Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-19 09:15:16 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю: Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» ______________Димова О. А. «____»_______________2021 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Конструктор карьеры по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Приаргунск 2021г. Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Разработчик: Антонюк Надежда Тихоновна, преподаватель ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК информационно-экономического и кулинарного цикла Протокол №__ от «__»______________2021 г. Председатель ПЦК___________ Скорнякова Л.М. 2 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП 1. 2. 3. 4. стр. 4 8 11 12 14 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 «КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ» 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения программы обучающийся должен уметь: применять профессиональный стандарт для описания образа специалиста квалификации «Повар» по осваиваемой профессии; оценивать современную ситуацию на отраслевом и региональном рынке труда, и учитывать её при проектировании индивидуального плана карьерного развития; формулировать компетенции цифровой экономики по отрасли и выявлять возможности для их освоения; применять ресурсы национальной системы квалификаций профессии «Повар» для проектирования траектории профессионального развития и самообразования; ранжировать и применять наиболее действенные способы поиска вакансий на рынке труда, в том числе с использованием сети Интернет; применять механизмы национальной системы квалификаций для подтверждения уровня квалификации и профессионального развития; оценивать потенциальные возможности профессионального развития; применять методы планирования и развития карьеры; проектировать индивидуальный план карьерного развития; формировать портфолио карьерного продвижения, отслеживать свой «цифровой след»; В результате освоения программы обучающийся должен знать: суть и смысл понятий «профессия», «специальность», «квалификация»; «рынок труда», «цифровая экономика, «национальная система квалификаций», «независимая оценка квалификаций», «профессиональная карьера»; структуру профессиональных стандартов и действующих квалификационных справочников ЕТКС и ЕКС; классификацию рынка труда и перспективы развития отраслевого и регионального рынка труда; способы поиска работы, в том числе с использованием сети Интернет; функции, виды, модели, этапы, способы планирования профессиональной карьеры; структуру индивидуального плана карьерного развития; структуру, виды, алгоритм составления портфолио карьерного продвижения; возможные траектории профессионального развития и самообразования. В процессе освоения программы учебной дисциплины за счет используемых форм и методов обучения, выполняемых заданий создаются условия для формирования следующих общих компетенций: Дискрипторы Ши Наименование (показатели Умения Знания фр компетенций сформированности) ОК Выбирать Распознавание сложных Распознавать Актуальный 1 способы проблемных ситуации в задачу и/или профессиональный и решения задач различных контекстах. проблему в социальный 4 ОК 2. профессиональ ной деятельности, применительно к различным контекстам. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий. Оценка рисков на каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональ ной деятельности. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска. Интерпретация полученной информации в профессионально м и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачии/или проблемы; составить план действия, определить необходимые ресурсы. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию. Выделять наиболее значимое в перечне информации. Оценивать практическую значимость контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источникиинформац ии и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. 5 контексте профессиональной деятельности. ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональ ное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодейство вать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственно м языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданскопатриотическу ю позицию, демонстрирова ть осознанное поведение на основе традиционных общечеловечес ких ценностей, применять ОК 5 ОК 6 результатов Поиска. Оформлять результаты Поиска. Использование Определять актуальной нормативно- актуальность правовой документацию нормативнопо профессии правовой (специальности). документации в Применение профессионально современной научной й деятельности. профессиональной Выстраивать терминологии. траектории Определение траектории профессиональног профессионального о и личностного развития и развития. самообразования. Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельности. Содержание актуальной нормативноправовой документации. Современная научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. Организовывать Психология работу коллектива коллектива. и команды. Психология Взаимодействоват личности. ь с коллегами, Основы проектной руководством, деятельности. клиентами. Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке. Проявление толерантность в рабочем коллективе. Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов. Понимать значимость своей профессии (специальности). Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессионально й деятельности по профессии (специальности). Сущность гражданскопатриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. 6 стандарты антикоррупцио нного поведения. ОК 9 Использовать информационн ые технологии в профессиональ ной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. ОК 10. Использовать информационн ые технологии в профессиональ ной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимате льскую деятельность в профессиональ ной сфере Определение инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности Составлять бизнес план Презентовать бизнесидею Определение источников финансирования Применение грамотных кредитных продуктов для открытия дела Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи Презентовать идеи открытия собственного дела в профессионально й деятельности Оформлять бизнес-план Рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Основы предпринимательско й деятельности Основы финансовой грамотности Правила разработки бизнес-планов Порядок выстраивания презентации Кредитные банковские продукты 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем образовательной программы в том числе: практические занятия самостоятельная работа Объем часов 32 32 6 2 Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Конструктор карьеры» Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем Объе м в часах 1 2 Раздел 1. Современный рынок труда. Востребованные профессии и квалификации. Тема 1. Содержание учебного материала Уровень Профессиональный освоения стандарт как Терминология (понятийный аппарат) сферы труда и системы профессионального 1 инструмент образования формирования плана Описание осваиваемой профессии и квалификации в профессиональном стандарте и 2 карьерного развития федеральном государственном образовательном стандарте Информационные ресурсы национальной системы квалификаций 2 Возможные пути достижения и повышения уровня квалификации в рамках 2 профессии. Практическое занятие №1 «Анкетирование студентов: изучение готовности к построению карьеры» 3 14 9 Тема 2. Современное состояние и тенденции развития рынка труда 5 Содержание учебного материала Уровень освоения Рынок труда: основные понятия, элементы, функции. 1 Выявление и ранжирование востребованных профессий. 2 Способы поиска работы, в том числе с использованием сети Интернет. 2 Практическое занятие №2 «Общероссийский и региональный рынок труда: особенности спроса и предложения по профессии «Повар»» Раздел 2. Проектирование профессиональной карьеры Тема 3. Содержание учебного материала Профессиональная Уровень освоения 2 Коды компетенци й, формирован ию которых способствуе т элемент программы 4 ОК 01-06 ОК 09-11 З1, З2 2 1 1 2 1 1 1 2 18 18 ОК 01-06 ОК 09-11 У1, У4 ОК 01-06 ОК 09-11 З1, З2 ОК 01-06 ОК 09-11 У2, У3, У5 ОК 01-06 ОК 09-11 9 карьера, методы Профессиональная карьера: понятие, функции, виды, модели. Этапы 1 планирования профессионального и карьерного развития. Карьерограмма как инструмент управления карьерой. Способы планирования 2 профессиональной карьеры. Методы планирования карьеры. Независимая оценка квалификаций как механизм выявления соответствия 1 квалификации требованиям профессионального стандарта. Портфолио карьерного продвижения (бумажный и/или электронный вариант). 2 Структура портфолио. Алгоритм его составления с учетом запроса работодателей и перспектив развития отрасли. Индивидуальный план карьерного развития. 2 Порядок приема на работу 2 Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. 2 Практическое занятие №3 «Самооценка» Анализ собственных возможностей, умений, навыков, уровня профессиональной квалификации с учетом актуальных требований рынка труда и оценочных средств независимой оценки квалификаций Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Всего: З3-З8 ОК 01-06 ОК 09-11 У6-У10 ОК 01-06 ОК 09-11 З1-З8 У1-У10 32 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено специальное помещение: учебная аудитория для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также для самостоятельной работы, оснащенная оборудованием, техническими средствами обучения и материалами. Оборудование кабинета: - рабочие места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-методической документации; - технические средства обучения (проектор, экран) - компьютеры с выходом в Интернет по количеству обучающихся. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии). Перечень оборудования не является окончательным и может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации. Например, возможно дополнительное оснащение принтером или иными техническими средствами. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Леонов Н.И Психология общения. И., Москва. ЮРАЙТ. 