
Определение
искать
Алгоритмы
потребности в
информацию,
выполнения работ в
информации.
необходимую
профессиональной
Осуществление
для решения
и смежных
эффективного
задачии/или
областях. Порядок
поиска.
проблемы;
оценки результатов
Выделение всех
составить план
решения задач
возможных
действия,
профессиональной
источников
определить
деятельности.
нужных
необходимые
ресурсов, в том
ресурсы.
числе
Реализовать
неочевидных.
составленный
Разработка
план. Оценивать
детального
результат и
плана действий. последствия
Оценка рисков
своих действий
на каждом шагу. (самостоятельно
Оценивает
или с помощью
плюсы и минусы наставника).
полученного
ОК
2.
Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.
ОК
3.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие.
результата,
своего плана и
его реализации,
предлагает
критерии оценки
и рекомендации
по улучшению
плана.
Планирование
информационног
о поиска из
широкого набора
источников,
необходимого
для выполнения
профессиональн
ых задач.
Проведение
анализа
полученной
информации,
выделяет в ней
главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами
поиска.
Интерпретация
полученной
информации в
контексте
профессиональн
ой деятельности.
Использование
актуальной
нормативноправовой
документацию
по профессии
(специальности).
Применение
современной
научной
профессиональн
ой
терминологии.
Определение
траектории
профессиональн
ого развития и
Определять
задачи поиска
информации.
Определять
необходимые
источники
информации.
Планировать
процесс поиска.
Структурировать
получаемую
информацию.
Выделять
наиболее
значимое в
перечне
информации.
Оценивать
практическую
значимость
результатов
Поиска.
Оформлять
результаты
Поиска.
Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности.
Приемы
структурирования
информации.
Формат
оформления
результатов поиска
информации.
Определять
актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональн
ой деятельности.
Выстраивать
траектории
профессиональн
ого и
личностного
развития.
Содержание
актуальной
нормативноправовой
документации.
Современная
научная и
профессиональная
терминология.
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования.
ОК
4.
Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 5
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
ОК 6
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
применять
стандарты
антикоррупционно
го поведения.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.
ОК7
ОК 8
Использовать
средства
самообразования
.
Участие в
деловом
общении для
эффективного
решения
деловых задач.
Планирование
профессиональн
ой деятельности.
Грамотно устно
и письменно
излагать свои
мысли по
профессиональн
ой тематике на
государственном
языке.
Проявление
толерантность в
рабочем
коллективе.
Понимать
значимость
своей профессии
(специальности).
Демонстрация
поведения на
основе
общечеловеческ
их ценностей.
Демонстрация
поведения на
основе
общечеловеческ
их ценностей.
Сохранение и
укрепление
Организовывать
работу
коллектива и
команды.
Взаимодействов
ать с коллегами,
руководством,
клиентами.
Психология
коллектива.
Психология
личности.
Основы проектной
деятельности.
Излагать свои
мысли на
государственном
языке.
Оформлять
документы.
Особенности
социального и
культурного
контекста.
Правила
оформления
документов.
Описывать
значимость
своей
профессии.
Презентовать
структуру
профессиональн
ой деятельности
по профессии
(специальности).
Сущность
гражданскопатриотической
позиции.
Общечеловеческие
ценности. Правила
поведения в ходе
выполнения
профессиональной
деятельности.
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережен
ия в рамках
профессиональн
ой деятельности
по профессии
(специальности)
Использовать
физкультурно-
правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной
деятельности; пути
обеспечения
ресурсосбережения
Роль физической
культуры в
физической
культуры для
сохранения и
укрепления
здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержание
необходимого
уровня физической
подготовленности.
ОК 9
ОК
10.
ОК
11
здоровья
посредством
использования
средств
физической
культуры
Поддержание
уровня
физической
подготовленност
и для успешной
реализации
профессиональн
ой деятельности
оздоровительну
ю деятельность
для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных и
профессиональн
ых целей;
Применять
рациональные
приемы
двигательных
функций в
профессиональн
ой деятельности
Пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными
для данной
профессии
(специальности)
Использовать
Применение
Применять
информационные
средств
средства
технологии в
информатизации информационны
профессиональной и
х технологий для
деятельности.
информационны решения
х технологий для профессиональн
реализации
ых задач.
профессиональн Использовать
ой деятельности. современное
программное
обеспечение.
Использовать
Применение
Применять
информационные
средств
средства
технологии в
информатизации информационны
профессиональной и
х технологий для
деятельности.
информационны решения
х технологий для профессиональн
реализации
ых задач.
профессиональн Использовать
ой деятельности. современное
программное
обеспечение.
Использовать
Определение
Выявлять
знания по
инвестиционную достоинства и
финансовой
привлекательнос недостатки
грамотности,
ть коммерческих коммерческой
планировать
идей в рамках
идеи
предпринимательск профессиональн Презентовать
ую деятельность в
ой деятельности идеи открытия
общекультурном,
профессиональном
и социальном
развитии человека;
Основы здорового
образа жизни;
Условия
профессиональной
деятельности и
зоны риска
физического
здоровья для
профессии
(специальности)
Средства
профилактики
перенапряжения
Современные
средства и
устройства
информатизации.
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.
Современные
средства и
устройства
информатизации.
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности.
Основы
предпринимательск
ой деятельности
Основы
финансовой
грамотности
Правила разработки
профессиональной
сфере
Составлять
бизнес план
Презентовать
бизнес-идею
Определение
источников
финансирования
Применение
грамотных
кредитных
продуктов для
открытия дела
собственного
дела в
профессиональн
ой деятельности
Оформлять
бизнес-план
Рассчитывать
размеры выплат
по процентным
ставкам
кредитования
бизнес-планов
Порядок
выстраивания
презентации
Кредитные
банковские
продукты
5. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Объем
часов
36
36
Объем образовательной программы
в том числе:
практические работы
4
контрольная работа
2
самостоятельная работа
8
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
6. Формы контроля.
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет
7.
Содержание дисциплины:
Раздел 1. Коммуникативная компетенция
Введение
Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевого общения. Речевая ситуация
Тема 1.2. Функциональные стили речи
Раздел 2. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция
Тема 2.1. Система языка. Текст и его место в системе языка
Тема 2.2. Культура речи. Основные аспекты культуры речи
Тема 2.3. Языковая норма и ее основные особенности
Раздел 3. Культуроведческая компетенция
Тема 3.1. Русский язык
и культура русского народа. Фольклорная лексика и
фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Тема 3.2. Русский язык и культура других народов фразеологические нормы
Итоговое тестирование за курс обучения