2019 2. Панфилов А.П Психология общения. И., Москва. Академия 2017. 3. Шеламова Г.И.. Деловая культура и психология общения. И. Москва. Академия. 2018. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации https://nok-nark.ru/ 2. Программно-методический комплекс «Оценка квалификаций» http://kos-nark.ru/ 3. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru 4. Справочная информация: "Профессиональные стандарты" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157436/ 5. Справочник профессий Доступ: http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions 6. Атлас новых профессий. Доступ: http://atlas100.ru/ 7. Профориентационные материалы Базового центра НАРК. Составлены по наиболее востребованным и перспективным профессиям и размещены в следующих форматах: видеоролик, презентация, текст. [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.bcnark.ru/vocational-guidance-materials/ 8. Энциклопедия «Карьера». Доступ: http://www.znanie.info/portal/ec-main.html Дополнительные источники 1. Адашев, С.Ю. Эффективное поведение на рынке труда: [Текст]: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений / С.Ю. Адашев, Е.Г. Зубова, Т.Н. Кирюшина, Н.Ю. Посталюк - Доп-самара: ПРОФИ, 2002. - 78 с. 2. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Изд.2¬е, стер – Ростов н/Д: Феникс, 2014. 11 3. Щербина М. Школа карьеры [Текст]: учебное пособие/ М. Щербина. – М.: Фонд «Евразия», 2010. - 1520 с. 3.3. Организация образовательного процесса Учебные занятия в колледже проводятся по расписанию в соответствии с утвержденными учебными планами, рабочими программами реализуемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основу организации учебного процесса составляет график учебного процесса. Расписание учебных занятий, наряду с учебным планом и программами – основной документ регулирующий организацию учебного процесса в колледже. Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут, продолжительность одного вида занятий (лекция, практическое занятие и т.п.) составляет, как правило, два академических часа. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров. Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагогические работники должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - суть и смысл понятий «профессия», «специальность», «квалификация»; «рынок труда», «цифровая экономика, «национальная система квалификаций», «независимая оценка квалификаций», «профессиональная карьера»; - структуру профессиональных стандартов и действующих квалификационных справочников ЕТКС и ЕКС; - классификацию рынка труда и перспективы развития отраслевого и регионального рынка труда; - способы поиска работы, в том числе с использованием сети Устный или письменный ответ: «5» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, грамотным языком; ответ самостоятельный. «4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. «3» - ответ полный, но при 1. Текущий контроль в форме: - письменного ответа; - устного ответа 2. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. 12 Интернет; - функции, виды, модели, этапы, способы планирования профессиональной карьеры; - структуру индивидуального плана карьерного развития; - структуру, виды, алгоритм составления портфолио карьерного продвижения; возможные траектории профессионального развития и самообразования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять профессиональный стандарт для описания образа специалиста квалификации «Повар» по осваиваемой профессии; оценивать современную ситуацию на отраслевом и региональном рынке труда, и учитывать её при проектировании индивидуального плана карьерного развития; - формулировать компетенции цифровой экономики по отрасли и выявлять возможности для их освоения; применять ресурсы национальной системы квалификаций профессии «Повар» для проектирования траектории профессионального развития и самообразования; - ранжировать и применять наиболее действенные способы поиска вакансий на рынке труда, в том числе с использованием сети Интернет; применять механизмы национальной системы квалификаций для подтверждения уровня квалификации и профессионального развития; оценивать потенциальные возможности профессионального развития; этом допущена существенная ошибка; или неполный, несвязный. «2» при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя. Практическое задание: «5» - 1) работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. «4» - работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя. «3» - работа выполнена правильно не менее, чем наполовину или допущена существенная ошибка. «2» - допущены две (или более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже с консультацией преподавателя. 1. Текущий контроль в форме: защиты практических заданий. 2. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 13 применять методы планирования и развития карьеры; - проектировать индивидуальный план карьерного развития; формировать портфолио карьерного продвижения, отслеживать свой «цифровой след». 5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования. 14